я я я ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: СОСТОЯНИЕ, ПЛАНЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Автор: ОХОТСКИЙ Е.В.
ОХОТСКИЙ Евгений Васильевич - доктор социологических наук, профессор кафедры государственного управления и права факультета государственного управления МГИ-МО МИД России, советник дипломатической службы второго класса. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация: автором статьи предпринята попытка теоретико-методологического анализа природы «информационной власти», ее отличительных черт, целей, задач и приоритетов; представить основные направления, трудности и проблемы информационного обеспечения государственно-управленческой деятельности; определить степень эффективности воздействия современных информационных потоков на структуры государственного аппарата и массовое сознание, на гармонизацию взаимодействия институтов государственной власти, муниципальных структур и институтов гражданского общества. В таком же контексте исследуются основные составляющие государственной политики в сфере информатизации управленческих процессов. Представлен также самая общая оценка достигнутых Россией успехов, выявлены некоторые трудности и определено влияние новых информационных технологий и института электронного правительства на качество и эффективность управленческих процессов.
Ключевые слова: власть, государство, государственное управление, интернет, информация, информатизация, информационное общество, информационная безопасность, социальные сети, электронная демократия, электронное правительство, электронные услуги, эффективность.
Для цитирования: Охотский Е.В. Информационно-коммуникативные технологии в государственном управлении: состояние, планы, перспективы. - Коммуникология. Том 5.№1.С.195-203 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-1-195-203
С появлением современных средств и технологий электронной коммуникации неразрывно связана задача рационализации государственной управленческой деятельности и формирования соответствующей системы ее информационной защиты. Искусственный интеллект, CALS-технологии, широкополосный Интернет, глобальные информационные сети не только существенно повышают качество управленческой деятельности, устраняют избыточность управленческих функций, стимулируют социальную активность людей и вводят их, как говорится, в «захватывающие лабиринты» глобального информационно-коммуникационного пространства, но и порождают немало проблем, дисбалансов и управленческих рисков. IT-технологии, медиатизация и виртуализация коммуникационного пространства [1] - не только мощный технический ресурс и коллективный организатор, но с не меньшим успехом они используются в не-
Communicology.2017.VoL5. No.1
http://www. communicology.us
праведных целях. Все зависит от того, кто и в каких целях использует информационный фактор, в каком порядке выстраивает и в каких пропорциях дозирует информацию, в каких формах и как ее преподносит потребителю. В итоге человек оказывается не в реальном мире, о котором у него имеется достоверная информация, а в специально для него созданном информационном мире, как бы в информационной псевдосреде [2].
Информатизация управления и «электронное правительство»
Решение актуальных задач информатизации управления и овладения современными электронно-коммуникационными технологиями в соответствии с запросами современного глобализирующегося общества требует не только глубокого понимания теоретико-методологических, методических и технологических проблем электронного правительства, но и решения целого ряда сугубо прикладных правовых и организационных задач [3, 4, 5, 6]. В том числе по защите человека от манипулятивной дискриминации со стороны патологий информационно искаженного политического и идеологического воздействия.
Термин «электронное правительство» в русском языке появился сравнительно недавно, причем в прямом переводе с английского «electronic government». Надо признать, что русскоязычный термин вряд ли можно считать удачным. В английском языке понятие «правительство» трактуется значительно шире, чем у нас. Оно характеризует не только правительство как «высший исполнительный орган государственной власти», но и систему государственного управления в рамках всего комплекса органов исполнительной власти. Поэтому, с нашей точки зрения, более строгим и удобным для российского пользователя будет трактовка термина «электронное правительство» как государственное управление посредством и с помощью средств электронных коммуникаций. Его базовый принцип - доступность для каждого члена общества, причем в любое время, в любом месте и из любого места.
Проблематика «электронного правительства»1, как и «электронной демократии»2 для нас относительно нова, хотя в мировой практике она давно получила широкое распространение, достаточно глубокую научную ин-терпетецию и соответствующее практическое применение. В США вопросы государственной стратегии формирования электронного правительства начали обсуждать еще в конце 1960-х гг. Концепция применения информаци-
1 Под электронным правительством мы понимаем форму организации деятельности государственной и муниципальной органов власти, обеспечивающая за счет применения информационно-коммуникационных технологий принципиально новый уровень качества, объемов, оперативности и удобства получения информации в процессе реализации публичных функций, в том числе в части предоставления государственных и муниципальных услуг
2 Электронная демократия - форма общественных отношений, характеризующаяся использованием современных информационно-коммуникационных технологий в качестве основного средства для организации коллективных мыслительных (информирование, формирование общественного мнения), производственных и административных процессов.
онных технологий в глобальном управленческом плане сложилась к началу 1990-х гг. Тогда же стали предприниматься реальные практические шаги по информатизации сферы образования, культуры и науки. Затем перешли к торговле, банковским операциям. Вскоре появилась Национальная Информационная Инфраструктура, главные принципы которой - системность, доступность, удобство и информационная безопасность.
В Великобритании интернет-общение властных структур с гражданами сегодня организовано в масштабах всех 200 центральных министерств и ведомств. В Испании на базе платформы «Enterprise Content Management Documentum» налажена система регистрации прав на недвижимость. В Финляндии впервые в мире был создан национальный архив медицинских записей. В Германии создана межведомственная система «FAVORIT» для информатизации работы с документами и архивными материалами, широко практикуются площадки электронной торговли, электронные механизмы поставки товаров и услуг и решения финансово-налоговых проблем. Аналогичная картина в других странах.
Анализ зарубежного и отечественного опыта информатизации управления убеждает, что информационный продукт сегодня — один из определяющих факторов демократической трансформации и повышения эффективности управления. Вот почему так нужны социальные сети, веб-сайты, рабочие кабинеты, электронные почты, порталы, форумы, внутриведомственные и межведомственные информационные сети, электронный документооборот. За всем этим: повышение качества и доступности государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания; сокращение административных издержек; внедрения единых стандартов управленческого взаимодействия; расширение пределов открытости информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти. И самое главное: оптимизация взаимодействия органов власти различного уровня в режиме «сетевого управления и «открытого правительства [8], а также по линиям межведомственного взаимодействия «government to government — G2G» и «власть — частные структуры» («government to business» — G2B).
Достаточно благоприятные условия для развития электронного правительства и соответствующей медиа-среды созданы и в Российской Федерации. Посредством электронного правительства проводятся выборы, референдумы, социологические опросы, сборы подписей, доводится информации до пользователей, организуются торги, конкурсы и аукционы, осуществляются банковские операции, подаются налоговые декларации. Активизировались многофункциональные центры, появились электронные социальные карты. Для малого и среднего бизнеса сформирован бесплатный электронный сервис - бизнес-навигатор, в котором содержится информация о том, в каком регионе есть перспективные площадки для открытия своего дела, какая продукция и услуги востребованы, какую финансовую, имущественную и организационную поддержку может получить предприниматель [9].
Соттитсо1оду.2017.Ш.5. N0.1
соттитсо/оду.ив
Интернет-демократия: настоящее и будущее
В числе приоритетов на будущее - создание общегосударственной (общенациональной) автоматизированной информационной системы; формирование информационно-технологической индустрии (1Т-индустрии) с соответствующей телекоммуникационной и нормативно-правовой инфраструктурой; подготовка и постоянное повышение квалификации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий; мобилизация немалых бюджетных и внебюджетных финансово-материальных ресурсов; формирование строго правового и этического поля информационного пространства. Что вполне оправдано и воспринимается обществом с большим пониманием.
По уровню распространения персональных компьютеров и доступности сети Интернет наша страна вышла на одно из ведущих мест в мире. И это при условии, что еще пять лет назад всего 20% россиян постоянно пользовались Интернетом, причем более половины интернет-трафика приходилось на 5% субъектов РФ. Сегодня ситуация принципиально иная: общее число активных интернет-пользователей составляет 56% населения страны и превысило 76 млн. человек старше 18 лет [10]. Россия в рейтинге ООН по развитости электронного правительства 2013 г. находилась на достаточно высоком 27-м месте из 193 исследованных стран мира [11]. Причем движение вперед мы планируем не сбавлять: к концу 2018 г. численность интернет-пользователей гарантированно должно превысить 80 млн. и составить не меньше 70% всего взрослого населения страны [12]. Наш курс определен и государство твердо его придерживается - обеспечение всех физических и юридических лиц понятными, доступными, стандартизированными и удобными формами получения и использования информации о реальной жизни общества и функционировании государства.
Нельзя, правда, не учитывать риски, связанные с распространением ценностей «интернет-демократии». Немало и чисто профессиональных проблем: далеко не всегда государственные служащие правильно понимают компьютерщиков, самостоятельно не могут пользоваться электронным инструментарием, а 1Т-специалисты, наоборот, плохо понимают профессионалов-управленцев, юристов, экономистов, кадровиков. Не последним сдерживающим фактором является нехватка денежно-финансовых средств.
Названные и многие другие проблемы постепенно решаются и общий позитивный результат достаточно ощутим. За счет стандартизации и электронного документооборота увеличивается скорость операций и управленческих процедур, сокращается число сотрудников бюрократического аппарата, устанавливаются гибкие межведомственные связи, открываются новые возможности участия граждан в делах государства посредством социальных сетей, виртуальных экспертных сообществ, живых журналов.
Понятно, что е-доуегптеп1 не является панацеей от всех бед и само по себе не способно обеспечить решение многих глубоко укоренившихся негативных проблем управления. Информатизация и электронное правительство не подменяют людей, не являются альтернативой классической системе государственного
управления. Интернет-технологии и электроника - это всего лишь инструмент и техническое средство, а не содержание. Они лишь развивают и дополняют классику, придают ей современную конфигурацию, обеспечивают масштабность, динамизм, гибкость и прозрачность работы по реализации принятых решений.
В перспективе предусматривается формирование единой общенациональной телекоммуникационной инфраструктуры страны и обеспечения га-рантированности населению самых современных коммуникационных услуг без непосредственного соприкосновения с бюрократическим аппаратом. Правительством утверждена концепция «российской общественной инициативы», обеспечен доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах всех органов государственной власти. Сегодня услуги в электронном виде предоставляются по линии 150 федеральных органов и всех властных структур субъектов федерации. По этой системе также работает 27 тыс. органов местного самоуправления. Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах, превысила 90 процентов. Обыденным явлением стали электронные социальные карты, медицинские полисы, страховые свидетельства, налоговые и бухгалтерские отчеты, банковские карточки. Свои личные кабинеты на порталах публичных услуг зарегистрировало более 3 млн. граждан. Причем работы на этом направлении не прекращаются.
Информатизация государственного управления
Что касается управления процессами информатизации правительственных структур, то и здесь уже сложилась достаточно четкая система. Повсеместно начали действовать советы и комиссии по информатизации и внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. В общегосударственном масштабе возглавляет работу Совет по развитию информационного общества при Президенте РФ. Активизировали свою работу соответствующие общественные организации, в том числе Всероссийский межрегиональный центр содействия и юридического консультирования по электронному правительству. Координирующая роль во всем этом непростом деле принадлежит Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Не отстают и власти регионального и местного уровней. На местах разработаны соответствующие региональные и муниципальные целевые программы формирования своих электронных правительств, проведена инвентаризация и паспортизация базовых государственных информационных ресурсов - регистров, кадастров, реестров и прочих баз данных. Расширяются возможности многоканального доступа к услугам государственного и муниципального уровня, формируется единое пространство доверия к электронной подписи. Предусмотрены даже меры принуждения к электронному взаимодействию власти, бизнеса и граждан.
Соттитсо1оду.2017.Ш.5. №.1
ЬПр://мт№. соттитсо/оду.ив
Сделано и делается, как видим, немало. Тем не менее, нельзя не признать, что реализация программы «Электронная Россия» и замыслов «электронного правительства» находится лишь на первоначальной стадии. Работы по формированию электронного правительства, а тем более полнокровного «электронного общества» осуществляются не всегда динамично и равномерно, а нередко с существенным отставанием и немалыми трудностями. Наверное, не случайно и в международных рейтингах по развитию электронного правительства Россия не удержала достигнутых позиций и опустилась на 35 место [13]. В конце длинной очереди находится решение задачи создания единых стандартов для государственных и негосударственных информационных систем, выработки научно обоснованных критериев и индикаторов, позволяющих предметно контролировать отдачу от инвестиций в программы электронного общества и электронного правительства. Все более острой становится проблема повышения компьютерной грамотности населения, особенно старших поколений, преодоления чиновничьего сопротивления внедрению сетевых информационных технологий.
В качестве первоочередной в плане административного реформирования ставится задача создания новых информационных банков и активной защиты основ нравственности в средствах массовой информации и в интернет-сфере: современные технологии должны помогать гражданам быть в курсе событий, общаться, учиться и работать [14].
Выводы
Основные задачи в деле дальнейшей информатизации государственного управления могут быть представлены следующим образом:
1) создание единых информационно-справочных служб, единых региональных и общенациональных реестров и соответствующих интернет-порталов предоставления государственных и муниципальных услуг;
2) создание центров общественного доступа к информации на базе отделений почтовой связи, региональных и муниципальных библиотек, ведомственных центров обработки телефонных обращений;
3) формирование единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами, развитие инфраструктурных сетей доступа к образованию по принципу «обучение всю жизнь»;
4) совершенствование системы подготовки специалистов, обладающих соответствующей квалификацией в сфере информатики, документоведения, лингвистики, информационного права и информационной безопасности, интеллектуальной собственности и служебной этики. Не лишено смысла предложение о создании специализированного вуза, ориентированного на подготовку кадров в сфере информационных коммуникаций - Высшей Школы Технологий;
5) обучение людей навыкам грамотного использования информационной техники, организация открытых для всех желающих компьютерных курсов
в центрах занятости, учебных заведениях, домах культуры и библиотеках. И тут же - установление критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, эффективности деятельности органов государственной власти, их структурных подразделений и руководителей, органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений. Иначе барьеры бюрократического и коррупционного сопротивления не разрушить [15];
6) обеспечения оптимальной транспарентности управления и его информационной безопасности [16], особенно в части контроля реализации законодательства о государственной и служебной тайне, нейтрализации хакерских атак, блокировки интернет-контента антиобщественного содержания, запрета хранения персональных данных российских граждан на иностранных серверах;
7) ужесточение ответственности за незаконные электронные слежки, торговлю заведомо конфиденциальными базами данных государственных органов, банков, частных компаний и граждан.
Представленные меры, несомненно, сделают государственное управление более гибким, рациональным, более эффективным и ответственным.
Источники
1. Володенков С.В. Медиатизация и виртуализация современного пространства публичной политики // Коммуникология. 2016. Том 4. С. 125-136.
2. Webster F. Theories of the Information Society. Second Edition. London, New York.
3. Хартия глобального информационного общества. Принятая саммитом «Большой восьмерки» 22 июня 2000 г. Остров Окинава.
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
5. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601.
6. Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы. Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403
7. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы). Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
8. Охотский Е.В. Государственное управление : на пути к современной модели государственного менеджмента // ВестникМГИМО-университета. 2014. № 3. С. 123.
9. Путин В.В. Выступление на Петербургском международном экономическом форуме 7 июня 2016 г.
10. Московские новости. 2013. 22 апреля.
11. Рейтинг электронного правительства ООН // tadviser.ru>index.php...
12. ВЦИОМ: Сколько в России интернет-пользователей? (10 мая 2012 г.) // http: //wciom. ru/undex.php?id=269&uid=112761
13. Пиринговый форум MSK-IX 2016 // d-russia.ru>...27-na...rejtinge...pravitelstva-oon.html
14. Путин В.В. ПРОГРАММА 2012-2018 // http://putin2012.ru
15. Охотский Е.В. Государственное управление в кризисной ситуации // Право и управление. XXI век. 2014. № 2. С. 96.
16. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект). М., 2015. Гл. 7.
Communicology.2017.Vol.5. No.1
http://www. communicology.us
17. Bourdieu, Pierre (1998), On Television and Journalism. Translated by P. Parkhurst Ferguson. Pluto.
18. British Telecom (1990), Competitive Markets in Telecommunications: Serving Customers. British Telecom.
19. Calhoun, Craig (2004), 'Information Technology and the International Public Sphere', in Schuler, Douglas and Day, Peter (eds), pp. 229-51.
20. Campen, Alan D. (ed.) (1992), The First Information War: The Story of Communications, Computers, and Intelligence Systems in the Persian Gulf War. Fairfax, Va.: AFCEA International Press.
21. Social Movements. Berkeley, Calif.: University of California Press. Castells, Manuel (1989), The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring and the Urban-Regional Process. Oxford: Blackwell. Castells, Manuel (1994), 'European Cities, the Informational Society, and the Global Economy', New Left Review, (204) March-April: 18-32.
22. Castells, Manuel (2004b) (ed.), The Network Society: A Cross-Cultural Perspective. Edward Elgar.
■ ■ ■ INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION : CONDITION, PLANS, PROSPECTS
Author: OKHOTSKIY E.V.
OKHOTSKY Evgeny Vasilievich, doctor of sociological Sciences, Professor of the Department of public administration and law faculty of public administration, MGIMO University, Advisor of the diplomatic service of the second class. Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Abstract: the author attempts a theoretical-methodological analysis of the nature of "information power", its distinctive features, goals, objectives and priorities; to present the main directions, challenges and problems of information support of state management activities; to determine the degree of effectiveness of modern information flows on the structure of the state apparatus and mass consciousness, to harmonize the interaction of government institutions, municipal authorities and civil society institutions. In the same context examines the main components of state policy in the sphere of Informatization of the management processes. Also presents a very general assessment of Russia's successes, identified some of the difficulties and the influence of new information technologies and Institute of e-government on the quality and efficiency of administrative processes.
Key words: power, state, state government, Internet, information, information, information society, information security, social networking, e-democracy, e-government, e-services, efficiency.
For citation: Okhotskiy E.F. Information and communication technologies in public administration: condition, plans, prospects. - Communicology. Volume 5. No. 1. P. 195-203 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-1-195-203
References
1. Volodenkov S.V. Mediatizacia i virtualizacia sovremennogo prostranstva publichnoy politiki [Volodenkov S.V. Mediatization and virtualization of contemporary public space policy // Communology. 2016. Book 4. P. 125-136]. (In Russ.).
2. Webster F. Theories of the Information Society. Second Edition. London, New York.
3. Hartia globaljnogo informacionnogo obshestva, prinataya sammitom "Boljshoy Vosjmerki" [The Charter on global information society. Adopted by the summit G8 on 22 June 2000 the Island of Okinawa]. (In Russ.).
4. Strategia razvitia informacionnogo obshestva v Rossiyskoy Federacii [Strategy of information society development in the Russian Federation. Approved by the RF President on February 7, 2008 # PR-212]. (In Russ.).
5. Ob osnovnikh napravleniakh sovershenstvovania sistemi gosudarstvennogo upravlenia. [About the main directions of improving the system of public administration. The decree of the President of the Russian Federation of 7 may 2012 # 601]. (In Russ.).
6. Ob osnovnikh napravleniakhrazvitia gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbi Rossiyskoy Federacii na 2016-2018 [About the main directions of development of the state civil service of the Russian Federation in 2016-2018. The decree of the President of the Russian Federation from August 11, 2016 # 403]. (In Russ.).
7. O gosudarstvennoy programme Rossiyskoy Federacii "Informacionnoe obshestvo (2011-2012)" [About the state program of the Russian Federation «Information society (2011-2020) «. The decree of the RF Government of October 20, 2010 # 1815-R]. (In Russ.).
8. Okhotsky E.V. Gosudarstvennoe upravlenie: na puti k sovremennoy modeli gosudarstvennogo menedgmenta [Okhotsky E.V Governance : towards a modern model of public management / / Vestnik MGIMO-University. 2014. # 3. P. 123]. (In Russ.).
9. Putin V.V. Vistuplenie na Peterburgskom mezhdunarodnom economicheskom forume 7 iunya 2016 [Putin V.V. Speech at the St. Petersburg international economic forum on June 7, 2016]. (In Russ.).
10. Moskovskie novosti [Moscow news. 2013. April 22]. (In Russ.).
11. Reiting elektronnogo praviteljstva OON [A rating of e-government UN // tadviser.ru»index. php]. (In Russ.).
12. VCIOM: Skoljko v Rossii internet poljzovateley? [ Polls: How many Russian Internet users? (May 10, 2012) // http: //wciom.ru/undex.php?id=269&uid=112761]. (In Russ.).
13. Piringoviy forum MSK-IX 2016 [Peering forum MSK-IX 2016 // d-russia.ru»...27-na...rejtinge... pravitelstva-oon.html].
14. Putin V.V. Programma 2012-2018 [Putin V.V PROGRAM 2012-2018 // http://putin2012.ru]. (In Russ.).
15. Okhotsky E.V. Gosudarstvennoe upravlenie v krizisnoy situacii [Okhotsky E.V. Public management in crisis situations // Law and management. Twenty-first century. 2014. # 2. P. 96]. (In Russ.).
16. Talapina E.V. Gosudarstvennoe upravlenie v informacionnom obshestve (pravovoy aspect) [Public administration in the information society (legal aspect). - M., 2015. capter 7].(In Russ.).
17. Bourdieu, Pierre (1998), On Television and Journalism. Translated by P. Parkhurst Ferguson. Pluto.
18. British Telecom (1990), Competitive Markets in Telecommunications: Serving Customers. British Telecom.
19. Calhoun, Craig (2004), 'Information Technology and the International Public Sphere', in Schuler, Douglas and Day, Peter (eds), pp. 229-51.
20. Campen, Alan D. (ed.) (1992), The First Information War: The Story of Communications, Computers, and Intelligence Systems in the Persian Gulf War. Fairfax, Va.: AFCEA International Press.
21. Social Movements. Berkeley, Calif.: University of California Press. Castells, Manuel (1989), The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring and the Urban-Regional Process. Oxford: Blackwell. Castells, Manuel (1994), 'European Cities, the Informational Society, and the Global Economy', New Left Review, (204) March-April: 18-32.
22. Castells, Manuel (2004b) (ed.), The Network Society: A Cross-Cultural Perspective. Edward Elgar.