Научная статья на тему 'Цифровое искусство в психотерапии и психологическом консультировании: современный взгляд на проблему'

Цифровое искусство в психотерапии и психологическом консультировании: современный взгляд на проблему Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
137
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-терапия / цифровое искусство / цифровая среда / психологическая поддержка / психосемантика / жизнестойкость / уверенность в себе / art therapy / digital art / digital environment / psychological support / psychosemantics / hardiness / selfconfidence

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Капица Алена Александровна, Елагина Марина Юрьевна

Введение. Арт-терапия в условиях повышенной неопределенности и постоянно изменяющегося мира может служить источником повышения жизнестойкости и психологического благополучия. С внедрением цифровых технологий появилась возможность рассмотрения цифрового искусства в психотерапии и психологическом консультировании, на что на данный момент обращается недостаточно внимания. Цель. Анализ современных представлений об эффективности применения цифровых технологий в арт-терапии и рассмотрение цифрового искусства в рамках психотерапии и психологического консультирования. Теоретическое обоснование. Применение цифрового искусства в психологии и психологическом консультировании может помочь клиенту экологично сфокусироваться на своих ощущениях и повысить рефлексивность, что будет способствовать раскрытию как его ресурсов, так и его потенциала. Использование технологий и медиа, в том числе возможностей виртуальной реальности, в арт-терапевтической практике имеет следующие особенности: доступность, адаптивность, удобство, способствование креативному самораскрытию участников процесса и изучению ими новых навыков, создание новых форм взаимодействия с клиентом через цифровые технологии, уменьшение стигматизации и способствование улучшению результатов лечения. Использование цифрового искусства в арт-терапии может помочь создать у клиента ощущение контроля над реальностью. Обсуждение и заключение. Несмотря на возможные риски использования цифрового искусства, связанные с привыканием к гаджетам или к виртуальной реальности и техническими или методологическими трудностями, обращение к цифровому искусству в современных условиях становится все актуальнее. Отражены особенности взаимодействия цифрового искусства и психологического консультирования и психотерапии и обозначен вектор его развития. Настоящий обзор может быть полезен для психологов и арт-терапевтов, студентов педагогических училищ и институтов, педагогов и специалистов по различным вопросам психологического консультирования и психокоррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Art in Psychotherapy and Counseling Psychology: a Modern View on the Problem

Introduction. Art therapy in conditions of increased uncertainty and a constantly changing world can serve as a source of improvement in hardiness and psychological well-being. With the implementation of digital technologies, it has become possible to consider digital art in psychotherapy and counseling psychology. Currently, this possibility is given little attention. Purpose. Analysis of modern ideas on the effectiveness of the use of digital technologies in art therapy and consideration of digital art in the framework of psychotherapy and counseling psychology. Theoretical Justification. The use of digital art in psychology and counseling can help the client sustainably focus on their feelings and increase reflexivity, allowing them to gain access to both their resources and potential. There are some specifics in the use of technologies and media, including the possibilities of virtual reality, in art therapy practice: accessibility, adaptability, convenience, creative self-unfolding of the process participants and learning new skills, creating new forms of interaction with the client through digital technologies, reducing stigma and contributing to positive treatment outcomes. The use of digital art in art therapy can help the client gain a sense of control over reality. Discussion and Conclusion. Despite the possible risks of using digital art associated with getting used to gadgets or virtual reality, and technical or methodological difficulties, the appeal to digital art in modern conditions is becoming more and more relevant. The aspects of the interaction between digital art and counseling psychology and psychotherapy are reflected, and the vector of its development is indicated. The review may be of use for psychologists and art therapists, pedagogical students, teachers, and specialists in various issues of counseling psychology and psychocorrection.

Текст научной работы на тему «Цифровое искусство в психотерапии и психологическом консультировании: современный взгляд на проблему»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Я Check for updates

УДК 159.9 Обзорная статья

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-16-22

Цифровое искусство в психотерапии и психологическом консультировании: современный взгляд на проблему

Алёна А. Капица ЕЗ, Марина Ю. Елагина

Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

Н a.kapitsa@mail.ru Аннотация

Введение. Арт-терапия в условиях повышенной неопределенности и постоянно изменяющегося мира может служить источником повышения жизнестойкости и психологического благополучия. С внедрением цифровых технологий появилась возможность рассмотрения цифрового искусства в психотерапии и психологическом консультировании, на что на данный момент обращается недостаточно внимания.

Цель. Анализ современных представлений об эффективности применения цифровых технологий в арт-терапии и рассмотрение цифрового искусства в рамках психотерапии и психологического консультирования. Теоретическое обоснование. Применение цифрового искусства в психологии и психологическом консультировании может помочь клиенту экологично сфокусироваться на своих ощущениях и повысить рефлексивность, что будет способствовать раскрытию как его ресурсов, так и его потенциала. Использование технологий и медиа, в том числе возможностей виртуальной реальности, в арт-терапевтической практике имеет следующие особенности: доступность, адаптивность, удобство, способствование креативному самораскрытию участников процесса и изучению ими новых навыков, создание новых форм взаимодействия с клиентом через цифровые технологии, уменьшение стигматизации и способствование улучшению результатов лечения. Использование цифрового искусства в арт-терапии может помочь создать у клиента ощущение контроля над реальностью. Обсуждение и заключение. Несмотря на возможные риски использования цифрового искусства, связанные с привыканием к гаджетам или к виртуальной реальности и техническими или методологическими трудностями, обращение к цифровому искусству в современных условиях становится все актуальнее. Отражены особенности взаимодействия цифрового искусства и психологического консультирования и психотерапии и обозначен вектор его развития. Настоящий обзор может быть полезен для психологов и арт-терапевтов, студентов педагогических училищ и институтов, педагогов и специалистов по различным вопросам психологического консультирования и психокоррекции.

Ключевые слова: арт-терапия, цифровое искусство, цифровая среда, психологическая поддержка, психосемантика, жизнестойкость, уверенность в себе

Для цитирования. Капица, А. А., Елагина, М. Ю. (2023). Цифровое искусство в психотерапии и психологическом консультировании: современный взгляд на проблему. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(3), 16-22. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-16-22

© Капица А. А., Елагина М. Ю. 2023

Review article

Digital Art in Psychotherapy and Counseling Psychology: a Modern View on the Problem

Alena A. Kapitsa E3, Marina Yu. Elagina

Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation

H a.kapitsa@mail.ru

Abstract

Introduction. Art therapy in conditions of increased uncertainty and a constantly changing world can serve as a source of improvement in hardiness and psychological well-being. With the implementation of digital technologies, it has become possible to consider digital art in psychotherapy and counseling psychology. Currently, this possibility is given little attention.

Purpose. Analysis of modern ideas on the effectiveness of the use of digital technologies in art therapy and consideration of digital art in the framework of psychotherapy and counseling psychology.

Theoretical Justification. The use of digital art in psychology and counseling can help the client sustainably focus on their feelings and increase reflexivity, allowing them to gain access to both their resources and potential. There are some specifics in the use of technologies and media, including the possibilities of virtual reality, in art therapy practice: accessibility, adaptability, convenience, creative self-unfolding of the process participants and learning new skills, creating new forms of interaction with the client through digital technologies, reducing stigma and contributing to positive treatment outcomes. The use of digital art in art therapy can help the client gain a sense of control over reality. Discussion and Conclusion. Despite the possible risks of using digital art associated with getting used to gadgets or virtual reality, and technical or methodological difficulties, the appeal to digital art in modern conditions is becoming more and more relevant. The aspects of the interaction between digital art and counseling psychology and psychotherapy are reflected, and the vector of its development is indicated. The review may be of use for psychologists and art therapists, pedagogical students, teachers, and specialists in various issues of counseling psychology and psychocorrection.

Keywords: art therapy, digital art, digital environment, psychological support, psychosemantics, hardiness, self-confidence

For citation. Kapitsa, A. A., Elagina, M. Yu. (2023). Digital Art in Psychotherapy and Counseling Psychology: a Modern View on the Problem. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 6(3), 16-22. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-16-22

Введение

Непрерывные изменения современного мира, его вызовы оказывают постоянное влияние на формирование личности человека. Нестабильность социально-экономического положения (Мартиросян, 2022), пандемия и ин-фодемия (Potash et al., 2020), неопределенность (Горохова, 2021), повышенные геополитические риски требуют от человека высокой адаптивности, способности справляться со стрессогенными факторами среды, находить нестандартные способы решения проблем и гибко перестраивать поведение (Скуркович, 2021). Психотерапия и методы психологического консультирования могут выступать значимыми факторами повышения жизнестойкости, благополучия и толерантности к стрессу (Булкина и Васильева, 2023) за счет интеграции биологического, психологического, духовного и социального аспектов жизни человека (Копытин, 2015).

Арт-терапия как один из методов, применяемых в консультировании, представляет собой методику лечения, развития, психологической коррекции через погружение в художественно-эстетическую деятельность (Шегеря, 2021), трансформирующую вызванные психотравмирующей ситуацией переживания (Цзюньвэй, 2023). Творческая деятельность выступает важной детерминантой улучшения психического и физического состояния человека, она способствует повышению его рефлексивности и адаптивности за счет налаживания способности к творческой переработке проблем (Адаскина, 2021). Использование в арт-терапии образных, метафорических способов постижения мира открывает возможность рассмотрения сложных, малоосознаваемых и невербализо-ванных переживаний (Адаскина, 2021). Данное направление терапии может быть полезным для тех, кто испытывает трудности в выражении своих эмоций словами, помогая клиентам выразить свои чувства через рисунки, фотографии, анимацию и иные формы искусства, в том числе цифровые. Цифровые технологии и онлайн-ком-муникации постепенно внедряются в психотерапевтическую практику, позволяя клиентам и терапевтам налаживать удаленный контакт при наличии физических, временных или географических барьеров, однако, на данный

момент цифровое искусство относительно редко рассматривается в практике арт-терапии (2иЬа1а et а1., 2021; Бондаренко и Овсянникова, 2021).

Цифровое искусство представляет собой новую возможность использования технологий для улучшения процесса терапии и психологического консультирования. Под цифровым искусством можно понимать все технологии, включающие использование компьютера (Копытин, 2015), цифровые коммуникации, возможность трансформации «традиционных» продуктов художественного творчества в цифровые при записи на электронный носитель. Продукты цифрового искусства можно условно разделить на несколько категорий: то, что было создано при помощи цифровых программ, и то, что было напечатано, видеоискусство, элементы виртуальной или дополненной реальности (Бондаренко и Овсянникова, 2021; Ката1 et а1., 2020; Bodenbender, 2022). Вся творческая деятельность, основанная на использовании информационных технологий, результатом которой выступают произведения в цифровой форме (Головинская, 2021), требует рассмотрения, поскольку представляет собой новую перспективу для использования технологий в области психотерапии. К примеру, визуализация цифровых коллажей может помочь клиентам более глубоко понять свои ценности, убеждения и цели в жизни. Использование цифровых технологий, как и в случае применения традиционных, в арт-терапии может быть эффективно для формирования самопознания клиентов, для выявления их личностных характеристик. И вместе с этим, цифровое искусство предоставляет больше возможностей для терапевтов и клиентов, что может улучшить результативность терапевтического процесса.

Таким образом, целью данного научного обзора является анализ современных представлений об эффективности применения цифровых технологий в арт-терапии и рассмотрение цифрового искусства в рамках психотерапии и психологического консультирования. Сочетание технических знаний и навыков с психологическими, учет этических и юридических аспектов позволит перспективно использовать цифровое искусство в психотерапии и психологическом консультировании, особенно в связи с психосемантикой.

Теоретическое обоснование

Цифровое искусство в психотерапии и психологическом консультировании — относительно новая область, которая использует технологии и медиа для облегчения психологической работы с клиентами. Компьютерная графика, видео- и аудиоматериалы, интерактивные игры и приложения, инструменты виртуальной и дополненной реальности могут быть так же эффективны для терапии, лечения и коррекции различных психических и эмоциональных проблем, включая тревожность, депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), как и традиционные методы (работа с песком, изотерапия, драматерапия, куклотерапия). Арт-терапия в психологии и психологическом консультировании помогает клиенту экологично фокусироваться на своих чувствах, потребностях, ощущениях за счет создания безопасного пространства для самораскрытия, что в дальнейшем поможет раскрыть его ресурсы и потенциал через повышение способности к рефлексии (Ma1chiodi, 2006). Семантика цифровой арт-терапии заключается в использовании цифровых инструментов и искусства как средств для лечения различных психических и эмоциональных проблем, а также в повышении коммуникативных и социальных навыков, снижении уровня стресса и тревожности и улучшении настроения и самооценки.

Основными направлениями рассмотрения цифрового искусства в арт-терапии выступают:

1. Использование новых технологий, открывающих возможности для творческого самовыражения и работы с эмоциями. Рисование на планшетах, использование очков виртуальной реальности, синтез телесных и арт-техник, расширение диапазона используемых инструментов (необычные кисти, формы, возможности создавать коллажи из элементов), редукция страха допустить ошибку (поскольку всегда есть возможность отменить неудачное действие) могут предоставлять новые возможности для создания и обработки цифровых произведений искусства.

2. Исследование возможности проведения цифровой арт-терапии удаленно, через Интернет. Исследования в этой области могут помочь выяснить, насколько эффективной является удаленная цифровая арт-терапия по сравнению с традиционной арт-терапией, проводимой в офисе специалиста.

3. Исследование воздействия цифровой арт-терапии на конкретные заболевания и состояния, например, на уменьшение симптомов депрессии, снижение уровня тревожности, улучшение качества жизни.

4. Исследование применения цифровой арт-терапии в комбинации с другими методами лечения, например, с медикаментозной терапией.

Нами выделен ряд преимуществ использования цифрового искусства в психотерапии и психологическом консультировании:

1. Доступность. Цифровое искусство может быть использовано на расстоянии, что важно для клиентов, которые не могут физически посетить офис психолога (к примеру, ввиду инвалидности) или живут в отдаленных районах, в иных географических регионах, где доступ к квалифицированному психологическому консультированию в рамках арт-терапии ограничен.

2. Удобство. Использование цифрового искусства может быть удобным для клиентов, которые не хотят или не могут говорить о своих проблемах или эмоциях напрямую. Оно будет позволять опосредованно выражать свои переживания человеку, находящемуся в комфортной среде, где легко исправить ошибку и предоставлены неограниченные возможности выбора материалов.

3. Креативность. Цифровое искусство может помочь клиентам стать более креативными и выразительными в своих мыслях и чувствах, что может способствовать улучшению эмоционального благополучия и преодолению эмоциональных проблем. Использование терапевтом различных техник, коллажей, видео, инструментов и методик, расширяющих диагностический и методологический потенциал арт-терапии, может положительно сказаться на развитии творческого мышления различных возрастных групп.

4. Адаптивность. Цифровое искусство может быть использовано для адаптации к различным культурным контекстам, возрастным группам и потребностям клиентов за счет своей доступности и возможности подстройки.

5. Изучение новых навыков. Использование цифрового искусства в психотерапии и психологическом консультировании может помочь клиентам научиться новым навыкам, таким как рисование, дизайн, иллюстрация, анимация, что может способствовать развитию уверенности в себе, повышению самооценки и овладению «soft-skills».

6. Взаимодействие с клиентом. Цифровое искусство может стать мостом для создания качественной и доверительной связи между клиентом и терапевтом/консультантом, поскольку использование цифровых технологий, таких как графические планшеты и программное обеспечение для редактирования фотографий, может помочь клиенту лучше понимать, что имеет ввиду его терапевт/консультант, что будет формировать быструю обратную связь.

7. Уменьшение стигмы. Цифровое искусство может помочь уменьшить стигму, связанную с психотерапией и психологическим консультированием, так как процесс терапии может рассматриваться как процесс творческий, а не как купирование психических расстройств. Это может помочь клиентам чувствовать себя более комфортно, таким образом позволяя им более открыто говорить о своих проблемах.

8. Улучшение результатов лечения. Использование цифрового искусства в психотерапии и психологическом консультировании может способствовать улучшению результатов лечения (Holttum et al., 2021). Например, использование цифровых приложений для медитации, музыки и рисования может помочь снизить уровень стресса и тревоги у клиентов.

Обсуждение и заключение

Целью настоящего научного обзора выступал анализ современных представлений об эффективности применения цифровых технологий в арт-терапии и рассмотрение цифрового искусства в рамках психотерапии и психологического консультирования.

Арт-терапия как средство самоопределения и самореализации человека с помощью творческого переосмысления (Цзюньвэй, 2023), «размышления о собственном разуме» (Holttum et al., 2021, p. 3), основана на выражении чувств и переживаний. Она способствует повышению психической активности, обогащению субъективного опыта личности и развитию навыков саморегуляции (Мартиросян, 2022). В результате творческого самовыражения у индивида рождается художественное образное произведение, содержащее определенный символически значимый посыл (Бондаренко и Овсянникова, 2021), на основе которого возможно провести психодиагностическую и психотерапевтическую работу.

Арт-терапия также определяется как эффективный метод развития «soft-skills», например, креативности, стрессоустойчивости (Скуркович, 2021). Цифровое искусство содержит все характерные для изобразительного искусства художественные методы и приемы, которые вдобавок реализуются с использованием цифровых компьютерных технологий. Арт-терапия, включающая различные формы мультимедийных технологий — коллажи, иллюстрации, видеоролики, GIF-изображения, может применяться даже в концепции устойчивого развития, актуальной и на данной момент предоставляющей модели глобального развития общества с учетом решения экологических, социальных, экономических проблем, при этом формируя как конструктивные ответы на вопросы, так и новые ментальные модели (Копытин, 2015). В кризисный период самоизоляции самовыражение через

творчество, особенно через массовое цифровое искусство, выступало одной из стратегий совладания со стрессом, вызванным неопределенной и стрессогенной ситуацией (Головинская, 2021).

Удаленная арт-терапия, особенно в период пандемии, обозначила определенную легкость общения и удобство консультирования «на дому», простоту создания, хранения и распространения через медийное пространство цифровых произведений, а также отслеживание этапов их производства. Использование цифрового искусства может быть новым опытом, дающим человеку возможность расслабиться (поскольку цифровое искусство не требует овладения специфическими изобразительными техниками, имеет низкий порог вхождения, зачастую обходится дешевле традиционных средств арт-терапии и облегчает творческий процесс) и научиться чему-то ранее недоступному. Использование цифрового искусства дает определенное ощущение контроля над реальностью, поскольку предоставлен неопределенный выбор форм, цветов, возможностей повторения или отмены действий. Ощущение контроля достигается и за счет возможности фиксировать все шаги работы, отслеживать прогресс и четко видеть взаимосвязи. Клиент также может создавать интерактивные работы. Кроме того, при использовании цифрового искусства в арт-терапии есть возможность публикации своих работ в медиапространстве, что может быть важно для формирования причастности к творческому сообществу или разделения с ним своего творчества (Адаскина, 2021).

Несмотря на все достоинства цифровой арт-терапии, без внимания нельзя оставить возможную редукцию чувственного опыта, поскольку художественный процесс как практическая деятельность требует непосредственного, тактильного контакта с художественными материалами, что обогащает процесс творчества и чего лишено цифровое искусство (Адаскина, 2021). Из рисков использования цифрового искусства отмечаются: привыкание к использованию гаджетов или виртуальной реальности, смещение «фокуса» в терапии с контакта между клиентом и терапевтом на «посредника», то есть гаджет, риск потери социальных контактов вне сети (Potash et al., 2020). Кроме того, могут возникнуть трудности в проработке экспрессивных эмоций, например, агрессии или гнева, поскольку отсутствует контакт с материальным объектом, на котором можно данные эмоции отреагировать. Как и для любого типа дистанционной работы, для удаленной арт-терапии также характерны технические (связанные с параметрами устройства, Интернета, с помехами) и социальные (связанные с особенностями определенных категорий населения) ограничения (Адаскина, 2021). Обозначенные трудности, а также сопротивление средствам цифрового искусства могут нести значимые негативные последствия для терапевтических отношений и терапевтического процесса (Zubala et al., 2021).

В области цифрового искусства задействован ряд ученых и исследователей, среди которых: Л. Манович, К. Славинская, М. Боден, М. Абрамович, Р. Пагсон Ж. Ленорман, Дж. Мюррей, Э. Шенк. Комбинация традиционной арт-терапии и современных цифровых технологий определяет новизну данного направления исследований. Цифровая арт-терапия может предоставлять новые возможности для творческого самовыражения, работы с эмоциями и переживаниями. Дальнейшая работа может быть направлена на исследование эффективности цифровой арт-терапии, разработку новых методов измерения результатов, изучение влияния цифровой арт-терапии на конкретные заболевания и состояния, исследование возможности проведения цифровой арт-терапии удаленно и изучение применения цифровой арт-терапии в комбинации с другими методами лечения. Таким образом, исследования возможностей данного метода могут привести к новым способам лечения и улучшению психологического благополучия населения.

Технологии виртуальной реальности отмечаются перспективным направлением творчества. В таком случае вся окружающая среда является холстом, что позволяет клиентам перемещаться по произведению, сквозь него, трансформировать и контролировать образы среды (Bodenbender, 2022). Технологии виртуальной реальности порождают новые художественные и образные реакции, вызывают положительные эмоции в процессе игры и исследования. Виртуальная реальность может улучшить психологическое благополучие благодаря актуализации творческого подхода индивида к решению проблем, задействованию воображения, а также интерактивности игровой среды (Kaimal et al., 2020). Bodenbender (2022) отмечается, что, с интеграцией цифровых технологий в условия обыденной жизни, актуализируется их творческий потенциал для клиентов, поскольку так он становится частью их жизненного опыта и «целительных путешествий» (p. 7). Адаскина (2021) утверждает, что использование данных технологий может быть полезно при терапии ПТСР.

Использование цифрового искусства в арт-терапии — значимая детерминанта роста личности, достигаемого через развитие способности к самовыражению и самопознанию (Шегеря, 2021). Рассмотрение данной темы может быть полезно для практикующих и консультирующих психологов, арт-терапевтов, студентов психолого-пе-

дагогических учебных заведений, социальных работников и педагогов, интересующихся различными вопросами психологического консультирования и психокоррекции.

Список литературы

Адаскина, А. А. (2021). Терапевтические возможности цифрового художественного творчества. Современная зарубежная психология, 10(4), 107-116.

Бондаренко, К. О., и Овсянникова, О. А. (2021). Технологии цифрового искусства как средство развития самовыражения у подростков. Вопросы педагогики, 4-2, 39-43.

Булкина, Н. А., и Васильева, О. С. (2023). Исследование взаимосвязи повседневного творчества и субъективного благополучия в пожилом возрасте. Российский психологический журнал, 19(2), 174-187. https://doi. org/10.21702/rpj.2022.2.13

Головинская, М. О. (2021). Значение цифрового искусства в период самоизоляции. Научная палитра, 2(32), 32.

Горохова, Е. Г. (2021). Личностное развитие молодых людей в условиях неопределенности внешнего мира. Северо-Кавказский психологический вестник, 19(3), 27-43.

Копытин, А. (2015). Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. Когито-Центр.

Мартиросян, К. М. (2022). Социокультурный потенциал арт-терапии в реабилитационной практике учреждений культуры. Проблемы современного педагогического образования, 74-1, 157-159.

Скуркович, А. А. (2021). Арт-терапия как средство развития креативного мышления будущих профессионалов. В Н. Г. Григорьева, А. А. Леженина (ред.), Психолого-гуманитарный ресурс технического вуза. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (С. 44-48). Дальневосточный государственный университет путей сообщения.

Цзюньвэй, С. (2023). Особенности использования арт-терапии в качестве метода профилактики ментальных заболеваний и развития творческого мышления школьников. Мир науки, культуры, образования, 2(99), 236-238.

Шегеря, В. Е. (2021). Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с помощью методов цифровой арт-терапии. Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию, 2, 238-242.

Bodenbender, C. (2022). Art therapy with virtual reality. In, Virtual Art Therapy (pp. 195-207). Routledge.

Holttum, S., Wright, T., & Wood, C. (2021). Art therapy with people diagnosed with psychosis: Therapists' experiences of their work and the journey to their current practice. International Journal of Art Therapy, 26(4), 126-136. https://doi. org/10.1080/17454832.2021.1893370

Kaimal, G., Carroll-Haskins, K., Berberian, M., Dougherty, A., Carlton, N., & Ramakrishnan, A. (2020). Virtual reality in art therapy: A pilot qualitative study of the novel medium and implications for practice. Art Therapy, 37(1), 16-24. https://doi.org/10.1080/07421656.2019.1659662

Malchiodi, C. A. (2018). The art therapy sourcebook. Mcgraw-Hill Education.

Potash, J. S., Kalmanowitz, D., Fung, I., Anand, S. A., & Miller, G. M. (2020). Art therapy in pandemics: Lessons for COVID-19. Art Therapy, 37(2), 105-107. https://doi.org/10.1080/07421656.2020.1754047

Zubala, A., Kennell, N., & Hackett, S. (2021). Art therapy in the digital world: An integrative review of current practice and future directions. Frontiers in Psychology, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.600070

References

Adaskina, A. A. (2021). Digital art therapeutic possibilities. Modern Foreign Psychology, 10(4), 107-116. (In Russ.).

Bodenbender, C. (2022). Art therapy with virtual reality. In, Virtual Art Therapy (pp. 195-207). Routledge.

Bondarenko, K. O., & Ovsyannikova, O. A. (2021). Digital art technologies as a means of developing adolescents' self-expression. Issues of Education science, 4-2, 39-43. (In Russ.).

Bulkina, N. A., & Vasilyeva, O. S. (2023). A study of the relationship between everyday creativity and subjective well-being in old age. Russian Psychological Journal, 19(2), 174-187. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.13 (In Russ.).

Golovinskaya, M. O. (2021). The importance of digital art in the period of self-isolation. Scientific Palette, 2(32), 32. (In Russ.).

Gorohova, E. G. (2021). Young people personal development in conditions of the world uncertainty. North Caucasian Psychological Bulletin, 19(3), 27-43. (In Russ.).

Holttum, S., Wright, T., & Wood, C. (2021). Art therapy with people diagnosed with psychosis: Therapists' experiences of their work and the journey to their current practice. International Journal of Art Therapy, 26(4), 126-136. https://doi. org/10.1080/17454832.2021.1893370

Junwei, X. (2023). Peculiarities of using art therapy as a method of preventing mental illness and developing creative thinking in schoolchildren. The World of Science, Culture, Education, 2(99), 236-238. (In Russ.).

Kaimal, G., Carroll-Haskins, K., Berberian, M., Dougherty, A., Carlton, N., & Ramakrishnan, A. (2020). Virtual reality in art therapy: A pilot qualitative study of the novel medium and implications for practice. Art Therapy, 37(1), 16-24. https://doi.org/10.1080/07421656.2019.1659662

Kopytin, A. (2015). Modern clinical art therapy. A learning guide. Cogito-Centre. (In Russ.). Malchiodi, C. A. (2018). The art therapy sourcebook. Mcgraw-Hill Education.

Martirosyan, K. M. (2022). Sociocultural potential of art therapy in the rehabilitation practice of cultural institutions. Modern Teacher Education Issues, 74-1, 157-159. (In Russ.).

Potash, J. S., Kalmanowitz, D., Fung, I., Anand, S. A., & Miller, G. M. (2020). Art therapy in pandemics: Lessons for COVID-19. Art Therapy, 37(2), 105-107. https://doi.org/10.1080/07421656.2020.1754047

Shegerya, V E. (2021). Developing the emotional intelligence of preschoolers with the help of digital art therapy methods. Intellectual Resources for Regional Development, 2, 238-242. (In Russ.).

Skurkovich, A. A. (2021). Art therapy in developing professionals' creative thinking. In N. G. Grigoryeva, A. A. Lezhenina (eds), Psychological and humanitarian resource of the technical university. Collection of scientific papers of the All-Russian scientific and practical conference (pp. 44-48). Far Eastern State Transport University. (In Russ.).

Zubala, A., Kennell, N., & Hackett, S. (2021). Art therapy in the digital world: An integrative review of current practice and future directions. Frontiers in Psychology, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.600070

Об авторах:

Капица Алена Александровна, аспирант, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии, член национальной арт-терапевтической ассоциации, преподаватель, Донской Государственный технический университет (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, a.kapitsa@mail.ru

Елагина Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, преподаватель, доцент кафедры «Общая и консультативная психология», Донской Государственный технический университет (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, kochevanchik@mail.ru

Поступила в редакцию 05.04.2023 Поступила после рецензирования 11.05.2023 Принята к публикации 12.05.2023

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

About the Authors:

Kapitsa Alena A., Postgraduate, Member of the European Confederation of Psychoanalytic Psychotherapies, Member of the National Art Therapy Association, Lecturer, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, a.kapitsa@mail.ru

Elagina Marina Yu., Cand. Sci. (Psychology), Lecturer, Associate Professor of the "General and Counseling Psychology" Department, Don State Technical University, (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, kochevanchik@mail.ru

Received 05.04.2023 Revised 11.05.2023 Accepted 12.05.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conflict of interest statement

The authors do not have any conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.