Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии как фактор современной социализации: проблемы и вызовы'

Информационно-коммуникационные технологии как фактор современной социализации: проблемы и вызовы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
355
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АНОМИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КОНФЛИКТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITALIZATION / SOCIALIZATION / ANOMIE / COMMUNICATION / CONFLICT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихомиров Никита Вадимович

В статье отражен ряд аспектов социального взаимодействия в современном обществе, связанных с распространением информационно-коммуникационных технологий. В центре рассмотрения находится проблема социализации и диалога поколений. Освещены ключевые риски и вызовы, возникающие в связи с изменением социальной ситуации развития личности, появлением новых агентов социализации, деформацией привычных коммуникативных моделей, ролей и статусов. Показано значение развития цифровых компетенций как основы психологической безопасности личности в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF MODERN SOCIALIZATION: PROBLEMS AND CHALLENGES

The article reflects a number of aspects of social interaction in modern society related to the spread of information and communication technologies. The focus is on the issue of socialization and the dialogue of generations. Highlights the key risks and challenges arising from the changing social situation of personal development, the emergence of new agents of socialization, the deformation of the usual communication patterns, roles and statuses. The importance of the development of digital competencies as a basis for the psychological security of the individual in the 21st century is shown.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии как фактор современной социализации: проблемы и вызовы»

H. В. Тихомиров

193

Тихомиров H. В. Информационно-коммуникационные технологии как фактор современной социализации: проблемы и вызовы // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 193-196.

Tikhomirov N. V. Information and communication technologies as a factor of modern socialization: problems and challenges. Bulletin ofPrikamsky Social Institute. 2019. No. 1 (82). Pp. 193-196. (In Russ.)

УДК 316.77

H. В. Тихомиров

Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА имени К. И.Скрябина, Москва, Россия

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ

Тихомиров Никита Вадимович — старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук.

E-mail: tihomirov_n@rambler. ru

В статье отражен ряд аспектов социального взаимодействия в современном обществе, связанных с распространением информационно-коммуникационных технологий. В центре рассмотрения находится проблема социализации и диалога поколений. Освещены ключевые риски и вызовы, возникающие в связи с изменением социальной ситуации развития личности, появлением новых агентов социализации, деформацией привычных коммуникативных моделей, ролей и статусов. Показано значение развития цифровых компетенций как основы психологической безопасности личности в XXI в.

Ключевые слова: цифровизация, социализация, аномия, коммуникация, конфликт, информа-ционно-коммуникационные технологии

N. V. Tikhomirov

Moscow state Academy of Veterinary Medicine and Biotechnology — MVA by К. I. Skryabin, Moscow, Russia

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF MODERN SOCIALIZATION: PROBLEMS AND CHALLENGES

Tikhomirov Nikita V. — Senior Lecturer at the Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities.

E-mail: tihomirov_n@rambler. ru

The article reflects a number of aspects of social interaction in modern society related to the spread of information and communication technologies. The focus is on the issue of socialization and the dialogue of generations. Highlights the key risks and challenges arising from the changing social situation of personal development, the emergence of new agents of socialization, the deformation of the usual communication patterns, roles and statuses. The importance of the development of digital competencies as a basis for the psychological security of the individual in the 21 st century is shown.

Key words: digitalization, socialization, anomie, communication, conflict, information and communication technologies.

©Тихомиров H. В., 2019

Современное общество, подверженное интенсивным процессам информатизации и цифровизации, пребывает в состоянии перехода, втягивания в новый формат внутрикуль-турного (и межкультурного) взаимодействия [11, с. 51]. Появление и распространение новых технологий как посредников при передаче смыслов неизбежно порождает специфические проблемы взаимопонимания, а также психологического конфликта. Соответствующие вопросы требуют своевременного и вдумчивого осмысления с тем, чтобы обеспечить благополучное встраивание личности в новую среду общения, организуемую информационными технологиями. Цифровизация в будущем с высокой степенью вероятности охватит все без исключения сферы общественной жизни, что приведет к утверждению принципиально нового типа личности. Он будет складываться из особого отношения к себе, обществу, миру; будет выступать носителем новых представлений об истине, нравах и ценностях; руководствоваться иными жизненными целями.

Технико-технологические новации проникают во все сферы общества, порождая специфичные конфликты и затруднения. Крупные изменения внутри действующих социальных институтов, сдвиги внутри системы сложившихся межличностных и межгрупповых отношений создают предпосылки к возникновению кризисов как структурного, так и психологического свойства. Наиболее подвержены потрясениям представители старших возрастов, чему имеется ряд объективных предпосылок. Первая и определяющая сопряжена с демографическим фактором. Первичная социализация этих людей прошла вне пределов эпохи массовой цифровизации. Умения и навыки соответствующих социальных групп ориентированы на традиционные средства коммуникации. Поэтому основанные на них модели взаимодействия и способы ориентирования в меняющихся условиях оказываются порой нерелевантными и порождают конфликтные ситуации, чреватые фрустрациями.

Одним из обстоятельств, оказывающих воздействие на состояние психологического благополучия человека, является смена межпоколенческой трансмиссии. Возникновение новых каналов передачи информации предполагает их восприятие и освоение разными поколениями людей не в равной мере. Так, молодое поколение сегодня, в отличие от поколения родителей и старше, в почти подавляющей части выступает носителем комплекса новых цифровых компетенций, что позволяет ему свободно пользоваться ресурсами и возможностями современных технологий, в частности — информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Это обстоятельство обусловлено тем, что так называемое поколение Ъ имеет опыт социализации, который изначально теснейшим образом связан с цифровой средой и новейшими коммуникационными технологиями [9]. Говоря иначе, люди, родившиеся на исходе XX столетия, обладают цифровой компетенцией в существенно большем объеме, нежели их родители и более старшие родственники [13, с. 70-77].

Нынешняя эпоха не только вносит изменения в режим общения между поколениями, но и деформирует систему ценностей, которые это общение регулируют и направляют. В первую очередь это отражается на характере социализации подростков: «Дефицит общения со значимыми взрослыми и неизбежное в современных условиях быстрое устаревание родительского опыта делает группу равных одним из влиятельнейших агентов социализации» [1].

При этом старшее поколение, как бы оно ни относилось к содержанию технологических новаций, оказывается перед необходимостью в той или иной мере пользоваться ими, и здесь сталкивается с комплексом закономерных угроз: «Любое информационное пространство является в большей или меньшей степени агрессивной средой, навязывающей определенные стереотипы поведения» [12, с. 113]. Ключевым фактором новой коммуникационной среды выступает интернет, который не только выполняет функцию средства хранения и передачи информации, но и становится одним из решающих инструментов социализации личности [3, с. 253-254; 4].

Н. В. Тихомиров

195

Значимой угрозой, определяющей сложную конфигурацию противоречий в новых условиях межсубъектного взаимодействия, является аномия. Интернет-пространство переводит на себя значительную часть информационных потоков, превращается во влиятельного посредника между человеком и окружающим миром, в том числе между человеком и другими людьми. С интернет-технологиями связано формирование современной социокультурной ситуации развития личности [7]. При этом специфика форм и способов коммуникации в сети приводит к деструкции классических правил и норм поведения, которые традиционно обусловливали отношения людей в доцифровую эпоху.

Взаимодействие людей внутри общества как коммуникативный процесс предполагает наличие набора социальных ролей, между которыми осуществляются контакты. С каждой из них связан набор ожиданий, сообщающий социальному взаимодействию определенный характер. Развитие коммуникационных технологий в цифровой век накладывает глубокий отпечаток на устоявшиеся диспозиции: изменяется восприятие статусов, трансформируются комплексы запросов и ожиданий, молодым поколениям делается чуждым классическое понимание авторитетов. Современная социокультурная ситуация развития подростка формирует у него специфическое представление о путях получения сведений об окружающем мире, их достоверности, ценности и полезности [10, с. 70-73]. Большое значение в становлении личного отношения к миру имеют интернет и другие средства массовой коммуникации, которые «фактически представляют систему неформального образования, выполняющего просветительскую роль для различных слоев населения» [10, с. 71].

По мысли Л. С. Выготского, «все школьное обучение, если взять его психологическую сторону, все время вращается вокруг оси основных новообразований школьного возраста: осознания и овладения» [6, с. 901]. Учитывая громадные масштабы информатизации общества в наше время, следует отдавать отчет в том, что представители поколения Ъ, или миллениалы, уже в школьном возрасте научаются идентифицировать себя со взрослым миром, усваивая модели поведения, транслируемые средствами массовой коммуникации. В итоге деформации подвергается всё образовательное пространство, отвечающее за воспитание будущих граждан и формирование у них значимых личностных качеств. Здесь могут возникать разнообразные коллизии. Во-первых, школьник или студент оказывается склонным полагать себя носителем достаточной компетенции, позволяющей определять степень надобности получаемой им специальной информации [14, с. 34-37]. Во-вторых, авторитет преподавателя порой обесценивается в подростковом сознании, не выдерживая конкуренции с Интернетом. В целом оба названных обстоятельства вызывают неправильное восприятие картины мира и возникновение избыточного психологического напряжения среди подростков [5, с. 70-71].

Кроме того, глубокая погруженность в цифровое пространство со всеми особенностями его функционирования рождает склонность к девиантному поведению. В условиях растущей цифровизации образования это неизбежно ведет к проникновению ненормативного поведения в структуру коммуникаций между учащимися и педагогами. Анонимность и снижение нравственных требований, отказ от самоцензуры и пренебрежение статусными различиями способны породить столкновения, болезненно отражающиеся как на психологическом состоянии отдельных членов общества, так и на обществе в целом [2, с. 91]. Как отмечают исследователи, современные массовые коммуникации существенным образом влияют на развитие склонности к агрессивному поведению (физическому и вербальному) у молодежи в процессе социализации [8, с. 110].

Выходом из сложившейся ситуации представляется вдумчивая целенаправленная работа профильных специалистов и ответственных государственных органов, направленная на выявление и оценку рисков, которые скрытым образом содержит в себе процесс цифро-

визации. Необходима комплексная профилактика данных рисков, прежде всего путем осуществления просветительских и воспитательных мероприятий, имеющих целью нормализацию отношений человека к миру, обществу и окружающим людям, гармонизации его картины мира и мировосприятия. Важное место в системе таких мероприятий должна занимать работа по привитию всем слоям современного общества комплекса релевантных цифровых компетенций.

Проблемы и вызовы, сопряженные с наступлением цифровой эпохи, проецируются на межличностные и межгрупповые взаимодействия, порождая столкновения и угрозы психологическому благополучию индивидов. Поиск первопричин указанных выше проблем следует вести в той же плоскости, где лежат проблемы средств массовой коммуникации применительно ко всему многообразию общественных отношений. Деформация мировосприятия, аномия и девиантное поведение являются универсальными проблемами. Следовательно, универсальной становится потребность развития цифровой компетенции всеми сторонами, вовлеченными в процессы социального взаимодействия.

Библиографический список

1. Азашиков Г. X., Хагурова Н. Е. Взросление в пространстве подростковых сообществ: современные тенденции и риски // Вестник Российского университета дружбы народов. 2015. № 1. С. 54-63.

2. Андреева И. Г. Информационные риски здоровья в образовательном процессе // Педагогика. 2016. № 8. С. 90-97.

3. Белинская Е. П. Информационная социализация в поликультурном пространстве // Известия Саратовского университета. 2014. Т. 3. № 3. С. 253-259.

4. Белинская Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. URL: http://psystady.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html (дата обращения: 10.03.2019).

5. Великодная Е. Н. Характер рисков для здоровья личности в медиаинформационном образовательном пространстве // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 1. С. 68-73.

6. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва : Эксмо, 2006. 1136 с.

7. Денисова А. Б. Информационные и телекоммуникационные технологии как фактор социализации молодого поколения // Философские проблемы информационных технологий и кибер-пространства: сетевой электронный журнал. 2016. № 1. С. 20-34. URL: http://cyberspace.pglu.ru/ issues/detail.php?ELEMENT_ID=146715 (дата обращения: 10.03.2019).

8. Ефимова Т. В., Бересная А. Г. Интернет и подростковая агрессивность: грани проблемы // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2016. № 8. С. 108-116. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9341 (дата обращения: 10.03.2019).

9. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? [Электронный ресурс] // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2 (3). С. 220-236. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/teoriya-pokoleniy-my-raznye-ili-odinakovye (дата обращения: 10.03.2019).

10. Захаркин Р. А. Средства массовой коммуникации как фактор социализации современной молодежи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 70-73.

П.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

12. Музафина В. М. Массовые информационные технологии как фактор аномизации сознания молодежи // Дискуссия. 2016. № 4. С. 113-117.

13. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. Москва : Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.

14. Чванова М. С., Анурьева М. С., Киселева И. А. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве // Вестник Тамбовского университета. 2017. Т. 22. № 6. С. 32-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.