Н.В. Ерофеева
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Аннотация
ХХ век стал веком развития высоких технологий, появления Интернета. Частью сети интернет становится все больший процент мирового информационного пространства. Через данную всемирную информационную сеть возможны негативные вторжения в информационные ресурсы других стран. В связи с этим, принципиально в понимании человечества изменилось понятие «война». С развитием информационно-
коммуникационных систем появляется возможность ведения «скрытой» войны. В статье даны определения основным терминам: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационные войны» и «политическая стабильность», а также их взаимозависимости. Автором представлена классификация основных видов национальной безопасности. Раскрываются основные формы ведения информационных войн (пропаганда, дезинформация, кибератаки) и их особенности на современном этапе. В статье показывается возможность политического влияния на деятельность других государств через использование информационно-коммуникационных средств, а также возможные пути защиты от информационного вторжения.
Ключевые слова:
политическая стабильность, политическая безопасность, национальная безопасность государства, интернет, информационные технологии, информационное пространство, современные информационные войны.
N. Erofeeva
MODERN INFORMATION WARFARE AND THEIR IMPACT ON THE POLITICAL STABILITY OF THE STATE
Abstract
The twentieth century saw the development of high technologies, the emergence of the Internet. Part of the Internet is becoming a larger percentage of global information space. Through this global information network possible negative invasion of information resources of other countries. In this regard, principally in the understanding of humanity has changed the concept of "war". With the development of information and communication systems, it is possible to conduct "covert" war. The article defines the basic terms "national security", "information security", "information warfare" and "political stability", as well as their interdependence. Author presents a classification of the main types of national security. Reveals the basic forms of information warfare (propaganda, misinformation, cyber attacks) and especially at the present stage. The paper shows the possibility of political influence on the activities of other States through the use of information and communication tools, as well as possible ways to protect information from intrusion.
Key words :
political stability, political security, national security, the internet, information technology, informational space, modern information warfare.
Во второй половине XX века произошло несколько знаковых событий, изменивших ход мировой истории: создание и развитие информационных технологий и мировых сетевых коммуникаций, массовая компьютеризация населения мира и многое другое. Несколько десятилетий назад мир даже не знал таких понятий как: электронный паспорт, электронное правительство, электронное участие. В современном мире это обыденные вещи. Теперь учеными разрабатываются всевозможные способы и методики оценки эффективности данных явлений. Примером этому служит наличие следующих индексов: Индекс электронного правительства (The Brookings Institution), Индекс развития электронного правительства (Институт экономики и общественных наук ООН), Индекс электронного участия (там же), Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (Международный союз электросвязи), Индекс сетевой готовности (рассчитывается ежегодно международной неправительственной организацией «Всемирный экономический форум» и международной школой бизнеса Insead) и пр. [2, с. 4].
С учетом описанных процессов появилась необходимость в совершенно новом осмыслении термина национальная безопасность и более подробном такого подвида как информационная безопасность государства. С учетом всех изменений можно представить следующее определение: национальная безопасность - это положение государства в системе международных отношений, которое позволяет ему защищать и реализо-вывать национальные интересы, а также обеспечивать гарантированные благоприятные условия для развития личности, общества и страны. Цель обеспечения национальной безопасности - устойчивое развитие государства в целом.
Государство - это единый организм, состоящий из нескольких подсистем (экономической, политической, духовной и пр.). Каждая из представленных подсистем государства обладает своей собственной системой ценностей и интересов, которые в общей картине могут противоречить друг другу. Выявленные противоречия представляют опасность для обеспечения национальной безопасности государства в целом. Для эффективного управлениями данными процессами необходима систематизация данных процессов, а также их классификация по сферам жизнедеятельности с выявлением возможных путей решения противоречий. Основными видами национальной безопасности являются:
- государственная безопасность;
- общественная безопасность;
- политическая безопасность;
- экономическая безопасность;
- информационная безопасность;
- военная безопасность и др.
Государственная безопасность выражается в уровне защищенности государства, его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности от внешних и внутренних угроз. Государство - это лишь административный аппарат и угроза государству одновременно может и не быть угрозой для нации. Поэтому неправомерно приравнивание государственной и национальной видов безопасности
Политическая безопасность обладает следующими признаками: устойчивый политический суверенитет в рамках системы международных отношений, а также политическая стабильность общества, формируемая за счет сбалансированной политической системы, учитывающей интересы всех социальных групп с опорой на приоритет личности. Отсутствие указанных признаков разрушает политическую безопасность страны. Политическая безопасность характеризуется состоянием, при котором политический плюрализм и связанная с ним политическая борьба не подрывает основы существования государств. Возможность нации создавать государственные институты, способные самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества и составляет сущность политической безопасности.
Как уже было сказано на рубеже столетий с развитием массовых компьютерных коммуникаций, сети Интернет важную роль в системе национальной безопасности любой страны занимает информационная безопасность. Использование информационных технологий распространяется фактически на все сферы жизнедеятельности не только личности, но и общества, и государства. С помощью информационно-коммуникационных систем проводятся миллионы банковских операций между 196 странами мира (система SWIFT), создаются и хранятся персональные данные населения государств, в том числе политических лидеров и пр. К сожалению, информационные технологии используются не только в мирных целях. Это обстоятельство ставит перед государствами задачу перевода проти-
водействия информационным угрозам национальной безопасности в разряд важнейших направлений политики обеспечения национальной безопасности [3, с. 89].
В современном мире государство, лидирующее в развитии информационно-коммуникационных систем и технологий, доминирует и во многих других стратегических сферах: экономической, военно-политической и др.
В настоящее время информация становится одним из главных средств в противостоянии на международной арене в целях установления господства ведущих государств в глобальном информационном пространстве. Информационное вторжение различных секретных служб или террористических группировок в мировые информационные ресурсы вызывает озабоченность у многих стран [9, с. 72].
В информационном пространстве сети Интернет в настоящее время находятся миллионы пользователей практически во всех странах мира, и количество пользователей растет с каждым днем. Частью сети интернет становится все больший процент мирового информационного пространства. Через данную всемирную информационную сеть возможны негативные вторжения в информационные ресурсы других стран. Это создает реальную угрозу информационным ресурсам и повышает значимость обеспечения информационной безопасности.
Информационная безопасность - это «способность государства, организации, личности, а также технической и информационной системы или конструкции обеспечить необходимые информационные ресурсы для поддержания их устойчивого функционирования в любых сложных условиях существования и развития, а также их способность противодействовать возникающим опасностям и угрозам по отношению к информационным ресурсам, техническим источникам информации, компьютерным и другим различным сетям передачи и обмена информации между техническими устройствами и конкретными потребителями» [1, с. 67].
Информация - это оружие нашего времени. Ее гибкость, многофункциональность, анонимность (невозможность отследить), возможность сочетать различные формы воздействия лишь некоторые из известных плюсов, позволяющих использовать информационные технологии в различных ситуациях, на различных уровнях, в достижении различных целей: управление народными массами, смена общественного мнения, укрепление или расшатывание власти и т.п.
Использование информации как оружия ввело в понятийно-категориальный аппарат термин «информационные войны». Говоря об информационных войнах необходимо сказать, что существуют различные формы и способы их проведения: пропаганда, дезинформация, целенаправленные акции по дискредитации перспективных идей или насаждению новых, а также кибератаки в различных сферах жизнедеятельности государства [8, с. 232].
По словам К. Маркса «идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой» поэтому наиболее часто встречаются акции по изменению общественного мнения через пропаганду различных ценностей, идей, идеалов и пр. Ведение такой войны в первую очередь связывают с использованием психолого-политических методов. Для вброса информации используется сразу несколько каналов связи: телевидение, газеты, журналы, интернет-сайты и пр. Новшеством современных информационных войн является оперативное использование социальных сетей для распространения необходимого контента [10, с. 99]. Перед подачей информация тщательно обрабатывается: анализируются эффективные цветовые гаммы (при использовании картинок или фотографий), выверяются слова и словосочетания (зачастую с использованием приемов нейролин-гвистического программирования), звуки, видео и пр. Подача информации проходит таким образом, чтобы привлечь внимание и «зацепить» обывателей, их эмоции. Для этого используются различные средства: частые повторы информации, вброс ложной информации, размещение в нескольких ресурсах одновременное, структурирование (для обеспечения быстрого усвоения) и дозирование информации, создание различных мифов, параллельные картины мира, всевозможные акции. При этом необходимо понимать, даже простая ложь не должна откровенно противоречить окружающей действительности - быть в рамках определенного информационного повода, может быть завуалирована каким-либо приемом. Например, вместо всей информации выдана только ее часть, или событие рассмотрено однобоко, только в контексте одной из сторон, временный признак явления отождествляется с самим явлением, зачастую факт выдергивается из общего контекста. Для поддержания информационного повода и интереса к новости происходит ее повторение, часто в контексте другой новости. Повторение информации обеспечивает возможность ее усвоения и принятия как истины. Доказательством служит падение ма-
лазийского самолета в июле 2014 года в районе боевых действий на Юго-востоке Украины. Поводом послужило ведение реальных боевых действий в районе, где был сбит самолет. Однако, до сих пор не установлена правда чьей стороной. Данное обстоятельство послужило поводом для проведения информационных атак на Российскую Федерацию. Крупные средства массовой информации, такие как CNN, BBC и др. высказывали точку зрения о том, что самолет был сбит ополченцами, которым помогает Российская Федерация. Как следствие, начался резкий обвал курса национальной валюты РФ и расширение санкционного списка на приоритетные для страны отрасли. В итоге можно наблюдать резкое снижение уровня ВВП, резкий отток инвесторов, увеличение инфляции, спад производства и крайне осторожные аналитические выкладки, касательно будущего экономического развития Российской Федерации. Уже дважды с начала 2015 года изменились прогнозы на 2015-2016 гг. от ведущих аналитических агентств мира.
Необходимо понимать, что таким образом часто распространяется дезинформация, которая рассчитана как на эмоциональное воздействие, так и на направление общественного мнения на другие направления деятельности [6, с. 56]. Дезинформация может быть представлена как утечка конфиденциальной информации, которую вбросили в общество, преследуя следующие цели: отвлечение общественного внимания от реальных проблем государства (как беспорядки в г. Фергюссон США транслировались в РФ), дезорганизация общества, привлечение внимания к несуществующей проблеме (жизненная необходимость кредита Международного валютного фонда в Греции) и пр. Для создания таких новостей часто используются психологические приемы.
Обращает внимание тот факт, что подобный вброс информации в общественное мнение может привести к различным последствиям: от простого беспокойства с разговорами «на кухне» до серьезной дезорганизации крупных общественных групп, ведущих к смене политического устройства государства («Цветные революции»).
Особое место в процессе ведения информационных войн занимают технические подрывные акции - кибератаки. С помощью определенного программного обеспечения хакеры проводят целенаправленные акции: выведение из строя информационных систем и телекоммуникационных сетей, как используемых в мирных целях, так и в военных целях, унич-
тожение или изменение массивов данных и пр. Все эти действия относятся к информационным войнам, и отличительным их свойством является использование специализированных информационных технологий и программ. Сложность борьбы с кибератаками состоит в том, что они фактически не заметны до момента появления результатов атаки - несанкционированный допуск практически невозможно отследить. В современном мире кибератаки могут проводить: так называемые государственные хакеры, хакеры террористических организаций, хакеры-одиночки.
Необходимо отметить, что в 2014-2015 гг. было проведено сразу несколько известных кибератак (Пентагон, Белый дом и пр.). В современном мире существенно возрастает роль информации. Именно поэтому все чаще мы слышим новости о взломе базы персональных данных. Наиболее известные атаки: взлом персональных данных лидеров G-20, кибе-ратака компании SONY активистами Исламского государства, взлом базы данных американского банка J.P. Morgan Chase, сообщение о краже 1,2 млрд. паролей по данным компании Hold Security. Кибератаки с целью кражи персональных данных заставляют правительства стран мира ужесточать законодательство в области хранения баз данных на территории страны и ее персональных домена (например: все персональные данные граждан России, в том числе финансовые хранятся на территории РФ). 45 сентября 2014 году на саммите НАТО в Уэльсе обсуждался вопрос защиты от кибератак, как нового вызова обеспечения безопасности в мире и была принята Углубленная политика киберзащиты стран Североатлантического альянса.
Современные информационные войны зачастую комбинируют сразу несколько форм. Любая информационная война тщательно планируется: цели, задачи и средства достижения.
В заключение можно сказать, что отличительными особенностями современных информационных войн являются:
- массовые кибератаки;
- широкое использование в информационных войнах социальных сетей;
- одновременный массовый вброс информации через СМИ различных стран;
- увеличение роли различных психологических приемов при проведении информационных войн (технологии НЛП) и др. [7].
Основная задача крупномасштабных информационных войн современности состоит чаще всего в смене политического руководства той или иной страны. В современном мире смена общественно-политической формации, политических лидеров не возможна в политически стабильной стране. Ведь, политическая стабильность - это способность системы государственного управления поддерживать функционирование системы длительный период времени без радикальных изменений, обеспечивать рост благосостояния населения, благоприятный инвестиционный климат и преемственность власти [5, с. 73]. Поэтому всевозможные формы и методы ведения информационных войн направлены на дезорганизацию населения, смену действующих ценностей и поднятие общественного недовольства. Если проследить направленность действий информационных войн можно выделить два направления:
- деятельность по «обработке» молодежи через интернет-ресурсы, социальные сети;
- деятельность по «обработке» населения среднего и пожилого возраста через новостные каналы и развлекательную индустрию.
С помощью перечисленных средств мягко воздействуя на подсознание населения, происходит насаждение новых идеалов, ценностей и идей. В результате массового воздействия современных информационных технологий человек идентифицирует себя с какой-либо социально-культурной группой, к которой он не принадлежит. Механизм ложной идентификации запускает процесс манипуляции сознанием, который помогает «заставить массы действовать в нужном направлении даже против своих собственных интересов, а в стане противника расколоть людей, заставить их встать друг против друга» [4, с. 22].
Для проведения информационных войн путем распространения ложной информации важен факт низкого уровня политического образования населения. При этом мы наблюдаем парадокс современного мира. Средства массовой информации, которые могут обеспечить усвоение политических знаний, наоборот, используются для подачи противоречивой информации населению. Можно констатировать факт, что получает политическое образование крайне небольшой пласт населения. При отсутствии данного образования, а также невозможности критически осмыслять получаемую информацию человек попадает под влияние крайне легко, что облегчает процесс манипуляции.
Таким образом, можно говорить о том, что для обеспечения политической стабильности необходимо работать сразу в нескольких направлениях: во-первых, повышать политическую культуру населения; во-вторых, разрабатывать и успешно применять методы борьбы с новыми информационными угрозами.
Обеспечение политической стабильности государства должно быть главной целью государства, ведь государство, которое не в состоянии обеспечить стабильное политическое развитие, неспособно решать и другие, стоящие перед ним стратегические задачи, в том числе в международной сфере.
Литература
1. Бородин А.С. Информационная безопасность в современной России: политологический анализ: дисс. канд. полит. наук. СПб, 2009.
2. Индексы развития государств мира Текст: справочник / О.Т. Гаспа-рян, Р.У. Камалова, Е.А. Кочешкова и др.; под редакцией Ю.А. Нисневича; Нац. исслед. ин-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
3. Шпигель Л.Т. Национальная безопасность России: сущее и должное. М.: Московская типография №2, 2008.
4. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М., 2000.
5. Жириков А.А. Политическая стабильность российского государства. (Этнополитический анализ). М.: Ин-т массовых коммуникаций, 1996.
6. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006.
7. Бронников И.А., Буренко В.И., Нестерчук О.А. Модернизация политических институтов, процессов и технологий в условиях глобализации // Под ред. О.Е. Гришина, А.К. Сковикова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012.
8. Гузев С.А., Комиссарова М.Н. Информационные войны: типы и особенности // Современные наукоемкие технологии. 2013. №10(2).
9. Есаулов B. Противодействие информационным угрозам как важное направление политики национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2009. №12.
10. Нестерчук О.А. Опасный контент как технология скрытого управления массовым сознанием и поведением в современных условиях // Безопасность Евразии. 2013. №2(46).
References
1. Borodin A.S. Informatsionnaya bezopasnost' v sovremennoi Rossii: poli-tologicheskii analiz: diss. kand. polit. nauk. SPb, 2009.
2. Indeksy razvitiya gosudarstv mira Tekst: spravochnik. O.T. Gasparyan, R.U. Kamalova, E.A. Kocheshkova i dr.; pod redaktsiei Yu.A. Nisnevicha; Nats. issled. in-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: Izd. dom Vysshei shkoly eko-nomiki, 2014.
3. Shpigel' L.T. Natsional'naya bezopasnost' Rossii: sushchee i dolzhnoe. M.: Moskovskaya tipografiya №2, 2008.
4. Lisichkin V.A., Shelepin L.A. Tret'ya mirovaya (informatsionno-psikhologicheskaya) voina. M., 2000.
5. Zhirikov A.A. Politicheskaya stabil'nost' rossiiskogo gosudarstva. (Et-nopoliticheskii analiz). M.: In-t massovykh kommunikatsii, 1996.
6. Panarin I.N. Informatsionnaya voina i geopolitika. M.: Pokolenie, 2006.
7. Bronnikov I.A., Burenko V.I., Nesterchuk O.A. Modernizatsiya politi-cheskikh institutov, protsessov i tekhnologii v usloviyakh globalizatsii. Pod red. O.E. Grishina, A.K. Skovikova. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2012.
8. Guzev S.A., Komissarova M.N. Informatsionnye voiny: tipy i osoben-nosti. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2013. №10(2).
9. Esaulov B. Protivodeistvie informatsionnym ugrozam kak vazhnoe napravlenie politiki natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. Vlast'. 2009. №12.
10. Nesterchuk O.A. Opasnyi kontent kak tekhnologiya skrytogo uprav-leniya massovym soznaniem i povedeniem v sovremennykh usloviyakh. Be-zopasnost' Evrazii. 2013. №2(46).