М.Ю. Павлютенкова, Т.М. Чернышова Информационно-коммуникационные технологии в избирательном
процессе России
Введение.
Информационные технологии проникают во все сферы общественной жизни России, заметно их влияние и на избирательный процесс, который уже сегодня располагает широким спектром применения новых информационных технологий: использование на всех стадиях автоматизированной системы ГАС «Выборы»; официальные сайты, электронная почта; дискуссионные группы; доски объявлений (message board); онлайновый опрос общественного мнения (polling) и обследования; мгновенные сообщения (Instant messaging); беспроводные (мобильные) коммуникации; виртуальные конференции и форумы; онлайновые голосование, митинги, протесты, обмен мнениями (онлайновые «чаты») и открытый доступ к огромным массивам информации. Остановимся на некоторых из них.
1. Государственная автоматизированная система (ГАС) «Выборы»
С момента основания деятельность системы избирательных комиссий Российской Федерации была неотделима от масштабного использования информационных технологий. Все выборы в Российской Федерации федерального и регионального уровней (включая муниципальный) проводятся с использованием единой Государственной автоматизированной системы «Выборы».
ГАС «Выборы» автоматизирует процесс демократического формирования властных структур государства, и в этом смысле ее пользователями являются не ведомства или производства, а все граждане, общество и страна в целом. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее ГАС «Выборы») была создана Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 г. № 1723 «О разработке и
создании Г осударственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Сегодня ГАС «Выборы» стала неотъемлемой частью избирательной системы Российской Федерации. Она представляет собой организационную и упорядоченную систему документированной информации и информационных технологий, в которой используются средства вычислительной техники и связи, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для подготовки, проведения и обработки результатов выборов и референдумов, оперативного доведения этой информации до избирателей.
В ГАС «Выборы» реализуются современные компьютерные технологии учета избирателей, кандидатов в депутаты, регистрации избирательных объединений и блоков, планирования этапов избирательной кампании, контроля за поступлением и расходованием средств избирательных фондов, подведения итогов голосования и решения других задач, стоящих перед избирательными комиссиями.
Основное назначение системы заключается в повышении эффективности избирательного процесса на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. Программно-технические средства ГАС «Выборы» представляют собой комплексы средств автоматизации (КСА), развернутые в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, окружных и территориальных комиссиях. ГАС «Выборы» активно применяется в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов, а в период между выборами используется органами государственной власти и местного самоуправления для обмена информацией. Впервые элементы системы были использованы при проведении выборов депутатов Г осударственной Думы Российской Федерации 17 декабря 1995 г. В июне 1996 г. выборы Президента Российской Федерации готовились и проводились с использованием первой очереди системы уже более чем в 80% субъектов Российской Федерации. На тот
момент система в основном использовалась для составления списков избирателей и оперативного подведения предварительных итогов голосования. Эффект ее применения уже в таком режиме, по мнению специалистов, оказался существенным. На выборах в Государственную Думу 1999, 2003 г.г. и Президента России 2000, 2004 гг. система применялась уже в полном объеме в 89 субъектах Российской Федерации. Опыт эксплуатации ГАС «Выборы» в субъектах Федерации подтвердил ее экономичность, универсальность и гибкость. Наряду с экономией времени и материальных ресурсов при проведении выборов, система позволяет синхронно с голосованием проверять подлинность бюллетеней, технически гарантировать защиту результатов голосования от фальсификации, обеспечить демонстрацию хода выборов по всем регионам страны в динамике реального времени. В день выборов промежуточные итоги голосования по графику поступают в Центральную избирательную комиссию в виде статистической, схематической, текстовой, звуковой и визуальной информации и после обработки оперативно передаются средствам массовой информации.
По масштабам применения, количеству использованных технических средств и решений система «Выборы» считается одной из самых крупных компьютерных сетей страны. С точки зрения функционального потенциала, пакета программного обеспечения и универсальности структурного построения сегодня ее считают ведущей информационно -телекоммуникационной системой России1.
Логическая архитектура системы «Выборы» полностью соответствует иерархическим взаимосвязям системы избирательных комиссий во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и объединяет - в информационном смысле - работу всех избирательных комиссий. Функционирование ГАС «Выборы» не сводится к решению технических проблем обработки и передачи данных. Несущей опорой системы является нормативно-правовая база выборов, которая постоянно совершенствуется. ГАС «Выборы» создана таким образом, что может настраиваться на
существующее законодательство о выборах и на вносимые в него изменения. На системном уровне решена задача преобразования норм гуманитарно -юридического характера (избирательного права) в набор формализуемых процессов, доступных автоматизации.
Именно поэтому можно говорить о том, что ГАС «Выборы» реально обеспечивает осуществление избирательных прав граждан в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, международными избирательными стандартами.
Другое важное свойство системы - адаптивность. Учитывая постоянное совершенствование законодательной базы выборов в стране и регионах, система проектировалась и строилась как адаптивная и многозадачная, способная одновременно обеспечивать выборы разного вида, с опорой на нормативно-правовые акты различного уровня. Система поддерживает все типы избирательных процессов и, что принципиально, - ведет их одновременно.
ГАС «Выборы» одинаково надежно функционирует и в качестве системы федерального уровня, и в качестве самостоятельных региональных и даже муниципальных подсистем (фрагментов). Система позволяет одновременно проводить все возможные виды и уровни избирательных кампаний, существующие в Российской Федерации.
Следует остановиться на базовых функциях, предоставляемых ГАС «Выборы» в настоящее время для целей подготовки и проведения выборов, так, как это вытекает из законодательства России.
Это, прежде всего, непрерывное пополнение и формирование базы правовой информации, планирование избирательных кампаний и избирательных действий для каждой кампании, планирование финансового обеспечения избирательных кампаний из бюджетных средств.
Безусловно, пополняются и корректируются базы данных избирателей, ведется учет партий, избирательных блоков, кандидатов и распределение депутатских мандатов. В процессе собственно выборов осуществляется
контроль поступления и расходования средств избирательных фондов кандидатов на выборную должность и контроль соблюдения законодательства в части предвыборной агитации.
Наконец, реализуется ввод данных из протоколов участковых избирательных комиссий, подведение предварительных и окончательных итогов голосования и отображение и публикация информации о результатах голосования.
Целесообразно представить некоторые эксплуатационные характеристики ГАС «Выборы».
Система распределена по всей территории России (а это 11 часовых поясов) и находится практически в каждом из 3000 городов и районных центров. Вычислительный парк системы составляет почти 10 тысяч единиц компьютеров, объединенных в единую сеть и принципиально отделенных от среды Интернет.
За 4 -5 часов Г АС «Выборы» способна собрать и обобщить данные из самых отдаленных районов страны (всего в стране свыше 94 тысяч избирательных участков)11. При этом она позволяет одновременно проводить выборы разного уровня с учетом меняющихся и пересекающихся административно -территориальных делений.
Реализована инфраструктура комплексной безопасности при передаче и хранении данных системы, а также при обеспечении доступа к функциям и данным ГАС «Выборы». Безопасность обеспечивается комплексом технических, программных и организационных мер.
За прошедшее десятилетие ГАС «Выборы» успешно применялась при проведении семи федеральных, более 500 региональных и около 2000 муниципальных избирательных кампаний. Для наглядности следует отметить, что типичный пример избирательной кампании федерального уровня, характеризуется следующими цифрами: технологический процесс длится около 3 месяцев, в нем участвуют до миллиона членов избирательных комиссий и более 100 млн. избирателей России.
И еще одна важная, имеющая общественное значение характеристика ГАС «Выборы» - данные, собранные с помощью ее средств, отображаются в оперативном режиме для публичного использования на сайте ЦИК России в сети Интернет. Итоги голосования с каждого избирательного участка в объеме полных данных протокола размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта РФ не позднее чем через сутки после окончания голосования. Таким образом, ГАС «Выборы» позволяет осуществлять эффективный общественный контроль за установлением результатов выборов.
ГАС «Выборы» Российской Федерации изначально имела национальный статус и создавалась как одно неразрывное целое вместе или параллельно с построением и развитием государственного института избирательных комиссий.
В январе 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственной автоматизированной системе «Выборы»111. В нем признана значимость системы, закреплен ее статус и способ использования. В настоящее время в мире не существует подобных законодательных актов и систем.
В результате ГАС «Выборы» официально приобрела новое качество инструмента государственного строительства, гаранта надежности, объективности и точности отслеживания важнейшего государственного процесса - проведения выборов и референдумов.
ГАС «Выборы» является открытой, социально и политически нейтральной системой, функционирующей в публично-правовом поле, напрямую затрагивающем интересы общества и граждан. Принятый закон впервые определил сущность нового средства государственного управления - это не учреждение, не институт власти, а глобальная специализированная автоматизированная система.
Это средство может быть точно и недвусмысленно определено и контролируемо, что и зафиксировано в новом Федеральном законе. При этом надо понимать, что для закона внутренняя реализация системы
несущественна. Достаточно знать, что система технически адекватно повторяет операции в порядке, который определяется вытекающими из закона актами - нормативными правовыми документами ЦИК России. Система является точным, образно говоря, «часовым» механизмом, постоянное функционирование которого поддерживается обязательным соблюдением этих актов.
Следует остановиться на проблеме путей развития ГАС «Выборы». Сегодня автоматизация избирательных процессов в России вступает в новую фазу стабильного поступательного развития на основе современных достижений информационных технологий. Главная цель совершенствования ГАС «Выборы» - создание максимума удобств конечным пользователям системы, т.е. гражданам страны, избирателям.
В этом отношении одним из важных направлений считается обеспечение ГАС «Выборы» возможностью работы с любой зарекомендовавшей себя автоматизированной технологией сбора данных при голосовании граждан, будь то сканеры избирательных бюллетеней, электронно-сенсорные средства голосования, голосование через Интернет или использование мобильных телефонов.
2. Комплексы обработки избирательных бюллетеней и электронный подсчет голосов
КОИБы - комплексы обработки избирательных бюллетеней позволяют за считанные минуты подсчитать голоса избирателей, автоматически составить протоколы участковых избирательных комиссий и передать данные в систему ГАС «Выборы». В декабре 2003 г. экспериментальная партия КОИБов в количестве 25 была установлена на избирательных участках в Башкирии, которые в процессе подведения итогов голосования выдавали точный результат.
На выборах Президента Российской Федерации 14 марта 2004 г. применялись 1100 «электронных урн» на избирательных участках Москвы и Санкт-
Петербурга. Техническими новинками были оснащены по 10 процентов избирательных участков обоих городов.
Внешне КОИБ напоминает привычную урну для голосования. Комплекс состоит из сканера и бункера-накопителя для бюллетеней (который в случае технической необходимости может быть использован в качестве обычной урны для голосования), компьютерного устройства для подсчета, модема и принтера. Прибор легко складывается и переносится. Принтер необходим для распечатывания протокола, по модему его электронная версия передается в ГАС «Выборы». Устройство может сканировать бюллетени не только формата А4, но и увеличенные, формата А3, которые использовались на федеральных выборах в Госдуму. Бюллетень для электронного голосования имеет две технологические линии - сверху и снизу. Они позволяют комплексу определить уровень выборов, к которому бюллетень относится. Кроме того, на бюллетенях проставляется прямоугольная печать, с четким обозначением номера избирательного участка, что не позволит использовать бюллетень с соседнего участка. Преимущество электронного комплекса заключается в том, что он исключает ручной подсчет голосов. Комплекс прост в эксплуатации. Бюллетень вставляется в приемный лоток. Есть две индикаторные лампочки. Красная горит, если устройство не закончило обработку предыдущего бюллетеня, зеленая означает готовность принять следующий. Кроме того, имеется табло, на котором высвечивается общее число опущенных бюллетеней. Каждый избирательный участок был оснащен информационными материалами для избирателей о правилах пользования КОИБами, что существенно упорядочило процесс голосования.
По информации ЦИК России, до конца 2004 г. планируется изготовить более 6 тыс. технических средств1У.
3. Интегрированные коммуникации в избирательном процессе
В настоящее время ЦИК России осуществляет работу над внедрением в избирательный процесс новой системы - электронно-сенсорного
голосования. Эта система исключит использование традиционных избирательных бюллетеней, позволит избирателю «одним лишь прикосновением пальца на соответствующий участок монитора выразить свое мнение по поводу того или иного кандидата» - заявил Глава ЦИК РФ А.А. Вешняков во время Интернет-конференции «Вопросы совершенствования избирательного законодательства. Региональные выборы во втором полугодии 2004 года», состоявшейся 11 августа 2004 г. в Центре информационных технологий компании «Гарант»у. Электронно-сенсорное голосование предусматривает, что избирательный бюллетень будет высвечиваться на экране сенсорного устройства, и нажимая пальцем квадрат напротив соответствующей фамилии кандидата или партии, избиратель будет выражать свою волю. В новым устройстве будет предусмотрена специальная система контроля результатов волеизъявления избирателя, путем распечатки специального контрольного чека с результатами его голосования, который остается в ящике для голосования. При необходимости чеки можно будет посчитать вручную и проверить тот электронный результат голосования, которое было проведено с использованием сенсорного устройства. В случае решения технических, финансовых вопросов, внесения изменений в законодательство о выборах, такие устройства могут быть применены на нескольких сотнях участков на выборах 2007-2008 гг. Кроме этого, А.А. Вешняков проинформировал интернет-аудиторию портала «Гарант» о том, что ЦИК РФ совместно с Советом Европы изучает возможности голосования по мобильному телефону и через сеть Интернет. В то же время Глава ЦИК РФ отметил, что это не ближняя перспектива, с учетом того, что в мире еще ни одно государство на своих общенациональных выборах такую систему электронного, дистанционного голосования не применяло в полном объеме, лишь на уровне экспериментов в отдельных местных образованиях™.
Электронно-сенсорное голосование, голосование по мобильному телефону и через Интернет позволит не только экономить значительные бюджетные
средства, но и устранить слабое звено системы ГАС «Выборы» - присутствие человеческого фактора в технологии избирательного процесса. (люди, которые подсчитывают голоса на избирательном участке, оформляют протокол и затем вводят данные в систему ГАС «Выборы»).
Существенным направлением работы (и это зафиксировано в Федеральном законе о ГАС «Выборы») является внедрение технологий электронной цифровой подписи™, что в перспективе позволит придать электронным документам, создаваемым в системе, юридически значимый статус.
Таким образом, опыт развития российской избирательной системы свидетельствует в пользу того, что автоматизация избирательных процессов принципиально не сводима к некоторому «большому калькулятору». Последовательная автоматизация всего комплекса избирательных процессов позволяет обеспечить проведение действительно свободных, демократических и справедливых выборов уш.
Неслучайно на встрече с членами ЦИК РФ 6 мая 2004 г. Президент России отметил, что выборные процессы организованы «четко, ясно, быстро и в политическом плане - прозрачны»1Х. Президент обратил внимание на организацию работы ЦИК на территории РФ. «Много было сделано ЦИК и с точки зрения административной организации, и технической, и технологической организации, проведения предвыборных кампаний и выборного процесса», - сказал глава государства.
Путин также высоко оценил систему подсчета голосов с помощью новых технологий. По его мнению, эта система эффективна, быстра и достоверна. «Результаты выборов эффективно и быстро появляются перед глазами миллионов избирателей, и это дает положительный политический эффект, поскольку показывает, что выборы организованы на высоком технологическом и политическом уровне», - сказал президент РоссииХ. Однако при всех положительных сторонах использования в избирательных кампаниях государственного масштаба подобных систем есть один важный момент, который заставляет еще раз задуматься над проблемами развития
этой автоматизированной системы. При любом уровне защиты данных работа этих созданных человеком систем не исключает полностью возможность доступа специалиста к результирующим данным, а следовательно, принципиально существует способ изменить нужным образом результаты голосования. Более того, ссылки на объективность компьютера и защиту информации от несанкционированного доступа в данном случае могут служить ширмой для прикрытия манипуляций с результатами голосования.
Вместе с тем дальнейшее развитие системы предусматривает сопряжение ГАС «Выборы» с другими информационно-коммуникационными системами, разработанными в соответствии с федеральными программами и проектами. Система ГАС «Выборы» участвует в Государственном регистре населения, информация о 109 миллионах граждан России внесена в базу (осталось ввести данные по лицам, не достигшим 18 лет), может быть использована другими ведомствами для решения ими оперативных задач. В частности, МЧС РФ может использовать каналы системы связи для оповещения о бурях, тайфунах, наводнениях, техногенных катастрофах. Министерство образования РФ использует систему для сбора информации по единому государственному экзамену. Минсвязи проводит селекторные совещания. Возможности видеоконференцсвязи использует Министерство здравоохранения для осуществления телемедицины, в частности, диагностика больного, проведение операций в различных отдаленных субъектах РФ с участием лучших врачей страны и мира. Предполагается, что в ближайшее время система будет использована Министерством труда и социального развития для осуществления учета всех льготных категорий гражданХ1.
Таким образом, возникают все предпосылки для создания в России единой информационной инфраструктуры, обеспечивающей информационную поддержку и взаимодействие органов государственной власти с общественностью. Важность этого обстоятельства для России трудно
переоценить, поскольку во всех развитых странах подобные
информационные инфраструктуры уже давно и успешно функционируют, а собственно информационные ресурсы являются объектом повышенного внимания и контроля со стороны государства.
Кроме рассмотренных способов применения информационно -
коммуникационных технологий в избирательной кампании используются и технологии мобильной связи, как, например, в предвыборной кампании Президента РФ в марте 2004 г.
29 февраля, за две недели до официальной даты президентских выборов, состоялось пробное голосование («праймериз») по каналам мобильной связи. Акция под названием «ОЗМыЗли выборы»Х11 проводилась по всей России и, по замыслу организаторов, «должна была дать возможность гражданам высказать предпочтение одному из кандидатов на должность президента РФ или проголосовать против всех».
Для участия в акции нужно было в течение 29 февраля отправить со своего мобильного телефона SMS-сообщение по номеру + 7 921 333 0000, в котором указать номер кандидата в избирательном бюллетене. Желающие «проголосовать» за Сергея Глазьева набирали в тексте сообщения «1», за Олега Малышкина - «2», Сергея Миронова - «3», а дальше - по числовой возрастающей идут Владимир Путин, Иван Рыбкин, Ирина Хакамада, Николай Харитонов. Кандидату «Против всех» был присвоен 0. Организатором акции выступила компания «INFON» при содействии Российского фонда свободных выборов. Компания «INFON» отработала технологию общероссийского SMS-голосования в рамках проекта «Народный артист», который осуществлялся телеканалом «Россия», а Российский фонд свободных выборов известен своим проектом «Общественный договор «Выборы - 2003» и организацией «горячей линии» связи с избирателями. Цель свою устроители «ОSMыSления выборов» определяли в «повышении активности молодежи и среднеобеспеченных слоев населения на выборах, традиционно отличающихся низкой явкой».
4. Сеть Интернет в информационном обеспечении избирательного
процесса
Среди множества вариантов применения информационно -
коммуникационных технологий бесспорным лидером в последние годы стала глобальная компьютерная сеть Интернет. Она превратилась в важнейший элемент информационной инфраструктуры мирового сообщества. Темпы распространения сети Интернет носят взрывной характер, на российском рынке общедоступных телекоммуникационных сетей она вытесняет конкурентов. Сегодня использование всемирной компьютерной сети в предвыборных кампаниях представляется наиболее перспективным.
Практика выборов постоянно подтверждает потребность информационной прозрачности и открытости в деятельности избирательных комиссий всех уровней и освещении отдельных стадий избирательного процесса. Одним из средств реализации права граждан на свободный доступ к информации о выборах и референдумах, о деятельности избирательных комиссий является формирование общедоступных баз данных избирательных комиссий всех уровней, в том числе на доступных серверах российского Интернета. Здесь значительную роль играет сайт ЦИК России (www.cikrf.ru), открытый в мае 1998 года (обновлен в 2002 г.) и с тех пор освещающий все федеральные избирательные кампании и выборы всех уровней в субъектах Российской Федерации.
Этот сайт содержит информацию о составе и деятельности ЦИК России, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, законодательной базе федеральных выборов и референдумов, сведения об участии политических партий в выборах разного уровня, о конференциях и других мероприятиях Центризбиркома, об освещении деятельности Комиссии в средствах массовой информации, календарь выборов и т.д. В нынешнем виде сайт выполняет не только представительскую функцию, но и дает оперативный комментарий ко всем электоральным событиям.
Анализ существующих интернет-ресурсов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по организации и степени актуальности информации позволяет разделить ресурсы на группы:
регулярно обновляемые и поддерживаемые ресурсы избирательных комиссий;
сайты (или страницы) избирательных комиссий, созданные для отображения хода и итогов конкретных избирательных кампаний.
Из 89 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации регулярно обновляемые интернет-сайты имеют только одиннадцать.
Большинство из этих сайтов имеют разделы, содержащие информацию о составе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, о законодательных основах выборов, о ходе и результатах федеральных, региональных и местных выборов в регионе (в виде таблиц, диаграмм, графиков, карт), архивные данные, ссылки на интернет-ресурсы ЦИК России и избирательных комиссий других регионов.
Ресурсы избирательных комиссий таких субъектов, как Мурманская и Пермская области, Республика Татарстан снабжены поисковыми системами, имеют современный дизайн, наиболее полно отражают деятельность комиссий. Главная страница сайта Избирательной комиссии Мурманской области выполнена с использованием !^^технологии. На сайте Пермской областной избирательной комиссии организована гостевая книга, где посетители сайта могут высказать свои пожелания и предложения, кроме того, в разделе «Вопрос-ответ» члены Комиссии отвечают на вопросы избирателей. Следует отметить также сайты Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), Тверской областной и Московской городской избирательных комиссий.
Сайты избирательных комиссий Оренбургской области (www.stormloader.com/orenburg) и Удмуртской Республики (www.udm.web.ru) хотя и имеют наиболее употребляемую структуру (разделы о деятельности
комиссии, об избирательном законодательстве и др.), но размещенная на них информация не обновляется
Ресурсы семи избирательных комиссий организованы только для отображения информации об одной или нескольких избирательных кампаниях в регионе. При этом отсутствует информация об избирательной комиссии и ее деятельности, а размещенная информация статична и актуализируется только во время проведения выборов.
Анализ сайтов позволяет сделать вывод о том, что они стремятся стать интеллектуальными узлами объединенной инфраструктуры избирательных комиссий, центрами ситуационного анализа, осуществляющими в своей деятельности мониторинг хода федеральных и региональных выборов.
Опыт проведения избирательных кампаний в России показал, что использование Интернета - это новый и технологически несложный способ оказывать влияние на избирателей. Первым политическим объединением, осознавшим силу интернета, стало «ЯБЛОКО», создавшее свою интернет-страницу в 1996 г. Затем появились сайты и других политических объединений, содержащие устав и программу партии (движения), предвыборную платформу или тезисы, данные о регистрации в Минюсте России, а также эмблему и даже гимн. Период со второй половины 1998 г. по первую половину 1999 г. стал начальным этапом формирования ресурсов российского политического Интернета. С появлением и развитием глобальной информационно-коммуникационной сети общего пользования зародились новые возможности эффективного политического менеджмента. Особенно наглядно это просматривается в деятельности политических партий: Интернет по праву стал связующим звеном между политическими партиями и рядовыми гражданами.
Функция глобальной сети Интернет в деятельности современных политических партий состоит в обеспечении постоянного общественнополитического дискурса в реальном времени между партийной элитой и ее
электоратом. Политические партии активно используют Интернет для обобщения и учета различной информации, а именно:
• анализа мнений и настроений электората;
• проведения опросов и статистических исследований; обмена идеями с пользователями компьютерной сети «Интернет»;
• получения политических данных в режиме реального времени со всего мира; связи с региональными отделениями партий;
• анализа реакции пользователей Интернета на то или иное политическое явление и др.
Элиты политических партий используют Интернет и для иных целей, в частности:
• рекрутирования новых членов партии;
• презентации различных политических проектов и законодательных инициатив;
• распространения информации о деятельности партии;
• передачи пресс-релизов для журналистов;
• передачи политических новостей, касающихся
функционирования партийной организации;
• сбора средств и пожертвований на нужды партииХ111.
Ряд представителей современных российских партийных элит учитывают мнения граждан, используя сеть «Интернет», в ходе принятия важных политических решений. Например, в апреле 2003 г., покойный ныне С. Юшенков предлагал пользователям «Интернета» выдвинуть кандидатов в избирательный список «Либеральной России»Х1У.
Другой не менее интересный вариант использования сети «Интернет» в политической практике исходил от Г. Явлинского, лидера партии «Яблоко»ХУ, который, кстати, еще в 2001 г. предложил использовать Интернет для общественного контроля за выборами. По его словам, существующая система контроля за проведением выборов далека от совершенства и дает возможность для «отклонений» при подсчете голосов. В частности,
манипуляция голосами избирателей происходит при составлении на основе первичных протоколов сводных ведомостей, в том числе и в регионах. В этой связи «ЯБЛОКО» полагает, что только обнародование первичных протоколов, которые составляются на избирательных участках «более-менее добросовестно», может обеспечить общественный контроль за ходом подсчета голосов. «Нам нужны копии первичных протоколов, их обработка уже в ночь после выборов, а это возможно только с помощью Интернета», -подчеркнул Г. Явлинский™. Частично, данная инициатива лидера партии «Яблоко» была реализована в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации»: так, в пункте 9 статьи 80 данного закона, сказано: «введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах Президента Российской Федерации, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме «только чтение») абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети «Интернет») в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации™1.
Передача через Интернет и сопоставление первичных протоколов, а также публикация результатов так называемых «экзит-полов» (опросов избирателей при выходе с избирательного участка) должна способствовать созданию в России действенного гражданского механизма контроля за выборами. Часто партийные элиты используют Интернет и для проведения различных опросов, исследований и даже референдумов. Например, Г. Зюганов в сентябре 2002 г., после того как его партии отказали в проведении всенародного референдума, инициировал проведение «референдума на пробу» через популярное интернет-издание «Г азета.ру»ХУ111.
Политические партии активно борются за влияние в среде информационного сообщества. Сами пользователи, получающие политическую информацию по каналам сети Интернет, в большинстве своем являются «коммуникативной» элитой современного общества. Такие люди представляют особую ценность
для политических партий, т.к. к пользователям политических ресурсов Интернета преимущественно относятся: журналисты, преподаватели,
политологи, эксперты и ряд других категорий граждан, активно участвующих в политической жизни страны. Поэтому привлечение этих слоев населения на свою сторону представляет особую ценность для любой партийной организации.
Примечателен и тот факт, что большинство современных политических партий активно набирает себе членов за счет пользователей сети «Интернет». Так на большинстве виртуальных представительств политических партий можно претендовать на вступление в члены партии или, по меньшей мере, получить информацию о том, как это можно сделать в ближайшем отделении партии. В ряде случаев на сайте можно получить анкету, заполнив которую следует отнести или переслать в ближайшее отделение партии.
Большой интерес представляет опыт движения «Новая сила» (С. Кириенко), не только получившего регистрацию в Министерстве юстиции фактически на основании электронной подписки, но и организовавшего первый в Российской истории «виртуальный съезд» осенью 1999 г.
Основным направлением в деятельности политических партий в виртуальном пространстве, безусловно, является распространение информации о деятельности партии, ее планах и проектах. Практически сайт каждой политической партии содержит информацию о партийной организации, ее лидерах, биографические данные представителей партийных элит, политические программы, различные публикации и т.д. Но прежде всего на сайтах в немалых объемах представляются агитационные материалы, что позволяет партиям при минимальных затратах активно проводить широкую рекрутирование своих сторонников.
Как известно, агитация избирателей набирает обороты в предвыборный период: особую активность в сети Интернет можно было наблюдать незадолго до выборов депутатов Государственной Думы. На сайтах политических партий были представлены самые разнообразные формы
пропаганды. Некоторые партии в спешном порядке создавали свои виртуальные предвыборные представительства, а некоторые модернизировали существовавшие сайты.
Так, например, лидер партии «Единая Россия» Б. Грызлов, никогда ранее не имевший в сети своего персонального сайта (ограниченное количество сведений о нем, можно было найти лишь на сайте Министерства Внутренних делХ1Х, перед выборами обзавелся в сети Интернет, не только собственным официальным сайтомХХ, но и сайтом сторонников Б. ГрызловаХХ1. Информация о деятельности Б. Грызлова появилась и на обновленном сайте партии «Единая Россия»ХХ11, ранее на этом сайте было крайне мало информации о деятельности партии, основная информация содержалась на сайтеХХ111, на котором теперь располагается сайт фракции «Единая Россия».
Как и следовало ожидать, в предвыборный период на официальном сайте партии появились десятки новых разделов, информирующих о достижениях и планах этой политической партии. Добавлены новости от региональных отделений партии, расширены практически все разделы сайта, появилась целая серия разделов, посвященных деятельности партии (такие как: «события»; «проекты и акции»; «законотворчество»; «выборы 2003»; «съезды и конференции», «общественная приемная» и т.д.) и что, пожалуй, самое главное, изменился имидж сетевого ресурса партии. Сайт стал более красочным, насыщенным иллюстрациями и различными ссылками. Нельзя не отметить и тот факт, что в правом верхнем углу сайта «Единой России» появился счетчик количества членов партии. Подобную статистику на своем веб-сайте не размещала еще ни одна российская политическая партия.
В предвыборный период общим практически для всех сайтов политических партий явился красочный «баннер» (баннер - рекламная иллюстрация), содержащий порядковый номер партии в избирательном бюллетене и расположенный на самом видном месте партийного интернет-ресурса.
В преддверии выборов в Государственную Думу 2003 г. представители партийной элиты не только расширили и приукрасили свои сетевые издания,
но стали проявлять активность в общении с сетевым сообществом, регулярно отвечая на вопросы пользователей всемирной паутиныХХ1У. На задачу рекламирования партии работают и структура, и концепция, и дизайн сайта.
Выводы.
Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить тот факт, что практически все крупные современные российские политические партии представлены в сети Интернет. И уже можно говорить о сетевой политике и политическом Интернете, посредством которых активно ведется не только виртуальная, но и реальная борьба за голоса избирателей. Особенно ярко это проявляется в преддверии политически значимых событий, таких как выборы в Государственную Думу или выборы Президента страны.
Опыт развития российской избирательной системы позволяет сделать вывод о том, что автоматизация избирательного процесса принципиально не сводима к некоторому «большому калькулятору». Применение информационно-коммуникационных технологий в избирательном процессе позволяет комплексно решать задачи его организации на всех этапах, включая планирование подготовки проведения выборов, учет избирателей, ввод сведений о кандидатах, проведение голосования, подведение его итогов и их последующую статистическую обработку; позволяет осуществлять сопряжение функций избирательных комиссий разных уровней, подводить итоги голосования практически в режиме реального времени и с помощью средств отображения и Интернет доводить их до каждого гражданина России. Последовательная интернетизация всех составляющих избирательных процессов позволяет обеспечить проведение действительно свободных, демократических и справедливых выборов.
Проведенный анализ применения информационно-коммуникационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации позволяет определить перспективы его развития. К наиболее перспективным направлениям совершенствования избирательного процесса следует отнести
электронно-сенсорное голосование, голосование по мобильному телефону и через Интернет, которые позволят не только экономить значительные бюджетные средства, но и устранить слабое звено системы Г АС «Выборы» -присутствие человеческого фактора в технологии избирательного процесса.
і Павлютенкова М.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в современной политике. Политология. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 300.
“ Информационные технологии и выборы // Свободная мысль-ХХ1. 2003. № 10. С. 119-124. ш ФЗ от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе «Выборы»
" Московская среда. 2004. 3 марта. v См. www.garant.ru.
” Там же.
™ ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
уш Выступление Председателя ЦИК России А.А. Вешнякова на конференции в Лондоне (23-25 октября 2003 г.) // www.cikrf.ru. к www.Страна.ru 6.05.2004 г. к Там же.
ы Парламентская газета. 2004. 15 мая.
ки Бобровская О. Английский опыт на российской земле: «праймериз» по мобильной связи // Страна.т. 2004. 25 февраля.
кш В рамках кампании по сбору средств через свой веб-сайт (www.kprf.ru) КПРФ по состоянию на 10
сентября собрала более 11 млн. руб.
ыу Сделай список сам! // Аргументы и факты. 2003. № 12.
ку Официальный сайт Г.А. Явлинского (http://www.yavlinsky.ru). 12 июля 2001 г.
™ Там же.
™ ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 16 января.
““Референдум на пробу // Правда России. 2002. 11-17 сентября. кк www.mvd.ru “ http://www.boris-gryzlov.ru.
™ http://www.gryzlov.ru.
™ http://www.edinros.ru. xxiiihttp://edin.ru.
™ www.elitilogy.ru 8.07.2004 г.