Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПЛАТФОРМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ОБЛАЧНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ / КВАНТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова Татьяна Анатольевна, Бойченко Игнат Сергеевич, Троян Наталья Анатольевна

Статья посвящена необходимости преобразования механизмов электронного взаимодействия в сфере правовой информации в условиях цифровизации общественных отношений путем трансформации существующей информационной инфраструктуры на основе информационных систем в цифровые платформы и суперсервисы, что связано с изменением информационно-правового пространства и обусловлено изменением подхода к электронному взаимодействию в рамках цифровых платформ. В статье использованы методы диалектики и системного анализа информационно-правовой сферы, позволяющие комплексно и логически последовательно исследовать процессы реализации информационно-правовых норм и перспективы их развития в правовом регулировании развития механизмов электронного взаимодействия на основе цифровых платформ. Обосновывается вывод, что важной особенностью нынешнего этапа развития механизмов электронного взаимодействия и государственного управления является разработка государственных цифровых платформ на основе единой аппаратно-программной платформы, что обеспечит более глубокую степень интеграции цифровых платформ между собой и, возможно, уменьшит расходы на их создание, а также улучшит структуру и функциональность цифровых платформ по сравнению с классическими информационными системами.The paper is devoted to the need for reforming the electronic interaction mechanisms in the field of legal information under the conditions of digitalisation of social relations by transforming the existing information infrastructure based on information systems into digital platforms and super services which is related to changes in the information technology law space and is caused by changes in the approach to electronic interaction within digital platforms. Methods of dialectics and system analysis of the information and legal sphere are used in the paper, which allows to study the processes of implementing information technology law provisions and prospects for their evolution in the legal regulation of the development of electronic interaction mechanisms based on digital platforms in a multifaceted and logically consistent way. The conclusion is justified that an important feature of the modern stage of development of electronic interaction mechanisms and public administration is the development of government digital platforms based on a single hard- and software platform which would secure a deeper integration between the digital platforms and possibly reduce the expenses for their setting up as well as improve the structure and functionality of digital platforms when compared with classic information systems.The paper is devoted to the need for reforming the electronic interaction mechanisms in the field of legal information under the conditions of digitalisation of social relations by transforming the existing information infrastructure based on information systems into digital platforms and super services which is related to changes in the information technology law space and is caused by changes in the approach to electronic interaction within digital platforms. Methods of dialectics and system analysis of the information and legal sphere are used in the paper, which allows to study the processes of implementing information technology law provisions and prospects for their evolution in the legal regulation of the development of electronic interaction mechanisms based on digital platforms in a multifaceted and logically consistent way. The conclusion is justified that an important feature of the modern stage of development of electronic interaction mechanisms and public administration is the development of government digital platforms based on a single hard- and software platform which would secure a deeper integration between the digital platforms and possibly reduce the expenses for their setting up as well as improve the structure and functionality of digital platforms when compared with classic information systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

информационно-правовые механизмы электронного взаимодействия в сфере правовой информации в условиях

цифровизации1

Полякова Т. А. , Бойченко И . С . , Троян Н . А.2

Ключевые слова: информационное общество, правовая информация, органы государственной власти, информационные системы, платформенные решения, цифровые технологии, информационный ресурс, облачные платформы, дорожные карты, квантовые технологии, искусственный интеллект.

Аннотация. Статья посвящена необходимости преобразования механизмов электронного взаимодействия в сфере правовой информации в условиях цифровизации общественных отношений путем трансформации существующей информационной инфраструктуры на основе информационных систем в цифровые платформы и суперсервисы, что связано с изменением информационно-правового пространства и обусловлено изменением подхода к электронному взаимодействию в рамках цифровых платформ.

В статье использованы методы диалектики и системного анализа информационно-правовой сферы, позволяющие комплексно и логически последовательно исследовать процессы реализации информационно-правовых норм и перспективы их развития в правовом регулировании развития механизмов электронного взаимодействия на основе цифровых платформ.

Обосновывается вывод, что важной особенностью нынешнего этапа развития механизмов электронного взаимодействия и государственного управления является разработка государственных цифровых платформ на основе единой аппаратно-программной платформы, что обеспечит более глубокую степень интеграции цифровых платформ между собой и, возможно, уменьшит расходы на их создание, а также улучшит структуру и функциональность цифровых платформ по сравнению с классическими информационными системами.

DOI: 10.21681/2226-0692-2021-1-24-27

В условиях современной реальности и развития информационного общества расширяется информационно-правовое пространство, происходят изменения в таком институте информационного права, как электронное взаимодействие, связанные с процессами цифровой трансформации механизмов (в том числе и правовых) получения личностью, обществом и государством правовой информации и обеспечением информационной безопасности.

Несомненно, важное значение для развития информационно-правовых механизмов электронного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности имеют внесенные в 2020 г. поправки к Кон-

ституции Российской Федерации, направленные на обеспечение соответствия Основного Закона уровню развития общества, запросам в социальной, политической и иных сферах жизни российского общества. В этой связи ключевыми задачами являются решение проблем в информационной сфере, установление на конституционном уровне гарантий информационной безопасности. Значительным изменением в системе правового регулирования обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации является закрепление и вступление в силу положения о том, что в ведении Российской Федерации находится «обеспечение безопасности личности, общества и государства при примене-

Статья подготовлена в рамках государственного задания НИР Института государства и права РАН «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности» (№ 0136-2021-0042).

Полякова Татьяна Анатольевна, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, и. о. заведующей сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: polyakova_ta@mail.ru

Бойченко Игнат Сергеевич, кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: 79154538848@yandex.ru

Троян Наталья Анатольевна, научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: n-troyan66@yandex.ru

нии информационных технологий, обороте цифровых данных»3 (пункт «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Развитие цифровых технологий оказывает не только воздействие на государственные структуры и институты гражданского общества, все сферы общественной жизни, культуры и образ жизни человека, но и позволяет уже говорить о цифровом императиве современности [1]. Вместе с тем справедливость таких утверждений может подтвердить только успешность процессов цифровой трансформации.

В настоящее время динамично развивается процесс активного формирования информационного и цифрового общества, детерминированное развитием сквозных информационных технологий и созданием на их основе современной информационной среды. В связи с этим основу развития информационного общества составляет информация, информационные ресурсы и информационные продукты, при этом его существование основано на обращении информации. Правовые проблемы обращения информации в настоящее время исследуются на основе модели информационной среды — сферы производства, преобразования и потребления информации. В современном обществе знаний под воздействием внедрения цифровых технологий происходит трансформация не только права, но и правового регулирования. К сожалению, в современных условиях правовое регулирование не отличается системностью, имеются определенные проблемы, связанные с отсутствием четкого, проработанного, методологически обоснованного подхода к нормотворческому процессу.

Правовое регулирование в нынешних условиях мирового кризиса и пандемии COVID-19 требует разработки нового понятийного аппарата, соответствующего уровня юридической техники, что нередко создает проблемы не только согласования проектов в установленном порядке, междисциплинарных подходов, но и формирования правоприменительной практики. Одним из важных вопросов, по нашему мнению, является отсутствие долгосрочного планирования, а также недостаточное внимание к урегулированию прогнозирования и развития законодательства в условиях цифровизации.

В связи с этим справедливой представляется позиция А.В. Минбалеева, который отмечает, «что в качестве одной из ключевых проблем формирования цифрового права является отсутствие базовых положений, регулирующих сущность внедрения цифровых технологий, их правовой режим» [2, с13].

В связи со всеобщей цифровизацией в последнее время в условиях трансформации системы информационного права видоизменяются теоретические и классические подходы к правовому регулированию. Это связано с активными процессами проникновения систем ис-

3 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосова-

нием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссий-

ского голосования 01.07.2020) с изменениями, принятыми Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).

кусственного интеллекта, робототехники, киберфизиче-ских систем во все сферы жизни деятельности человека и общества.

В условиях трансформации цифрового общества и цифровых отношений общественные отношения, связанные с пандемией COVID-19, претерпевают изменения, а также меняют свое представление и вопросы, связанные с информационной безопасностью. Значительно расширились возможности, связанные с цифровыми сервисами, которые легли в основу взаимодействия людей в обществе: появились онлайн-трансляции, всевозможные культурные мероприятия, образование на цифровых платформах, работа в удаленном режиме, телемедицина и т. д. Вместе с тем указанные процессы, в свою очередь, создают определенные угрозы и риски цифровой трансформации общества, в котором присутствует и алармизм, вызванный недостаточной его готовностью к всеобщей цифрови-зации. В режиме реального времени в период инновационных изменений экономики и государственного управления требуется корректировка стратегического планирования как составляющей правовой политики и правового регулирования во всех сферах жизнеобеспечения.

Сегодня готовится ряд законодательных инициатив, связанных с предоставлением правовой информации, и очень важно, чтобы эта информация была актуальной, достоверной и носила официальный характер. В связи с этим вопрос обеспечения в условиях цифровой трансформации доступа к правовой информации, ее достоверности, юридической значимости имеет межотраслевой характер, приобретает особую актуальность и ценность, что обусловлено не только социально-экономическим значением информации, но и экспоненциальным усилием трансформирующего воздействия цифровых технологий.

В период развития цифровых технологий появилась необходимость в дополнительной разработке правовых норм, регулирующих доступ к информации в цифровом виде, в цифровых платформенных решениях, технических стандартах. При этом исследования показывают, что глобальное информационное общество сегодня вступило в новый этап своего развития и вызовов всему миру в сложных условиях пандемии. Вследствие непростой эпидемиологической ситуации сформировалось дистанционное межличностное общение в цифровом формате во всех сферах жизни общества, обострив проблемы обеспечения доступа к достоверной информации. Бесспорно, тенденция роста значения информации и доступа к ней отмечается практически во всех сферах, в связи с этим возрастает распространение недостоверной, «фейковой» информации, что требует дополнительного регулирования [4].

Изменения, внесённые в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», расширяют понятийный аппарат посредством включения в него, например, таких понятий, как идентификация и аутентификация. При этом Единой биометрической системе придается статус государственной информационной системы и устанавливается возможность ее использо-

Информационно-правовые механизмы электронного взаимодействия в сфере правовой ...

вания для предоставления государственных и муниципальных услуг4.

Цифровые технологии становятся важнейшей движущей силой развития новых общественных отношений. Это вызвано не только тем, что появляются новые субъекты и объекты этих отношений, но и тем, что информация приобретает особое стратегическое значение в политической сфере, государственном управлении, правоохранительной и военной сфере, приобретает характер ключевого фактора в образовательной среде, здравоохранении, телемедицине и т. д. В рамках проводимых исследований отмечается, что в условиях бурного развития цифрового общества возрастает значение правовой информации, являющейся, по сути, стратегическим ресурсом, поскольку от ее системности, актуальности, достоверности, а значит, качественного уровня, зависит принятие правильных государственных решений, обеспечение реализации прав и свобод граждан, их осведомленности, а также обеспечения информационной безопасности.

Важной новеллой правового регулирования в правовой сфере является принятие Федерального закона от 8 июня 2020 года № 168 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»5. В настоящее время создана Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) и уже реализуется восемь пилотных проектов в данной сфере.

Возрастает необходимость определенности нового понятийного аппарата. Современная наука все более обращается к осмыслению процессов, связанных с развитием информационного общества, которое претерпевает значительные масштабные изменения в силу динамичного развития информационно-коммуникационных технологий, цифровизации [6, с. 83]. Между тем исторически сложившаяся на рынке информационно-коммуникационных технологий трактовка понятия «платформа» вошла в общее употребление несколько десятилетий назад и по-прежнему доминирует в массовом сознании в виде «платформ программирования», «аппаратных платформ» и т. п. Вместе с тем преимуществом данного подхода к типизации цифровых платформ является структурированность по уровню обработки информации в платформе и удобство применения для целей реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Так, в частности, данная типизация позволяет рассмотреть развитие цифровых платформ в Российской Федерации во взаимосвязи со сквозными цифровыми технологиями.

Например, представлена «Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии», которая предполагает рамочный формат документа для поиска, отбора и целевой поддержки проектов на достижение технических

характеристик, направлена на преодоление технологических барьеров, определенных в дорожной карте, синтез передовых наукоемких технологий и системы интеллектуальных ноу-хау, сформированных на основе результатов фундаментальных и прикладных научных исследований6.

Это касается и развития Национальной системы правовой информации, которая в условиях цифровой трансформации в Российской Федерации должна быть основана на базе современных цифровых технологий. Упорядочение электронных информационно-правовых ресурсов для обеспечения достоверности, актуальности и доступности информации в кратчайшие сроки также будет достойным примером электронного взаимодействия нового уровня.

Анализ состояния правового регулирования показывает, что в последнее время приняты такие нормативные правовые акты, как Постановление Правительства РФ от 15.12.2020 № 2113 «Об утверждении положения о государственной автоматизированной системе»7, постановление ЦИК России от 30.10.2019 № 231/1727-7 «Об основных направлениях развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2022 года»8, распоряжение Правительства РФ от 17.12.2019 № 3074-р «Концепция создания цифровой аналитической платформы», распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года»9, распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911 «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы»10 и т. д.

Кроме того, особого внимания заслуживает, на наш взгляд, вопрос о необходимости унификации подходов к информационно-правовым системам органов законодательной власти — Федерального Собрания: Совета Федерации и Государственной Думы, а также формирование единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ на основе ГАС «Правосудие».

Требует решения также вопрос об использовании современных цифровых технологий в обеспечении деятельности по правовому просвещению, способных обеспечить актуальность, достоверность, доступность необходимой правовой информации для населения, в том числе для жителей Крайнего Севера и граждан,

4 Федеральный закон от 29.12.2020 № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.12.2020).

5 Федеральный закон от 8 июня 2020 № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 24. Ст. 3742.

6 СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.03.2021).

7 СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.03.2021).

8 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.03.2021).

9 Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.03.2021).

10 Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911 «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.03.2021).

проживающих в удаленных районах сельской местности [7, с. 113].

Внедрение новых цифровых технологий и цифрового взаимодействия требует поиска новых концептуальных подходов и правовых методов, а также механизмов государственного управления при обязательном соблюдении требований обеспечения информационной безопасности. Таким образом, цифровая трансформация влияет на механизмы информационно-правового и электронного взаимодействия между государством и обществом, а также иными субъектами информационного обмена. Кроме того, существующий запрос общества на развитие информационной инфраструктуры национальной системы правовой информации в Российской Федерации связан с необходимостью повышения правовой культуры кибербезопасности («кибергигие-ны») и связанной с этим правовой информированности на основе формирования специальных платформенных решений.

Вместе с тем требуются также соответствующие изменения в законодательстве и интеграция совокупности государственных информационных ресурсов и современных цифровых технологий, направленных на обеспечение взаимодействия всех субъектов информационного обмена, а также интеграция всего массива правовой информации, что обеспечит ее актуальное состояние.

Исследование позволило сделать вывод о том, что важной особенностью нынешнего этапа развития механизмов электронного взаимодействия и государственного управления является разработка государственных цифровых платформ на основе единой аппаратно-программной платформы, что обеспечит более глубокую степень интеграции цифровых платформ между собой и, возможно, уменьшит расходы на их создание, а также улучшит структуру и функциональность цифровых платформ по сравнению с классическими информационными системами.

Кроме того, как показал анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), для развития механизмов электронного взаимодействия на основе цифровой платформы необходимо закрепить такие полномочия о развитии определенных цифровых платформ в положениях о Минэкономразвития России, Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Минюсте России, ФНС России и иных ФОИВ, поскольку в настоящее время их полномочия в области создания и развития цифровых платформ определены отдельными актами или поручениями Правительства и Президента Российской Федерации, что создает сложность в выстраивании единого организационного механизма создания цифровых платформ и перевода информационных систем в статус цифровых платформ. ■

Литература

1. Кархция А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. № 8. С. 17-26.

2. Минбалеев А.В. Механизмы и модели регулирования цифровых технологий: монография / под общ. ред. д.ю.н. А.В. Минба-леева. М. : Проспект, 2020. 224 с.

3. Петровская О.В. Цифровая трансформация и проблемы обеспечения достоверной информации // Аграрное и земельное право. 2020. № 3(183). С. 130 -132.

4. Полякова Т.А. Информационно-правовые учетные системы федеральных органов государственной власти: опыт создания и проблемы // Административное право и процесс. 2015. № 10. С. 23-30.

5. Наумов В.Д. Модели правового регулирования создания, использования и распространения роботов и систем с искусственным интеллектом : монография / под общ. ред. В.Б. Наумова. СПб. : НП-Принт, 2019. С. 252.

6. Рыбаков О.Ю. Человек, право, цифровые технологии: современные направления исследований—(обзор всероссийской научно-практической онлайн-конференции) // Мониторинг правоприменения. 2020. № 2 (35). С. 83-87.

7. Троян Н.А. Информационно-правовое обеспечение развития национальной системы правовой информации в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации // Мониторинг правоприменения. 2020. № 4(37). С. 28—32.

Рецензент: Морозов Андрей Витальевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Москва, Россия. E-mail: av_morozov@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.