Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда военного вуза как условие повышения качества обучения и формирования компетенций'

Информационно-образовательная среда военного вуза как условие повышения качества обучения и формирования компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ / MILITARY EDUCATION / PERSONAL RESOURCES / QUALITY OF TRAINING / EVALUATION CRITERIA / COMPETENCE APPROACH / SUBJECTS AND OBJECTS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демчук Анжелика Анатольевна, Новикова Светлана Сергеевна, Рыжкова Эмма Николаевна

В статье рассматривается информационная образовательная среда военного вуза, ее значение в формировании и развитии профессионально значимых личностных качеств будущих военных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демчук Анжелика Анатольевна, Новикова Светлана Сергеевна, Рыжкова Эмма Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MILITARY INSTITUTION AS A CONDITION OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING AND DEVELOPMENT OF COMPETENCES

The article deals with the information educational environment of the military University, its importance in the formation and development of professional significant personal qualities of future military specialists.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда военного вуза как условие повышения качества обучения и формирования компетенций»

УДК 355.23

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Демчук А.А. кандидат педагогических наук, доцент Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и

Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.

Новикова С.С. Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.

Рыжкова Э.Н. Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.

Аннотация. В статье рассматривается информационная образовательная среда военного вуза, ее значение в формировании и развитии профессионально значимых личностных качеств будущих военных специалистов.

Ключевые слова: военное образование, ресурсы личности, качество обучения, критерии оценки, компетентностный подход, субъекты и объекты обучения.

INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MILITARY INSTITUTION AS A CONDITION OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING AND DEVELOPMENT OF COMPETENCES

Demchuk А.А. candidate of pedagogical sciences, associate professor a military training and research center of the air force "Air force Academy. Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin", Voronezh.

Novikova S.S. candidate of pedagogical sciences, associate professor Military training and research center of the air force " Air force Academy. Professor N. E. Zhu-kovsky and Y. A. Gagarin", Voronezh.

Ryzhkova E.N. candidate of pedagogical sciences, associate professor Military training and research center of the air force " air force Academy. Professor N. E. Zhu-kovsky and Y. A. Gagarin", Voronezh.

Annotation. The article deals with the information educational environment of the military University, its importance in the formation and development of professional significant personal qualities of future military specialists.

Key words: military education, personal resources, quality of training, evaluation criteria, competence approach, subjects and objects of training.

Выпускник военного вуза должен обладать не только и не столько теоретической подготовкой, сколько четко соответствовать тому профессиональному должностному месту, на которое он придет после окончания вуз. Следовательно, целью модернизации военного образования на современном этапе является повышение качества обучения курсантов, способствующего достижению новых образовательных результатов.

Содержание понятия «качество обучения» рассматривается как интегральная характеристика системы образования. Это комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, развития и становления личности, условий и результатов образовательного процесса. Качество связывается с возрастанием мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности составляют готовность к решению значимых для нее проблем.

Анализируя проблему качества обучения курсантов военного вуза, необходимо подчеркнуть, что этот вопрос можно рассматривать с точки зрения различных субъектов образовательного процесса. Каждый субъект образовательного процесса (преподаватели, курсанты, командование и пр.) может иметь свои, часто противоречивые представления о том, что такое «качество обучения» [1]:

• качество обучения для преподавателей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами;

• для курсантов качество обучения, несомненно, связывается с ежемесячной аттестацией;

• качество обучения для родителей может означать отличные и хорошие оценки в экзаменационную сессию;

• для вооружённых сил качество обучения соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;

• для общества качество связано с ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности;

• для командования качество обучения соотносится с компетентностью военного специалиста.

Проблема оценки качества обучения существовала всегда, но лишь в последние годы наметился системный комплексный подход к ее решению. Российские и зарубежные ученые и практики исследуют проблематику качества обучения: разрабатывают само понятие «качество обучения», критерии оценки, выявляют факторы, обуславливающие высокое качество, изучают вопросы управления качеством

образования и мониторинга и т.д. В государственных образовательных стандартах по направлениям и специальностям подготовки специалистов сформулированы требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, а также организации различного рода практик, итоговой государственной аттестации и уровню профессиональной подготовленности выпускников.

В современных условиях качество обучения напрямую связано с требованиями стандартов третьего поколения, основанными на ком-петентностном подходе, который противопоставляется «знание-вому», понимаемому как накопление обучающимися и трансляция преподавателем готового знания. Следует отметить, что сегодня результатом качества обучения являются сформированные компетенции.

Выпускники военного вуза должны обладать следующими компетенциями:

• военно-профессиональные компетенции - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов военно-профессиональной деятельности, умение решать типовые военно-профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность к самовоспитанию и самообучению в ходе военно-профессиональной деятельности;

• социально-правовые компетенции - знание законов, нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность и умение руководствоваться ими в практической деятельности, а также взаимодействовать с государственными и общественными институтами и людьми;

• специально-профессиональные компетенции - способность успешно действовать во внезапно усложнившейся (экстремальной) обстановке в мирное время и в боевых условиях;

• личностные компетенции - способность к постоянному профессиональному росту и личностному самосовершенствованию, развитию личностных профессионально значимых качеств, способствующих достижению вершин профессиональной деятельности; личностные компетенции военного специалиста также характеризуются профессиональным самосознанием, индивидуальным стилем деятельности и общения, творческим потенциалом [1].

Таким образом, сформированность военно-профессиональных, социально-правовых, специально-профессиональных и личностных компетенций является показателем качества обучения.

Одним из факторов, влияющих на качество обучения, является информационная образовательная среда (ИОС), развитие которой становится наиболее актуальной темой в образовании.

ИОС - это система психолого-педагогических условий и программно-аппаратных средств, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса. Правильно организованная информационно-образовательная среда военного вуза позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучаемых, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования. Следует отметить, что чем насыщеннее и разнообразнее ИОС военного вуза, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого курсанта, его интересов, склонностей и субъективного опыта [3].

ИОС военного вуза можно представить тремя иерархическими уровнями:

а) макроуровень (макросреда) - информационная образовательная среда вуза в целом;

б) мезоуровень (мезосреда) - информационная образовательная среда учебной группы;

в) микроуровень (микросреда) - личностная среда обучающегося.

Педагогические условия, способствующие повышению качества обучения курсантов в ИОС военного вуза:

• операциональная готовность курсантов к использованию информационных и коммуникационных технологий;

• мотивационная готовность курсантов к применению средств информатизации для самообразования;

• готовность преподавателей работать в информационной образовательной среде;

• учет индивидуального уровня качества обучения курсантов;

• диалогический стиль общения между преподавателем и курсантом;

• межпредметные связи между специальными и общеобразовательными дисциплинами;

• включение курсантов в самостоятельную творческую деятельность.

Операциональная готовность курсантов к использованию информационных и коммуникационных технологий означает компьютерную грамотность, т.е. умение использовать профессиональные системы поиска: библиотечную систему, автоматизированные справочники по предметам; умение использовать возможности интегрированных инструментальных пакетов.

Мотивационная готовность курсантов к применению средств информатизации для самообразования - это внутренний стимул учения, когда цель обучения трансформируется и приобретает весьма значимый субъективный смысл. Курсанты активно включаются в процесс учения и самостоятельно направляют свои интеллектуальные и волевые усилия на достижение цели, используя все доступные средства информационной среды. В условиях обучения в военном вузе потребности, трансформированные в мотивы, способствуют формированию у обучающегося различных уровней мотивации профессионального становления [2].

Готовность преподавателей работать в информационной образовательной среде - способность педагога оптимально, эффективно, системно, с учетом не только достижений современной науки, практики, по и собственных интересов, склонностей, способностей прогнозировать, проектировать, осуществлять педагогические действия в информационной образовательной среде военного вуза, где формируется и развивается личность будущего военного специалиста. Готовность преподавателей работать в компьютеризированной среде означает умение взаимодействовать с мультимедийными и коммуникационными средствами, используя операционные среды, оболочки, программы на алгоритмических языках высокого уровня и др. Одним из важнейших педагогических условий эффективного использования современных информационных технологий в учебном процессе, является личное отношение самого преподавателя к этим средствам.

Учет индивидуального уровня качества обучения курсантов

- регулярный контроль, который существенно упрощается при применении всевозможных компьютерных тестов и способствует своевременному выявлению пробелов в знаниях и их дальнейшей ликвидации; определению характера ошибок и их коррекции; выявлению и устранению причин появления ошибок; определению степени готовности курсантов к изучению следующих тем, усвоению знаний. Систематическую диагностику проводит преподаватель как на текущих лекционных, практических, семинарских занятиях, так и на итоговых. При организации контроля включение в контролирующую про-

грамму списка контрольных вопросов нескольких смежных дисциплин способствует целостному восприятию учебного материала. Достаточное количество вариантов дает более объективный результат, а интегрированный контроль повышает интерес курсантов, вызывает дискуссии, обсуждения и, как правило, более высокое качество обучения.

Диалогический стиль общения между преподавателем и курсантом позволяет повысить активность курсанта как субъекта учебно-воспитательного процесса и определяет положение курсанта в образовательном процессе как активного субъекта деятельности. Создание комфортной психологической среды, атмосферы сотрудничества мотивирует желание курсанта включиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие, организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего учебного труда.

Межпредметные связи между специальными и общеобразовательными дисциплинами - важное средство улучшения учебно-воспитательной работы, повышения эффективности учебного процесса. Реализация межпредметных связей в процессе обучения курсантов означает, что знания, умения, навыки, опыт деятельности, полученные во время изучения общеобразовательных дисциплин, дополняются и совершенствуются в процессе изучения специальных дисциплин, а также способствует:

- формированию системности знаний на основе формирования общенаучных идей и понятий (образовательная функция);

- формированию системного и диалектического мышления, гибкости, самостоятельности ума, познавательной активности и интересов студентов (развивающая функция);

- формированию правильного мировоззрения (воспитательная функция);

- координации в работе преподавателей разных предметов, сотрудничеству, выработке единых педагогических требований в коллективе (организационная функция).

Включение курсантов в самостоятельную творческую деятельность. Информационная образовательная среда поддерживает процесс самостоятельного поиска, постановки задач и нахождения путей их решения, а также предоставляет возможность непрерывного обучения курсанта. Но для курсантов необходимо умение критически относиться к результатам, полученным на компьютере, т.е. сопоставлять результаты с данными других источников. Приобщение будущих военных специалистов к систематической самостоятельной творческой деятельности - одна из насущных воспитательных задач

преподавателя [2]. Она связана с воспитанием бережного отношения к использованию курсантами свободного времени, самодисциплины и самоорганизованности. Положительное решение этой проблемы -путь к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и его воздействия на формирование социально активной личности будущего офицера.

Создание педагогических условий способствует повышению качества обучения курсантов в информационной образовательной среде военного вуза. По мере внедрения современных информационных технологий в образование происходит изменение культуры военного вуза и роли преподавателя в учебном процессе

В заключение отметим, что в настоящее время сложно представить образовательный процесс военного вуза без использования компьютерной техники и информационных технологий. Информационно-образовательная среда определяется с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой - как педагогическая система. Она возникает как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства. Субъектами образовательного процесса являются обучаемые и преподаватели, объектами - средства обучения и инструменты учебной деятельности, методики, материальная база, область управления педагогическим процессом, способы коммуникации (организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный). Объекты - это те носители информации и учебные действия, которые, будучи усвоены и преобразованы сознанием субъектов, превращаются в процессе учебной деятельности в качества личности - мировоззрение, систему ценностей и смыслов, убеждения, компетенции и т. д.

Таким образом, информационная образовательная среда способствует возрастанию роли обучаемого в учебном процессе, изменению содержания военного образования, повышению качества учебного процесса, его эффективности в целом. Но качество образования находится в прямой зависимости от качества ИОС, от того, какие условия созданы для грамотного выстраивания образовательного процесса.

Библиографический указатель:

1. Новикова, С.С. Педагогическая модель информационной образовательной среды военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантов / С.С. Новикова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - Челябинск. - 2011. - № 9. - С. 122-128.

2. Новикова, С.С. К вопросу об активизации самостоятельной деятельности курсантов военного вуза / С.С. Новикова, Э.Н. Рыжкова // Воздушно-космические силы. Теория и практика. - 2017. - № 4(4). - С. 166-170.

3. Токтарова, В.И. Педагогическое управление процессом обучения студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза / В.И. Токтарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 178-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.