Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ С УЧЕТОМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ'

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ С УЧЕТОМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ЧИСЛЕННОСТЬ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ / СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушинская Татьяна Владимировна, Жуков Роман Александрович

В статье рассматриваются возможные инструменты обеспечения сбалансированности субфедеральных бюджетов, учитывающие демографическую ситуацию в регионе. Предлагается подход, в соответствии с которым сбалансированность бюджета рассматривается как элемент более сложной территориальной социо-эколого-экономической системы, что предопределяет учет таких демографических показателей как численность постоянного населения, численность занятых в экономике, естественная убыль населения, количество умерших. Установлено наличие функциональных связей между численностью постоянного населения и НДФЛ, численностью постоянного населения и расходами бюджета, численностью постоянного населения и совокупными расходами бюджета на социальное обеспечение, численностью постоянного населения и расходами по разделу «Социальная политика», что позволяет использовать их в бюджетном процессе с целью обеспечения сбалансированности регионального бюджета. Учет демографических показателей возможен в любом периоде оценки, в отношении любого субъекта бюджетного планирования и в любом регионе при соответствующих корректировках, а в сочетании с традиционными инструментами сбалансированности бюджета позволяет повысить качество бюджетного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF THE BALANCE OF SUB-FEDERAL BUDGETS TAKING INTO ACCOUNT THE DEMOGRAPHIC COMPONENT

The article discusses possible tools to ensure the balance of sub-federal budgets, taking into account the demographic situation in the region. An approach is proposed, according to which the budget balance is considered as an element of a more complex territorial socioecological-economic system, which determines the consideration of such demographic indicators as the number of permanent population, the number of people employed in the economy, the natural decline of the population, the number of deaths. The existence of functional links between the number of permanent population and personal income tax, the number of permanent population and budget expenditures, the number of permanent population and total budget expenditures on social security, the number of permanent population and expenditures under the section “Social Policy” has been established, which allows them to be used in the budget process in order to ensure the balance of the regional budget. Taking into account demographic indicators is possible in any evaluation period, in relation to any subject of budget planning and in any region with appropriate adjustments, and in combination with traditional budget balance tools allows you to improve the quality of budget planning.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ С УЧЕТОМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ»

Информационно- аналитическое обеспечение сбалансированности субфедеральных бюджетов с учетом демографической составляющей

Бушинская Татьяна Владимировна,

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и учет», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тульский филиал E-mail: TVBushinskaya@fa.ru

Жуков Роман Александрович,

к.ф.- м.н., доцент, научный сотрудник, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тульский филиал E-mail: RAZukov@fa.ru

В статье рассматриваются возможные инструменты обеспечения сбалансированности субфедеральных бюджетов, учитывающие демографическую ситуацию в регионе. Предлагается подход, в соответствии с которым сбалансированность бюджета рассматривается как элемент более сложной территориальной социо-эколого-экономической системы, что предопределяет учет таких демографических показателей как численность постоянного населения, численность занятых в экономике, естественная убыль населения, количество умерших. Установлено наличие функциональных связей между численностью постоянного населения и НДФЛ, численностью постоянного населения и расходами бюджета, численностью постоянного населения и совокупными расходами бюджета на социальное обеспечение, численностью постоянного населения и расходами по разделу «Социальная политика», что позволяет использовать их в бюджетном процессе с целью обеспечения сбалансированности регионального бюджета. Учет демографических показателей возможен в любом периоде оценки, в отношении любого субъекта бюджетного планирования и в любом регионе при соответствующих корректировках, а в сочетании с традиционными инструментами сбалансированности бюджета позволяет повысить качество бюджетного планирования.

Ключевые слова: сбалансированность бюджета, доходы бюджета, расходы бюджета, численность постоянного населения, совокупные расходы на социальные нужды.

Одной из чрезвычайно важных задач, обозначенных в послании Президента Федеральному Собранию от 21.04.2021 [1], является сохранение устойчивости государственных финансов и обеспечение макроэкономической стабильности, решение которых возможно при условии сбалансированности бюджета. Отметим, что основой обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ является ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), а необходимость его обеспечения как ключевого звена укрепления экономического суверенитета отражена в программных документах Российской Федерации [2, 3]. К настоящему времени экономическая наука накопила достаточный опыт по обеспечению баланса между потребностями государства и объемом ресурсов, которыми оно располагает. К вопросам сбалансированности государственных доходов и расходов в разное время обращались А. Смит, А. Вагнер, М. Фридмен, Л. Штейн, С.Ю. Витте, С.И. Иловайский, Ф.А. Мень-ков. Теоретико-методологические аспекты сбалансированности бюджетной системы изложены в работах отечественных ученых, в частности, Е.П. Беспаловой, Н.Я. Кривоносовой, Т.В. Усковой и А.В. Галухина, Н.С. Шмиголь. Частные вопросы сбалансированности бюджетов раскрыты в трудах А.Д. Андрякова, О.И. Баговой и Д.З. Богото-вой, М.Л. Дорофеева. Проблемам сбалансированности региональных бюджетов как наиболее уязвимого звена бюджетной системы с точки зрения обеспечения баланса между ресурсами, которыми располагают региональные власти, и их полномочиями, посвящены, в частности, исследования Е.В. Барбашовой, К.С. Белозеровой, Е.А. Гончаровой, О.И. Карепиной и О.А. Короченцевой.

Вопросы сбалансированности бюджетов рассматривается с различных позиций. Г.Б. Поляк связывает сбалансированность бюджета с реализацией принципов бюджетного федерализма [4, С. 38], М.Н. Соломко - с методами бюджетного регулирования [5, С. 143-150]. О.В. Глушакова [6, С. 816], Т.Ю. Камашева и Т.В. Фрайберг [7] рассматривают сбалансированность в контексте управления бюджетной ликвидностью. С.С. Алфименко [8], Г.Н. Ку-цури [9], П.Г. Крадинов [10] - в контексте качества бюджетного планирования. Е.В. Кузнецова обосновала инструментарий обеспечения сбалансированности бюджета на основе системы показателей, включающих коэффициент общей сбалансированности, базовой сбалансированности и собственной сбалансированности [11, С. 18]. Л.М. Куприяновой и И.Д. Сухаревым сбалансированность рассматривается как совокупность институтов собственных

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

о. в

доходов, межбюджетного взаимодействия, долговых взаимодействий, бюджетного риск-менеджмента [12, С. 60].

Обобщение и критический анализ подходов к обеспечению сбалансированности бюджетов позволили выявить ряд методологических проблем. Первая группа связана с трактовкой понятия «сбалансированность». В части исследований в основу заложен тезис о количественном равновесии между расходами бюджета и источниками их финансирования. Вторая группа обусловлена тем, что обоснование инструментов сбалансированности основывается на традиционных подходах: оптимизация доходов и расходов, совершенствование системы межбюджетных отношений, политики заимствований. Третья группа заключается в том, что вопросы сбалансированности рассматриваются исключительно в финансово-экономической плоскости, без учета социальных и демографических факторов.

Авторы полагают, что в условиях изменяющейся бюджетно-финансовой ситуации вопросы сбалансированности национальной бюджетной системы обострились и обусловили поиск новых подходов обеспечения баланса доходов и расходов бюджетов бюджетной системы. Гипотеза исследования состоит в том, что трансформация подходов к изучению и методов оценки состояния и развития сложных систем и перехода от экономики к социо-экономике [13, С. 32] предопределила рассмотрение сбалансированности бюджета как элемента более сложной территориальной социо-эколого-экономической системы (СЭЭС).

В основе исследования лежит представление о СЭЭС как совокупности трех взаимосвязанных подсистем: экономической, социальной и экологической, в составе каждой из которых могут присутствовать элементы, представляющие различные области функционирования, дающие одновременно как социальный, так и экологический или экономический тип [13, С. 45]. Информационно-эмпирическая база исследования - официальные данные Росстата по Тульской области, отчеты об исполнении консолидированного бюджета Тульской области, консолидированные отчеты о финансовых результатах деятельности Тульской области. В качестве отправной точки исследования авторы определили требование бюджетного законодательства о равенстве расходов бюджета и их источников, а также элементы концепции обеспечения сбалансированности субфедерального бюджета, сформулированные в работе [14, С. 607].

Анализ структуры и динамики доходной части консолидированного бюджета Тульской области за 2011-2020 годы показал, что на протяжении рассматриваемого периода значительная доля налоговых доходов (от 34,4% до 41,7%) формируется за счет налогов, уплачиваемых физическими лицами: НДФЛ, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог (рис. 1), то подтверждает тезис о тесной связи доходов бюджетной системы региона с численностью населения на его территории.

90000000 у- 39,3% — 39,2% — 39,б°/ 80000000 70000000 60000000 50000000 40000000 30000000 20000000 10000000 0

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 доходы консолидированного бюджета Тульской области, тыс. руб. ^^^налоги с физ. лиц в % к налоговым доходам консолидированного бюджета Тульской области

Рис. 1. Налоги с физических лиц в налоговых доходах консолидированного бюджета Тульской области

Источник: рассчитано авторами по https://roskazna.gov.ru/ ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/

Выявление характера связей между численностью населения региона и уровнем налоговых доходов консолидированного бюджета Тульской области проведено на основе коэффициентов корреляции. Для анализа отобраны следующие показатели: численность постоянного населения, численность занятых, доходы бюджета, налоговые доходы бюджета, НДФЛ, имущественные налоги с физических лиц (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики связей между демографическими показателями и группами доходов консолидированного бюджета Тульской области на основе коэффициентов корреляции

Показатели Коэффициент корреляции

численность постоянного населения / доходы бюджета -0,9960

численность постоянного населения / НДФЛ -0,9817

численность постоянного населения / имущественные налоги -0,9751

численность занятых / НДФЛ -0,7750

численность занятых / имущественные налоги -0,7453

численность занятых / налоговые доходы бюджета -0,6754

Источник: рассчитано авторами.

Наилучший показатель тесноты связи продемонстрировала пара «численность постоянного населения - доходы бюджета». Однако ее использование представляется не вполне корректным исходя из экономического смысла, так как значительная часть доходов бюджета (к примеру, доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы составляет в рассматриваемом периоде 25,2-36,4%) формируется за счет источников, непосредственно не связанных с численностью налогоплательщиков-физических лиц.

Вторая сторона бюджетного баланса - расходная часть, в структуре которой значимыми и непосредственно связанными с численностью постоянного населения региона являются расходы на социальное обеспечение, совокупные социальные расходы, включающие расходы по разделам «Образование», «Культура и кинематография», «Здравоохранение», «Социальная политика», «Физическая культура и спорт» (рис. 2).

80,0% 70,0% 60,0°% 50,0°% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

160000000 140000000 120000000 100000000 80000000 60000000 40000000 20000000 0

региона (табл. 2) и ее отсутствие с показателями естественной убыли населения и числом смертей.

Таблица 2. Характеристики связей между демографическими показателями и группами расходов консолидированного бюджета Тульской области на основе коэффициентов корреляции

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ^■расходы консолидированного бюджета, тыс. руб. —совокупные социальные расходы, в % к расходам —С^расходы по разделу "Социальная политика" в % к расходам > расходы на социальное обеспечение, % к расходам

Рис. 2. Социальные расходы в консолидированном бюджете Тульской области

Источник: рассчитано авторами по https://roskazna.gov.ru/ ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/

Известно, что Тульская область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией, обусловленной проблемами старения населения, высоким уровнем естественной убыли населения и высоким уровнем смертности. В связи с этим проанализирована связь показателей численности постоянного населения, естественной убыли населения, числа смертей и социально окрашенных расходов консолидированного бюджета Тульской области. Анализ показал наличие функциональной связи численности постоянного населения и групп расходов консолидированного бюджета

Таблица 3. Обобщенные результаты регрессионного анализа

Показатели Коэффициент корреляции

численность постоянного населения / расходы бюджета -0,9859

численность постоянного населения / совокупные расходы бюджета на социальные нужды -0,9896

численность постоянного населения / расходы на социальное обеспечение -0,9589

численность постоянного населения / расходы бюджета по разделу «Социальная политика» -0,9675

Источник: рассчитано авторами.

На основе регрессионного анализа получены уравнения линейной регрессии, описывающие зависимости между исследуемыми показателями (табл. 3).

Показатели Уравнение Относительная ошибка аппроксимации Еотн,%

численность постоянного населения / НДФЛ у = -187,03Х + 303283558,5 2,70

численность постоянного населения / расходы бюджета у = -833, 9Х +1354277903 3,60

численность постоянного населения / совокупные расходы бюджета на социальные нужды у3 = -0,0016Х +1613538,8 0,52

численность постоянного населения / расходы бюджета по разделу «Социальная политика» у = -205, 08Х + 326145028,4 7,02

численность постоянного населения / расходы бюджета на социальное обеспечение уУ = -271,52х + 436358026 5 6,96

Оценка полученных линейных уравнений показала их адекватность и статистическую значимость, а относительная ошибка аппроксимации -приемлемое их качество, что позволяет их использовать в формировании сбалансированного бюджета Тульской области. Вместе с тем, расходы на социальное обеспечение составляют в анализируемом периоде 22,7-32,7%, включают расходы на выплату пенсий, пособий, выплату по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения, пособий по социальной помощи населению, то есть предназначены для ограниченного круга физических лиц, что, по мнению авторов, существенно ограничивает применение этой модели в бюджетном процессе.

Результатом исследования является подтверждение целесообразности включения демографических показателей в процесс обеспечения сбалансированности субфедерального бюджета. Осо-

бенностью предлагаемого подхода является учет изменения исследуемых показателей во времени и во взаимосвязи с факторами, определяющими формирование доходов бюджета. К числу достоинств можно отнести использование информационной базы из открытых источников, простой и понятный инструментарий методов, возможность автоматизированной обработки данных, отсутствие необходимости принятия нормативных правовых актов, дополнительных источников финансирования, организационно-распорядительных документов. Очевидно, что полученные результаты носят концептуальный характер, нуждаются в уточнении и дополнении совокупности демографических факторов, которые учитываются в процессе обеспечения сбалансированности бюджета региона. Предложенные рекомендации способствуют повышению качества бюджетного планирования, они применимы любому периоду оценки, к любо-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Q. в

OJ 1Л

му главному распорядителю бюджетных средств, к любому субъекту Федерации.

Исследование выполнено за счет гранта Правительства Тульской области (договор ДС/124 от 22.07.2022).

Литература

1. Послание Президента Федеральному Собранию 21.04.2021. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: www.kremlin.ru/events/presi-dent/transcripts/statements/65418/print (дата обращения: 30.01.2023).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022 № 562-ФЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 31.01.2023).

3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.01.2023).

4. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2017.

5. Соломко М.Н. Сбалансированность бюджетов: подходы к определению и оценке // Вестник ГУУ. 2019. № 3. С. 143-150.

6. Глушакова О.В. Подходы к обеспечению сбалансированности бюджетов в условиях цикличности развития экономики в контексте совершенствования казначейских технологий управления бюджетной ликвидностью // Финансы и кредит. 2017. № 14 (734). С. 804-829.

7. Камашева Т.Ю., Файберг Т.В. Управление ликвидностью единого счета бюджета субъекта Российской Федерации как метод обеспечения бюджетной сбалансированности // Baikal Research Journal. 2016. № 6. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/upravlenie-likvidnostyu-edinogo-scheta-byudzheta-subekta-rossiyskoy-federatsii-kak-metod-obespecheniya-byudzhetnoy (дата обращения: 03.02.2023).

8. Алфименко С.С. Повышение сбалансированности регионального бюджета путем повышения точности прогнозов расходования бюджетных средств // Финансовые рынки и банки. 2021. № 12. С. 9-14.

9. Куцури Г.Н. Некоторые вопросы зависимости сбалансированности федерального бюджета от качества бюджетного планирования // Вестник ГУУ. 2020. № 6. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-zavisimosti-sbalansirovannosti-federalnogo-byudzheta-ot-kachestva-byudzhetnogo-planirovaniya (дата обращения: 31.01.2023).

10. Крадинов П.Г. Долгосрочная сбалансированность бюджетной системы: факторы, условия,

риски // Финансовый журнал. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnaya-sbalansirovannost-byudzhetnoy-sistemy-faktory-usloviya-riski (дата обращения: 30.01.2023).

11. Кузнецова Е.В. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: проблемы и пути обеспечения. Автореферат дисс. канд. экон. наук. - М., 2012. - 28 с.

12. Куприянова Л.М., Сурхаев И.Д. Сбалансированность федерального бюджета // Учет. Анализ. Аудит. 2020. № 4. С. 52-62.

13. Жуков Р.А. Социо-эколого-экономические системы: теория и практика: монография / Р.А. Жуков. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 186 с.

14. Бушинская Т.В. Инструменты обеспечения сбалансированности субфедеральных бюджетов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ instrumenty-obespecheniya-sbalansirovannosti-subfederalnyh-byudzhetov (дата обращения: 05.02.2023).

INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF THE BALANCE OF SUB-FEDERAL BUDGETS TAKING INTO ACCOUNT THE DEMOGRAPHIC COMPONENT

Bushinskaya T.V., Zhukov R.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch)

The article discusses possible tools to ensure the balance of sub-federal budgets, taking into account the demographic situation in the region. An approach is proposed, according to which the budget balance is considered as an element of a more complex territorial socio-ecological-economic system, which determines the consideration of such demographic indicators as the number of permanent population, the number of people employed in the economy, the natural decline of the population, the number of deaths. The existence of functional links between the number of permanent population and personal income tax, the number of permanent population and budget expenditures, the number of permanent population and total budget expenditures on social security, the number of permanent population and expenditures under the section "Social Policy" has been established, which allows them to be used in the budget process in order to ensure the balance of the regional budget. Taking into account demographic indicators is possible in any evaluation period, in relation to any subject of budget planning and in any region with appropriate adjustments, and in combination with traditional budget balance tools allows you to improve the quality of budget planning.

Keywords: budget balance, budget revenues, budget expenditures, number of permanent population, total expenses for social needs.

References

1. Message of the President to the Federal Assembly 04/21/2021. -[Electronic resource]. Access mode: http: www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/statements/65418/print (date of access: 01/30/2023).

2. Budget Code of the Russian Federation: Feder. Law No. 145-FZ of July 31, 1998 (as amended of December 28, 2022 No. 562-FZ). [Electronic resource]. Access mode: https://www.consult-ant.ru (date of access: 01/31/2023).

3. On the Strategy for the Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208. [Electronic resource]. Access mode: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 01/29/2023).

4. Polyak G.B. The budget system of Russia: a textbook for university students studying in economic specialties / ed. G.B. Pole. 3rd ed., revised. and additional M.: UNITY-DANA, 2017.

5. Solomko M.N. Balanced budgets: approaches to definition and evaluation // Bulletin of the State University of Management. 2019. № 3. pp. 143-150.

6. Glushakova O.V. Approaches to ensuring the balance of budgets in the conditions of cyclical development of the economy in the context of improving treasury technologies for managing budgetary liquidity // Finance and credit. 2017. No. 14 (734). pp. 804-829.

7. Kamasheva T. Yu., Faiberg T.V. Liquidity management of a single budget account of a subject of the Russian Federation as a method of ensuring budget balance // Baikal Research Journal. 2016. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ upravlenie-likvidnostyu-edinogo-scheta-byudzheta-subekta-rossiyskoy-federatsii-kak-metod-obespecheniya-byudzhetnoy (date of access: 03.02.2023).

8. Alfimenko S.S. Improving the balance of the regional budget by improving the accuracy of budget spending forecasts // Financial Markets and Banks. 2021. No. 12. P. 9-14.

9. Kutsuri G.N. Some questions of the dependence of the balance of the federal budget on the quality of budget planning // Bulletin of the State University of Management. 2020. No. 6. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-zavisimosti-sbalansirovannosti-federalnogo-byudzheta-ot-kachestva-byudzhetnogo-planirovaniya (date of access: 01/31/2023).

10. Kradinov P.G. Long-term balance of the budgetary system: factors, conditions, risks // Financial journal. 2013. No. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnaya-sbalansirovannost-byudzhetnoy-sistemy-faktory-usloviya-riski (date of access: 01/30/2023).

11. Kuznetsova E.V. Balancing the budgets of the constituent entities of the Russian Federation: problems and ways to ensure. Abstract of diss. cand. economy Sciences. - M., 2012. - 28 p.

12. Kupriyanova L.M., Surkhaev I.D. Balancing the federal budget // Accounting. Analysis. Audit. 2020. No. 4. S. 52-62.

13. Zhukov R.A. Socio-ecological and economic systems: theory and practice: monograph / R.A. Zhukov. - M.: INFRA-M, 2019. -186 p.

14. Bushinskaya T.V. Instruments for ensuring the balance of sub-federal budgets // Bulletin of the Udmurt University. Series "Economics and Law". 2022. No. 4. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/instrumenty-obespecheniya-sbalansirovannosti-subfederalnyh-byudzhetov (date of access: 05.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.