Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА ЗАЩИЩЕННЫХ ДИССЕРТАЦИЙ'

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА ЗАЩИЩЕННЫХ ДИССЕРТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотековедение / библиографоведение / книговедение / научные исследования / диссертации / диссертационные советы / library science / bibliographic science / book science / scientific research / dissertations / dissertation councils

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калегина Ольга Анатольевна, Дрешер Юлия Николаевна, Кормишина Гузела Мэльсовна, Яшина Надежда Геннадиевна

Рассматриваются основные направления и перспективы научных исследований в рамках специальности 5.10.4(05.25.03.) «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Проанализированы данные о диссертациях, защищенных по данной научной специальности в период с 2014 по 2023 г. Выявлены основные тенденции изменения количества защит в исследуемый период, дан анализ географии защит и распределения диссертаций по организациям, где они были подготовлены и защищены, тематики защищенных диссертаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Калегина Ольга Анатольевна, Дрешер Юлия Николаевна, Кормишина Гузела Мэльсовна, Яшина Надежда Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TOPICS OF LIBRARY RESEARCH IN THE CONTEXT OF THE ANALYSIS OF DEFENDED DISSERTATIONS

The main directions and prospects of scientific research within the framework of specialty 5.10.4 are considered. (05.25.03.) – “Library science, bibliographic science and book science.” Data on dissertations defended in this scientific specialty in the period from 2014 to 2023 were analyzed. The main trends in the number of defenses during the period under study were identified, an analysis was given of the geography of defenses and the distribution of dissertations by organizations where they were prepared and defended, and the topics of defended dissertations.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА ЗАЩИЩЕННЫХ ДИССЕРТАЦИЙ»

2. Башлуева Н. Н. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в системе профессиональной подготовки / / Социально-гуманитарное обозрение. 2017. Т. 2. № 2-3. С. 72-73.

3. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. №6. C. 38-45.

4. Doheny-Farina S., Rhetoric, Innovation, Technology: Case Study of Technical Communication in Technology Transfers, Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1992. 182 р.

5. De Jong M.D.T., Neulen S., Jansma S.R. Citizens' intentions to participate in governmental co-creation initiatives: Comparing three co-creation configurations // Government information quarterly. 2019. № 36(3), 490-500.

6. Интернационализация инженерного образования. Российский вариант : Монография / Ю.Н. Зиятдинова, П.Н. Осипов, А.Н. Безруков [и др.]. Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. 256 с.

7. Никитина Т.В. Коммуникативная компетенция в системе профессиональной подготовки сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний // Юридическое образование и наука. 2020. № 6. С.7 - 13.

8. Самойлова Т.А., Лаврентьева А.А. К вопросу об исследовании коммуникативной компетенции и иноязычной коммуникативной компетенции в Отечественной лингвистике и лингводидактике // Вопросы педагогики. 2021. № 1-2. С. 222-226.

9. Сергина Е.А., Федорова Е.Н. Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов в системе профессиональной подготовки в вузе // Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР : Материалы международной научно-практической конференции, Владивосток, 24 октября 2017 года / Ответственные редакторы М.Н. Туктагулова, М.В. Паршина. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) Филиал ДВФУ в г. Уссурийске, 2018. С. 256-260.

10. Челнокова Е. А., Фролова Н.В., Челноков А.С., Новожилова Е.В. Профессиональная компетентность преподавателей вуза в обеспечении качества подготовки будущих специалистов // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 2. С. 50-55.

References

1. Badal'janc O. V. Aksiologija obrazovanija v aspekte protivorechij i paradoksov // Na perekrestke Severa i Vostoka (metodologii i praktiki regional'nogo razvitija) : Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Magadan, 30 nojabrja - 01 2016 goda / Otvetstvennyj redaktor: Leonova O.A.. Magadan: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju «Nauchno-innovacionnyj centr», 2017. S. 288-291.

2. Bashlueva N. N. Formirovanie inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii v sisteme professional'noj podgotovki / / Social'no-gumanitarnoe obozrenie. 2017. T. 2. № 2-3. S. 72-73.

3. Vjatjutnev M. N. Kommunikativnaja napravlennost' obuchenija russkomu jazyku v zarubezhnyh shkolah // Russkij jazyk za rubezhom. 1977. №6. C. 38-45.

4. Doheny-Farina S., Rhetoric, Innovation, Technology: Case Study of Technical Communication in Technology Transfers, Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1992. 182 r.

5. De Jong M.D.T., Neulen S., Jansma S.R. Citizens' intentions to participate in governmental co-creation initiatives: Comparing three co-creation configurations // Government information quarterly. 2019. № 36(3), 490-500.

6. Internacionalizacija inzhenernogo obrazovanija. Rossijskij variant : Monografija / Ju.N. Zijatdinova, P.N. Osipov, A.N. Bezrukov [i dr.]. Kazan' : Kazanskij nacional'nyj issledovatel'skij tehnologicheskij universitet, 2015. 256 s.

7. Nikitina T.V. Kommunikativnaja kompetencija v sisteme professional'noj podgotovki sotrudnika Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij / / Juridicheskoe obrazovanie i nauka. 2020. № 6. S.7 - 13.

8. Samojlova T.A., Lavrent'eva A.A. K voprosu ob issledovanii kommunikativnoj kompetencii i inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii v Otechestvennoj lingvistike i lingvodidaktike // Voprosy pedagogiki. 2021. № 1-2. S. 222-226.

9. Sergina E.A., Fedorova E.N. Formirovanie kommunikativnyh kompetencij budushhih pedagogov v sisteme professional'noj podgotovki v vuze // Vzaimodejstvie sub#ektov obrazovanija v informacionnom obshhestve: opyt stran Evropy i ATR : Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Vladivostok, 24 oktjabrja 2017 goda / Otvetstvennye redaktory M.N. Tuktagulova, M.V. Parshina. Vladivostok: Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet (DVFU) Filial DVFU v g. Ussurijske, 2018. S. 256-260.

10. Chelnokova E. A., Frolova N.V., Chelnokov A.S., Novozhilova E.V. Professional'naja kompetentnost' prepodavatelej vuza v obespechenii kachestv a podgotovki budushhih specialistov // Uspehi gumanitarnyh nauk. 2020. № 2. S. 50-55.

УДК 021 ЕО!Ч Т7ЕК|0

О.А. Калегина, Ю.Н. Дрешер, Г.М. Кормишина, Н.Г. Яшина

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ

АНАЛИЗА ЗАЩИЩЕННЫХ ДИССЕРТАЦИЙ

Рассматриваются основные направления и перспективы научных исследований в рамках специальности 5.10.4(05.25.03.) «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Проанализированы данные о диссертациях, защищенных по данной научной специальности в период с 2014 по 2023 г. Выявлены основные

тенденции изменения количества защит в исследуемый период, дан анализ географии защит и распределения диссертаций по организациям, где они были подготовлены и защищены, тематики защищенных диссертаций.

Ключевые слова: библиотековедение, библиографоведение, книговедение, научные исследования, диссертации, диссертационные советы

Для цитирования: Калегина О.А., Дрешер Ю.Н., Кормишина Г.М., Яшина Н.Г. Актуальная тематика библиотековедческих исследований в контексте анализа защищенных диссертаций // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.117-127, EDN TZEKJO.

Olga A. Kalegina, Yulia N. Drescher, Gusela M. Kormishina, Nadezhda G. Yashina CURRENT TOPICS OF LIBRARY RESEARCH IN THE CONTEXT OF THE ANALYSIS OF DEFENDED DISSERTATIONS

The main directions and prospects of scientific research within the framework of specialty 5.10.4 are considered. (05.25.03.) - "Library science, bibliographic science and book science." Data on dissertations defended in this scientific specialty in the period from 2014 to 2023 were analyzed. The main trends in the number of defenses during the period under study were identified, an analysis was given of the geography of defenses and the distribution of dissertations by organizations where they were prepared and defended, and the topics of defended dissertations.

Keywords: library science, bibliographic science, book science, scientific research, dissertations, dissertation councils

For citation: Kalegina O.A., Drescher Yu.N., Kormishina G.M., Yashina N.G. Current topics of library research in the context of the analysis of defended dissertations / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.117-127, EDN TZEKJO.

Введение

В 2021 г. была утверждена обновленная номенклатура научных специальностей, в соответствии с которой происходит присуждение ученых степеней в нашей стране, а в 2022 г. принят новый паспорт специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Исследования в рамках данной специальности направлены на изучение различных аспектов библиотечной и издательской деятельности: история и перспективы развития библиотек, их роль в обществе, организация библиотечного дела, структура и функции библиотечно-информационных учреждений, развитие информационных технологий в библиотечной сфере, теория и практика информационно-библиографической деятельности, поиска информации, специфика книги как объекта культуры, история книги, ее производство, распространение, хранение. Комплексное изучение данных вопросов позволяет специалистам в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения совершенствовать работу библиотек, стимулировать чтение и обеспечивать доступ к знаниям и информации для общества.

Количество защищенных диссертаций, их тематика, обоснование теоретической и практической значимости исследований могут быть важными показателями состояния и перспектив развития библиотековедения, библиографоведения и книговедения.

Материалы и методы

В данной статье мы проанализируем основные тенденции по защите диссертаций на фоне изменившейся номенклатуры специальности и сокращения действующих диссертационных советов. Данные проанализированы за 10 лет (2014-2023 гг.), но основное вни-

мание будет направлено на работы последних пяти лет.

Анализ проводился на основе сведений из объявлений о защитах, которые опубликованы на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего образования РФ. Были использованы информетриче-ские, наукометрические и библиометриче-ские методы.

Литературный обзор

В настоящее время ведущими отечественными учеными достаточно полно проанализированы современное состояние и тенденции развития теории библиотековедения как важного направления науки. Современные библиотековедческие теории отражают сложившиеся в обществе потребности в доступе к информации, ее организации и распространении. В ряде публикаций подчеркивается влияние на библиотековедение социально-гуманитарных наук, дающих возможность более полно понять роль библиотек как институтов культуры в социуме, их влияние на формирование общества знаний, социокультурных ценностей и идентичности [4]. Социальные и гуманитарные науки предоставляют инструментарий для анализа потребностей пользователей библиотек, изучения истории библиотечного дела, а также анализа социокультурных процессов, влияющих на функционирование библиотек. Информационные технологии также играют существенную роль в развитии библиотековедения, библиографоведения, книговедения как междисциплинарной области исследований. Они помогают совершенствовать процессы работы библиотек, обеспечивать доступ к информации в электронном виде, создавать цифровые архивы и коллекции. Информационные

технологии также способствуют развитию новых форм представления и передачи знаний, таких как электронные библиотеки, он-лайн-каталоги, цифровые выставки и пр. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как развитая междисциплинарная область теоретических исследований обеспечивает анализ и понимание роли библиотек в современном информационном обществе, содействует развитию новых подходов к организации и предоставлению информационных ресурсов. Это позволяет говорить о том, что библиотековедение успешно развивается как фундаментальная и прикладная наука с учетом современных направлений отраслевой научной мысли.

Глубокий исторический экскурс и современные реалии проблемы на основе результатов анализа и обобщения материалов по работе диссертационных советов и подготовке научных кадров высшей квалификации в аспирантуре, организации защит диссертаций в 1999-2020 гг. проведены Е.Б. Артемьевой и О.В. Макеевой [1, 2]. Историографический анализ диссертационных исследований по истории библиотечного дела осуществлен Е.А. Плешкевичем [6].

Результаты

Сейчас действуют 4 диссертационных совета по специальности 5.10.4. «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (таблица 1).

Таблица 1

Диссертационные советы

№ Шифр Специальности (Отрасль) (Специализация) Номер и дата приказа о создании Организация

1 Д 210.019.XX (23.2.021.01) 5.10.4. Библиотековедение, библиографоведениеи книговедение (исторические науки, культурология) №310/нк от 21.02.2023 ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Санкт-Петербург (Санкт-Петербург СЗФО)

2 Д 003.004 .XX (24.1.497.01) 5.10.4. Библиотековедение, библиографоведениен книговедение (исторические науки, педагогические науки) №1354/нк от 27.06.2023 ФГБУН Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН Новосибирск (Новосибирская область СФО)

3 23.2.006.01 (Д 210.005.01) 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведениен книговедение (исторические науки, педагогические науки) 5.10.4. Библиотековедение, библиографоведениеи книговедение (исторические науки, педагогические науки) №105/нк от 11.04.2012 ФГБОУВО «Казанский государственный институт: культуры» Казань (Республика Татарстан ПФО)

4 24.2.337.01 (Д 212.356.03) 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведениен книговедение (исторические науки, филологические науки) 5.10.4. Библиотековедение, библиографоведениен книговедение (исторические науки, педагогические науки) №32/нк от 03.08.2018 ФГАОУ ВО -(Московский политехнический университет» Москва (Москва ЦФО)

Был проведен анализ данных о 102 диссертациях, которые защищались по специальности 5.10.4 (05.25.03.) «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» в 20142023 гг.

Динамика защит показывает, что количество защищенных диссертаций снижается

практически на продолжении всего исследуемого периода. Некоторое увеличение наблюдается в 2022 г. перед внесением изменений в номенклатуру специальностей (таблица 2, рисунок 1).

Таблица 2

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2024 Количество защищенных диссертаций

Год за- Всего Кандидат- Доктор-

щиты ская ская

2023 2 2 0

2022 13 12 1

2021 6 5 1

2020 5 5 0

2019 8 7 1

2018 10 10 0

2017 9 8 1

2016 13 9 4

2015 13 12 1

2014 23 22 1

Всего 102 92 10

Рис.1 Количество защищенных диссертаций

Эта тенденция отмечена в работах Е.Б. Артемьевой: с 1999 по 2008 годы защищено 413, работ, в следующее десятилетие - почти вдвое меньше. Обратим внимание на падение числа защит, наблюдающуюся с 2019 года, что обусловлено переходом аспирантуры на 3 ступень образования, это привело к отсутствию стимула к защите (получение диплома об окончании аспирантуры и защита ВКР иногда вполне удовлетворяли выпускника, не работающего в вузовской системе). При этом количество бюджетных мест в аспирантуру катастрофически сократилось, буквально до единиц. Среди причин снижения также можно назвать ужесточение требований к качеству диссертаций и работе диссоветов со стороны Высшей аттестационной комиссии Министер-

ства науки и высшего образования РФ, что привело к приостановлению или прекращению их работы, резкому сокращению защит, что не может не беспокоить библиотечное научное сообщество, которое не раз обсуждало данную проблему в очном и заочном форматах [3]. Эту характерную тенденцию можно проследить на примере диссовета 23.2.006.01 (Д 210.005.01), созданного при Казанском государственном институте культуры (КазГИК) (таблица 3). В среднем в год в данном диссо-вете организовывалось 4-6 заседаний по защите кадидатских и докторских диссертаций, пик защит пришелся на 2013 год -13 защит. После временной приостановки с 2019 года число проведенных заседаний по защите диссертаций минимально.

Таблица 3

Защита диссертаций в диссовете 23.2.006.01 (Д 210.005.01)

при КазГИК

Год 2014 2015 2016 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Кол-ва работ 4 5 6 1 1 1 1 2 1

Рис. 2 Динамика защит диссертаций в диссовете 23.2.006.01 (Д210.005.01) при КазГИК

В 2023 году в России защищено всего 2 работы, в 2024 -1 работа, все только в диссовете 23.2.006.01 (Д 210.005.01), что свидетельствует о фактической минимизации данного процесса, который приведет к проблемам в обеспеченности научными кадрами вузов культуры и библиотек, в решении актуальных проблем теории и практики библиотечного дела. Можно предположить, что в последующие годы число защит увеличится, поскольку сейчас мы находимся на критическом минимуме, но

увеличение числа защит будет не быстрым и постепенным.

Анализ географии подготовки диссертаций показал, что большая часть работ подготовлена в Москве и Санкт-Петербурге. В числе лидеров также можно назвать Новосибирск, Челябинск и Казань (таблица 4). Действительно, это важнейшие центры науки в центре и регионах. Как правило, это ведущие вузы культуры и крупнейшие библиотеки - научные центры.

Таблица 4

Город - место подготовки Количество диссертаций

Москва 33

Санкт-Петербург 17

Новосибирск 13

Челябинск 9

Казань 8

Орел 4

Самара 3

Краснодар 3

Киров 3

Кемерово 3

Белгород 3

Якутск 1

Красноярск 1

Иваново 1

Всего 102

1 Москва 1 Казань 1 Киров Красноярск

Санкт-Петербург Новосибирск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Орел

1 Кемерово Иваново

1 Самара 1 Белгород

Челябинск 1 Краснодар 1 Якутск

Рис. 3 География подготовки исследований

Данное положение подтверждено еще и тем, что наибольшее количество диссертаций было подготовлено в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) и Московском государственном институте культу-

ры (таблица 5). Например, в диссовете 23.2.006.01 (Д210.005.01) при КазГИК за данный период защитилось 8 соискателей, подготовивших работу в этом институте и 7 диссертантов, закончивших аспирантуру в ГПНТБ СО РАН, 2 соискателя из Самарского, по одному - из Белгородского и Московского институтов культуры.

Таблица 5

Распределение диссертаций по организациям, где они были подготовлены

Организация — место подготовки

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

ФГБУН Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук

ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати именн Ивана Федорова»

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет»

ФГБ'У «Российская государственная библиотека:»

ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»

ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры»

ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры»

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»

ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет»

ФГВОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

ФГБОУ ВО «Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева:»

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий н дизайна»

ФБГОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств»

ФГБ'У «Российская национальная библиотека» Всего

Кол-во диссертаций

15

U

12 "TÏÏ"

~~9

При этом большая часть диссертаций была защищена в Москве (таблица 6). Это обусловлено действием в данные годы трех диссертационных советов (диссоветы при Москов-

ском государственном институте культуры, Российской государственной библиотеке, Московском государственном университете печати им.И.Федорова»).

Таблица 6

Город - место защиты Количество диссертаций

Москва 49

Санкт-Петербург 23

Казань 21

Челябинск 9

Всего 102

■ Москва Санкт-Петербург Казань Челябинск

Рис. 4 География защит

Но среди диссертационных советов лиди- вом следуют диссоветы при Казанском и Мос-рующие позиции занимает диссовет при ковском институтах культуры (таблица 7). Санкт-Петербургском государственном институте культуры, далее с небольшим отры-

Таблица 7

Организация - место защиты

Организация - место зашиты Кол-во диссертаций

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» 23

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» 21

ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры» 19

ФГБУ «Российская государственная библиотека» 14

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» 11

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры» 9

ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет» 5

Всего 102

Интересны данные о защите по отраслям науки (таблица 8). Количество защит зависит от того, имеют ли право диссоветы принимать защиты по данным направлениям. Педагогическое направление, как правило, имело

большинство диссоветов, соответственно и число защит преобладало (61,7%). Такая же тенденция отмечена у Е.Б. Артемьевой -74,4% и 69,5% за последние два десятилетия.

Таблица 8

Распределение диссертаций по отраслям наук

Отрасль Количество диссертаций

Педагогические науки 63

Исторические науки 22

Филологические науки 17

Всего 102

Рис. 5 Распределение диссертаций по отраслям наук

За последние 5 лет ( с 2020 по 2024 годы) защищено 27 работ, из них по историческому направлению - 5, педагогическому - 17, филологическому - 5. Восемь работ (примерно одна треть из всех защищенных посвящена

различным историческим периодам библиотечного, книжного, издательского дела). Анализ тематики был проведен в соответствии с паспортом специальности (таблица 9).

Тематика защищенных диссертаций (фрагмент)

Тематика (в соответствии с паспортом специальности) Количество диссертаций

История книгоиздательской, книготорговой, библиотечной п библиографической деятельности. 33

История книги, книжного дела, книжной культуры. 24

Бнблпотечно-пнформаппонные процессы в традиционной и цифровой среде: создание бпблпотечно-пнформацпонных ресурсов, разработка продуктов и услуг, бпблпотечно-пнформацпонное обслуживание различных категорий пользователей. 17

Подготовка кадров и кадровая политика в книгоиздательской и книготорговой, бпблпотечно-бпб лпографпческоп деятельное гп. 13

Книжная культура. 8

Производство и распространение книги. 8

Библиотека в едином цифровом пространстве знании. 7

Бнблпотечно-пнформаппонное и аналитическое обеспечение промышленного производства, финансов, бизнеса, политики, науки, образования, государственного и муниципального управления, культурной и досуговой деятельности. 7

Менеджмент и маркетинг библпотечно-библиографической п книгоиздательской деятельности. 7

Отечественные и зарубежные деятели книги п книжного дела, редакторы, книговеды, библиотековеды, библпографове ды. 7

Тенденции развития бпблпотечно-пнформацпонного образования. 7

Таблица 9

Историческая проблематика на первых местах. Причин такому феномену несколько. Многие научные школы в вузах и библиотеках включают исторические темы в круг основных тем. Во-вторых, действительно имеется множество неизученных аспектов истории библиотековедения, библиографоведе-ния и книговедения, особенно в регионах [6]. Например, славятся активным изучением исторических лакун представители научной школы ГПНТБ СО РАН. Существенно меньше, но все же еще популярны проблемы библио-течно-информационного обслуживания в среде традиционных библиотек и с использо-

Расширенная тематика защ^

ванием информационно-коммуникационных технологий, формирования библиотечно-информационных ресурсов, создания продуктов и услуг, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для библиотек и издательств, кадровой политики. В широкой трактовке эти темы, без сомнения, приоритетны, к тому же близки вузовским и библиотечным работникам в качестве материала исследования. В остальных же случаях проблематика единична и разрозненна, несмотря на соответствие паспорту специальности в самом широком его толковании (таблица 10).

Таблица 10

енных диссертаций (фрагмент)

Тематика (расширенная) Количество диссертаций

Книжное н библиотечное дело в регионах России 19

Международное сотрудничество, межкультурное, межнациональное взаимодействие в сфере библиотечного и 12

книжного дела

Специалисты библиотечно-информационной сферы 11

Различные виды изданий 8

Книжное и библиотечное дело за рубежом 7

Коммуникационные процессы 6

Компетентность и компетенции библиотечно- 5

пнформационного специалиста

Электронные издания, электронные книги 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационные ресурсы 4

Вузовские библиотеки 4

Периодическая печать 4

Предпринимательская деятельность в сфере книжного дела 4

Перспективы развития библиотек 4

Библиотечные фонды 4

Характеристика деятельности издательств 4

Школьные и детские библиотеки 3

Электронная библиография 3

Книжное дело Русского зарубежья 3

Публичные библиотеки 3

Обсуждение

На наш взгляд, актуальность библиотековедческих исследований должна быть больше обусловлена перспективами и тенденциями развития библиотечной деятельности. К сожалению, мы не видим в вышеперечисленных темах полного охвата актуальных проблем. Все темы актуальны и соответствуют паспорту, но сведение защит к столь малому количеству не позволяет говорить о каком-либо охвате актуальных тем. Например, в диссертациях последних лет не решаются проблемы современной сущности, функциях и важнейших направлениях деятельности библиотек в

условиях глобальных вызовов (гражданское, патриотическое воспитание, молодежная политика, цифровизация, формирование фондов).

Исследования соискателей ученой степени часто связаны с их работой в библиотеках или учебных заведениях, занимающихся подготовкой библиотечных кадров, обусловлены их личными и профессиональными интересами. Так, Е.А. Косолапова подготовила кандидатскую диссертацию на тему «Сбалансированная система показателей как инструмент управления информационно-библиотечной деятельностью» (2019) на базе Республикан-

ского медицинского библиотечно-информационного центра (Казань), где принимала активное участие в разработке и внедрении системы менеджмента качества. Подобные исследования представляют большой научный интерес и имеют неоспоримое значение зля развития библиотечной практики. Единство теории и практики наблюдается также в кандидатских диссертациях С.М. Са-тагалиевой «Становление и развитие библио-течно-информационного образования в Республике Казахстан» (2023), Е.Л. Шароновой «Региональные библиотечные программы как средство сбережения и использования культурного капитала старших поколений» (2024). Нельзя не обратить внимание на связь между тематикой исследований и местом работы соискателей ученой степени, их опытом профессиональной деятельности. Многие авторы диссертационных исследований являются сотрудниками библиотек, занимающие руководящие должности, и они заинтересованы в изучении проблем менеджмента, маркетинга, кадрового обеспечения. Сотрудники учебных заведений изучают теорию и практику подготовки библиотечных кадров, развитие библиотечной профессии. Историческая тематика и вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в библиотечной работе более характерны для начинающих исследователей, недавно окончивших аспирантуру.

Заключение

Основные перспективы актуализации проблематики диссертационных исследований, повышения количества и качества защищаемых диссертаций.

1. Необходимо более четкое понимание педагогической составляющей при подготов-

ке диссертаций на соискание степени доктора или кандидата педагогических наук. Библиотековедческие исследования носят комплексный характер и не всегда укладываются в рамки педагогических проблем.

2. По-прежнему актуальным является вопрос об организации экспертизы диссертации со стороны профильных экспертов ВАК, необходимо ходатайствовать в включении, авторитетного ученого-библиотековеда в качестве эксперта по профильным диссертациям на соискание степени доктора или кандидата педагогических наук.

3. Можно поднять вопрос о корректности и актуальности формулировок паспорта специальности, но в целом он соответствует современным направлениям библиотековедческих исследований. Речь может идти не о изменении паспорта, а о разработке перечня актуальных тематик в области библиотековедения, библиографоведения и документо-ведения по примеру перечня, принятого и утвержденного Министерством науки и высшего образования РФ [5].

4. Координация деятельности профильных диссоветов на уровне председателей и ученых секретарей в настоящее время достаточно активная. Однако уместно усилить общение руководителей диссертационных советов по объединению своих усилий, обмену опытом, консультированию, экспертизе, выработке совместных решений и предложений.

Предложения и выводы авторов носят рекомендательный характер и выражают их личную точку зрения на исследуемую проблему.

Литература

1. Артемьева Е.Б. Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» // Науч. и техн. б-ки. 2010. № 3. С. 17-32.

2. Артемьева Е.Б., Макеева О.В. Научная специальность «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» и профильные диссертационные исследования (1999-2020) // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 4. С. 36 -46.

3. Берестова Т.Ф. Научная специальность «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» Результаты работы круглого стола «Быть или не быть? Вот в чем вопрос?» / / Вестник культуры и искусств. 2020. № 4 . С.129-138.

4. Елькина Е.Е. Теории библиотековедения в структуре социально-гуманитарных наук и информационных технологий / / Библиосфера. 2013. № 3. С. 39-48.

5. Перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании / Российская академия образования, Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки России. Москва, 2023. 120 с.

6. Плешкевич Е.А. История библиотечного дела сквозь призму отечественных диссертационных исследований: библиометрический анализ // Библиотековедение. 2019. № 1. С. 77-84.

References

1. Artemeva E.B. Podgotovka nauchno-pedagogicheskikh i nauchnykh kadrov v sisteme poslevuzovskogo obrazovaniia po spetcialnosti 05.25.03 «Bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie» // Nauch. i tekhn. b-ki. 2010. № 3. S. 17-32.

2. Artemeva E.B., Makeeva O.V. Nauchnaia spetcialnost «Bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie» i profilnye dissertatcionnye issledovaniia (1999-2020) // Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire. 2021. T. 11. № 4. S. 36 -46.

3. Berestova T.F. Nauchnaia spetcialnost «Bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie» Rezultaty raboty kruglogo stola «Byt ili ne byt? Vot v chem vopros?» / / Vestnik kultury i iskusstv. 2020. № 4 . S.129-138.

4. Elkina E.E. Teorii bibliotekovedeniia v strukture sotcialno-gumanitarnykh nauk i informatcionnykh tekhnologii // Bibliosfera. 2013. № 3. S. 39-48.

5. Perechen aktualnykh tematik dissertatcionnykh issledovanii v oblasti nauk ob obrazovanii / Rossiiskaia akademiia obrazovaniia, Vysshaia attestatcionnaia komissiia pri Minobrnauki Rossii. Moskva, 2023. 120 s.

6. Pleshkevich E.A. Istoriia bibliotechnogo dela skvoz prizmu otechestvennykh dissertatcionnykh issledovanii: bibliometricheskii analiz // Bibliotekovedenie. 2019. № 1. S. 77-84.

УДК 316.6:004.946+023 EDN LACWPE

И. Д. Кадыров

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ТЕРРИТОРИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИБЛИОТЕК: ДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Кроме уникальных возможностей для развития общества, цифровая среда порождает и угрозы, связанные с негативным информационно-психологическим воздействием на государство, общество и личность. Это требует новых научно обоснованных подходов для решения проблем информационно-психологической безопасности, а также выработки адекватных мер по обеспечению информационно-психологической безопасности как в повседневной, так и в профессиональной деятельности. Библиотеки также оказываются перед лицом новых вызовов, связанных с обеспечением информационно-психологической безопасности их работников и пользователей.

В статье предложен дуальный подход к обеспечению информационно-психологической безопасности в библиотечном пространстве, который предлагает рассматривать в качестве объектов обеспечения информационно-психологической безопасности как читателя, так и библиотекаря. Сделан вывод, что потенциал библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности как читателей, так и библиотекарей неоспорим, однако требует профессиональной подготовки библиотечных кадров. Одним из решений данного вопроса может стать разработка программы повышения квалификации библиотекарей, основной целью которой будет формирование компетенции в области обеспечения информационно-психологической безопасности.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность библиотекаря, информационно-психологическое воздействие, угрозы ИПБ, обеспечение ИПБ, библиотекари, читатели

Для цитирования: Кадыров И.Д. Информационно-психологическая безопасность как территория ответственности библиотек: дуальный подход // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.127-133, EDN LACWPE.

Ildar D. Kadyrov INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY AS AN TERRITORY OF LIBRARY RESPONSIBILITY: A DUAL APPROACH

Annotation. In addition to unique opportunities for the development of society, the digital environment also creates threats associated with a negative information and psychological impact on the state, society and the individual. This requires new scientifically based approaches to solve problems of information and psychological security, as well as the development of adequate measures to ensure information and psychological security, both in everyday and professional activities. Libraries also face new challenges related to ensuring the information and psychological safety of their employees and users. The article proposes a dual approach to ensuring information and psychological security in the library space, which proposes to consider both the reader and the librarian as objects of ensuring information and psychological security.

The article proposes a dual approach to ensuring information and psychological security in the library space, which proposes to consider both the reader and the librarian as objects of ensuring information and psychological security. It is concluded that the potential of the library in ensuring information and psychological security of both readers and librarians is undeniable, but requires professional training of library staff. One solution to this issue could be the development of a professional development program for librarians, the main goal of which would be to develop competence in the field of ensuring information and psychological security.

Keywords: information and psychological safety of a librarian, information and psychological impact, threats to information security, provision of information security, librarians, readers

For citation: Kadyrov I.D. Information and psychological security as an territory of library responsibility: a dual approach // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.127-133, EDN LACWPE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.