Ь Л» \ Практическая
' У ' опыт, проблемы
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
У. В. Панкратьева
В данной статье освещены результаты исследования степени готовности правоохранительных органов к обеспечению безопасности граждан во время проведения городских массовых мероприятий. На основании исследования обосновывается необходимость разработки практических рекомендаций по оптимизации и совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. В своей работе мы исходим из того, что социально-психологическая информация выступает важнейшим прогностическим и действенным инструментарием в профилактике и предотвращении массовых беспорядков, поскольку стихийное назревание социально-психологических явлений предшествует непосредственным действиям, влекущим за собой массовые беспорядки.
Ключевые слова: массовые мероприятия, массовые беспорядки, информационно-психологическое обеспечение, прогнозирование.
Жители и гости большого города нередко сталкиваются с проблемой физической безопасности. Риск ее нарушить увеличивается во время проведения массовых мероприятий, и для крупных городов страны эти проблемы имеют особое значение. Организация культурно-массовых, спортивных и общественно-политических мероприятий - один из критериев оценки деятельности правительства, общественных организаций, правоохранительных органов.
Демократизация жизни России сопряжена с увеличением числа многолюдных митингов, демонстраций, пикетирований, которые нередко сопровождаются стихийными проявлениями и ведут к возникновению массовых беспорядков. Они делают проблему безопасности человека и общества наиболее актуальной для социальной жизни и, как следствие, ставят задачу интенсификации психологических исследований и практических разработок в этом направлении.
Проблема массовых беспорядков изучалась в рамках психологии толпы, которая в настоящее время выделилась в самостоятельную общепринятую научную дисциплину. В Х1Х-ХХ столетиях широкое распространение получили труды Г. Лебона, Г. Тарда, Ш. Сигеле, В. Парето. К ней обращались 3. Фрейд, В. Райх, К. Ясперс, Д. Рисман, Р. Парк, Дж. Смельзер и др.
В отечественной социальной психологии проблемами исследования больших социальных групп занимались Г. Г. Дилигенский, А. Л. Журавлев, Д. В. Ольшанский, Б. Д. Парыгин, Б. Ф. Поршнев, П. Н. Шихирев, В. Е. Шо-рохова, И. В. Якушев.
С точки зрения юридической науки массовые беспорядки рассматриваются как уголовно и административно наказуемый вид преступления. Хорошо известен «эффект толпы», когда законопослушные граждане под влиянием массового психоза начинают совершать преступные действия. В связи с этим возникла необходимость выделить проблему массовых беспорядков как прикладную и изучать ее применительно к деятельности органов внутренних дел, с опорой на психологическую науку. Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда есть объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой, толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные структуры.
Необходимость разработки практических рекомендаций по оптимизации и совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности при проведении массовых мероприятий была обусловлена результатами проведенного нами исследования, целью которого являлось определение степени готовности правоохранительных органов к обеспечению безопасности граждан в ходе массовых мероприятий.
Работа строилась следующим образом:
1. Изучение мнения экспертов - руководителей милиции общественной безопасности, в сферу деятельности которых входит обеспечение безопасности граждан, защита их жизни и здоровья во время проведения массовых городских мероприятий:
- о существующих проблемах, которые появляются в ходе реализации возложенной на них функции обеспечения общественного порядка при проведении массовых общественных мероприятий;
- о потребностях милиции общественной безопасности в информационно-психологическом обеспечении ее деятельности на массовых мероприятиях;
- о сопровождении планируемых действий правоохранительных органов со стороны средств массовой информации и их разъяснительно-пропагандистской работе; в обучении и повышении квалификации сотрудников МОБ в области обеспечения безопасности на массовых мероприятиях;
- об адекватности нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения безопасности граждан в дни массовых общественных мероприятий.
2. Оценка удовлетворенности населения деятельностью правоохранительных органов в дни массовых мероприятий в городе.
3. Сбор социологической информации по проблеме массовых беспорядков во время проведения массовых мероприятий.
Всего было опрошено в качестве экспертов 75 респондентов - руководителей милиции общественной безопасности среднего и высшего звена. В исследовании принимали участие: начальствующий состав полка патрульно-постовой службы милиции, отдельного батальона милиции по охране общественного порядка на массовых мероприятиях, руководители милиции общественной безопасности районных подразделений, а также УВД по г. Красноярску и ГУВД по Красноярскому краю.
Исследование предполагало также опрос граждан -жителей Красноярска. Определенная сложность при его проведении возникла в связи с массовостью опроса. Всего было опрошено 270 человек.
По данным Управления обеспечения общественного порядка ГУВД Красноярского края, чаще всего в городе проводятся культурно-массовые мероприятия: праздничные народные гулянья, праздники, не имеющие политической окраски (Новый год, День города и т. п.), религиозные праздники, юбилеи (например, 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина или 375 лет со дня основания Красноярска), масштабные концерты и т. д.
Второе место по частоте проведения занимают спортивные мероприятия (в частности, футбольные и хоккейные матчи).
На третьем месте по количеству массовых мероприятий стоят общественно-политические мероприятия (митинги, пикеты, уличные шествия, выступления граждан).
Нужно отметить, что частота проведения мероприятий отнюдь не пропорциональна количеству вовлеченных в них людей. Так, наиболее массовым видом являются спортивные мероприятия. Ввиду наибольшей массовости этого вида мероприятий, а также из-за плохо предсказуемой и зачастую носящей агрессивный характер активности болельщиков именно этот вид общественных массовых мероприятий является наименее контролируемым.
На втором месте по массовости стоят культурные мероприятия, на последнем - общественно-политические.
1. Комплексная оценка готовности сотрудников правоохранительных органов к обеспечению безопасности при проведении массовых общественных мероприятий.
Массовые общественные мероприятия, являющиеся частью образа жизни жителей больших городов, становятся все более сложными с точки зрения обеспечения общественной безопасности, ведь именно на таких мероприятиях высока вероятность возникновения массовых беспорядков, угрожающих физическому и психологическому здоровью людей. Жертвами массовых беспорядков чаще всего становятся представители тех групп населения, которые в наименьшей степени адаптированы к условиям экстремальных ситуаций (дети, молодежь, женщины, лица преклонного возраста, инвалиды и т. д.). В то же время большая часть представителей именно этих категорий граждан - активные участники большин-
ства массовых общественных мероприятий. Именно поэтому комплексный, системный подход к исследованию обеспечения безопасности населения на массовых общественных мероприятиях представляется в настоящее время особенно важным и необходимым.
Для соблюдения принципа целостности и органической взаимосвязи критериев, оценивающих общую готовность правоохранительных органов к обеспечению безопасности граждан при проведении городских массовых общественных мероприятий нами было выделено единое «пространство критериев», в рамках которого обозначены 4 основные зоны готовности. По результатам экспертной оценки каждый показатель получает числовое значение, которое прямо характеризует уровень готовности правоохранительных органов к обеспечению безопасности граждан на массовых мероприятиях.
1. 3она полной готовности обеспечения безопасности.
Если по результатам экспертной оценки числовое
значение показателя попадает в зону от +1 до +0,5, то считается, что при возникновении массовых беспорядков сотрудники правоохранительных органов смогут оперативно и эффективно выполнить свои функции и не допустить критического развития событий либо устранить любые возможные последствия.
2. 3она удовлетворительной готовности обеспечения безопасности
Показатели, попавшие в зону от +0,5 до 0, характеризуют общий уровень готовности сотрудников МОБ как неплохой, но недостаточный для обеспечения безопасности на массовых мероприятиях. Иными словами, существует лишь частичная вероятность предупреждения и адекватного реагирования сотрудников на ситуации, угрожающие безопасности людей, посещающих массовые мероприятия, но в большой степени эффективность их деятельности зависит от дополнительных факторов и определяется не столько состоянием показателя, сколько сопутствующими обстоятельствами.
3. Зона неудовлетворительной готовности обеспечения безопасности.
Показатели, попавшие в зону от 0 до -0,5, характеризуются как недостаточные для обеспечения безопасности. В данном случае есть лишь минимальная вероятность предупреждения и адекватного реагирования сотрудников милиции на ситуации, угрожающие безопасности людей, посещающих массовые мероприятия. При возникновении массовых беспорядков правоохранительные органы вряд ли смогут оптимизировать ситуацию.
4. 3она полной неготовности обеспечения безопасности.
Это так называемая зона кризиса, катастрофы. Показатели, относящиеся к данной зоне (от -0,5 до -1), свидетельствуют, что сотрудники милиции, обеспечивающие безопасность, не в состоянии предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций в ходе проведения массовых общественных мероприятий и отреагировать на должном уровне на угрозу безопасности людей. В этом случае необходимо срочно принимать управленческие решения, направленные на стабилизацию процессов и условий, влияющих на состояние рассматриваемых показателей.
В качестве экспертов выступали руководители милиции общественной безопасности, в чьи обязанности входит руководство обеспечением охраны общественного порядка в местах массового скопления людей.
Для исследования нами были выделены следующие критерии оценок:
1. Уровень профессиональной подготовки сотрудников, в компетенцию которых входит обеспечение безопасности граждан на массовых мероприятиях.
2. Состояние информационно-психологического обеспечения деятельности сотрудников МОБ при проведении массовых мероприятий.
3. Состояние материально-технической базы подразделения, обеспечивающего безопасность, финансирование мероприятий по обеспечению безопасности.
4. Адекватность нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения безопасности, существующим потребностям.
5. Уровень скоординированности деятельности различных ведомств, органов, структур, обеспечивающих безопасность граждан на массовых мероприятиях.
6. Достаточность информационно-пропагандистской поддержки комплекса мероприятий по обеспечению безопасности в СМИ.
Наиболее благополучно в оценках руководителей-экспертов выглядит профессиональная подготовка сотрудников МОБ, в компетенцию которых входит обеспечение безопасности, но даже она не вошла в зону полной готовности - средняя оценка незначительно превысила нулевой уровень и составила 0,07. К профессиональной подготовке сотрудников к действиям по обеспечению надежного правопорядка и общественной безопасности руководители МОБ относят командно-штабные и тактико-специальные учения, в ходе которых отрабатываются вопросы совершенствования умений и навыков сотрудников, их обучения тактике действий во время массовых мероприятий, в том числе и при возникновении возможности массовых беспорядков.
Такой важный показатель, как адекватность нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения безопасности существующим потребностям, попал в зону удовлетворительной готовности (-0,21). Сотрудники МОБ уверены, что их подразделения нуждаются в совершенствовании нормативно-правовой базы и расширении прав и полномочий сотрудников, обеспечивающих безопасность. Общую негативную оценку получила и общая координация деятельности различных ведомств, органов, структур, обеспечивающих безопасность (-0,16), что, по нашему мнению, логично: такая координация по многим параметрам регламентируется нормативно-правовыми документами.
По мнению экспертов, в значительной мере негативная ситуация складывается в области финансирования мероприятий по обеспечению безопасности. Материально-техническая база соответствующих подразделений, как считают руководители МОБ, не поддерживает их работу на должном уровне. Большинство из них отмечают, что подразделения, обеспечивающие безопасность, нуждаются в специальной технике, оборудовании, автотранспорте, средствах связи и т. п.
К зоне неудовлетворительной готовности руководители МОБ относят также информационно-психологическую и информационно-пропагандистскую поддержку их работы на массовых мероприятиях. Данные показатели эксперты относят к важным компонентам общей готовности обеспечения безопасности, так как получение психологической информации в толпе и своевременная работа с ней являются необходимыми условиями прогнозирования и, тем самым, предотвращения массовых беспорядков. По мнению руководителей МОБ, сотрудники милиции не владеют методами сбора такой информации, целенаправленно никто их этому не обучает, а потому состояние информационно-психологического обеспечения находится на низком уровне. Та же ситуация складывается с информационно-пропагандистским обеспечением. Поддержка общественности и СМИ - это имидж органов МВД в целом и их сотрудников, имидж, который далеко не идеален, так как в последнее время население все менее склонно доверять сотрудникам милиции, и в целом отношение общественности к ним можно определить как резко отрицательное. Показатели готовности по данным параметрам составили соответственно: -0,94 и -0,81.
Последние четыре показателя не только относятся к Зоне неудовлетворительной готовности, но и занимают ее крайние позиции: соответственно - 0,90; -0,94; -0,81.
В целом, по совокупности предложенных критериев, эксперты-руководители негативно оценивают готовность милиции общественной безопасности к обеспечению правопорядка на массовых общественных мероприятиях. Интегральный показатель их общей готовности обеспечения безопасности людей на общественных мероприятиях составил -0,49 - зона неудовлетворительной готовности (рис. 1).
1 1 1
Зона полной готовности
0,5
Зона удовл. готовности
0 в 0,071 |
Зона неудовл. готовности -0,21 -0,16
-0,5 ^9 -0,49
Зона полной неготовности
-1 ^9-0.94 -0.9 -0,81
1 2 3 4 5 6 7
Рис. а. [[Готовность МОБ к обеспечению безопасности
2. Оценка удовлетворенности населения деятельностью правоохранительных органов в дни массовых мероприятий в городе.
По мнению большинства опрошенных граждан, основной причиной таких происшествий являются конфликты. Среди главных причин, стимулирующих возникновение конфликтов между участниками массовых общественных городских мероприятий и других происшествий, представляющих угрозу безопасности людей, были названы: алкогольное опьянение участников -66,3%; недостатки в организации мероприятий - 27,6%; неосторожность (халатность) участников мероприятий -13,3%; неприспособленность и неподготовленность мест проведения мероприятий - 12,2%.
В данном исследовании для нас являлась важной оценка характера участия в конфликте представителей правоохранительных органов. Она была неоднозначной:
23,0% респондентов отметили, что милиция успокоила участников конфликта; 7,5% опрошенных указали, что ее сотрудники сами быши его участниками; а 6,0% - инициаторами; 22,8% опрошенных указали, что представители правоохранительных органов не принимали участия в конфликте, свидетелями которого они были. И только 1,5% горожан отметили, что сотрудники милиции смогли предотвратить назревающий конфликт (рис. 2).
Целесообразность действий представителей правоохранительных органов оценивалась следующим образом: по мнению 20,6% респондентов, действия милиции были правильные и ситуация была взята под контроль; 17,0% их отметили, что действия были неправильные, но ситуация, тем не менее, нормализовалась; 16,3% опрошенных отметили, что действия были абсолютно неправильными и усугубили ситуацию.
В целом жители Красноярска сделали сравнительно низкие оценки действий сотрудников милиции, обеспечивающих безопасность граждан на массовых мероприятиях, причем наиболее негативные оценки демонстрируют представители молодежи.
3. Контент-анализ прессы, посвященной массовым беспорядкам в городах Российской Федерации.
В ходе исследования были использованы и такие методы сбора информации, как контент-анализ статей в прессе, описывавших и анализировавших массовые беспорядки на общественных мероприятиях в городах Российской Федерации. Необходимо отметить, что при анализе мы умышленно обошли вниманием все политические аспекты рассматриваемых событий и остановились лишь на вопросах, непосредственно касающихся действий сотрудников милиции и проблем обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий.
В ходе контент-анализа изучены статьи ведущих периодических изданий за три года. Была выявлена значительная дифференциация мнений о причинах и факторах, спровоцировавших нарушения общественного порядка и массовые беспорядки, однако почти все издания отметили, что действия милиции по обеспечению общественной безопасности были неудовлетворительны-
ми. Большинство авторов основной причиной массовых беспорядков называют неподготовленность милиции и других органов, обеспечивающих безопасность граждан на массовых мероприятиях. Независимо от того, были беспорядки организованы, спровоцированы или носили стихийный характер, сотрудники милиции, призванные обеспечивать безопасность на массовом мероприятии, специально подготовленные для работы в экстремальных ситуациях, должны были адекватно и оперативно отреагировать на сложившуюся ситуацию и ликвидировать конфликт, не допустив массовых беспорядков. В большинстве случаев не были предприняты меры по контролю физического и психоэмоционального состояния участников массовых мероприятий, у которых, к тому же, была возможность беспрепятственно употреблять спиртные напитки. Корреспонденты, наблюдавшие за произошедшими событиями, также отмечают, что сотрудники милиции, применяя силовые методы удаления из толпы наиболее активных ее участников (заметим, вполне правомерно), тем самым провоцировали толпу на активные ответные действия, перерастающие в погромы и массовые беспорядки.
Исследование массовых беспорядков, контроль над ними и их возникновение взаимосвязаны, и если не изучать их, не принимать предупреждающих и контрольных мер, это способствует их возникновению. Если массовые беспорядки не происходят и возможность их возникновения не рассматривается, то контролирующие инстанции при встрече с внезапно разразившимися беспорядками оказываются застигнутыми врасплох, создается угроза безопасности жизни и здоровью граждан.
Таким образом, можно сделать вывод, что при подготовке к проведению массовых общественных мероприятий необходимо от силового противостояния переходить к построению технологии прогнозирования и предотвращения массовых беспорядков. Милиция общественной безопасности должна быть переориентирована: от силовых методов начать переходить к точечной работе по предварительному сбору информации, анализу поступающих сведений, прогнозированию.
Рис. 2. Характеристика участия в конфликте представителей правоохранительной деятельности: 1 - милиция успокоила участников конфликта; 2 - милиция не принимала участия в конфликте, свидетелями которого была; 3 - сотрудники сами были участниками конфликта; 4 - сотрудники были инициаторами конфликта; 5 - сотрудники предотвратили назревающий конфликт.
Необходимо ставить вопрос о предоставлении руководителям МОБ низшего и среднего звена более широких полномочий по незамедлительному принятию решений. Прежде всего речь должна идти о создании методики прогнозирования угроз общественной безопасности.
Результаты исследования ставят нас перед необходимостью разработки методик и рекомендаций для руководителей милиции общественной безопасности, принимающих участие в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, а также в подготовке предложений для усовершенствования нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность МОБ.
В своей работе мы исходим из того, что социальнопсихологическая информация выступает важнейшим прогностическим и действенным инструментарием в профилактике и предотвращении массовых беспорядков, поскольку стихийное назревание социально-психологических явлений предшествует непосредственным действиям, влекущим за собой массовые беспорядки, соответственно, изучение и прогнозирование социально-психологических факторов позволит предотвратить нарушение общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Научная новизна данной работы в социально-психологическом аспекте состоит: в уточнении психологической составляющей массовых беспорядков, в разработке методического инструментария мониторинга социально-психологических явлений, детерминирующих массовые беспорядки, а также в разработке системы информационно-психологического обеспечения прогнозирования, профилактики и предотвращения массовых беспорядков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калашников С. В. Охрана общественного порядка и формирование гражданского общества в России // Право и политика. - 2001. - № 3.
2. КоротченковД. А. Организация административно-правовой охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2006.
3.МокшанцевР. И., МокшанцеваА. В. Социальная психология: учебное пособие. - Москва-Новосибирск, 2001.
4. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. - СПб., 2003.
5. Почебут Л. Г. Социальная психология толпы. - СПб., 2004.
6. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11. - № 5.