ВЕЗИРОВ Тимур Гaджиевич,
доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дербентский филиал, e-mail: [email protected]
ГУСЕЙНОВ Руслaн Джaнгирович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, директор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дербентский филиал, e-mail: [email protected]
ГУСЕЙНОВА Ирaде Сaфaрaтдuновнa,
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Институт социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ПИРМАГОМЕДОВА Эльмuрa Абудиновнa,
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дербентский филиал, e-mail: [email protected]
13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ВУЗА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается один из педагогических аспектов использования возможностей информационно-коммуникационной предметной среды вуза в развитии познавательной активности будущих бакалавров педагогического образования, на примере Дербентского филиала Московского педагогического государственного университета. Выделены место и роль электронных изданий учебного назначения и сервисов социальной сети, которые выступают основными составляющими информационно-коммуникационной предметной среды вуза, в развитии познавательной активности студентов бакалавриата.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная предметная среда, познавательная активность, будущий бакалавр, педагогическое образование, электронные издания учебного назначения, сервисы социальной сети.
VEZIROV Timur Gadjievich,
doctor of pedagogy, Professor of the Department of Humanities and natural Sciences Moscow state pedagogical University, Derbent branch
GUSEYNOV Ruslan Djangirovich,
candidate of pedagogics, associate Professor of psychological and pedagogical education, Director Moscow state pedagogical University, Derbent branch
GUSEYNOVA Irade Safaratdinovna,
œndidate of historical Sciences,associate Professor of the Department of state and municipal management, Institute of social and humanitarian education,
Moscow state pedagogical University
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
PIRMAGOMEDOVA Elmira Abudinovna,
candidate of psychological Sciences, associate Professor, head of the Department of psychological and pedagogical education Moscow state pedagogical University, Derbent branch
INFORMATION AND COMMUNICATION SUBJECT ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF INFORMATIVE ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS OF THE PEDAGOGICAL
EDUCATION
Abstract. The article deals with one of the pedagogical aspects of using the opportunities of information and communication subject environment of the University in the development of cognitive activity of future bachelors of pedagogical education, on the example of the Derbent branch of the Moscow pedagogical state University. The place and role of electronic publications for educational purposes and social network services, which are the main components of the information and communication subject environment of the University, in the development of cognitive activity of undergraduate students.
Key words: information and communication subject environment, cognitive activity, future bachelor, pedagogical education, electronic publications for educational purposes, social network services.
Современное информационное общество, связанное с массовой глобализацией коммуникации, предъявляет новые требования к подготовке бакалавров педагогического образования в вопросах применения образовательных Интернет-порталов, освоения методов и средств сетевого взаимодействия, а также реализации педагогических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и представления знаний.
Современные условия, связанные информатизацией, массовой коммуникацией и глобализацией высшего образования, когда Болон-ский процесс определяет основные тенденции развития высшего образования, диктуют необходимость соединения традиционных методов образования с новейшими образовательными технологиями в соответствии с требованиями общеевропейского образовательного пространства.
В настоящее время объем знаний стремительно возрастает, ускоряя процесс устаревания информации, который требует нового подхода в подготовке бакалавров педагогического образования.
Одним из важнейших направлений подготовки конкурентоспособных специалистов в условиях информатизации образования становится умение их самостоятельно получать и анализировать полученные знания благодаря сформированному умению ориентироваться в едином образовательном пространстве. Разработка и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий,
позволяющих подготовить бакалавров такого уровня, становится важным аспектом в направлении развития современной системы высшего образования. Одним из условий усвоения педагогом элементом содержания педагогического образования является нацеленность его на профессионально-личностное саморазвитие педагога, включающее в себя самообразование, самоопределение, самореализацию и самоутверждение. Одним из факторов повышения качества профессиональной подготовки педагогических кадров является развитие университетского многоуровневого педагогического образования. Одной из функций регионализации образования является удовлетворение «на месте» всех образовательных запросов и потребностей педагогического сообщества в целом, каждого педагога в отдельности.
Как отмечают авторы монографии [3, с. 130] Т.Г. Везиров и A.B. Бабаян, согласно новой образовательной модели «Российское образование 2020» в системе профессиональной подготовки студентов меняются представления об образовательных результатах. Здесь важную роль начинают играть навыки исследовательской деятельности в профессиональной подготовке, связанные с развитием умения самостоятельно ставить задачи, проводить исследования, осуществлять межсетевое взаимодействие на основе принципа сотрудничества. Все это приводит к развитию познавательной активности будущих бакалавров педагогического образования в условиях информационно-коммуникационной предметной среды, под которой И.В. Роберт понимает совокупность условий, способ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
ствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемыми, преподавателем и средствами информационных и коммуникационных технологий, которые приводят к формированию познавательной активности обучаемого при наполнении компонентов среды предметным содержанием [5]. Вопрос развития познавательной активности студентов в вузе достаточно тра-диционен для дидактики высшей школы и является важнейшим условием личностно ориентированного образования. Это все требует поиска новых приемов, методов и форм организации учебного процесса в вузе, в том числе и при овладении спецдисциплин.
Как показывает анализ практической деятельности, преподаватели спецдисциплин испытывают трудности в эффективной реализации учебных программ из-за низкой познавательной активности студентов, которые обусловлены рядом причин. Одной из такой причины является слабый уровень базовой подготовки по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Сущность и структура феномена познавательной активности рассматриваются в исследованиях таких ученых, как Ж.Г. Аристовой, Т.А. Куликовой, A.M. Матюш-кина, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. В своем диссертационном исследовании М.А. Алтухова под познавательной активностью понимает интегративное личностное образование, характеризующее качественные характеристики познавательной деятельности [1, с.22].
Анализ ФГОС ВО (уровень высшего образования бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» показал, что одной из областью профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата является совокупность инновационных технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обработки, хранения и обмена информацией на расстоянии с использованием различных сетевых структур [4, с.186]. Здесь же отмечают, что в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, размещенные на основе прямых договорных отношений с правообладателями.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
Электронно-библиотечная система и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории образовательной организации, так и вне ее. Для реализации такого доступа в вузе должна быть создана высоконасыщенная информационно-коммуникационная предметная среда. Такая среда создана в Дербентском филиале Московского педагогического государственного университета, включающая:
Современные студенты свободно общаются в социальных сетях и работают с различными интернет-сервисами, участвуя в сообществах.
В связи с этим, стоит вопрос о формировании познавательной активности студентов бакалавриата с использованием образовательных возможностей различных on-line сервисов. В работе [2, с. 64] авторы отмечают, что для организации и реализации учебного процесса используются социальные медиа, такие как ВКонтакте и Facebook и другие социальные сети, а для создания учебного контента и организации педагогической коммуникации - сервисы и технологии web 2.0, которые позволяют студентам совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию. В практической реализации проектной деятельности будущих бакалавров большую роль в настоящее время играют сервисы социальной сети, в частности информационно-образовательная сеть 4portfolio.ru, которая применяется нами в учебном процессе. Студентами бакалавриата выполняются мультимедийные проекты по отдельным темам теоретических дисциплин, которые пополняют информационно-образовательный ресурс университета и авторских веб-портфолио. [3, с.98].
В учебном процессе Дербентского филиала Московского педагогического государственного университета социальные сервисы используются при создании сетевых учебных проектов по спецдисциплинам, в семинарах и вебинарах, а также в организации научной деятельности в педагогических сообществах. Все это проводится в информационно-образовательной сети 4portfolio.ru.
Многие студенты бакалавриата Дербентского филиала Московского педагогического государственного университета приняли участие в научно-методическом семинаре «Веб-порт-фолио студента: учимся рекламировать себя и свои достижения», проводимый в онлайн режиме научным руководителем проекта 4portfolio.ru, доктором педагогических наук,
профессором C.B. Панюковой. В настоящее время в социальные сети активно встраиваются технологии коммуникации, которые позволяют совершать on-line общение по Skype и обмениваться мгновенными сообщениями в e-mail сети. При создании сетевых сообществ в образовательном процессе мы использовали информационно-образовательную сеть 4portfolio.ru, позволяющая:
- оперативно донести информацию до участников образовательного процесса;
- возможность делиться ссылками на информационные ресурсы;
- электронные записи и дневники;
- размещение собственных учебных проектов и их обсуждение.
Одной из деятельностью в подготовке бакалавров педагогического образования является разработка и внедрение электронных изданий учебного назначения (ЭИУН), как одно из составляющей информационно-коммуникационной предметной среды вуза..
Под ЭИУН нами понимается учебное средство, реализующие возможности средств ИКТ для предоставления учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа и сетевых интерактивных средств обучения. Учебная информация нами предоставляется в виде электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), электронных учебно-методического модуля (ЭУММ) и электронных учебно-методических материалов (ЭУММ).
B подготовке бакалавров педагогического образования при Дербентском филиале Московского педагогического государственного университета нами разрабатываются электронные издания учебного назначения по дисциплинам вариативной части основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), которые применяются при изучении дисциплин.
Студентами бакалавриата используются в учебном процессе при изучении дисциплин общепрофессионального блока следующие ЭИУН:
• Компьютерные сети.
• Высшая математика.
• Мультимедиа технологии.
• Традиционная культура народов Дагестана.
• Иностранный язык в сфере юриспруденции.
• Компьютерная графика.
• Иностранный язык.
Одной из составляющей информационно-коммуникационной предметной среды вуза являются образовательные Интернет-порталы. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для
получения любой необходимой студентам и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На основе анализа литературы и Интернет-ресурсов, нами в преподавании спецдисциплин применяются следующие образовательные Интернет-порталы:
• Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» -http://window.edu.ru.
• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) - http:// eor.edu.ru.
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.
• Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании - http://www.ict.edu.ru.
• Система федеральных образовательных порталов - http://www.edu.ru/db/portal/ sites/portal_page.htm.
• Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru.
• Сетевое объединение методистов - http:// som.fsio.ru.
• Виртуальная школа Кирилл и Мефодий -http://vschool.km.ru.
• Дидактические материалы по информатике и математике - http://comp-science. narod.ru.
• Методика преподавания математики -http://methmath.chat.ru.
Данные образовательные Интернет-порталы нами используются в следующих целях:
- оперативное обеспечение педагогов актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
- организация различных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;
- применение современных информационных и телекоммуникационных технологий в учебной деятельности;
- объективное измерение, оценка и прогноз результативности обучения;
- создание условий для индивидуального самостоятельного обучения спецдисциплин студентами бакалавриата;
- постоянное и оперативное общение преподавателей и студентов, нацеленное на повышение эффективности обучения.
Например, на занятиях русского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас студентов; формировать у студентов мотивацию к изучению русского языка.
Нами проводится работа на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора студентов, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в других странах, а также они могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Список литературы:
[1] Алтухова М.А. развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе вуза: автореф...дис.канд.пед.наук. -Челябинск. - 2015. - 24 с.
[2] Бабанская О.М., Можаева Г.В. и др. Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете / / Открытое образование. - №2. - 2015. - С.63-69.
[3] Везиров Т.Г., Баьаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения: монография. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 140 с.
[4] Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагоги-чексий и технологический аспекты). Монография. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
[5] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень высшего образования «бакалавриат») по направлению подготовки 44.03.01«Педагогиче-ское образование». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2015 г. №174.
Spisok literatury:
[1] Altuhova M.A. razvitie poznavatel'noj aktivnosti studentov v obrazovatel'nom processe vuza: avtoref...dis.kand.ped.nauk. - Cheljabinsk.
- 2015. - 24 s.
[2] Babanskaja O.M., Mozhaeva G.V. i dr. Sistemnyj podhod k organizacii jelektronnogo obu-chenija v klassicheskom universitete // Otkrytoe obrazovanie. - №2. - 2015. - S.63-69.
[3] Vezirov T.G., Ba'ajan A.V. Profession-al'naja podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovanija sredstvami jelektronnogo obu-chenija: monografija. - Ul'janovsk: Zebra, 2015.
- 140 s.
[4] Robert I.V. Teorija i metodika informa-tizacii obrazovanija (psihologo-pedagogicheksij i tehnologicheskij aspekty). Monografija. - M.: BINOM. Laboratorija znanij, 2014. - 398 s.
[5] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazova-tel'nyj standart vysshego obrazovanija (uroven' vysshego obrazovanija «bakalavriat») po naprav-leniju podgotovki 44.03.01«Pedagogicheskoe obrazovanie». Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 6 marta 2015 g. №174.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018