Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПОДРЫВУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПОДРЫВУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРЫВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИСТОЧНИКИ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болт Юлия Александровна, Ильин Алексей Евгеньевич, Крылов Алексей Аркадьевич, Прокофьева Татьяна Вячеславовна

Раскрывается содержание понятий экономической основы организованной преступности и подрыва экономических основ организованной преступности, значение информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в сфере подрыва экономических основ организованной преступности. Подробно описаны источники и содержание внутренней и внешней оперативно значимой информации для работы в сфере подрыва экономических основ организованной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Болт Юлия Александровна, Ильин Алексей Евгеньевич, Крылов Алексей Аркадьевич, Прокофьева Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF POLICE OPERATIVE SEARCH ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIR AIMED AT UNDERMINING ECONOMIC BASIS OF ORGANIZED CRIME

The article reveals content the concepts of economic basis undermining the economic foundations of organized crime and undermining the economic basis of organized crime, importance of information and analytical support of operational and investigative activities in the field of undermining the economic foundations of organized crime. Detailed description of the sources and the content of internal and external information relevant to operational work in the field of undermining the economic foundations of organized crime.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПОДРЫВУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ _ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343.98; 343.9.02

ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА БОЛТ,

научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ИЛЬИН,

кандидат педагогических наук, начальник Управления собственной безопасности ГУ МВД России по Нижегородской области;

АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ КРЫЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, ^ главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»; Е-

ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ПРОКОФЬЕВА, О

X

кандидат юридических наук, доцент, дз ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России» ^

H

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ^ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПОДРЫВУ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ £

и S

0Q

Раскрывается содержание понятий экономической основы организованной преступности и подры- О

ва экономических основ организованной преступности, значение информационно-аналитического обе- ^

спечения оперативно-розыскной деятельности в сфере подрыва экономических основ организованной О

преступности. Подробно описаны источники и содержание внутренней и внешней оперативно значимой g

информации для работы в сфере подрыва экономических основ организованной преступности. ^

Ключевые слова: подрыв экономических основ организованной преступности; информационно- H

аналитическое обеспечение, источники и содержание оперативно значимой информации. q]

И

J. A. Bolt, Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian G

Federation; e-mail: rc3vnii@mail.ru, tel.: 8 (495) 667-16-85;

A. E. Ilyin, Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Internal Security Department, Nizhegorodsky oblast Head Office of Interior Ministry; e-mail: aakrylov@mail.ru, tel.: 8 (831) 268-65-45;

A. A. Krylov, Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: aakrylov@mail.ru, tel.: 8 (495) 667-43-84;

T. V. Prokofieva, Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor, Leading Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: rc3vnii@mail.ru, tel.: 8 (495) 667-16-85.

Information and analytical support of police operative search activities of internal affair aimed at undermining economic basis of organized crime.

The article reveals content the concepts of economic basis undermining the economic foundations of organized crime and undermining the economic basis of organized crime, importance of information and analytical support of operational and investigative activities in the field of undermining the economic foundations of organized crime. Detailed description of the sources and the content of internal and external information relevant to operational work in the field of undermining the economic foundations of organized crime.

Key words: undermining of economic basics of organized crime; information and analytical support, sources and content of operational information relevant.

Теория и практика доказали, что повышение эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД) в борьбе с организованной преступностью предполагает расширение форм и методов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в этой сфере. Сегодня нужны новые правоохранительные технологии, актуальный методический инструментарий, специальное информационное и аналитическое обеспечение. К числу таких новаций можно отнести и деятельность по подрыву экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) (далее - ОГ и ПС).

В российской правоохранительной практике деятельность по подрыву экономических основ организованной преступности как направление ОРД появилось недавно. Так, в МВД России только в начале 2000-х годов было принято решение о создании специальных подразделений по подрыву экономических основ ОГ и ПС. Правда, сегодня эти подразделения как самостоятельные организации прекратили свое существование, но их функции сохранились и переданы подразделениям по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России (далее - ЭБиПК).

В деятельности по подрыву экономических основ организованной преступности особое значение имеет специальное информационно-аналитическое обеспечение.

Следует отметить, что в ОВД информационно-аналитическое обеспечение прочно вошло в арсенал методов ОРД и стало одним из главных рычагов контроля, воздействия и в конечном счете управления начиная с 70-х годов прошлого века [4, с. 6].

Сегодня можно выделить три основных уровня информационно-аналитического обеспечения: первый уровень (он самый массовый) предполагает применение основ информационно-аналитического обеспечения всеми оперативными сотрудниками в ходе выявления первичных оперативно-розыскных данных, оперативно-розыскного раскрытия и предупреждения преступлений;

второй уровень предусматривает информационно-аналитическое обеспечение работы по делам оперативного учета, а также по возбуждаемым в ходе их реализации уголовным делам на стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства;

третий уровень - это анализ различной информации, обеспечивающий принятие рацио-

нальных управленческих решений в сфере ОРД, и контроль за их реализацией. Эта работа проводится преимущественно организационно-аналитическими структурами оперативных подразделений правоохранительных органов.

Информационно-аналитическое обеспечение ОРД ОВД по подрыву экономических основ ОГ и ПС осуществляется на первом и втором уровнях информационно-аналитической работы.

Следует отметить, что новая социальная, экономическая и институциональная среда, в которой функционируют ОВД, сильно снизила эффективность традиционных методов оперативной и аналитической работы. Многообразие субъектов хозяйствования, упрощенный формат регистрации физических и юридических лиц, трудно контролируемые коммуникации граждан и организаций, экономическая свобода, в том числе и во внешнеэкономической деятельности, а также другие последствия демократизации современного российского общества сильно осложнили получение целевой оперативно-розыскной информации.

К сожалению, в оперативной работе ОВД пока еще слабо используется структурированная информация различных ведомств, территориальных органов власти, корпоративных и общественных формирований. Несмотря на массовую информатизацию различных сфер современного российского общества, формируемые информационные базы данных имеют различные, часто несопоставимые форматы, разрознены, между ними имеются трудно преодолимые ведомственные ограничения. Даже те объемы структурированной информации, которые уже накоплены в различных базах данных, сложно использовать в оперативной и аналитической работе в силу низкой квалификации имеющихся кадров и отсутствия специального инструментария.

При всей значимости проблемы подрыва экономических основ организованной преступности в теории ОРД и в криминологии пока не сформировалась стройная концепция, раскрывающая данную деятельность во всех ее проявлениях. Соответственно, не сформировались однозначные методологические позиции и методические рекомендации. Исследования показали, что большинство ученых в проблеме борьбы с организованной преступностью выделяют экономическую основу как ее обязательный признак. Если обратиться к исследованию, проведенному И. В. Ильиным и А. Е. Ильиным [2, с. 214-227], то можно увидеть, что в качестве одного из обязательных признаков организо-

ванной преступности часто называется создание денежных запасов, служащих капиталом для преступного предпринимательства. За рубежом, например в Швейцарии, ОГ считается объединение или группа лиц, скрывающих свою противоправную деятельность от уголовного преследования, которые объединились на длительное или неопределенное время, чтобы полностью или частично с помощью незаконных средств получать доходы, другие эквиваленты денег или экономическую выгоду для себя или других, а также для достижения своих целей. В США на конференциях по борьбе с организованной преступностью было сформулировано следующее определение: «организованная преступность - это результат самовоспроизводящегося преступного сговора, направленного на получение сверхприбылей за счет общества любыми способами и средствами, как законными, так и незаконными». В законе США «О контроле над преступностью и безопасностью на улицах» (1968 г.) записано, что «организованная преступность - это противозаконная деятельность членов высокоорганизованной, дисциплинированной ассоциации, занимающейся поставками незаконных товаров и оказанием незаконных услуг, включая игорный бизнес, проституцию, ростовщичество, наркобизнес, профсоюзный рэкет и другие виды противозаконной деятельности членов подобных организаций». В ФРГ в полицейских документах существует ряд признаков, служащих для отграничения организованной преступности от других видов преступлений. При этом получение прибыли относится к одному из обязательных признаков. Аналогично в Италии под организованной преступностью понимаются сообщества, контролирующие целый ряд незаконных экономических операций в целях получения наживы.

Таким образом, в настоящее время организованная преступная деятельность немыслима без наличия соответствующей экономической основы и в конечном счете всегда нацелена на получение все новых и новых доходов, в том числе и для развития этой основы. Следует также отметить, что денежные средства нужны ОГ и ПС не только для их существования и функционирования. Они стремятся быть конкурентоспособными как в своей криминальной среде, так и в легитимной экономике, куда они стараются вкладывать свои незаконно полученные доходы. Капитализация незаконно полученных доходов связана со стремлением обеспечить расширенное воспроизводство преступного бизнеса.

Сегодня необходимость участия денежных

средств или иного имущества на любых этапах организованной преступной деятельности очевидна. Создание и наращивание имущества и денежных средств, их последующий перевод в легальный бизнес, стремление вложить эти средства в наиболее доходные коммерческие проекты, использование полученных доходов от легализованных капиталов для расширения своего влияния в преступном мире и в других сферах жизни общества - это традиционные задачи, которые ставят перед собой ОГ и ПС.

В некоторых исследованиях высказывается мысль, что материальной основой организованной преступности является лишь теневая экономика, а сама организованная преступность выполняет функцию организационно регулирующей основы и формы контроля теневой экономики [3, с. 15]. По-видимому, это ошибочное представление об организованной преступности, которая давно и прочно интегрировала как в теневую, так и в легальную хозяйственную деятельностью. Это подтверждают результаты многочисленных исследований проблем криминализации экономических отношений в современном российском обществе [6].

Исходя из результатов исследований, проведенных в ФГКУ «ВНИИ МВД России» в 2015-2016 гг., можно сделать вывод, что к экономическим основам ОГ и ПС следует относить любые материальные активы и денежные средства, которые используются или могут быть использованы для снабжения денежными средствами лиц, участвующих в этой деятельности, либо для подкупа лиц, которые могут оказать содействие ОГ и ПС. В данном случае термин «экономическая основа организованных преступных групп и сообществ» следует понимать максимально широко, как любые средства и имущество, необходимые для подготовки, совершения и завершения преступлений ОГ и ПС. В такой интерпретации экономическая основа ОГ и ПС будет включать в себя: наличные деньги и ценности; денежные активы в различных финансовых и коммерческих организациях; акции, облигации и доли в уставных капиталах различных юридических лиц; материальные активы, принадлежащие организациям, учредителями которых являются члены ОГ и ПС или их родственники; объекты недвижимости, находящиеся в личном пользовании членов ОГ и ПС или их родственников. Специально следует отметить, что все эти активы, имущество, объекты формально могут и не принадлежать организаторам и членам ПС. Собственниками их могут быть какие-то физические и юридические лица. Однако если

да Н и О X

да <

и

н ^

и

X

ы

и

О а

О X ю X

Н

<

а и X О

имеется зафиксированная информация, что эти активы, имущество, объекты используются в личных или преступных интересах организаторов и членов ОГ и ПС, то все это следует относить к экономическим основам ОГ и ПС.

Особого рассмотрения заслуживают факты финансирования различных преступных действий, совершаемых ОГ и ПС. Финансирование таких действий - это различные методы и средства покрытия расходов, необходимых для осуществления преступлений. Финансирование преступных действий также следует понимать максимально широко, не только как передачу денег, но и как любое содействие (физическое, интеллектуальное, административное и т. п.), которое может быть подвергнуто экономической оценке. Все это должно быть отражено в современном российском законодательстве.

Экономический и организационный смысл действий, направленных на подрыв экономических основ ОГ и ПС, можно определить как системную деятельность, санкционированную государством, в содержание которой входит выявление широкого круга лиц, чьи имущество и деятельность могут служить или являются экономической основой существования организованной преступности, и целенаправленное воздействие на данные экономические отношения [2, с. 215]. Осуществляя подрыв экономических основ ОГ и ПС, совсем не обязательно проводить какие-либо уголовно-процессуальные действия в отношении объектов экономической основы или, как принято говорить, «копать» под такие объекты экономики. Можно осуществлять различные действия, косвенно затрагивающие эти объекты, например: дестабилизирующие функционирование этих объектов; порождающие конфликты между собственниками этих объектов и представителями ОГ и ПС; останавливающие работу этих объектов по каким-либо формальным причинам (нарушение правил пожарной безопасности, торговли, найма рабочей силы, миграционного законодательства и т. п.). Для этого целесообразно осуществлять поиск уязвимых элементов или сторон таких объектов или лиц, управляющих этими объектами, и определять, какие воздействия на них можно оказать без подозрений со стороны представителей ОГ и ПС. Из всех возможных действий следует выбирать наиболее эффективные. Под эффективными в данном случае понимаются наиболее действенные (разрушительные для экономических интересов ОГ и ПС), быстро реализуемые и менее затратные мероприятия, включая оперативно-розыскные.

Должностные лица в деятельности по подрыву экономических основ ОГ и ПС могут использовать весь арсенал оперативно-розыскных методов для внедрения на интересующий их объект, а в целях конспирации - документы, зашифровывающие их личность. При этом в рамках Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» может быть вынужденно причинен вред объектам собственности и интересам граждан, если этого потребует деятельность по подрыву экономических основ ОГ и ПС. Конечно, при этом оперативным сотрудникам категорически нельзя допускать неисполнения обязанностей или превышения своих служебных прав.

Основная информация, которая может представлять оперативный интерес для установления и фиксации имущества и активов, принадлежащих лидерам и членам ОГ и ПС, формируется в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, находящихся под контролем или в собственности указанных лиц. Это обусловлено тем, что все этапы финансово-хозяйственной деятельности любых предприятий сопровождаются обязательным оформлением соответствующих документов, в которых отражаются сведения об участниках этой деятельности и совершаемых ими действиях.

Оперативно значимую информацию можно получить собственно в организации, учреждении или на предприятии, так или иначе связанных с ОГ и ПС; в налоговом органе; в таможенных органах; в транспортных организациях и Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД); в Национальном центральном бюро Интерпола (НЦБ Интерпола) и в таможенных органах зарубежных стран; в банке, обслуживающем организацию, подконтрольную ОПФ или находящуюся в собственности их лидеров и членов, и т. п.

Много полезной информации можно получить из специальных и общедоступных информационных ресурсов.

Специальные внутренние информационные ресурсы - это информация, содержащаяся в системе информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. В таблице приведен примерный перечень информационных ресурсов СИАОД, не относящихся к государственной тайне, которые могут быть использованы для решения задач установления и фиксации имущества и активов, принадлежащих лидерам и членам ОГ и ПС.

Внешние информационные ресурсы - это информация, которую можно получить из внешних

для МВД России источников. К таким ресурсам можно отнести базы данных: налоговых органов; таможенных органов; органов статистики; органов юстиции; региональных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; органов всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) и управления; регистрационных палат; подразделений Центрального банка Российской Федерации и др.

Следует отметить, что стандартизированные внутренние и внешние информационные ресурсы содержат всего лишь ориентирующую информацию и не удовлетворяют полностью потребностям оперативных подразделений ОВД. Вся остальная информация, необходимая, по мнению практиков, для раскрытия и предупреждения преступлений, может быть получена путем использования новых информационных технологий, позволяющих проводить многофакторный анализ межотраслевых и межрегиональных баз данных различных ведомств и подчиненных им субъектов хозяйствования.

Серьезным подспорьем в информационно-аналитическом обеспечении ОРД могут быть информационные ресурсы сети Интернет (интернет-каталоги, поисковые системы, онлайновые полнотекстовые базы данных, доски объявлений, форумы, чаты, блоги, социальные сети и т. д.). При этом следует иметь в виду, что только 10-15% сведений из Интернета пригодно для использования в исходном виде. Большая часть информации должна тщательно проверяться [1, с. 313].

Необходимо отметить, что работа сотрудников подразделений полиции с информационными ресурсами Интернета невозможна без специальных знаний, навыков и умений. Это связано в первую очередь с принципом нелинейности, лежащим в основе построения сети Интернет. В связи с этим и информация, содержащаяся в Интернете, также не имеет четкой систематизации и упорядоченности.

Особенно полезны для информационно-аналитического обеспечения деятельности по подрыву экономических основ ОГ и ПС различные

Таблица

Перечень информационных ресурсов структуры и алгоритма обработки данных,

предназначенных для МВД России

№ п/п Наименование

1 Отсылочные сведения о физических лицах и организациях, в отношении которых органами внутренних дел проводятся проверочные мероприятия

2 Сведения о преступлениях, прежде всего экономической направленности, расследуемых органами внутренних дел, и лицах, их совершивших

3 Сведения о физических и юридических лицах, в отношении которых органами внутренних дел была проведена проверка соблюдения законодательства (в том числе в сфере экономики: налогового, валютного, экспортного и т. д.)

4 Сведения об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции подразделений ОВД, и физических и юридических лицах, их совершивших

5 Сведения о лицах, объявленных в местный, федеральный и международный розыск по лини подразделений ОВД

6 Сведения о делах, рассматриваемых арбитражными судами и судами общей юрисдикции, по которым одной из сторон выступают ОВД

7 Учет ежесуточных сведений о результатах оперативно-служебной деятельности подразделений ОВД

8 Учет полнотекстовых (документальных) информационно-аналитических документов (информационных записок, справок и т. д.) об основных результатах деятельности подразделений ОВД, аналитических справок об оперативной обстановке в сфере их деятельности

9 Учет компьютерных методик выявления признаков и фактов правонарушений и результатов их использования в подразделениях ОВД

10 Учет нормативных и правовых документов системы МВД России

да Н и О X

да <

и

н ^

и

X

ы

и

О а

О X ю X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н

<

а и X О

поисковые системы. Это программные продукты, не требующие отдельной установки на компьютер и работающие вне зависимости от операционной системы. Такой программный продукт установлен на техническом устройстве в любом браузере, используемом для выхода в Интернет.

Во многие поисковые системы сегодня встраиваются тематические каталоги, предназначенные для упрощения поиска в соответствии с интересуемой тематикой. В частности, это касается поисковиков «Апорт» (www.aport.ru), «Майл» (www.mail.ru), «Рамблер» (www.rambler.ru) и др. [5]

Поисковые системы могут выполнять следующие виды поиска.

1. Индексный - поиск текстов по одному или нескольким ключевым словам (по индексу).

2. Морфологический - разбор и распознание различных грамматических форм слова.

3. Ранжированный - представление результатов искомой информации в зависимости от степени соответствия документа запросу.

4. Смешанный - в случае, когда представляемый результат суммируется с учетом всех вышеизложенных форм подбора и предоставления информации субъекту поиска.

При работе с интернет-ресурсами по установлению и фиксации имущества и активов, принадлежащих лидерам и членам ОГ и ПС, сотрудники могут применять следующие приемы.

1. Увеличивать релевантность информационного запроса - максимизировать соответствие поисковых слов или фраз поставленной поисковой задаче. К тому же не стоит пренебрегать использованием такой функции, присущей большинству поисковых систем, как уточнение запроса и поиска в уже найденном перечне результата.

2. Осуществлять аналитический поиск с использованием разных поисковых систем, что позволит повысить эффективность конечного результата. Это связано прежде всего с тем, что базы, каталоги и наборы ресурсов, в которых будет производиться поиск, у разных поисковых систем неодинаковы.

3. Творчески подходить к работе с результатами поиска (например, если речь идет о данных, полученных с официальных сайтов), т. е. принимать в расчет всю информацию, имеющуюся по той или иной тематике, с учетом ссылок на иные источники, высказывающие диаметрально противоположное мнение. Сопоставление противоречивых данных, как известно, позволяет приблизиться к истине.

4. Четко осознавать, какую информацию необходимо получить и где именно она находится.

Это поможет не просто определить основные направления (ракурсы) аналитического поиска, но и выбрать правильную последовательность его реализации. Например, интерпретация результатов анализа различных видов сведений (фактографических сведений, персональных данных, социально-политической, финансово-экономической информации и т. д.), оцениваемых в совокупности, позволяет максимально полно определить картину происходящего и возможные сценарии развития криминальной обстановки на конкретном предприятии.

В связи с этим наибольший интерес для поиска оперативно значимой информации представляют поисковые системы с включенными в них каталогами и с функцией поиска (например, «Гугл» - www.google.com, «Яндекс» - www. yandex.ru и др.). Различают несколько видов подобных программ, например интеллектуальный агент. Это программа, самостоятельно выполняющая задание, указанное пользователем компьютера, в течение относительно длительных периодов. Ей присущ широкий инструментарий для обработки добываемой информации, иногда собственный браузер и навигатор для работы с Интернетом, например SiteSputnik. Одним из примеров заданий, выполняемых интеллектуальными агентами, может служить задача постоянного поиска и сбора в Интернете информации, необходимой сотрудникам подразделений ЭБиПК МВД России.

Весьма полезной в информационно-аналитическом обеспечении ОРД может быть программа, которая называется «Доска объявлений». Это специальная форма нахождения информации в сети Интернет в виде личных данных, предоставляемых объектами, или об объектах по разным интересующим темам, например «Мегасофт» (www. metaltorg.ru) со списком должников или разного рода жалобные книги, касающиеся нечестных работодателей (www.antijob.nm.ru или www.rabota. ru), и иные.

Основной рекомендацией по использованию подобных ресурсов является проверка информации на предмет ее актуальности и достоверности.

Практический интерес могут представлять и онлайновые базы данных. Это структурированная определенным образом информация, находящаяся в специально созданных информационных базах данных, например база данных «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» (www.fedresurs.ru). Различают несколько видов классификации подобных баз данных. Их достоинством является особая структура (компоновка)

информации. К тому же информация может быть представлена в хронологическом порядке, что упрощает ее анализ, так как элементарная систематизация уже выполнена.

Единственным недостатком некоторых онлайновых баз данных является их принадлежность к частным продуктам, бесплатный доступ к которым, как правило, затруднен. Например, может существовать ограниченный (фрагментарный) доступ к информации или невозможность работы с ней (копирование, печать и прочее). По мере решения вопроса о возмездном режиме работы с такой информацией подобные ограничения обычно исчезают. Более того, расширяется функционал ее поиска, систематизации и иных манипуляций с данными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для установления и фиксации имущества и активов, принадлежащих лидерам и членам ОГ и ПС, информационные ресурсы сети Интернет на сегодняшний день являются весомым дополнением к ведомственным информационным ресурсам. Это следует иметь в виду и активно использовать при осуществлении аналитического поиска сотрудниками правоохранительных органов. Вместе с тем сотрудники ОВД должны постоянно помнить о специфике информации, добытой из Интернета.

Список использованной литературы

1. Доронин, А. И. Бизнес-разведка [Текст] / А. И. Доронин. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2010.

2. Ильин, И. В. Вопросы необходимости использования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по подрыву экономических основ организованных преступных групп [Текст] / И. В. Ильин, А. Е. Ильин // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 3.

3. Нафиков, И. С. Теневая экономика как материальная основа организованной преступности в условиях крупного города (вопросы теории и практики) [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Нафиков Илдус Саидович. - Екатеринбург, 2013.

4. Овчинский, А. С. Информация и оперативно-розыскная деятельность [Текст] : монография / А. С. Овчинский. - М., 2002.

5. Примерный перечень поисковых систем в России включает более 30 позиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://search-world.ru/ Russia.html

6. Что такое «криминализация экономики России» и как с ней бороться [Текст] : коллективная монография / под ред. А. А. Крылова. - М. : Экономика, 2011.

нЯ

Ь

и О

X

<

ь

05 ы

и

09 О а

О X ю К

а ы С О

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.