ление, 2007. - 336 с.
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 № 42 «О комплексной программе мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 20082011 годы».
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2008 № 1401 «О премии
Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера».
6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 № 152 «О мерах по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2009-2011 годах».
Л.Я. Ащепкова, К.И. Зимогляд, А.В. Поддубный
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Любая продукция или услуга есть результат определенного процесса. В соответствии со стандартом на системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000-2001, процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы [1]. Все процессы и их результаты подвержены вариабельности, и процесс обучения не исключение. В связи с этим, представляется исключительно важным поддерживать процесс в стабильном управляемом состоянии. Наиболее простым методом контроля за производственным процессом является оценка его выхода - соответствие произведенной продукции неким требованиям или допускам. Этот метод позволяет отделить «хорошие» изделия от «плохих», выявить и устранить несоответствия.
Современные методы оценки качества в большей степени направлены не на отбраковку несоответствующих изделий, а на получение надежной информации о качестве продукции или процесса, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Это достигается путем применения различных статистических методов [2].
Анализ литературы показывает, что оценка процесса обучения в современном вузе строится преимущественно на основе массовых проверок знаний, умений и навыков студентов с целью их ранжирования по
успеваемости и последующего применения репрессивных мер воздействия.
Уйти от устаревшей, неэффективной модели «отбраковки» неуспевающих студентов и перейти к процессному подходу управления качеством подготовки специалистов с использованием статистических методов анализа, позволяет рейтинговая технология.
Рейтинговые оценки определяются регулярно, и по своему смыслу являются обобщенными показателями качества обучения студентов. Они дают богатый материал для анализа качества обучения отдельных студентов, академических групп и для сравнения способности студентов усваивать учебный материал разных дисциплин.
Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов по дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение различных учебных работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок студента по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. При этом, для оценки каждого вида текущей работы могут использоваться различные типы шкал.
Группой специалистов Дальневосточного государственного университета, в состав которой вошли авторы настоящей статьи,
разработана уникальная рейтинговая технология, включающая в себя проектирование содержания учебной дисциплины, планирование видов учебной деятельности с учетом их веса, организацию рейтингового оценивания успеваемости студентов, сбор результатов учебной деятельности и вычисление рейтинговой оценки, использование текущих достижений студентов для анализа качества процесса обучения [3].
Предложенная рейтинговая технология использует понятие «идеальный студент». «Идеальный студент» - это модель студента, который осваивает учебный план во всей полноте. Сравнивая с его «достижениями» достижения настоящих студентов, появляется возможность оценить, насколько полно они усвоили содержание учебной дисциплины. Эта простая идея воплощена в формуле вычисления структурированной рейтинговой оценки:
k si
P(t) = if-n ,
i =1 St
где i - номер учитываемого в рейтинговой оценке вида учебной деятельности (i=1, 2,... k), k - число учитываемых видов учеб-
t
ной деятельности, s't = i Ot - сумма бал-
t=l
лов за учитываемые в рейтинге виды учебных достижений, полученные студентом в
t
ходе t проверок; S't = i 0™х - сумма бал-
t=i
лов студента, максимально активно работающего на всех занятиях и отлично выполняющего все учебные работы («идеального студента») за i-ый вид учебной деятельности, vi - весовой коэффициент, в процентном выражении, показывающий, какую долю в рейтинговой оценке «идеального студента» должен занимать i-ый вид учебной деятельности. Сумма весовых коэффициентов должна быть равна 100%, то есть требуется, чтобы удовлетворялось условие:
t n = 100%.
i=l
Относительная структурированная рейтинговая оценка, выражается в процентах и показывает, какую часть того объема учебного материала, который студент должен был усвоить за данный период, он действительно усвоил.
Последовательность значений относительной структурированной рейтинговой оценки студента в течение семестра показывает, насколько устойчиво и регулярно студент выполнял все виды учебных работ.
Относительная структурированная рейтинговая оценка может изменяться в течение семестра в интервале от 0 до 100%, и ее значения могут не только увеличиваться, но и уменьшаться.
Основным показателем работы студента в семестре является совокупная рейтинговая оценка, которая определяется по всему множеству дисциплин, изучаемых в семестре как средневзвешенная величина SP(t) рейтинговых оценок по дисциплинам. Например, если для т дисциплин подсчитаны относительные структурированные рейтинговые оценки Р, то совокупная рейтинговая оценка по этим дисциплинам вычисляется по формуле:
т
I -]Р]
SP = 11-,
т
I а1
1=1
где номер дисциплины, т - число дисциплин, Р, - рейтинговая оценка студента по 1-ой дисциплине, определенная к моменту расчета совокупной рейтинговой оценки, а, -весовой коэффициент дисциплины, который может быть установлен, исходя из таких ее характеристик, как число часов в учебном плане, число аудиторных занятий, сложность учебного материала, зачетные единицы (кредиты) и т.д.
Если рейтинговые оценки студента по всем дисциплинам к концу семестра достигнут максимально возможных величин 100%, то его совокупная рейтинговая оценка к концу этого же периода достигнет величины 100%. С другой стороны, тот, кто ничего не
делал для своего образования, будет иметь совокупную рейтинговую оценку, равную 0%. Таким образом, совокупная рейтинговая оценка SP студента, может, как и структурированная рейтинговая оценка, изменяться от 0 до 100%.
Вычисление относительных структурированных рейтинговых оценок, а также совокупных рейтинговых оценок выполняется автоматически посредством разработанной информационно-аналитической системы поддержки рейтинга WEBRATE ДВГУ [4]. Система WEBRATE ДВГУ представляет информацию о текущей успеваемости студентов по изучаемым дисциплинам, позволяет студентам скорректировать усилия для достижения наилучших результатов, преподавателям и сотрудникам деканата анализировать качество учебного процесса в течение
семестрового периода. Работать с системой WEBRATE ДВГУ можно с любого компьютера, подключенного к сети Интернет (интернет-адрес входной страницы системы: http: //imcs. dvgu. ru/rating/statsall.php).
Последовательность текущих рейтинговых оценок студента по дисциплине характеризует динамику качества усвоения им учебного материала, отражает его учебную дисциплину и устойчивость работы в семестре. На рис. 1 каждая кривая характеризует изменение рейтинговой оценки некоторого студента первого курса по дисциплине «Х» в течение первого семестра. Как видно, рейтинговая оценка уменьшается, когда студент не выполняет требования учебного плана, и растет, когда он ликвидирует «долги» или повышает свой уровень подготовки по дисциплине. Рейтинговая оценка «Идеального студента» всегда равна 100%.
100 —;
Последовательность контрольных мероприятий
Рис. 1. Динамика рейтинговых оценок студентов в группе по дисциплине «Х»
в течение первого семестра
Разнообразие форм кривых наглядно демонстрирует неоднородность группы студентов, только что поступивших в универси-
тет. По-видимому, это отражает их различный уровень базовой подготовки и разнообразие типов принятой «учебной политики».
Некоторые из них, стартуя с определенного рейтингового балла, удерживаются на этом уровне в течение всего семестра показывая стабильные результаты работы. Другие, не выдержав учебной нагрузки, или по иным причинам, ослабили подготовку по дисциплине и их рейтинговая оценка стремительно летит вниз. Ряд студентов включились в учебную работу только в середине семестра, однако сумели поднять свою рейтинговую оценку. Один студент группы так и не смог освоить содержание дисциплины.
Принимая во внимание неоднородность студенческой группы нами был использован
кластерный анализ оценки качества обучения студентов в группе. При этом, студент отображался точкой в п-мерном пространстве, а группа студентов - облаком точек в этом пространстве. В качестве расстояния между точками использовалась обычная, геометрическая мера длины - Евклидово расстояние. Тогда, точки, близко расположенные друг другу, отражают студентов, чьи траектории рейтинговых оценок близки. Применив к совокупности этих точек метод кластеризации построена дендрограмма, показывающая последовательно образуемые кластеры (рис. 2).
ш
о
О)
го о.
200
150
С_13 С_17 С_15 С_16 С_19 С_5 С_8 С_21 С_3 С_2 С_1 С 11 С 14 С 7 С 6 С 9 С 20 С 4 С 12 С 18 С 10
Коды студентов
К1
К2
Рис. 2. Дендрограмма классификации студентов группы по их рейтинговым оценкам по дисциплине «Х» в течение первого семестра
На дендрограмме четко выделяются два достаточно больших кластера с условным обозначением К1 и К2. При этом, кластер К1 образуют студенты, чьи результаты высшее среднего уровня (рейтинговые оценки в среднем находятся в интервале 60-90 баллов), а кластер К2 - студенты, с результатами ниже среднего уровня (рейтинговые оценки в среднем находятся в интервале 4060 баллов). При этом объемы кластеров также не одинаковы. Принимая во внимание,
что дисциплина «Х» является общеобразовательной, а студенты, только что поступившие в университет, изучали ее азы в общеобразовательной школе, можно говорить о том, что их разделение на две группы обусловлено уровнем школьной подготовки по дисциплине. Это, в свою очередь, позволяет говорить о целесообразности выстраивания процесса обучения одновременно по двум образовательным траекториям, чтобы к концу семестра подтянуть подготовку студен-
тов, входящих в кластер К2 до уровня студентов из кластера К1.
Образ учебной группы студентов определяется не только уровнем их подготовки. Немаловажную роль играет отношение студента к процессу обучения («учебная политика студента»). Выбранная учебная политика ведет к тем или иным рейтинговым результатам. Ниже приведена классификация студентов по характеру динамики рейтинговых оценок студентов. Для этого в качестве расстояния между точками х и у «-мерного пространства, взята величина р (х,у) = |1 -
гху\, в которой гху - коэффициент корреляции между х и у. Под точками п-мерного пространства понимаются наборы чисел х = (х1, х2.. ,хп) и у = (у1, у2.. .уп), равные рейтинговым оценкам двух студентов х и у, полученных ими после каждого из п контрольных мероприятий.
На рис. 3 показана дендрограмма кластеризации траекторий рейтинговых оценок студентов в группе по дисциплине «Х», с использованием меры расстояния р (х,у)= |1
- Гху\.
ГО
а. ф
ь
го
^ V
—
ф
^ -Л ф о.
а: о
ь
о го о.
2,0
1,5
1,0
0,5
0,0
С_19 С_9 С_20 С_16 С_21 С_3 С_5 С_15 С_11 С_18 С_1 С 10 С 12 С 8 С6 С 4 С 17 С7 С 13 С2 С 14
К1
Коды студентов К2
КЗ
Рис. 3. Дендрограмма классификации студентов группы по их рейтинговым оценкам в группе по дисциплине «Х» в течение первого семестра с использованием меры расстояния р(х,у) = |1 - гху|
На дендрограмме выделяются три кластера траекторий рейтинговых оценок. Траектории на рис. 4 соответствуют трем выделенным кластерам: первый - К1, второй -К2, третий - К3.
Жирные линии отображают средние для каждого из этих кластеров линии траекторий. В кластер К1 вошли 8 студентов группы. Их рейтинговые оценки на первом контрольном мероприятии были очень низки и
значительно варьировали в течении 5-6 недель. Стабилизация траекторий началась с 7-й недели. Студенты, входящие в кластер К2, тоже показали низкие результаты на первом этапе, затем их оценки немного подросли, и стабилизация произошла на 5-6 неделе семестра. В кластер КЗ попало 10 студентов учебной группы. Почти у всех из них рейтинговые оценки первоначально были довольно высоки и мало изменчивы.
V? 100
и я
я о
и о 1-
я
£
<ц а
<ц а
и
80
60
40
20
10 11
12 13 14 15
16
Номер контрольного мероприятия
ИТ
И
и Я о
1-
я
£
<ц
<ц а
и
80
60
40
20
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Номер контрольного мероприятия
Рис. 4. Траектории рейтинговых оценок студентов, входящих в кластеры К1, К2 и КЗ
Таким образом, классификация студентов по устойчивости динамических свойств их рейтинговых оценок, с использованием расстояния, основанного на коэффициенте корреляции траектории рейтинговых оценок, позволяет дать рекомендации преподавателям по корректировке учебных политик отдельных студентов, а также определить виды учебных мероприятий с учетом конкретных политик.
Вычисленные для всей последовательности рейтинговых оценок студента в течение семестра средняя величина и стандартное отклонение от средней дают наглядную характеристику устойчивости усилий студента в течение периода обучения. На рисунке 5 приведена дендрограмма классификации
студентов группы по средней рейтинговой оценке и стандартному отклонению этой оценки по дисциплине «Х» в течение первого семестра с использованием меры расстояния по Евклиду:
Р(XУ) = 4(Х1 -У:)2 + (х2 -У2)2
где и - средние арифметические оценки студентов х и у, соответственно, х2 и У2 - среднеквадратические отклонения оценок студентов х и У от средних арифметических оценок х1 и У1.
Каждому студенту учебной группы, обучающемуся по дисциплине «Х», поставили в соответствие два числа - среднюю рейтинговую оценку за семестр и стандартное отклонение этой оценки.
4,5 4,0 3,5 3,0
го ср
<и 2 5
ь 2,5
ш Ш
о
го >
<и г <и
а: о н о о го о.
2,0 1,5 1,0 0,5 0,0
С_14 С_17 С_19 С_5 С_20 С_21 С_3 С_12 С_13 С_16 С_1 С 15 С 7 С 9 С 4 С 8 С 10 С 18 С2 С 11 С6
К1
К3
К2
Коды студентов
Рис. 5. Дендрограмма классификации студентов группы по средней рейтинговой оценке и стандартному отклонению этой оценки по дисциплине «Х» в течение первого семестра с использованием меры расстояния по Евклиду
На дендрограмме можно выделить три кластера. Поскольку в данном случае объекты характеризуются лишь двумя показателями, то все облако точек, отображающее группу студентов, можно расположить на плоскости (рис. 6).
В кластер К1 входят 4 точки, студенты с
номерами 7,14,15,17. Второй кластер К2 образован 12 точками с номерами 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 12, 18, 19, 20, 21. Пять студентов с номерами 1, 6, 11, 13, 16 составили третий кластер КЗ.
Кластер К1 объединяет студентов с высокой средней рейтинговой оценкой при от-
носительно небольшом варьировании. В кластер К2 входят студенты с низкими оценками, характеризуемыми небольшой вариацией. У студентов из кластера КЗ высокая вариабельность рейтинговых оценок.
Таким образом, проведенный анализ позволил выделить в группе студентов три подгруппы: устойчиво сильных, устойчиво слабых и промежуточную подгруппу - неустойчиво обучающихся. Зная распределение студентов по устойчивости усилий к обучению, можно предложить ряд предупреждающих мероприятий учебного и воспита-
тельного характера, направленных на стабилизацию учебной работы в семестре каждого из студентов группы. Особого внимания заслуживают студенты кластера КЗ, очевидно имеющие, с одной стороны, высокие потенциальные возможности в изучении дисциплины, с другой - низкие навыки самоорганизации учебной деятельности. Правильно подобранная преподавателем образовательная траектория для этих студентов позволит стабилизировать их работу в течение семестра, повысить учебные достижения и тем самым вывести их из группы риска.
0 20 40 60 80 100
Средняя арифметическая рейтинговая оценка студента
Рис. 6. Структура группы студентов по средней рейтинговой оценке и стандартному отклонению этой оценки по дисциплине «Х» в течение первого семестра
Как известно формирование специалиста осуществляется в совместной деятельности, взаимодействии и общении человека с другими людьми. Основное звено такой социальной среды - учебная группа, которая сама по себе оказывает мощное воздействие на студента, в связи с чем результаты работы учебной группы могут служить индикатором качества процесса обучения, а анализ средних рейтинговых оценок и показателей вариабельности рейтинговых оценок студентов в группе позволит сформулировать управленческие решения, направленные на совершенствование учебной деятельности.
Динамика этих двух показателей в течение семестра отражает успешность овладения знаниями по дисциплине студентов учебной группы. Их отношение, коэффициент вариации, соединяет эти два параметра, проявляя их совместные особенности. При этом, когда среднее арифметическое и стандартное отклонение рейтинговой оценки студентов в группе стабилизируются, коэффициент вариации тоже уменьшает свою изменчивость во времени.
На рис. 7 показан пример динамики трех показателей описанных выше.
Как следует из рисунка, изменчивость
коэффициента вариации рейтинговых оценок студентов в учебной группе по дисциплине «Х» в первую неделю занятий составляла 77%. На второй недели изменчивость
уже была на уровне 66%, а по окончании третьей - 25% (и до конца семестра оставалась в интервале от 20% до 30%).
л
с о
с I
^ ф
^
о
>5 X
0 1 ю л ш о
ф |_
т I
^ 5
га н >5 ш
I ф о
ф н
^ О К ф 5 I I ф д ^
га ф н
ш I о
о О
|_ Ц
I ^
5 н
Н о
>5 ф ф 0 1
К н
К ср
I га
ч: д
Ф I
га
О н О
80
70
60
50
40
30
20
10
-I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-Г"
_„_ С________________
I ,1 -п
Средняя оценка —о Стандартное отклонение --о-- Коэффициент вариации
П.....1........1........1.......1........1........1.......1........ГГгТтТТ
Г.....П]........I........I.......I........I........I.......I........I........I.......I........I........I.......].....]
гтг!........I......рротжт
! V V !!!!!!!!!! Ч
. . . . ................
55
50
45
40 гЦ
5
га
35
30
20
15
га
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Номер контрольной точки
Рис. 7. Динамика статистических параметров рейтинговых оценок группы по дисциплине «Х» в течение первого семестра
Очевидно это явление обусловлено процессом прохождения студентами группы периода адаптации. Таким образом, коэффициент вариации позволяет выявить период адаптации студентов к новой дисциплине и указать на начало стабилизации процесса обучения (в нашем примере срок адаптации студентов группы составил 1 месяц). Зная содержание дисциплины в первом месяце семестра, виды запланированных учебных мероприятий и методы обучения, преподаватель может скорректировать учебный процесс с целью сокращения срока адаптации студентов и более ранней стабилизации учебного процесса по дисциплине.
Статистические методы позволяют также проанализировать адекватность применяемых преподавателем методов обучения и контролирующих мероприятий. На рис. 8 представлены графики, отражающие работу студентов и учебной группы в семестре.
Как видно, в течение почти всего семестра группа студентов работала успешно и статистические параметры, характеризующие ее, менялись незначительно. Однако в конце семестра преподаватель применил не используемые ранее контролирующие мероприятия, к которым студенты оказались не готовы в полной мере. Средняя величина рейтинговой оценки резко уменьшилась (справа верхняя кривая). При этом разница между рейтинговыми оценками студентов сократилась, что отразилось в уменьшении величины стандартного отклонения (справа нижняя кривая). Очевидно, не продуманные дидактические средства обучения и контроля могут привести к неопределенности в оценке истинных достижений студентов. В данной ситуации преподаватель должен проанализировать примененные контролирующие мероприятия, внести необходимые изменения в их содержание.
Таким образом, в результате проделан-
ной работы были опробованы и рекомендуются к использованию для анализа результатов рейтингового оценивания учебной группы студентов некоторые статистические методы.
Графики динамики текущих рейтинговых оценок позволяют наблюдать за особенностями учебной работы каждого студента в семестре. Средняя величина и стандартное
отклонение рейтинговых оценок студента для всей последовательности, характеризуют устойчивость усилий студента в течение семестра. Вычисление для каждой даты занятий средней величины рейтинговых оценок студентов и стандартного отклонения их рейтинговых оценок от средней, дают целостную характеристику устойчивости работы группы в семестре.
Рис 8. Динамика рейтинговых оценок студентов в группе (слева) и ее статистических параметров (справа) по дисциплине «У» в течение семестра
Примененный многомерный кластерный анализ позволяет классифицировать студентов в учебной группе по нескольким признакам: во-первых, разделить учебную группу студентов по уровню подготовки, во-вторых, по характеру траекторий динамики рейтинговых оценок, в-третьих, по устойчи-
вости рейтинговых оценок студентов в течение семестра.
Коэффициент вариации целесообразно использовать с целью выделения периодов первоначальной адаптации студентов и стабилизации процесса обучения по учебной дисциплине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. -26 с.
2. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001. М.: Стандар-тинформ, 2005. - 20 с.
3. Поддубный А.В., Ащепкова Л.Я., Панина И.К., Смышляев А.Б. Рейтинговая система
оценивания успеваемости студентов. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. - 108 с.
4. Смышляев А.Б., Поддубный А.В., Панина И.К., Ащепкова Л.Я., Мелехин С.П. Информационно-аналитическая система контроля успеваемости студентов «WEBRATE ДВГУ». Свидетельство о регистрации в Реестре программ для ЭВМ Российского агентства по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ) № 2004612031 от 03.09.04.