Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая система коммуникационного обеспечения комплексного оценивания уровня формирования компетенций специалистов'

Информационно-аналитическая система коммуникационного обеспечения комплексного оценивания уровня формирования компетенций специалистов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Поддубный Андрей Владимирович

Рассмотрена модель информационно-аналитической системы коммуникационного обеспечения комплексного оценивания уровня формирования компетенций специалистов для управления качеством образования. Приведены ее структура, интерфейс и порядок работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discussess the model of information and analytical system of IT software for assessment of competence level formation of specialists in the system of quality of education management. Structure, interface and procedures are described

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая система коммуникационного обеспечения комплексного оценивания уровня формирования компетенций специалистов»

Экономика и управление в образовании

УДК 658.562:378.146

Поддубный А. В.

Информационно -аналитическая система

коммуникационного обеспечения комплексного оценивания уровня формирования компетенций специалистов

Реализация базовых принципов менеджмента качества, таких, как процессный подход, принятие решений, основанное на фактах, постоянное улучшение при построении в вузе системы управления качеством подготовки специалистов, невозможна без использования новых форм оценивания уровня формирования, компетенций специалистов. Одной из таких перспективных форм является технология рейтингового оценивания. Суть традиционного рейтинга - выведение итоговых экзаменационных оценок студентам за семестр по результатам текущей успеваемости путем накопления баллов, получаемых в семестре на каждом занятии за каждый вид учебной деятельности.

Особенность рейтинговой технологии, разработанной и применяемой в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) с 2002 года, состоит в комплексном оценивании уровня формирования компетенций специалистов, включающем в себя проектирование содержания учебной дисциплины, планирование видов учебной деятельности с учетом их веса, организацию рейтингового оценивания достижений студентов, сбор результатов учебной деятельности и вычисление рейтинговой оценки, использование текущих достижений студентов для анализа качества процесса подготовки компетентных специалистов [1].

Комплексная технология предполагает сбор, обработку и анализ больших объемов информации, что невозможно осуществить без использования специализированной информационной среды. В ДВГУ для этих целей разработана информационно-аналитическая система коммуникационного обеспечения рейтингового оценивания уровня формирования компетенций специалистов ОБКАТЕ ДВГУ [2] (далее ИАС ^БИАТЕ).

ИАС WEBRATE служит для занесения текущих показателей учебных достижений студентов,

вычисления текущих рейтинговых оценок в соответствии с принятыми моделями [3], а также для получения необходимых выходных форм (сводных таблиц) по одной или нескольким дисциплинам в каждой студенческой группе. Система, представляя информацию о текущих достижениях студентов по изучаемым дисциплинам, позволяет им скорректировать усилия для получения наилучших результатов, а преподавателям и сотрудникам деканата - анализировать уровень сформированное™ компетенций в течение семестрового периода. Работать с ИАС WEBRATE можно с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

Структурная схема информационно-аналитической системы, построенная по принципу «сущность - связь», представлена на рис. 1.

Сплошной линией на рисунке показана обязательная связь меду таблицами системы, пунктирной - необязательная. Линия с точкой на конце обозначает отношение «один ко многим». Сокращение «PK» подразумевает первичный ключ, «FK» - внешний ключ.

В таблице institute хранится информация об институтах, входящих в организационную структуру вуза. За институтом закрепляются пользователи (таблица user), группы и подгруппы студентов (таблицы group и subgroup соответственно), а также вновь зачисленные (переведенные) студенты (таблица new_student).

Пользователями системы являются администратор системы, менеджеры системы в институте и преподаватели. Студенты и прочие лица, заинтересованные в результатах обучения студентов, пользователями системы не являются. Студенты каждого института распределены по группам. Более того, любой студент может находиться в подгруппах, если это предусматривает специфика изучаемой дисциплины (например, могут быть сформированы подгруппы для вы-

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМО£ТИ.СПбГПУ.1..2210.ЭКОНОМИЧе£КИе«НаУКИ

new_student

id (PK) inst_id (FK)

institute

id (PK)

group

id (PK) inst_id (FK)

student

id (PK)

group_id (FK)

^id (PK) inst_id (FK)

subgroup

id (PK) inst_id (FK)

studsubgroup

id (PK)

subgroup_id (FK) stud_id (FK)

tek_rating

id (PK) cour_id (FK) stud_id (FK)

teacher

id (PK) user_id (FK)

id (PK) ■■¿group_id (FK) subgroup_id (FK) teach_id (FK)

criteria

id (PK) cour_id (FK)

Рис. 1. ER-диаграмма предметной области ИАС WEBRATE ДВГУ

полнения лабораторных работ). Поскольку ИАС WEBRATE является подсистемой корпоративной информационной системы управления образованием в вузе, она имеет возможность получать информацию из других подсистем, в том числе из базы данных (БД) «Студенты», где учитываются данные о студенте, а также его движение в процессе обучения (зачисление, переводы, отчисление, выпуск и пр.) [4]. Информация из этой БД автоматически переносится в ИАС WEBRATE. Однако в течение семестра могут иметь место случаи перевода студента из одного института в другой. Тогда информация о переведенном студенте вводится в таблицу new_student для отнесения «вручную» данного студента в ту или иную группу.

Таблица teacher предназначена для хранения информации о преподавателях, отвечающих за ведение дисциплин. Поскольку каждый преподаватель является пользователем системы, то информация о нем находится в таблице user.

В таблице student хранится информация о студентах. Так как каждый студент приписан к определенной группе и подгруппе, то существует связь с таблицами group и tudsubgroup.

Информация о преподаваемых дисциплинах находится в таблице course. Как и информация о студентах, она загружается автоматически из БД «Графики и планы учебного процесса» корпоративной информационной системы управления об-

разованием в вузе [5]. За каждой дисциплиной закрепляется преподаватель (таблица teacher) и студенческая группа либо подгруппа. Поскольку в рейтинговой системе оценки успеваемости студентов используется относительная структурированная рейтинговая оценка, то за каждой дисциплиной также закрепляется информация о видах оцениваемой учебной деятельности (таблица criteria).

Результаты оценивания деятельности студента в течение семестра по каждой дисциплине хранятся в таблице mark, данные которой закреплены за данными таблиц course и student.

Вычисление рейтинга каждого студента -весьма ресурсоемкая процедура. При обращении к системе с целью просмотра рейтинга отображаются ранее вычисленные результаты, для чего добавлена таблица tek_rating, данные которой связаны с данными таблиц course и student.

ИАС WEBRATE состоит из шести модулей (см. рис. 2). Точкой входа в ИАС WEBRATE является web-страница, где пользователь системы может ввести логин и пароль либо, сделав переход по гиперссылке «Рейтинг», перейти в модуль пересчета и просмотра рейтинга в текущем семестре.

Если пользователь вводит логин и пароль, то в зависимости от типа учетной записи загружается один из модулей. Окна интерфейса модулей системы представлены на рис. 3-8.

Экономика и управление в образовании

Рис. 2. Структура ИАС WEBRATE ДВГУ

Ч ич» (М кггр »пег Нгл1 ч^плЧ ii/smi'(Гц ' tknn.fmJJ)/dHN4|f " пя tw.

.... . - ^ ' )ИД,11/|И<Г(

\ Г» Л.' , J>*f

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ^ WEBRATE ДВГУ

I главная | рейтинг | архив I помощь |

Дальневосточный институт инновационных технологий и качества

Пожалуйста, выберите одно из следующих действий: Изменение списка групп

Распределение вновь зачисленных студентов по группам Изменение списка подгрупп Распределение студентов групп по подгруппам Изменение списка студентов Изменение списка преподавателей Изменение списка дисциплин

Изменение списка видов учебной деятельности студентов Изменение шкалы соответствия традиционных оценок и рейтинговых баллов

I главная I рейтинг | архив I помощь |

©2003 Дальневосточный Государственный Университет

Рис. 3. Окно входа в систему

Рис. 5. Окно менеджера системы

Рис. 4. Окно администратора

I главная | рейтинг | архив I помощь |

Дальневосточный институт инновационных технологий и качества

Смышляев Андрей Борисович

Список дисциплин

Название дисциплины Группа

□ Сети ЭВМ и средства коммуникаций 1822 А

□ Сети ЭВМ и средства коммуникаций 1822 Б

Сети ЭВМ и средства коммуникаций 1824

и Сети ЭВМ и средства коммуникаций 1823

□ Управление процессами 1824

0 Управление процессами 1822 А

Управление процессами 1822 Б

Управление процессами 1823

Журнал оценок для выбранной дисциплины по датам ввода

Ввод оценок для выбранной дисциплины

Введите дату заняшя: [2 | Октября _v, 2007 •

Введите количество часов: [2~

Оценки

| главная | рейтинг | архив I помощь I

<£>2003 Дальневосточный Государственный Университет

Рис. 6. Окно преподавателя

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2010. Экономические науки

Рис. 7. Окно сотрудника учебно-методического управления

I рейтинг | помощь I

Рейтинговые оценки студентов группы 1814

с 1 февраля 2007 по 30 ы ая 2007

Шкала соответств ия традиционных оценок и рейтингового балла (РБ): чет. если РБ <= 49: зачет, если РБ >= 50

неудовлетворительно, если РБ <= 50 удовлетворительно, если РБ >= 51 и РБ <= i хорошо, если РБ >= 81 и РБ <= 90 отлично, если РБ >= 91 и РБ <= 100 0

Иностранный Кравченко Викторовна (25 Мая 2007) Информатика. Смышляев Борисович (29 Мая 2007) Математика, Калмыков Иванович (05 Июня 2007) Начертательная геометрия, инженерная графика. Погорелое Mm аил Васильевич (30 Мая 2007) Отечественная история. Ковалева Зинаида Алексеевна (31 Мая 2007) Психология. (09 Июня 2007) Физика, Александр Юрьевич (04 Июня 2007) Эколопи, Поддуоная Валентина Владимировна (30 Мая 2007)

"Идеальный 100 100 100 100 100 100 100 100

Ki im Елена Валентиновна 8S 91 96 88 92 58 100 79

Маевсхая Ксения Владиславовна 83 98 87 100 85 61 82 66

Тихонова 66 57 80 93 82 61 81 60

I рейтинг | помощь |

<£>2003 Дальневосточный Государственный Университет

Рис. 8. Окно просмотра рейтинга

Модуль администратора ИАС WEBRATE предназначен для формирования и редактирования списка учебных структурных подразделений вуза, добавления, удаления, временной блокировки и разблокирования учетных записей пользователей системы, а также для формирования необходимых администратору выходных форм.

Из модуля администратора имеется возможность перехода в любой другой модуль системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модуль менеджера системы в институте предназначен для подготовки ИАС WEBRATE к началу очередного семестра. В рамках данного модуля пользователь имеет возможность сформировать список студенческих групп, распределять студентов (в том числе вновь зачисленных и переведенных в соответствующий институт) по группам, переводить студентов из одной группы в другую. Список студентов на распределение формируется на основе БД «Студенты».

Менеджер системы в институте имеет возможность формировать список преподавателей, которые ведут обучение студентов по образовательной программе, а также изменять список дисциплин и видов оцениваемой учебной деятельности по дисциплине. При добавлении дисциплины за ней в обязательном порядке закрепляется преподаватель и группа (либо подгруппа) студентов. Далее для каждой дисциплины ведется перечень видов оцениваемой учебной деятельности и соответствующие им весовые коэффициенты, формируемые из рейтинг-планов преподавателей [1].

Из модуля менеджера системы в институте имеется возможность перехода в модуль преподавателя.

Модуль преподавателя ИАС WEBRATE предназначен для ввода и корректировки баллов, полученных студентами во время контрольных мероприятий. Пользователь, войдя в систему под учетной записью преподавателя, имеет возможность работать с системой в рамках соответствующего модуля, в том числе добавлять рейтинговые баллы, полученные студентами либо, используя кнопку «Журнал оценок по выбранной дисциплине по датам ввода», корректировать ранее введенные рейтинговые баллы.

Из модуля преподавателя имеется возможность перехода в модули работы с архивом и пересчета и просмотра рейтинга в текущем семестре.

Модуль сотрудника учебно-методического управления (УМУ) ИАС WEBRATE предназначен для формирования выходных форм об успеваемости студентов с целью последующего анализа полученной информации и принятия управленческих решений.

Из модуля сотрудника УМУ имеется возможность перехода в модуль для работы с архивом и модуль пересчета и просмотра рейтинга в текущем семестре.

Модуль пересчета и просмотра рейтинга в текущем семестре ИАС WEBRATE предназна-

4

чен для пересчета рейтинга в соответствии с принятыми моделями [3] и просмотра рейтинга студентов всеми заинтересованными лицами. Для входа в этот модуль ввод логина и пароля не нужен. Пересчет рейтинга запускается автоматически один раз в сутки и реализован в виде хранимой процедуры СУБД Oracle.

Из модуля пересчета и просмотра рейтинга в текущем семестре имеется возможность перехода в модуль для работы с архивом.

Модуль для работы с архивом ИАС WEBRATE разработан с целью переноса данных текущего семестра в архив перед началом нового, а также для просмотра рейтинга студентов за предыдущие семестры.

Перенос всей информации за текущий семестр в архив реализован в виде хранимой процедуры СУБД Oracle.

Для каждого пользователя ИАС WEBRATE, а также для просмотра рейтинга разработаны соответствующие инструкции.

Входные данные рассмотренной системы можно разделить на две категории:

данные рейтинг-планов, которые составляют преподаватели и передают менеджеру системы в институте;

информация об оценках каждого студента в каждой контрольной точке в соответствии с рейтинг-планом.

К выходным данным относятся: информация о текущем рейтинге студентов; информация о рейтинге студентов за предыдущие семестры (данные из архива); выходные формы.

Выходные данные представлены в виде таблицы, являющейся частью файла формата HTML, отображаемого в интернет-браузере. Имеется возможность экспорта выходных данных в MS Access и MS Excel.

Выходная информация ИАС WEBRATE, представленная в простой и удобной форме, в дальнейшем используется как для анализа управляемости процесса подготовки специалистов, так и для объективного оценивания достижений студентов в конце семестра.

ИАС WEBRATE имеет web-интерфейс, что позволяет использовать в качестве клиента обычный web-браузер. Интерфейс системы обеспечивает выполнение всех основных функций, если клиент использует для доступа к системе браузеры Microsoft Internet Explorer, а также Netscape Communicator. Система реализуется с использованием СУБД Oracle Standard Edition (версии 8 или выше), языка программирования PHP, web-сервера Apache и работает на платформе Linux ReadHat 7.0. Для входа в систему пользователь должен в адресной строке ввести адрес, по которому система расположена в Интернете и который включает в себя адрес сервера, где установлена ИАС WEBRATE.

Таким образом, разработанная Информационно-аналитической система коммуникационного обеспечения рейтингового оценивания уровня формирования компетенций специалистов WEBRATE ДВГУ позволяет автоматизировать трудоемкий процесс сбора информации об учебных достижениях студентов, осуществлять вычисление текущего рейтингового балла каждого студента, обеспечивает коммуникационное взаимодействие между студентом, преподавателем, инвестором и другими заинтересованными сторонами, представляет информацию в форме, пригодной для анализа учебной деятельности с использованием статистических методов, и как следствие позволяет перейти к технологии управления процессом подготовки специалистов на основе фактов с целью постоянного его улучшения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поддубный А.В., Ащепкова Л.Я., Панина И.К., Смышляев А.Б., Арефьева О.Д. Рейтинговая система оценивания успеваемости студентов. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. 108 с.

2. Смышляев А.Б., Поддубный А.В., Панина И.К., Ащепкова Л.Я., Мелехин С.П. Информационно-аналитическая система контроля успеваемости студентов «WEBRATE ДВГУ». Свид. о рег. в реестре программ для ЭВМ Рос. аг-ва по пат. и тов. зн. (Роспатент) № 2004612031 от 03.09.04.

3. Ащепкова Л.Я., Панина И.К., Поддубный А.В., Смышляев А.Б. Методика применения рейтинговой

системы оценки успеваемости студентов. М.: ВНТИЦ, 2004 (№ 50200400847).

4. Кольев Н.В., Смышляев А.Б., Поддубный А.В. Информационно-справочная система «Студенты». Свид. о рег. в реестре программ для ЭВМ Рос. аг-ва по пат. и тов. зн. (Роспатент) № 2003610783 от 01.04.03.

5. Пустовалов Е.В., Смелик В.В., Красиков А.В., Поддубный А.В. Программа для ЭВМ «Графики и планы учебного процесса». Свид. о рег. в реестре программ для ЭВМ Рос. аг-ва по пат. и тов. зн. (Роспатент) № 2001611273 от 24.09.01.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.