А.Д. Ульянов,
соискатель Академии управления МВД России
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Реформирование системы МВД Российской Федерации предполагает повышение эффективности управления органами внутренних дел путем изыскания внутренних резервов, поэтапного приведения организационно-штатной структуры в соответствие с изменившимися социальными приоритетами. Наряду с этим важным направлением совершенствования системы МВД является качественное повышение эффективности информационно-аналитической деятельности.
В директивных документах МВД России подчеркивается, что улучшение результативности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел находится в прямой зависимости от уровня информационно-телекоммуникационного обеспечения, которое обусловливает оперативность реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и по существу определяет деятельность по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений [1].
Не секрет, что в настоящее время, несмотря на принимаемые меры, этому участку работы уделяется недостаточное внимание. Руководством МВД России отмечается, что не всегда обеспечиваются своевременный сбор и анализ информации о процессах и явлениях, влияющих на состояние, уровень и динамику преступности, выработка на этой основе управленческих решений. Органы внутренних дел существенно проигрывают в оперативности, злободневности анализа. Еще живуче стремление к громоздким материалам, до крайности перегруженным статистическими данными. В силу неудобочитаемости и стандартного описания всем известных вещей такие «аналитические» документы обречены на отсутствие полезной отдачи.
Рассматривая содержание информационноаналитической работы и перспективы ее совершенствования, многие специалисты отмечают, что нужно, прежде всего, быть реалистом и признать,
что сложность содержательных характеристик и многообразие средовых факторов, детерминирующих состояние правопорядка, таковы, что их изучение и оценка выходят далеко за рамки реальных информационно-аналитических возможностей
большинства практических органов внутренних дел. Достаточно сказать, что условия внешней среды функционирования органов внутренних дел в современный период в целом характеризуются динамичностью, многокомпонентностью, интегра-тивностью, ростом сложности, неопределенности, нарастающей взаимосвязью факторов, так что изменение хотя бы одного из них влечет изменение многих других [2].
И решению этой проблемы не помогут никакие призывы и указания. Даже на уровне многих МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, не говоря уже о горрайлинорганах, малочисленность аналитических подразделений (в крупных ГРОВД для проведения аналитической работы выделено не более одного-двух сотрудников), уровень теоретической подготовки сотрудников, материально-техническое оснащение штабных аппаратов и информационных центров не позволяют вести повседневную аналитическую работу на требуемом уровне, не говоря уже о проведении исследований, в том числе и опросов общественного мнения.
Результатом информационно-аналитического
обеспечения управленческой деятельности являются управленческие решения, направленные на выполнение оперативно-служебных задач. Но зачастую предоставляемые штабом информационноаналитические документы не отвечают выработанным наукой и практикой требованиям. К ним следует отнести новизну сведений; достоверность, своевременность; непрерывность; преемствен-
ность; объективность и научную обоснованность; информационную емкость; логичность; соответствие компетентности субъекта управления.
Новизна сведений обеспечивает раскрытие сущности возникающих явлений в криминальной ситуации. Достоверность — это процент реальных сведений в документе к общему объему информации [3]. Своевременность предопределяет действенность сведений, содержащихся в информационно-аналитических документах. Это дает возможность верно ориентироваться в обстановке, вовремя принимать необходимые меры. Непрерывность дает возможность планомерной и целеустремленной работы. Поступление информации с перебоями препятствует осуществлению управления в целом. Преемственность означает тесную связь информационно-аналитического документа с содержанием предшествующего материала, с указанием на то, что изменилось в работе органа внутренних дел по сравнению с прошлым, какие мероприятия были проведены и какие результаты при этом получены. Объективность и научная обоснованность предполагают предоставление информации в соответствии с реальной действительностью, тщательность отбора и анализа, точность выводов и решений. Информационная емкость означает умение сосредоточить разнообразное и нередко сложное содержание документов в кратких и доступных восприятию суждениях и выводах. Ценность информации в документе характеризуется снижением уровня затрат ресурсов (людей, материалов, времени, финансов) на принятие правильного решения. Логичность обусловливается таким изложением материала, когда он связан единой логической нитью и в нем последовательно, в строгом порядке развивается основная идея, цель, поставленная при подготовке информационно-аналитического документа. Соответствие информации компетентности субъекта управления предполагает соответствие содержания документа полномочиям адресата. Иначе говоря, нецелесообразно ставить перед адресатом вопросы, разрешение которых не входит в его компетенцию.
Если подробнее рассмотреть сущность информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности, то с методологических позиций ее можно выразить в виде процесса.
Наиболее важной содержательной характеристикой процесса управления является работа с информацией — ее сбор, накопление, систематизация, оценка и перераспределение. Однако эта функция подразумевает под собой не просто «механический» сбор субъектом информации управления о состоянии управляемой им системы и окружающей ее внешней среде. Информацию неправильно отождествлять со всем объемом поступающих сведений. Данные об объекте становятся информацией лишь тогда, когда получают содержание и форму, пригодную для использования в процессе управления. По мнению Дж. Гелена, с которым автор полностью согласен,
«информация — это только сырье, которое должно быть трансформируемо в интеллект» [4].
Сотрудниками штабных подразделений собранная информация обрабатывается, обобщается, с ее помощью выявляются определенные связи между событиями и фактами, имевшими место в системе, за ее пределами, делаются соответствующие выводы, формулируются предложения, рекомендации. Одним словом, собранная информация анализируется. Основное содержание аналитической работы направлено на своевременное обнаружение возникающих проблем (противоречий, несоответствий), правильную их оценку, выдвижение объективно необходимых целей и взвешенных реально выполняемых задач, выбор наиболее целесообразных путей и средств их решения, поиск ответов на вопросы, возникающие в процессе организации оперативно-служебной деятельности.
Неотъемлемой частью и одновременно одним из приоритетных направлений аналитического обеспечения становится прогнозирование (предвидение) дальнейшего развития криминальной ситуации, использование прогнозных данных в информационных материалах для органов государственной власти и местного самоуправления. Сегодня криминологическое прогнозирование все больше перемещается в плоскость практического использования при планировании, разработке совместных с органами государственной власти и местного самоуправления комплексных программ борьбы с преступностью на территории края, области, города, района, решении других задач управления. Это вызвано все возрастающей опасностью выхода негативных явлений из-под контроля властных структур, что понуждает органы внутренних дел к своевременному принятию адекватных обстановке продуманных и взвешенных управленческих решений, базирующихся на глубоком анализе и прогностических оценках реально складывающейся ситуации.
В объективной, выверенной информации заинтересованы все. Руководители органов внутренних дел информируются о происходящих на территории обслуживания правоохранительных процессах, однако, как показывает практика, информация в большинстве своем является осведомительной. Она описывает криминальную ситуацию и в принципе отвечает на запрос руководства: что происходит на территории? Однако дальше этого не идет. В ней отсутствует аналитическая составляющая, дающая ответ на следующий вопрос: почему так происходит? Нет выводов и предложений, носящих профилактический характер, направленных на принятие органами предупредительных мер для противодействия нарушениям уголовного и административного законодательства. Для наглядности этот процесс можно показать в виде таблицы как этапы информационно-аналитического обеспечения управления органами внутренних дел.
Этапы
Содержание
Целевая
направленность
I Информаци- онный Сбор, обработка, выдача информации Ответить на вопрос: Что происходит?
II Аналитиче- ский Выявление положительных и отрицательных тенденций в состоянии преступности и правоохранительной деятельности Ответить на вопрос: Почему так происходит?
III Прогнозный Прогнозирование противоправной деятельности Ответить на вопрос: Что будет, если...?
IV Итоговый Подготовка обоснованных выводов и рекомендаций по организации профилактики и борьбе с противоправными действиями Ответить на вопрос: Что нужно для... ?
Опыт подсказывает, что в ходе информационноаналитической работы много внимания уделяется сбору, обработке, анализу сведений и неоправданно мало заключительному этапу, в рамках которого готовятся итоговые документы. Затратив много времени и сил на осмысление полученного задания, разработку подходов и инструментария, проанализировав полученную информацию, на выходе можно получить от вышестоящего руководства негативную оценку проделанной работы. Такое может случиться по разным причинам, в том числе и потому, что в итоговых документах не смогли «подняться» до высшего уровня обобщений, выявить реальные, а не «притянутые за уши» причины осложнений оперативной обстановки, четко сформулировать выводы, предложить ясные и понятные практические предложения по разрешению выявленных проблем. Поэтому очень важно на завершающем этапе позаботиться о качестве итоговых документов и соответствующем их оформлении. Это «лицо» исследования, его видимая часть, по которой руководство будет оценивать всю работу органа внутренних дел. Здесь важно сочетать и грамотную подачу текста, и четкость выводов, предложений и рекомендаций, и графические средства представления материала, повышающие наглядность. Качественное оформление итоговых аналитических документов, их практическая ценность — показатель профессионального мастерства должностных лиц.
В этой связи полагаю, что, во-первых, информационно-аналитическая работа является важной, но лишь составной частью аналитического обеспечения управленческой деятельности в органах внутренних дел; во-вторых, важность аналитической работы предполагает участие в ней не только штабных подразделений МВД, ГУВД, УВД или горрайорганов, но и научных и учебных заведений системы МВД, которые должны являться полноценными субъектами ее осуществления, в-третьих, в стороне от аналитической работы не должна стоять научная общественность гражданских учреждений, прежде всего социологи и криминологи. Поэтому можно говорить не просто об аналитической работе, а об аналитическом обеспечении подготовки проектов управленческих решений в органах внутренних дел, и в первую очередь — на уровне МВД, ГУВД, УВД. Здесь в первую очередь нужны принципиальные изменения в содержании аналитической работы. Как точно и образно отмечает руководство МВД России, заниматься сегодня
арифметическими подсчетами и сопоставлением цифр — дело не только пустое, но и крайне вредное, поскольку такой подход способен лишь запутать ситуацию и увести нас далеко в сторону от реально происходящих процессов [5].
Ставя так вопрос, нужно исходить из того, что принятие решений, ориентированных на среду функционирования органов внутренних дел, в том числе различных долговременных программ, стратегически ориентированных планов и т.д., не может не иметь серьезного социологического и криминологического обоснования. Если такого обоснования нет, принимаемые решения могут принести больше вреда, чем пользы.
ЛИТЕРАТУРА
1. О задачах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России на 2005 год: Директива МВД России от 4 ноября 2004 г. № 4.
2. Теория управления: учебник /под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — С.65.
3. Достоверность имеет три уровня: абсолютный (100%), доверительный (более 80%), негативный (менее 80%). Достоверность во многом зависит от методики документооборота. Общее правило: чем меньше людей принимает участие в сборе, передаче и обработке информации, тем выше ее достоверность (см.: Смирнов Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для вузов / Э.А. Смирнов. — М.: ЮНИТИ, 2000. — С. 192.
4. Гелен Дж. Сознательная технология / Дж.Гелен // Новые технологии и человек. — М., 1990. — С. 126.
5. Куликов А. С. Организация управления в
звене МВД, УВД и роль штабов в совершенствовании управленческой деятельности ОВД / А. С. Куликов // Штабная практика / М.: МВД РФ. — 1997. —№1 (21).-----С.6.