Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативное пространство и его роль в появлении homo informaticus: социально философский аспект'

Информационно-коммуникативное пространство и его роль в появлении homo informaticus: социально философский аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ / ВИРТУАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ МИР / КИБЕРКУЛЬТУРА / INFORMATION TECHNOLOGY / VIRTUAL REALITY / PEOPLE IN THE VIRTUAL WORLD / THE VIRTUAL COMMUNICATIVE WORLD / CIBERCULTURA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дадахаев Магомед Арбиевич

В статье автор рассматривает различные методологические подходы к пониманию современной глобальной информационно-коммуникативной среды. Определяет роль информационно-коммуникативного пространства в появлении homo informaticus. Показывает, что образ мира современного человека формируется под влиянием разнородных информационных потоков, представляющих источник коммуникативных и познавательных потребностей. Особое внимание автор уделяет осмыслению мировоззренческого и методологического потенциала homo informaticus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication space and its role in the emergence of homo informaticus: social and philosophical aspect .

In the article the author considers various methodological approaches to understanding the modern global information and communication environment. Defines the role of information and communication space in the emergence of homo informaticus. It shows that the image of the world of modern man is formed under the influence of heterogeneous information flows, representing the source of communicative and cognitive needs. The author pays special attention to understanding of ideological and methodological potential of homo informaticus.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативное пространство и его роль в появлении homo informaticus: социально философский аспект»

Слово - молодым ученым

УДК 141.3

М.А. ДАДАХАЕВ аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»*

Информационно-коммуникативное пространство и его роль в появлении homo informaticus: социально философский аспект

В статье автор рассматривает различные методологические подходы к пониманию современной глобальной информационно-коммуникативной среды. Определяет роль информационно-коммуникативного пространства в появлении homo informaticus. Показывает, что образ мира современного человека формируется под влиянием разнородных информационных потоков, представляющих источник коммуникативных и познавательных потребностей. Особое внимание автор уделяет осмыслению мировоззренческого и методологического потенциала homo informaticus.

Ключевые слова: информационные технологии, виртуальная реальность, человек в виртуальном мире, виртуальный коммуникативный мир, киберкультура.

Dadakhaev M.A. Information and communication space and its role in the emergence of homo informaticus: social and philosophical aspect. In the article the author considers various methodological approaches to understanding the modern global information and communication environment. Defines the role of information and communication space in the emergence of homo informaticus. It shows that the image of the world of modern man is formed under the influence of heterogeneous information flows, representing the source of commu-

* Дадахаев Магомед Арбиевич, e-mail: dadahaev@yandex.ru

nicative and cognitive needs. The author pays special attention to understanding of ideological and methodological potential of homo informaticus.

Keywords: information technology, virtual reality, people in the virtual world, the virtual communicative world, cibercultura.

В настоящее время информационное пространство представляет особой сферу информационного социума, а коммуникацию определяют символические черты, представляющие объединение при обмене информацией. Эта связь порождает вопрос «коммуникативной рациональности», то есть насколько реальны условия, которыми обеспечивается достижение согласия и понимания (концепция Ю. Хабермаса).

Невозможно проанализировать современную социальную парадигму не рассмотрев понятие «коммуникативная рациональность», которое сопряжено с индивидуальной рациональностью. Здесь возникает вопрос, в какой мере индивидуальные рационалистические установки могут выражаться в социальных практиках, как их будут понимать другие с позиции их ценности и представлений о действительности. Индивидуальная рациональность неосуществима без коммуникации, так как именно в обществе человеку свойственно иметь возможности для того, чтобы проявлять свое выражение и самореализацию. В тоже время вне социума нереально решение проблемы индивидуального самовыражения, так как индивиду необходима реакция на его самовыражение (к примеру, одобрение или неодобрение каких-либо поступков другими людьми).

Коммуникативной рациональности свойственно нахождение своего применения в «публичной сфере» (понятие Ю. Хабермаса) - некоем пространстве, где индивидуальная рациональность может соприкасаться с рациональностью общественной системы и где в идеале должно произойти согласование возможных взаимодействий.

Как было отмечено Дж. Перролом, М. Постером и П. Вирилио, в условия информационного социума такую «публичную сферу» представляют как виртуальную реальность, где появляются дискуссии и свободно выражается мнение индивидов. Таким образом, Интернет выявляет противоречивые мнения и индивидуальные представления, существующие в современном социуме.

Виртуальная реальность представляет специфическую форму информационно-коммуникативного пространства, обусловленного семиотическими и сетевыми характеристиками. Дж. Ланье отразил сущность данного понимания следующим образом: «это техника, при помощи которой люди синтезируют общую реальность. Она переносит отношения в материальный мир, на новый уровень»1.

А. Бюль систематизировал представления о виртуальной реальности:

- созданную компьютером реальность одновременно воспринимают многие пользователи соответственно ее воздействию;

- событиям, наполняющим виртуальную реальность, свойственно происходить в условиях реального времени; индивиду свойственно реальное взаимодействие с данной средой;

- виртуальные пространства созданы для передвижения и совершения различных действий;

- в виртуальной реальности можно осуществлять коммуникацию, решая общие задачи и добиваясь понимания2.

В отечественной науке учением «виртуальной реальности» занималась группа Н.А. Носова при Академии наук РФ, которая подготовила и представила «Манифест виртуалис-

3 -

тики»3, провозгласивший ее новой мировоззренческой системой, утверждавшей, что «бытие виртуально». В. Руднев дал обоснование данному постулату, утверждая, что действительному бытию свойственно «слияние с виртуальным

4

человеческим сознанием» .

Уже сегодня нами наблюдается процесс, в результате которого виртуальное смешивается с реальностью, и это превратилось в часть материального бытия.

К примеру, в Северной Европе функционируют гостиницы, где интерьер представляет точную копию картин, написанных известными художниками, гостям предлагается пожить внутри картины - нарисованный двухмерный мир

1 Газгиреева Л.Х. Мотивация как экзистенциальная потенция духовно-нравственного бытия // Социально-гуманитарные знания, 2010, № 5, с. 219.

2 Еляков А.Д. Homo informaticus и современная информационная среда // Философия и общество, 2012, № 3, с. 38.

3 Носов Н.А. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалис-тики, М.: Путь, 2001, № 15, с. 44.

4 Руднев В. Прочь от реальности. М.: Аграф, 2000, с. 186.

представляет не только трех-четырехмерный, а претендует на обладание всей полнотой бытия1.

Таким образом, границы между субъектом и объектом, между конкретным и абстрактным, между реальным и воображаемым стираются в виртуальной реальности, чем обусловлена без сомнения ее привлекательность для индивида в качестве коммуникативной среды.

Вместе с тем, формируется особая привлекательность виртуального бытия, заключающаяся в том, что оно способно отражать физическое бытие, но значительно и часто диаметрально искажая его. Данным базовым значением в коммуникации приобретается онтологическое свойство информации, которое позволяет конструировать новое бытие, а именно виртуальное, иллюзорное. Это значит, что виртуализация оказывает значительное влияние на характер

коммуникации, где начинается преобладание интерактив-

2

ного сетевого режима .

Особенностью современной коммуникации стал тот факт, что для индивида более значимы информационные контакты с иллюзорной, виртуальной реальностью.

Работы таких экзистенциалистов, как Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. содержат описания одиночества, отчужденности человека, который погружен в пустоту собственного «Я», особо это ощущается на фоне социальной коммуникации в реальном бытие, динамичном, агрессивном и часто просто враждебном индивиду. Решает сложившуюся ситуацию современный человек путем построения собственного бытия, которое предлагает ему виртуальная реальность. Так, происходит возникновение нового типа коммуникации в информационном пространстве, где диалог человеческого «Я» перемещается с реальностью в символическую среду. И отвечая на вопрос, присутствует ли рациональность в такой коммуникации, мы получаем положительный ответ, на том основании, что это диалог человека с миром компьютера. Компьютеру свойственно преобразовывать любые сообщения, вне их эмоциональной окраски или значимости, в набор кодов, соединяющихся между собой логически выстроенными алгоритмами.

1 Померанц Г.С. Постмодернизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т., т. 3. М.: Мысль, 2001, с. 90.

2 Савруцкая Е.П. Коммуникационный аспект инновационных трансформаций в конструировании социальной реальности // Культурологический журнал, 2012, №3. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/joumals/147.html&j_id=11

В результате нам свойственно наблюдать подчинение человеческой деятельности безличной рациональности машины, где коммуникация человека с миром обусловлена механистическим, холодным характером, что невероятно отдаляет рациональную коммуникацию, которой были посвящены работы Ю. Хабермаса.

Вместе с тем, некоторыми авторами определяется новая форма коммуникации в виртуальном пространстве, как новая форма общественного бытия.

Следует заметить, что данное утверждение весьма спорно в силу того, что процессов виртуального бытия механистичны: сеть не предъявляет претензии на истинность или на существование критичности разума, но здесь возможно изменение статуса индивида и самообразующиеся публичные среды.

Следствием гипертрофии «виртуалистического мировосприятия» по мнению С. Хоружий, является появление человека нового типа, которому свойственно стремление к замкнутости в виртуальном мире1. Человек уже не ориентируется в реальности и виртуальности, одно заменяет другое. По нашему мнению, появляются ситуации, где человека можно обозначить как homo informaticus, у которого нет потребности в понимании смысла своих собственных действий. Факт существования homo informaticus подтверждают многочисленные социологические исследования.

Например, проведенное исследование Международного института маркетинговых и социальных исследований (GfK) подтверждает, что три четверти российской аудитории Интернета (76%) выходят в Сеть каждодневно2. Но стоит помнить, что пребывание в виртуальной реальности обуславливает не только использование интернет-сети, это и телевидение, и множественные компьютерные игры, сервисы сотовых телефонов. Таким образом, процент вовлеченности масс в виртуальную реальность гораздо выше.

Становление сознания через призму виртуального пространства превращается в неоницшеанскую проблему homo informaticus, поскольку искать свое собственное «Я» в информационном хаосе представляется невозможным. А форми-

1 Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии, 1997, № 6, с. 67.

2 Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Национальная идея как форма реализации политико-государственных интересов на международной арене // Вестник Забайкальского государственного университета, 2015, №10(125), с. 33.

рование собственной точки опоры для мышления осложняют постоянные атаки на сознание со стороны различных мани-пулятивно-информационных систем (например, телевидением, контекстной рекламой, межличностными и коллективными манипуляциями и т. д.).

Коммуникация, как самоцель по обмену информацией в виртуальном пространстве, имеет свойство наполнять оболочку homo informaticus антисмыслом. В данном случае возможно проследить взаимосвязь: человек, который теряет самосознание в информационных потоках, представляет «пустой сосуд» (по Ф. Ницше), а бытие становится непроницаемым. Современная культура оставила сознание в покое, ему свойственна самостоятельность в воспроизведении каких-то мыслей, привычек, стандартов поведения. Человек, отдав предпочтение виртуальности, является всего лишь бессодержательной оболочкой, «полым сосудом», набором схем и шаблонов. В тоже время набирает силу тенденция, когда виртуальностью определяется развитие человека. Понятие «транс» следует понимать как переход мира в инореальность, что означает отказ от существовавших на протяжении веков представлений о назначении и смысле его бытия. Это, означает, что наше живое, естественное, предметное, собственно человеческое бытие отда-

1

но на милость «тому свету», виртуальной реальности» . Диалог у человеческого «Я» с миром, свойственно перемещение в символическую среду пространства коммуникаций. Коммуникация из средства взаимодействия превращается в цель существования, полностью заполняя бытие человека.

Проблему виртуального пространства и его влияние на развитие социума, претерпевающего сегодня существенную трансформацию, следует рассматривать через призму реально-виртуального подхода, разработанного М. Кас-тельсом. Данный подход он выразил в следующем: «всеми видами коммуникации от типографской до мультисенсор-

ной, не формируется виртуальная реальность, а строится

2

реальная виртуальность» .

1 Бурняшева Л.А. Виртуализация духовного пространства путём замещения реальных объектов симуляциями // В мире научных открытий, 2011, № 9.2, с. 641.

2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000, с. 352.

Интернет превратился во всеохватывающую весь мир и стирающую границы среду общения людей. Им трансформируется досуг современного человека и его характер труда, выводя на совершенно новый уровень духовность, систему образования, раздвигая горизонты культуры. Всемирная Сеть, вне сомнений, превратилась в мощный двигатель современного мира.

В результате выше изложенного, следует заключить, что современный информационный образ бытия возможно реализовать в том случае, если человек научится овладевать знаниями о функциональных возможностях информационных технологий массового применения (сотовой связи, копировальной и множительной техники, электронных библиотек) и уметь применять эти средства в деловой деятельности и быту; получать дополнительную профессиональную подготовку в области использования информационно-компьютерных технологий, необходимую для плодотворной работы в специальных сферах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.