Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая система мониторинга уровня квалификации персонала'

Информационно-аналитическая система мониторинга уровня квалификации персонала Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / SKILLS DEVELOPMENT / КОМПЬЮТЕРНАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ / RETRAINING OF DOCTORS / ASSESSMENT AND ANALYSIS OF LEVEL OF KNOWLEDGE / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Торкунова Ю.В., Богомолова О.И., Мухаматзакиева И.Р., Фазильянова А.Р.

В данной работе описан программный модуль для мониторинга уровня квалификации врачей Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Торкунова Ю.В., Богомолова О.И., Мухаматзакиева И.Р., Фазильянова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL MONITOR ING SYSTEM OF QUALIFICATION LEVEL OF PERSONNEL

This paper describes a software module for monitoring the level of qualification of doctors of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая система мониторинга уровня квалификации персонала»

Вестник КГЭУ, 2017, № 4 (36) УДК 620.193

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УРОВНЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Ю.В. Торкунова1, О.И. Богомолова2, И.Р. Мухаматзакиева2, А.Р. Фазильянова2

казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия 2Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань, Россия

torkynova@mail.ru

Резюме: В данной работе описан программный модуль для мониторинга уровня квалификации врачей Республики Татарстан.

Ключевые слова: информационно-аналитическая система, мониторинг, повышение квалификации, компьютерная оценка квалификации врачей

INFORMATION AND ANALYTICAL MONITOR ING SYSTEM OF QUALIFICATION

LEVEL OF PERSONNEL

Yu.V. Torkunova1, O.I. Bogomolova2, I.R. Mukhamatzakieva2, A.R. Fazil'yanova2

1Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia 2Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia

torkynova@mail.ru

Abstract: This paper describes a software module for monitoring the level of qualification of doctors of the Republic of Tatarstan.

Keywords: monitoring, skills development, retraining of doctors, assessment and analysis of level of knowledge, information technology.

Возрастание объемов информации, развитие науки и техники приводят к необходимости интенсификации процесса оценки уровня квалификации персонала. Важным фактором при этом становится компьютеризация этого процесса, что проявляется в создании автоматизированных информационно-аналитических систем. Информационно -аналитическая система это комплекс аппаратных, программных средств, информационных ресурсов, методик, которые используются для обеспечения автоматизации аналитических работ в целях обоснования принятия управленческих решений и других возможных применений [1]. В настоящее время находят широкое применение автоматизированные информационные системы (АИС), которые позволяют создать единое информационное пространство, осуществить поддержку новых форм и методов оценки персонала, повысить скорость подачи и обработки информации. Все большее распространение находят интегрированные автоматизированные информационные системы (ИАИС), реализованные на основе современных СУБД, таких как Oracle, MS SQL. При этом интеграция на основе единой базы данных имеет следующие преимущества:

- унификация оценки персонала;

- многократное использование;

- возможность быстрой обработки информации;

- объективность оценки;

- обеспечение своевременного формирования результатов интегрированной обработки данных, необходимых для принятия решений об уровне квалификации;

- сбор в едином хранилище знаний об уровне квалификации персонала

Особое значение для социальной сферы имеет такая сфера как здравоохранение. Повышение уровня и масштабов оказания медицинской помощи, стандартизация медицинских услуг, удорожание ресурсов обуславливают необходимость внедрения информационных технологий. Повсеместно как в России, так и за рубежом находят применение медицинские информационные системы, представляющие собой совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских процессов и (или) организаций [2].

Стремительно растущий объем знаний приводит к тому, что институт повышения квалификации медперсонала, в частности врачей стал неотъемлемой частью системы здравоохранения и является социально важным процессом. Оценка квалификации при этом позволяет не только увидеть сильные и слабые стороны, но и наметить план дальнейшего развития медицинского персонала [3; 4].

В представленной публикации рассмотрены некоторые подходы к автоматизации оценки уровня квалификации врачей Республики Татарстан, реализованные при разработке программного обеспечения для ГАУЗ РМИАЦ (Государственное автономное учреждение здравоохранения Республиканский медицинский информационно- аналитический центр). Результаты такой компьютеризированной тестовой оценки знаний используются при аттестации врачей, которая согласно законодательству проводится раз в пять лет.

Разработка программного модуля осуществлялась в интегрированной среде разработки DelphiBorland 7.0, СУБД Microsoft Access версии 2007. Программный комплекс (ПК) «Тестирование» медицинского персонала создан в соответствии с Техническим заданием на разработку программного комплекса для организации, проведения и анализа результатов тестирования знаний медработников.

ПК «Тестирование» состоит из следующих программ:

- программа для организации проведения и анализа результатов тестирования (ПС для организации тестирования);

- программа для проведения удаленного тестирования;

- программа для проведения тестирования в рамках локальной сети (ПС локального тестирования);

- программа администрирования ПК [6; 7].

Тестовые материалы для проведения удаленного тестирования, данные тестируемых медработников и результаты тестирования сохраняются на республиканском сервере в базе данных под управлением СУБД MSSQL Server. В задачи информационно-аналитической системы оценки уровня квалификации врачей РТ входит сбор, обработка и хранение информации о результатах тестирования знаний. Схема базы данных показана на рис. 1.

При запуске программы производится выбор пользователя Admin или Врач. Пользователь-Врач имеет возможность только на прохождения тестирования (рис. 2). После прохождения авторизации, врач начинает проходить тестирование и запускается таймер, рассчитанный на 20 минут (рис. 3.). Все вопросы появляются в случайном порядке. Пользователь-врач выбирает ответ и переходит к следующему вопросу тестирования. За один правильный ответ он получает 6 баллов.

Рис.1. Схема базы данных

По окончании тестирования выходит набранная врачом сумма баллов и результат, который показывает новый статус категории врача и оценку.

Рис. 2. Главное окно модуля тестирование врачей

После тестирования, баллы по всем категориям передаются аттестационной комиссии МЗ РТ в соответствии с приказом МЗ РТ от 31.01.2012 года № 66.

Рис. 3. Форма тестирования врачей

Администратору доступны следующие опции программы: добавление/удаление врача, создание новой специальности/группы, редактирование/ сортировка данных, экспорт таблицы результатов в Excel, добавление/удаление вопросов тестирования, создание отчета по результатам тестирования в виде диаграмм и таблиц (рис 4.)

ФИО Балл

Анисимова Гузель Рауфовна 90

Назмутдинова Эльмира Дилусовна 92

Юсупова Альбина Альфретовна 97

Тухватуллина Ляйля Равилевна 89

Мансурова Надия Хашимовна Ногманова Лилия Рамисовна 95 94 Ra n n

Шавалеев Азат нурисламович 92

Кузнецова Ольга Михайловна 98 100 ТТ"^НТГС1

Хайруллин Ренат Наилович 97 80 '111 1-Ш 60 -J-HH1 [I I 1

Фадеева Татьяна Владимировна 98 40 J

Минхузина Элина Ленаровна 80 20 lllll

Хасанова Жанна Замильевна 94 0 '"7 Г Л: -

Ямалнеева Милеуша Мазитовна 91 1 g s i £ i TT* 1 : ■ Балл

Дмитриева Татьяна Николаевна 88 lP!l § i §l|| I l S 1 i

Камалова Лилия Викторовна 95 5 I £ s- s £ i. c;

Кусков Александр Николаевич 85 1 £ - ! I! 1 s 1 1

l3f а s §

X e x £

Рис. 4. Диаграмма сравнения результатов тестирования

Специально для врачей было разработано web-приложение [6], в котором можно сравнить показатели результатов тестирования врачей (рис. 5).

Рис. 5. Web-приложение для врачей

Таким образом, разработанный программный модуль позволяет вести базу оценки квалификации медицинских работников РТ, пройти тестирование, получить результаты тестового контроля знаний врачей. Применение данного программного модуля позволяет ГАУЗ РМИАЦ на высоком уровне провести мониторинг уровня квалификации врачей РТ и эффективно оценивать их профессиональные навыки.

В дальнейшем планируется доработка данной информационно-аналитической системы в плане оценки не только знаний, но умений врачей, введение ситуационных заданий, обработка результатов решения кейсов, психологическое тестирование.

Литература

1. Никитин С. Современные информационные технологии в управлении персоналом // Информационные технологии в бизнесе. 2012. № 1 (13).

2. Дидрих В.Е., Овчинников Н.А., Паладьев В.В. Система формирования знаний в интеллектуальной информационной системе оценки функционирования сетецентрических информационных систем. Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 6 (2). С. 95-99.

3. Волков В.Н., Савин Л.А., Стычук А.А., Терентьев С.В. Методологические аспекты создания электронного учебного комплекса общеинженерной подготовки // Информационные системы и технологии. 2017. № 5 (103). С. 16-22.

4. Харрингтон Джен. Проектирование объектно -ориентированных баз данных. М.: ДМК Пресс, 2012. 272 c.

5. Viktor S. Shcherbakov, Svetlana I. Ashmarina, María O. Suraeva, Rashad A. Kurbanov, Asiya M. Belyalova, Ramin A. Gurbanov, Julia V. Torkunova. Iteration as a Regulatory Function of Education Management Eurasian J Anal Chem 2017;12(Interdisciplinary Perspective on Sciences 7b):1211—1219. DOI: https://doi.org/10.12973/ejac.2017.00246a:/Users/torkunova.iuv/Downloads/Iteration%20as%20a%20R egulatory%20(3).pdf.

6. Торкунова Ю.В. Информационно-аналитическое сопровождение образовательных инноваций вуза. Образование и саморазвитие. 2009. Т. 2. № 12. С. 51-56.

7. Шерпутовский В.Г., Хисамутдинов А.Н., Уткельбаев Р.И. Mедицинские информационные системы. M: изд. «Казанская государственная медицинская академия», 2013 г.58 с.

8. Сычев А.В. Web-технологии. Электронные текстовые данные. M.: Университет Информационных технологий, 2009. 262 с.

9. Mартынчик С.А., Глухова Е.А., Галустова Л.Р. Требования к построению системы для оценки результативности и потенциала научной деятельности на уровне организации // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья. населения» http://vestnik.mednet.ru/content/view/500/30/lang,ru/ (дата обращения 10.10.2017).

10. Летова Л.В.Построение теста как измерительного инструмента. Информатизация образования и науки. 2015. M 1 (25). С. 84-99.

11. Сердюков В.И., Сердюкова Н.А. Оценка качества педагогического теста.Информатизация образования и науки. 2014. M 1 (21). С. 131-142.

Авторы публикации

Торкунова Юлия Владимировна - и.о. заведующей кафедры «Информатика и информационно -управляющие системы» Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ).

Богомолова Ольга Игоревна - старший преподаватель кафедры «Информатика и прикладная математика» (КНИТУ).

Мухаматзакиева Ильсеяр Рафхатовна - магистрант кафедры «Информатика и прикладная математика» (КНИТУ).

Фазильянова Алина Рамилевна -магистрант кафедры «Информатика и прикладная математика» (КНИТУ).

References

1. Belov V.S. Informatsionno-analiticheskie sistemy. Osnovy proektirovaniya i primeneniya. / Moskovskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki, statistiki i informatiki. M., 2005. 111 p.

2. Didrikh V.E., Ovchinnikov N.A., Palad'ev V.V.Sistema formirovaniya znanii v intellektual'noi informatsionnoi sisteme otsenki funktsionirovaniya setetsentricheskikh informatsionnykh sistem. Novaya nauka: Strategii i vektory razvitiya. 2015. No. 6 (2). P. 95-99.

3. Volkov V.N., Savin L.A., Stychuk A.A., Terent'ev S.V. Metodologicheskie aspekty sozdaniya elektronnogo uchebnogo kompleksa obshcheinzhenernoi podgotovki. Informatsionnye sistemy i tekhnologii. 2017. No. 5 (103). P. 16-22.

4. Kharrington Dzhen. Proektirovanie ob"ektno-orientirovannykh baz dannykh. M.: DMK Press, 2012. 272 p.

5. Viktor S. Shcherbakov, Svetlana I. Ashmarina, Maria O. Suraeva, Rashad A. Kurbanov, Asiya M. Belyalova, Ramin A. Gurbanov, Julia V. Torkunova. Iteration as a Regulatory Function of Education Management Eurasian J Anal Chem 2017;12(Interdisciplinary Perspective on Sciences 7b):1211-1219. DOI: https://doi.org/10.12973/ejac.2017.00246a:/Users/torkunova.iuv/Downloads/Iteration%20as% 20a%20Regulatory%20(3).pdf.

6. Torkunova Yu.V. Informatsionno-analiticheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nykh innovatsii vuza. Obrazovanie i samorazvitie. 2009. V. 2. No. 12. P. 51-56.

7. Sherputovskii V.G., Khisamutdinov A.N., Utkel'baev R.I. Meditsinskie informatsionnye sistemy. M: izd. «Kazanskaya gosudarstvennaya meditsinskaya akademiya», 2013 g.58 s.

8. Sychev A.V. Web-tekhnologii. Elektronnye tekstovye dannye. M.: Universitet Informatsionnykh tekhnologii, 2009. 262 p.

9. S.A. Martynchik, E.A. Glukhova, L.R. Galustova Trebovaniya k postroeniyu sistemy dlya otsenki rezul'tativnosti i potentsiala nauchnoi deyatel'nosti na urovne organizatsii. Eletronnyi nauchnyi zhurnal

«Sotsial'nye aspekty zdoroVya. naseleniya» http://vestnik.mednetru/content/view/500/30/lang,ru/ (data obrashcheniya 10.10.2017).

10. Letova L.V.Postroenie testa kak izmeritel'nogo instrumenta. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki. 2015. No. 1 (25). P. 84-99.

11. Serdyukov V.I., Serdyukova N.A. Otsenka kachestva pedagogicheskogo testa.Informatizatsiya obrazovaniya i nauki. 2014. No. 1 (21). P. 131-142.

Authors of the publication

Yuliya V Torkunova - head of the department IIUS , KGEU.

Olga I. Bogomolova - senior lecturer of department IPM KNITU.

Ilseyar R. Mukhamatzakieva - graduate student of the department IPM, KNITU.

Alina R. Fazil'yanova - graduate student of the department IPM, KNITU.

Поступила в редакцию 25.12.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.