Научная статья на тему 'Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений - значимый фактор повышения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях развития рыночной системы хозяйствования'

Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений - значимый фактор повышения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях развития рыночной системы хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
5234
868
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА / АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ОБРАБОТКА ДАННЫХ / БАЗЫ ДАННЫХ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Власенко М. Н., Унижаев Н. В.

В статье раскрываются основные этапы ведения информационно-аналитической работы, направленной на обеспечение принятия управленческих решений. Представлен сравнительный анализ методов оценки информации при проведении аналитического исследования, а также определены основные пути повышения уровня полезных знаний руководителя с помощью аналитических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений - значимый фактор повышения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях развития рыночной системы хозяйствования»

УДК 338.242

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ - ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

М.Н.ВЛАСЕНКО,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и управления

E-mail: 57643@rambler. ru

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации Н. В. УНИЖАЕВ, кандидат технических наук,

доцент кафедры комплексной безопасности бизнеса E-mail: UNV62@mail. ru

Центр подготовки «Институт безопасности бизнеса»

Московского энергетического института (технического университета)

В статье раскрываются основные этапы ведения информационно-аналитической работы, направленной на обеспечение принятия управленческих решений. Представлен сравнительный анализ методов оценки информации при проведении аналитического исследования, а также определены основные пути повышения уровня полезных знаний руководителя с помощью аналитических методов.

Ключевые слова: безопасность, безопасность бизнеса, аналитическое обеспечение, аналитические исследования, маркетинговые исследования, информационное обеспечение, информация, информационное поле, обработка данных, базы данных, принятие решения, информационные технологии.

Важнейшим моментом в деятельности служб экономической безопасности предприятий и организаций, работающих на региональном рынке,

является прогнозирование ситуаций, оказывающих существенное влияние на результаты их экономической деятельности и экономическую безопасность в целом. Объективная ограниченность сил и средств, выделяемых из бюджета хозяйствующего субъекта (ХС) на решение его задач экономической безопасности, вынуждает сосредоточить основное внимание служб безопасности в плоскость реализации профилактических мер предотвращения негативных последствий.

Целью информационно-аналитического обеспечения является своевременное предоставление руководству ХС исчерпывающей и достоверной информации о внешних и внутренних угрозах деятельности своего предприятия для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение и поддержание конкурентных преимуществ в процессе функционирования

последнего (информационная поддержка принимаемых решений).

Практический опыт позволил определить основные задачи информационно-аналитического обеспечения: сбор, обработка, анализ, прогнозирование и выдача информации о рынках; изучение конкурентов, их устремлений и методов конкурентной борьбы; изучение криминогенной обстановки в регионе, городе, районе; изучение партнеров, клиентов, их платежеспособности и кредитоспособности; выявление намерений криминальных структур в отношении хозяйствующего субъекта; выявление степени осведомленности конкурентов о хозяйствующем субъекте с учетом имеющихся каналов утечки информации; постоянный мониторинг всех подсистем и звеньев хозяйствующего субъекта по вопросам обеспечения безопасности; аудит безопасности хозяйствующего субъекта; выдача руководству рекомендаций на основе анализа обстановки и прогнозирования.

Основными требованиями, предъявляемыми к информационно-аналитическому обеспечению, являются: научная основа оценки исследуемых событий и явлений; оперативность получения, сбора и обработки информации; непрерывность получения, сбора информации; достоверность получаемой информации; системность в освещении проблем; конфиденциальность проведения информационно-аналитических процедур; своевременность информирования руководства о важных проблемах; четкость определения целей и интересов должностных лиц, которым может быть полезна добываемая информация.

Основными принципами, которыми руководствуются в процессе ведения информационно-аналитической работы, являются следующие:

• наличие четко поставленной цели — позволяет определить масштаб, формы и методы аналитической работы;

• точное и однозначное определение понятий — задает возможность установить точный смысл каждого термина;

• использование различных источников информации — позволяет оценить возможности и

пределы использования каждого источника, степень доверия им и ряд других [1]. Основными составляющими информационно-аналитического обеспечения являются силы, средства, методы и действия (табл. 1).

В качестве основного объекта исследований, как правило, выступает конкурентная среда, в которой действуют юридические лица — участники рынка или физические лица — их руководители. В качестве объектов исследований могут также рассматриваться документы, образцы товаров, виды услуг, события, научно-технические достижения, отношения между людьми и т. д.

В настоящее время в условиях конкурентной борьбы в негосударственном секторе экономики существует два направления разведывательной (аналитической) деятельности:

• разведка, проводимая с легальных позиций, — деловая разведка;

• разведка, проводимая с нелегальных позиций, — промышленный шпионаж. Эффективная работа деятельности подразделения деловой разведки зависит от следующих основных факторов: ясное понимание требований заказчика; тщательное планирование процессов сбора информации и анализа; информирование заказчика о результатах исследований.

Порядок ведения деловой разведки. В основе системы деловой разведки (ДР) лежит так называемый разведывательный цикл, в результате которого «сырая» информация превращается в аналитические данные, опираясь на которые руководитель принимает решение.

Основными атрибутами разведывательного цикла являются непрерывность, возможность адаптации к задаче, модульность построения [2].

Основные этапы информационно-аналитической работы (вариант разведывательного цикла) представлены на рис. 1.

Этап 1. Обоснование целесообразности проведения информационно-аналитического исследования.

Важнейшими задачами на данном этапе работы являются следующие:

Таблица 1

Составляющие информационно-аналитического обеспечения

Силы Средства Методы Действия

1. Отделы и службы хозяйствующего субъекта, на которые возлагаются задачи. 2. Консалтинговое агентство (фирма) или независимый эксперт, деятельность которого лицензирована. 3. Собственная информационно-аналитическая служба (отдел, управление, департамент и др.) 1. Средства массовой информации. 2. Интернет. 3. Базы и банки данных. 4. Собственная отчетная и учетная документация хозяйствующего субъекта Количественный анализ. Качественный анализ Активные: интервью, беседа, опрос, наблюдение и др. Пассивные: анализ информации из СМИ, Интернета, баз данных и др.

• выяснение потребностей руководителя в профильной информации, опираясь на которую будет принято оптимальное управленческое решение относительно сложившейся ситуации;

• проведение аудита предлагаемого задания на отсутствие криминальных и противоправных действий;

• определение временных рамок на проведение исследования, а также фактических возможностей исполнителей уложиться в определенные сроки;

• предварительная оценка затрат ресурсов для проведения исследования;

• выявление возможных ограничений в деятельности заказчика и негативных для него последствий в связи с проведением разведывательных мероприятий;

• принятие решения о проведении исследования или отказе от разведывательных мероприятий и ряд других. Этап 2. Определение целей, задач, порядка проведения исследования. На этом этапе необходимо четко сформулировать промежуточные задачи, точно оценить трудоемкость предстоящей работы, выявить приоритетные информационные источники, определить сроки выполнения работы, оценить ее итоговую стоимость, подобрать коллектив исполнителей.

Планирование и организация работы могут не только начинать, но и завершать цикл разведки, так как за получением разведывательных сведений компания предпримет какие-то действия, в результате которых сложится иная ситуация, открывающая новые возможности. Например, если тактический план, для поддержки которого использовались разведывательные сведения, выполнен, компании, возможно, потребуется новая тактика. Следовательно, возникнет необходимость в получении новых сведений.

Этап 3. Получение вторичной информации. На этом этапе производятся поиск, сбор и предварительная качественная оценка полученной «сырой» информации, на основе которой будут готовиться

Обоснование целесообразности проведения информационно-аналитического исследования

Определение целей, задач, порядка проведения исследования

Корректировка плана исследования

Получение мерви той информации

Обработка и систематизация первичной информации

Анализ первичной и вторичной информации

Подготовка предварительны* выводов

А)

Рис. 1. Этапы информационно-аналитической работы

аналитические материалы. Эта оценка качественных характеристик информации (достоверности, актуальности, полноты и др.) осуществляется на основе метода Кента. Собранная информация индексируется, классифицируется и вводится в базу данных в соответствии с рубрикатором.

Существуют активные и пассивные методы сбора информации.

К пассивным относятся методы получения информации из печатных и электронных СМИ, баз данных, сети Интернет, патентов, рекламных сообщений и т. д. (без участия человека).

К активным относятся методы получения информации путем опроса, интервью, наблюдения, и т. д. (в качестве источника информации выступает человек). На этом этапе также проводится пред- 61

варительная оценка и обработка информации, что позволяет, при необходимости, передавать и хранить ее в электронном виде, удобном для последующего анализа.

Источниками исходной информации в ДР рассматривается открытая информация1, содержащаяся в средствах массовой информации (СМИ), специализированных журналах, отчетах НИР, статьях, сборниках трудов конференций, справочниках, правовых документах, патентах, рекламе и других печатных и рукописных изданиях; информационных массивах сети Интернет, профессиональных БД, электронных версиях печатных изданий, CD-ROM и иных источниках, представленных в электронной форме; иных информационных источниках.

Как показывает практика, основная часть искомой информации может быть получена из открытых источников, доступных каждому, без нарушения принятых в обществе правовых и этических норм.

Первичная информация представляет собой достоверные факты, полученные непосредственно от источников информации, в качестве которых могут выступать руководитель компании, его заместители, правительственное информационное агентство, любые лица или организации, имеющие непосредственный доступ к достоверной информации или непосредственно ее создающие.

Примерами первичной информации могут служить: выступление президента компании, в котором он сообщает о своих планах, финансах, применяемой технологии или о других важных фактах, связанных с деятельностью компании; ежегодные отчеты и другие внутрифирменные информационные материалы, отчеты по биржевым операциям, стенографические записи совещаний и другие.

Первичные источники обеспечивают исходную ключевую информацию для деловой разведки. Доступ к первичным источникам должен стать важной задачей службы ДР.

Вторичная информация — обработанная информация. Ее находить, как правило, легче, чем первичную, и иногда это единственный вид информации, который можно получить об исследуемом объекте.

Вторичная информация поступает из таких источников, как газеты, журналы, теле- и радио-

1 Открытой информацией считаются абсолютно любые сведения, имеющие прямое или косвенное отношение к исследуемым вопросам, доступ к которым возможен на законных основаниях (согласно трактовке, принятой профессионалами деловой разведки на Международном форуме «Технологии безопасности в 2007 г.).

передачи; академические отчеты, тезисы докладов, аналитические обзоры о деятельности компаний.

Отличие первичной информации от вторичной состоит в том, что первичная, как правило, «сырая», необработанная и обычно завершенная, в то время как вторичная — выбираемая из огромного количества самых разнообразных информационных источников.

Этап 4. Обработка и систематизация вторичной информации. На данном этапе разведывательного цикла активно осуществляется компьютерная обработка информации, что существенно облегчает дальнейшие процедуры ее анализа и хранения. Вместе с тем следует отметить широкое распространение фрагментов информации на бумажных носителях. Важным условием реализации этого этапа деловой разведки является широкое использование новых информационных технологий, обеспечивающих поиск и сбор информации.

Этап 5. Предварительный (первичный) анализ полученных данных. Этап состоит из обработки собранных на предыдущем этапе «сырых» данных, полученных из самых различных независимых информационных источников, и подготовки на их основе аналитических материалов (анализа информации), используемых для принятия решений (рис. 2).

Информацию, на основе которой принимаются важные управленческие решения, можно оценить качественно. Качественная информация должна отвечать некоторым основным требованиям [3].

Информация должна быть актуальна, т. е. она должна отвечать на те вопросы, которые поставлены перед аналитиками руководством предприятия. Лучшей деловой информацией является та, которая носит упреждающий характер, т. е. касается будущих событий и явлений. Такая информация позволяет предвидеть действия, которые еще не совершились, но наверняка произойдут. В этом случае руководство предприятия заранее имеет возможность спланировать свои шаги, скорректировать позиции.

Достоверной называется такая информация, которая не будет видоизменяться или (в других случаях) искажаться при помощи общественного мнения или специального выбора. Под специальным выбором понимается «выдергивание» необходимой цитаты и употребление ее в «нужном» для СМИ месте. Этот прием широко используется средствами массовой информации в политической борьбе.

Релевантность — качественная характеристика информации, отражающая степень ее приближенности к существу исследуемого вопроса

Методы анализа информации

Качественные методы анализа информации

Финансовый анализ

Анализ рисков

Метод экспертных оценок

Контент-анализ

Эконометрике кий

Количественные методы анализа информации

ЗУУОТ-анализ

Ситуационный анализ

Контент-анализ

Метод сети связей

Метод экспертных оценок

Рис. 2. Классификация методов анализа информации

или степень ее соответствия поставленной перед субъектом деловой разведки задаче.

Полнота — качественная характеристика информации, отражающая степень достаточности сведений, необходимых для получения истинного представления об объекте исследования.

Схема проведения качественной оценки информации, известная как схема Кента, представлена Вашингтоном Плэттом. Для оценки надежности источника сведений и достоверности самих сведений применяется специальная градация (табл. 2) [4].

По такой же схеме могут оцени- 100 ваться и другие характеристики информации, такие как полнота, ценность, актуальность, релевантность и др.

Важнейшее значение имеет и такая характеристика информации, как «старение». Необходимо обязательно учитывать и указывать временной интервал, в течение которого действительны те или иные оценки (рис. 3).

По данным А. Макиенко, оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10 % в день (например, в ситуациях предупреждения вымогательства, выдачи краткосрочного кредита, предложения приобрести партию товара в срок до одного месяца,

места нахождения руководителей предприятия, планы текущей деятельности, размеры средств на счетах предприятия) [6].

Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10 % в месяц (сведения о крупных торговых партнерах, преступных синдикатах, программах развития административно-территориальных единиц, среднесрочных проектах, ближайших производственных планах, завершенных контрактах и т. д.).

Информация о неизменных (малоизменяемых) объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы, транспортная сеть, ландшафт) теряет ценность примерно по 15 % в год.

Этап 6. Подготовка предварительного (первичного) отчета. Основной формой предварительного информационного документа может быть доклад (краткая информационная справка) [10].

В предоставляемых руководителю материалах должна содержаться информация, отражающая:

Годы

Рис. 3. Динамика старения различных видов информации: 1 — оперативно-тактическая информация (10 % в день); 2 — стратегическая информация (10 % в месяц); 3 — малоизменяемая информация (15 % в год)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Оценка некоторых характеристик информации

Надежность источника Достоверность информации

А — совершенно надежный 1 — достоверность подтверждена

Б — обычно надежный 2 — вероятно правдивая

В — довольно надежный 3 — возможно правдивая

Г — не всегда надежный 4 — сомнительная

Д — ненадежный 5 — неправдоподобная

Е — надежность не может быть определена 6 — достоверность не может быть определена

основные результаты проведенного исследования; сведения о затраченных силах, средствах, ресурсах; выводы относительно правильности выбранного пути исследования, обоснования необходимости корректировки плана исследования (шаг Б, рис. 1); появление обстоятельств, делающих продолжение исследования нецелесообразным, требующих отказа от дальнейшего исследования (шаг Г, рис. 1); выводы, рекомендации и предложения, касающиеся дальнейшего продолжения исследования.

Выводы совершенно необходимы для того, чтобы информационный документ имел законченный вид и мог быть максимально полезным.

Этап 7. Оценки предварительной работы и принятие решения о необходимости получения дополнительных сведений из вторичных источников. На этом этапе производится оценка имеющихся данных и, при необходимости, даются рекомендации относительно корректировки плана исследования, отказа от дальнейшего исследования или предложения, касающиеся дальнейшего продолжения исследования.

Этап 8. Получение первичной информации. На этом этапе производятся поиск, сбор и предварительная качественная оценка информации, полученной из первоисточников. Собранная информация индексируется, классифицируется и вводится в базу данных аналитической службы в соответствии с рубрикатором. На данном этапе, как и на этапе 3, проводится всесторонняя оценка полученных сведений.

Этап 9. Обработка и систематизация первичной информации. Собранная первичная информация оценивается по различным критериям, аналогичным этапу 4. Каждому фрагменту информации (содержащему факт, сообщение и т. д.) присваивается определенная классификация и далее этот фрагмент помещается в базу данных аналитической службы предприятия.

Этап 10. Анализируя первичную и вторичную информацию, аналитик оценивает и сопоставляет ее с уже имеющейся в базах данных службы ДР и готовит возможные варианты и сценарии развития событий. Анализ информации можно определить как процесс переработки «общей» информации (information), часто фрагментарной и неполной, в разведывательные сведения или знания (intelligence).

Существуют различные аналитические методы обработки всей собранной информации (метод М. Портера, метод Бостонской консультативной группы), методы анализа предприятия (например, метод SWOT), метод сетей связи, различные экспертные методы [9].

64 -

Экспертный метод. Используется в тех случаях, когда решение поставленной задачи параметрическими методами невозможно из-за недостатка информации или из-за невозможности точно оценить исследуемые значения.

Экспертный анализ является достаточно универсальным инструментом, поэтому его можно использовать для решения очень широкого круга задач. Целесообразно было бы его использование в оценке конкурентов, их стратегии и отдельных действий, оценке рыночной конъюнктуры, перспективности того или иного научного направления, практической (технической) разработки 2.

Метод «лицом к лицу». Экспертиза проводится в виде заседания группы экспертов из 10—30 чел. Руководство экспертизой со стороны организатора почти исключено. Он должен лишь следить за тем, чтобы каждый эксперт предлагал свои оценки. Время проведения заседания не ограничено, но практически составляет 20—40 мин.

Метод комиссий. Процедура состоит в том, что группа экспертов многократно собирается для обсуждения одного и того же вопроса. Руководитель способствует активной работе каждого эксперта. Этот метод предлагает проведение экспертизы в форме свободного обмена мнениями. Предварительно разрабатывается программа обсуждения, группа экспертов назначается из 10—12 чел.

Метод «суда». Экспертиза использует аналогии с судебным процессом. Часть экспертов объявляется защитниками рассматриваемой альтернативы. Вторая часть экспертной группы объявляется противником первой и пытается привести доводы против рассматриваемой альтернативы. Выделяются эксперты, которые призваны регулировать ход экспертизы и выносить окончательное решение.

«Мозговой штурм». Организация экспертизы этим методом предполагает на начальном этапе «принудительный» опрос группы экспертов, а затем, при правильной организации, — лавинообразное высказывание мнений или идей. Группа проводит одно или ряд заседаний с продолжительностью каждого не более 45 мин. Организатор должен исключить критику предложений экспертов со стороны других экспертов. Разрешаются только высказывания новых идей и выступления в развитие предыдущего предложения.

2 Часто при реализации данного метода практикуется скрытый опрос экспертов под журналистским прикрытием. Хорошей легендой в этом случае служит написание статьи в один из специализированных журналов по изучаемой «журналистом» тематике.

Метод «ситуационного анализа». Центральным объектом исследования в этом методе является новая ситуация. Наиболее успешное применение метода достигается тогда, когда изучаемая проблема носит ярко выраженный ситуационный характер. «Ситуационный анализ» поэтапно позволяет организовать и направлять процесс активного сбора, оценки и переработки имеющейся первичной информации и воспроизводства новой — вторичной, как аналитического, так и прогнозного характера.

Метод «Дельфи». Его суть состоит в следующем. Опрос экспертов осуществляется в несколько итераций. На первой итерации каждый эксперт дает сначала числовую оценку оцениваемого объекта. После этого методолог подсчитывает и

сообщает всем экспертам результаты. Экспертов, давших крайние оценки, просят письменно обосновать свое мнение. С этими обоснованиями, без указания авторства, методист знакомит остальных экспертов, после чего аналогичным образом проводится вторая итерация опроса. Подобные итерации заканчиваются тогда, когда, по мнению лица, принимающего решение, будет достигнута достаточная согласованность мнений экспертов.

Существует ряд других методов анализа и аналитической оценки информации. Сравнительный анализ основных методов анализа и оценки информации представлен в табл. 3 [2].

Участие аналитиков в процессе поддержки принятия решения может быть проиллюстрировано диаграммой изменения конфигурации инфор-

Таблица 3

Сравнительный анализ методов оценки информации при проведении аналитического исследования

№ мм Метод Содержание, характеристика, особенности применения Преимущества Недостатки

1 Игровой метод Метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. Критерии безопасности определяются с помощью «деловых игр», носят ситуационный характер; параметры определяются практическим способом Учитывается специфика организации. Критерии безопасности можно будет применить на практике (в связи с тем, что известно, как это делать) Сложности при подготовке — необходимо учесть все параметры организации. Учитывают конкретный вариант развития ситуации; в случае развития ситуации по иному сценарию данные критерии не смогут обеспечить безопасное функционирование

2 Метод моделирования Осуществляется математическое либо имитационное моделирование ситуации «опасного функционирования». Далее выясняются критерии обеспечения безопасного функционирования Комплексная оценка возможных угроз — наибольшее состояние безопасности. Учитывается специфика организации Для получения качественного результата необходимо проделать большой объем работ — смоделировать все угрозы

3 Метод экспертных оценок Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, т. е. компетентные специалисты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт получает затем свод ответов других экспертов, его просят заново рассмотреть свой прогноз и, если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению Итоговый результат учитывает компетенцию и квалификацию каждого из экспертов. Учитывается специфика организации Проблемно подобрать полностью компетентный состав экспертов. Итоговый результат носит некий субъективный характер

4 Метод «мозгового штурма» Собирается коллектив компетентных работников, происходит обсуждение рассматриваемого вопроса, предлагаются различные варианты решения вопроса, в итоге вырабатывается общий подход, определяются необходимые показатели Принимаются решения в итоге консенсуса, что говорит о согласии всех заинтересованных в решении данного вопроса лиц организации Требует достаточно большого количества ресурсов на сбор коллектива и выработку показателей

Продолжение табл 3

№ пп Метод Содержание, характеристика, особенности применения Преимущества Недостатки

Учитывается специфика организации. Зачастую оптимальный подход

5 Адаптивные методы Из нескольких вариантов ранее примененных методов выбираются последние значения показателей безопасного функционирования и подстраиваются под конкретные обстоятельства Учитывается специфика организации. Возможность учета опыта применения определенных показателей во времени Необходимо четкое документирование всех процессов для возможности анализа временного опыта

6 Нормативные акты Критерии прописаны в нормативных актах, они обязательны для исполнения, содержат качественные или количественные показатели безопасного функционирования Обобщен опыт безопасного функционирования. Обязательны для выполнения. Не требуют согласования между отделами предприятия. Единые для всех Носят общий характер. Не учитывают специфику организации. Известны заранее (следовательно, злоумышленники знают, по каким критериям обеспечивается безопасность)

7 Морфологические методы Изначально определяется пространство поиска показателей, затем оно постепенно сужается, получаем множество альтернатив. Далее рассматриваются все сочетания альтернатив. В результате находится одно или несколько сочетаний, наиболее оптимально определяющее показатели Комплексное описание параметров безопасного функционирования. Учитывается специфика организации. Находится наиболее оптимальное решение Слишком сложный метод для реализации — необходимо осуществить огромный объем работ

8 «Добыча данных» (Data Mining) в сочетании со статистическими методами На основании статистических данных по ранее использованным показателям определяются закономерности и систематические взаимосвязи между использованными показателями, в дальнейшем с помощью ПК и программных средств определяются новые показатели безопасного функционирования Оптимальное решение. Комплексность определения показателей безопасного функционирования. Учитывается специфика организации Необходимость ПК и определенных программных продуктов. Дороговизна программных продуктов, определяющих показатели

9 Бенчмар-кинг Используется передовой опыт (например, конкурентов или партнеров) в вопросе определения показателей безопасного функционирования Дешевый метод определения критериев. Будут использованы наиболее современные показатели безопасного функционирования Не учитывается специфика функционирования организации. При таком подходе крайне сложно реагировать на изменения внешней среды, т. е., если изменится какой-либо параметр функционирования предприятия, необходимо будет переделывать всю систему показателей

10 Метод фокус-групп Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. Фокус-группа проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться Максимальная возможность для свободной генерации новых идей. Разнообразие направлений. Возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению. Возможность для заказчика принимать участие на всех этапах исследования Возможная нерепрезентативность (мнения, высказанные членами фокус-группы, нельзя считать мнением всех потребителей). Субъективная интерпретация полученных результатов (которая, впрочем, всегда присутствует в качественных методах исследований)

Окончание табл. 3

№ пп Метод Содержание, характеристика, особенности применения Преимущества Недостатки

друг с другом и выражать свои чувства и эмоции. Фокус-группу проводит квалифицированный специалист, задача которого — понять отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам. Он должен иметь навыки управления группой, а также общие знания в области психологии и маркетинга

11 Причинно-следственные методы (использование диаграммы Исикавы) Составляется дерево причин и следствий, где в качестве основного фактора или следствия выступает понятие «безопасное функционирование», а далее определяются все факторы, влияющие на последнее Комплексная характеристика. Четкая причинно-следственная связь. В случае изменения внешней среды легко адаптируется под новые условия Получаются качественные, но не количественные характеристики

12 Ситуационный анализ (в особенности SWOT-анализ) Распределение данных маркетинговых исследований о компании в соответствующие разделы: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. На основании угроз и слабых сторон определяются показатели безопасного функционирования Акцентированность на слабые стороны и угрозы обеспечивает большую защищенность. Учитываются наиболее опасные угрозы и компенсируются самые слабые стороны Носит достаточно общий характер — необходимо прорабатывать такой анализ более подробно. Носит качественный, но не количественный характер

мационного поля руководителя. Данный подход предложен Н. П. Лиходедовым (рис. 4) 3 [1].

Информационное поле хозяйствующего субъекта Ии а п, изображенное в виде заштрихованных зон (рис. 4), — это совокупность информаций, которая уже существует или будет создана до момента принятия решений, поддержку которых должна обеспечить информационно-аналитическая служба: И = И + И,

и. а. п с п'

где Ии а п—информационное поле хозяйствующего субъекта;

Ис — информация, существующая к моменту постановки аналитической задачи; Ип — информация, созданная и появившаяся во время работы аналитической деятельности. Зона, лежащая ниже горизонтальной линии ПД—Д (сектора 3, 6, 9, 12), соответствует доступной информации Ид, которая уже известна руководителю или может быть им получена от подразделений хозяйствующего субъекта, в том числе от информационно-аналитической службы:

И = Иб + Иб + И + И ,

д б. н. р б. и. р п. н. р п. и. р

где Иб н р—бесполезная информация, не известная руководителю;

Иб и р — бесполезная информация, известная руководителю;

3 Лиходедов Н. П., Товстых Л. Е. Информационные ресурсы для бизнеса, 1998. С. 183.

Рис. 4. Информационное поле руководителя

Ип н р — полезная информация, не известная руководителю;

Ипир — полезная информация, известная руководителю.

Зона, включающая сектора 2, 5, 8, 11, — это потенциально доступная информация Ип. д, т. е. та, которая станет доступна руководителю в процессе нормального функционирования хозяйствующего субъекта:

И = И б + И б + И + И ,

п. д п. б. н. р п. б. и. р п. п. н. р п. п. и. р

где Ип. б. н. р — потенциально недоступная бесполезная информация, не известная руководителю; Ип. б. и. р — потенциально недоступная бесполезная информация, известная руководителю; Ип п н р — потенциально доступная полезная информация, не известная руководителю; Ип п и р — потенциально доступная полезная информация, известная руководителю. Вся информация, образующая информационное поле, разделена вертикальной линией БП—П

- 67

на информацию бесполезную (БП) (сектора 1—6) и полезную (П), т. е. способствующую улучшению качества управленческих решений (сектора 7—12).

Сектор 1 соответствует явно ненужной для предприятия информации, которая к нему никогда и не попадет.

Сектор 2 — это информационный шум (например, ненужные рекламные материалы, которые поступают на предприятие, непрофильные издания, на которые тем не менее уже оформлена подписка, будущие результаты неверно сформулированного мониторинга и т. п.).

Сектор 3 — это информационный мусор, который хранится на предприятии, например, в виде каких-то устаревших отчетов, проектов и пр.

Сектора 4—9 соответствуют информации, которую хочет получить руководитель. Видно, что руководитель, не будучи профессионалом в информационной области и действуя в условиях постоянного напряжения и дефицита времени, не в состоянии точно определить, какая информация ему действительно необходима. Поэтому часть запрашиваемой им информации на самом деле бесполезна (ей соответствуют сектора 4—6). Так, руководитель часто требует предоставления ему максимально полных данных по многочисленным второстепенным вопросам, например, о малозначительных аспектах деятельности конкурентов, поставщиков. Позже выясняется, что он явно не в состоянии изучить и осмыслить представленные ему сведения.

Из рис. 4 видно также, что без специальных усилий аналитиков руководитель вполне осознанно получил или получит только ограниченную часть действительно необходимой ему информации (соответствующей секторам 9 и 8). Получить интересующую его информацию из сектора 7 ему не позволяет ограниченность информационных ресурсов, а о существовании больших объемов полезной информации, имеющейся у него на предприятии (сектор 12), и тем более вне его предприятия (сектора 10 и 11), он даже не подозревает.

Сектора 10—12 составляют «слепые пятна» информационного поля руководителя.

Из этого краткого анализа очевидно, что в распоряжении аналитиков имеются несколько путей повышения уровня полезных знаний, которыми обладает руководитель.

Первое направление, и во многих случаях самое важное направление, состоит в том, чтобы сократить «слепые пятна» в секторах 11 и 12, т. е. изменить представление руководителя о факторах, подлежащих учету при принятии решения, и показать, что предприятие игнорирует ценную

68 -

информацию, уже имеющуюся в его распоряжении. Например, аналитики могут показать, что в связи с изменившимися требованиями по утилизации промышленных отходов перед предприятием открывается возможность выгодно реализовать свои старые разработки, которые раньше были признаны экономически неэффективными (это соответствует расширению сектора 9 за счет сектора 12).

Второе направление, заслуживающее самого серьезного внимания, состоит в сборе новой и неожиданной для руководителя информации в секторе 10, с представлением убедительных доказательств ее ценности (т. е. с расширением за счет сектора 7). Так, оперативно полученные данные о новейших технологиях, если предприятию удастся их освоить раньше конкурентов, могут открыть дорогу к лидерству в отрасли. И напротив, отставание в этом вопросе способно создать серьезнейшую угрозу для конкурентоспособности продукции предприятия.

Третье направление — действия аналитиков, направленные на сокращение площади секторов 2 и 5, — это направление, ориентированное на повышение эффективности информационной работы за счет сокращения затрат на сбор и обработку бесполезных данных. Освободившиеся за счет этого ресурсы могут быть направлены на решение действительно актуальных аналитических задач.

Таким образом, изучение информационного поля руководителя позволяет службе конкурентной разведки понять, какого типа информация требуется лицам, принимающим решения. Это ясное представление требуемого конечного результата дает возможность разработать программу аналитической работы, т. е. четко определить, какого рода исходные данные необходимо собрать и какие именно аналитические методы целесообразно применить для их преобразования в форму, наиболее удобную для руководителя.

Этап 11. Подготовка предварительных выводов по исследованию. Предварительные выводы относительно результатов аналитического исследования базируются на результатах совместного анализа первичной и вторичной информации. Основной формой информационного документа на данном этапе может быть доклад (краткая информационная справка), который в дальнейшем будет использован на этапе принятия решения (этап 12).

В предоставляемых руководителю материалах необходимо отразить следующие сведения: основные результаты проведенного исследования с оценкой степени достаточности для подготовки итогового отчета; сведения о затраченных силах, средствах, ресурсах, а также их остатках, в том

числе о неиспользованных ресурсах и причинах данного явления; выводы относительно правильности выбранного пути исследования; обоснования необходимости корректировки плана исследования (шаг А, шаг Б, рис. 1); появление обстоятельств, препятствующих продолжению исследования, требующих отказа от дальнейших действий (шаг Г, рис. 1) и другие вопросы.

Этап 12. Оценки проделанной работы и принятие решения о необходимости корректировки и получения дополнительных сведений из первичных и вторичных источников. На этом этапе производится оценка вновь полученных данных и, опираясь на выводы и рекомендации, подготовленные на предыдущем этапе работы, принимается решение относительно: корректировки плана и проведения повторного исследования; отказа от дальнейшего проведения исследования; корректировки порядка получения первичной информации, ее содержания, использования дополнительных информационных источников; порядка подготовки отчета и его содержания, а также завершения цикла информационно-аналитического исследования.

Этап 13. Подготовка отчета и информирование заказчика. Основываясь на результатах исследований, в предоставляемых отчетах аналитики предлагают возможные варианты действий в сложившейся ситуации. От аналитиков требуется четко формулировать свои рекомендации и обоснованно защищать их перед руководством. Часто неумение убедительно представить результаты своей аналитической работы является причиной неприятия руководством аналитической деятельности, а также появления сомнений относительно компетентности ее специалистов.

Итоговые отчеты руководителю могут быть предоставлены в различных форматах [7].

Аналитическая записка. Объем документа может составлять 1—2 листа машинописного текста и содержать ответ на вопрос, решение которого требуется безотлагательно. В данном случае приводятся наиболее важные данные, рекомендации относительно действия в данной ситуации, аргументы и обоснования таких действий.

Стандартный отчет. Объем документа может составлять 5—20 листов машинописного текста и содержать подробный ответ на вопросы, поставленные в исследовании. Решение таких вопросов не требуется безотлагательно, а только после изучения и полного осмысления их сути.

Расширенный (полный) отчет. Объем документа может составлять 10 и более (до 1 000) листов машинописного текста и содержать детальное описание всех этапов исследования, подробные ответы на

вопросы, поставленные в исследовании, а также сведения, косвенно относящиеся к исследуемым вопросам.

В данном случае подробно излагаются все данные, полученные в ходе исследования, в том числе не относящиеся к исследуемым вопросам.

Этап 14. Завершение исследования. На данном этапе аналитикам необходимо оценить все полученные в ходе аналитического исследования материалы, определить их полезность для дальнейших исследований.

Таким образом, информационно-аналитическое обеспечение является одним из важнейших направлений деятельности хозяйствующего субъекта по обеспечению его экономической безопасности неэкономическими методами. Это достигается путем подготовки информации, опираясь на которую руководитель принимает решение в условиях сниженной неопределенности рыночной ситуации. За счет этого существенно сокращаются риски, различного рода потери, стоимость мер защиты и повышается качество и результативность экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1. Баяндин Н. И. Основы деловой разведки. М.: Издательский дом МЭИ, 2005.

2. Власенко М. Н, Унижаев Н. В. Повышение результативности информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений руководителем хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности бизнес-среды. Материалы XI Международной научно-практической конференции. М.: ВГНА Министерства финансов РФ, 2010.

3. Доронин А. И. Бизнес-разведка. М.: Издательство «Ось-89». 2006.

4. Лемке Г. Э. Секреты коммерческой разведки. М.: Ось-89. 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Линдер И. Б., Кузьмин Д. И., Нежданов И. Ю, Чуркин С. А. Хрестоматия. Политология. Вопросы права. Конкурентная разведка. М.:МХТА. 2008.

6. Лиходедов Н. П., ТовстыхЛ. Е. Информационные ресурсы для бизнеса. СПб.: Элби, 1998.

7. Филькенштейн С. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: анализ и практические выводы. М.: Альпина Паблишер, 2003.

8. Ющук Е. Л. Конкурентная разведка, маркетинг рисков и возможностей. М.: Вершина, 2006.

9. Якубайтис Э. А. Информационные сети и системы. Справочная книга. М.: Финансы и статистика, 1996.

10. Ярочкин В. И., БузановаЯ. В. Корпоративная разведка. М.: Ось-89. 2008.

- 69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.