Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ТЕРРИТОРИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИБЛИОТЕК: ДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ТЕРРИТОРИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИБЛИОТЕК: ДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-психологическая безопасность библиотекаря / информационно-психологическое воздействие / угрозы ИПБ / обеспечение ИПБ / библиотекари / читатели / information and psychological safety of a librarian / information and psychological impact / threats to information security / provision of information security / librarians / readers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадыров Ильдар Дамирович

Кроме уникальных возможностей для развития общества, цифровая среда порождает и угрозы, связанные с негативным информационно-психологическим воздействием на государство, общество и личность. Это требует новых научно обоснованных подходов для решения проблем информационно-психологической безопасности, а также выработки адекватных мер по обеспечению информационно-психологической безопасности как в повседневной, так и в профессиональной деятельности. Библиотеки также оказываются перед лицом новых вызовов, связанных с обеспечением информационно-психологической безопасности их работников и пользователей. В статье предложен дуальный подход к обеспечению информационно-психологической безопасности в библиотечном пространстве, который предлагает рассматривать в качестве объектов обеспечения информационно-психологической безопасности как читателя, так и библиотекаря. Сделан вывод, что потенциал библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности как читателей, так и библиотекарей неоспорим, однако требует профессиональной подготовки библиотечных кадров. Одним из решений данного вопроса может стать разработка программы повышения квалификации библиотекарей, основной целью которой будет формирование компетенции в области обеспечения информационно-психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY AS AN TERRITORY OF LIBRARY RESPONSIBILITY: A DUAL APPROACH

In addition to unique opportunities for the development of society, the digital environment also creates threats associated with a negative information and psychological impact on the state, society and the individual. This requires new scientifically based approaches to solve problems of information and psychological security, as well as the development of adequate measures to ensure information and psychological security, both in everyday and professional activities. Libraries also face new challenges related to ensuring the information and psychological safety of their employees and users. The article proposes a dual approach to ensuring information and psychological security in the library space, which proposes to consider both the reader and the librarian as objects of ensuring information and psychological security. The article proposes a dual approach to ensuring information and psychological security in the library space, which proposes to consider both the reader and the librarian as objects of ensuring information and psychological security. It is concluded that the potential of the library in ensuring information and psychological security of both readers and librarians is undeniable, but requires professional training of library staff. One solution to this issue could be the development of a professional development program for librarians, the main goal of which would be to develop competence in the field of ensuring information and psychological security.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ТЕРРИТОРИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИБЛИОТЕК: ДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

References

1. Artemeva E.B. Podgotovka nauchno-pedagogicheskikh i nauchnykh kadrov v sisteme poslevuzovskogo obrazovaniia po spetcialnosti 05.25.03 «Bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie» // Nauch. i tekhn. b-ki. 2010. № 3. S. 17-32.

2. Artemeva E.B., Makeeva O.V. Nauchnaia spetcialnost «Bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie» i profilnye dissertatcionnye issledovaniia (1999-2020) // Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire. 2021. T. 11. № 4. S. 36 -46.

3. Berestova T.F. Nauchnaia spetcialnost «Bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie» Rezultaty raboty kruglogo stola «Byt ili ne byt? Vot v chem vopros?» / / Vestnik kultury i iskusstv. 2020. № 4 . S.129-138.

4. Elkina E.E. Teorii bibliotekovedeniia v strukture sotcialno-gumanitarnykh nauk i informatcionnykh tekhnologii // Bibliosfera. 2013. № 3. S. 39-48.

5. Perechen aktualnykh tematik dissertatcionnykh issledovanii v oblasti nauk ob obrazovanii / Rossiiskaia akademiia obrazovaniia, Vysshaia attestatcionnaia komissiia pri Minobrnauki Rossii. Moskva, 2023. 120 s.

6. Pleshkevich E.A. Istoriia bibliotechnogo dela skvoz prizmu otechestvennykh dissertatcionnykh issledovanii: bibliometricheskii analiz // Bibliotekovedenie. 2019. № 1. S. 77-84.

УДК 316.6:004.946+023 EDN LACWPE

И. Д. Кадыров

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ТЕРРИТОРИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИБЛИОТЕК: ДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Кроме уникальных возможностей для развития общества, цифровая среда порождает и угрозы, связанные с негативным информационно-психологическим воздействием на государство, общество и личность. Это требует новых научно обоснованных подходов для решения проблем информационно-психологической безопасности, а также выработки адекватных мер по обеспечению информационно-психологической безопасности как в повседневной, так и в профессиональной деятельности. Библиотеки также оказываются перед лицом новых вызовов, связанных с обеспечением информационно-психологической безопасности их работников и пользователей.

В статье предложен дуальный подход к обеспечению информационно-психологической безопасности в библиотечном пространстве, который предлагает рассматривать в качестве объектов обеспечения информационно-психологической безопасности как читателя, так и библиотекаря. Сделан вывод, что потенциал библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности как читателей, так и библиотекарей неоспорим, однако требует профессиональной подготовки библиотечных кадров. Одним из решений данного вопроса может стать разработка программы повышения квалификации библиотекарей, основной целью которой будет формирование компетенции в области обеспечения информационно-психологической безопасности.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность библиотекаря, информационно-психологическое воздействие, угрозы ИПБ, обеспечение ИПБ, библиотекари, читатели

Для цитирования: Кадыров И.Д. Информационно-психологическая безопасность как территория ответственности библиотек: дуальный подход // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.127-133, EDN LACWPE.

Ildar D. Kadyrov INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY AS AN TERRITORY OF LIBRARY RESPONSIBILITY: A DUAL APPROACH

Annotation. In addition to unique opportunities for the development of society, the digital environment also creates threats associated with a negative information and psychological impact on the state, society and the individual. This requires new scientifically based approaches to solve problems of information and psychological security, as well as the development of adequate measures to ensure information and psychological security, both in everyday and professional activities. Libraries also face new challenges related to ensuring the information and psychological safety of their employees and users. The article proposes a dual approach to ensuring information and psychological security in the library space, which proposes to consider both the reader and the librarian as objects of ensuring information and psychological security.

The article proposes a dual approach to ensuring information and psychological security in the library space, which proposes to consider both the reader and the librarian as objects of ensuring information and psychological security. It is concluded that the potential of the library in ensuring information and psychological security of both readers and librarians is undeniable, but requires professional training of library staff. One solution to this issue could be the development of a professional development program for librarians, the main goal of which would be to develop competence in the field of ensuring information and psychological security.

Keywords: information and psychological safety of a librarian, information and psychological impact, threats to information security, provision of information security, librarians, readers

For citation: Kadyrov I.D. Information and psychological security as an territory of library responsibility: a dual approach // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.127-133, EDN LACWPE.

Введение

Жизнедеятельность человека третьего десятилетия XXI века претворяется в цифровой среде, где цифровые технологии играют ключевую роль в его повседневной и профессиональной жизни. Цифровая среда не только способствует прогрессивному развитию общества, но и создает угрозы национальной безопасности государства, общества и личности, требующие соответствующего противодействия. Деструктивные социальные субъекты активно используют цифровую среду для искажения информации и изменения взглядов, психики, мнения. Интернет и мобильная связь способствуют распространению негативной информации и информационно-психологическому воздействию (ИПВ) на личность [10]. Наблюдается беспрецедентный уровень информационно-психологического противоборства в политике, которое целенаправленно применяют ряд стран против России [3]. В связи с этим необходимы новые научные изыскания в этой области для устранения проблем информационно-психологической безопасности (ИПБ) личности, общества и государства, а также выработки адекватных мер по обеспечению ИПБ как в личной, так и в профессиональной деятельности.

Для библиотек как ключевых источников общественного доступа к знаниям и информационным ресурсам вопросы информационной безопасности (ИБ) приобретают особую важность. Однако помимо технических аспектов защиты данных существует еще один важный фактор — психологическая безопасность, который не менее значим для обеспечения психологического здоровья личности. Цель статьи — рассмотреть ИПБ как территорию ответственности библиотек и предложить дуальный подход к ее обеспечению, который предполагает обеспечение ИПБ не только читателя, но и библиотечного специалиста.

Материалы и методы

В процессе исследования ИПБ в библиотеке были использованы различные источники информации: научные статьи, книги, Федеральные законы, электронные ресурсы. Понятие «информационно-психологическая безопасность» и другие, связанные с ним понятия, входящие в его терминологическую систему, были изучены с помощью терминологического анализа. Для рассмотрения библиотеки как территории ответственности в обеспечении

ИПБ использовали метод моделирования.

Литературный обзор

Понятие «информационно-

психологическая безопасность» было впервые использовано в российском научном сообществе в ноябре 1995 года Институтом психологии Российской академии наук на научно-практической конференции. Конференция показала актуальность этого проблемного поля, его многоаспектность, неоднозначность, неизученность и лишь определила вектор исследований в этой области. Исследование зарубежных публикаций, проведенное О. Л. Юшиной [14] в период с 1996 по 2004 год и дополненное автором статьи исследованиями зарубежных диссертаций, материалов конференций и научных статей после 2004 года показало, что за рубежом данное понятие отсутствует, что делает его уникальным для российского контекста.

Стартовой точкой, положившей начало научным и практическим изысканиям в изучаемой проблемной области, по праву стал проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности». Благодаря появлению данного проекта, в 1990-е гг. были проведены исследования, результаты которых озвучивались на конференциях и публиковались в научных журналах. В 2000 г. принимается документ, рассматривающий и описывающий стратегию в области информационной безопасности — Доктрина информационной безопасности РФ, в которой, наряду с другими вопросами, впервые была озвучена необходимость в противодействии информационно-психологическим угрозам. [4].

Далее принимается Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [12].

Широкое распространение Интернета в России с начала 2010-х гг. актуализирует необходимость разработки мер защиты пользователей, использующих Интернет, от все более нарастающего, негативного контента, включая детскую порнографию, буллинг, пропаганду терроризма и экстремизма и т. д. Все перечисленные аспекты входят в современное предметное поле ИПБ.

Следующий этап начинается в июле 2012 года. Тогда в рамках правового поля начали блокировать ресурсы сети Интернет, которые распространяли противоправный контент. С того момента и до сегодняшнего дня в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [13] вносили поправки, цель которых заключалась в разработке мер противодействия угрозам информационно-психологического воздействия (ИПВ).

Увеличение количества угроз ИБ и осознание ее роли привели к принятию в 2021 г. новой Стратегии национальной безопасности РФ [11]. В Стратегии обеспечение ИБ впервые рассматривается в качестве стратегического национального приоритета. Его цель — обеспечить противодействие деструктивному ИПВ, а информационная безопасность, отмеченная как «защита российского общества от деструктивного ИПВ», была закреплена как национальный интерес Российской Федерации.

Было проанализировано действующее российское законодательство и выяснилось отсутствие в нем понятия «информационно-психологическая безопасность». Законопроект «Об информационно-психологической безопасности» не был принят. В других документах, в том числе «Стратегии национальной безопасности», «Доктрине информационной безопасности», это понятия тоже не используется.

Ученые (Г. В. Грачев, В. Е. Лепский, О. Л. Юшина, А. А. Смирнов, Л. Е. Савич) [3, 7, 14, 10, 9] характеризуют ИПБ как статус безопасности личности и общества от угроз ИБ, от негативного ИПВ, которое возникает при взаимодействии личности и общества в цифровом пространстве. ИПВ оказывает противодействие реализации нужд и потребностей личности в личной и профессиональной деятельности, а также развитию системы критической оценки окружающего мира и самого себя.

ИПБ личности рассматривается В. И. Рерке, Г. В. Грачевым, Р. В. Вольновым, Т.И. Ежевской [8, 3, 2, 5] как степень защищенности личности от негативного ИПВ, способного изменить установки, поведение, психику. А также как способность противостоять неадекватному восприятию действительности и ущемлению прав и интересов личности, проявляющаяся в возможности понимания, определения и блокирования такого рода воздействий.

В диссертации О. Л. Юшиной ИПБ читателей представлена как степень защиты читателей от опасностей информационной среды, которые возникают при их взаимодействии и противодействуют реализации их интересов [14].

Результаты

Собственные наблюдения и специальные исследования показали отсутствие в научной литературе понятия ИПБ библиотекаря. Опираясь на приведенные выше дефиниции, мы предлагаем понимать под «информационно-психологической безопасностью библиотекаря» способность библиотекаря к пониманию, выявлению и адекватной реакции на существующие или потенциальные угрозы негативного ИПВ внешней и внутренней по отношению к библиотекарю среды, препятствующие реализации его личностных и профессиональных интересов, а также умение безопасно преобразовывать информационное пространство и применять меры защиты от негативных ИПВ, нацеленные на создание и поддержание безопасной среды для читателей, сотрудников и ресурсов библиотеки.

В цифровом мире к неблагоприятным информационным факторам, активно дестабилизирующим ИПБ личности, можно отнести:

1. Интернет-троллинг и кибербуллинг. Целенаправленные атаки в интернете с целью унижения или запугивания человека, что может привести к серьезным психологическим травмам.

2.Компьютерные игры. К сожалению не все компьютерные игры носят развлекательный характер. Есть и такие, которые содержат сцены насилия и садизма, сексуальные сцены. В некоторых откровенно пропагандируют наркотики, рассказывают, как изготовить и применять взрывные устройства в реальной жизни, призывают молодежь к терроризму, самоубийствам и другим разрушительным действиям.

3.Системы VR и AR. Виртуальная и дополненная реальность, использующая в своей основе сенсорные каналы, позволяют человеку глубоко погружаться в несуществующую реальность, порождая риски и вызовы для психического здоровья человека.

4.Транснациональные корпорации в цифровой среде. Эти организации, используя свои мощности, собирают персональные данные граждан РФ и оказывают целенаправленное персонализированное деструктивное ИПВ на них.

5.Технологии ИИ. Данные технологии получили беспрецендентное развитие и позволяют создавать подделки изображений, видео и голоса человека (deepfakes) высочайшего уровня, которые без специального программного обеспечения практически невозможно отличить от оригинала.

6. Фейковые новости. Распространение непроверенной или ложной информации под видом настоящих новостей, что может вводить людей в заблуждение и формировать неверные представления о реальности.

7. Манипуляции в социальных сетях. Использование алгоритмов и методик поведенческой экономики для манипулирования выборами, мнениями и предпочтениями пользователей.

8. Экстремистский контент. Материалы, призывающие к насилию, ненависти или дискриминации по различным признакам (расовым, религиозным, половым и т. д.) и др.

Для защиты от этих неблагоприятных информационных факторов необходимо развивать критическое мышление, использовать надёжные и проверенные каналы получения данных.

Чтобы выстроить эффективную систему защиты от негативного ИПВ, необходимо выявить источники опасности.

В настоящее время не существует единой общепринятой классификации источников угроз ИПБ. Классификации источников и угроз ИПБ личности представлены в работах Г. В. Грачева, В. Е. Леончикова, А. А. Смирнова, О. Л. Юшиной [3, 6, 10, 14]. Все они имеют авторскую интерпретацию в зависимости от задач, решаемых в исследовании, но чаще источники угроз делятся на внешние и внутренние.

Опираясь на труды отечественных ученых и собственные задачи исследования, приведем классификацию источников угроз ИПБ личности.

Внешние источники угроз:

- часть информационного пространства, неправильно отражающая действительность; включает информацию неполную, противоречивую, искаженную; возбуждающую религиозную, расовую, национальную ненависть;

- государство, как собственное, так и любое другое. Вспомним действия правящей элиты в период распада СССР. Чтобы реализовать собственные интересы, лидеры применяли силу государственного механизма для оказания ИПВ на людей, утаивая истинные цели;

- общество (манипулятивное воздействие СМИ, недобросовестная реклама коммерческих структур, экстремистские и террористические организации, транснациональные организации, организации, пропагандирующие расовую и религиозную ненависть и др.);

- социальные группы (деструктивные группы в социальных сетях: хакеры, педофи-

лы, подстрекатели к самоубийствам, наркоманы, колумбайнеры и др.)

- отдельные личности (мошенничество, троллинг, буллинг со стороны отдельной личности, оскорбление, унижение человека на работе или вне ее, гипноз, шантаж и др.).

Внутренние источники угроз: биосоциальная природа психики личности, индивидуально-личностные свойства личности; недооценка необходимости обучения мерам по противодействию угрозам ИПБ; эмоциональные переживания — тревога, вызванная внутренним конфликтом, неудача в достижении цели; скрытые или явные комплексы, фобии.

Парадоксальность ситуации с обеспечением ИПБ личности заключается в том, что те, кто является источниками угроз ИПБ, должны ее же и обеспечивать — это организации, учреждения, специалисты, занимающиеся информационной безопасностью, обеспечением психологического благополучия людей в информационном пространстве. Среди субъектов обеспечения ИПБ можно выделить:

1. Государственные органы и специализированные службы, ответственные за разработку и внедрения мероприятий в области информационной безопасности (МВД, ФСБ, Минобороны РФ, МИД РФ, Минцифры РФ, Роскомнадзор и др.).

2. Негосударственные организации, принимающие участие в обеспечении ИПБ (Центр безопасного Интернета в России, Лига безопасного Интернета и др.), исследовательские организации (Фонд Развития Интернет), центры оказания психологической помощи (Линия помощи «Дети онлайн»), занимающиеся изучением угроз ИПБ и разработкой методов и технологий их предотвращения (конференции, тренинги).

3. Профессиональные психологи и консультанты, специализирующиеся на психологической поддержке людей в условиях информационных угроз и кризисов.

4. Образовательные учреждения (вузы, школы, онлайн курсы), просвещающие и проводящие обучающие занятия по вопросам ме-диаобразования, информационной грамотности в обстановке расширяющегося цифрового пространства.

5. Средства массовой информации (передачи («Антифейк», «Бесогон»), информирующие и разъясняющие последствия от негативного ИПВ и необходимости повышения уровня ИПБ).

6. Коллективы организаций и учреждений

(внедрение корпоративной культуры по повышению уровня ИПБ, тренинги, разработка и внедрение превентивных мер защиты информации и т. д.).

7. Библиотека как территория ИПБ (предоставление доступа к проверенным и надежным источникам информации, разработка образовательных программ и семинаров по медиа-грамотности, критическому мышлению и другим навыкам, помощь в оценке и поиске информации и др.).

8. Отдельная личность (развитие критического мышления, механизмов психологической защиты и формирование компетентности в области ИПБ).

Все эти субъекты должны взаимодейство-

вать между собой для обеспечения комплексной защиты личности, общества и государства от негативного ИПВ. Однако сегодня не существует средств и способов защиты, однозначно гарантирующих безопасность от такого рода угроз. Важную роль в этом вопросе может сыграть библиотека.

Дуальность процесса ИПБ в библиотеке заключается, на наш взгляд, в том, что объектом обеспечения ИПБ является не только читатель, но и библиотекарь. В связи с чем библиотека должна принимать меры не только по обеспечению ИПБ читателей, но способствовать формированию у библиотекарей компетентности в этой предметной области (рис.1).

Рис. 1 Модель обеспечения ИПБ в библиотеке

В ходе исследования были выявлены работы [7, 8], затрагивающие аспекты обеспечения библиотекарями ИПБ читателей, однако лишь в работе Л. Е. Савич [9] был поднят вопрос о том, что библиотекарь, прежде чем обеспечивать ИПБ читателя, должен уметь обеспечивать собственную ИПБ. Это требует от библиотекаря обладания высоким уровнем компетентности в области ИПБ, чтобы создавать безопасную информационную и психологическую среду в библиотеке и уметь защищать себя и читателей от негативного ИПВ.

Обсуждение

Обеспечение ИПБ читателей в библиотеке особенно важно в условиях цифровизации и распространения информации через интернет. Назовем несколько способов, с помощью которых библиотеки могут обеспечить информационно-психологическую безопасность

читателей:

1. Обеспечение свободного доступа к информации, не запрещенной законом. Так библиотеки реализуют соблюдение конституционных прав и свобод личности.

2. Обучение информационной грамотности. Библиотеки способны проводить обучающие семинары и мастер-классы для читателей по приемам обработки информации, критической оценке качества информационных ресурсов, обучать информационной грамотности и т.д.

3. Оценка информационного ресурса. Библиотеки предоставляют доступ к качественным и проверенным информационным ресурсам, отбирая контент и блокируя потенциально опасные или вредоносные сайты.

4. Психологическая поддержка. Библиотекари, как специалисты, работающие с людь-

ми, могут объяснить читателям, как справляться с информационным стрессом, как критически анализировать информацию из сети.

5. Конфиденциальность и защита данных. Библиотеки должны обеспечивать конфиденциальность данных своих читателей, защищая их персональные данные от утечек или несанкционированного доступа.

6. Проведение мероприятий по ИПБ. Например, в рамках недели «Безопасный интернет» проводить мероприятия, посвященные ИПБ личности в цифровом мире, вызовам и механизмам противодействия.

7. Создание безопасного библиотечного пространства. Это включает: создание комфортного функционального и мобильного библиотечного пространства (удобная мебель, достаточное освещение, зоны для отдыха и работы) и создание благоприятного эмоционального климата (дружелюбный персо-

нал, политика недопущения дискриминации).

Это лишь некоторые методы, которые помогут библиотекам не только обеспечить ИПБ своих сотрудников и читателей, но и способствовать их психологическому благополучию в цифровом и реальном мире.

Заключение

Все вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о профессиональной подготовке библиотечных кадров к обеспечению ИПБ в библиотеке. Однако отсутствие такой подготовки на сегодняшний день не позволяет библиотекам реализовывать эти функции. Решением данного вопроса, на наш взгляд, может стать разработка программы повышения квалификации библиотекарей, основной целью которой будет формирование компетенции в области обеспечения ИПБ.

Литература

1. Астахова Л.В. Библиотека как субъект обеспечения информационно-психологической безопасности населения региона // Вестник КемГУКИ. 2012. - № 18. - С. 202-207.

2. Вольнов Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности : специальность 19.00.06 : диссертация / Р.В. Вольнов: канд. психол. наук,. Москва, 2011.- 185 с.

3. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. Москва : Издательство РАГС, 1998. - 123 с.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646) // Совет Безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/133.html (дата обращения: 15.04.2024).

5. Ежевская Т.И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. - № 2. - С. 38-41.

6. Леончиков В.Е. Информационно-психологическая безопасность личности: библиотековедческий аспект // Научные и технические библиотеки. 2023. - № 12. - С. 60-69.

7. Лепский В.Е. Исходные предпосылки и проблематика информационно-психологической безопасности [Электронный ресурс] URL: http:VAVw.rbs.org.ru/ biblioteka/lepskiy-5.htm (дата обращения: 13.02.24).

8. Рерке В.И. Информационно-психологическая безопасность как научно-исследовательская дефиниция / Текст: электронный // Научно-педагогическое обозрение. 2022. - № 5 (45). - С. 202-206. URL: https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-5-202-211 (дата обращения 15.03.2024).

9. Савич Л.Е. Информационно-психологическая безопасность как профессиональная проблема: библиотековедческий аспект // Государственная культурная политика и образование как часть стратегии национальной безопасности Российской Федерации: материалы Междунар. научно-практической конференции (15 - 16 октября 2015 г.). Казань : Изд-во Казан. гос. ин-та культуры, 2015. - С. 239-241.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Смирнов А.А. Формирование системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации: монография. СПб.: Издательство «Русь», 2022. - 272 с.

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792 (дата обращения: 15.03.2024).

12. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-Ф3 // Сайт Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108808 (дата обращения: 02.03.24).

13. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Сайт Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 (дата обращения: 02.03.24).

14. Юшина О.Л. Публичные библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей : специальность 05.25.03: диссертация / О. Л. Юшина: канд. пед. наук,. С.-Петербург, 2005. - 236 с.

References

1. Astakhova L.V. Library as a subject of ensuring information and psychological security of the population of the région // Bulletin of KemGUKI. 2012. - No. 18. - P. 202-207.

2. Volnov R.V. Psychological and legal features of ensuring information and psychological security of the individual: specialty 19.00.06: dissertation / R.V. Volnov: Ph.D. psychol. sciences. Moscow, 2011. - 185 p.

3. Grachev G.V. Information and psychological security of the individual: state and possibilities of psychological protection. Moscow: Publishing house RAGS, 1998.- 123 p.

4. Doctrine of information security of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 No. 646) // Security Council of the Russian Federation: [site] - URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1Z133 .html (access date: 04/15/2024).

5. Ezhevskaya T.I. Psychological impact of the information environment on modern man // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2009. - No. 2. - P. 38-41.

6. Leonchikov V.E. Information and psychological security of the individual: library science aspect // Scientific and technical libraries. 2023. - No. 12. - P. 60-69.

7. Lepsky V.E. Initial prerequisites and problems of information and psychological security [Electron. resource]. URL: http:VAVw.rbs.org.ru/ biblioteka/lepskiy-5.htm (access date: 02/13/24).

8. Rerke V.I. Information and psychological security as a scientific research definition / Text: electronic // Scientific and pedagogical review. 2022. - No. 5 (45). pp. 202-00. URL: https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-5-202-211 (accessed 03/15/2024).9. Savich L.E. Information and psychological security as a professional problem: library science aspect // State cultural policy and education as part of the national security strategy of the Russian Federation: materials of the International. scientific and practical conference (October 15 - 16, 2015). Kazan: Kazan Publishing House. state Institute of Culture, 2015. - pp. 239-241.

10. Smirnov A.A. Formation of a system of legal support for information and psychological security in the Russian Federation: monograph. St. Petersburg: Rus Publishing House, 2022. - 272 p.

11. National Security Strategy of the Russian Federation. Approved by Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792 (date of access: 03/15/2024).

12. Federal Law "On the Protection of Children from Information Harmful to Their Health and Development" dated December 29, 2010 N 436-FZ // Website Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108808 (date of access: 03/02/24).

13. Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection" dated July 27, 2006 No. 149-FZ / / Website Consultant Plus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 (date of access: 03/02/24).

14. Yushina O.L. Public libraries in ensuring information and psychological safety of readers: specialty 05.25.03: dissertation / O. L. Yushina: Ph.D. ped. sciences. St. Petersburg, 2005. - 236 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.