Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в контексте глобализации и информационной безопасности'

Информационно-коммуникационные технологии в контексте глобализации и информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3438
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МАНИПУЛЯЦИЯ / INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / GLOBALIZATION / INFORMATION SAFETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Говорухина Каринэ Александровна

Информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как фактор обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации. Показаны актуальные риски информационных и коммуникационных воздействий на национальное государство, общество, человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information-Communication Technologies in the Context of Globalization and Information Safety

Information-communication technologies are considered as a factor of national safety maintenance in conditions of globalization. Current risks of information and communication effects on a national state, society and individual are revealed.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в контексте глобализации и информационной безопасности»

K.A. Govorukhina

Information-Communication

Technologies

in the Context of Globalization and Information Safety

Infor mation-communication technologies are considered as a factor of national safety maintenance in conditions of globalization. Current risks of information and communication effects on a national state, society and individual are revealed.

Key words and words combinations: information-communication technologies, globalization, information safety.

Информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как фактор обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации. Показаны актуальные риски информационных и коммуникационных воздействий на национальное государство, общество, человека.

Ключевые слова и словосочетания: информационно-коммуникационные технологии, глобализация, информационная безопасность, манипуляция.

УДК 32:004 ББК 66.0:32.81

К.А. Говорухина

ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

началом 1990-х годов термин «глобализация» получил широкое распространение, однако до сих пор он наполняется все более широким набором значений. Содержание, дальнейшие пути развития процессов глобализации и сегодня являются предметом острой политической и научной дискуссии.

Формирующийся («глобальный») миропорядок отличают от его предшественников не только обстоятельства зарождения, но и ряд сущностных черт. Наряду с традиционными показателями национальной мощи (территория, количество и качество населения, достигнутый уровень экономического развития, величина и степень оснащенности армии, научно-техническая база общества и государства), глобализация выдвигает на первый план новые факторы силы. В частности, исключительная роль сегодня отводится информации, коммуникации и информационным технологиям. В непосредственной связи с этим возникла проблема обеспечения информационной безопасности, которая может рассматриваться в различных аспектах и на разных уровнях анализа - от мировой политической системы до отдельного индивида. При этом по своему значению она не будет утрачивать своей «глобальности».

Характерными и существенными свойствами современных информационнокоммуникационных технологий являются: трансграничность, проницаемость для них традиционных межгосударственных барьеров, обеспечивающие глобальность охвата своим воздействием; мобильность, портативность и универсальность, что ведет к расширению диапазона реализации; возможность их «двойного» применения - как в мирных, так и военных целях. Поэтому внедрение соответствующих технологий ведет одновременно как к усилению мощи государств, так и к уязвимости тех же государств для информационно-электронного воздействия [1, с. 201]. Технические особенности и потребительские возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют переоценить на политическом уровне многие сложившиеся в международном укладе жизни стереотипы, вынуждают государства по-новому отнестись к выбору национальных приоритетов и внешнеполитических ориентиров, форм и направлений взаимодействия.

Большинство глобальных перемен, актуальных в наше время, связано с развитием информационной среды. А те из них, которые непосредственно порождены этой сферой, дают основание говорить о произошедшей информационной революции. Прогнозируемые изменения свидетельствуют о начале вхождения человечества в глобальное информационное общество.

Одной из первых международных встреч, на которых рассматриваемая проблематика обозначена в явном виде, стала состоявшаяся в декабре 1997 г. в Греции 5-я Европейская конференция министров по политике в области средств массовой информации. В ее итоговой резолюции «Влияние новых коммуникационных технологий на права человека и демократические ценности» зафиксированы основные проблемы, связанные с ИКТ: доступ к новым коммуникационным и информационным службам; свобода слова и информации; культурное многообразие; распространение демократических ценностей и соблюдение прав человека [2]. В 2000 г. на Окинаве лидеры «Большой восьмерки» приняли Хартию глобального информационного общества, в которой равная доступность информационных технологий для людей во всем мире и сокращение «цифрового разрыва» определены в качестве основополагающего принципа. Информационно-коммуникационным технологиям в Хартии отведена роль инструмента, с помощью которого достигаются цели политического, экономического и социального характера.

Возникновение новых форм и направлений международного сотрудничества в информационном обществе необходимо рассматривать с учетом многофакторности глобального контекста. Сегодня совершенно ясно, что прогнозирование глобальных изменений можно проводить на основе не только мировых реалий, но и тех трансформаций, которые все очевиднее обнаруживаются в культуре виртуальной реальности. Свобода передвижения информационных потоков делает более прозрачными границы между государствами. В 2003 г. в Женеве под эгидой ООН прошел первый этап Всемирного саммита по информационному обществу (ВСИО; WSIS), на котором были очерчены политикоинформационные контуры будущего миропорядка. Участники саммита констатировали, что «информационные и коммуникативные технологии вносят реша-

ющий вклад в становление глобальной международной системы. Их развитие открывает новые возможности для взаимодействия отдельных людей, социальных групп, организаций и движений» [3, с. 196].

Информационно-коммуникационные технологии стали основной глобальных процессов информатизации, которая, коренным образом преобразуя современный мир, инициировала вхождение человеческого общества в эпоху развития на новой технологической основе. Их развитие создает условия для экономического роста отдельных стран, интенсивного включения государств и целых регионов в мировые интеграционные процессы, в формирующееся единое информационное пространство. Последствия проявляются в первую очередь в развитии человеческого капитала, который по мере совершенствования информационных технологий приобретает четко выраженный глобальный характер.

Интернет фактически превратился в публичный ресурс глобального масштаба. В ноябре 2005 г. в Турине прошел второй этап Всемирного саммита по информационному обществу. Его лейтмотивом было сокращение технологического разрыва между бедными и богатыми странами. Участники встречи констатировали, что для этого к 2015 г. каждый населенный пункт на планете должен иметь возможность выхода в Интернет.

В настоящее время в мире идет четвертая информационная революция, связанная с формированием нового поколения Интернета, основанного на грид-сетях. «Грид-технология - это интегратор ресурсов для решения различных ресурсоемких научных задач, позволяющий выйти за рамки пространства простого обмена данными между компьютерами и в результате превратить глобальную сеть Интернет в единый и практически неограниченный вычислительный ресурс» [4, с. 56].

Основными темами Форума по управлению Интернетом, одного из главных международных событий в области ИКТ, проходящего ежегодно под эгидой Г енерального секретаря ООН, в последние годы являются следующие: доступ (access); открытость (openness); разнообразие (diversity); безопасность (security) [5]. Еще одной важной областью, обсуждаемой в рамках Форума, является управление ключевыми ресурсами Интернета - в первую очередь системой доменных имен и распределением IP-адресов. Эти темы, или области, сформулированы в предельно общем виде, чтобы охватить как можно больший круг вопросов.

Прямое политическое следствие информационной революции - ускорение процесса трансформации международных отношений. Трансграничная пространственная структура Интернета (и связанных с ним проблем), как утверждают некоторые исследователи, вступает в противоречие с границами, в рамках которых привыкли действовать национальные государства. Новые информационные услуги и виды деятельности становятся все менее подконтрольными правительствам.

Принципиально иной в связи с растущим распространением информационно-коммуникационных технологий становится проблема обеспечения национальной и международной безопасности. Возникает угроза применения колоссального потенциала информационно-коммуникационных технологий в инте-

ресах обеспечения военно-политического превосходства, силового противостояния, шантажа. Увеличение за счет новейших информационно-коммуникационных технологий военного потенциала ведет к изменению глобального и регионального соотношения сил, напряженности между традиционными и нарождающимися центрами власти. Информационно-коммуникационные технологии подвергают сомнению постулаты классической геополитики вследствие того, что такие технологии неизбежно ведут к «гибели расстояний». Претерпевают трансформацию и представления о пространстве, и основанные на них концепции достижения национальных геополитических интересов в информационной сфере.

Информационные технологии вносят принципиальные изменения в экономическую жизнь. Рональд Коуз, удостоенный в 1991 г. Нобелевской премии по экономике, высказал предположение, что размер организаций определяется стоимостью сбора информации. «Крупные организационные бизнес-структуры создавались для того, чтобы минимизировать эту стоимость». Следовательно, «очевидна необходимость новых инструментов управления глобализационными процессами, опирающимися на современный информационный потенциал» [6, с. 43].

В 2003 г. страны ЕС высказывали озабоченность по поводу защиты от информационных угроз для экономики. Для развивающихся стран приоритетными оказались вопросы собственного информационного развития и сокращения «цифрового разрыва» с другими странами, а также внутри себя - между отдельными частями собственного государства.

Таким образом, в эпоху глобализации проблематика информационно-коммуникационных технологий имеет значительный политический и экономический резонанс. В развитие соответствующих технологий и построение «информационного общества» вложены и до сих пор вкладываются значительные силы и средства, создаются специальные центры, комиссии, государственные ведомства. Так, в Министерстве массовых коммуникаций и связи РФ создан Департамент развития информационного общества [7, с. 140]. В основе этих усилий лежит осознание того, что формирование и развитие информационной инфраструктуры, нахождение адекватных ответов на вызовы глобальной информационной среды становятся сегодня необходимым условием устойчивого развития государства и его полноценного вхождения в мировую экономику.

На современном этапе основным инструментом перехода к информационному обществу обычно выступают специализированные государственные программы, аккумулирующие возможности государства, общества и бизнеса. Подобного рода шаги были предприняты большинством европейских стран, Россией, рядом государств Центральной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии. Ключевые элементы таких программ - обеспечение дешевого и всеобщего доступа в Интернет, развитие систем электронного правительства, онлайнового бизнеса и обучения.

«Коммуникативная революция» создала возможность образования глобальных общемировых информационных сетей, быстрого и в больших объемах распространения нужной информации в любой уголок земного шара, фактиче-

ски «онлайнового» контроля за жизнью, образом мысли, планами и настроениями как отдельных граждан, так и любых общественных объединений. Немыслимый ранее доступ к имеющейся обширной информации практически о любом человеке или организации, ее централизованная обработка и обобщение дают властям новое оружие по предотвращению нежелательных для себя действий, косвенному / манипулятивному управлению людьми.

Новые информационные технологии способны объединить все виды коммуникации в единое информационное пространство, а наряду с традиционными видами воздействия, в том числе силовыми, все шире раскрываются возможности информационного воздействия на общество и личность. Осуществляемое в преобладающей степени структурами государства, управление информационным пространством стремится к тому, чтобы вводить в массовое сознание информационные структуры с заранее прогнозируемым шаблоном их восприятия. Например, и новости, и романы, и «мыльные оперы» строятся на тщательно разработанной «героической грамматике». Потребители этой информации - граждане -реагируют на нее благодаря определенному вовлечению в ситуацию.

Обращает на себя внимание тот факт, что в эпоху глобализации при использовании информационно-коммуникационных технологий действуют определенные приемы влияния на массовое сознание, основанные на базовых актуальных закономерностях осуществления современных коммуникативных взаимодействий: исходя из многонаправленности коммуникационных потоков, массовое сознание получает информацию как из официальных, так и из неофициальных каналов;

многослойность коммуникационной материи означает, что сообщение содержит не только факт, но и его интерпретацию, поэтому заимствование факта вместе с чужим сообщением несет в себе и его интерпретацию, которую массовое сознание может даже не замечать;

весьма заметна активная роли аудитории - в современном информационном мире сообщение формулируется как источником, так и потребителем информации; иногда роль потребителя информации может быть даже выше, чем роль источника;

в процессе коммуникации происходит информационное «искривление» информации - усиление или уменьшение ее значимости достигается за счет изменения общественных приоритетов или коллективных мотиваций.

Информационная эпоха характеризуется не только крупными достижениями, но и серьезными проблемами, среди них - неконтролируемое содержание Интернет-сайтов. Вследствие реализованного принципа обеспечения максимальной доступности информации обострился вопрос, связанный с защитой интеллектуальной собственности. На наш взгляд, необходимо понимание того, что субъекты, инициирующие информационно-коммуникативные воздействия, могут преследовать социально опасные цели. Мгновенная глобальная коммуникация, доступность информации в любом месте и в любое время означают, что столь же мгновенно, глобально и «неизвестно откуда» могут действовать и общаться между собой террористы и преступники. Получила распространение так называемая «киберпреступность» (преступность в сфере высоких технологий).

Проблемы, связанные с Интернетом, по определению, глобальные - для него не существует государственных границ, ограничений времени и пространства. Он не только значительно расширяет позитивные возможности человека и общества, но и создает целый ряд новых рисков и угроз. Вследствие осознания данного обстоятельства возникла идея обеспечения международной информационной безопасности, фундаментальные аспекты которой закреплены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и стали предметом активного обсуждения, ведущегося в рамках региональных организаций. Россия ориентирует международное сообщество на исследование угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных мер по их устранению. Для проведения такого исследования в 2009 г. в соответствии с резолюцией ООН создана Г руппа правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности.

В то же время нельзя пройти мимо того, что развитие информационнокоммуникативных технологий, их трансграничность создает проблемы не только международного масштаба, но и внутригосударственные. В каждой стране и каждом обществе существуют свои особенные моральные, этические и правовые нормы и, как следствие, представления о допустимости тех или иных материалов. В условиях фактически неограниченного доступа граждан к любого рода информации государства проявляют характерные озабоченности, например в вопросах защиты интересов этнических меньшинств и подрастающего поколения, сохранения национального языка и культурного наследия. Некоторые из стран предпринимают попытки установить контроль над содержанием Интернета, ограничить возможности выражения свободы мнений. Имеющиеся у разных государств различия в подходах порождают множество конфликтов, в том числе обвинения в политической цензуре, с одной стороны, и информационной агрессии - с другой [8].

Становление глобального информационного общества способствовало тенденции распространения государственных интересов отдельных стран далеко за пределы национальных границ, что ведет к усилению неопределенности и увеличению потенциальных угроз и рисков для других членов международного сообщества. На примере открытости Интернета отчетливо видна неоднозначность, амбивалентность современных информационно-коммуникационных технологий с точки зрения их социально-политических последствий.

Библиографический список

1. Крутских A.B. Научно-технологическая составляющая современных международных отношений // Современные международные отношения и мировая политика. М., 2005.

2. Влияние новых информационных технологий на права человека и демократические ценности: 5-я Европейская конференция министров по политике в области СМИ (Салоники, 11-12.12.97). URL: www.soi.ru/soi/85735

3. Глобализация / под ред. В.А. Михайлова, В.С. Буянова. М., 2008.

4. Инновационные направления современных международных отношений / под ред. А.В. Крутских, А.В. Бирюкова. М., 2010.

5. Официальный сайт Форума. URL: www.intgovforum.org

6. Фридман Т. Плоский мир: краткая история XXI века. М., 2007.

Ю.Р. Канеева

7. МихеевA.H. Информационно-коммуникационные технологии: глобальные проблемы и / или глобальные возможности? // Современные глобальные проблемы мировой политики / под ред. М.М. Лебедевой. M., 2009.

8. Крутских A.B. К политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности // Международные процессы. 2008. Т. 6, № 1 (16).

Yu.R. Kaneeva The Monitoring System of Human Resource Capacity of Public Administration in a Region

as an Innovative Mechanism to Improve the Efficiency of Employees’ Activities

The principles and mechanisms of forming the system of monitoring human resource capacity of public administration are worked out. The main advantages of introducing the proposed monitoring system are stressed.

Key words and word-combinations: the effectiveness of government bodies, human resource capacity, monitoring system.

Разработаны принципы и механизмы формирования системы мониторинга кадрового потенциала государственной и муниципальной службы. Подчеркнуты основные преимущества внедрения предлагаемой системы мониторинга.

Ключевые слова и словосочетания: эффективность деятельности органов власти, кадровый потенциал, система мониторинга.

УДК 334 ББК 65.291.212.1

Ю.Р. Канеева

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РЕГИОНЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖАЩИХ*

период социально-политических изменений Российская Федерация столкнулась с рядом проблем политического, экономического, социального и культурного характера, имея тому множество причин. Важнейшей среди них является несовершенство существующей системы государственного управления.

Властным структурам необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность не только адекватно реагировать на требования внешней среды, но и эффективно управлять изменениями в

* Статья подготовлена во исполнение Государственного контракта № П60 от 2 апреля 2010 г., реализуемого в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2010 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.