Научная статья на тему 'Стандартизация информационно-аналитической работы американской разведки как метод оптимизации внешнеполитической экспертизы'

Стандартизация информационно-аналитической работы американской разведки как метод оптимизации внешнеполитической экспертизы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1104
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
разведывательное сообщество сша / разведывательный анализ / информационно-аналитическая деятельность
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандартизация информационно-аналитической работы американской разведки как метод оптимизации внешнеполитической экспертизы»

УДК 327.84 С77

Старкин Сергей Валерьевич

кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Нижегородского исследовательского университета им. Н.И. Лобачевского

starkinserge@mail.ru

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ АМЕРИКАНСКОЙ РАЗВЕДКИ КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация:

В данной статье рассматривается стандартизация информационно-аналитической работы американской разведки в качестве метода оптимизации внешнеполитической экспертизы.

Ключевые слова: разведывательное сообщество США, разведывательный анализ, информационно-аналитическая деятельность.

Директивы директора национальной разведки (ДНР) США в настоящее время уделяют значительное внимание оптимизации организационных аспектов информационно-аналитической работы (ИАР) с точки зрения повышения качества экспертных оценок обеспечения внешнеполитического процесса. В частности, в них отражены все основные цели ИАР, поставлены задачи, распределены обязанности, а также установлена ответственность должностных лиц по обеспечению надлежащего контроля за их выполнением. Предметом данной статьи является рассмотрение основных стандартов разведывательного анализа, разработанных аппаратом ДНР.

Использованные при написании данной статьи работы американских политологов [1-7] показывают, что вопросы непосредственной организации ИАР в разведывательном сообществе (РС) изложены в директиве № 203 от 21 июня 2007 года «Требования к информационно-аналитической работе». Ее положения отражают руководящие принципы анализа разведывательной информации и оценки подготовленных материалов.

Во-первых, директива устанавливает Стандарты аналитической работы разведывательного сообщества, регулирующие производство и оценку осуществляемых национальной разведкой аналитических исследований. Она также намечает ассоциированные полномочия и обязанности Управления по целостности и стандартам аналитической работы, возглавляемого заместителем директора национальной разведки по анализу.

Во-вторых, директива предписывает заместителю директора национальной разведки по анализу обеспечить эффективное внедрение данной политики совместно с руководителями всех подразделений разведсообщества, директорами по анализу, всеми руководителями программ разведсообщества по образованию и подготовке кадров.

В-третьих, Стандарты аналитической работы разведсообщества формулируют необходимость для всех его аналитических подразделений соответствовать требованиям добросовестности и скрупулезного аналитического мышления. Стандарты объявляются руководящими принципами и целями для аналитиков разведсообщества.

Принципиальными положениями информационно-аналитической работы американского РС, таким образом, являются следующие:

1. Стандарты аналитической работы распространяются на все сообщество в качестве основных принципов. Они призваны служить как руководство при подготовке аналитических документов во всех подразделениях разведсообщества, быть основой при проведении оценок аналитической продукции, войти в учебные пособия по аналитической работе и конкретные примеры из практики во всем разведсообществе.

2. Аналитические подразделения разведсообщества применяют Стандарты аналитической работы РС в формате, соответствующем объему, цели, классификации и срокам производства каждого продукта.

3. Управление по целостности и стандартам аналитической работы Директората национальной разведки применяют Стандарты аналитической работы РС как основу для выработки оценок анализов разведывательных материалов, осуществленных любым подразделением или подразделениями разведсообщества. Отдельные аналитические подразделения в разведсообществе должны гарантировать, что их собственные программы оценки аналитических материалов используют Стандарты в качестве основных элементов. Аналитические подразделения, не имеющие программы оценки, создают таковую и обеспечивают включение в нее Стандартов в качестве основных элементов. Аналитические подразделения могут по своему усмотрению создавать дополнительные стандарты, связанные с их конкретной задачей. Это позволяет Директорату национальной разведки и другим службам разведывательного сообщества давать оценку тенденций в аналитической работе и вносить новые инициативы в процесс обучения и подготовки аналитических сотрудников.

Стандарты аналитической работы современного РС США включают:

A. Объективность. Данный стандарт требует, чтобы аналитики и руководители выполняли свои аналитические и информационные функции с точки зрения беспристрастности и непредвзятости. Анализ должен исключать эмоциональное содержание, уделять должное внимание альтернативным перспективам и противоположным точкам зрения, признавать обстоятельства, вызывающие необходимость внесения корректив в аналитические выводы.

B. Независимость от политической ангажированности. Аналитики и руководители должны обеспечить объективную оценку имеющейся информации, которая не будет искажена или изменена в целях поддержки или пропаганды определенной политики, политической точки зрения или аудитории.

C. Своевременность. Американские специалисты справедливо констатируют, что аналитические материалы, поступающие слишком поздно для оказания информационной поддержки политикоформирующих кругов, теряют свою актуальность и силу воздействия. Аналитики должны стремиться поставлять свою продукцию своевременно, чтобы дать потребителям основания для реализации политических инициатив.

й. Обоснованность всеми доступными источниками разведки. Анализ должен быть фундирован всей относящейся к теме анализа информацией, имеющейся в аналитическом подразделении. В случае выявления серьезных информационных пробелов, аналитические подразделения совместно с подразделениями по сбору информации разрабатывают соответствующие стратегии получения и доступа к данным.

Е. Использование надлежащего методологического инструментария. Данный стандарт подразумевает выполнение определенного алгоритма действий:

- описываются качество и надежность основных источников информации. Аналитические материалы должны точно характеризовать информацию основных источников

и объяснять, какая информация оказалась определяющей в аналитических выводах и почему. В соответствии с классификацией материала, все факторы, в значительной степени влияющие на значение, придаваемое анализом такой имеющейся информации, как опровержение и дезинформация, доступность источников, мотивация и предвзятость, давность или актуальность данных, или другие факторы, способные повлиять на качество и потенциальную надежность информации, должны быть включены в материал;

- в аналитических продуктах находят свое отражение материалы, свидетельствующие о неопределенности или уверенности в аналитических суждениях. По замыслу теоретиков анализа, аналитические материалы равным образом должны отображать как уровень уверенности в аналитических суждениях, так и объяснять основание подобной уверенности;

- в документах акцентируется различие между объективными разведывательными материалами и предположениями и выводами аналитиков. В контексте данного Стандарта предположения определяются как явные либо неявные гипотезы, которые могут повлиять на результаты, на способ интерпретации или оценки информации. Предположения имеют дело с установлением первопричин поведения систем, народов, организаций и государств. Предположения составляют тот фундамент, на котором с помощью информации и логической аргументации выстраиваются аналитические умозаключения. Предположения призваны заполнять информационные пробелы, которые в противном случае блокируют аналитические построения обоснованных суждений.

Суждения, в свою очередь, определяются как логические выводы из имеющейся информации или как результаты тщательной проверки гипотез. Суждения составляют выводы анализа. Аналитические материалы должны четко определять критические предположения, лежащие в основе анализа, и объяснять последствия для выводов, если данные предположения окажутся некорректными. В надлежащих случаях аналитические материалы должны устанавливать критерии, которые бы подавали сигнал о том, что в предположения и суждения необходимо внести определенные коррективы;

- предусматривается включение альтернативного анализа. При необходимости аналитические материалы должны определять и объяснять преимущества и недостатки альтернативных гипотез, точек зрения или результатов в свете как имеющейся информации, так и информационных пробелов. По мере возможного анализ должен включать выводы, полученные путем применения структурированной аналитической техники, подходящей для анализируемой темы, а также включать обсуждение ключевых индикаторов, которые в случае выявления могут помочь уяснить, какая альтернативная гипотеза, точка зрения или результат наиболее вероятна или становится наиболее вероятной;

- демонстрируется значимость для национальной безопасности США. Аналитические материалы должны предоставлять сведения и выводы по вопросам, имеющим отношение к темам, заданным потребителями, либо предоставлять приемлемый вариант возможного развития ситуации. Подобные сведения и выводы, как правило, получаются посредством проведения всесторонней экспертизы. Для того чтобы полностью соответствовать требованиям Стандарта, аналитические материалы должны подробно исследовать прямые и ближайшие последствия представленной информации и выводов по ней для целевой аудитории и для интересов национальной безопасности США, а также, когда возможно, исследовать долгосрочные последствия или определять опосредованные причинно-следственные связи;

- обеспечивается применение логической аргументации. Авторы директивных документов постулируют, что способ преподнесения аналитического материала должен способствовать четкому пониманию информации и умозаключений, лежащих в основе

аналитических суждений. Ключевые моменты должны эффективно опираться на информацию или - в случаях гипотетических угроз или «взрывных» обзоров - на логически последовательные доказательства. Язык и синтаксис должны передавать смысл однозначно;

- гарантируется последовательность анализа во времени или акцент внимания на изменениях и их логическое обоснование. В соответствии с этим постулатом, аналитические материалы должны либо развивать ключевые направления, совместимые с предыдущим материалом по вопросу, выполненным тем же самым аналитическим подразделением, либо, если произошло изменение основной аналитической темы, акцентировать внимание на изменениях и обосновать их;

- предоставляется точность оценок и суждений. Аналитические подразделения должны использовать профессиональные знания и логику для выработки наиболее точных суждений и оценок, исходя из объема имеющейся в аналитическом подразделении информации и выявленных информационных пробелов.

Под руководством заместителя ДНР по анализу подразделения разведывательного сообщества несут ответственность за выполнение своей специфической аналитической деятельности; за создание и применение своих программ оценки; за применение этими программами Стандартов аналитической работы РС в качестве основных критериев и их соответствие методологии целостности и стандартов аналитической работы; за соответствующее финансирование, назначение соответствующего персонала, руководство текущей деятельностью. Все аналитические подразделения отвечают за своевременность докладов заместителю ДНР по анализу о выполнении аналитических планов, внедрении и оценке материалов.

Ссылки:

1. Warner M. McDonald J. K. US Intelligence Community Reform Studies since 1947. Strategic Management Issues Office. Center for the Study of Intelligence. Washington, DC. April 2005.

2. ICD 200. Management, Integration and Oversight of Intelligence Community Analysis.

3. ICD 203. Analytic Standards.

4. Barrett David M. The CIA and Congress: The Untold Story from Truman to Kennedy. Lawrence, KS: University Press of Kansas, 2005.

5. Berkowitz Bruce D. and Goodman Allan E. Best Truth: Intelligence and Security in the Information Age. New Haven, CT: Yale University Press, 2000.

6. Bossie David N. Intelligence Failure: How Clinton's National Security Policy Set the Stage for 9/11. Nashville, TN: WorldNetDaily Books, 2004.

7. Chapman Bert. Researching National Security and Intelligence Policy. Washington, DC: CQ Press, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.