Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ЭКСПАНСИЯ ЗАПАДА НА БАЛКАНАХ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ЭКСПАНСИЯ ЗАПАДА НА БАЛКАНАХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / БАЛКАНЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКСПАНСИЯ / РОССИЯ / НАТО / США / EU / BALKAN / INFORMATION EXPANSION / RUSSIA / NATO / USA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сурма Иван Викторович

Современная информационно-коммуникационная экспансия Запада является инструментом геополитического влияния, который применяется наряду с военной и экономической агрессией для достижения доминирования в Балканском регионе. В статье рассматривается вопрос об информационно-коммуникационной политике Запада на балканской политической арене с чётко обозначенными целями, хотя на Балканах зреет недовольство Евросоюзом из-за его нового подхода, так называемого «привилегированного партнёрства»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION EXPANSION OF THE WEST IN THE BALKANS

Modern information and communication expansion is a tool of geopolitical influence, which is used along with military and economic expansion to achieve dominance in the target region. The article deals with the question of information and communication expansion of the West in the Balkan political arena, with clearly defined goals, although in the Balkans dissatisfaction with the European Union is brewing because of its new approach in the form of "privileged partnership"

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ЭКСПАНСИЯ ЗАПАДА НА БАЛКАНАХ»

УДК 32.327 (4 + 73)

Информационно-коммуникационная экспансия Запада на Балканах

Иван СУРМА

Преамбула

Современная информационно-коммуникационная экспансия -инструмент геополитического влияния, который применяется наряду с военной и экономической её составляющей для достижения доминирования в целевом регионе. Поэтому, говоря об информационно-коммуникационной экспансии Запада на Балканах в постсоветский период, необходимо чётко обозначить её цели, которые у США и Европейского союза не всегда совпадают, а в последние годы даже вступают в определённое противоречие. Так, на первом этапе, после развала СССР и ликвидации Орга-

низации Варшавского договора (ОВД), основной целью западной пропаганды была «декоммунизация» Балканских стран, входивших ранее в сферу влияния Советского Союза, с целью разрушения сложившегося политического «просоветского» ландшафта (уничтожение государственного строя и создание другого на его руинах).

В реализации этого плана Запад был един, что продемонстрировали «гуманитарные» бомбардировки НАТО Югославии (надо отметить, что одной из приоритетных целей этих бомбардировок были радио-и телецентры*). И когда в 1999 г.

СУРМА Иван Викторович - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии МИД России. Е-тай: isurma@yandex.ru

Ключевые слова: ЕС, Балканы, информационная экспансия, Россия, НАТО, США.

* 23 апреля 1999 г. ракеты НАТО уничтожили здание Радио и телевидения Сербии (РТС), отняв жизни шестнадцати сотрудников. 3 мая 1999 г., во Всемирный день свободы печати, НАТО сровняет с землёй ещё одну телестудию в Югославии - Нови-Садское телевидение.

НАТО бомбила Радио и телевидение Сербии (РТС), её доводы чётко были выстроены на том простом факте, что телевидение неизбежно ведёт пропаганду от лица своего владельца. Поэтому, исходя из того, что этим владельцем являлось враждебное государство, а пропаганда является составной частью войны, блок стран - членов НАТО посчитал телевидение оружием в этой войне и, следовательно, законной целью для удара.

Западная пропаганда после 1989 г. была воспринята большей частью общественности в Балканских странах как «новое прочтение истории». Блок НАТО не был расформирован, и с распадом ОВД не изменилась и западная пропаганда, за исключением её формулировок -от антисоветских к антирусским. Как бы отсутствие в этой пропаганде идеологической основы показывает, что холодная война не столько идеологическая, сколько война за ресурсы и против славянства как культурной общности.

В дальнейшем, с начала 2000-х годов, информационная политика Запада в отношении Балкан всё ещё оставалась единой - основной упор был сделан на внедрение западных стандартов современных медиа в странах региона, на создание новых национальных источников информации под контролем западных структур. Эти новые балканские СМИ должны были противодействовать «российской информационной экспансии», которая всё больше пугала западные элиты по мере того, как сначала страны ЕС, а потом и Соединённые Штаты стали терять свои позиции на международной арене. С возрастанием кризиса за-

падноцентричного мироустройства, ускорение которому придал приход к власти Д. Трампа, противоречия между его столпами - США и ЕС стали усиливаться, в том числе и в странах региона. Кроме того, в сложившейся в настоящее время на Балканах ситуации можно ожидать углубления раскола в самом Европейском союзе, в частности, между Парижем и Берлином, а также смещения вектора внимания в Балканских странах к альтернативным интеграционным процессам, в том числе с участием России, Китая и ряда других мировых держав.

Этот факт нашёл своё отражение и в тех задачах, которые сегодня ставят перед своими информационными структурами руководство ЕС и лидер США. А ситуация, сложившаяся в сфере информационного воздействия и общая стратегия коллективного Запада направлена на стимулирование максимального отрыва балканских и вообще восточноевропейских стран от России с целью затруднить российское интегрирующее и культурное воздействие, так как до сих пор роль русского языка, российского информационного потока и российской культуры достаточно велика.

Всё это предопределяло информационную экспансию Запада в регионе, которая шла под лозунгом «транзита от диктатуры к демократии» и породила целую серию «цветных революций» на постсоветском пространстве или попыток их совершения. Поэтому Запад обращает пристальное внимание на формирование выгодного ему информационно-коммуникационного и информационно-аналитического пространства на Балканах.

Исходя из этого США и ЕС основную свою задачу видят в формировании и воспитании нового поколения аналитиков и экспертов, которые смогли бы отстаивать позиции западных стран и ведущих международных организаций, объяснять населению их преимущества и давать выгодные для них прогнозы. Объединением таких экспертов, формированием из них некоего пула были призваны заниматься различные специально созданные структуры: информационно-аналитические центры, академии и институты, а также западные фонды и неправительственные организации (НПО).

Однако для достижения стратегических целей деятельности различного вида спонсируемых Западом НПО недостаточно, так как для эффективного управления этим процессом необходимо вырастить местную прозападную «интеллектуальную элиту», поскольку, во-первых, мнение и суждения местных медийных личностей всегда вызывают у населения больше доверия, чем выступления иностранных гостей, а во-вторых, деятельность западных эмиссаров по-прежнему остаётся достаточно затруднительной в некоторых странах в силу специфики и особенностей их политического устройства.

Информационная стратегия Евросоюза на Балканах

В сентябре 2017 г. Ж.-К. Юнкер в своём докладе «О положении Союза. 2017» анонсировал с определённой пропагандистской кампанией «новое слово» Брюсселя, которое якобы открывает государствам региона двери в ЕС. Позже Европейская комиссия (6 февраля 2018 г.) приняла стратегию «Надёжная перспектива расширения ЕС и его усиленного взаимодействия с Западными Балканами» [ 1].

Однако следует более внимательно проанализировать то, что Евросоюз реально предлагает своим потенциальным и даже «официально» признанным кандидатам (Албания, Македония, Сербия, Черногория) и что от них требуется и ожидается. Ранее на заседании Европейского совета (2003 г., г. Салоники) была

предложена парадигма об особом европейском пути для стран Западных Балкан, уже фактически окружённых странами ЕС и признающих общую историю и общую европейскую судьбу. Более того, Ж.-К. Юнкер в 2017 г. заявил, что стабильность и безопасность в ЕС возможно обеспечить только включением в него стран Западных Балкан. А ориентация Балканских стран на нормы и правила Европейского союза являлся надёжным фактом для остальных представителей союзных институтов.

Фактически с начала 2000-х годов Европейский союз осуществлял конкретные действия по включению экономик и социально-политических режимов этих государств в своё интеграционное пространство, что ска-

1 Стратегия для Западных Балкан: ЕС запускает флагманские инициативы и обеспечивает поддержку региона // URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/39580/ node/39580_ru

залось на росте торгового оборота (увеличение на 80% по отношению к 2016 г. При этом за последние пять лет ЕС инвестировал в Балканские страны более 10 млрд евро). Кроме того, расширялось различного рода гуманитарное сотрудничество.

Для Европейского союза необходимо было создать впечатление, что Брюссель таким образом открыл двери странам региона для вступления в ЕС. Но после внимательного рассмотрения всего комплекса мер можно заключить, что основная цель Евросоюза заключается совершенно в другом, а именно:

- во-первых, усилить существующие инструменты контроля и воздействия на внутреннюю и внешнюю политику Балканских стран;

- во-вторых, не допустить укрепления позиций на Балканах серьёзных для ЕС соперников - России, Китая, Турции и арабских стран;

- в-третьих, повысить пошатнувшийся авторитет и улучшить имидж ЕС в геополитически важном регионе.

Поэтому для противодействия, прежде всего российскому, информационному влиянию Европейской службой внешнеполитической деятельности (ЕСВД) в апреле 2015 г. была создана специальная оперативная группа по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force), а в октябре 2017 г. правительства ряда европейских стран обратились к Ф. Могерини с требованием, чтобы ЕСВД значительно расширила деятельность в борьбе

против российской пропаганды, особенно в Южной Европе и на Западных Балканах [2].

Более того, сегодня обещанное вступление стран - претендентов в Европейский союз видится делом неопределённого будущего, зависящее в действительности от большого количества субъективных переменных, из-за которых какие-либо сроки прогнозировать нереально. Поэтому наиболее жаждущие членства ЕС страны нашли и даже успешно опробовали ряд способов для ускорения европейской интеграции. Среди них и заигрывание с конкурентами ЕС, и угрозы дестабилизацией, и противоречащая всем европейским стандартам националистическая риторика, и даже демонстративное неповиновение рекомендациям Брюсселя.

Это всё, конечно, спровоцировало появление новой стратегии Евросоюза, но нет никаких гарантий, что этот подход окажется эффективным и сможет обеспечить более надёжную управляемость регионом из Брюсселя. Европейский союз, говоря о своём расширении, старается демонстрировать готовность реали-зовывать и распространять свою модель идеологии и управления. К тому же данное расширение, по идее европейских планировщиков, должно будет подталкивать США к восприятию Европейского союза как более равного партнёра. Но как бы то ни было, новая европейская стратегия, скорее всего, позволит ЕС только выиграть время [3].

2 EU: Suzbiti rusku propagandu na zapadnom Balkanu // URL: http://balkans.aljazeera.net/ vijesti/eu-suzbiti-rusku-propagandu-na-zapadnom-balkanu

3 Кандель П. Е. Что нового в стратегиях ЕС на Западных Балканах? // Современная Европа. 2018. № 5.

Балканская информационно-коммуникационная стратегия США

Информационная стратегия Вашингтона на Балканах связана с определённым беспокойством о перспективах присутствия США в регионе и отражает волнения, связанные с негативной деформацией восприятия Америки как мирового лидера и гаранта европейской безопасности. Начиная с 90-х годов Балканы из-за своего геополитического и транспорт-но-логистического положения стали значимым регионом в структуре внешнеполитических интересов США, а с другой стороны, именно здесь Соединённые Штаты смогли продемонстрировать своё лидерство и силу на международной арене .

Сегодня применять методы, схожие с теми, что были 20 лет назад, существенно сложнее, так как изменился мир, поменялось отношение к таким акциям внутри США и, самое главное - готовность элит Америки идти на них. Кроме того, в настоящих условиях не требуется той степени присутствия и демонстрации силы, которые Соединённые Штаты применяли в 90-е годы. Но тем не менее стремление доминирования, существующее на ментальном уровне у многих резидентов Вашингтона, вынуждает администрацию США сохранять уже приобретённые позиции, учитывая две основные угрозы: геополитическую и киберинформационную.

Россия в этом контексте рассматривается американским истеблишментом и администрацией Д. Трампа как наиболее активный и серьёзный игрок на площадке информационного использования «мягкой силы», «_» **

а также главным «спойлером» политики интеграции Балканских стран в евро-атлантические структуры. К тому же наибольшие опасения вызывает военно-техническое сотрудничество России с Сербией [4].

Агентство по международному развитию USAID недавно разработало концепцию по противодействию враждебному влиянию Кремля, представленную тезисно на трёх страницах. USAID выделяет четыре основных направления, на которых необходимо сосредоточить усилия по борьбе с Россией в Европе [ 5].

Одно направление относится к взаимодействию с независимыми СМИ и противодействию манипулированию информацией. Основные предложения по этому вектору связаны, во-первых, со свободой работы медиа и направлены на повышение способности СМИ поставлять надёжную информацию; во-вторых, с обучением медиаграмотности и формированием общественного требования и запроса на качественную журналистику, а также обеспечение свободы прессы. В этом смысле наиболее по-

4 США на Балканах: эволюция присутствия, приоритеты, перспективы: рабочая тетрадь № 53/2019; Российский совет по международным делам (РСМД) / Е. Г. Энтина, А. А. Пивова-ренко, М. А. Сучков. М.: НП РСМД, 2019.

5 Countering Malign Kremlin Influence (CMKI) Development Framework // URL: https://www. usaid.gov/sites/default/files/documents/1863/CMKI_Development_Framework_.pdf

* Сербия стала объектом этой демонстрации как минимум дважды - в 1995 и 1999 гг.

** Спойлер - портить, гадить (англ. глагол to spoil).

казательным была последняя кампания противодействия российскому вмешательству в Черногории.

В западных средствах массовой информации последнее время (примерно в течение 8 лет) наиболее активно утверждается тезис о том, что Россия, для которой информационные кампании давно стали привычным делом, планомерно воздействует на медийное пространство Балканских стран.

«Стратегия Кремля состоит в том, чтобы сформировать у населения этих государств образ России как великой державы и мощного союзника»,-отмечает The Washington Post [ 6].

Издание подчёркивает, что пропагандистская кампания Российской Федерации главным образом ориентирована на православные общины на Балканах. Ключевыми инструментами информационной политики российской стороны в регионе выступают телеканал RT и Sputnik Srbija, которые всячески продвигают «особые отношения» между Россией и южными славянами. В качестве доказательств этих тезисов газета выдвигает утверждение, что RT и Sputnik регулярно обращаются к общей славянской истории и культуре, подчёркивая важ-

ную роль России в судьбе Балканских стран. Эти агентства также активно используют антизападную риторику, ссылаясь на те события и идеи, которые находят широкий отклик прежде всего у сербов (например, бомбардировки НАТО в 1999 г.). Одновременно с этим западные страны показаны в российских СМИ как культурно чуждые сербам и неспособные понять так называемую славянскую исключительность. Россия не только пытается построить диалог с Балканскими странами, но и старается отдалить их от Запада, отмечает The Washington Post.

Согласно опросам многие граждане Сербии хотели бы видеть свою страну союзником России, а не европейских государств, подчёркивает автор статьи [6]. Поэтому в мейн-стриме западных медиа постоянно закрепляется ключевая установка на то, что США и ЕС должны обратить наибольшее внимание на балканскую информационную политику Российской Федерации и проанализировать опыт её реализации. В настоящее время западные лидеры так и не смогли разработать убедительную концепцию единства балканских государств и Европы. В результате общественная поддержка Евросоюза в этих странах стала снижаться.

Контроль информационного пространства на Балканах

В настоящее время активно происходит приобретение СМИ балканских государств внерегиональ-ными акторами.

В странах Балканского полуострова в течение нескольких лет успешно действует американский фонд частных инвестиций Kohlberg Kravis Roberts (KKR).

6 Russia has a years-long plot to influence Balkan politics. The U. S. can learn a lot from it // The Washington Post // URL: https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/ wp/2016/09/19/heres-how-mssias-trying-to-sway-opinion-in-serbia-and-the-balkans/

В его руководство входит четырёхзвёздный генерал Д. Петреус, бывший в сентябре 2011 г.- ноябре 2012 г. директором ЦРУ. Под управлением Петреуса в Балканском регионе была создана настоящая медиаимперия. До ухода с военной службы Петреус командовал многонациональными силами в Ираке (февраль 2007 г. - сентябрь 2008 г.), был командующим силами США и НАТО в Афганистане (июль 2010 г.- июль 2011 г.).

В конце 2016 г. Д. Трамп рассматривал кандидатуру Петреуса на пост главы американской дипломатии, но тот предпочёл остаться в KKR уже в качестве партнёра. Генерал Петреус является также членом Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) США и постоянным участником заседаний Бильдербергского клуба [ 7].

Портал L'Observatoire des Journalistes* представил подробное расследование деятельности генерала Д. Петреуса.

В издании отмечается: «Перейдя в мир бизнеса, бывший госслужащий сразу проявил себя, расширив и без того впечатляющий портфель KKR. Тогда, в 2013 г., фонд направил свои первые прямые инвестиции в Восточную и Центральную Европу на покупку медийной компании United Group (SBB/Telemach).

Объём сделки не раскрывался, но, по оценкам, он превысил один миллиард евро» [7].

United Group объединяла крупнейших операторов кабельного и спутникового телевидения и ключевых интернет-провайдеров Югославии, охватывавших почти два миллиона пользователей. Среди них были:

- SBB (Serbia Broadband) - крупнейший оператор кабельного телевидения и интернет-провайдер Сербии с 700 тыс. пользователей;

- Total TV - ведущая сеть спутникового телевидения в Сербии, охватывающая все шесть стран Югославии;

- NetTV Plus - основной оператор интернет-телевидения;

- Telemach - ведущий оператор кабельного телевидения и интернет-провайдер в Словении и Боснии и Герцеговине (БиГ);

- United Media - телеканалы Sport klub, Cinemania, Ultra, Mini Ultra, Lov i ribolov (охота и рыбалка);

- CASMedia - крупнейшее рекламное агентство на кабельном и спутниковом телевидении.

В 2014 г. фонд KKR существенно укрепил своё влияние в регионе. Через United Group был приобретён контрольный пакет оператора кабельного телевидения Черногории BBM и гигант развлекательной индустрии направления турбо-фолк Grand Production.

Затем KKR, купив 49% акций цифрового подразделения у швейцарской медиагруппы Ringier, стал совладельцем Blic.rs (самого популярного информационного сайта Сербии).

Кроме того, фонд запустил собственную региональную телесеть N1 TV со студиями в Белграде, Сараево и Загребе, став эксклюзивным партнёром CNN.

«Путём этой спорной операции United Group объединила производство ТВ-контента с его распространением»,- отмечает L'Observatoire des Journalistes [7].

Далее KKR приобретает словенский Tusmobil (2015 г.). Этот факт явился, пожалуй, первым случаем приобретения оператором кабельного ТВ оператора мобильной сети.

В 2017 г. фонд получил бизнес Central European Media Enterprises (CME) в Хорватии и Словении, в том числе TV Nova, наиболее популярного у хорватов канала. Вечерний выпуск новостей этого канала - самая рейтинговая передача в стране,

7 Дэвид Петреус, бывший глава ЦРУ, а теперь медиа-магнат на Балканах. Полное расследование // URL: https://www.ojim.fr/version-russe-david-petraeus-ex-chef-de-aa-nouveau-magnat-medias-europe-de-lest-lenquete-complete/

* Ассоциация французских журналистов, занимающаяся расследованиями и принадлежащая к правому крылу французских медиа; создана в 2012 г.

а также РОР-TV, чья программа 24ur фактически является главной информационной передачей в Словении.

Параллельно United Group продолжила расширение своей сферы влияния за счёт выхода на рынок стационарной и мобильной телефонной связи, а также поглощения конкурентов, в том числе BHB Сable TV (Босния и Герцеговина), M-kabl (Черногория) и Ikom (Сербия).

В «Докладе о структуре собственности и контроле СМИ в Сер-

бии» [ 8] приводятся конкретные примеры непрозрачности сербских СМИ и называются истинные владельцы газет, журналов, радиостанций и телеканалов. По данным этого доклада, владельцами большей части самых влиятельных СМИ в Сербии зарегистрированы за рубежом - на Кипре, Каймановых островах, в Голландии, Люксембурге, Германии, Швейцарии и т. д.

Интернет-контроль

В 2010 г. руководимое генералом

Д. Петреусом Центральное командование Вооружённых сил Со-единёных Штатов (СЕЖСОМ) объявило конкурс на программное обеспечение для управления так называемыми виртуалами, которое позволяет 50 реальным пользователям контролировать и управлять 500 виртуальными «без угрозы обнаружения подготовленным противником» [9].

Массовый контроль интернет-пространства англо-американскими разведслужбами, раскрытый Э. Сно-уденом, был на пике именно в то время, когда Д. Петреус возглавлял ЦРУ.

Это такие проекты, как PRISM (Program for Robotics, Intelligents Sensing and Mechatronics), который обеспечивает прямой доступ к серверам интернет-гигантов Google, Facebook, Apple, Microsoft и др. или MUSCULAR (DS-200B)* и Tempora**, непосредственно проникающие в волоконно-оптические кабели.

В сербском исследовании «Невидимая инфраструктура - потоки данных» наглядно показано, что значительная часть интернет-трафика сегодня проходит через провайдеров, которыми владеют Д. Пе-треус и его сеть SBB [10].

В конечном итоге стало ясно, что KKR контролирует значительное количество интернет-компаний, в том

8 Извешта] о власничко] структури и контроли медца у Србщи // URL: http://www.uns. org.rs/sw4i/download/ffles/article/izvestaj%20medyi%2026%2002.pdf?id=375

9 Revealed: US spy operation that manipulates social media // URL: https://www.theguardian. com/technology/2011/mar/17/us-spy-operation-social-networks

10 Nevidljiva infrastruktura: Tokovi podataka // URL: https://labs.rs/sr/nevidljiva-infrastruktura-tokovi-podataka/

* MUSCULAR (DS-200B) - шпионская компьютерная программа слежения, используемая Центром правительственной связи Великобритании (GCHQ) и Агентством национальной безопасности США (АНБ).

** Tempora - секретная программа компьютерного слежения, созданная в 2011 г. и используемая Центром правительственной связи Великобритании (GCHQ) совместно с Агентством национальной безопасности США (АНБ).

числе GoDaddy (хостинг), Optiv (ки-бербезопасность), First Data (электронные деньги) и интернет-провайдеров United Group. Таким образом, весь национальный трафик Сербии сегодня контролируется RRR. Генерал Д. Петреус планирует

и дальше скупать ключевые медиа и компании мобильной связи на Балканах, так как он и его партнёры больше всего интересуются установлением полного контроля над балканскими СМИ и системами мобильной связи.

Неправительственные организации как основные акторы западной информационной экспансии в регионе

Неправительственные организации как акторы информационной экспансии сегодня оказывают существенное влияние на формирование общественно-гражданской среды на всём постсоветском пространстве. Вместе с тем деятельность многих локальных и международных неправительственных организаций вызывает глубокую озабоченность и представляет угрозу для национальной и региональной безопасности. Основным источником финансирования ряда таких организаций являются США, Великобритания и другие страны НАТО. Финансирование осуществляется либо напрямую, либо через частные фонды, связанные с правительствами и спецслужбами этих стран.

Статистические данные показали, что только с 2011 по 2014 г. в неправительственные организации в Македонии США влили более 16 млн долл., не считая финансирования со стороны ^АЮ (Агентство США по международному развитию). Эти средства распределили между собой 96 НПО.

Почти 2,2 млн долл. были направлены из средств Национального фонда в поддержку демо-

кратии (NED), Фонд Сороса выделил 12,9 млн долл. Ещё 938 790 долл. поступили со счетов ряда других организаций.

Представительство Фонда Сороса, фонд «Открытое общество - Македония», только за 2016 г. влило в неправительственный сектор Македонии более 5,3 млн долл., а всего за 20 лет работы филиала в Македонскую «демократию» Соросом было инвестировано более 100 млн долл. [10].

По существу, деятельность многих НПО, финансируемых западными структурами, зачастую представляет собой вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в Болгарии на президентских выборах 2017 г. некоторые болгарские неправительственные организации, имеющие своим спонсором Фонд Сороса, вели агитацию в СМИ и призывали к массовым беспорядкам в случае победы «не того кандидата» (Румена Радева).

А фонд «Америка для Болгарии» (Америка за България) заплатил Болгарскому национальному телевидению и частной болгарской телестанции БТВ соответственно 30 600 и 26 500 долл. за освещение избирательной борьбы между Клинтон и Трампом в «правильном ключе», т. е. в пользу Клинтон [ 11].

11 https://bditelnost.info/2017/01/19/kto-gotovit-maydan-v-bolgarii-amerikanskie-npo-protiv-soyuza-s-rossiey/

Фонд Сороса настолько плотно курировал различные НПО на Балканах и в Восточной Европе, а также спонсировал местные СМИ для осуществления контроля над медиапространством, что в результате против деятельности фонда «Открытое общество»

Сороса почти одновременно выступили в нескольких странах Восточной Европы и на Балканах.

Сороса и его фонд больше не хотят видеть в Польше, Чехии, Словении, Румынии, Македонии и Венгрии [12].

В сложившейся ситуации можно ожидать углубления дальнейшего раскола в самом Европейском союзе по основным балканским проблемам, в частности, по линии Париж - Берлин, а также роста внимания в балканских столицах к альтернативным интеграционным проектам, в том числе с участием России, Китая и других мировых держав.

Создание западной, в первую очередь американской, инфраструктуры информационного влияния на Балканах - это закономерный процесс, на который можно ответить только созданием собственной инфраструктуры, тем более что, как отметил С. В. Лавров, российская сторона заинтересована в том, чтобы присутствовать в информационном пространстве Балканского региона [ 13]. К сожалению, информационно-аналитическая работа России в регионе ведётся спорадически и в ней участвует недостаточное количество специалистов и соответствующих структур по сравнению с аналогичными структурами Соединённых Штатов и Евросоюза. России необходимо наладить системную работу экспертных центров разного профиля, которые бы постоянно держали руку на пульсе по ситуации в регионах.

В апреле 2019 г. в болгарской столице прошёл форум «Балканский диалог» - одна из наиболее успешных и популярных научно-образовательных программ Фонда поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова. Программу «Балканского диалога - 2019» открыл круглый стол «Средства массовой информации как инструмент формирования общественного мнения и изменения общественных мировоззрений на Балканах».

Ведущий программ «Деконструкция» и «12+3» на Болгарском национальном радио П. Волгин посетовал, что в его стране большинство материалов о России в СМИ носят откровенно негативный характер: авторитарный президент, стремление к мировому господству и т. п. шаблоны.

Но при этом надо учитывать тот факт, что западные медиа в последнее время всё больше теряют свои позиции как образец честной и профессиональной журналистики. Всё то, что ранее провозглашалось на Западе в качестве «стандарта» в работе СМИ, а именно плюрализм мнений, так называемая «вторая точка зрения», работа с фактами, неприятие цензуры, в настоящее время почти полностью утеряно. В информационном поле Запада сейчас царит не только нетерпимость к другому мнению и к чужой позиции, но и прямые ограничения на деятельность конкурирующих средств массо-

12 https://news.rambler.ru/world/36374025-soros-go-home-sponsor-tsvetnyh-revolyutsiy-poteryal-podderzhku-gosdepa/

13 Лавров указал на антироссийские элементы в политике США и ЕС на Балканах // URL: https://tass.ru/politika/4970996

вой информации. Это же относится и к тому, что происходит в мировых социальных сетях, таких как Twitter и Facebook..

Следствием этого является утеря доверия к журналистам со стороны населения. По данным, которые приходят из различных источников, можно судить, что этот процесс только усугубляется *.

На форуме в Болгарии в выступлении председателя Союза журналистов Болгарии С. Тодоровой было отмечено, что в стране есть серьёзные проблемы в части свободы слова. СМИ очень чётко выполняют наказы ЕС и НАТО, отрабатывают финансирование, демонизируя Россию. И почти ничего не пишут об успехах России в той или иной сфере, о том, что волнует простых людей. Зато объём публикаций евро-атлантического характера за последние четыре года вырос в 16 раз.

Но при этом С. Тодорова поделилась данными социологических исследований: около 75% болгар считают Россию дружественной страной.

Это говорит о том, что антироссийская пропаганда, которая ведётся западным медийным мейнстримом, всё-таки не может конкурировать с реальностью. Поэтому лучшим способом информационного воздействия является совместная практическая деятельность в гуманитарной сфере и других направлениях, представляющих взаимный интерес для участвующих сторон.

Библиография • References

Дэвид Петреус, бывший глава ЦРУ, а теперь медиа-магнат на Балканах. Полное расследование // URL: https://www.ojim.fr/version-russe-david-petraeus-ex-chef-de-cia-nouveau-magnat-medias-europe-de-lest-lenquete-complete/ [Devid Petreus, byvshij glava CRU, a teper' media-magnat na Balkanah. Polnoe rassledovanie // URL: https://www.ojim.fr/version-russe-david-petraeus-ex-chef-de-cia-nouveau-magnat-medias-europe-de-lest-lenquete-complete/] Кандель П. Е. Что нового в стратегиях ЕС на Западных Балканах? // Современная

Европа. 2018. № 5. С. 17-24. [Kandel' P. E. CHto novogo v strategiyah ES na Zapadnyh Balkanah? // Sovremennaya

Evropa. 2018. № 5. S. 17-24] Лавров указал на антироссийские элементы в политике США и ЕС на Балканах //

URL: https://tass.ru/politika/4970996 [Lavrov ukazal na antirossijskie elementy v politike SSHA i ES na Balkanah // URL:

https://tass.ru/politika/4970996] Стратегия для Западных Балкан: ЕС запускает флагманские инициативы и обеспечивает поддержку региона // URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/ headquarters-homepage/39580/node/39580_ru [Strategiya dlya Zapadnyh Balkan: ES zapuskaet flagmanskie iniciativy i obespechivaet podderzhku regiona // URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/39580/node/39580_ru]

* Например, в России 82% опрошенных согласны с мнением, нарочито резко заострённым в вопросе, что критика действий В. В. Путина и ситуации в России в иностранных СМИ - это попытка уничтожить, развалить нашу страну (https://globalaffairs.ru/global-processes/ Tcivilizatcionnoe-nedoverie-17066).

США на Балканах: эволюция присутствия, приоритеты, перспективы: рабочая тетрадь № 53/2019; Российский совет по международным делам (РСМД) / Е. Г. Энтина, А. А. Пивоваренко, М.А. Сучков. М.: НП РСМД, 2019.- 32 с. [SSHA na Balkanah: evolyuciya prisutstviya, prioritety, perspektivy: rabochaya tetrad' № 53/2019; Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam (RSMD) / E. G. Entina, A. A. Pivovarenko, M.A. Suchkov. M.: NP RSMD, 2019.- 32 s.] Извешта] о власничко] структури и контроли медца у Србщи // URL: http://www. uns.org.rs/sw4i/download/files/article/izvestaj%20mediji%2026%2002. pdf?id=375

Nevidljiva infrastruktura: Tokovi podataka // URL: https://labs.rs/sr/nevidljiva-

infrastruktura-tokovi-podataka/ Countering Malign Kremlin Influence (CMKI) Development Framework // URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1863/CMKI_ Development_Framework_.pdf EU: Suzbiti rusku propagandu na zapadnom Balkanu // URL: http://balkans.

aljazeera.net/vijesti/eu-suzbiti-rusku-propagandu-na-zapadnom-balkanu Revealed: US spy operation that manipulates social media // URL: https://www.

theguardian.com/technology/2011/mar/17/us-spy-operation-social-networks Russia has a years-long plot to influence Balkan politics. The U. S. can learn a lot from it // The Washington Post // URL: https://www.washingtonpost.com/news/ monkey-cage/wp/2016/09/19/heres-how-russias-trying-to-sway-opinion-in-serbia-and-the-balkans/ https://bditelnost.info/2017/01/19/kto-gotovit-maydan-v-bolgarii-amerikanskie-

npo-protiv-soyuza-s-rossiey/ https://globalaffairs.ru/global-processes/Tcivilizatcionnoe-nedoverie-17066 https://news.rambler.ru/world/36374025-soros-go-home-sponsor-tsvetnyh-revolyutsiy-poteryal-podderzhku-gosdepa/

Статья поступила в редакцию 11 декабря 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.