Zadkova Anna V.
Milyukova Anna G.
Site audit of the Altai State Theatre for Children and Youth
Abstract
The article investigates the site of the Altai State Theatre for Children and Youth .
Key words : site audit , the site of the theater . С.В. Булавина
Воронежский архитектурно-строительный университет fire-fly@fok. ru
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ ВОРОНЕЖСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
Аннотация
Каждому периоду становления, развития, воплощения и сценического бытования образа спектакля соответствует свой этап информационного сопровождения. Информационное сопровождение спектакля — это ключевое звено и наиболее эффективное средство идентификации спектакля как самостоятельного художественного произведения на театральном рынке. Его основной и главной целью является утверждение образа спектакля в сознании потенциальных зрителей, более того — постоянное присутствие данного образа на театральном рынке. В основе всей тактики и стратегии информационного сопровождения спектакля на всех этапах его сценической жизни лежит сопряжение и синтез двух подходов к спектаклю — театрального и маркетингового, причем специфика последнего обусловливается спецификой спектакля как произведения сценического искусства.
Ключевые слова: информационное сопровождение, реклама, маркетинг, театральный спектакль.
Каждому периоду становления, развития, воплощения и сценического бытования образа спектакля соответствует свой этап информационного сопровождения. Этапы различны, каждый из них обладает
своими особенностями, но они объединены общей концепцией. На всех этапах информационного сопровождения данная концепция должна быть представлена в едином стиле. Полезный практический материал для анализа новейших информационных технологий содержится на соответствующих интернет-порталах и сайтах99. О сущности маркетинговых коммуникаций в театральном деле написано существенно меньше научных трудов. Тем ценнее для целей нашего исследования книги и статьи Андрейкина М.С.100, Донова Д.А.101, Иншакова Н.Г 102, Колбер Ф.103, Кривоносова А.Д.104, Е.Л. Игнатьевой.105, Кузнецова М.А.106, Г.Л. Тульчинского107, Синяевой И.М. 108 и ряда других исследователей. В них содержится богатый материал для суждений и выводов о социальном функционировании театра, о зрительской аудитории и путях ее изучения, о современных коммуникационных технологиях.
Воронежский театр оперы и балета - это репертуарный театр режиссерского типа. Рассмотрим информационное сопровождение спектакля «Травиата» Д. Верди, который идет на сцене Воронежского театра оперы и балета в настоящее время.
Опера «Травиата» (дирижер Юрий Анисичкин, режиссер Александр Титель) была выдвинута на соискание национальной премии «Золотая маска». 2013 год - год 200-летия со дня рождения Джузеппе Верди и 160-летия со дня премьеры одной из самых популярных его опер - «Травиаты». Популярность этой оперы сохраняется и по сей день. Количество постановок ошеломляет: её ставят и в небольших
"www.sovetnik.ru, www.raso.ru,www.pronline.ru,www.proreklamu.ru,www.afisha.ru, www.theatre.ru,www.smotr.ru
100 Андрейкина М.С. Бренд в сфере культуры и искусства // Сцена. М., 2004. №Т 1. С. 23-24.
101 Донова Д.А. Театр глазами маркетолога // Театр. Живопись. Кино: Музыка: Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. — Вып. 1 / Сост. Д.В. Трубочкин.М.: ГИТИС, 2004. С.418-429.
102 Иншакова Н.Г. Помощник рекламиста, или Редактор рекламных текстов. М.: МЦФЭР, 2005. -288 с.
103 Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. СПб.: АртПресс, 2004. — 256 с.
104 Кривоносов А.Д. Жанры PR-текста. СПб.: СПбГУ, 2001.135 с.
105 Игнатьева Е.Л. Экономика культуры. М.: ГИТИС, 2006. - 230с.
106 Кузнецов М.А., Цыкунов И.В. Практическая психология PR и журналистики. Как позволить, другим делать по-вашему. М.: РИП-холдинг, 2004. - 148 с.
107 Тульчинский Г.Л. Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Планета музыки, 2007. -528 с.
108 Синяева И.М. Паблик рилейшенз в коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ, 2003. - 414 с.
провинциальных театрах, и на лучших оперных сценах мира. Поражает и разнообразие режиссёрских решений от традиционно-костюмированных до супермодернизированных. Надо сказать, что в Воронежском театре «Травиата» ставилась не раз. Последняя постановка Александра Тителя 1994 года отличается интересными психологическими и мизансценическими решениями, спектакль номинировался на «Золотую маску» и с успехом был показан в Москве.
На сегодня «Травиата» в Воронеже пользуется успехом у зрителей во многом благодаря молодым, талантливым певцам, которые стали работать в театре в последние годы. Лауреаты Международных конкурсов Людмила Солод (Виолетта), Дмитрий Башкиров (Альфред), Игорь Горностаев (Жермон) вдохнули новую жизнь в эту постановку. Их вокальный и актёрский профессионализм вместе с пианисткой, ведущим концертмейстером театра, заслуженной артисткой России Светланой Андреевой превратили спектакль в драму сильных и глубоких чувств.
Спектакль был возобновлен в 2012 году, репетиции начались в 2011 году. Анонс постановки состоялся в октябре 2011 года на сайте Воронежского театра оперы и балета. Через некоторое время короткие сообщения о начавшихся репетициях появились в электронных версиях газет «Комсомольская правда» и « Российская газета». Спустя полтора месяца после этого режиссер - постановщик Александр Титель дал короткое интервью корреспонденту ВГТРК, в котором сообщил о включении и утверждении спектакля в репертуаре. Спектакль был заявлен информативно: название спектакля, его жанр и автор, имена режиссера-постановщика, сценографа, художника по костюмам, актерский состав, т.е. данные, на основе которых начинает строиться информационное сопровождение. Таким образом, начинает возникать информационное поле спектакля, которое опирается на известные факты, связанные с историей пьесы и творческой биографией режиссера-постановщика, учитывает репертуарную политику театра, его художественную программу, а также опыт предыдущих постановок пьесы в различных театрах.
Следующий этап информационного сопровождения — интересные, содержательные репортажи с репетиций, аналитические интервью с участниками работы, первые рекламные сообщения и PR-тексты. Через три месяца после начала репетиций состоялось несколь-
ко репортажей на ВГТРК в разделе «Культура», которые отразили кропотливейшую работу оперной труппы над постановочным процессом. Съемочная группа давала «крупные планы» не только солистов Людмилы Солод и Дмитрия Башкирова, но и на некоторые вопросы корреспондента ответила художник по костюмам Ирина Акимова и художник-постановщик Юрий Устинов. Информация о готовящейся премьере проходит в новостных сообщениях на региональном канале «ТНТ-Губерния» и «Центр-25 канал» в прайм-тайм в течение 3 дней.
Чем ближе день премьеры, тем коммуникации используются более активно, вырисовываются контуры информационного освещения премьерного события, складывается и начинает реализовываться программа продвижения — в дело вступает рекламно-информационная кампания, масштабно используются рекламные и PR-тексты. Сообщения о предстоящем выходе спектакля активно тиражируются в средствах массовой информации. Начинается широкое оповещение зрителей о дне премьеры с использованием разнообразных средств, форм и жанров. Публикации по поводу будущей премьеры состоялись в следующих воронежских СМИ с марта по май 2012 года и возобновились с сентября: газеты «Театральная жизнь», ст. «К юбилею Д.Верди»; «Музыкальная жизнь», ст. «Новая жизнь «Травиаты», а также короткие анонсы в журнале «Досуг в Воронеже», «Выбирай» и др. Предпремьерный «прогон» спектакля состоялся 22 ноября.
На третьем, самом активном этапе информационного сопровождения, освещающем премьерные представления, а также мероприятия, к ним приуроченные, самое важное — восприятие замысла (какой вызван зрительский отклик). Установление обратной связи чрезвычайно важно. А так ли зритель воспринял и понял спектакль, как он задуман был его создателями; совпадает ли, хотя бы в общих чертах, «образ-замысел» спектакля с его «образом-восприятием» в сознании зрителя; вполне ли адекватно присутствует спектакль как «образ-произведение» на театральном рынке и правильно ли воссоздается он информационным сопровождением? Посредством «обратной связи» внешнее пространство театра активно внедряется во внутреннее — возникает обратное, центростремительное движение. Вследствие получения «обратной» связи информационное сопровождение спектакля становится частью коммуникации, в первую очередь — благодаря интернет-технологиям (форумы, блоги, электронная почта и пр.).
Премьера спектакля состоялась 13 февраля 2013 года в Воронежском концертном зале. В социальной сети «В контакте» был проведен блиц-опрос пользователей: было предложено ответить на следующий вопрос: «Выберите лучшую оперную постановку из репертуара Воронежского театра оперы и балета». Опера Д. Верди «Травиата» получила самое большое количество положительных ответов - 14,7% .
Обсуждение спектакля профессионалами происходит не только при личной коммуникации. Обмен мнениями, дискуссии проходят «на виду» у обычных зрителей в форме аналитических журналистских текстов, «круглых столов» на радио и телевидении. Расширенное интервью с главным театральным критиком Б.Я. Табачниковым состоялось не только в разделе «Культура» на ВГТРК (март 2013), но и на сайте интернет-журнала «Культура. ВРН.» — ст. «Театральный сезон в Воронеже».
Детальный анализ информационно-коммуникативного аспекта театрального дела позволяет выявить информационное сопровождение спектакля как особый феномен современного театрального процесса. В результате его объемного рассмотрения информационное сопровождение предстает достаточно сложным театральным феноменом, связанным, с одной стороны, со спектаклем как явлением театрального творчества, с другой стороны — с его продвижением на театральном рынке, а с третьей стороны — с управленческими структурами театра.
Предпринятый анализ позволяет утверждать, что коммуникационные технологии в театральной сфере базируются на владении основами театроведения, многое заимствуют у театральной критики, истории театра и литературы, журналистики, социологии, маркетинга, менеджмента, рекламы, PR, дизайна. Полноценный и качественный результат создается на стыке всех вышеперечисленных областей знаний. Информационное сопровождение — это ключевое звено и наиболее эффективное средство идентификации спектакля как самостоятельного художественного произведения на театральном рынке. Его основной и главной целью является утверждение образа спектакля в сознании потенциальных зрителей, более того — постоянное присутствие данного образа на театральном рынке. Отдельные компоненты информационного сопровождения формируются постепенно и складываются в единое смысловое целое, определяющее и задающее как на-
правление всех ключевых сообщений, так и каналы их распространения. Таким образом, складывается представление о театре, определяется его позиция на театральном рынке. Важнейшим условием успешного пребывания спектакля на театральном рынке можно считать грамотное, профессиональное, творчески активное использование описанных выше технологий создания, информационного сопровождения спектакля на протяжении всей его сценической жизни — с момента принятия в репертуар и начала репетиционного процесса до момента снятия с репертуара. Базируются эти технологии на синтезе театральных и маркетинговых коммуникаций. Раскрытие взаимосвязей информационного сопровождения спектакля с отдельными направлениями театрального менеджмента позволяет разработать и описать технологию создания коммуникационной кампании спектакля в современном театральном процессе. Таким образом, в основе всей тактики и стратегии информационного сопровождения спектакля на всех этапах его сценической жизни лежит сопряжение и синтез двух подходов к спектаклю — театрального и маркетингового, причем специфика последнего обусловливается спецификой спектакля как произведения сценического искусства.
Bulavina Svetlana V.
Information and communication support theatrical performance of the Voronezh Opera and ballet theatre
Abstract
Each period of formation, development, implementation and stage of existence of the image of the performance corresponds to the stage of information support. IP performance is the key component and the most effective means of identifying the play as separate works of art for the theatrical market. Its underlying aim is the adoption of the image of the play in the minds of potential viewers, what's more - the constant presence of the image on the theatrical market. The basis of all tactics and strategy information support of performance at all stages of its stage of life is a mate and a synthesis of two approaches to performance — theatre and marketing, and the specificity of the latter is due to the specifics of the show as works of the performing arts.
Key words: information support, advertising, marketing, theatrical performance.