Научная статья на тему 'Управление процессом обучения студентов в вузе на основе методов статистического анализа'

Управление процессом обучения студентов в вузе на основе методов статистического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ащепкова Лариса Яковлевна, Зимогляд Карина Ильсуновна, Поддубный Андрей Владимирович

Оценка качества процесса обучения в современном вузе строится преимущественно на основе массовых проверок знаний, умений и навыков студентов с целью их ранжирования по успеваемости. Уйти от устаревшей, неэффективной модели «отбраковки» неуспевающих студентов и перейти к процессному подходу управления качеством подготовки специалистов позволяют рейтинговая технология оценивания деятельности студентов и статистические методы анализа ее результатов, предлагаемые авторами статьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ащепкова Лариса Яковлевна, Зимогляд Карина Ильсуновна, Поддубный Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality evaluation of teaching process in modem graduation school is implemented mainly on the basis of mass examinations of students' skills and knowledge for the purpose of ranging them on their academic performance. Using rating evaluation and methods of statistical analysis of students' activity, allow the authors to replace outdated and inefficient model of «rejection» of poor students with new processing approach to the quality management of teaching process

Текст научной работы на тему «Управление процессом обучения студентов в вузе на основе методов статистического анализа»

ление, 2007. - 336 с.

4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 № 42 «О комплексной программе мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 20082011 годы».

5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2008 № 1401 «О премии

Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера».

6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 № 152 «О мерах по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2009-2011 годах».

Л.Я. Ащепкова, К.И. Зимогляд, А.В. Поддубный

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Любая продукция или услуга есть результат определенного процесса. В соответствии со стандартом на системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000-2001, процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы [1]. Все процессы и их результаты подвержены вариабельности, и процесс обучения не исключение. В связи с этим, представляется исключительно важным поддерживать процесс в стабильном управляемом состоянии. Наиболее простым методом контроля за производственным процессом является оценка его выхода - соответствие произведенной продукции неким требованиям или допускам. Этот метод позволяет отделить «хорошие» изделия от «плохих», выявить и устранить несоответствия.

Современные методы оценки качества в большей степени направлены не на отбраковку несоответствующих изделий, а на получение надежной информации о качестве продукции или процесса, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Это достигается путем применения различных статистических методов [2].

Анализ литературы показывает, что оценка процесса обучения в современном вузе строится преимущественно на основе массовых проверок знаний, умений и навыков студентов с целью их ранжирования по

успеваемости и последующего применения репрессивных мер воздействия.

Уйти от устаревшей, неэффективной модели «отбраковки» неуспевающих студентов и перейти к процессному подходу управления качеством подготовки специалистов с использованием статистических методов анализа, позволяет рейтинговая технология.

Рейтинговые оценки определяются регулярно, и по своему смыслу являются обобщенными показателями качества обучения студентов. Они дают богатый материал для анализа качества обучения отдельных студентов, академических групп и для сравнения способности студентов усваивать учебный материал разных дисциплин.

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов по дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение различных учебных работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок студента по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. При этом, для оценки каждого вида текущей работы могут использоваться различные типы шкал.

Группой специалистов Дальневосточного государственного университета, в состав которой вошли авторы настоящей статьи,

разработана уникальная рейтинговая технология, включающая в себя проектирование содержания учебной дисциплины, планирование видов учебной деятельности с учетом их веса, организацию рейтингового оценивания успеваемости студентов, сбор результатов учебной деятельности и вычисление рейтинговой оценки, использование текущих достижений студентов для анализа качества процесса обучения [3].

Предложенная рейтинговая технология использует понятие «идеальный студент». «Идеальный студент» - это модель студента, который осваивает учебный план во всей полноте. Сравнивая с его «достижениями» достижения настоящих студентов, появляется возможность оценить, насколько полно они усвоили содержание учебной дисциплины. Эта простая идея воплощена в формуле вычисления структурированной рейтинговой оценки:

k si

P(t) = if-n ,

i =1 St

где i - номер учитываемого в рейтинговой оценке вида учебной деятельности (i=1, 2,... k), k - число учитываемых видов учеб-

t

ной деятельности, s't = i Ot - сумма бал-

t=l

лов за учитываемые в рейтинге виды учебных достижений, полученные студентом в

t

ходе t проверок; S't = i 0™х - сумма бал-

t=i

лов студента, максимально активно работающего на всех занятиях и отлично выполняющего все учебные работы («идеального студента») за i-ый вид учебной деятельности, vi - весовой коэффициент, в процентном выражении, показывающий, какую долю в рейтинговой оценке «идеального студента» должен занимать i-ый вид учебной деятельности. Сумма весовых коэффициентов должна быть равна 100%, то есть требуется, чтобы удовлетворялось условие:

t n = 100%.

i=l

Относительная структурированная рейтинговая оценка, выражается в процентах и показывает, какую часть того объема учебного материала, который студент должен был усвоить за данный период, он действительно усвоил.

Последовательность значений относительной структурированной рейтинговой оценки студента в течение семестра показывает, насколько устойчиво и регулярно студент выполнял все виды учебных работ.

Относительная структурированная рейтинговая оценка может изменяться в течение семестра в интервале от 0 до 100%, и ее значения могут не только увеличиваться, но и уменьшаться.

Основным показателем работы студента в семестре является совокупная рейтинговая оценка, которая определяется по всему множеству дисциплин, изучаемых в семестре как средневзвешенная величина SP(t) рейтинговых оценок по дисциплинам. Например, если для т дисциплин подсчитаны относительные структурированные рейтинговые оценки Р, то совокупная рейтинговая оценка по этим дисциплинам вычисляется по формуле:

т

I -]Р]

SP = 11-,

т

I а1

1=1

где номер дисциплины, т - число дисциплин, Р, - рейтинговая оценка студента по 1-ой дисциплине, определенная к моменту расчета совокупной рейтинговой оценки, а, -весовой коэффициент дисциплины, который может быть установлен, исходя из таких ее характеристик, как число часов в учебном плане, число аудиторных занятий, сложность учебного материала, зачетные единицы (кредиты) и т.д.

Если рейтинговые оценки студента по всем дисциплинам к концу семестра достигнут максимально возможных величин 100%, то его совокупная рейтинговая оценка к концу этого же периода достигнет величины 100%. С другой стороны, тот, кто ничего не

делал для своего образования, будет иметь совокупную рейтинговую оценку, равную 0%. Таким образом, совокупная рейтинговая оценка SP студента, может, как и структурированная рейтинговая оценка, изменяться от 0 до 100%.

Вычисление относительных структурированных рейтинговых оценок, а также совокупных рейтинговых оценок выполняется автоматически посредством разработанной информационно-аналитической системы поддержки рейтинга WEBRATE ДВГУ [4]. Система WEBRATE ДВГУ представляет информацию о текущей успеваемости студентов по изучаемым дисциплинам, позволяет студентам скорректировать усилия для достижения наилучших результатов, преподавателям и сотрудникам деканата анализировать качество учебного процесса в течение

семестрового периода. Работать с системой WEBRATE ДВГУ можно с любого компьютера, подключенного к сети Интернет (интернет-адрес входной страницы системы: http: //imcs. dvgu. ru/rating/statsall.php).

Последовательность текущих рейтинговых оценок студента по дисциплине характеризует динамику качества усвоения им учебного материала, отражает его учебную дисциплину и устойчивость работы в семестре. На рис. 1 каждая кривая характеризует изменение рейтинговой оценки некоторого студента первого курса по дисциплине «Х» в течение первого семестра. Как видно, рейтинговая оценка уменьшается, когда студент не выполняет требования учебного плана, и растет, когда он ликвидирует «долги» или повышает свой уровень подготовки по дисциплине. Рейтинговая оценка «Идеального студента» всегда равна 100%.

100 —;

Последовательность контрольных мероприятий

Рис. 1. Динамика рейтинговых оценок студентов в группе по дисциплине «Х»

в течение первого семестра

Разнообразие форм кривых наглядно демонстрирует неоднородность группы студентов, только что поступивших в универси-

тет. По-видимому, это отражает их различный уровень базовой подготовки и разнообразие типов принятой «учебной политики».

Некоторые из них, стартуя с определенного рейтингового балла, удерживаются на этом уровне в течение всего семестра показывая стабильные результаты работы. Другие, не выдержав учебной нагрузки, или по иным причинам, ослабили подготовку по дисциплине и их рейтинговая оценка стремительно летит вниз. Ряд студентов включились в учебную работу только в середине семестра, однако сумели поднять свою рейтинговую оценку. Один студент группы так и не смог освоить содержание дисциплины.

Принимая во внимание неоднородность студенческой группы нами был использован

кластерный анализ оценки качества обучения студентов в группе. При этом, студент отображался точкой в п-мерном пространстве, а группа студентов - облаком точек в этом пространстве. В качестве расстояния между точками использовалась обычная, геометрическая мера длины - Евклидово расстояние. Тогда, точки, близко расположенные друг другу, отражают студентов, чьи траектории рейтинговых оценок близки. Применив к совокупности этих точек метод кластеризации построена дендрограмма, показывающая последовательно образуемые кластеры (рис. 2).

ш

о

О)

го о.

200

150

С_13 С_17 С_15 С_16 С_19 С_5 С_8 С_21 С_3 С_2 С_1 С 11 С 14 С 7 С 6 С 9 С 20 С 4 С 12 С 18 С 10

Коды студентов

К1

К2

Рис. 2. Дендрограмма классификации студентов группы по их рейтинговым оценкам по дисциплине «Х» в течение первого семестра

На дендрограмме четко выделяются два достаточно больших кластера с условным обозначением К1 и К2. При этом, кластер К1 образуют студенты, чьи результаты высшее среднего уровня (рейтинговые оценки в среднем находятся в интервале 60-90 баллов), а кластер К2 - студенты, с результатами ниже среднего уровня (рейтинговые оценки в среднем находятся в интервале 4060 баллов). При этом объемы кластеров также не одинаковы. Принимая во внимание,

что дисциплина «Х» является общеобразовательной, а студенты, только что поступившие в университет, изучали ее азы в общеобразовательной школе, можно говорить о том, что их разделение на две группы обусловлено уровнем школьной подготовки по дисциплине. Это, в свою очередь, позволяет говорить о целесообразности выстраивания процесса обучения одновременно по двум образовательным траекториям, чтобы к концу семестра подтянуть подготовку студен-

тов, входящих в кластер К2 до уровня студентов из кластера К1.

Образ учебной группы студентов определяется не только уровнем их подготовки. Немаловажную роль играет отношение студента к процессу обучения («учебная политика студента»). Выбранная учебная политика ведет к тем или иным рейтинговым результатам. Ниже приведена классификация студентов по характеру динамики рейтинговых оценок студентов. Для этого в качестве расстояния между точками х и у «-мерного пространства, взята величина р (х,у) = |1 -

гху\, в которой гху - коэффициент корреляции между х и у. Под точками п-мерного пространства понимаются наборы чисел х = (х1, х2.. ,хп) и у = (у1, у2.. .уп), равные рейтинговым оценкам двух студентов х и у, полученных ими после каждого из п контрольных мероприятий.

На рис. 3 показана дендрограмма кластеризации траекторий рейтинговых оценок студентов в группе по дисциплине «Х», с использованием меры расстояния р (х,у)= |1

- Гху\.

ГО

а. ф

ь

го

^ V

ф

^ -Л ф о.

а: о

ь

о го о.

2,0

1,5

1,0

0,5

0,0

С_19 С_9 С_20 С_16 С_21 С_3 С_5 С_15 С_11 С_18 С_1 С 10 С 12 С 8 С6 С 4 С 17 С7 С 13 С2 С 14

К1

Коды студентов К2

КЗ

Рис. 3. Дендрограмма классификации студентов группы по их рейтинговым оценкам в группе по дисциплине «Х» в течение первого семестра с использованием меры расстояния р(х,у) = |1 - гху|

На дендрограмме выделяются три кластера траекторий рейтинговых оценок. Траектории на рис. 4 соответствуют трем выделенным кластерам: первый - К1, второй -К2, третий - К3.

Жирные линии отображают средние для каждого из этих кластеров линии траекторий. В кластер К1 вошли 8 студентов группы. Их рейтинговые оценки на первом контрольном мероприятии были очень низки и

значительно варьировали в течении 5-6 недель. Стабилизация траекторий началась с 7-й недели. Студенты, входящие в кластер К2, тоже показали низкие результаты на первом этапе, затем их оценки немного подросли, и стабилизация произошла на 5-6 неделе семестра. В кластер КЗ попало 10 студентов учебной группы. Почти у всех из них рейтинговые оценки первоначально были довольно высоки и мало изменчивы.

V? 100

и я

я о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и о 1-

я

£

<ц а

<ц а

и

80

60

40

20

10 11

12 13 14 15

16

Номер контрольного мероприятия

ИТ

И

и Я о

1-

я

£

<ц а

и

80

60

40

20

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Номер контрольного мероприятия

Рис. 4. Траектории рейтинговых оценок студентов, входящих в кластеры К1, К2 и КЗ

Таким образом, классификация студентов по устойчивости динамических свойств их рейтинговых оценок, с использованием расстояния, основанного на коэффициенте корреляции траектории рейтинговых оценок, позволяет дать рекомендации преподавателям по корректировке учебных политик отдельных студентов, а также определить виды учебных мероприятий с учетом конкретных политик.

Вычисленные для всей последовательности рейтинговых оценок студента в течение семестра средняя величина и стандартное отклонение от средней дают наглядную характеристику устойчивости усилий студента в течение периода обучения. На рисунке 5 приведена дендрограмма классификации

студентов группы по средней рейтинговой оценке и стандартному отклонению этой оценки по дисциплине «Х» в течение первого семестра с использованием меры расстояния по Евклиду:

Р(XУ) = 4(Х1 -У:)2 + (х2 -У2)2

где и - средние арифметические оценки студентов х и у, соответственно, х2 и У2 - среднеквадратические отклонения оценок студентов х и У от средних арифметических оценок х1 и У1.

Каждому студенту учебной группы, обучающемуся по дисциплине «Х», поставили в соответствие два числа - среднюю рейтинговую оценку за семестр и стандартное отклонение этой оценки.

4,5 4,0 3,5 3,0

го ср

<и 2 5

ь 2,5

ш Ш

о

го >

<и г <и

а: о н о о го о.

2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

С_14 С_17 С_19 С_5 С_20 С_21 С_3 С_12 С_13 С_16 С_1 С 15 С 7 С 9 С 4 С 8 С 10 С 18 С2 С 11 С6

К1

К3

К2

Коды студентов

Рис. 5. Дендрограмма классификации студентов группы по средней рейтинговой оценке и стандартному отклонению этой оценки по дисциплине «Х» в течение первого семестра с использованием меры расстояния по Евклиду

На дендрограмме можно выделить три кластера. Поскольку в данном случае объекты характеризуются лишь двумя показателями, то все облако точек, отображающее группу студентов, можно расположить на плоскости (рис. 6).

В кластер К1 входят 4 точки, студенты с

номерами 7,14,15,17. Второй кластер К2 образован 12 точками с номерами 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 12, 18, 19, 20, 21. Пять студентов с номерами 1, 6, 11, 13, 16 составили третий кластер КЗ.

Кластер К1 объединяет студентов с высокой средней рейтинговой оценкой при от-

носительно небольшом варьировании. В кластер К2 входят студенты с низкими оценками, характеризуемыми небольшой вариацией. У студентов из кластера КЗ высокая вариабельность рейтинговых оценок.

Таким образом, проведенный анализ позволил выделить в группе студентов три подгруппы: устойчиво сильных, устойчиво слабых и промежуточную подгруппу - неустойчиво обучающихся. Зная распределение студентов по устойчивости усилий к обучению, можно предложить ряд предупреждающих мероприятий учебного и воспита-

тельного характера, направленных на стабилизацию учебной работы в семестре каждого из студентов группы. Особого внимания заслуживают студенты кластера КЗ, очевидно имеющие, с одной стороны, высокие потенциальные возможности в изучении дисциплины, с другой - низкие навыки самоорганизации учебной деятельности. Правильно подобранная преподавателем образовательная траектория для этих студентов позволит стабилизировать их работу в течение семестра, повысить учебные достижения и тем самым вывести их из группы риска.

0 20 40 60 80 100

Средняя арифметическая рейтинговая оценка студента

Рис. 6. Структура группы студентов по средней рейтинговой оценке и стандартному отклонению этой оценки по дисциплине «Х» в течение первого семестра

Как известно формирование специалиста осуществляется в совместной деятельности, взаимодействии и общении человека с другими людьми. Основное звено такой социальной среды - учебная группа, которая сама по себе оказывает мощное воздействие на студента, в связи с чем результаты работы учебной группы могут служить индикатором качества процесса обучения, а анализ средних рейтинговых оценок и показателей вариабельности рейтинговых оценок студентов в группе позволит сформулировать управленческие решения, направленные на совершенствование учебной деятельности.

Динамика этих двух показателей в течение семестра отражает успешность овладения знаниями по дисциплине студентов учебной группы. Их отношение, коэффициент вариации, соединяет эти два параметра, проявляя их совместные особенности. При этом, когда среднее арифметическое и стандартное отклонение рейтинговой оценки студентов в группе стабилизируются, коэффициент вариации тоже уменьшает свою изменчивость во времени.

На рис. 7 показан пример динамики трех показателей описанных выше.

Как следует из рисунка, изменчивость

коэффициента вариации рейтинговых оценок студентов в учебной группе по дисциплине «Х» в первую неделю занятий составляла 77%. На второй недели изменчивость

уже была на уровне 66%, а по окончании третьей - 25% (и до конца семестра оставалась в интервале от 20% до 30%).

л

с о

с I

^ ф

^

о

>5 X

0 1 ю л ш о

ф |_

т I

^ 5

га н >5 ш

I ф о

ф н

^ О К ф 5 I I ф д ^

га ф н

ш I о

о О

|_ Ц

I ^

5 н

Н о

>5 ф ф 0 1

К н

К ср

I га

ч: д

Ф I

га

О н О

80

70

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

40

30

20

10

-I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-Г"

_„_ С________________

I ,1 -п

Средняя оценка —о Стандартное отклонение --о-- Коэффициент вариации

П.....1........1........1.......1........1........1.......1........ГГгТтТТ

Г.....П]........I........I.......I........I........I.......I........I........I.......I........I........I.......].....]

гтг!........I......рротжт

! V V !!!!!!!!!! Ч

. . . . ................

55

50

45

40 гЦ

5

га

35

30

20

15

га

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Номер контрольной точки

Рис. 7. Динамика статистических параметров рейтинговых оценок группы по дисциплине «Х» в течение первого семестра

Очевидно это явление обусловлено процессом прохождения студентами группы периода адаптации. Таким образом, коэффициент вариации позволяет выявить период адаптации студентов к новой дисциплине и указать на начало стабилизации процесса обучения (в нашем примере срок адаптации студентов группы составил 1 месяц). Зная содержание дисциплины в первом месяце семестра, виды запланированных учебных мероприятий и методы обучения, преподаватель может скорректировать учебный процесс с целью сокращения срока адаптации студентов и более ранней стабилизации учебного процесса по дисциплине.

Статистические методы позволяют также проанализировать адекватность применяемых преподавателем методов обучения и контролирующих мероприятий. На рис. 8 представлены графики, отражающие работу студентов и учебной группы в семестре.

Как видно, в течение почти всего семестра группа студентов работала успешно и статистические параметры, характеризующие ее, менялись незначительно. Однако в конце семестра преподаватель применил не используемые ранее контролирующие мероприятия, к которым студенты оказались не готовы в полной мере. Средняя величина рейтинговой оценки резко уменьшилась (справа верхняя кривая). При этом разница между рейтинговыми оценками студентов сократилась, что отразилось в уменьшении величины стандартного отклонения (справа нижняя кривая). Очевидно, не продуманные дидактические средства обучения и контроля могут привести к неопределенности в оценке истинных достижений студентов. В данной ситуации преподаватель должен проанализировать примененные контролирующие мероприятия, внести необходимые изменения в их содержание.

Таким образом, в результате проделан-

ной работы были опробованы и рекомендуются к использованию для анализа результатов рейтингового оценивания учебной группы студентов некоторые статистические методы.

Графики динамики текущих рейтинговых оценок позволяют наблюдать за особенностями учебной работы каждого студента в семестре. Средняя величина и стандартное

отклонение рейтинговых оценок студента для всей последовательности, характеризуют устойчивость усилий студента в течение семестра. Вычисление для каждой даты занятий средней величины рейтинговых оценок студентов и стандартного отклонения их рейтинговых оценок от средней, дают целостную характеристику устойчивости работы группы в семестре.

Рис 8. Динамика рейтинговых оценок студентов в группе (слева) и ее статистических параметров (справа) по дисциплине «У» в течение семестра

Примененный многомерный кластерный анализ позволяет классифицировать студентов в учебной группе по нескольким признакам: во-первых, разделить учебную группу студентов по уровню подготовки, во-вторых, по характеру траекторий динамики рейтинговых оценок, в-третьих, по устойчи-

вости рейтинговых оценок студентов в течение семестра.

Коэффициент вариации целесообразно использовать с целью выделения периодов первоначальной адаптации студентов и стабилизации процесса обучения по учебной дисциплине.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. -26 с.

2. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001. М.: Стандар-тинформ, 2005. - 20 с.

3. Поддубный А.В., Ащепкова Л.Я., Панина И.К., Смышляев А.Б. Рейтинговая система

оценивания успеваемости студентов. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. - 108 с.

4. Смышляев А.Б., Поддубный А.В., Панина И.К., Ащепкова Л.Я., Мелехин С.П. Информационно-аналитическая система контроля успеваемости студентов «WEBRATE ДВГУ». Свидетельство о регистрации в Реестре программ для ЭВМ Российского агентства по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ) № 2004612031 от 03.09.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.