Научная статья на тему 'Информационно-аналитическое обоснование осуществления внутреннего финансового контроля в государственном секторе'

Информационно-аналитическое обоснование осуществления внутреннего финансового контроля в государственном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / внутренний финансовый аудит / государственные закупки / контрольное мероприятие / подведомственные учреждения / финансовые риски / ущерб / budget / public procurement / internal financial audit / control measure / subordinate institutions / financial risks / damage

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максим Владимирович Лозовой, Наталья Валерьевна Парушина

В статье обоснована актуальность использования информационно-аналитических данных для проведения оценки и планирования контрольных проверок со стороны внешних контролирующих структур и внутреннего финансового контроля. Дана оценка выявленным нарушениям в финансовой сфере за последние годы и сделан вывод о росте нарушений в бюджетной системе, ведении учета и составлении отчетности, осуществлении закупок. Выборка финансовых проверок на уровне внешнего контроля по типам организаций показала, что число проверок оптимально и позволяет достичь своего максимального эффекта при построении прогнозной модели финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максим Владимирович Лозовой, Наталья Валерьевна Парушина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and analytical rationale for the implementation of internal financial control in the public sector

The article substantiates the relevance of using information and analytical data for assessing and planning control checks by external control structures and internal financial control. An assessment was made of the identified violations in the financial sector in recent years and a conclusion was made about the growth of violations in the budget system, accounting and reporting, and procurement. A sample of financial inspections at the level of external control by type of organization showed that the number of inspections is optimal and allows one to achieve its maximum effect when building a predictive model of financial control.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическое обоснование осуществления внутреннего финансового контроля в государственном секторе»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 75-80 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):75-80

Проблемы экономики

Научная статья УДК 336.13

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-75-80

Информационно-аналитическое обоснование осуществления внутреннего финансового контроля в государственном секторе

Максим Владимирович Лозовой1, Наталья Валерьевна Парушина2

1 2Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орёл, Россия 1ati-centr@mail.ru

2parushinan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0544-1094

Аннотация. В статье обоснована актуальность использования информационно-аналитических данных для проведения оценки и планирования контрольных проверок со стороны внешних контролирующих структур и внутреннего финансового контроля. Дана оценка выявленным нарушениям в финансовой сфере за последние годы и сделан вывод о росте нарушений в бюджетной системе, ведении учета и составлении отчетности, осуществлении закупок. Выборка финансовых проверок на уровне внешнего контроля по типам организаций показала, что число проверок оптимально и позволяет достичь своего максимального эффекта при построении прогнозной модели финансового контроля. Ключевые слова: бюджет, внутренний финансовый аудит, государственные закупки, контрольное мероприятие, подведомственные учреждения, финансовые риски, ущерб

Для цитирования: Лозовой М. В., Парушина Н. В. Информационно-аналитическое обоснование осуществления внутреннего финансового контроля в государственном секторе / / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 75-80. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-75-80. EDN JLZWSW

Problems of Economics

Original article

Information and analytical rationale for the implementation of internal financial control in the public sector

Maxim V. Lozovoy1, Natalya V. Parushina2

Central Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Orel, Russia

1ati-centr@mail.ru

2parushinan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0544-1094

Abstract. The article substantiates the relevance of using information and analytical data for assessing and planning control checks by external control structures and internal financial control. An assessment was made of the identified violations in the financial sector in recent years and a conclusion was made about the growth of violations in the budget system, accounting and reporting, and procurement. A sample of financial inspections at the level of external control by type of organization showed that the number of inspections is optimal and allows one to achieve its maximum effect when building a predictive model of financial control. Keywords: budget, public procurement, internal financial audit, control measure, subordinate institutions, financial risks, damage

For citation: Lozovoy M. V., Parushina N. V. Information and analytical rationale for the implementation of internal financial control in the public sector. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):75-80. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-75-80. EDN JLZWSW

© Лозовой М. В., Парушина Н. В., 2023

EDN JLZWSW

Внутренний финансовый контроль в государственном секторе в последние годы получил широкое развитие. Это связано с усилением предупредительной функции контроля. От последующего контроля государственные контролирующие органы переходят к профилактическому контролю в рамках организации комплексных и тематических проверок. Проверкам в государственном секторе подлежат закупки, бухгалтерский учет, эффективность использования средств, результаты деятельности учреждений [1]. Профилактическая функция контроля позволяет вовремя выявить нарушения и несоответствия, исправить ошибки, определить риски и скорректировать управленческие решения [2]. Для эффективной организации и проведения внутреннего финансового контроля следует обеспечить надлежащую методическую основу, разработать внутренние регламенты в каждом учреждении государственной сферы.

В последнее время уделяется особое внимание информационно-аналитическому обоснованию осуществления внутреннего финансового контроля в государственном секторе, используются информационные программы и технологии для проверок и оформления результатов. Кроме того, данные о состоянии контроля наглядно показывают, как складывается ситуация в государственном секторе, в каких областях допускаются ошибки, как осуществляются контрольные мероприятия, и достаточно ли проверок для эффективного государственного муниципального управления [3].

Как показывает анализ официальных источников и материалов, которые публикуются органами государственного финансового контроля, данные цифровых порталов и информационных систем в он-лайн формате, количество и суммы нарушений, которые фиксируются в государственной сфере и связаны с бюджетным процессом, год от года не снижаются [4]. Нарушения связаны с формированием и исполнением бюджетов, осуществлением госзакупок, ведением учета и составлением бюджетной отчетности, неэффективным использованием бюджетных средств (рис. 1).

77,99; 8% 16,95; 2% 148,76; 15%

71,35; 7%

2018 г,

I Формирование и исполнение бюджетов I Ведение учета и составление отчетности I Неэффективное использование средств I Осуществление закупок I Распоряжение госсобственностью I Иные нарушения

7,65; 1% 58,14; 5% 60,18; 5%

2021 г

61,77; 6%

Формирование и исполнение бюджетов Ведение учета и составление отчетности Неэффективное использование средств Осуществление закупок Распоряжение госсобственностью Иные нарушения

2022 г.

2023 г.

126,37; 27%

3,81; 1%

25,27; 0,48; 0%%

59,65; 13%

7,45; 2%

6,93; 6% 6,93; 5%

Формирование и исполнение бюджетов Ведение учета и составление отчетности Неэффективное использование средств Осуществление закупок Распоряжение госсобственностью Иные нарушения

Формирование и исполнение бюджетов Ведение учета и составление отчетности Неэффективное использование средств Осуществление закупок Распоряжение госсобственностью Иные нарушения

Рис. 1. Изменения в структуре нарушений бюджетного законодательства по Российской Федерации1 Fig. 1. Changes in the structure of violations of budget legislation in the Russian Federation

1 Составлено авторами. 76

По данным рисунка - 35 % в 2018 г. и 29 % - в 2021 г. приходилось на ошибки исполнения бюджета. В стоимостном выражении бюджеты всех уровней пострадали на 346,45 млрд руб. в 2018 г. и 317,2 млрд руб. в 2021 г. Бюджетные полномочия, связанные с неправильным ведением учета и составлением отчетности нанесли ущерб государству в сумме 321,83 млрд руб. в 2018 г. (33 % всех нарушений] и 586, 64 млрд руб. в 2021 г. (54 % всех нарушений]. Даже по предварительным данным 2022 г. и 2023 г. достаточно наглядно видно, что при формировании и исполнении бюджетов потери бюджетных средств составляют от 21 до 27 % финансовых ресурсов. Бюджетные процессы, связанные с контрактной системой в госсекторе, опять уязвимы. Удельный вес ошибок на текущий момент достигает 36-42 %.

Проведена выборка объектов контроля - организаций госсектора по типам учреждений, чтобы оценить те тенденции и закономерности, которые наблюдаются в каждом секторе государственного управления финансами в отдельности и какие итоговые результаты показывают системы внутреннего финансового контроля и аудита в этих организациях [5].

Выборка производилась по трем укрупненным типам организаций госсектора в разрезе анализируемого периода: ГАБС и ГРБС; подведомственные учреждения; иные предприятия и организации (табл. 1).

Таблица 1 - Выборка результатов контрольных мероприятий по организациям государственного сектора1

Table 1 - Selection of results of control activities for public sector organizations

Госорганизация 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Кол- Уд. Кол- Уд. Кол- Уд. Кол- Уд. Кол- Уд. Кол- Уд.

во, вес, во, вес, во, вес, во, вес, во, вес, во, вес,

ед. % ед. % ед. % ед. % ед. % ед. %

ГАБС и ГРБС 2559 32,3 2581 33,3 1593 34,6 2308 34,1 1164 29,5 700 35,7

Подведомственные учреждения 4687 59,2 4493 58,1 2487 54,1 3894 57,4 2118 53,7 960 48,9

Предприятия и иные организации 672 8,5 666 8,6 520 11,3 579 8,5 665 16,8 302 15,4

Итого 7918 100 7740 100 4600 100 6781 100 3947 100 1962 100

ГАБС и ГРБС, включающие министерства, ведомства, федеральные службы, государственные органы власти, занимают примерно от 32 до 35% всех контрольных мероприятий за анализируемый период. Это на половину меньше, чем количество внешних проверок в подведомственных им казенных и унитарных организациях. Доля проверок в подведомственных организациях достигает от 54 до 59%. Количество контрольных мероприятий существенно не снижается, за исключением 2020 г. и держится на прежних уровнях 2018-2019 гг.

Далее выборка была расширена путем разделения объектов контроля на типы госорганизаций с выделением госкорпораций и госкомпаний, государственных (муниципальных] органов и унитарных предприятий и казенных учреждений. В выборку для анализа включены и другие организации, но для того, чтобы оценить оптимальность финансовых проверок эффективности внутренних систем ВФК (табл. 2).

Данные сгруппированы за последние пять лет. Кроме того, были выбраны по 25 объектов для оценки и разработки научно-методических и практических предложений по развитию СВФК для каждой группы объектов контроля. Выборку осуществляли по объектам с самыми высокими суммами нарушений бюджетного процесса. Такая группировка позволяет посмотреть, сколько объектов подлежит контролю, сколько было проведено контрольных мероприятий, сколько было допущено нарушений и на какие суммы.

1 Составлено авторами по данным: Портал государственного и муниципального финансового аудита ГИС ЕГСФК: https://portal.audit.gov.rU/#/audit-object

Таблица 2 - Выборка объектов государственного муниципального финансового контроля за 2018-2023 гг. по типам организаций государственного сектора1

Table 1 - A selection of objects of state municipal financial control for 2018-2023 by type of public sector organization

Тип госорганизаций Количество объектов контроля, ед. Количество мероприятий в отношении объектов контроля, ед. Количество нарушений, ед. Сумма нарушений, тыс. руб.

Государственные корпорации, государственные компании 9 38 602 274 873 203,17

Государственные (муниципальные) органы 8305 22430 111946 2 430 702 888,62

Государственные (муниципальные) унитарные предприятия 334 462 4705 67 949 033,20

Государственные (муниципальные) казенные учреждения 10130 15613 80010 1 148 591 234,70

Иные юридические лица 2198 2905 12034 498 630 944,59

Органы управления государственными внебюджетными фондами 331 756 2659 127 576 330,52

Физические лица (ИП, КФХ) 24 28 53 30 438,47

Объекты финансового контроля сгруппированы на рис. 2, где построена зависимость между количеством проверок, нарушений и суммами ущерба. Объекты расположились таким образом, что построили линейную зависимость между показателями, еще раз продемонстрировав оптимальность планирования проверок, как показал себя финансовый менеджмент государственных организаций на практике. И выяснилось, что при других плановых значениях проверок всех объектов финансового контроля на будущее мы будем получать обратный результат. Величина достоверности аппроксимации равняется 0,9986, что указывает на хорошее совпадение расчетной прямой с исходными данными. Прогнозы получатся точными. Это означает, что за счет усиления функций внешнего государственного финансового контроля нужного эффекта для финансовой системы мы не добьемся. Упор нужно делать на развитие и унификацию систем ВФК по всем госструктурам. Это касается и бюджетных и автономных учреждений (рис. 2).

Сумма нарушений, млрд руб.

l5OOOO

д е

lOOOOO

y = 5,0267x - 31,5

ра 5OOOO

о в т

S000

5OOO

lOOOO l5OOO 2OOOO 25OOO

30000

О--50000

К

Количество мероприятий, ед.

Значения Y -Линейная (Значения Y)

O

O

Рис. 2. Построение линейного уравнения и зависимость суммы нарушений от количества проведенных контрольных мероприятий для прогнозирования внешних финансовых проверок2

Fig. 1. Construction of a linear equation and the dependence of the amount of violations on the number of control activities carried out to predict external financial audits

1 Составлено авторами по данным: Портал государственного и муниципального финансового аудита ГИС ЕГСФК: https://portal.auditgov.ru/#/audit-object

2 Составлено авторами.

Исследование тенденций и закономерностей в сфере финансового управления органов государственной власти и подведомственных организаций, государственных корпораций, на основе информационно-аналитического обоснования системы контроля, позволило сделать выводы о перспективах для совершенствования внутреннего финансового контроля:

1] предпосылки совершенствования системы ВФК в госсекторе объективны, т.к. количество внешних контрольных мероприятий не снижается, и растут суммы нарушений, допускаемых в результате исполнения бюджетных полномочий государственными служащими;

2] построение системы ВФК в государственном секторе возможно на основе лучших корпоративных практик финансового контроля, которые зарекомендовали себя при осуществлении проверок финансовых органов [6];

3] актуализация реестра рисков должна происходить не только на основе результатов ВФК и ВФА, но и следует составить обзор типичных нарушений для ГАБС и ГРБС в свободном доступе для финансовых работников и руководителей учреждений;

4] необходимо осуществлять профессиональное взаимодействие внутренних контролеров с руководителями структурных подразделений и сформировать методическую основу для оценки надежности СВФК внутри ГАБС и ГРБС для оперативного реагирования на финансовые операции и предупреждения ошибок;

5] наибольшее количество ошибок в бюджетной сфере отмечается при формировании и исполнении бюджетов, ведении бюджетного учета и отчетности и осуществлении закупок, следовательно, эти процессы должны быть приоритетными при формировании эффективной системы финансового менеджмента в госорганизации.

Таким образом, использование информационно-аналитического обеспечения для обоснования планирования и проведения проверок внутреннего финансового контроля позволяет достичь целей финансового менеджмента, повысить эффективность формирования и расходования бюджетов всех уровней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Парушина Н. В., Проняева Л. И. Внутренний финансовый контроль за достоверностью финансовой отчётности государственных (муниципальных] учреждений // Экономическая среда. 2023. № 3(45]. С. 81-93. DOI 10.36683/2306-1758/2023-3-45/81-93.

2. Чеглакова С. Г. Угрозы финансового риска и методы контроля над их проявлением // Экономическая среда. 2023. № 1(49]. С. 50-58. DOI 10.36683/2306-1758/2023-1-43/50-58.

3. Богатая И. Н., Евстафьева Е. М. Роль аудита и консалтинга в обеспечении устойчивого развития экономики России // Учет и статистика. 2023. Т. 20, № 3. С. 76-84. DOI 10.54220/7607.2023.94.16.009.

4. Актуальные методы формирования, анализа и контроля отчетности системообразующих корпоративных структур / Н. А. Каморджанова, И. Н. Богатая, Г. Г. Дерзаева [и др.]. М.: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. 280 с.

5. Городилов М. А. Микрюков Т. В. Система внутреннего контроля в общих центрах обслуживания. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. 172 с.

6. Лытнева Н. А., Кыштымова Е. А. Концепция внутреннего государственного финансового контроля и аудита в бюджетной сфере // Проблемы научной мысли. 2023. Т. 1. № 2. С. 33-37.

References

1. Parushina N.V., Pronyaeva L.I. Internal financial control over the reliability of financial reporting of state (municipal] institutions. Economic environment. 2023;3(45]:81-93. DOI 10.36683/2306-1758/2023-3-45/8193. (In Russ.]

2. Cheglakova S. G. Threats of financial risk and methods of control over their manifestation. Economic environment. 2023;1(49]:50-58. DOI 10.36683/2306-1758/2023-1-43/50-58. (In Russ.]

3. Bogataya I. N., Evstafieva E. M. The role of audit and consulting in ensuring the sustainable development of the Russian economy. Accounting and Statistics. 2023; 20(3]:76-84. DOI 10.54220/7607.2023.94.16.009. (In Russ.]

4. Current methods of formation, analysis and control of reporting of system-forming corporate structures / N. A. Kamordzhanova, I. N. Bogataya, G. G. Derzaeva [etc.]. Moscow: Limited Liability Company "Ruseins", 2022. 280 p. (In Russ.]

5. Gorodilov M. A. Mikryukov T. V. Internal control system in general service centers. Perm: Perm State National Research University, 2021. 172 p. (In Russ.]

6. Lytneva N. A., Kyshtymova E. A. Concept of internal state financial control and audit in the budgetary sphere. Problems of scientific thought. 2023;1(2):33-37. (In Russ.]

Информация об авторах

М. В. Лозовой - аспирант кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС.

Н. В. Парушина - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС.

Information about the authors

M. V. Lozovoy - Postgraduate at the Department of Economics and Economic Security of Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA.

N. V. Parushina - Dr. Sci. (Econ.), Professor, Head of the Department of Economics and Economic Security of Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The article was submitted 19.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.