Научная статья на тему 'Информатизация в инновационных образовательных процессах'

Информатизация в инновационных образовательных процессах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / РЕЙТИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / TRAINING / STUDENTS / THE CONTROL OF KNOWLEDGE / A RATING / AN INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарануха Светлана Николаевна, Соколов Сергей Сергеевич

Статья посвящена внедрению в университете балльно-рейтинговой системы оценивания студентов, содержит основные подходы к разработке специализированной информационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарануха Светлана Николаевна, Соколов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted introduction at university ballno-rating system of students estimation, contains the basic approaches to working out of specialised information system.

Текст научной работы на тему «Информатизация в инновационных образовательных процессах»

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

УДК 004:378 С. Н. Тарануха,

канд. техн. наук, СПГУВК;

С. С. Соколов,

СПГУВК

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

INFOFMATIZATION IN INNOVATIVE EDUCATIONAL PROCESSES

Статья посвящена внедрению в университете балльно-рейтинговой системы оценивания студентов, содержит основные подходы к разработке специализированной информационной системы.

This article is devoted introduction at university ballno-rating system of students estimation, contains the basic approaches to working out of specialised information system.

Ключевые слова: обучение, студенты, контроль знаний, рейтинг, информационные технологии, информационные системы

Key words: training, students, the control of knowledge, a rating, an information technology, information systems

ВНЕДРЕНИЕ инноваций стало важным направлением модернизации российского образования. В практике высшего профессионального образования дальнейшее развитие получают информационные системы, использующие современные методы, технологии передачи и обработки информации. В связи с этим не остается без внимания задача контроля и оценки результатов обучения студентов. Одним из эффективных инновационных процессов в модернизации и прогрессивном совершенствовании образовательного процесса стало использование балльно-рейтинговой системы оценивания успеваемости студентов (БРС).

В соответствии с письмом Рособрнадзо -ра от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак, посвященном использованию инновационных методов в высшем профессиональном образовании «балльно-рейтинговые системы обучения и контроля знаний способствуют развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов».

Ведущие вузы России на протяжении значительного периода времени успешно внедряли БРС в образовательный процесс. Неоднократно проводимые ими исследова-

ния, касающиеся функционирования БРС [1], привели к результатам, позволяющим сделать следующие выводы:

— во-первых, студенты адекватно определяют три функции БРС: стимулирующую, контролирующую, поощрительную;

— во-вторых, отношение студентов к БРС меняется на протяжении времени обучения. К старшим курсам отношение становится более формальным, в связи с возрастанием неудовлетворенности результатами рейтинга. Возможно, здесь играют важную роль внешние факторы, такие как: нацеленность на трудовую профессиональную деятельность, снижение контроля за учебным процессом на старших курсах со стороны профессорско-преподавательского состава (ППС) и т. п.;

— в-третьих, отрицательное отношение к БРС со стороны преподавателей обусловлено увеличением нагрузки, связанной с необходимостью регулярного оценивания студентов, увеличением времени подготовки к занятиям и разработку индивидуальных заданий.

В соответствии с решением Ученого совета университета в целях повышения качества подготовки специалистов во втором

семестре 2008/09 учебного года в качестве эксперимента начался переход на балльно-рейтинговую систему оценивания студентов на кафедрах, обеспечивающих учебный процесс студентов I курса обучения. Переход на БРС осуществлялся в два этапа: первый этап — осенний семестр, подготовительный; второй этап — весенний семестр, основной.

Первоначально к участию в эксперименте были привлечены кафедры, реализующие учебный процесс во втором семестре студентов I курса. Заведующими кафедрами были назначены лица, ответственные за внедрение БРС на кафедрах, подготовлены графики освоения дисциплин. Учебно-методическим управлением (УМУ) проведены организационно-методические мероприятия по внедрению БРС и проверке реализации ее внедрения на кафедрах университета. Весной 2009 г. Учебно -методическим управ ле-нием был организован и проведен круглый стол, на котором обсуждались промежуточные результаты внедрения БРС кафедрами. В ходе обсуждения были отмечены как положительные стороны внедрения этой системы оценивания студентов в университете, так и возникшие трудности и проблемы, что и было ожидаемо. К положительным сторонам были отнесены:

— повышение заинтересованности студентов в освоении дисциплины;

— систематичность работы студентов и преподавателей в течение семестра;

— повышение объективности выставляемых оценок.

К трудностям и проблемам участниками обсуждения был отнесен психологический фактор из-за изменения организации работы ППС, связанный:

— с увеличением рабочего времени преподавателей за счет выставления баллов за занятия;

— подготовкой дополнительных заданий для студентов.

Для более эффективного внедрения БРС в учебный процесс необходимы:

— разработка информационной системы для автоматизации БРС;

— усиление взаимодействия между кафедрами и деканатами факультетов при про-

ведении промежуточной аттестации студентов с учетом БРС;

— взаимодействие «родственных» кафедр в рамках методических комиссий факультетов по выработке единых позиций для реализации БРС;

— усиление методической помощи кафедрам со стороны УМУ.

Реализация БРС даже на уровне одной дисциплины носит трудоемкий характер. Массив перерабатываемой информации многократно возрастает при увеличении количества дисциплин, специальностей, студентов. Поэтому при реализации БРС в рамках кафедры, факультета, университета в целом необходимым условием является использование информационных технологий.

Рассмотрим более подробно информационный обмен БРС в рамках вуза:

1. Преподаватель на занятиях выставляет студентам баллы (вносит их во временный журнал).

2. По окончании занятия преподаватель вносит баллы в информационную систему БРС (ИС БРС), являющуюся частью автоматизированной системы управления вузом (АСУ ВУЗ).

3. По итогам месяца баллы по каждой отдельной дисциплине суммируются, и студенту выставляется промежуточная аттестация (промежуточная аттестация может быть выставлена в автоматическом режиме в ИС БРС на основании критериев, установленных преподавателем, ведущим дисциплину).

4. По итогам месяца и семестра деканаты выстраивают внутрифакультетские рейтинги успеваемости студентов (для каждой учебной группы в отдельности), в которых студенты ранжируются по убыванию суммы баллов (указанный рейтинг также может быть построен в автоматическом режиме).

5. В конце семестра преподаватель проводит итоговую аттестацию с занесением итоговой суммы баллов в ИС БРС.

Деканаты получают информацию о суммах набранных студентами баллов для выставления итоговых оценок.

В общем виде условия и задача математического программирования ИС БРС выглядит следующим образом:

5 = ^5^ — множество всех студентов, к=1

обучающихся в университете, где п — количество факультетов,

sk — количество студентов, обучающихся на к-м факультете. На данный момент внедрение БРС проводится на факультетах очной формы обучения, т. е. п = 8.

Т1 = {(Ик>*Ик’ ..., грк) — множество, членами которого являются суммы баллов /-го студента по одной из } дисциплин, к-го факультета.

ТП

То есть tJi = ^с¥Ь 1=1

где с— количество баллов, набранное /-м студентом по }-й дисциплине к-го факультета за 1-е занятие (всего занятий по дисциплине — £).

Таким образом, суммарный рейтинг

студента (&иУ-

3 g

^¡¡ит ^ ^ ^Ыр1.

р=1 1=1

Средний рейтинг студента по дисциплинам (Я^) можно соответственно найти по формуле

; я

XI'

кхр1

_

р=1 ы

У

Если обозначить количество студентов в локальном объединении (команда, подгруппа, группа и т. д.) г, то средний рейтинг локального объединения — (Я1о): г } г

XXX'

О _ '=1 р=1 '=1 К1о - --------

■СШр1

Средний суммарный рейтинг среднестатистического студента факультета (Яд^):

п _

Ряит

п г ] g

хххх

¿=1 ¡=1 р=\ /=1

п

СШр1

В своей работе деканаты должны стремиться к увеличению среднего суммарного рейтинга студента:

Рис. 1. Схема уровней доступа по обмену данными в рамках ИС БРС

я

п г у ^

к=1 1=1 р=1 /=1

рБитт

Перевод итоговой суммы баллов, набранных студентом по конкретной дисциплине, на 5-балльную шкалу:

«: отлично », £,, > 91,

^ “ Хс^и “ /=1

4С хорошо », 71 < ^ < 90,

<к удовлетворительно », 60 < ^ <70, <зс неудовлетворительно », tji < 60.

Представленные выше выражения должны лечь в основу ИС БРС, однако функции информационной системы гораздо шире и определить их точно представляется возможным лишь в конкретной учебной среде.

ИС БРС также должна обеспечивать реализацию следующих функций:

— сбор, учет и хранение информации об успеваемости каждого студента по каждому виду учебных занятий при изучении каждой дисциплины учебного плана специальности;

— получение итоговых результатов по видам учебных занятий за определенные промежутки времени для промежуточной аттестации и на конец семестра;

— обеспечение градации результатов по существующей шкале оценок (оценивание в соответствии с заданными условиями);

— получение информации персонально по каждому студенту по видам учебных занятий в рамках дисциплины и по всей учебной группе в целом;

— построение рейтинга студентов группы по результатам изучения дисциплины;

— накопление результатов (итогового количества баллов) изучения дисциплины студентами;

— построение диаграмм (графиков) за несколько временных промежутков для изучения динамики результатов изучения дисциплины. Это позволит при выявлении снижения результатов при необходимости принять корректирующие действия;

— перевод набранного студентами количества баллов в традиционную систему оценок;

— внесение итоговой оценки по дисциплине в приложение к диплому студента.

При разработке (проектировании) ИС БРС следует учитывать следующие принципы:

— интеграции в существующую ИС

вуза;

— новизны задач. Обусловлен внешним экономическим эффектом, связанным с повышением качества управления образовательным процессом;

— модульности. Обеспечивает разработку ИС в виде отдельных модулей, которые могут функционировать как самостоятельно (на уровне дисциплины, кафедры), так и совместно (на уровне факультета, университета). Это позволяет пользователю делать индивидуальный выбор по уровню управления, расширяя ИС, и повышает надежность ИС;

— адаптивности. Обеспечивает возможность расширения и настройки ИС БРС на новые дисциплины, виды учебных занятий, новых студенческих групп, не нарушая целостности данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— дружественности. Дает возможность неподготовленному пользователю «видеть и действовать», а не «знать и помнить». При этом пользователь должен получать со стороны ИС подсказки и соответствующие сообщения об ошибках.

Основу ИС БРС составляет база данных, содержащая структурированную информацию в виде двухмерных таблиц. Кроме таблиц, в состав информационного обеспечения ИС БРС включается пользовательский интерфейс: меню пользователя, экранные формы для ввода информации, а также отчеты и результаты рейтингов по заданным условиям.

Постоянной информацией, хранящейся в таблицах, является: перечень специальностей, перечень дисциплин, персональные данные студентов, перечень видов учебных занятий, шкалы соответствия баллов видам учебных занятий и традиционной шкале оценок.

Ввод части постоянной информации в таблицы может быть осуществлен с помощью специально созданных экранных форм или путем ввода ее непосредственно в таблицы.

Переменной информацией является: текущее состояние выполнения учебных заданий каждым студентом по каждой дисциплине, ведомости промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине для каждой учеб-

ной группы, результаты рейтингов студентов, групп, специальностей, факультетов, прочая информация.

Авторизация и распределение прав доступа пользователей позволит обеспечить соответствующую степень конфиденциальности и защиты информации.

ИС БРС может быть реализована при помощи технологий Web (с применением веббраузера MS Internet Explorer 6.0 и выше, а также других браузеров). Не должна требовать дополнительной установки клиентского программного обеспечения на клиентские рабочие станции. Применение веб-интерфейса дает преимущества перед Win32-приложени-ями по своей технологичности и надежности, а также удобству, что не требует от конечного пользователя привязки к конкретной рабочей станции.

Сетями доступа к серверу системы должны соответственно являться Интранет (по внутреннему ip-адресу локальной сети) или Интернет (по внешнему ip-адресу или DNS).

С точки зрения безопасности должен быть обеспечен авторизированный доступ с ограниченным количеством ошибочных попыток всех категорий пользователей «администрация и персонал» — двух-, трехуровневая авторизация (количество уровней зависит от уровня доступа к ресурсам системы).

С точки зрения внесения дополнений в подсистему распределения доступов и разрешений ИС БРС необходимо рассматривать

процедуры, обеспечивающие защиту информации от несанкционированного доступа, контроль действий пользователя.

ИС БРС должна обеспечивать гибкую систему индивидуальных настроек под конкретного пользователя.

Важным является наличие системы документирования действий пользователя, позволяющей определить:

— точку доступа пользователя к серверу ^р-адрес);

— пошаговое время выполняемых операций и их типы, а также данные, которые запрашивал пользователь;

— анкетные данные пользователя.

В перспективе в ИС БРС возможно добавить систему управления с организованной распределенной сетью филиалов (и других удаленных подразделений) с обеспечением их различными правами доступа к функциям и данным. Это позволяет в полной мере использовать имеющиеся функциональные возможности, но строго в пределах компетенции филиалов. Связь с удаленными подразделениями должна проходить также в режиме онлайн, что обеспечивает более эффективную и оперативную работу в общей организованной системе управления и единой базе данных.

Также ИС БРС должна быть кроссплат-фоменной, без привязки к конкретной операционной системе и программному обеспечению клиентской машины (в общем случае кроссплатформенность должна касаться и серверной части).

Список литературы

1. Давыдова Л. Н. Зачетно-рейтинговая система контроля и оценки результатов обучения. Информация, инновации, инвестиции: материалы конф. Пермь, 2004. ИЯЬ: Шр://ш04.рйэ-регт. ru/Data2004/DConf04/DavidovaLN.htm (дата обращения: 08.09.2009).

2. Тарануха С. Н. Информационная система как инструмент реализации балльно-рейтинговой системы // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XIV Междунар. конф. — СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.