Научная статья на тему 'Информационно-психологическая война в условиях сетевой войны как новая форма угрозы национальной безопасности'

Информационно-психологическая война в условиях сетевой войны как новая форма угрозы национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1764
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическая война в условиях сетевой войны как новая форма угрозы национальной безопасности»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 5

С.Э. Некляев

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА

В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ВОЙНЫ КАК НОВАЯ ФОРМА

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проблематика информационно-психологической безопасности непосредственно связана с вопросом информационной войны. Термин "информационная война" в последние годы вошел в арсенал исследовательских понятий и журналистский лексикон.

Системный подход к организации воздействия на чувства и мысли аудитории стал развиваться в период Второй мировой войны. Германия — одна из первых стран, которая приравняла пропаганду к основным вооружениям1. В ответ на это в странах антифашистской коалиции (Великобритания, Франция, США и СССР) начались теоретические и прикладные исследования в области воздействия на психику человека, особое внимание уделялось процессам принятия решений и манипулирования чувствами и эмоциями людей2.

По мнению ряда специалистов, под информационной войной понимается особый вид отношений между государствами, при котором для разрешения существующих межгосударственных противоречий используются методы, средства и технологии силового воздействия на информационную сферу этих государств3.

Выделяют несколько разновидностей информационной войны: подавление и уничтожение систем управления противника;

1 В период Первой мировой войны пропаганда активно применялась всеми противоборствующими сторонами, однако она не имела системообразующих признаков деятельности; как правило, даже самые удачные случаи ее применения не были организованы и скоординированы с действиями всей военной машины. Возможно, именно это и привело к значительному упадку органов пропаганды в 20-е годы прошлого столетия.

2 Однако был один минус. Большой процент населения был полуграмотным, незнание культурных и психологических особенностей народов приводило к постоянным ошибкам. Учиться пришлось на поле боя. Для фашистской Германии пропаганда была средством подавления национального самосознания противника, правда, достигалось это по большей мере за счет огромной военной мощи. Только к концу войны пропаганда научилась эффективно влиять на войска противника. Теоретики очень точно подметили, что наибольший эффект она имела только при наступлении и при достаточно избирательном воздействии на личный состав противника, измотанного боевыми потерями (см.: Орлов Ю.Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. М., 1985).

3 См.: Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России. М., 1999.

информационное обеспечение боевых действий, или стратегическая разведка; электронное подавление; хакерская война; война в области экономической информации; кибернетическая война, или война в киберпространстве, и психологическое воздействие, или психологическая война. Подавление и уничтожение систем управления противоборствующей стороны (Command-and-Control Warfare) направлено на физическое уничтожение командный пунктов противника, нарушение управления его силами и средствами. Целью информационного обеспечения боевых действий (Intelligence-Base Warfare) является максимально полное предоставление и использование в системах управления войсками и оружием информации, собираемой информационными системами в ходе боевых действий. Электронное подавление (Electronic Warfare) ориентировано на нарушение функционирования физических каналов распространения информации в информационной инфраструктуре противоборствующей стороны и вскрытие ее криптографической защиты. Хакерская война (Hacker Warfare) предполагает проникновение в телекоммуникационные и информационные системы противоборствующей стороны и нанесение ущерба этим системам и находящимся в них ресурсам. Война в области экономической информации (Economic Information Warfare) ведется для дестабилизации экономики противоборствующей стороны путем установления экономической блокады или информационной агрессии. Война в киберпространстве (Cyber Warfare) нацелена на нанесение ущерба информационным системам и рассматривается в первую очередь как информационный терроризм. Психологическая война, или информационно-психологическая война (Psychological Warfare), связана с воздействием на психику индивида. Она предполагает информационно-психологическое воздействие на население, руководящий состав войск, политических лидеров противоборствующей стороны, операции по модификации культуры4. Война информационно-психологическая, в отличие от других разновидностей информационной войны, не связана с физическим, материальным ущербом. Поэтому, на наш взгляд, эту разновидность информационной войны корректнее называть информационно-психологическим противоборством.

В классических войнах все бышо предельно просто: противник — это конкретный враг, его представляют солдаты и военная техника. В информационной войне враг условен. Во многом это объясняется сущностью объекта защиты — информацией. Информация как объект защиты может быгть разделена на несколько видов: данные, записанные на дисках компьютеров; программы обработки и

4 Libicki M.C. What is information warfare? // Strategic Forum. 1995. N 28.

передачи, а также сообщения и команды, необходимые для управления войсками; совокупность признаков предметов зрительных, чувственных, или сенсорных, звуковых, пространственных, временных и т.д.; мысли, чувства, эмоции людей, а также моральные, этические, религиозные и общественные ценности.

Что касается информационно-психологического противоборства, то его основной целью является нарушение функционирования системы управления государственных институтов и лиц, принимающих стратегические решения5. В ходе информационно-психологического противоборства преодолеваются все физические ограничения видов оружия, т.е. оно "всепогодно", сохраняет поражающий эффект на длительный период, не травмирует собственных солдат, не требует значительных материальных затрат по отношению к тактическим и стратегическим видам вооружений. Эта война имеет избирательное воздействие, не подвергает разрушению экономическую инфраструктуру противника. Ее стратегическая задача связана с нарушением, повреждением или модификацией информационных ресурсов общества и представлениями людей о себе самих и окружающем их мире. В рамках информационно-психологического противоборства используются дипломатические, психологические и пропагандистские техники и методы воздействия на общественное мнение, допускается проведение подрывных действий в области культуры и политики, дезинформация и внедрение агентов в локальные массмедиа, содействие диссидентским и повстанческим движениям, а также оказание им информационной поддержки вплоть до предоставления разведывательных данных6. Проектирование стратегии и тактики информационно-психологического противоборства предусматривает использование на новом технологическом уровне техник и методов, успешно применявшихся в прошлом и воспринимавшихся самостоятельно и изолированно, а именно диверсий, партизанских движений, терроризма, гуманитарных операций, пропаганды и т.д. Участниками информационно-психологического противоборства могут быть как государства или коалиции государств, так и организации религиозного, экстремистского, террористического толка без четкой национальной принадлежности7.

5 См.: Туронок С.Г. Информационно-коммуникационная революция и новый спектр военно-политических конфликтов // ПОЛИС. 2003. № 1.

Там же.

7 См.: Носинский В.Е., Скакунов Э.И. Политические конфликты в современным условиях // США: экономика, политика, идеология. 1995. № 4; Howard M. Restraints of War. Studies in the Limitations of Armed Conflict. Oxford, 1979.

Данный вид противоборства стал возможен благодаря развитию микрокомпьютеров и перехода на сетевые технологии8, а также трансформации социальной среды9, в частности переходу к демократии и ее ценностям10. Следует отметить и фактор геополитических изменений на планете.

По мнению ряда аналитиков, результатом современного геополитического процесса будет многополярный мир, а нынешнее доминирование США в мировой политике — явление временное. Однако другие исследователи считают, что распад СССР обусловил существование сверхдержавы нового типа — глобального контролера, абсолютного лидера, обладающего превосходством и в технологии, и в экономике, способного достаточно оперативно доказывать свое могущество11.

Развитие информационных технологий позволяет посредством электронных СМИ подключать к вооруженным конфликтам в качестве наблюдающих за театром военных действий целые национальные аудитории. Благодаря информационным технологиям стало возможным широко, практически во все этнокультурные системы, транслировать так называемые ценности массовой культуры. А это в свою очередь вызывает стереотипизацию массового сознания с незначительными этнографическими дополнениями12.

Потенциал информационно-психологического противоборства включает пропагандистский компонент. Эффективное пропагандистское воздействие выстраивается на основе знаний психологии толпы, психологии манипуляции, или влияния, нейролинг-вопсихологии, медиапсихологии. Каждое из этих направлений является неотделимой частью современного механизма пропаганды, или, как сейчас принято говорить, манипулятивных и убеждающих технологий. Особое значение приобретает медиапсихология, сформировавшаяся на стыке социологии, социальной психологии, психологии личности. Одна из задач медиапсихологии связана с изучением психологических процессов влияния средств массовой информации на сознание аудитории и последствий данного влияния13. Современные разработки медиапсихологов в области управления эмоциями и чувствами аудитории позволяют моделировать

8 См.: Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2002.

9 Русский текст (www.iis.ru/library/okinava/charter.ru.html); английский текст (www.dotforce.org/ reports/itl.html).

См.: Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // ПОЛИС. 1997. № 4.

11 См.: Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2002.

12 Huntington S. The Erosion of American National Interests//Foreign Affairs. 1997. September—October).

13 См.: Пронин Е.И. Психологические проблемы современной журналистики // Проблемы медиапсихологии. М., 2002.

необходимую психологическую реакцию аудитории на событие. Пока реализация технологий достаточна трудоемка и сложна в силу разности ценностных представлений, социального положения, уровня образования и среды жизнедеятельности. Однако противодействовать данным технологиям еще сложнее. Возможность блокирования их влияний существует при условии очень высокого уровня развития механизмов личностной психорегуляции и эмоциональной устойчивости аудитории14.

Использование достижений психологии в электронных и сетевых СМИ делает реальным ситуацию, при которой ни одно из существующих обществ не имеет надежной защиты своей информационной среды от информационно-психологического воздействия. Ссылки некоторых экспертов на высокий уровень самосознания и спецификацию этнокультуры как факторы противодействия подобным видам влияния представляют скорее недооценку происходящих процессов15.

Информационно-психологическое противоборство необходимо рассматривать только в тесной связи с таким видом войны, как локальная. Место крупномасштабных войн заняли "околовоенные конфликты", более известные под определениями "локальный конфликт", "малая война", "конфликт малой/средней интенсивности". Как разновидность этой формы конфликтов выступает так называемая "гуманитарная операция". Во всех разновидностях "малой войны" наиважнейшей задачей является не оккупация территории с последующим ее захватом, а установление зависимости в культурном (в первую очередь по отношению к политической культуре) и экономическом плане. Именно это и позволило информационно-психологическому противоборству сформироваться в самостоятельный сегмент.

Конфликт малой/низкой интенсивности, или локальный конфликт, может порождаться как самостоятельно в процессе межэтнической, межрелигиозной, территориальной или иной формы вражды, так и в ходе борьбы с правящим политическим режимом страны, который поддерживает на территории страны деятельность групп и отделений международных террористических организаций. Особенность данного конфликта состоит в том, что на первое место выходит поддержка собственных войск и формирование у мировой общественности и населения сопредельных государств негативного отношения к противнику16.

14 См.: Грачев Г.В., Грязное А.К. Проблемы информационно-психологической безопасности страны: взаимосвязь субъектов и объектов социально-психологической защиты // Проблемы информационно-психологической безопасности. М., 1996.

См.: Кузнецов Ю, Никольский В. Введение в теорию национальной безопасности. Алма-Ата, 1999.

Малая война / Сост. А.Е. Тарас. Минск, 1998.

Локальные войны стали ответом на изменяющийся характер угроз по отношению к мировым лидерам. Теория была разработана еще в начале XX в. Один из создателей этой теории, Евгений Месс-нер, определял такие конфликты как "мятежевойны". Они имеют три отличительные особенности: отсутствие линии фронта и четких границ между противниками; превращение общественного сознания в основной объект воздействия; пространство войны становится четырехмерным. К трем классическим театрам военных действий: на земле, в небе и на море добавился четвертый, так называемый информационно-психологический театр военных действий17.

При характеристике подобных войн надо учитывать, что акторами противоборствующих сторон могут выступать не только национальные силы обороны (военные части и полицейские формирования), но и бандформирования, и профессиональные корпуса наемников, и самое главное — коалиционные силы иностранных государств. Среди принципиально новых участников конфликта можно выделить СМИ. Вооруженная борьба ведется по принципам малой войны, разработанным еще в начале прошлого столетия. Среди ее авторов — британский разведчик Лоуренс Аравийский, советский чекист-диверсант Илья Старинов, революционер Эрнесто Че Гевара и другие специалисты "невидимого" фронта, создававшие свои методики уничтожения врага малыми силами. В их теориях, наравне с применением вооруженной борьбы, значительное место отводилось работе с населением противника и сопредельных государств. Заметим, что распространение данного типа боевых действий ранее было затруднено отсутствием эффективных и быстрых каналов распространения и передачи информации. Именно по этой причине даже самая активная работа органов пропаганды партизанских армий ограничивалась только аудиторией, состоявшей из солдат и офицеров противника, а также местных жителей, что позволяло контрпартизанским силам достаточно безболезненно уничтожать очаги сопротивления18.

Особую опасность данный вид конфликта приобрел тогда, когда противоборствующие стороны стали организовывать свою деятельность на основе сетевой модели управления. Такая модель была скопирована с глобальных компьютерных сетей. В основе модели лежит принцип отсутствия четкого центра управления. Есть несколько дублирующих друг друга центров управления, которые отвечают не за конкретный вид или территорию деятельности, а координируют работу части сети, состоящей из небольших групп или одиночек. Когда ставится задача организации теракта, информация фрагментируется, конкретизируется и адресно отправляется к группе непосредственных исполнителей по разным маршрутам. Объединив все фрагменты, исполнители могут начать

17

Независимое военное обозрение. 1999. № 43; 2001. № 35.

См.: Ткаченко С. Повстанческая армия: тактика борьбы. Минск; М., 2000.

выполнение задания. Если будет разрушен один из маршрутов, все равно информация дойдет до адресата, так как она передается несколько раз по разным маршрутам. Так достигается почти полная неуязвимость управленческого звена организации.

При такой организации партизанские или террористические организации могут добиться широкоохватности и массовости своих действий. Однако при этом снижается качество подготовки рядовых участников. В качестве исполнителей часто выбираются дилетанты, фанатично преданные идеям организации. Их подготовка осуществляется заочным способом, что значительно уменьшает время обучения и качество. Кроме того, их используют как одноразовое оружие. Непосредственные исполнители знают только заказчика акции, которым чаще всего выступает виртуально создаваемый в Сети портал. Или же формируется такая психологическая среда, при которой будущие исполнители сами планируют и приводят теракт без участия координирующего локального центра организации. Даже если контртеррористические подразделения выйдут на заказчика теракта, они не смогут уничтожить всю организацию. Высокая эффективность деятельности достигается благодаря отлаженной координации между сегментами и общего стратегического планирования19.

В современном конфликте на смену освободительным идеям, характерным для партизанских движений середины XX в.20, пришли более абстрактные квазирелигиозные идеи. Они позволили современным террористам21 создать ранее невозможную модель международной террористической организации, которая

19 Ronfeldt D, Arquilla J. Networks and Netwars. Santa Monica, 2001.

20 Партизанское движение определяется экспертами как вид борьбы народа за свободу и независимость своей родины на территории, занятой противником, и в отношении войск противника. Главной и основной целью является деморализация войск противника, нарушение коммуникаций, создание атмосферы страха внутри подразделений противника (Советский энциклопедический словарь. М., 1990).

21 Террористическая деятельность, несмотря на схожесть с партизанскими движениями, имеет несколько существенных отличий. Первое: деятельность террористов может быть направлена как на войска, так и на мирных граждан, зачастую даже косвенно не связанных с выдвигаемыми требованиями. Второе отличие — в целях: терроризм преследует исключительно политические или экономические требования, однако при этом свобода и независимость его родной страны особого значения не имеют, значение имеет политический режим. Третьим отличительным моментом является особый тип отношения в группе, в отличие от партизан, которым присуща военная организация, террористам более свойственна религиозная модель управления: абсолютный лидер — его ближайшие ученики и соратники — подчиненная фанатично преданная сила. Одно из важнейших отличий террористов в том, что они не используют свои собственные СМИ, они паразитируют на глобальных и национальных СМИ, хотя иногда на театре военных действий они создают свои собственные СМИ, правда, последние носят разовый и непродолжительный характер деятельности (см.: Жаринов КВ. Терроризм и террористы. Минск, 1999).

может распространить свою деятельность на десятки стран, оставляя при этом в полной безопасности основные пункты управления и своих лидеров. С такой организацией и столкнулись США 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Несмотря на ответные антитеррористические действия, войны в Афганистане и Ираке, успешно выигранные США, главари "Аль-Каиды" до сих пор остаются на свободе. При этом "Аль-Каида" за счет сетевой модели организации управления может мобилизовать до 4—5 тыс. бойцов со всей необходимой экипировкой, имеющих боевой опыт и проживающих в десятках стран мира22. Она состоит из более чем десятка локальных центров, разбросанных по всему миру и действующих в рамках единой идеологической среды.

В классических военизированных организациях с иерархической структурой самым уязвимым звеном является командование (по двум причинам): во-первых, оно располагается в одном месте, во-вторых, вся власть сосредоточена в руках одного человека. При сетевом же принципе организации лидеры могут находиться в постоянном движении и в любом уголке земного шара, при этом они способны управлять всеми силами и средствами за счет использования современных телекоммуникационных систем. Сама же организация не имеет ни четкой внешней организационной структуры, ни определенной территории деятельности. У нее, как правило, несколько равноправных лидеров, которые принимают решение консолидированно. В случае гибели одного из лидеров другие способны продолжать управление организацией. Это высшее звено ответственно за стратегическое планирование, идеологию и финансирование локальных отделений. Непосредственный выбор целей теракта, его планирование и исполнение полностью отдано в компетенцию локальных отделений. Их инициатива ограничена рамочными условиями и системой ценностей, формирующей систему координат "свой — чужой". Это позволяет организации осуществлять асинхронизированные и непредсказуемые акции23.

Сетевая модель управления усиливает опасность, исходящую от террористических организаций. Ответом на эту угрозу стала разработка Пентагоном доктрины сетевой войны (пй^огк-сепЫк-warfare-NCW)24. Переход к подобной доктрине предполагает трансформацию всего силового блока государства в "силы национальной безопасности", включающие и военные, и гражданские компоненты. Так, военный компонент включает в себя разведыва-

22 См.: Трунок С.Г. Указ. соч.

Ronfeldt D., Arquilla J. Networks and Netwars. Santa Monica, 2001.

См.: Гриняев С. "Сетевая война" по-американски // НВО. 2002. № 5.

тельный, военно-воздушный, космический, военно-морской, информационно-психологический блоки, а также войска специального назначения и силы быстрого развертывания, представленные силами и средствами вооруженных сил, специальными агентствами, службами и министерствами. Гражданский компонент представлен такими блоками, как политический (дипломатический), экономический (электронный банковский обмен), информационно-телекоммуникационный, медийный, в которых задействуются силы и средства всех невоенных министерств и ведомств государства, а также банками, средствами массовой информации, телекоммуникационными компаниями и т.д. Каждый из компонентов независим друг от друга, но одновременно они координируют свою работу друг с другом.

Силы и средства гражданского компонента призваны обеспечить долговременное, кооперативное, ненасильственное присутствие в зонах национальных интересов. Их основная задача — развивать партнерские связи и взаимоотношения, а также обеспечить проникновение в сознание потенциального противника за счет размещения определенных ценностных ориентаций и поведенческих моделей в контексте локальных культур. Вооруженные силы должны быть готовы при необходимости произвести шок, посеять ужас, нанести с помощью показательного применения войск «неожиданный удар во внешнем мире в целях дезориентации противника в его "мире внутреннем"»25.

Технология сетевой войны предполагает постадийное развитие. На начальном этапе из военного компонента задействуется только разведывательный блок. Гражданский компонент берет на себя основную нагрузку, которая распределена между политическим, информационно-телекоммуникационным и медийным блоками.

На разведывательный блок возлагаются задачи по детальному изучению районов предстоящей войны, просчет возможных сценариев и поиск наиболее подходящих мест для размещения своих войск и войск коалиции вокруг страны-противника, поиск и разработка среди личного состава войск и населения противника развитой агрессивной оппозиции и перетягивание ее на свою сторону, проведение глубокого изучения особенностей политического и экономического управления; организация систем обороны, жизнеобеспечения, умонастроения личного состава вооруженных сил противника и населения страны-противника, разработка действий по устранению и дискредитации лидеров противника; выявление

25

Ronfeldt D., Arquilla J. In Athena's Camp: Preparing for Confhkt in the Information Strategy. Santa Monica, 1997. P. 408.

скрытых союзников и связей с диаспорами и организациями на территориях других стран. Разведка также должна представить возможные маршруты снабжения противника и методы их ликвидации.

Политический блок ответствен за работу по убеждению мировой политической элиты в абсолютности зла, в неразрешимости проблемы невоенными мерами; по переубеждению возможных союзников противника в нецелесообразности его поддержки противника; по перетягиванию союзников противника в свой лагерь; по созданию единой коалиции в рамках союза из наиболее сильных сочувствующих стран, даже с учетом того, что союзники могут не принимать непосредственного участия в боевых действиях; по заключению договоров с другими странами о предоставлении территории и акваторий для размещения военных баз и флотов. Одновременно проводится работа по отчуждению страны противника от близлежащих государств и диаспор по всему миру. Тем самым достигается эффект "отчужденности" и усиление образа "абсолютного зла" по отношению к противнику.

Информационно-телекоммуникационный блок призван поставить под контроль все возможные каналы связи противника; выявить и подавить все альтернативные каналы передачи информации на территориях третьих стран и внутри страны. Не менее важной задачей является обнаружение во всех имеющихся базах данных информации о ресурсах страны-противника и возможности доступа к этим ресурсам. Решается и задача блокирования доступа противника к мировым ресурсам телекоммуникационных сетей, аппаратным средствам компьютерной и телекоммуникационной техники, базам данных и системам жизнеобеспечения.

Цели и задачи деятельности медийного блока по сути схожи с политическим сектором, однако он работает с большими аудиториями. В общественном мнении поэтапно формируется устойчивый образ страны-противника как носителя абсолютного зла. Для этого используются такие формы и методы, как псевдообсуждение и псевдоанализ; внушение мысли о скорейшем и полном уничтожении противника, необходимости всеобщего участия в борьбе со злом; внушение представлений о справедливой бескровной войне; активизация деятельности общественных движений в поддержку правящей элиты и принимаемых решений; нейтрализация диаспор через формирование чувства стыда за действия своих соотечественников, ставших противниками. На глобальном уровне в рамках ответственности медийного блока осуществляются: поддержка общественных движений, выступающих за немедленное уничтожение абсолютного зла; убеждение в невозможности решения проблемы; формирование благоприятного отношения к действиям сил

коалиции; снижение неприязни к войскам коалиции в районах сосредоточения; возбуждение отвращения к действиям, подобным действиям страны-противника по всему миру; активизация обсуждения вопроса национальной безопасности в контексте угроз глобального терроризма.

Важнейшим элементом информационно-психологической работы становится создание псевдореальности — иллюзорных представлений о географической близости конфликта. Основными характеристиками этого процесса выступают скорость информационного обмена внутри телекоммуникационных сетей, позволяющая вести репортажи о событиях практически в режиме реального времени, и иллюзия мирового единства в борьбе с абсолютным злом.

Сама же кампания по подготовке аудитории к новому конфликту может развиваться по двум сценариям снежного кома и информационного взрыва26. Сценарий "информационного взрыва" рассчитан на масштабное событие-катастрофу. Огромные объемы информации, адресованные аудитории, должны вызвать чувства праведного гнева и ненависти по отношению ко всем, кто мог оказаться причастным к трагедии. Первая волна подавляет сферу рационального, стирает все ценностные установки. На таком восприятии создается образ врага. Общество подготавливается к требованию отмщения путем немедленного вооруженного решения проблемы. Проблема постоянно присутствует в повестке дня средств массовой информации.

Сценарий "снежного кома" требует больших усилий. Основой этого метода являются два элемента — контроль за источниками информации и шумовой метод подачи информации. Информационная повестка дня начинает аккумулировать трагические события, связывая их при помощи рефлексии экспертов, мнения которых призваны убедить аудиторию во взаимосвязи происходящего. В рамках общественного обсуждения происходит лавинообразный сброс информации, построенной по правилам манипулятивной и убеждающей технологии. В результате аудитория теряет способность принимать решения самостоятельно и принимает навязываемые решения. Находясь в состоянии полной дезориентации, аудитория видит выход из ситуации в силовом решении проблемы. Для того чтобы в "снежный ком" не попали мнения, комментарии, не соответствующие генеральной линии обсуждения, события должны освещаться только с одной стороны. Для этого необходим полный контроль за источниками. Так создается иллюзия объективности — информация комментируется представителями институтов государства, общественности, но точки зрения на события практически полностью совпадают.

26 См.: Тоффлер Э. Указ. соч.

После информационной обработки общественного мнения наступает следующий этап проведения сетевой войны — этап проведения военной операции. На этом этапе ведущая роль принадлежит таким блокам военного компонента, как военно-морской, воздушный, космический, информационно-психологический и войскам специальных операций. Политический, экономический, информационно-телекоммуникационный, медийный блоки, входящие в гражданский компонент, обеспечивают работу "вне зоны конфликта". Задачи политического блока претерпевают изменения. Если до этого этапа политикам следовало убеждать всех в абсолютном зле и создавать коалицию, то теперь они разоблачают террористов и предостерегают страны коалиции о недопущении деятельности террористов на их территории.

Военные блоки (военно-морской, воздушный, космический, информационно-психологический и войска специальных операций) призваны обеспечить абсолютное превосходство над противником. Версия сетевой войны, в отличие от классических сценариев абсолютного перевеса над противником, предполагает наличие не трех театров военных действий, а четырех. Четвертым театром становится информационный. Здесь происходят события, схожие по своему характеру с действием органов пропаганды в годы войны. Информационно-психологическая работа рассматривается как полностью самостоятельный вид и обладает развитым арсеналом средств для ведения как оборонительных, так и наступательных операций. Новый театр военных действий, в сравнении с классическим, не только не имеет линии фронта, но и реально видимого противника. Противник виртуален — это умонастороения населения и солдат противника, их мнения и чувства, их ценности и устои. Только теперь стало возможным разрушать ментальные структуры людей.

В основу технологии деятельности информационно-психологического блока в информационном пространстве региона конфликта положены технологии жесткой пропаганды или манипуля-тивные технологии. Подробно их виды и типы будут проанализированы в следующем параграфе. Отметим только, что эти технологии применяются без каких-либо оглядок на нормы этики и морали.

В задачу частей информационно-психологического воздействия (psychological warfare) входит: подавление деятельности местных и военных СМИ, вплоть до их физического уничтожения; дискредитация деятельности военного руководства как внутри войск, так и среди населения противника; создание полной информационной блокады внутри страны; направленное вещание на территорию противника специально созданных СМИ, копирующих национальные радио и телеканалы. Для обеспечения максимального доступа к этим СМИ на территорию противника доставляются и бес-

платно раздаются населению радио- и телеприемники с прошитой фиксированной частотой приема.

Как уже подчеркивалось, особую роль в концепции сетевой войны играет медийный блок. В отличие от военного информационно-психологического блока, выполняющего работу по контролю и управлению общественным мнением, умонастроениями и ценностными установками непосредственно в зоне конфликта, медийный блок, решая схожие задачи, развертывает деятельность на территориях всех стран, кроме территорий государства (государств), где непосредственно происходят боевые действия. Этот блок несет ответственность за управление общественным мнением на глобальном уровне.

Современные СМИ способны навредить и своим собственным войскам, допустив в эфир информацию другой стороны линии фронта, которая может радикально изменить вектор общественного мнения о войне. Для предотвращения подобных ситуаций был разработан целый комплекс мер по работе с журналистами. Прежде чем попасть в зону конфликта, журналист обязан преодолеть целый ряд бюрократических барьеров, чтобы оказаться в зоне расположения частей своего государства или коалиционных сил. В целях безопасности журналиста его будет постоянно сопровождать офицер по информационной работе. Для этого военные разработали систему пулов. Она во многом напоминает экскурсии для журналистов на военные полигоны. Утром все желающие собираются у палатки информационной службы армии, садятся в автобусы и под прикрытием бронетехники доставляются на относительно безопасные участки линии фронта. Там журналисты получают указания, что можно снимать и с кем говорить. Работать на передовой во время боев журналисту крайне сложно. Ведь помимо физической опасности существует и военная тайна. Все комментарии и документальные кадры возможно получить в штабе в отделе информационно-психологической работы. Когда материал готов, журналист еще раз должен согласовать содержание текста с офицером по информационной работе. Таким образом появление в эфире или на страницах печатных СМИ фактов, относящихся к военной тайне, невозможно27.

Однако на любом театре военных действий можно найти журналистов, желающих получить эксклюзив. Такие журналисты готовы пренебречь опасностью быть задержанными военными властями или попасть в плен к противнику. Зачастую журналисты нелегально пересекают линию фронта и начинают работать с лидерами и подразделениями противника. Под прикрытием статуса не-

27 FM 3-61.1 Public affairs tactics, techniques and procedures (http:155.217.58.58\ cgi-bin\atdl.dll\fm\3-61.1\toc.htm).

зависимого журналиста работают и специалисты военной разведки. Подобная деятельность почти маргинальна с точки зрения закона: журналист может быть обвинен в пособничестве террористам. Для редакторов крупных СМИ, которые финансируют работу журналистов, информация — козырь при работе с военными. В нужный момент они могут спровоцировать скандал, который привлечет внимание аудитории и одновременно побудит военных быть более открытыми для СМИ.

Нельзя недооценивать информационные возможности современных террористов. Международные террористические организации придают не меньшее значение массмедиа, чем и противостоящие им антитеррористические силы. В первую очередь медийные возможности противника представлены различными интернет-сайтами, обладающими развитой внутренней структурой и способными пересылать видео- и радиоматериалы. Второе проверенное средство — радиостанции, вещающие из зоны конфликта и создаваемые наиболее агрессивно настроенными членами диаспор. Специфическим звеном передачи информации являются политические, религиозные и культурные деятели, эмигрировавшие из зоны конфликта, а, правильнее говоря, бежавшие от "бесчеловечных зверств" антитеррористических сил. Они получают возможность распространять свои идеи через общенациональные СМИ, когда редакторы пытаются представить объективную картину событий, дать двусторонний комментарий28.

Террористы стараются представлять себя "непреклонными борцами за свободу своей родины" или "несчастными жертвами мировой агрессии"29. СМИ, поддерживающие террористов, представляя их аудитории в виде "непреклонных борцов за свободу своей родины", пытаются показать решимость террористов вести войну до полной победы путем осуществления террористических актов. Лучшим средством проведения подобного сценария является предоставление аудитории данных об "истинных" потерях коалиционных сил, информации о некомпетентности и откровенной безграмотности командиров коалиционных сил при проведении спецопераций, "реальном" числе повстанческих сил и их возможностях, о готовности нанести удар по любому объекту в глубоком тылу альянса и другой информации подобного толка. Но когда шансы выиграть информационное противостояние уменьшаются или террористы начинают терять союзников, то остается возможность использовать образ "несчастных жертв мировой агрессии" и таким образом спровоцировать внутреннюю нестабильность внут-

28 Tactical Use of Psyop (http://call.army.mil/call/ctc_bull/90-0/9092c14.htm).

29 FM 7-98 Operations in a low-intensity conflict (http:155.217.58.58\cgi-bin\ atdl.dll\fm\7-98\toc.htm).

ри общественного мнения стран антитеррористической коалиции. Для такого приема особых усилий не потребуются. Надо только помочь мировым СМИ увидеть "реальную деятельность" миротворческих или контртеррористических сил: зачистки, проверки документов, жуткие условия жизни мирного населения, голодных и раненых детей; услышать душещипательные рассказы пленных боевиков об издевательствах над ними.

Противодействовать этим сценариям сложно, хотя приемы известны — разоблачение дезинформации и вывод в информационное поле полной картины событий, обязательное публичное расследование фактов и событий, усиление освещения гуманитарной работы.

Завершающий этап можно назвать этапом гуманитарной опе-рацииж. Его главная особенность состоит в том, что он может начаться еще до полного прекращения боевых действий. Основной задачей этого этапа является формирование власти в стране: рушится террористический режим, и власть переходит к "законно избранному" правительству, лояльному стране/коалиции-победителю. Политический сектор должен подготовить мировое сообщество к принятию нового государства и оказанию ему помощи на начальном периоде становления.

Изменяется характер работы военных блоков. Они переходят от прямых военных и специальных операций по уничтожению боевиков к организации контроля над территорией и препятствова-нию возникновения любого объединения, неугодного или оппозиционного проводимой политике. Осуществляется тотальное "прочесывание" территории для обнаружения оставшихся бандитов. Есть еще одна задача — сбор доказательной базы по связям боевиков с террористическими организациями других стран и раскрытие полной картины преступлений боевиков за время правления в стране. На военные власти совместно с различными гуманитарными организациями возлагаются задачи по построению в стране системы здравоохранения и неотложной помощи. Также формируются спасательные и пожарные подразделения, которые возглавляют офицеры коалиционных сил, но служат в них жители страны.

На первой стадии проведения гуманитарной операции, т.е. до формирования лояльного правительства, полицейские органы состоят исключительно из коалиционных сил, на второй стадии, т.е. до формирования всех необходимых институтов гражданской и государственной власти, полицейские органы находятся под командованием коалиционных сил и лишь потом они обретают самостоятельность, но продолжают зависеть от коалиции по вопросам

30 Wohlforth W. The Stability of a Unipolar World // International Security. 1999. Summer.

4 ВМУ, журналистика, № 5

снабжения оружием, спецсредствами и всем необходимым для несения службы, а также подготовки необходимых кадров личного состава. Похожая ситуация складывается практически во всех отраслях обеспечения безопасности государства. Тем самым военные могут сохранять контроль над территорией долгие годы.

Особое место в проведении гуманитарной операции занимает экономический блок. На него возлагается задача по втягиванию территории в сферу жизненно важных интересов США. Это означает перестройку экономики с ориентацией на торговые и экономические каналы США и с жесткой привязкой экономики к курсу доллара. В экономических преобразованиях акцент делается на реформе банковской и денежной системы страны, создании совместных предприятий и дочерних фирм крупных промышленных корпораций31.

Обратим внимание на события, происходящие в медийном блоке. Очевидно, что народ жаждет информации, он хочет увидеть черты мирной жизни, где важная роль отведена национальным СМИ. На территории страны создаются новые газеты. Их редакции состоят из местных журналистов и специально приглашенных из числа эмигрантов на родину. Несмотря на то что средства массовой информации в основном существуют на производственной базе контртеррористической коалиции, они начинают формировать национальное информационное поле. СМИ получают доступ к вещанию глобальных и транснациональных СМИ, у них появляется выход в Интернет. Мировые информационные агентства открывают свои корпункты и не препятствуют созданию национальных информационных агентств. Таким образом, в мировом информационном поле появляется еще одно национальное информационное поле. Главной темой новых СМИ является послевоенное восстановление в стране и развлечение аудитории. Через эти СМИ начинается и культурная экспансия при помощи универсального набора ценностей демократических идей и транснациональных ценностей массовой культуры и мировой демократии. Еще одной стороной медийной работы является и восстановление в стране развлекательной отрасли. В первую очередь это всевозможные праздники и спортивные соревнования, от которых полностью отвык народ за время войны. К тому же на них очень удобно показывать образцы новой культуры, новые ценности.

Теперь о том, как меняется характер освещения проблемы в транснациональных СМИ для своей аудитории. Период войны закончился, и для "победителя" важно, чтобы все видели, что военные и политики, ввязавшись в войну по уничтожению террорис-

31

Renwick N. America's World Identity. The Politics of Exclusion. N.Y., 2000.

тов, поступили правильно. В этот период может появляться информация о том, что боевики живы. Очевидно, такая информация только на руку военным, стремящимся сохранить свое присутствие в регионе. Но в целом тема войны выводится из повестки дня. Теперь освещение событий в зоне прошедшего конфликта ведется по правилам информации о международной жизни.

Подробно проанализировав идеологию сетевой войны, разработанную США, следует сделать определенные выводы.

1. Очевидно, что угроза мирового терроризма является реальностью.

2. Сетевая война базируется на взаимодействии военного и гражданского компонентов системы национальной безопасности. Военный компонент включает в себя разведывательный, военно-воздушный, космический, военно-морской, информационно-психологический блоки, а также войска специального назначения и силы быстрого развертывания. Гражданский компонент представлен такими блоками, как политический (дипломатический), экономический (электронный банковский обмен), информационно-телекоммуникационный, медийный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Особая роль в организации, ведении сетевой войны отводится информационно-психологическому и медийному блокам как автономным сегментам, ведущим информационно-психологическую войну.

4. Идеология сетевой войны выстроена с учетом общественных ценностей и предусматривает универсальные формы и способы регулирования СМИ в условиях террористических угроз.

5. Сетевая война стимулирует развитие техник и методов формирования общественного мнения.

Поступила в редакцию 01.08.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.