Научная статья на тему 'Информационно-консультативное обеспечение АПК Краснодарского края: оценка эффективности функционирования'

Информационно-консультативное обеспечение АПК Краснодарского края: оценка эффективности функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / INFORMATION AND CONSULTING SERVICE / ADVISORY SERVICES / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / REGION / AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочко Е. Н., Зелинская М. В., Симонян Ж. С.

В условиях реформирования экономики России в целом и ее аграрного сектора особое значение приобретает наличие и своевременное доведение до пользователей разного рода информации. Достижения отечественной и мировой науки и техники, правовая и экономическая информация в одинаковой степени важны для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вне зависимости от объемов производства и специализации. Определено, что в целом функционирование информационно-консультационной службы как единой системы информационно-консультативного обеспечения субъектов агропромышленного комплекса в Краснодарском крае в настоящее время осуществляется недостаточно эффективно. Сокращение в последние годы в крае количества районных ИКЦ приводит к тому, что за информационно-консультационным обслуживанием сельхозтоваропроизводители вынуждены обращаться в другие муниципальные образования, где такие центры действуют. Выявлено, что объем платных услуг в общем объеме финансирования деятельности информационно-консультационной службы является недостаточным и, как следствие, большинство муниципальных информационно-консультационных центров остаются дотационными и зависят от бюджетного финансирования. Предложено для повышения качества оказываемых консультационных услуг предусмотреть включение в государственную программу края пунктов по обучению и повышению квалификации консультантов информационно-консультационной службы региона. Реализация данных мероприятий позволит снизить дефицит квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве и в дальнейшем восполнить необходимое кадровое обеспечение информационно-консультационной службы края. Для повышения эффективности государственного регулирования информационно-консультационной деятельности АПК Краснодарского края необходимо обеспечить условия по привлечению инвестиций в развитие исследуемой деятельности, совершенствование механизма формирования и использования внебюджетных источников, включая создание внебюджетных фондов развития, что позволит создать эффективную систему информационно-консультативного обеспечения, действующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет внедрения современных инновационных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клочко Е. Н., Зелинская М. В., Симонян Ж. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and advisory support of apc of Krasnodar region: evaluation of functioning efficiency

In the context of reforming the Russian economy as a whole and its agricultural sector, the availability and timely dissemination of various kinds of information to users is of particular importance. Achievements of domestic and world science and technology, legal and economic information are equally important for agricultural producers, regardless of production volumes and specialization. It has been determined that in general, the operation of the Information and Advisory Service as a single system of information and advisory support for the subjects of the agro-industrial complex in the Krasnodar Territory is currently not being carried out effectively. In recent years, the reduction in the number of district ICCs in the province has led to the fact that agricultural producers are forced to apply for information and advisory services to other municipalities where such centres operate. It has been found that the volume of paid services in the total amount of financing of the information and advisory service is insufficient and, as a result, most municipal information and advisory centers remain grant-based and dependent on budget funding. In order to improve the quality of the advisory services provided, it is proposed to provide for the inclusion in the state program of the province of points of training and advanced training of consultants of the information and advisory service of the region. Implementation of these measures will reduce the shortage of qualified personnel in agricultural production and in the future fill the necessary personnel support of the information and advisory service of the region. In order to increase the efficiency of state regulation of information and advisory activities of the AIC of Krasnodar Territory, it is necessary to ensure conditions for attracting investments in the development of the investigated activities, to improve the mechanism of formation and use of extrabudgetary sources, including the creation of extrabudgetary development funds, which will allow to create an effective system of information and advisory support, operating in a single information and legal space, aimed at increasing the efficiency of agricultural production through the introduction of modern innovative developments.

Текст научной работы на тему «Информационно-консультативное обеспечение АПК Краснодарского края: оценка эффективности функционирования»

2. Buzdalina O.B. Usilenie nalogovogo administrirovaniya // Vse o nalogax. 2004. № 5. S. 60 - 63.

3. Goldina A.A., Andreenko E.S. Razvitie e'ffektivnogo nalogovogo administrirovaniya v Rossii // Izvestiya vy'sshix uchebny'x zavedenij. 2017. № 1 (5). S. 43 - 51.

4. Efremova T.A. Razvitie nalogovogo administrirovaniya v Rossii: teoriya, metodologiya, praktika: diss. ... dok. e'kon. nauk: 08.00.10: utv. 12.02.18 Saransk, 2017. 390.

5. Efremova T.A. Nalogovoe administrirovanie v Rossii: predposy'lki stanovleniya i osobennosti funkcionirovaniya // Finansovoe pravo i upravlenie. 2013. № 2. S. 1 - 23.

6. Mexanizm realizacii nalogovogo administrirovaniya v sovremennoj sisteme nalogooblozheniya / Kazakova Z.M. Mezhdnarod. nauch. - praktich. konferenciya, g. Kursk, 2015. S. 214 - 219.

7. Korostelkina I.A. Issledovanie mexanizmov realizacii nalogovogo administrirovaniya v sovremennoj sisteme nalogooblozheniya // Finansy* i kredit. 2014. № 38 (614). S. 2 - 14.

8. Sajdulaev D.D., Sulejmanov I.R. Osnovny'e podxody' k ponyatiyu nalogovoe administrirovanie // Modern science. 2019. № 10 - 1. S. 64 - 67.

9. Problema identifikacii nalogovogo administrirovaniya v teorii, zakonodatel'stve i sisteme gosudarstvennogo upravleniya [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://allrefrs.ru/3-1180.html (data obrashheniya 17.11.2019).

10. Finance Kind - [Oficial'ny'j sajt]. - Rezhim dostupa: http://www.financekind.ru/dlcs-452-2.html (data obrashheniya: 17.11.2019).

Е.Н. Клочко - д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета ([email protected]),

E.N. Klochko - Dr. econ. sciences, professor of department of management Kuban state agricultural university (magadan. [email protected]);

М.В. Зелинская - д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета ([email protected]),

M.V. Zelinskaya - Dr. econ. sciences, professor of department of management Kuban state agricultural university ([email protected]);

Ж.С. Симонян - студентка 2 курса факультета управления Кубанского государственного аграрного университета (magadan. [email protected]),

Zh.S. Simonyan - student of the 2 course of the faculty of management Kuban state agricultural university (magadan. [email protected]).

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ INFORMATION AND ADVISORY SUPPORT OF APC OF KRASNODAR REGION: EVALUATION OF

FUNCTIONING EFFICIENCY

Аннотация. В условиях реформирования экономики России в целом и ее аграрного сектора особое значение приобретает наличие и своевременное доведение до пользователей разного рода информации. Достижения отечественной и мировой науки и техники, правовая и экономическая информация в одинаковой степени важны для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вне зависимости от объемов производства и специализации. Определено, что в целом функционирование информационно-консультационной службы как единой системы информационно-консультативного обеспечения субъектов агропромышленного комплекса в Краснодарском крае в настоящее время осуществляется недостаточно эффективно.

Сокращение в последние годы в крае количества районных ИКЦ приводит к тому, что за информационно-консультационным обслуживанием сельхозтоваропроизводители вынуждены обращаться в другие муниципальные образования, где такие центры действуют. Выявлено, что объем платных услуг в общем объеме финансирования деятельности информационно-консультационной службы является недостаточным и, как следствие, большинство муниципальных информационно-консультационных центров остаются дотационными и зависят от бюджетного финансирования.

Предложено для повышения качества оказываемых консультационных услуг предусмотреть включение в государственную программу края пунктов по обучению и повышению квалификации консультантов информационно-консультационной службы региона. Реализация данных мероприятий позволит снизить дефицит квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве и в дальнейшем восполнить необходимое кадровое обеспечение информационно-консультационной службы края.

Для повышения эффективности государственного регулирования информационно-консультационной деятельности АПК Краснодарского края необходимо обеспечить условия по привлечению инвестиций в развитие исследуемой деятельности, совершенствование механизма формирования и использования внебюджетных источников, включая создание внебюджетных фондов развития, что позволит создать эффективную систему информационно-консультативного обеспечения, действующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет внедрения современных инновационных разработок.

Annotation. In the context of reforming the Russian economy as a whole and its agricultural sector, the availability and timely dissemination of various kinds of information to users is of particular importance. Achievements

of domestic and world science and technology, legal and economic information are equally important for agricultural producers, regardless of production volumes and specialization. It has been determined that in general, the operation of the Information and Advisory Service as a single system of information and advisory support for the subjects of the agro-industrial complex in the Krasnodar Territory is currently not being carried out effectively.

In recent years, the reduction in the number of district ICCs in the province has led to the fact that agricultural producers are forced to apply for information and advisory services to other municipalities where such centres operate. It has been found that the volume of paid services in the total amount of financing of the information and advisory service is insufficient and, as a result, most municipal information and advisory centers remain grant-based and dependent on budget funding.

In order to improve the quality of the advisory services provided, it is proposed to provide for the inclusion in the state program of the province of points of training and advanced training of consultants of the information and advisory service of the region. Implementation of these measures will reduce the shortage of qualified personnel in agricultural production and in the future fill the necessary personnel support of the information and advisory service of the region.

In order to increase the efficiency of state regulation of information and advisory activities of the AIC of Krasnodar Territory, it is necessary to ensure conditions for attracting investments in the development of the investigated activities, to improve the mechanism of formation and use of extrabudgetary sources, including the creation of extrabudgetary development funds, which will allow to create an effective system of information and advisory support, operating in a single information and legal space, aimed at increasing the efficiency of agricultural production through the introduction of modern innovative developments.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, консультационные услуги, агропромышленный комплекс, регион, сельскохозяйственные товаропроизводители

Keywords: information and consulting service, advisory services, agro-industrial complex, region, agricultural producers

Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Краснодарского края представляет собой многоуровневую и интегрированную систему информационно-консультативного обеспечения хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и сельского населения Краснодарского края, включающую в себя краевые, районные (межрайонные), поселенческие (местные) информационно -консультационные центры. Система информационно-консультативного обеспечения в Краснодарском крае организована на двух уровнях - краевом, который представлен ГБУ КК «Кубанский сельскохозяйственный ИКЦ», и уровне районного муниципального образования - 19 районными информационно-консультационными центрами различной организационно-правовой формы.

Основной задачей информационно-консультационных центров является создание единой информационно-консультационной сети в агропромышленном комплексе Краснодарского края, что позволит сделать всю систему информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей оперативной, маневренной, удобной и доступной. Структура информационно-консультативного обеспечения Краснодарского края в период 2014-2018 годов показана на рисунке 1.

14 12 10 8 6 4 2 0

| ■■■ ■ ■■■ ■

Центральная

Северная Южно-предгорная Западная Анапо-Таманская Черноморская

■ 2014 И2015 И2016 И2017 И2018

Рисунок 1 - Количество информационно-консультационных центров Краснодарского края

Из представленных данных видно, что структура информационно-консультативного обеспечения Краснодарского края состоит из 19 информационно-консультационных центров и охватывает 19 муниципальных образований из 44, что составляет 43,2 % от общего количества районов в крае. Данный показатель значительно снизился по сравнению с 2014 годом, что в основном связано с уменьшением финансирования деятельности на местном уровне. Большинство районных информационно-консультационных центров потерю финансирования

из муниципального бюджета не смогли компенсировать за счет коммерциализации своей деятельности, что свидетельствует о необходимости усиления подготовки кадров, направленных на рыночные механизмы финансирования консультационной деятельности.

Соотношение численности информационно-консультационных центров в разрезе сельскохозяйственных зон Краснодарского края в период 2014-2018 годов показано на рисунке 2.

14 12 10 8 6 4 2 0

Г

сг

Ж

¿Г

У

I___

о*

4г /

/

¿г

12014 ■ 2015 И2016 "2017 И2018

Рисунок 2 - Численность информационно-консультационных центров сельскохозяйственных зон Краснодарского края

Численность районных специализированных организаций сельскохозяйственного консультирования, предоставляющих услуги сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению, в период 2014-2018 годов значительно сократилась (на 29,6 %) и в 2018 году составила 19 организаций, по сравнению с 2014 годом - 27 организаций. При этом удельный вес оказания платных услуг в общем объеме финансирования деятельности информационно-консультационных центров в настоящее время недостаточен, и как показывает анализ деятельности информационно-консультативного обеспечения края, большинство муниципальных центров остаются неэффективными и дотационными.

Сокращение в последние годы количества районных информационно-консультационных центров приводит к тому, что за информационно-консультационным обслуживанием сельскохозяйственные производители вынуждены обращаться в другие муниципальные образования, где такие центры действуют. При этом районное звено остается основным, непосредственно работающим с сельхозтоваропроизводителями и иными потребителями.

Соотношение численности информационно-консультационных центров в разрезе сельскохозяйственных зон края представлено на рисунке 3.

Центральная зона охвачена на 57,1 %, здесь сосредоточено 42,1 % информационно-консультационных центров. В Северной зоне удельный вес консультационных организаций составил 21,1 %, зона охвачена 36,4 %. В Южно-предгорной зоне сосредоточено 10,5 % центров, охват зоны составляет 20,0 %. Анапо-Таманская и Черноморская зоны соответственно охвачены на 33,3 %, здесь сосредоточено 10,6 % общего количества центров. В Западной зоне удельный вес консультационных организаций составил 15,7 %, при этом охват зоны составил 100 %.

Как известно, успех и эффективность работы консультационных организаций во многом зависит от качества кадрового обеспечения. Основной задачей кадрового обеспечения информационно-консультационной службы в настоящее время является укомплектование штата службы квалифицированными сотрудниками, способными выполнять задачи, стоящие перед службой в соответствии со штатным расписанием и должностными инструкциями. В настоящее время в информационно-консультационной службе края занято 131 сотрудников, из которых в ГБУ КК «Кубанский сельскохозяйственный ИКЦ» - 51 сотрудник, или 39 % от общей численности работающих в этой системе.

5.30% 5,30%

■ Центральная

■ Северная

■ Южно-предгорная

■ Западная

■ Анапо-Таманская

■ Ченоморская

21,10%

Рисунок 3 - Информационно-консультативное обеспечение в разрезе сельскохозяйственных зон края

Численность специалистов информационно-консультационной службы региона в период 2014- 2018 годов представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Численность специалистов информационно-консультационной службы края

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

по состоянию на 01 января 2019 год

Количество сотрудников, работающих в консультационной организации на постоянной основе (штатные сотрудники), чел. 197 172 162 124 121

Количество сотрудников, работающих в консультационной организации по совместительству (внештатные сотрудники), чел. 8 24 23 7 10

Всего 205 196 185 131 131

Из представленных данных видно, что за период 2014-2018 годов в связи с сокращением объемов финансирования численность специалистов в системе информационно-консультационной службы снизилась на 38,6 %. Одновременно количество сотрудников, работающих в консультационной организации по совместительству сократилось в 2,4 раза, что свидетельствует о том, что качество услуг таких специалистов недостаточно отвечают современным требованиям потребителей услуг информационно-консультационных центров.

Прослеживая динамику изменения постоянного кадрового состава консультационных организаций, следует отметить, что в последнее время все меньше сотрудников привлекаются из других организаций. Это дает основание считать, что в АПК России формируется профессиональный состав консультантов.

В 2018 году для 92,4 % консультантов работа в информационно-консультационном центре являлась основным местом работы, 7,6 % консультантов данную работу совмещали с работой в учебных, образовательных и других учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования сельскохозяйственного профиля. Внештатные консультанты были привлечены в основном в таких областях, как экология, юриспруденция, бухгалтерский учет, менеджмент, 1Т технологии и др.

В период 2014-2018 годов увеличилось количество специалистов, доля услуг которых приходится на технологические направления (агрономия, инженерия, зоотехния), столь необходимые для устойчивого развития сельскохозяйственного производства. В 2018 году на долю «прочих» специалистов приходится 35,5 % от общего числа консультантов, это на 14,5 % меньше, чем в 2014 году, что свидетельствует о значительном повышении уровня профильной деятельности информационно-консультационных центров в регионе.

Перейдем к рассмотрению особенностей государственного управления информационно-консультативного обеспечения в АПК Краснодарского края.

Функционирование информационно-консультационных служб осуществляется посредством руководства и финансовой поддержки со стороны государства. Контроль и координацию деятельности информационно-консультационных центров в муниципальных образованиях Краснодарского края осуществляет министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

Оказание консультационных услуг специалистами информационно-консультационной службы края сельскохозяйственным товаропроизводителям и иным потребителям проводится в объеме, установленном и

15,70%

10,50%

42,10%

доведенном государственным (муниципальным) заданием, утвержденном приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

Финансирование информационно-консультационной службы Краснодарского края осуществляется в рамках отдельного мероприятия государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Основной проблемой в развитии информационно-консультационной службы в регионах является нестабильность в финансовом обеспечении деятельности консультационных организаций.

Динамика финансового обеспечения информационно-консультационной службы края в период 20142018 годов в зависимости от источников финансирования представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика финансового обеспечения информационно-консультационной службы края в

период 2014-2018 годов

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Бюджетное

финансирование, 72225,10 66500,90 60331,63 51472,63 58422,50

тыс. руб.

-краевой бюджет 42341,40 42153,70 35354,53 31044,10 31683,50

-местный бюджет 29883,70 24347,20 24977,10 20428,53 26793,00

Доходы от внебюджетной деятельности, тыс. 18348,80 22293,50 16164,63 14473,80 16356,20

руб.

-оказание платных услуг 18234,60 21787,50 12472,88 13713,80 15586,20

Итого объемы

финансирования, 90573,90 88794,40 76493,26 65946,43 74778,50

тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% оказанных

платных услуг к объему финансирования 22,95 32,76 20,67 26,64 26,67

За период 2014-2018 годов общий объем финансирования деятельности информационно-консультационной службы Краснодарского края уменьшился на 17,4 % (с 90573,9 тыс. рублей в 2014 году до 74778,50 тыс. рублей в 2018 году). Объем платных услуг сократился на 14,5 %, а объем бюджетного финансирования - на 19,1 %. Объем финансирования за счет средств краевого бюджета за указанный период уменьшился на 25,2 % к уровню 2014 года.

Уменьшение бюджетного финансирования информационно-консультационной службы региона повлияло, прежде всего, на снижение количества сотрудников государственных (муниципальных) учреждений Краснодарского края на 38,6 %.

Структура финансового обеспечения деятельности организаций сельскохозяйственного

■ Доходы от внебюджетной деятельности

■ Местный бюджет

■ Краевой бюджет

консультирования в период 2014-2018 годов приведена на рисунке 4. 120

2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 4 - Структура финансирования информационно-консультационной службы края в период

2014-2018 годов

Всего объем финансирования деятельности информационно-консультационной службы Краснодарского края в 2018 году составил 74778,50 тыс. рублей, из них 31683,50 тыс. рублей (42,3 % от общего объема) составляют средства краевого бюджета, 26793,00 тыс. рублей (35,8 %) - средства местных бюджетов муниципальных образований края, 16356,20 тыс. рублей (21,9 %) получены из внебюджетных источников. Основу внебюджетных источников финансирования составляют платные консультационные услуги, которые в 2018 году были оказаны на сумму 15586,20 тыс. рублей (95,3 % от общего объема внебюджетных поступлений).

В качестве положительного момента следует отметить рост объема финансирования за счет оказанных платных консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2018 году на 20 % (15586,20 тыс. рублей), чем в 2016 году (12472,88 тыс. рублей), что является с одной стороны подтверждением их потребности, а с другой - подтверждением профессионализма специалистов информационно-консультационной службы края.

Важным направлением в деятельности консультационных служб является поиск возможностей повышения рентабельности сельского хозяйства, которая должна способствовать получению в производстве дополнительных доходов. Однако следует признать, что объем платных услуг - 26,67 % по итогам 2018 года в общем объеме финансирования деятельности информационно-консультационных центров в настоящее время является недостаточным и, как показывает анализ деятельности информационно-консультационной службы края, большинство муниципальных информационно-консультационных центров остаются дотационными и зависят от бюджетного финансирования.

Подведем итог проведенному нами исследованию.

Анализ мониторинга кадрового обеспечения информационно-консультационной службы края показал, что основой кадровой политики развития сельскохозяйственного консультирования остается комплектование информационно-консультативных центров регионального и особенно районного уровня профессиональными, работающими на постоянной основе, консультантами. Для повышения качества оказываемых консультационных услуг необходимо предусмотреть включение в государственную программу края пунктов по обучению и повышению квалификации консультантов информационно-консультационной службы региона. Кадры для районных центров целесообразнее готовить на региональном уровне. Реализация данных мероприятий позволит снизить дефицит квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве и в дальнейшем восполнить необходимое кадровое обеспечение информационно-консультационной службы края.

Для повышения эффективности государственного регулирования информационно-консультационной деятельности АПК Краснодарского края необходимо обеспечить условия по привлечению инвестиций в развитие исследуемой деятельности, совершенствование механизма формирования и использования внебюджетных источников, включая создание внебюджетных фондов развития. Реализация подобных мероприятий позволит создать эффективную систему информационно-консультативного обеспечения, действующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет внедрения современных инновационных разработок.

Источники:

1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. - http:// www.mch.ru.

2. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. - http:// www.msh.krasnodar.ru.

3. Официальный сайт государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр». - http:// www.kaicc.ru.

4. Кадомцева М.Е. Информационное обеспечение инновационных процессов в агропромышленном комплексе России/ М.Е. Кадомцева // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. - 2015. - №1(32). - С. 25-33.

5. Плотникова Е.В. Развитие информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе Краснодарского края / Е.В. Плотникова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №7. - С. 55-60.

Sources:

1. Officiai Website of the Ministry of Agriculture of the Russian Fédération. - http:// www.mch.ru.

2. Officiai Website of the Ministry of Agriculture and Processing Industry of Krasnodar Territory. - http:// www.msh.krasnodar.ru.

3. Officiai website of the state budget institution of Krasnodar Territory "Cuban Agricultural Information and Consultation Center." - http:// www.kaicc.ru.

4. Kadomtseva M.E. Information support of innovative processes in the agro-industrial complex of Russia/M.E. Kadomtseva//Journal of the Dagestan State Technical University. Technical sciences. - 2015. - № 1 (32). - S. 25-33.

5. Plotnikov E. V. Development of information and consulting activities in the agro-industrial complex of Krasnodar Territory/E. V. Plotnikov//Economics and business: theory and practice. - 2017. - № 7. - S. 55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.