Научная статья на тему 'Информационно-сетевые ресурсы в повседневных практиках цифрового поколения: структура и особенности потребления'

Информационно-сетевые ресурсы в повседневных практиках цифрового поколения: структура и особенности потребления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / DIGITAL GENERATION / ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION-NETWORK RESOURCES / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЕ КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ / ELECTRONIC CHANNELS OF COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова Ольга Александровна, Лаукарт-Горбачева Ольга Викторовна

На основе результатов массовых опросов выявлены особенности молодежной Интернет-аудитории Республики Татарстан. Проанализированы практики использования информационно-сетевых ресурсов, такие как частота обращения к сети Интернет; предпочитаемые источники информации; специфика использования Интернет-ресурсов в образовательных целях; информационные каналы общения; социальные сети и др. Интерпретация результатов исследования позволила сформулировать вывод о важной роли информационно-сетевых технологий в повседневных практиках современного молодого поколения, отличающих его от старших поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Максимова Ольга Александровна, Лаукарт-Горбачева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and Network Resources in Everyday Practice of Digital Generation: Structure and Consumption Features

Based on the results of mass surveys, the authors revealed features of the youth Internet audience of the Republic of Tatarstan. The practice of using information and network resources, such as the frequency of access to the Internet; preferred sources of information; specificity of using Internet resources for educational purposes; information channels of communication; social networks, etc., were analyzed. Interpretation of the research results allowed to formulate a conclusion about the important role of information and network technologies in the everyday practices of the contemporary young generation that distinguish it from the older generations.

Текст научной работы на тему «Информационно-сетевые ресурсы в повседневных практиках цифрового поколения: структура и особенности потребления»

УДК 316.356

Информационно-сетевые ресурсы в повседневных практиках цифрового поколения: структура и особенности потребления*

Максимова О.А.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета; доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

Лаукарт-Горбачева О.В.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

т

На основе результатов массовых опросов выявлены особенности молодежной Интернет-аудитории Республики Татарстан. Проанализированы практики использования информационно-сетевых ресурсов, такие как частота обращения к сети Интернет; предпочитаемые источники информации; специфика использования Интернет-ресурсов в образовательных целях; информационные каналы общения; социальные сети и др. Интерпретация результатов исследования позволила сформулировать вывод о важной роли информационно-сетевых технологий в повседневных практиках современного молодого поколения, отличающих его от старших поколений.

Ключевые слова: цифровое поколение, информационно-сетевые ресурсы, Интернет-технологии, электронные каналы общения, социальные сети.

Общество XXI в. без каких-либо ограничений можно уверенно характеризовать как информационное общество. Масштабное распространение цифровых, информационно-сетевых технологий кардинальным образом трансформировало все сферы функционирования социума. Если еще в 1980-2000 гг. исследователи констатировали наличие «цифрового разрыва», характеризовавшего неравную степень доступа представителей разных обществ и социальных групп к цифровым технологиям, и Россия оказывалась именно в числе отстающих от процесса цифровизации обществ, то в настоящее время указанный разрыв практически ликвидирован. Доступ к информационно-сетевым ресурсам стал всеобщим.

Поколение, родившееся и проходящее стадию своей активной социализации в условиях цифровой среды, характеризуется исследователями как цифровое поколение. Как отмечают Дж. Пэлфри и У Гассер, цифровое поколение - это люди, родившиеся в цифровую эру (после 1980 г.), имеющие доступ к цифровым технологиям и обладающие хорошими навыками работы на компьютере [1, с. 346].

Формирование нового цифрового поколения обусловливает актуальность изучения его особен-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 17-06-00474 «Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтноконфессиональ-ном обществе (на материале Республики Татарстан)».

ностей. Исследовательскими коллективами при непосредственном участии авторов статьи в 2017 г. реализовано два проекта - «Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтно-конфессиональном обществе (на материале Республики Татарстан)» и «Роль информационно-сетевых технологий в формировании этноконфессиональ-ной толерантности/интолерантности молодого поколения Республики Татарстан». Одной из задач указанных проектов являлся анализ структуры и особенностей Интернет-аудитории Республики Татарстан, специфики использования информационно-сетевых ресурсов в повседневных практиках разных поколений. В рамках указанных проектов собран обширный эмпирический материал. Так, в апреле-мае 2017 г. реализовано комплексное социологическое исследование, включившее в себя репрезентативный опрос населения Республики Татарстан (N = 1480 чел.); глубинные нарративные интервью с представителями различных поколений татарстанцев (N = 20) и нарративные эссе представителей молодого поколения (N = 750); в сентябре 2017 г. проведен репрезентативный массовый опрос молодежи Республики Татарстан с выборочной совокупностью 1241 чел., а также трёх фокус-групп с активными Интернет-пользователями, что позволило выявить количественные и ценностно-смысловые параметры структуры молодежной Интернет-аудитории.

Как показали результаты проведенных исследований, современная российская молодежь однозначно может быть отнесена к цифровому поколению, не исключенному из общемировых тенденций информатизации. Результаты нашего исследования также можно сопоставить с типологией поколений, предложенной Н. Хоувом и У. Штраусом, согласно которой новые цифровые поколения - это поколение Миллениума или поколение Y, рожденное в период 1982-2004 гг., и поколение Z, рожденное после 2005 г. [2]. Именно представители этих поколений, на наш взгляд, могут быть охарактеризованы как «цифровое поколение», поскольку их социализация проходит под воздействием цифровой среды. Но если поколение Y в российских условиях начало осваивать цифровые технологии в подростковом возрасте (с 1990-х гг.), то российское поколение Z имеет сходные с западными странами техногенные социализацион-ные условия. 180

Согласно результатам проведенного массового опроса 68,2 % опрошенных татарстанцев ежедневно используют сеть Интернет, 6,9 % - несколько раз в неделю, 9,7 % - время от времени. И лишь 14,1 % респондентов ответили, что они практически не пользуются Интернетом. При этом доля молодых людей, практически не пользующихся Интернетом, оказалась менее 1 %, что фактически, с учетом погрешности выборки может рассматриваться как нулевой показатель.

Интересно, что сравнение данных 2017 г. с данными, полученными нами в ходе опроса 2012 г. [3, с. 6-7], демонстрирует безусловную позитивную динамику в степени вовлеченности всех поколений в практики использования сети Интернет (см. табл. 1).

Как видно из представленных данных, за прошедшие 5 лет доля представителей молодого поколения, ежедневно выходящих в сеть Интернет, превысила 90 %.

Ответы на вопрос «Сколько примерно времени в день Вы поводите в Интернете?» распределились следующим образом: не более часа в день (3 %); 1-3 часа (36,1 %); 5-7 часов (38,2 %); провожу в Интернете большую часть времени (22,7 %).

Пятерку самых популярных в свободное время занятий опрошенных молодых татарстанцев составили нахождение в виртуальной реальности посредством различных гаджетов (13,1 %), расслабление, отдых (12,4 %), встреча и общение с друзьями (12,2 %), чтение книг, газет, журналов (10,1 %), поход в кино (10 %).

Анализ результатов исследования также показал, что опрошенная молодежь предпочитает получать новостную информацию в электронном виде. На вопрос «Читаете ли Вы периодические новостные издания (газеты, журналы) и если да, то в какой форме?» было получено следующее распределение ответов: читаю в основном печатные новостные

Таблица 1

Частота посещения представителями разных поколений

сети Интернет: динамика с 2012 по 2017 гг. (в % к числу опрошенных в каждой возрастной категории)

Как часто Вы выходите в Интернет? Возраст респондентов (лет)

16-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 лет и старше

Каждый день 2012 г 83,1 72,7 43,3 32,2 20,4 5,0

2017 г. 93,3 90,3 85,6 61,5 53,6 13,7

Несколько раз в неделю 2012 г. 12,1 10,8 18,1 13,4 10,8 8,9

2017 г. 2,1 6,8 6,6 12,6 10,0 3,8

Время от времени 2012 г. 2,6 11,5 23,3 27,4 20,4 10,9

2017 г. 3,4 2,3 7,0 17,2 16,7 16,6

Практически не пользуюсь Интернетом 2012 г. 2,2 5,0 15,2 27,0 48,5 75,2

2017 г. 1,3 0,6 0,8 8,8 19,6 65,9

издания (3,3 %); читаю в основном электронные новостные издания (41,9 %); читаю и печатные, и электронные издания (17,6 %).

Активно используются опрошенной молодежью Татарстана Интернет-ресурсы в образовательных целях. Так, большинство респондентов (89 %) отметили, что поиск необходимой для учебы или работы информации осуществляют в Интернете, более половины молодых татарстанцев (58 %) используют Интернет в данных целях ежедневно. Интернет-ресурсы активно используются респондентами для просмотра видеолекций, уроков, вебинаров: 28 % респондентов просматривают видеолекции, веби-нары, видеоуроки в Интернете каждый день; 34 % - раз в несколько дней; 19 % опрошенных - один, два раза в месяц. Около половины опрошенной молодежи (46 %) для выполнения домашних заданий часто пользуется образовательным порталом своего учебного заведения.

Почти половина опрошенных представителей цифрового поколения (49 %) имеют опыт дистанционного обучения, и причем около трети респондентов (29 %) отметили, что данную форму обучения используют несколько раз в месяц. Также половина молодых респондентов (50 %) указала, что участвовала в скайп-конференциях и Интернет-олимпиадах.

Для выхода и использования Интернета опрошенные молодые татарстанцы все чаще предпочитают мобильные устройства и гаджеты, нежели стационарные компьютеры. С сотового телефона обычно выходят в Интернет 94,1 % опрошенных, с ноутбуков и планшетов - 50,6 % и со стационарных компьютеров - 20,2 %.

Самым популярным электронным каналом общения среди опрошенной молодежи является WhatsApp (88,8 %). На период опроса набирал популярность и такой коммуникационный канал, как Telegram (46,9 %). Достаточно активно используется Skype (42,4 %). Не пользуется особой популярностью среди молодых татарстанцев Viber (13,2 %) и практически не используется молодежью Fb Messenger (4,5 %).

Бесспорными лидерами среди используемых молодежью Татарстана социальных сетей являются по результатам проведенного опроса Вконтакте и Instagram. Так, согласно данным исследования, подавляющее большинство опрошенных молодых респондентов (99,5 %) зарегистрировано в Вкон-такте и очень активно использует эту социальную сеть (95,6 %). На втором месте по популярности -социальная сеть Instagram: 74,2 % опрошенных зарегистрировано в этой сети и 60,2% пользуются ею. Также около половины респондентов (44,5 %) отметили, что зарегистрированы в Telegram, но пользуются этой социальной сетью не так часто (23,0 %). Отметим тот факт, что значительная доля опрошен-

ных молодых людей зарегистрирована в таких сетях, как Google+ (34,2 %), Facebook (32,3 %), Twitter (25,9 %) и Мой мир (24,1 %), но при этом очень редко использует данные социальные сети (7,1; 3,8; 8,2 и 2,4 % соответственно).

Закономерным явилось распределение ответов опрошенных молодых татарстанцев на вопрос «Можете ли Вы представить свою жизнь без компьютера и Интернета?»:

1) нет, мне сложно представить свою жизнь без компьютера и Интернета - 33,7 % опрошенных;

2) могу обойтись без Интернета, но без компьютера вообще - нет - 3,6 % опрошенных;

3) могу обойтись без компьютера, но без Интернета - нет - 36,7 % опрошенных;

4) да, легко могу обойтись и без того, и без другого - 14,9 % опрошенных;

5) свой вариант - 9,5 % опрошенных;

6) затрудняюсь ответить - 1,6 % опрошенных.

Как видно из приведенных данных, треть опрошенных молодых татарстанцев (34 %) не представляют своей жизни без Интернета и компьютера. Незначительная доля молодежи (3,6 %) отметила возможность отсутствия Интернета, но не компьютера. Каждый третий респондент (37 %) может обойтись без компьютера, но не без Интернета (в данном случае компьютер может быть заменен различными видами современных гаджетов). Лишь 15 % опрошенных молодых татарстанцев заявили, что легко могли бы обойтись без Интернета и компьютера.

Представляет особую значимость и проблема понимания респондентами опасности сетей, ставших привычной средой повседневных практик молодежи. Так, на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что Интернет и социальные сети несут в себе определенные угрозы для общества?» (можно было выбрать не более двух ответов) выбрали ответ «Да, они негативно влияют на психику молодежи, провоцируют рост самоубийств, терроризма» 15,6 % опрошенных, «Да, они способствуют подрыву стабильности в обществе, способствуют массовым беспорядкам» - 9,8 %. Сугубо социальный вред отметили 39,5 % (вариант «Да, они отрывают человека от реальной жизни»). В то же время не видят серьезных угроз в распространении Интернета и социальных сетей 47,5 % молодых респондентов.

Вместе с тем вряд ли можно отрицать и позитивные перемены в тезаурусе и быстроте его пополнения у молодежи благодаря общению в сетях и поисковых системах. Это отмечают и опрошенные. Так, если встретится новое понятие или термин, то наберут его в поисковике (Yandex, Google и т.п.) подавляющее большинства опрошенной молодежи (97 %), каждый пятый (21 %) обратится за помощью к знакомым или друзьям, примерно такая же доля молодых людей (18 %) попросят помощи у взрослых (родителей, преподавателей и т.д.), и лишь не-

значительная доля молодых татарстанцев (3,8 %) статут искать незнакомое понятие, термин в книгах, энциклопедиях, имеющихся дома и тем более пойдут в библиотеку (0,9 %). Очевидно, что печатные источники информации не пользуются у молодых такой популярностью, как Интернет-ресурсы.

Таким образом, мы можем утверждать несомненную значимость информационно-сетевых технологий в повседневных практиках современного молодого поколения. Фактически виртуальная реальность стала полем конструирования повседневности молодого поколения, его особой энтелехией, отделяющей цифровое поколение от старших поколений.

Литература:

1. Пэлфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. - М.: Экмо, 2011. - 368 с.

2. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - N.Y.: William Morrow & Company, 1991. - 554 p.

3. Максимова О.А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 81. - 2013. - № 22 (313). - С. 6-10.

Information and Network Resources in Everyday Practice of Digital Generation:

Structure and Consumption Features

O.A. Maksimova Kazan (Volga-Region) Federal University, Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev-KAI

O.V. Laukart-Gorbacheva Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev-KAI

Based on the results of mass surveys, the authors revealed features of the youth Internet audience of the Republic of Tatarstan. The practice of using information and network resources, such as the frequency of access to the Internet; preferred sources of information; specificity of using Internet resources for educational purposes; information channels of communication; social networks, etc., were analyzed. Interpretation of the research results allowed to formulate a conclusion about the important role of information and network technologies in the everyday practices of the contemporary young generation that distinguish it from the older generations.

Key words: digital generation, information-network resources, Internet technologies, electronic channels of communication, social networks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.