Научная статья на тему 'Основные принципы и направления развития современного разведывательного анализа США'

Основные принципы и направления развития современного разведывательного анализа США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1269
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО США / РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ АНАЛИЗ / USA INTELLIGENCE COMMUNITY / INTELLIGENCE ANALYSIS / ANALYTIC PRODUCTION PROCESS / WARNING ANALYSIS / INTENTIONS ANALYSIS / ANALYST-POLICYMAKER RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Старкин Сергей Валерьевич

Рассматриваются некоторые аспекты информационно-аналитической работы разведывательного сообщества США в современных условиях глобализации и трансформации международных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tha Main Principles and Directions of us Contemporary Intelligent Analysis

This article discusses some aspects of information-analytical work of the U.S. intelli-gence community in the contemporary context of globalization and transformation of international relations

Текст научной работы на тему «Основные принципы и направления развития современного разведывательного анализа США»

Политология

УДК 327.84

Старкин Сергей Валерьевич Sergey Starkin

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА США

ТНА MAIN PRINCIPLES AND DIRECTIONS OF US CONTEMPORARY INTELLIGENT ANALYSIS

Рассматриваются некоторые аспекты информационно-аналитической работы разведывательного сообщества США в современных условиях глобализации и трансформации международных отношений

Елючевые слова: разведывательное сообщество США, разведывательный анализ, информационно-аналитическая деятельность, стратегическая разведывательная информация, текущая информация, предупреждающий анализ

This article discusses some aspects of information-analytical work of the U.S. intelli-gence community in the contemporary context of globalization and transformation of international relations

Key words: USA Intelligence Community, Intelligence Analysis, analytic production process, warning analysis, intentions analysis, Analyst-Policymaker Relations

В истории разведывательного сообщества США период с 1941 г. по настоящее время характеризуется тем, что президенты, члены конгресса, военное руководство и многие официальные лица проявляют интерес к причинам нестабильных результатов аналитической работы американской разведки. Периодически, особенно во времена кризисов, конгресс и исполнительная власть предпринимали попытки реорганизации разведки и переориентации ее развития. Предложения о реорганизациях и реформах зачастую базировались на слабом понимании того, как изменяются возможности разведслужб с течением времени, как на самом деле работают эти службы, как они взаимодействуют между собой. При этом понимание особенностей функционирования структур американской разведки и их изменений — сложная задача даже

для тех, кто там работает. По мнению М. Уорнера, невнимание к историческим и институциональным деталям работы развед-сообщества — причина того, что последние усилия по его реформированию приводили лишь к ограниченным фрагментарным изменениям [11-

Одной из наиболее важных частей процесса реформирования американской разведки на современном этапе остается совершенствование информационно-аналитической работы.

Подход руководства разведывательного сообщества (РС) США к реорганизации информационно-аналитической работы (ПАР) нашел свое выражение в положениях соответствующих директив РС — руководящих документах, регламентирующих деятельность разведывательных органов.

В период 2007-2008 гг. директор На-

циональной разведки (ДНР) США Майкл Маккоииел подписал ряд директив, непосредственно посвященных вопросам организации ИАР. По оценке специалистов, такого сконцентрированного по времени и широкого по охвату самых разных аспектов информационно-аналитической работы выпуска нормативных актов прежде не было, что свидетельствует о возросшем внимании разведсообщества к аналитической составляющей.

В целом, как считают эксперты, принимаемые руководством РС меры направлены на дальнейшее упорядочение и совершенствование ИАР с тем, чтобы свести до минимума дисбаланс между имеющимися, практически неограниченными, возможностями по добыванию большого количества информации и способностью своевременно и качественно ее обрабатывать — проводить ее анализ и синтез в целях информационного обеспечения политикоформирующих кругов.

В директивах ДНР значительное внимание уделяется организационному аспекту информационно-аналитической работы. В частности, в них отражены все основные цели ИАР, поставлены задачи, распределены обязанности, а также установлена ответственность должностных лиц по обеспечению надлежащего контроля за их выполнением.

По утверждению представителей аппарата ДНР, основополагающим нормативным документом, касающимся организации ИАР в разведсообществе США, является директива № 200 от 8 января 2007 г. «Об управлении, интеграции и контроле при организации информационно-аналитической работы в разведывательном сообществе» [2].

В качестве стратегии эволюции РС определено положение, в соответствии с которым аналитический разведывательный процесс представляет собой единый взаимодействующий механизм, охватывающий все разведывательные структуры и включающий идеи всех соответствующих аналитических компонентов разведывательного сообщества. В связи с этим суть главных

направлений и основных принципов ИАР сводится к следующим моментам:

1) анализ должен быть объективным и независимым от политической конъюнктуры;

2) ни одна из ведомственных разведслужб не располагает всей совокупностью необходимых знаний и опыта для адекватного реагирования на разнообразие, объем и темпы текущего и ожидаемого спроса на аналитические исследования. Таким образом, чтобы выполнить требования потребителя разведывательной информации, РС должно использовать преимущества получения опыта других подразделений разведывательного сообщества;

3) взаимодействие объявляется императивом деятельности РС. Технические, процедурные и культурные барьеры для сотрудничества как между аналитиками, так и между аналитиками и специалистами по сбору информации (оперативными сотрудниками) должны быть минимизированы;

4) необходимыми представляются такие рациональные методы работы, как прозрачность и логическая аргументация. Сотрудники аппарата ДНР полагают, что без актуализации данных методов сотрудничество будет трудноосуществимо, в связи с чем потребители будут испытывать недостаток доверия к мнению разведсообщества. Образцовая модель информационноаналитической работы должна добиваться положения, когда методологии совершенны и воспринимаются всеми; достигнута соответствующая глубина экспертных оценок; профессиональная подготовка носит наступательный характер, проводится постоянно, твердо придерживается стандартов работы разведки;

5) аналитический процесс должен быть максимально прозрачным. Аналитики РС должны отстаивать свои выводы и осмысливать надежность источников, лежащих в основе их работы. Аналитикам предписывается в сжатые сроки устанавливать рабочий контакт с потребителями аналитической продукции и поддерживать его на протяжении всего аналитического процесса;

6) аналитики должны определять ин-

формационные пробелы в материалах разведки и обеспечивать точное ориентирование сотрудников, занимающихся сбором информации. С этой точки зрения весьма важным считается оптимизация взаимодействия между аналитиками и оперативными работниками. Аналитики обеспечивают обратную связь с оперативными сотрудниками по вопросам ценности полученной информации и воспринимаемой обоснованности данных для подтверждения надежности используемых сил и средств;

7) по объективным причинам РС не может располагать необходимой глубиной и широтой экспертных оценок, чтобы представить все глубинные причинно-следственные связи мировых проблем, а также дать всесторонние ответы на запросы потребителей из политикоформирующих кругов. Чтобы удовлетворить потребности ЛПР, РС предписывается активно задействовать внешних экспертов: строить и развивать отношения с «мозговыми трестами», неразведывательными правительственными агентствами, академическими, деловыми, неправительственными организациями, научными центрами как в самих США, так и в других странах, продолжая осуществление контрразведывательных и иных мер безопасности в качестве неотъемлемой части подобных инициатив;

8) аналитикам вменяется в обязанность поиск, обеспечение доступа и взаимный обмен информацией и аналитическими заключениями, а также поддержание связи друг с другом в режиме реального времени.

Вопросы непосредственной организации ИАР в разведсообществе изложены в директиве № 203 от 21 июня 2007 г. «Требования к информационно-аналитической работе» [3]. Ее положения отражают руководящие принципы анализа разведывательной информации и оценки подготовленных материалов.

Во-первых, Директива устанавливает Стандарты аналитической работы разведывательного сообщества, регулирующие производство и оценку осуществляемых национальной разведкой аналитических исследований. Она также намечает ассо-

циированные полномочия и обязанности Управления по целостности и стандартам аналитической работы, возглавляемого заместителем директора национальной разведки по анализу.

Во-вторых, Директива предписывает заместителю директора национальной разведки по анализу обеспечить эффективное внедрение данной политики совместно с руководителями всех подразделений разведсо-общества, директорами по анализу, всеми руководителями программ разведсообщест-ва по образованию и подготовке кадров.

В-третьих, стандарты аналитической работы Разведсообщества формулируют необходимость для всех аналитических подразделений разведсообщества соответствовать требованиям добросовестности и скрупулезного аналитического мышления. Стандарты объявляются руководящими принципами и целями для аналитиков разведсообщества.

Принципиальными положениями информационно-аналитической работы американского РС, таким образом, являются следующие:

1) стандарты аналитической работы распространяются на все сообщество в качестве основных принципов. Они призваны служить как руководство при подготовке аналитических документов во всех подразделениях разведсообщества, быть основой при проведении оценок аналитической продукции, войти в учебные пособия по аналитической работе и конкретные примеры из практики во всем разведсообществе;

2) аналитические подразделения разведсообщества применяют Стандарты аналитической работы РС в формате, соответствующем объему, цели, классификации и срокам производства каждого продукта;

3) управление по целостности и стандартам аналитической работы Директората национальной разведки применяют Стандарты аналитической работы РС как основу для выработки оценок анализов разведывательных материалов, осуществленных любым подразделением или подразделениями разведсообщества. Отдельные аналитические подразделения в разведсообществе

должны гарантировать, что их собственные программы оценки аналитических материалов используют Стандарты в качестве основных элементов. Аналитические подразделения, не имеющие программы оценки, создают таковую и обеспечивают включение в нее Стандартов в качестве основных элементов. Аналитические подразделения могут, по своему усмотрению, создавать дополнительные стандарты, связанные с их конкретной задачей. Это позволяет директорату национальной разведки и другим службам разведывательного сообщества давать оценку тенденций в аналитической работе и вносить новые инициативы в процесс обучения и подготовки аналитических сотрудников.

Стандарты аналитической работы современного РС США включают:

а) объективность. Данный стандарт требует, чтобы аналитики и руководители выполняли свои аналитические и информационные функции беспристрастно и непредвзято. Анализ должен исключать эмоциональное содержание, уделять должное внимание альтернативным перспективам и противоположным точкам зрения, признавать обстоятельства, вызывающие необходимость внесения корректив в аналитические выводы;

б) независимость от политической ангажированности. Аналитики и руководители должны обеспечить объективную оценку имеющейся информации, которая не будет искажена или изменена в целях поддержки пли пропаганды определенной политики, политической точки зрения НЛП аудитории;

в) своевременность. Американские специалисты справедливо констатируют, что аналитические материалы, поступающие слишком поздно для оказания информационной поддержки политикоформирующих кругов, теряют свою актуальность и силу воздействия. Аналитики должны стремиться поставлять свою продукцию своевременно, чтобы дать потребителям основания для реализации политических инициатив;

д) обоснованность всеми доступны-

ми источниками разведки. Анализ должен быть фундирован всей относящейся к теме анализа информацией, имеющейся в аналитическом подразделении. В случае выявления серьезных информационных пробелов аналитические подразделения совместно с подразделениями по сбору информации разрабатывают соответствующие стратегии получения и доступа к данным;

е) использование надлежащего методологического инструментария. Данный стандарт подразумевает выполнение определенного алгоритма действий:

— описываются качество и надежность основных источников информации. Аналитические материалы должны точно характеризовать информацию основных источников и объяснять, какая информация оказалась определяющей в аналитических выводах и почему. В соответствии с классификацией материала все факторы, в значительной степени влияющие на значение, придаваемое анализом такой имеющейся информации, как опровержение и дезинформация, доступность источников, мотивация и предвзятость, давность или актуальность данных, или другие факторы, способные повлиять на качество и потенциальную надежность информации, должны быть включены в материал;

— в аналитических продуктах находят свое отражение материалы, свидетельствующие о неопределенности или уверенности в аналитических суждениях. По замыслу теоретиков анализа, аналитические материалы равным образом должны отображать как уровень уверенности в аналитических суждениях, так и объяснять основание подобной уверенности;

— в документах акцентируется различие между объективными разведывательными материалами и предположениями и выводами аналитиков. В контексте данного Стандарта предположения определяются как явные либо неявные гипотезы, которые могут повлиять на результаты, на способ интерпретации или оценки информации. Предположения имеют дело с установлением первопричин поведения систем, народов,

организаций и государств. Предположения составляют тот фундамент, на котором с помощью информации и логической аргументации выстраиваются аналитические умозаключения. Предположения призваны заполнять информационные пробелы, которые в противном случае блокируют аналитические построения обоснованных суждений.

Суждения, в свою очередь, определяются как логические выводы из имеющейся информации или как результаты тщательной проверки гипотез. Суждения составляют выводы анализа. Аналитические материалы должны четко определять критические предположения, лежащие в основе анализа, и объяснять последствия для выводов, если данные предположения окажутся некорректными. В надлежащих случаях аналитические материалы должны устанавливать критерии, которые бы подавали сигнал о том, что в предположения и суждения необходимо внести определенные коррективы;

— предусматривается включение альтернативного анализа. При необходимости аналитические материалы должны определять и объяснять преимущества и недостатки альтернативных гипотез, точек зрения или результатов в свете как имеющейся информации, так и информационных пробелов. По мере возможного анализ должен включать выводы, полученные путем применения структурированной аналитической техники, подходящей для анализируемой темы, а также обсуждение ключевых индикаторов, которые, в случае выявления, могут помочь уяснить какая альтернативная гипотеза, точка зрения или результат наиболее вероятна или становится наиболее вероятной;

— демонстрируется значимость для национальной безопасности США. Аналитические материалы должны предоставлять сведения и выводы по вопросам, имеющим отношение к темам, заданным потребителями, либо предоставлять приемлемый вариант возможного развития ситуации. Подобные сведения и выводы, как правило, получаются посредством проведения

всесторонней экспертизы. Чтобы соответствовать требованиям Стандарта, аналитические материалы должны исследовать прямые и ближайшие последствия представленной информации и выводов по ней для целевой аудитории и для интересов национальной безопасности США, а также, когда возможно, исследовать долгосрочные последствия или определять опосредованные причинно-следственные связи;

— обеспечивается применение логической аргументации. Авторы директивных документов постулируют, что способ преподнесения аналитического материала должен способствовать четкому пониманию информации и умозаключений, лежащих в основе аналитических суждений. Ключевые моменты должны эффективно опираться на информацию или, в случаях гипотетических угроз или «взрывных» обзоров, на логически последовательные доказательства. Язык должен передавать смысл однозначно;

— гарантируется последовательность анализа во времени или акцент внимания на изменениях и их логическое обоснование. В соответствии с этим постулатом аналитические материалы должны либо развивать ключевые направления, совместимые с предыдущим материалом по вопросу, выполненным тем же самым аналитическим подразделением, или, если произошло изменение основной аналитической темы, акцентирование внимания на изменениях и их обоснование;

— предоставляется точность оценок и суждений. Аналитические подразделения должны использовать профессиональные знания и логику для выработки наиболее точных суждений и оценок, исходя из объема имеющейся в аналитическом подразделении информации и выявленных информационных пробелов.

Под руководством заместителя ДНР по анализу подразделения разведывательного сообщества несут ответственность за выполнение своей специфической аналитической деятельности; за создание и применение своих программ оценки; за применение этими программами Стандартов анали-

тической работы РС в качестве основных критериев и их соответствие методологии целостности и стандартов аналитической работы; за соответствующее финансирование, назначение соответствующего персонала, руководство текущей деятельностью.

Все аналитические подразделения отвечают за своевременность докладов заместителю ДНР по анализу по выполнению аналитических планов, внедрению и оценке материалов.

Литература

1. Warner М. McDonald J. К. US Intelligence Community Reform Studies since 1947. Strategic Management Issues Office. Center for the Study of Intelligence. Washington, DC. April 2005.

2. ICD 200. Management, Integration and Oversight of Intelligence CommunityAnalysis.

3. ICD 203. Analytic Standards.

4. Barrett David M. The CIA and Congress: The Untold Story from Truman to Kennedy. Lawrence, KS: University Press of Kansas, 2005.

5. Berkowitz Bruce D. and Goodman Allan E. Best Truth: Intelligence and Security in the Information Age. New Haven, CT: Yale University Press, 2000.

6. Bossie David N. Intelligence Failure: How Clinton’s National Security Policy Set the Stage for 9/11. Nashville, TN: WorldNetDaily Books, 2004.

7. Chapman Bert. Researching National Security and Intelligence Policy. Washington, DC: CQ Press, 2004.

Коротко об авторе____________________________________________________ Briefly about the author

Старкин C.B., канд. полит, наук, доцент кафедры международных отношений, помощник проректора Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по международной деятельности starkinserge@mail.ru

S. Starkin, Candidate of Political Sciences, Assistant Professor of International Relatons Department, the assistant of the pro-rector of the Nizhniy Novgorod State University after N. Lobachevskogo on the international activity

Научные интересы: политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Scientific interests: political institutes, ethnopoliti-cal conflictology, national and politi-cal processes and technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.