Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / арт-терапия / арт-педагогика / образовательный процесс / дистантная психологическая помощь / цифровая арт-терапия / цифровое искусство / : Information and communication technologies / art therapy / art pedagogy / educational process / remote psychological assistance / digital art therapy / digital art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копытин Александр Иванович

В статье рассматриваются теоретические и методические вопросы, связанные с задачами сохранения психического здоровья участников образовательного процесса в условиях активного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Обсуждаются темы использования ИКТ с целью развития, воспитания и адаптации участников образовательного процесса. Значительное внимание уделяется рассмотрению возможностей использования цифровых технологий в сочетании с методами и технологиями арт-терапии и арт-педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копытин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF PRESERVING THE MENTAL HEALTH OF THE PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with theoretical and methodological issues related to the tasks of maintaining the mental health of participants in the educational process in the context of the active introduction of information and communication technologies (ICT). The topics of using ICT for the purpose of development, education and adaptation of participants in the educational process are discussed. Considerable attention is paid to the consideration of the possibilities of using digital technologies in combination with the methods and technologies of art therapy and art pedagogy.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

4. Gomilevskaya G.A., Den V.G. Modeli organizacii gastronomicheskih festivalej [Elektronnyj resurs] // Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie.- 2018.-T.7,№ 2. - Rezhim dostupa: www: https://cyberleninka.rU/article/n/modeli-organizatsii-gastronomicheskih-festivaley (data obrashcheniya : 29.11.2022).

5. Darovskij V. P. Kinofestivali: rozhdenie, stanovlenie, sovremennoe sostoyanie. - SPb.: SPbGUKI, 2005. - 172

s.

6. Dedova M. A. Formirovanie celevoj sistemy uslug festivalej kul'tury: dis... kand. ekon. nauk / NIU «Vysshaya shkola ekonomiki».- SPb., 2015.

7. Dolzhenko G. Opyt razrabotki klassifikacii sovremennogo rossijskogo turizma / / Trudy Mezhdunarodnoj turistskoj akademii. Vyp. 5: Prioritety i perspektivy nauchnyh issledovanij mezhdunarodnogo turizma v XXI veke. - Moskva, 2010. - S. 59-69.

8. Evtyugina A.A. Sociokul'turnaya znachimost' festivalya v mezhkul'turnoj kommunikacii i socializacii in-ostrannyh studentov v vuze [Elektronnyj resurs] // Cross-Cultural Studies: Education and Science.- 2018.- T.3, vyp. 3. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-znachimost-festivalya-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii-i-sotsializatsii-inostrannyh-studentov-v-vuze (data obrashcheniya : 29.11.2022).

9. Kozlovskaya N. V. Kul'tura dlya kazhdogo. «Parafest» v Joensuu. Nuzhen li nam opyt prigranichnyh terri-torij? // Muzej i problemy kul'turnogo turizma: materialy XVIII kruglogo stola. - SPb.: izd-vo Gos. Ermitazha, 2020. - S.138-141.

10. Myslivceva YU.V. Festival' v sisteme sovremennoj prazdnichnoj kul'tury [Elektronnyj resurs] // Vestn. Moskov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv.- 2008. - № 1. - Rezhim dostupa: www:https://cyberleninka.ru/article/n/festival-v-sisteme-sovremennoy-prazdnichnoy-kultury (data obrash-cheniya : 29.11.2022).

11. Strachkova N. V., Hazova M. V. Osobennosti razvitiya festival'nogo turizma v Krymu // Uchyonye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. - 2016. - T. 2 (68), №1.- S. 50-62.

12. Cudny W. Festivalisationof Urban Spaces Factors. - Basel: Springer Geography, 2016. - P.89.

13. Gibson C., Stewart A. Reinventing rural places. The extent and impact of festivals in rural and regional Australia, Research Report. - Wollongong, 2009. - 132 p.

14. Mika M. Formy turystyki poznawczej / W. Kurek, R. Faracik, M. Mika, W. Pawlusinski, E. Pitrus, D. Ptaszycka-Jackowska; eds. Turystyka. - Warszawa, 2007. - P. 198-231.

15. Richards G. The Festivalization of Society or the Socialization of Festivals? The Case of Catalunya / ed. G. Richards / / Cultural Tourism: Global and Local. - New York: Haworth Press, 2007. - P. 257- 280.

УДК: 615.85

А.И. Копытин

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются теоретические и методические вопросы, связанные с задачами сохранения психического здоровья участников образовательного процесса в условиях активного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Обсуждаются темы использования ИКТ с целью развития, воспитания и адаптации участников образовательного процесса. Значительное внимание уделяется рассмотрению возможностей использования цифровых технологий в сочетании с методами и технологиями арт-терапии и арт-педагогики.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, арт-терапия, арт-педагогика, образовательный процесс, дистантная психологическая помощь, цифровая арт-терапия, цифровое искусство

Alexander I. Kopytin INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF PRESERVING THE MENTAL HEALTH OF THE PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with theoretical and methodological issues related to the tasks of maintaining the mental health of participants in the educational process in the context of the active introduction of information and communication technologies (ICT). The topics of using ICT for the purpose of development, education and adaptation of participants in the educational process are discussed. Considerable attention is paid to the consideration of the possibilities of using digital technologies in combination with the methods and technologies of art therapy and art pedagogy.

Key words: Information and communication technologies, art therapy, art pedagogy, educational process, remote psychological assistance, digital art therapy, digital art

Введение

Целью современного образования является всестороннее развитие обучающихся, с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Стержнем нового образования является утверждение гуманистической парадигмы, ориентация на формирование компетентностей человека, способного формировать свою индивидуальность, развиваться и реализоваться в профессиональном и личностном плане.

Возрастающая роль информационных, компьютерных технологий (обозначаемых в научно-педагогической литературе словом «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ) в жизни современного общества хорошо видна на примере сферы образования. Образовательный процесс в настоящее время невозможно себе представить без использования ИКТ. Они не только повышают эффективность и качество освоения обучающимися учебной информации по разным предметам, но и способствуют достижению комплекса личностных и метапредметных результатов.

ИКТ выступают тем «мостом», который связывает для обучающихся учебную среду с более широким социокультурным пространством, тем самым, обеспечивая перенос и генерализацию личностных, предметных и ме-тапредметных результатов обучения. При этом их способность компетентно использовать соответствующие устройства и технологии для получения, переработки и использования информации играет все возрастающую роль.

Однако информатизация и цифровизация современного образования и иных сфер жизни связаны не только с новыми возможностями, но и рисками. К ним можно отнести негативное воздействие информационной среды и ИКТ на психическое и физическое здоровье и социализацию обучающихся, профессиональное здоровье работников системы образования. Эти риски становятся более высокими, если не учитываются нормы безопасного и экологичного использования ИКТ, правила психогигиены и психопрофилактики, не используются доступные способы оздоровления и нейтрализации негативного влияния несбалансированного применения ИКТ.

Актуальной задачей современного этапа развития образования в связи с его цифрови-зацией становится применение в процессе психолого-педагогического сопровождения

соответствующих здоровьесберегающих норм и технологий. В настоящей статье обсуждаются возможности использования ИКТ в качестве средств арт-терапии и арт-педагогики с целью сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Материалы и методы

В статье предпринята попытка систематизации имеющихся данных литературы и эмпирического материала, связанных с развитием цифровых технологий и их применением в арт-терапии и арт-педагогике. Выполнено теоретическое осмысление нового направления арт-терапии, реализующего экологический (средовой) подход, в контексте активно протекающей цифровизации и информатизации образования.

Результаты

Арт-терапия и арт-педагогика в качестве средств укрепления здоровья участников образовательного процесса. Цифровая арт-терапия и арт-педагогика

В отечественном и зарубежном образовании наблюдается все более активное использование арт-педагогики и арт-терапии, основанных на объединении науки (прежде всего, педагогики, психологии) и искусства. Их активное внедрение происходит в разных образовательных организациях при работе с разными целевыми группами обучающихся, в том числе, в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ [2, 4].

Арт-терапия - это система лечебно-профилактических воздействий на личность, основанная на занятиях искусством (прежде всего, изобразительным искусством), творческой активности. Арт-терапия может применяться с целью лечения, профилактики, реабилитации, развития и адаптации людей, как имеющих те или иные нарушения психического и физического здоровья, так и здоровых. Арт-педагогика иногда рассматривается как один из аспектов арт-терапии, связанный с ее использованием в образовательном контексте, когда искусство и творческая личностная активность выступают в качестве фактора образования, социализации, развития [2, 4].

Арт-педагогика - это также отрасль педагогической науки и практики, базирующая на интеграции педагогики и искусства, изучающая закономерности воспитания и развития

человека посредством искусства. Суть арт-педагогики состоит в воспитании и обучении средствами искусства, формировании у обучающихся основ художественной культуры, овладении практическими навыками в разных видах художественно-творческой деятельности. Арт-педагогика может быть использована как со здоровыми обучающимися, так и обучающимися с особыми образовательными потребностями, имеющими те или иные проблемы физического или психологического здоровья, нарушения в развитии. В этом случае она может реализовывать кор-рекционную и адаптивную функции.

Специальные образовательные технологии в арт-педагогике направлены на решение задач художественно-эстетического и эмоционального развития обучающихся, оптимизации процесса обучения и социализации; содействуют более гармоничному соединению в личности обучающихся интеллектуального и художественного восприятия мира; приобщают их к духовным ценностям через сферу искусства и собственную творческую активность.

В связи с информатизацией образования появляются возможности использования ИКТ в качестве средств арт-терапии и арт-педагогики. Функции арт-терапии и арт-педагогики, реализуемые в контексте информатизации образования, в том числе, с использованием средств «цифрового искусства», ИКТ следующие:

- воспитание (здоровьесберегающее, патриотическое, экологическое и др.);

- формирование духовных ценностей на основе приобщения к достижениям духовной культуры;

- рекреативная, связанная с восстановлением физических и интеллектуальных сил;

- развитие познавательной, эмоциональной, поведенческой сфер личности, навыков коммуникации и саморегуляции, творческого мышления;

- социализация;

- адаптация (при наличии ограничений физического или психического здоровья или иных факторов, затрудняющих полноценное участие в социальной жизни);

- развитие новых технических навыков, связанных с творческой активностью;

- поддержка положительной самооценки и чувства гордости за индивидуальные и групповые достижения.

Одной из актуальных задач использования

методов и технологий арт-терапии и арт-педагогики в образовательном процессе является здоровьесберегающее и экологическое воспитание, тесно связанное с психогигиеной и психопрофилактикой нарушений психического и физического здоровья, вызванных тотальной информатизацией жизни.

Существует множество специальных электронных, цифровых устройств и программных продуктов, приложений, которые могут быть использованы в качестве средств творческого самовыражения. Они дополняют традиционные средства, применяемые в арт-терапии и арт-педагогике. Использование компьютерной графики и других форм «цифрового искусства» обеспечивает дополнительные возможности для участия в разных видах художественно-творческой деятельности как для детей и подростков условной нормы, так и их сверстников с ОВЗ. Различные живописные и графические продукты могут быть созданы людьми с ограниченными возможностями здоровья при гораздо меньших затратах сил, чем при работе с традиционными материалами и техниками.

ИКТкак инструмент арт-терапии и арт-п едагогики.

На развитие арт-терапии и арт-педагогики все более заметное влияние оказывают цифровые, компьютерные, телекоммуникационные технологии, интернет, дистанционные формы психотерапии и консультирования. Все это создает новые возможности для общения, обмена информацией, обучения, творческого самовыражения. В тоже время все это актуализирует вопросы, касающиеся профессионального применения ИКТ, средств цифровой арт-терапии и арт-педагогики.

Цифровая арт-терапия и арт-педагогика (digital art therapy) (ЦАТ, ЦАП) используют разные технологические медиа (включая цифровую графику и живопись, коллаж, фотографию, фильмы, анимацию, комиксы и др.), чтобы обеспечить дополнительные возможности для творческого самовыражения и коммуникации в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса. ЦАТ (ЦАП) связана с созданием художественно-творческой продукции на основе использования электронных, цифровых медиа, применением различных устройств и программного обеспечения, приложений, виртуальной, партисипаторной реальности, компьютерных игр, искусственного интеллекта. ЦАТ (ЦАП) развивается вместе с цифровым искусством (digital art) или искусством виртуальной ре-

альности (virtual reality art) [8].

Цифровое искусство (digital art) или искусство виртуальной реальности (virtual reality art) имеет в качестве своего предшественника электронное искусство (ЭИ). Более отдаленный аналог ЭИ - фотография (аналоговая) и кинематограф. Цифровое искусство, ЦАТ (ЦАП) отражают общий контекст современной информационной культуры.

Цифровая фотография может быть использована для создания визуальных дневников, помогая обучающимся преодолеть поведенческие проблемы. Она позволяет им отразить свою индивидуальную позицию, делиться опытом, развить социальные навыки, справиться со стрессом, лучше понять себя и эффективно решать свои психологические проблемы. Цифровой сторителлинг (ЦСТ) [5], цифровые комиксы и анимация как форма мультимедийной творческой активности [8] могут являться следующим шагом на пути передачи и осмысления личного опыта. Они предполагают использование цифровых образов (рисунков или фотографий), записанной музыки, нарратива (рассказа) для создания мультимедийных клипов.

Все эти формы мультимедийного цифрового творчества могут включать разные приемы психологической работы, позволяющие исследовать, развивать и корректировать сложившиеся паттерны эмоционального реагирования, мышления и поведения. Работая на основе ЦСТ, например, школьники могут описывать как личные события, так и школьные или социальные мероприятия, документировать разные эпизоды из своей жизни, отражая их на основе собственных представлений и ценностей.

Темы, которые могут затрагиваться в ходе арт-терапевтических (арт-педагогических) занятий на основе использования цифровых средств, могут быть связаны как с проблемными, так и ресурсными аспектами опыта обучающихся. К проблемным аспектам могут быть отнесены: трудности в установлении дружеских связей, издевательства со стороны сверстников, низкий контроль над раздражением и злостью, физическое насилие, дефицит эмпатии и взаимопонимания, асоциальные тенденции.

К ресурсным могут быть отнесены такие темы, как: общение с природой; творческие увлечения; достижения и успехи; конструктивное воздействие на социальную, межличностную и природную среду; успешное преодоление препятствий и решение проблем,

связанных с учебной деятельностью, общением и социальной жизнью.

Использование арт-терапии и изобразительных средств в процессе дистантной психологической помощи

Интернет-терапия и консультирование, электронная цифровая коммуникация [3] как характерные приметы современной реальности являются важными средствами мотивирования, самовыражения, творчества и обмена опытом, поддерживают развитие адаптационных навыков, позитивного самовосприятия на основе творческого самовыражения и коммуникации. Эти средства также обеспечивают сетевое, системное научение на основе социальных медиа; развивают чувство принадлежности к группе, сообществу, способствуют преодолению одиночества, отчуждения.

В публикации Л.Г. Хаета и А.И. Копытина [6] уточняются некоторые ключевые понятия, связанные с отношениями арт-терапии и интернет-консультирования, приводятся примеры использования некоторых элементов и приемов изобразительной деятельности в условиях дистантной помощи. Авторы обозначают следующие варианты применения изобразительного искусства в интернет-консультировании.

1. Изобразительную деятельность клиента дистантно, по крайней мере, на определенных этапах работы, сопровождает помогающий специалист, который владеет методами арт-терапии. Для обозначения такого варианта работы, в частности, когда контакт консультируемого со специалистом осуществляется в киберпространстве, например, через Скайп, авторы рекомендуют использовать такое понятие, как «интернет-арт-терапия».

2. Определенные изобразительные техники или готовая изобразительная продукция (в том числе фотографии) предлагаются клиенту специалистом в качестве дополнительного средства стимуляции, диагностики, самораскрытия, терапевтического воздействия. Для обозначения такого варианта работы используется понятие «интернет-консультирование с использованием визуальных (изобразительных) средств». Основными критериями, позволяющими отличить интернет-консультирование с применением изобразительных средств от дистантной арт-терапии, выступает главным образом наличие у специалиста арт-терапевтического образо-

вания и его умение должным образом использовать терапевтический потенциал изобрази-тельных средств и процесса творческой активности клиента.

3. Под руководством или при посредничестве специалистов клиенты размещают в интернет-среде или обмениваются своей изобразительной продукцией с целью достижения положительных психологических или психосоциальных эффектов, однако не в формате арт-терапии или консультирования. Для обозначения такого варианта работы можно использовать такие понятия, как «онлайн-взаимопомощь и самопомощь на основе изодеятельности», «терапевтическое изобразительное искусство в сети».

Дистантное консультирование, в том числе, интернет-консультирование с использованием изобразительных средств представляется перспективным по следующим причинам:

- Консультируемый получает дополнительную возможность «самовыразиться», проявить свою креативность, представить свои творческие достижения, что может быть особенно важно при работе с некоторыми категориями клиентов, в том числе подростками, клиентами с личностными девиациями, испытывающими трудности прямого контакта со специалистом и другими людьми.

- Использование клиентом визуальных средств самовыражения и общения позволяет осуществлять стимуляцию его образной сферы, создавать атмосферу игры, активизировать эмоциональные и творческие ресурсы, повышать мотивацию и вовлеченность в процесс работы.

- Использование визуальных символов и метафор уменьшает страх самораскрытия, обеспечивает большую безопасность и психологическую защиту клиента в момент соприкосновения со сложными, травматическими переживаниями.

- Передача чувств и представлений в визуальной форме обеспечивает их объективацию и «удерживание» в фокусе внимания клиента и специалиста, является предпосылкой многоуровневой рефлексии, затрагивающей разные сферы личностного функционирования консультируемого.

Экологический тренд в арт-терапии и арт-педагогике и его значение для психогигиены и психопрофилактики

В связи с информатизацией и цифровиза-

цией разных сфер жизни все более острыми становятся вопросы психогигиены и психопрофилактики, сохранения психического и физического здоровья и благополучия (well-being). Все большее число людей испытывают потребность в таких видах активности, методиках, продуктах и услугах, которые помогли бы им оптимизировать свое состояние и повысить качество жизни, несмотря на появление ряда дополнительных стрессогенных факторов. В обществе в целом и системе образования, в частности, актуален запрос на использование доступных средств психогигиены и психопрофилактики, определенных видов психофизической гармонизации и регулирования жизнедеятельности в условиях возрастающей информатизации и цифрови-зации.

В качестве одного из стратегических направлений модернизации отечественного и зарубежного образования в последние годы оформляются педагогика окружающей среды и образование для устойчивого развития (ОУР) [1]. ОУР позволяет объединить «...множество разрозненных направлений обучения и воспитания общей идеей улучшения качества жизни настоящего и будущего поколений без ущерба для окружающей среды» [1, С.178].

Ключевыми идеями, объединяющими вопросы окружающей среды и устойчивого развития и вопросы здоровьесберегающего воспитания, выступают: идея необходимости сохранения и благополучия окружающей среды и идея ценности жизни и здоровья человека. Развитие ОУР позволяет на новой основе рассмотреть проблемы и задачи здоровьесбере-гающего воспитания, увязывая их с проблемами и задачами экологического воспитания и педагогики окружающей среды.

Значительным потенциалом для повышения эффективности мероприятий по здоро-вьесберегающему воспитанию и социализации школьников в контексте ОУР обладают средовой и экологический подходы [7, 9]. В широком смысле слова средовой подход в комплексе гуманитарных наук трактуется как междисциплинарный, метапредметный общеметодологический подход, раскрывающий любые процессы, объекты и явления в разных средах, описывающий влияние факторов среды на функционирование и развитие рассматриваемых системных образований, и наоборот - влияние системных образований на состояние и качество окружающей среды

(природной, культурной, техногенной, лечебной, образовательной и др. [7].

Экологический подход может рассматриваться как частный аспект средового подхода. Он связан с изучением влияния человеческой деятельности на природные процессы и среду обитания, а также воздействия природной среды на состояние и функционирование человека. Экологический подход характеризуется рядом принципиальных отличий, затрагивающих философские (антропологические), ценностные, парадигмальные основы науки. Одним из факторов развития средового и экологического подходов является ухудшение экологической обстановки вследствие человеческой деятельности [7, 9].

Средовой подход характеризуется значительным здоровьесберегающим потенциалом, основанным на определенных способах взаимодействия человека с окружающей средой. Применительно к деятельности образовательных организаций это тесно связано с задачами здоровье-сберегающего воспитания обучающихся на основе усвоения определенных способов экологического взаимодействия с природными и неприродными (в частности, информационно-виртуальными) компонентами целостной среды.

Теория средового подхода может использовать теоретические разработки в области средовой и экологической психологии (эко-психологии), особенно, в тех случаях, когда этот подход реализуется в интересах сохранения здоровья обучающихся. Экопсихология выступает концептуальной основой экотера-пии, связанной с разработкой и использованием различных методов лечебно-профилактического воздействия, основанных на контакте человека с жизненной средой, в частности, миром природы.

Формы и методы экотерапии включают: выполнение различных индивидуальных и групповых практик в парках и дикой местности, связанных с взаимодействием с животными, посадкой растений, созданием садов (анималотерапия и гарденотерапия), созерцанием природных ландшафтов, ведением рефлексивных дневников, отражающих опыт контакта с природной средой. К методам экотерапии также относят терапевтический метод восстановления среды, метод экологического восприятия и другие. Отдельную группу экотера-певтических методов составляют методы средовой и экологической арт-терапии,

основанные на творческом взаимодействии с природной средой с использованием разных видов творческой активности [7, 9].

Здоровьесберегающий потенциал средово-го, экологического подхода может быть особенно востребован в условиях современного мегаполиса, в пространстве которого обучающиеся не имеют возможности достаточно часто общаться с природой, что сказывается на их самочувствии - как физическом, так и психологическом - усугубляя негативные воздействия, связанные с несбалансированным применением ИКТ.

Обсуждение

Возможности экологической арт-терапии и арт-педагогики могут быть привлечены как дополняющие традиционные и цифровые средства художественно-творческой деятельности. Это обеспечивает более сбалансированное и целостное использование тех преимуществ, которыми обладают все эти средства в их сочетании друг с другом.

Основные различия природы, свойств и эффектов традиционных, экологических и цифровых медиа обусловлены составом и качеством сенсорных и динамических характеристик реальной, природной и виртуальной среды, наличием или отсутствием в них свойств живого. Традиционные и экологические медиа формируют пространство физического присутствия - пространственно-предметную среду, в которую субъект может погружаться физически, а не только ментально. Они обусловливают более интенсивно переживаемые сенсорные характеристики среды, материалов и объектов в их взаимосвязи друг с другом. Они максимально выражены при работе в природной среде или при использовании природных материалов и объектов при работе в кабинете. Присутствие таких медиа обусловливает возникновение комплекса биохимических и поведенческих реакций.

Многие традиционные медиа обладают свойствами органичности, поскольку производятся на основе органических, природных компонентов и их производных. Эти свойства максимально выражены в природной среде, обладающей богатством и разнообразием органических компонентов. При работе на свежем воздухе в условиях природного ландшафта взаимодействие со средой происходит в широком пространстве через все сенсорные каналы не только на основе фокусировки на объектах восприятия, но и целостном «поле» присутствия субъекта.

Виртуальная среда допускает преимущественно ментальное участие, активацию психических процессов, но без физического присутствия. Интенсивность и согласованность переживания сенсорных характеристик среды, материалов и объектов при этом снижена. Опосредованное устройством участие в пространственно-предметной и природной среде ограничивает возникновение биохимических и поведенческих реакций. При использовании цифровых медиа взаимодействие со средой происходит на ограниченном пространстве экрана цифрового устройства, на основе фокусировки на информации, поступающей через экран или иные локальные источники.

Благодаря быстрому развитию ИКТ виртуальная среда все больше напоминает реальную среду за счет создания 3D, имитации звуковых и динамических характеристик реальной среды. Однако состав и качество сенсорных и динамических характеристик реальной и виртуальной среды остаются разными. Это обусловливает иную перцептивную организацию субъекта, взаимодействующего с такой средой. Кинестетические, проприоцептивные, вестибулярные стимулы в виртуальной среде иные, чем в реальной и, тем более, природной.

Некоторое категории клиентов (например, аутисты), а также дети, подростки, молодежь, родившиеся после 1980 г. - так называемые «цифровые аборигены» («digital natives») могут отдавать предпочтение цифровым средствам. В распоряжении обучающихся имеется широкий спектр возможностей, материалов и инструментов для творчества, из которых они могут выбирать то, что в наибольшей степени отвечает их интересам. Они могут переходить из виртуальной среды в реальную и природную и обратно. Более того, среды могут объединяться, проникать друг в друга, формируя «гибридную художественную и арт-терапевтическую (арт-педагогическую) среду».

Заключение

Целью современного образования является всестороннее развитие

обучающихся с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных

особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Только здоровая личность может качественно усвоить знания, затем максимально реализовать их, адаптироваться в динамично развивающемся обществе.

Во многих странах в настоящее время осуществляются школьные и университетские реформы, направленные на внедре-

ние ИКТ в процесс обучения, который невозможно себе представить без их использования. ИКТ в образовании не только повышают эффективность и качество освоения обучающимися учебной

информации по разным предметам, но и способствуют развитию комплекса личностных и метапредметных результатов. Однако информатизация и цифровизация современного образования создают не только новые возможности для их достижения, но и сопряжены с рисками. Вероятность этих рисков тем более высока, чем меньше учитываются правила безопасного и экологичного использования ИКТ, нормы психогигиены и психопрофилактики и используются адекватные способы оздоровления.

Поэтому актуальной задачей современного образования в связи с его цифровизацией и информатизацией становится применение здоровьесберегающих норм и технологий. В статье были рассмотрены некоторые пути сохранения психического здоровья обучающихся, их успешной социализации и адаптации в контексте развития ИКТ на основе использования методов арт-терапии и арт-педагогики.

Внедрение этих методов в образовательные организации, в частности, в качестве средств психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, требует конкретизации требований к организации образовательной среды, уточнения разных типов средств и материалов изобразительной арт-терапевтической, уточнения процессуально-технологических аспектов работы деятельности.

Цифровая арт-терапия и арт-педагогика используют разные технологические медиа (включая цифровую графику и живопись, коллаж, фотографию, фильмы, анимацию, комиксы и др.) в настоящее время еще слабо представлены в отечественной и зарубежной арт-терапевтической литературе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье были представлены некоторые формы цифровой арт-терапии и арт-педагогики, включая цифровую фотографию и анимацию, цифровой сторителлинг. Был рассмотрен здоровьесберегающий потенциал средового, экологического подхода в арт-терапии. Дано определение данного подхода, показано, что возможности экологической арт-терапии и арт-педагогики могут быть привлечены как дополняющие традиционные и цифровые средства художественно-

творческой деятельности, обеспечивая более ских характеристик реальной, природной и сбалансированное и целостное использование виртуальной среды, наличием или отсутстви-тех преимуществ, которыми обладают все эти ем в них свойств живого.

средства в их сочетании друг с другом. Пояс- Со ссылкой на имеющийся эмпирический нены основные различия природы, свойств и материал показаны некоторые преимущества эффектов традиционных, экологических и использования изобразительных средств в цифровых медиа, которые обусловлены со- ходе проведения дистантной психологиче-ставом и качеством сенсорных и динамиче- ской помощи.

Литература:

1. Алексеев С.В., Корякина Н.И., Рипачева Е.А. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития. - СПб.: СПб АППО, 2015. - 230 с.

2. Арт-терапия в России: медицина, образование, социальная сфера / под общ. реакцией А.И. Копы-тина. - СПб.: Скифия-Принт, 2017. - 546 с.

3. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование и психотерапия в Интернете.- 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Институт консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт), 2015.172 с.

4. Практика исцеления творчеством: современная арт-терапия в образовании, медицине, социальной сфере: сборник материалов Международной научно - практической конференции (Кемерово, 15 апреля 2022) / отв. ред. Г. В. Акименко; ред. : А. И. Копытин, А. А. Лопатин, А. М. Селедцов и др. - Кемерово: КемГМУ, 2022. - 454 с.

5. Сойер Ч., Виллис Д. Внедрение дигитальных историй в качестве средства воздействия на поведение детей и подростков // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: сборник материалов Третьей всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Копытина. - СПб; Грязи: Скифия-принт, 2017. - С.79-86.

6. Хает Л.Г., Копытин А.И. Использование изобразительных средств и арт-терапии в интернет-консультировании // Арт-терапия в России: медицина, образование, социальная сфера / под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Скифия-Принт, 2017. - С.427-446.

7. Экологический и средовой подход в арт-терапии / под общ. ред. А.И. Копытина. - Москва : Когито-Центр, 2019. - 348 с.

8. Art therapy and digital technologies / еd C. Malciodi. - New York: Routledge, 2019. - 564 р.

9. Ecopoiesis: a new perspective for the expressive and creative arts therapies in the 21st century / еd. A.I. Kopytin and S. K. Levine. - London; Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2022. - 358 p.

References:

1. Alekseev S.V., Koryakina N.I., Ripacheva E.A. Pedagogika okruzhayushchej sredy i ustojchivogo razvitiya. -SPb.: SPb APPO, 2015. - 230 s.

2. Art-terapiya v Rossii: medicina, obrazovanie, social'naya sfera / pod obshch. reakciej A.I. Kopytina. - SPb.: Skifiya-Print, 2017. - 546 s.

3. Menovshchikov V. YU. Psihologicheskoe konsul'tirovanie i psihoterapiya v Internete.- 2-e izd., ispr. i dop. -Moskva : Institut konsul'tativnoj psihologii i konsaltinga (FPK-Institut), 2015.- 172s.

4. Praktika isceleniya tvorchestvom: sovremennaya art-terapiya v obrazovanii, medicine, social'noj sfere: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno - prakticheskoj konferencii (Kemerovo, 15 aprelya 2022) / otv. red. G. V. Akimenko; red. : A. I. Kopytin, A. A. Lopatin, A. M. Seledcov i dr. - Kemerovo: KemGMU, 2022. - 454 s.

5. Sojer CH., Villis D. Vnedrenie digital'nyh istorij v kachestve sredstva vozdejstviya na povedenie detej i po-drostkov // Art-terapiya i art-pedagogika: novye vozmozhnosti dlya razvitiya i socializacii lichnosti: sbornik ma-terialov Tret'ej vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obshch. red. A.I. Kopyti-na. - SPb; Gryazi: Skifiya-print, 2017. - S.79-86.

6. Haet L.G., Kopytin A.I. Ispol'zovanie izobrazitel'nyh sredstv i art-terapii v internet-konsul'tirovanii // Art-terapiya v Rossii: medicina, obrazovanie, social'naya sfera / pod red. A.I. Kopytina. - SPb.: Skifiya-Print, 2017. -S.427-446.

7. Ekologicheskij i sredovoj podhod v art-terapii / pod obshch. red. A.I. Kopytina. - Moskva : Kogito-Centr, 2019. - 348 s.

8. Art therapy and digital technologies / ed. C. Malciodi. - New York: Routledge, 2019. - 564 r.

9. Ecopoiesis: a new perspective for the expressive and creative arts therapies in the 21st century / ed. A.I. Kopytin and S. K. Levine. - London; Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2022. - 358 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.