Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как эффективное средство формирования универсальных учебных действий младших школьников'

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как эффективное средство формирования универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1191
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кронникова М. С.

Автор рассматривает информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как эффективное средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»

Теория и методика обучения и воспитания

53

3. Кутузова Г.И. Принцип междисциплинарных связей в технологии обучения иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки // Научно-технические ведомости. - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2004. - № 1 - С. 268-270.

4. Материалы международной конференции. - Донецк: ДонНУ 2003. -111 с.

5. Митрофанова О.Д. О взаимодействии коммуникативной и предметной компетенции при обучении русскому языку «Научно-методическая конференция» // «Актуальные аспекты обучения и воспитания студентов-иностранцев по подготовительных факультетах: тезисы докладов. - М.: МАДИ, 1990.

6. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. - М.: Рус.яз., 1988. - 176 с.

7. Теория и практика обучения иностранных студентов в современных условиях: Higher Education in the Twenty - Fist Century: Vision and Action. UNESCO on the World Conference on Higher Education (1998). - URL: http: //www.unesco.org/cpp/uk/declarations/world.pdf.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Кронникова М.С.*

Средняя общеобразовательная школа № 26, г. Якутск

Автор рассматривает информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова младшие школьники, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), универсальные учебные действия (УУД).

За последние десятилетия в обществе произошли существенные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию.

Учитель начальных классов.

54

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В 2011 году образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в соответствии с которым развитие личности должно обеспечиваться, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции, обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности), познавательный и коммуникативный. В качестве важного механизма формирования УУД мы видим информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Формирование универсальных учебных действий наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов в современной цифровой коммуникационной среде. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Наш практический опыте убеждает, что преподавание в начальных классах необходимо ориентировать на использование ИКТ-технологий. Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор. Нужно отметить, что именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным. Использование ИКТ-технологий в образовании значительно облегчает переход к личностно-ориентированному обучению. При помощи мультимедийных технологий можно совершенно по-новому показать проблему учащемуся, что развивает мотивацию для дальнейшего обучения.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип -принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносто-

Теория и методика обучения и воспитания

55

ронне. Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно - использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, а интерес - это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как их использование повышает возможность применения проектного метода обучения. Учитель может использовать эти технологии при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний.

Использование ИКТ на различных этапах урока позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированное™ универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

При освоении личностных действий происходит формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

- оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

- использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;

- создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ

играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

- фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе - с помощью аудио- и видео-записи,

56

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);

- структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;

- создание гипермедиа-сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой;

- построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

- создание гипермедиа-сообщений;

- выступление с аудиовизуальной поддержкой;

- фиксация хода коллективной / личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);

- общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум).

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь возникают два основных преимущества - качественное и количественное. Качественные возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео предоставляет больший объем информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).

Теория и методика обучения и воспитания

57

2. Как сопровождение объяснения учителя. В своей практике мы используем созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

3. Как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

Компьютерные технологии позволяют создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить процесс, делает его выразительным.

В использовании ИКТ учителем можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.

Очень важно позаботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При проведении занятий с применением компьютерных игр необходимо учитывать санитарно-гигиенические требо-

58

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

вания к организации учебных занятий с использованием ИКТ и использовать здоровьесберегающие технологии.

Качество формирования УУД через использование информационнокоммуникационных технологий зависит от типических свойств методической системы. Главной целью педагогической деятельности мы видим формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Список литературы:

1. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты». -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с.

2. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. - 288 с.

3. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. - 2009. -№ 2.

4. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. - 2003. - № 1.

5. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 7. - С. 30-32.

К ВОПРОСУ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ МВД РОССИИ

© Лымарев В.Н.* *, Жемчужников А.В.*

Пермский военный институт Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, г. Пермь

В работе представлена классификация закономерностей обучения в военном вузе. Раскрывается необходимость профессионально-моти-вирующей направленности современного военно-профессионального образования и основные идеи концепции профессионально-мотиви-рующего обучения.

Ключевые слова: военное образование, педагогические закономерности, психолого-педагогическая концепция профессионально-мотиви-рующего обучения.

* Преподаватель кафедры Огневой подготовки.

* Доцент кафедры Огневой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.