«достать» книги. Весьма популярны у них были грустные рассказы о бедных детях, так как подобные произведения корреспондировались с жизнью читателей в родительском доме.
Аналогичные идеи высказывала А.А. Адлер (1856 - 1924), основоположник тифлопедагогики и библиотечного обслуживания людей с нарушением зрения в нашей стране. Она много рассуждала о значении книги в жизни незрячих.
Доклад А.А. Адлер «О способах распространения образования между слепыми», сделанный ею на втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию проходил в Москве с 28.12.1895 по 05.01.1896 гг. Ещё до начала съезда Анна Александровна была избрана председателем секции обучения слепых. Готовясь к форуму. Она направила во все учебные заведения для слепых детей анкеты. Её волновало, на какие средства существует школа, каково число её воспитанников, каковы условия приёма учеников, по каким учебным программам и учебным планам ведутся занятия, есть ли библиотека для учеников, есть ли в школе типография, и, наконец, что предпринимает школа для профессионального совершенствования преподавателей. Благодаря усилиям Анны Александровны на
Библиографический список
съезде была организована выставка учебной литературы, наглядных пособий и творческих работ слепых учащихся [11, с. 4].
Важнейшим средством распространения образования среди слепых Анна Александровна называла издательскую деятельность, книгопечатание брайлевским рифтом. Выступая на съезде, она акцентировала внимание коллег на значении книги для социокультурной реабилитации слепого: «... понятно каждому, что книга для слепых имеет в жизни не меньшее, если не большее значение, чем для зрячих. Иногда книга может быть для слепого единственным источником, из которого он может почерпнуть сведения об окружающем его мире и найти облегчение в своей безотрадной жизни. Книга есть то связующее звено, которое соединяет слепого со зрячим. Научить читать слепых и составить хорошую библиотеку для их употребления есть первые задачи, к осуществлению которых надо стремиться» [11, с. 4].
Изучение истории библиотерапии показывает, что перед нами комплексная научная проблема, рассмотрение которой требует усилий представителей различных отраслей гуманитарного знания: библиотековедов, филологов, историков, философов, искусствоведов и психологов.
1. Александров Г.Ф. Аристотель (философские и социально-политические взгляды). Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1940.
2. Плутарх. Слово о непристойном любопытстве. Перевод С.И. Писарева, 1786;
3. Сенека. О счастливой жизни. Перевод С.Ц. Янушевского. Санкт-Петербург: Гермес, 1913.
4. Православный календарь на 1916 г. Издание Издательского Совета при Святейшем Синоде. Петроград.
5. Солсберийский, И. Металогик Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. Москва, 1972.
6. Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Санкт-Петербург, 1914; Т. 4: 22 - 138;
7. Ахадова М.А. Арифметическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Геометрическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Учёные записки Бухарского госпединститута. 1964; 12.
8. Толстой Л.Н. Воспоминания. Москва: Художественная литература, 1975.
9. Микулинский С.Р. И.Е. Дядьковский. 1784-1841. Мировоззрение и общебиологические взгляды. Москва, 1951.
10. Грачева Е.К. Воспитание и обучение глубокого отсталого ребёнка. Москва-Ленинград, 1932.
11. Адлер А.А. Краткий очерк о способах распространения образования между слепыми: доклад на втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Москва, 1897.
References
1. Aleksandrov G.F. Aristotel'(filosofskie isocial'no-politicheskie vzglyady). Moskva: Gosudarstvennoe social'no-'ekonomicheskoe izdatel'stvo, 1940.
2. Plutarh. Slovo o nepristojnom lyubopytstve. Perevod S.I. Pisareva, 1786;
3. Seneka. O schastlivojzhizni. Perevod S.C. Yanushevskogo. Sankt-Peterburg: Germes, 1913.
4. Pravoslavnyj kalendar'na 1916 g. Izdanie Izdatel'skogo Soveta pri Svyatejshem Sinode. Petrograd.
5. Solsberijskij, I. Metalogik. PamyatnikisrednevekovojlatinskojliteraturyX-XII vekov. Moskva, 1972.
6. Korelin M. Rannijital'yanskijgumanizm iego istoriografiya. Sankt-Peterburg, 1914; T. 4: 22 - 138;
7. Ahadova M.A. Arifmeticheskaya chast' «Knigi znaniya» Ibn Siny. Geometricheskaya chast' «Knigi znaniya» Ibn Siny. Uchenye zapiski Buharskogo gospedinstituta. 1964; 12.
8. Tolstoj L.N. Vospominaniya. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1975.
9. Mikulinskij S.P. I.E. Dyad'kovskij. 1784-1841. Mirovozzrenie i obschebiologicheskie vzglyady. Moskva, 1951.
10. Gracheva E.K. Vospitanie i obuchenie glubokogo otstalogo rebenka. Moskva-Leningrad, 1932.
11. Adler A.A. Kratkij ocherk o sposobah rasprostraneniya obrazovaniya mezhdu slepymi: doklad na vtorom s'ezde russkih deyatelej po tehnicheskomu i professional'nomu obrazovaniyu. Moskva, 1897.
Статья поступила в редакцию 25.01.16
УДК 378.2
Shamsiyeva A.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: timur.60@mail.ru
Musayeva R.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: timur.60@mail.ru
INFORMATION AND COMMUNICATION SUBJECT ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION TO PROJECT ACTIVITY. The paper describes a process of forming maturity to do project activity by bachelor students of pedagogical education on the basis of the information and communication subject environment. One component of the information-communication subject environment is presented by e-learning materials, where interactivity is used as a didactic opportunity. The need in such an environment becomes a component of value orientations of bachelor students in the professional pedagogical activity. The use of modern means of information and communication technologies is a key to successful professional-pedagogical activity, as well as to high educational outcomes in the modern sense. Interactivity is realized in developing multimedia projects in specific disciplines that are applied by the authors in educational process of the Department of Physical Education and Life Safety at Dagestan State Pedagogical University, particularly in teaching "Human Physiology" and "Medical Physical Culture and Massage".
Key words: information and communication subject environment, bachelor students, pedagogical education, project activity, multimedia projects.
А.А. Шамсиева, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: timur.60@mail.ru
Р.А. Мусаева, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: timur.60@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе описан процесс формирования готовности к проектной деятельности будущих бакалавров педагогического образования на основе информационно-коммуникационной предметной среды. Одной из составляющей информационно-коммуникационной предметной среды являются электронные учебные материалы, где используется дидактическая возможность - интерактивность. Интерактивность осуществляется и при разработке мультимедийных проектов по конкретным дисциплинам, которые применяются авторами статьи в учебном процессе факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности при Дагестанском государственном педагогическом университете, в частности при преподавании дисциплин «Физиология человека» и «Лечебная физическая культура и массаж».
Ключевые слова: информационно-коммуникационная предметная среда, педагогическое образование, проектная деятельность.
Одним из новшеств Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования является понятие информационно-образовательной среды. В связи с этим идёт его осмысление, отражающее и задающее сегодняшнюю специфику образовательного процесса.
Информационно-образовательная среда образовательной организации формирует новые требования к профессиональной компетентности будущего бакалавра педагогического образования, о чём поясняют федеральные требования к образовательным организациям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Е.В. Чернобай [1] считает, что информационно-образовательная среда образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна обеспечивать:
• информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
• планирование образовательной деятельности и её ресурсного обеспечения;
• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
• мониторинг здоровья обучающихся;
• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
• дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений;
• дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями социальной сферы.
Одним из главных направлений подготовки будущих бакалавров педагогического образования, как отмечено в новых ФГОС высшего образования, является внедрение современных образовательных технологий. К таким технологиям относятся средства современных информационных и телекоммуникационных технологий, проектные технологии, тестовые технологии, технологии проблемного обучения, игровые и здоровьесберега-ющие технологии, которые составляют основу новой информационно-коммуникационной среды педвуза.
С.В. Панюкова в своей работе [2] определяет информационно-коммуникационную среду как совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Данная среда включает в себя множество информационных объектов и связей между ними, которые необходимы для организации проектной деятельности будущих бакалавров педагогического образования и имеют большие возможности для развития их творческой активности в проектной учебной деятельности. Это один из важнейших составляющих элементов образовательного процесса, посредством которого формируются знания и навыки о структуре задачи, этапам её исполнения, осваиваются основные элементы техники.
Проектная деятельность как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной, предоставляет максимум свободы в реализации задач, что повышает интерес к учебной деятельности и способствует творческому развитию личности-будущего бакалавра педагогического образования.
Особенно важны проектные технологии, в основе которых лежат умения будущих бакалавров педагогического образования ориентироваться в едином информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои профессионально-прикладные и практико-ориентированные знания.
Для получения планируемых образовательных результатов, реализации новых целей и содержания образования, будущему бакалавру педагогического образования необходима информационно-коммуникационная предметная среда педвуза.Как отмечает И.В. Роберт в монографии [3], информационно-коммуникационная предметная среда - совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами информационных и коммуникационных технологий, формированию познавательной активности обучаемого, при наполнении компонентов среды предметным содержанием.
Содержательной основой информационно-коммуникационной предметной среды служат программно-аппаратные средства и системы, организационно-методические элементы системы образования, которые определяются такими факторами, как информационное взаимодействие пользователей и возможность работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области. Использование современных средств информационных и коммуникационных технологий служит залогом его успешной профессионально-педагогической деятельности, а также высоких образовательных результатов в их современном понимании. Для достижения таких результатов информационно-коммуникационная предметная среда имеет следующие дидактические возможности: гибкость организационной структуры обучения; открытость; полифункциональность; вариативность; визуализацию; интерактивность.
Одной из составляющих данной среды являются электронные учебные материалы, где используется её дидактическая возможность - интерактивность [4; 5]. Интерактивность осуществляется и при разработке мультимедийных проектов по конкретным дисциплинам, которые нами применяются в учебном процессе факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности при Дагестанском государственном педагогическом университете, в частности при преподавании дисциплин «Физиология человека» и «Лечебная физическая культура и массаж».При изучении этих дисциплин применяются следующие виды образовательных технологий: информационные технологии (электронные образовательные ресурсы, размещённые в Российском образовательном портале http://www.edu.ru) и работа в команде (совместная работа студентов в группе при выполнении групповых домашних заданий по разделу «Физиология возбуждения».
Как показали наши исследования, благодаря активному использованию в учебном процессе коммуникационной предметной среды, удалось на 25% повысить активность студентов на занятиях при изучении теоретических дисциплин, на 44 % повысилось число студентов, вовлечённых в проектную деятельность на основе информационных технологий. Так, если раньше при выполнении проектов испытывали затруднения более 30% студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности при Дагестанском государственном педагогическом университете, то в настоящий момент, когда студентов научили пользоваться возможностями информационно-коммуникационной предметной среды, в том числе - электронными ресурсами, в ней представленными, большинство студентов активно стали использовать материалы для создания собственных проектов. Это положительным образом сказалось и на успеваемости по предметам, в рамках которых преподаватели использовали формы работы со студентами. В среднем, по предмету «Физиология человека» число студентов, получив-
ших «отлично», увеличилось на 10%, на «хорошо» - а 15% (по сравнению показателями 2014-2015 гг.), но главное - за счёт возможности вовлечь студентов в проектную деятельность на основе информационных технологий, число студентов, получив-
Библиографический список
ших «неудовлетворительно»,уменьшилось на 5%.Тем самым, мы рекомендуем более активно использовать возможности информационно-коммуникационной предметной среды в учебном процессе факультетов физической культуры.
1. Чернобай Е.В. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: путеводитель для учителя. Москва, 2015.
2. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Москва, 2010.
3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2014.
4. Везиров Т.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 102 - 104.
5. Везиров Т.Г. Электронные образовательные ресурсы в развитии ИКТ-компетентности будущих бакалавров педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 112 - 114.
References
1. Chernobaj E.V. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart obschego obrazovaniya: putevoditel' dlya uchitelya. Moskva, 2015.
2. Panyukova S.V. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva, 2010.
3. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskiji tehnologicheskij aspekty). Moskva, 2014.
4. Vezirov T.G. Nekotorye aspekty professional'noj podgotovki bakalavrov po profilyu «Muzyka i mirovaya hudozhestvennaya kul'tura» s ispol'zovaniem interaktivnyh sredstv obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 102 - 104.
5. Vezirov T.G. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy v razvitii IKT-kompetentnosti buduschih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 112 - 114.
Статья поступила в редакцию 15.11.15
УДК 37.013.43
Sosunova N.Y., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia
(Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: afaline@yandex.ru
Shurilova T.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia
(Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: ttbbaa1@mail.ru
CULTURAL PRACTICES AS A CONDITION OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS.
The article describes possibilities of cultural practices in the implementation of the Federal state educational standards of new generation, which is realized in the achievement of metasubject and personal results by students. The authors discuss the use of different approaches to the definition of cultural practices, their essential characteristics and kinds. The research provides examples of the cultural practices in the educational process of school through interdisciplinary program, building an interactive space of a museum and creative work of youth associations. The examples describe successful experience of educational institutions of St. Petersburg for the implementation of cultural practices in the educational process. The article emphasizes the multidimensionality and prospects of development of cultural practices.
Key words: cultural practices, Federal state educational standards, cultural approach, meta-program, creative youth association, interactive space of museum.
Н.Ю. Сосунова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: afaline@yandex.ru
Т.Б. Шурилова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: ttbbaa1@mail.ru
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В статье раскрываются возможности культурных практик в реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, а именно: в достижении учащимися метапредметных и личностных результатов. Рассматриваются подходы к определению понятия культурных практик, их сущностных характеристик и видов. Приведены примеры организации культурных практик в образовательном процессе школы через: метапредметные программы, построение интерактивного пространства музея и работу творческих молодежных объединений. Приведённые примеры описывают успешный опыт образовательных учреждений Санкт-Петербурга по реализации культурных практик в образовательном процессе. В статье подчёркивается многомерность и перспективность развития направления культурных практик.
Ключевые слова: культурные практики, федеральные государственные образовательные стандарты, культурологический подход, метапредметная программа, творческое молодежное объединение, интерактивное пространство музея.
Федеральные государственные образовательные стандарты предлагают принципиально новый подход к определению результатов школьного образования. Этот подход интегрирует три группы образовательных результатов: личностные, мета-предметные и предметные. В этой связи возникает проблема поиска условий, позволяющих успешно достигать все три группы результатов одновременно. При этом подобные условия должны охватывать не только урочную, но и внеурочную деятельность. На наш взгляд, одним из таких условий может выступать организация культурных практик.
Понятие «культурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики
и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время.
Под культурными практиками в условиях школьного образования понимают [1, с. 68]:
- «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся пространства организации собственного действия и опыта...;
- поиск и апробацию (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и прагматических потребностей;