Научная статья на тему 'Некоторые аспекты организации научно-исследовательской деятельности будущих магистров в условиях информационнокоммуникационной среды'

Некоторые аспекты организации научно-исследовательской деятельности будущих магистров в условиях информационнокоммуникационной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESEARCH ACTIVITIES / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / WEB-SITE / ELECTRONIC RESOURCES / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САЙТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джалалова Г. П., Везиров Т. Г.

Одной из основных тенденций подготовки магистров к исследовательской деятельности является усиление внимания к проблемам подготовки педагогических кадров качественно нового уровня. В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования исследовательской деятельности будущих магистров в условиях информационно-коммуникационной среды. Используются такие компоненты информационно-коммуникационной среды, как образовательный сайт студентов магистратуры, где размещены авторские электронные ресурсы, которые в процессе обработки формируют готовность к исследовательской деятельности. Эффективное использование потенциала информационно-коммуникационной среды в процессе обучения предоставляет возможность организовать научно-исследовательскую деятельность будущих магистров с созданием новых педагогических инструментов, изменяя функции педагога, и расширяя их самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джалалова Г. П., Везиров Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF FUTURE GRADUATES OF MASTER’S DEGREE IN CONDITIONS OF INFORMATION-COMMUNICATION ENVIRONMENT

The main attention of the authors is given to one of the most important trends in education of master students their research activity. The research activity of future graduates is understood as one of the most important means to improve the quality of education of professionals able to creatively apply in practice the latest achievements of scientific and technical progress. The article discusses some aspects of formation of research activity of students in the information-communication environment. Components used the information and communication environment, as an educational site of students of magistracy, hosting copyrighted electronic resources in the process and form the readiness they research. Effective use of the potential of information and communication environment in the teaching process provides an ability to organize research activity of master students in the creation of new pedagogical tools, changing the roles of the teacher, and expanding their independent research.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты организации научно-исследовательской деятельности будущих магистров в условиях информационнокоммуникационной среды»

При подготовке к олимпиаде, безусловно, необходимы задачи, направленные на отработку того или иного математического навыка, но более необходимо задачи, направленные на воспитание учащихся устойчивые интересные математике, творческого отношения к учебной деятельности математического характера. Необходимы специальные упражнения для обучения школьников способом самостоятельной деятельности, общим приемом

Библиографический список

решения задач. Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач с помощью специально подобранных упражнений, следует учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы. Необходимо привить учащимся навыки не только логического рассуждения, но и прочные навыки эвристического мышления [4, с. 14-16].

1. Черняк А.А., Черняк Ж.А. Трудные разделы школьной математики в конкурсных и олимпиадных задачах. Минск: ИООО «Краси-ко-Принт», 2003.

2. Челябов И.М., Бакмаев Ш.А., Мирзаев С.М. Методы выделения полных квадратов в примерах и задачах. Махачкала: Издательство ДИПКПК, 2008; Ч. 1.

3. Фирсов В.В., Яглом И. М. О содержании вступительных экзаменов в вузы по математике. Математика в школе. 2011; 2.

4. Челябов И.М., Гасанов М.Н., Нюдюрбеков Г.Н. Нестандартные методы в школьной математике. Махачкала: Издательство ДГУ, 2011; Ч. 1.

References

1. Chernyak A.A., Chernyak Zh.A. Trudnye razdely shkol'noj matematiki v konkursnyh i olimpiadnyh zadachah. Minsk: IOOO «Krasiko-Print», 2003.

2. Chelyabov I.M., Bakmaev Sh.A., Mirzaev S.M. Metody vydeleniyapolnyhkvadratovvprimerahizadachah. Mahachkala: Izdatel'stvo DIPKPK, 2008; Ch. 1.

3. Firsov V.V., Yaglom I. M. O soderzhanii vstupitel'nyh 'ekzamenov v vuzy po matematike. Matematika v shkole. 2011; 2.

4. Chelyabov I.M., Gasanov M.N., Nyudyurbekov G.N. Nestandartnye metody v shkol'noj matematike. Mahachkala: Izdatel'stvo DGU, 2011; Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 25.03.16

УДК 378

Dzhalalova G.P., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

SOME ASPECTS OF ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF FUTURE GRADUATES OF MASTER'S DEGREE IN CONDITIONS OF INFORMATION-COMMUNICATION ENVIRONMENT. The main attention of the authors is given to one of the

most important trends in education of master students - their research activity. The research activity of future graduates is understood as one of the most important means to improve the quality of education of professionals able to creatively apply in practice the latest achievements of scientific and technical progress. The article discusses some aspects of formation of research activity of students in the information-communication environment. Components used the information and communication environment, as an educational site of students of magistracy, hosting copyrighted electronic resources in the process and form the readiness they research. Effective use of the potential of information and communication environment in the teaching process provides an ability to organize research activity of master students in the creation of new pedagogical tools, changing the roles of the teacher, and expanding their independent research.

Key words: research activities, information and communication environment, information-communication technologies, web-site, electronic resources.

Г.П. Джалалова, соискатель, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Одной из основных тенденций подготовки магистров к исследовательской деятельности является усиление внимания к проблемам подготовки педагогических кадров качественно нового уровня. В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования исследовательской деятельности будущих магистров в условиях информационно-коммуникационной среды. Используются такие компоненты информационно-коммуникационной среды, как образовательный сайт студентов магистратуры, где размещены авторские электронные ресурсы, которые в процессе обработки формируют готовность к исследовательской деятельности. Эффективное использование потенциала информационно-коммуникационной среды в процессе обучения предоставляет возможность организовать научно-исследовательскую деятельность будущих магистров с созданием новых педагогических инструментов, изменяя функции педагога, и расширяя их самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, информационно-коммуникационная среда, информационно-коммуникационные технологии, сайт, электронные ресурсы.

В настоящее время в деятельности высшей школы происходят изменения, которые обусловлены необходимостью оптимизации подготовки специалистов на более качественном уровне, а также повышение роли самостоятельной исследовательской деятельности. Современное общество предъявляет особые требования к будущему специалисту, которые связаны с усложне-

нием социальной структуры, зависящей от уровня развития его составляющих. На современном этапе развития образования с ростом количества информации, необходимой человеку для успешного существования в современном мире, важно повышение интеллектуальной ёмкости повседневной и профессиональной жизни. По мнению многих исследователей [1; 2], научно-ис-

следовательская деятельность будущих магистров является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса, включающие:

- фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

В последнее время отечественная система высшего образования стала ориентироваться на запросы современного информационного общества, требующие высокого уровня профессиональной исследовательской деятельности магистрантов к самообразованию и самосовершенствованию. Этот процесс становится особенно актуальным на современном этапе информатизации, массовой коммуникации и глобализации образования, направленном на повышение качества образовательного процесса, на достижение высоких результатов в обучении с использованием инновационных средств обучения [2]. Большое значение в достижении данных результатов имеет информационно-коммуникационная среда вуза.

В монографии И.В. Роберт [3] информационно-коммуникационная среда определяется как совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

Следует отметить, что исследовательская деятельность позволяет развивать у магистрантов способность к индивидуальной целенаправленной деятельности, что в свою очередь оказывает положительное влияние на их профессиональную подготовку.

Информатизация, массовая коммуникация и глобализация современного общества предъявляют новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки специалиста, к методическим и организационным аспектам использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [3].

Авторы работы [4] Т.Г. Везиров и А.В. Бабаян под средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) понимают современные средства и системы, осуществляющие информационный процесс и возможность доступа к образовательным Интернет порталам.

Одним из составляющих информационно-коммуникационной среды вуза являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) нового поколения, позволяющие осуществить на практике реальную интеграцию в учебный процесс средств учебного назначения.

По мнению Е.С. Полат, электронный образовательный ресурс - это продукт, имеющий электронный формат представления, который может содержать информацию разного типа: презентации, рисунки, схемы, аудио и видео файлы, тесты, тренажеры и т. д., позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования [5].

В состав электронных информационно-образовательных ресурсов входят: электронные библиотеки, обучающие программы, электронные книги, электронные журналы, образовательные web-сайты, электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники и т. д. Важное место в информационно-коммуникационной среде вуза занимает образовательный web-сайт, под которым понимают электронный информационно образовательный ресурс, помогающий организовать активную и эффективную коммуникационную деятельность обучаемых в учебном процессе [5].

Информатизация профессионального образования направлена на повышение качества образовательного процесса, на достижение высоких результатов в обучении с использованием инновационных средств обучения, в частности, электронных образовательных ресурсов. Эффективное использование потенциала информационно-коммуникационной среды в процессе

Библиографический список

1.

2.

обучения предоставляет возможность организовать научно-исследовательскую деятельность будущих магистров с созданием новых педагогических инструментов, изменяя функции педагога, и расширяя их самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.

Одной из основных тенденций подготовки магистров к исследовательской деятельности является усиление внимания к проблемам подготовки педагогических кадров качественно нового уровня.

Об этом свидетельствуют ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень магистратуры), где одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, осваивающие программу магистратуры, является научно-исследовательская деятельность [6]:

в области научно-исследовательской деятельности будущий магистр должен решать следующие профессиональные задачи:

- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.

Выпускник магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области научно-исследовательской деятельности:

- способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК 5);

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6);

Современная информационно-коммуникационная среда вуза создаёт новые возможности будущим магистрам по научно-исследовательской деятельности в области создания и размещения электронных образовательных ресурсов в едином информационном пространстве.

Данные проблемы нами решаются при подготовке будущих магистров по программам «Информационные технологии в физико-математическом образовании» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» при Дагестанском государственном педагогическом университете.

Студентами магистратуры создан образовательный web-сайт «Магистранты факультета физики, математики и информатики», включающий информацию о данных программах, краткую автобиографию студентов магистратуры, мультимедийные проекты по содержательным линиям школьного курса информатики и ИКТ, а также авторские электронные образовательные ресурсы по различным дисциплинам.

Одним из таких электронных образовательных ресурсов, который разработан нами в совместной работе с магистрантами, является «Традиционная культура народов Дагестана», которая имеет следующую структуру:

На странице «Гпавная» обозначено краткое описание ресурса, а также здесь мы видим основные разделы, с кратким пояснением каждого раздела.

В разделе «Содержание» раскрыты вопросы по данной теме - «Традиционная культура народов Дагестана». Здесь обучающиеся могут найти необходимый материал, а предоставление материала в презентационной форме и в виде видеофильмов даст возможность стимулировать предметно-образную память у обучающихся, их познавательную и творческую активность, повышая интерес обучаемых к преподаваемому предмету.

Данный электронный образовательный ресурс может быть использован в школе, при изучении предметов «Культура и традиции народов Дагестана», в вузе по дисциплине «История культуры родного народа».

Некоторые авторские ЭОР зарегистрированы в Информре-гистре и размещены на портале электронного обучения Донского государственного технического университета (http//skif.donstu. edu.ru) в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет».

Везиров Т.Г. Подготовка магистров педагогического образования в условиях новой информационно образовательной среды. Концепт. 2013: 2 - 3.

Везиров Т.Г. Развитие профессиональной компетенции студентов магистратуры в целях информационно-образовательной среды педвуза. Мир науки, культуры, образования. 2013; 4 (41): 12б - 128.

3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2014.

4. Везиров Т.Г., Бабаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения: монография. Ульяновск, 2015.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2008.

6. Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014. № 1505. Available at: www.consultant.ru

References

1. Vezirov T.G. Podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah novoj informacionno obrazovatel'noj sredy. Koncept. 2013: 2 - 3.

2. Vezirov T.G. Razvitie professional'noj kompetencii studentov magistratury v celyah informacionno-obrazovatel'noj sredy pedvuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4 (41): 126 - 128.

3. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty). Moskva, 2014.

4. Vezirov T.G., Babayan A.V. Professional'naya podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya sredstvami 'elektronnogo obucheniya: monografiya. Ul'yanovsk, 2015.

5. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2008.

6. Ob utverzhdenii FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'magistratury). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014. № 1505. Available at: www.consultant.ru

Статья поступила в редакцию 11.04.16

УДК 378

Еsekkuev K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n. a. U. D. Aliev

(Karachayevsk, Russia), E-mail: [email protected]

PROJECT TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PROFESSIONAL TRANING OF FUTURE DESIGNERS. The author conducts research on possibilities of design technologies in the process of improving the efficiency of professional training of future designers. The use of project-based teaching for the development of creative component of professional competence of future designers due to the orientation training of designers in the real-life professional tasks, each of which can be considered as a separate project. The author concludes that during the education for designers, each teacher should possess willingness and an ability to implement the artistic and creative activity, as well as creative thinking that provides effective formation of design thinking. In general, the offered training and especially project-based teaching should ensure the formation of the subjective position of the future designer, his personal growth and development, active inclusion of personal experience in project activities with gradual complication.

Key words: design students - future designers, project-based learning.

К.В. Эсеккуев, канд. пед. наук, доц. каф. дизайна, Карачаево-Черкесский государственный университет

им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

В статье показаны возможности проектных технологий в процессе повышения эффективности профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Использование проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетентности будущих дизайнеров обусловлена направленностью подготовки дизайнеров на решение реальных профессиональных задач, каждая из которых может рассматриваться как отдельный проект. Автор делает вывод о том, что при подготовке дизайнеров каждый преподаватель должен обладать готовностью и способностью осуществлять художественно-творческую деятельность; с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное формирование проектного мышления, будущего дизайнера. В целом профессиональная подготовка, основанная на проектном обучении, должна обеспечивать формирование субъектной позиции будущего дизайнера, его личностный рост и развитие, активное включение личностного опыта в проектную деятельность с поэтапным её усложнением.

Ключевые слова: дизайн, студенты - будущие дизайнеры, проектное обучение.

Дизайн-образование в России находится ещё только на стадии становления и развития. Специфика профессии дизайнера заключается в повышенной изменчивости содержания и характера выполняемых работ. Это связано с тем, что потребности рынка в области дизайна отличаются повышенной динамикой.

Однако в организации подготовки будущих дизайнеров пока ещё преобладают традиционные подходы, используется решение, прежде всего, типовых профессиональных задач. В то же время становится очевидным, что это в настоящий момент не соответствует реальным профессиональным условиям работы дизайнера.

Между тем, анализ профессиональной деятельности дизайнера показал, что эта профессия связана с постоянным созданием чего-то нового, что требует от дизайнера определённых качеств личности и способностей: нестандартного подхода в постановке и решении проблем; оригинальности, развитого образного мышления, интуиции и способности к предвидению результатов собственной деятельности.

На основе анализа особенностей профессиональной деятельности, квалификационной характеристики дизайнера, существующих исследований в этой области [1 - 3], можно сказать,

что творческий компонент является ключевой составной частью профессиональной компетентности дизайнера.

Тем самым, учитывая растущее значение дизайна в современном, стремительно меняющемся обществе, постоянно повышающийся спрос на компетентных дизайнеров, которые, в соответствии с возрастающими запросами населения, способны предлагать оригинальные продукты и услуги, удовлетворяющие самым разнообразным пожеланиям потребителей, представляется необходимым постоянно повышать эффективность профессионального образования дизайнеров. При этом с учётом специфики профессиональной деятельности дизайнеров можно сказать, что требуется активное внедрение и реализация технологий, направленных на развитие творчества.

На основе обзора психолого-педагогической литературы, а также личного многолетнего опыта подготовки будущих дизайнеров, можно сделать вывод, что среди наиболее эффективных технологий, способствующих решению поставленных задач, можно выделить проектные технологии. Целесообразность использования проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетентности будущих дизайнеров обусловлена направленностью подготовки дизайнеров на решение реальных профессиональных задач, каждая из кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.