Научная статья на тему 'Информационное моделирование компонент учебной деятельности студентов'

Информационное моделирование компонент учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клыгина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное моделирование компонент учебной деятельности студентов»

Для одновременного подавления помехоных сигналов, приходящих с различных направлений, система обработки должна иметь несколько каналов, количество которых (при двухэлементной антенной решетке) должно бьгп. в два раза больше количества подавляемых поме-

ховых сигналов. Такая схема построения системы обработки соответствует многолучевой антенной решетке, в которой количество формируемых лучей ДН (а следовательно, и количество направлений нулевого приема) равно числу входов диаграммообразующей схемы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - КОМПОНЕНТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

© Е.В. К.имгина

В настоящее время при постоянно растущем объеме информации студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей профессиональной деятельности. Как во время обучения, так и в дальнейшем для решения ряда профессиональных задач необходимо уметь работать с имеющейся и поступающей информацией. В частности, умение работать с печатными источниками - неотъемлемая часть информационной культуры специалиста. Для специалистов различных профилей характерны общие виды информационной деятельности: поиск информации, ее представление, передача, обработка (преобразование, хранение. систематизация, классификация, использование информации).

Студенты не всегда эффективно решают проблему, как получать и перерабатывать информацию. Обычно работа студентов с учебной информацией заключается в том, чтобы прочитать текст, запомнить его и сделать выписки. Но чаще чти выписки содержат точный текст учебника или лекций, а не план или структуру ответа.

Отсутствие привычки и умений организовывать свои знания, воспринимать, анализировать и представлять информацию также наблюдается и в том, как студент делают сообщения, доклады но прочитанной литературе. Не всегда в тексте правильно выделяются ключевые слова, понятия, характеризующие рассматриваемую проблему'. Многие затрудняются представить информацию в своей логике и структуре. Редко можно увидеть, чтобы у студентов формы представления информации были отличны от источника. Нередко после прослушивания учебного курса студенты затрудняются отвечать на теоретические вопросы, решать практические '»дачи.

Поэтому обучение следует рассматривать как деятельностный процесс, в котором студенты учатся получать новые знания. Этот процесс должен строиться так, чтобы быть наиболее удобным для усвоения учебного материала студентами, т. е. понимания, смысловой переработки, запоминания и практического применения знаний. К основным требованиям организации учебной деятельности студентов по работе с информацией можно отнести:

1) методы и приемы обучения, оценка его результатов должны стимулировать познавательную, особенно мыслительную, деятельность студента;

2) контроль хода обучения и оценка его резуль татов должны проводиться по умению использовать знания при анализе и оценке реальных систем и явлений, объяснению которых служат эти знания;

3) обучение должно включать овладение и развитие приемов и способов работы с информацией, необходимых для решения большого круга задач;

4) усвоение знаний по применению приемов и способов работы с информацией в результате их практического применения в учебной деятельности студента;

5) методика обучения должна строиться с учетом того, что прежде чем быть усвоенными, знания, умения и навыки должны пройти обработку во внешнем, материальном плане (на учебных моделях, чертежах, схемах, и так далее) и, лишь благодаря такой отработке, стать внутренним достоянием студента

Дія решения проблемы компоновки знания и мобильного его использования создаются всевозможные типы моделей представления знаний в компактном, удобном для использования виде, например, информационные модели, логические модели, семантические сети, продукционные модели и другие.

Умение строить, исследован, и использовать информационные модели является существенной стороной деятельности современного специалиста. Это требует владения следующими приемами и способами умственных и практических действий работы с информацией: моделирование, проектирование, формализация, структурирование, работа со знаковыми системами, а также представление информации в разных видах и формах.

Исходя из вышесказанного, в процессе обучения целесообразно перед студентами ставить задачи, для решения которых необходимо построение информационной модели проблемной области. В информационной модели должны быть отражены информациоштые аспекты моделируемой проблемной области в виде знаков, символов, слов, теоретических (абстрактных) построений. теорий, описаний и так далее. Как и любая другая, информационная модель должна содержать не всю информацию по проблемной области, а только ту ее часть, которая необходима для решения задачи.

После постановки задачи преподавателем студентам надо изучить проблему и определит!» объем теоретического и практического материала, необходимый для ее решения. Основное внимание на этом этапе отводится работе студента с учебной и научной литературой. И от того, насколько он ее проработает, будет зависеть не только качес тво собранного материала, но и тот объем и качество знаний, который получит студент.

При работе с литературой преподаватель обращает внимание на то. что необходимо.

- выделить все узловые понятия и категории рассматриваемой темы с соответствующими определениями:

- изложин, содержание основных научных понятии в строгой системе, в их существенных взаимосвязях и взаимоотношениях, в их соподчиненности, где более широкие понятия и категории включают в себя менее широкие (частные, конкретные);

- формализовать и чегко структурировать рассматриваемый объем собираемого материала.

При этом студенты учатся не заучивать теорию, а анализировать ее. И процессе анализа учебный материал переводится с языка учебника (лекции) на язык собственного мышления студента, что повышает его осознанность, улучшает его системность.

Следующим этапом построения информационной модели является формализация поставленной задачи и представление ее на одном из языков кодирования информации. Формализованное представление материала, отражающее взаимосвязи между понятиями проблем-

ной области, может быть реализовано в виде графа, таблицы, текста, структурно-логической схемы и/или другими наглядными способами. Наглядное представление материала позволяет судить о том. насколько собранный материал целостен, взаимосвязан, обобщен, структурирован.

Работа по созданию информационной модели проблемной области позволяет формировать и развивать у студентов необходимые приемы и способы работы с информацией.

ЛИТЕРАТУРА

1 Куприна Е.В. Развитие приемов и способов работы с информацией с помощью изучения и построения базы знании: Авто реф. дне канд пед. наук М.. 2000

2 Порам*1 В. Формы представления знаний студентов // Высшее образование в России 1999 № 4 С 58-61

3. Формирование учебной деятельности студентов / Под рсд В.Я Ляу-дне М.. 1989

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.