Научная статья на тему 'Информационная война: правда и ложь в журналистике'

Информационная война: правда и ложь в журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3540
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / INFORMATION WARFARE / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / ПОЛИТИКА / POLITICS / МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ELECTRONIC AND PRINT MEDIA / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / LIBERAL VALUES / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / MEDIA AND COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Славина Валентина Александровна

Статья посвящена проблеме информационных войн, теоретическому обоснованию этого явления. Автор проводит сравнительно-типологический анализ информационной войны периода Великой Отечественной, показывает на конкретных примерах, что представляла собой немецкая пропаганда, как работали журналисты военного времени (И. Эренбург, К. Симонов и др.) и как ведутся информационные войны сегодня. Известно, что основой информационной войны являются реальные социально-политические конфликты, которые отражаются в средствах массовой информации, принадлежащих конфликтующим сторонам. Роль журналистики в таких условиях резко возрастает. Со всей очевидностью это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Информация со стороны Германии была пропагандой, направленной на моральное разложение советских людей, психологическим воздействием на массовое сознание. Борьба идей и идеологий в мире никогда не прекращается, и современная ситуация является подтверждением этого. Сегодня идет настоящая идейно-информационная война, включающая в себя тотальную пропаганду, дезинформацию, искажение и подмену фактов, на основе которых происходит манипуляция сознанием миллионов людей. В условиях информационной войны необходимо уметь выразить объективную позицию, которая может быть сформирована в результате осмысления и правдивого отражения жизненно важных интересов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information War: Truth and Lie in Journalism (Experience of Typological Research)

The article refers to information warfare, provides a theoretical basis for this phenomenon. The author carries out comparative-typological analysis of information warfare during the Great Patriotic War and the current events, shows specific examples of what German propaganda was, journalists working in time of war (Ehrenburg, Konstantin Simonov), in what way information wars are made nowadays. We know that the bases of the information warfare are the real social and political conflicts that are reflected in the media belonging to the conflicting parties. Within this framework the role of journalism is increasing dramatically. This was manifested clearly in the Great Patriotic War. The aim of German propaganda was the moral decay of the Soviet people, the psychological impact on the public consciousness. The struggle of ideas and ideologies in the world never stops, and the present situation is a confirmation of this. Today there is a real ideological and information war, which includes the total propaganda, disinformation, distortion and substitution of facts based on which there is a manipulation of the consciousness of millions of people. In the context of information warfare it’s necessary to express an objective position, which can be formed as a result of understanding and truthful reflection of the vital interests of society

Текст научной работы на тему «Информационная война: правда и ложь в журналистике»

УДК 002 ББК 76.0

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА: ПРАВДА И ЛОЖЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ (опыт типологического исследования)

В.А. Славина

Аннотация. Статья посвящена проблеме информационных войн, теоретическому обоснованию этого явления. Автор проводит сравнительно-типологический анализ информационной войны периода Великой Отечественной, показывает на конкретных примерах, что представляла собой немецкая пропаганда, как работали журналисты военного времени (И. Эренбург, К. Симонов и др.) и как ведутся информационные войны сегодня. Известно, что основой информационной войны являются реальные социально-политические конфликты, которые отражаются в средствах массовой информации, принадлежащих конфликтующим сторонам. Роль журналистики в таких условиях резко возрастает. Со всей очевидностью это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Информация со стороны Германии была пропагандой, направленной на моральное разложение советских людей, психологическим воздействием на массовое сознание. Борьба идей и идеологий в мире никогда не прекращается, и современная ситуация является подтверждением этого. Сегодня идет настоящая идейно-информационная война, включающая в себя тотальную пропаганду, дезинформацию, искажение и подмену фактов, на основе которых происходит манипуляция сознанием миллионов людей. В условиях информационной войны необходимо уметь выразить объективную позицию, которая может быть сформирована в результате осмысления и правдивого отражения жизненно важных интересов общества.

383

Ключевые слова: информационная война, пропаганда, журналистика, политика, массовая информация и коммуникация, электронные и печатные СМИ, гражданская война, либеральные ценности, патриотизм.

information WAR: TRUTH AND LIE IN JoURNALIsM

(Experience of Typological Research) I V.A. Slavina

Abstract. The article refers to information warfare, provides a theoretical basis for this phenomenon. The author carries out comparative-typological analysis of information warfare during the Great Patriotic War and the current events, shows specific examples of what German propaganda was, journalists working in time of war (Ehrenburg, Konstantin Simonov), in what way information wars are made nowadays.

We know that the bases of the information warfare are the real social and political conflicts that are reflected in the media belonging to the conflicting parties. Within this framework the role of journalism is increasing dramatically. This was manifested clearly in the Great Patriotic War. The aim of German propaganda was the moral decay of the Soviet people, the psychological impact on the public consciousness. The struggle of ideas and ideologies in the world never stops, and the present situation is a confirmation of this. Today there is a real ideological and information war, which includes the total propaganda, disinformation, distortion and substitution of facts based on which there is a manipulation of the consciousness of millions of people. In the context of information warfare it's necessary to express an objective position, which can be formed as a result of understanding and truthful reflection of the vital interests of society.

384

Keywords: information warfare, propaganda, journalism, politics, media and communications, electronic and print media, the civil war, liberal values, patriotism.

Роль журналистики резко возрастает в сложные периоды жизни общества. Это, как правило, связано с появлением и решением острых и противоречивых проблем, которые приходится освещать журналистам во внутренней и внешней политике страны. Наглядным примером может служить освещение журналистами различных протестных движений, острых межэтнических конфликтов, войн. С началом Великой Отечественной войны стало очевидным, что информация имеет чрезвычайно большое значение. Информация со стороны Германии

была чистой пропагандой, психологическим воздействием на массовое сознание. В фильме Оливера Стоуна «Нерассказанная история США» приводятся слова Вольтера: «кто может заставить вас верить в абсурдные вещи, тот может заставить вас совершать зверства». По-разному передают и высказывания Геббельса (министра информации Германии военного времени). Смысл этого в следующем: ложь, повторенная много раз, становится правдой. Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда не гнушалась ничем (достаточно по-

смотреть расистские, националистические листовки того времени), нужно было здесь и сейчас работать на разложение морального состояния советских людей. В министерстве пропаганды Германии к сорок первому году было задействовано около двух тысяч человек, собрано шесть взводов военных корреспондентов. «Вступая в войну против СССР, Гитлер заявлял, что это будет беспощадная борьба идеологий и расовых различий, что она будет вестись с беспрецедентной жестокостью». [1, с. 135]. Уже в начале войны на захваченных фашистами территориях издаются газеты «Орловские известия» (позднее «Речь»), «Смоленский вестник», «Белорусская газета» и др., которые становятся важнейшим средством немецкой пропаганды и агитации. Газета «Речь» — многотиражная оккупационная газета на русском языке — выходит уже с осени 1941 г., адресуется населению освобожденных областей. Возглавляет газету некий Михаил Ильин (псевдоним Октан). На первых полосах он публикует информацию, речи фюрера, а на остальных — антисоветские материалы, карикатуры на Сталина. Он всячески «оберегал» советских людей от иной информации. По свидетельству сотрудников орловского краеведческого музея, он даже потребовал убрать из публичной библиотеки «Войну и мир», чтобы «ассоциации с 1812 годом не подрывали мораль населения». Кроме того, на занятых немцами территориях идут постоянные пропагандистские радиопередачи, где нагнетается информация о гибели Советов. В газетах и радиопередачах распространялась ложь о том, что в войне повинна не Германия, а Советское государство. В редакции газеты «Педагогический университет» мы про-

водили «Круглый стол» с ветеранами войны, и они рассказывали, как была вброшена информация о бегстве советского правительства и Сталина. И это, к сожалению, часто срабатывало. В некоторых районах столицы была паника, на что и рассчитывали враги.

В таких условиях требовалась «перестройка всей советской журналистики, укрепление ее кадров самыми квалифицированными работниками» [там же, с. 136]. С началом войны были закрыты многие газеты, в том числе большинство многотиражных газет. Это связано с тем, что нужно было усиливать издание газет непосредственно в войсках, что и было к 1942 г. решено. Но самое главное, что было предпринято впервые в истории отечественных СМИ, — это направление на фронт писателей. А. Твардовский, И. Эренбург, А. Толстой, К. Симонов, Б. Горбатов,

A. Сурков, В. Гроссман, А. Платонов и многие другие публиковались в разных газетах. В «Правде» вышли известные произведения М. Шолохова «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину». В «Правде» с начала войны были представлены стихи Анны Ахма- 385 товой «Клятва» (1941), «Памяти Вали»

и «Мужество» (1942). Она писала:

И та, что сегодня прощается

с милым, —

Пусть боль свою в силу она

переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся

могилам,

Что нас покориться никто

не заставит.

В «Красной звезде» печатались

B. Гроссман, К. Симонов, А. Платонов, А. Толстой и др. Известный писатель и публицист И. Эренбург печатал свои статьи в «Правде», «Известиях», «Ком-

ВЕК

сомольской правде», «Красной звезде», во фронтовой печати. С самых первых дней Второй мировой войны Эренбург (26 июня 1941 г. появилась его первая статья «Гитлеровская орда») активно выступает против фашизма, пишет статьи о страшных античеловеческих преступлениях. Эренбург смотрит на войну как очевидец. Главным для писателя было — «дать оружие бойцу, вдохновить его на подвиг, разоблачить низкую сущность фашизма [2, с. 691]. «В этот суровый час Красная Армия защищает нашу родину. Если немцы победят, не быть России. Они не могут победить. Велика наша страна. Еще необъятней наше сердце. Оно многое вмещает. Оно пережило столько горя, столько радости, русское сердце! Мы выстоим: мы крепче сердцем. Мы знаем, за что воюем: за право дышать. Мы знаем, за что терпим: за наших детей. Мы знаем, за что стоим: за Россию, за родину» [там же, с. 507]. Своими статьями Эренбург старался вселить в людей оптимизм, уверенность в победе. «На войне нам откры-___ лась история, ожили страницы книг». иОО «Можно выбрать друга. Можно выбрать жену. Мать не выбирают. Мать одна. Ее любят, потому что она — мать. Под Сталинградом мы защищаем нашу мать, Россию» [там же, с. 559]. В статье «Наступление продолжается» Эренбург пишет: «Каждый вечер, когда радио передает „В последний час", мы как бы слышим смутный гул шагов. Это идет Красная Армия. Это идет История» [там же, с. 569]. Статьи Эренбурга, как и очерки другого писателя К. Симонова, — это не только высокая журналистика, но сама история, которая и сегодня продолжает будоражить человеческую память. Говоря о творчестве Симонова-журналиста, не-

обходимо отметить, что, в отличие от других писателей, он был профессиональным военным корреспондентом. Еще до войны он окончил курсы военных корреспондентов при академии Фрунзе, потом при военно-политической академии. Его очерки отличает не просто рассказ о событии, а повествование непосредственного участника событий. Об этом в своих мемуарах об очерке «Трое суток», где главный герой — танкист, пишет редактор «Красной звезды» и сам замечательный журналист Д. Ортенберг: «Написано все это с такими подробностями, что невольно создается впечатление: в одном из танков был и сам Симонов». Симонов потом комментировал, что в танке не был, но влезть в его — танкиста — шкуру старался. Особенно потрясают очерки Симонова, посвященные Сталинграду. «Осаждающие стараются сделать из этого города ад. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головой и земля содрогается под ногами. Да, здесь трудно жить, больше того: здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаясь, — так жить здесь можно, так жить здесь нужно, и так жить мы будем, отстаивая этот город среди огня, дыма и крови» [3].

Люди, которых описывает Симонов, не считают себя героями, они делают свое дело. И, конечно, боятся, и хотят жить, и 20-летняя украинка Виктория, и Петр Болото, но другого для себя выхода не мыслят. Они видят, что сотворил с городом и людьми враг. «После Сталинграда мы его не пощадим», — так заканчивает свой очерк Симонов.

Журналисты всех газет писали о жертвенном народном подвиге. «Московская правда», которая во время войны называлась «Московский

большевик», выпускала специальные листовки — «Московские известия», которые распространялись в подмосковных районах, оккупированных фашистами. «На восьмушке газетного листа, с обязательной красной полосой, чтобы разбросанные листки было легче заметить, редакция размещала до пятнадцати заметок. В каждом номере печатались обращения к читателям: „Советские граждане! Прочитав эту листовку, передавайте ее вашим соседям, родным, друзьям. Все должны знать правду о Москве"» [4, с. 21].

Информационная война, а именно это происходило в трудные для страны 1940-е гг., столкнула две противоположные стороны, два полюса. И советские газеты подчас давали дозированную информацию, особенно в начале, в моменты отступления нашей армии. Но задачи были разные: немцам нужно было подавить людей, вселить в них неуверенность и нежелание сопротивляться, а нашим — напротив, стремление всеми силами отстаивать свободу, ненавидеть врага и одержать победу. В этой связи понятна роль информации, журналистики в формировании общественного мнения, особенно в условиях жестокого противостояния.

70 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. Но она как будто не закончилась. Время от времени нам напоминают о ней разными способами. Так, 10 января немецкий телеканал ARD опубликовал интервью с премьер-министром Украины А. Яценюком, где он сравнил сегодняшние события на Украине с «вторжением (invasion)» советских войск в Украину и Германию во время Второй мировой войны. При этом, как

отмечалось в печати, немецкии переводчик сгладил употребленное украинским политиком слова "invasion" (вторжение, нападение, завоевание) немецким словом "аптагесЬ", которое можно перевести как «продвижение» или «приближение». Здесь весьма характерное передергивание — освобождение от фашизма Европы называется вторжением. «Российская газета» (22 января 2015 г.) пишет об открытии выставки в историческом музее Кракова под названием «Освобождение или порабощение?» Сюда же можно отнести и заявление руководителя польского МИДа, что Освенцим освобождали только украинцы.

Все это — отражение современного политического кризиса на Украине, в оценке которого как украинские, так и российские СМИ выступают, как правило, с диаметрально противоположных идейных и политических позиций, что наиболее полно и глубоко проявляет современную борьбу идей в мире. Надо прямо сказать, что сегодня идет настоящая идейно-информационная война, включающая в себя тотальную пропаганду, дезинформацию, искаже- 38' ние и подмену фактов, на основе которых происходит манипуляция сознанием миллионов людей. Перефразируя известное определение войны немецким теоретиком и историком Клаузевицем, информационную войну можно считать своеобразным продолжением горячей войны с помощью современных средств массовой информации и коммуникации. При этом следует учитывать, что информационные войны сегодня в отличие от времени Великой Отечественной войны ведутся в глобальных условиях появления и расширения новейших коммуникативных возможностей, в том числе Интернета

]ЕК

388

и большого потенциала различных социальных сетей.

Затронем лишь некоторые аспекты обозначенной выше проблемы.

Основой каждой информационной войны всегда является реальный социально-политический конфликт, получивший отражение в средствах массовой информации, принадлежащих конфликтующим сторонам. Так, в условиях современной гражданской войны, идущей на Украине, фактически противостоят друг другу официальные украинские и смыкающиеся с ними западные СМИ, с одной стороны, малочисленные СМИ донбасских ополченцев и поддерживающие их официальные СМИ России, с другой. Отметим, что каждая из этих сторон, как правило, считает свои СМИ объективными и достоверными, одновременно оценивая информационные средства противоположной стороны как «недостоверные», «пропагандистские» и даже «лживые». Как разобраться в этой сложной ситуации? Какой стороне следует верить и каким СМИ отдать предпочтение? Ответить на эти вопросы можно, лишь поняв отличие объективной и правдивой информации от субъективной, односторонней или просто ложной.

По нашему мнению, в освещении украинских событий явно пропагандистскими следует считать сугубо официозные киевские СМИ (например, программа Евгения Киселева «Черное зеркало», представляющая ту же официозную информацию, прикрывающуюся названиями «независимых газет и телеканалов». А если информация оказывается неугодной, программу могут и закрыть, пример известного телеведущего на Савика Шустера на украинском ТВ, или вообще отменить аккре-

дитацию сотен российских журналистов). С ними фактически блокируются известное американское радио «Свобода» и другие прозападные СМИ, в материалах которых почти всегда имеет место односторонняя информация об Украине. Так, известный случай со сбитым малазийским Боингом, летевшим на высоте 10 000 тысяч километров, проукраинские СМИ и радио «Свобода» сразу, без всякого непредвзятого и объективного изучения конкретных обстоятельств, приписали вину за эту авиакатастрофу донбасским ополченцам, у которых вообще не было вооружений, способных сбивать самолеты, летящие на такой высоте. Другим характерным примером заведомо односторонней и тенденциозной информации могут служить многие политические передачи таких ведущих радиожурналистов «Свободы», как Михаил Соколов и Ирина Лагунина. Эти журналисты, как правило, подбирают такой состав участников своих передач, который не дает возможность услышать мнение, отличное или противоположное мнению ведущего передачу. Иным правилом, с какой бы меркой критики к ним ни относиться, руководствуются наши российские журналисты, в частности, такие телеведущие первых трех каналов ТВ, как В. Соловьев, П. Толстой, Р. Бабаян, Е. Попов, которые всегда приглашают на свои программы людей с различными и даже противоположными точками зрения. В частности, на передачах, посвященных украинскому кризису, как правило, участвуют как сторонники киевской власти, так и представители ополченцев Юго-Востока Украины. При этом в их программах принимают активное участие эксперты и представители разных слоев российского обще-

ства: политики, журналисты, общественные деятели, писатели, режиссеры и др. Конечно, и к программам ведущих российских телеканалов тоже есть претензии: и к качеству ведения, и к характеру личностей приглашенных людей. Интересно и во многом убедительно выступает известный режиссер К. Шахназаров, а вот Жириновский, постоянный участник соловьевских и других ток-шоу, часто исполняет роль провокатора, что двусмысленно и небезопасно в сегодняшней ситуации.

В информационной войне участвуют как электронные, так и печатные СМИ. В последнем случае отметим такие популярные российские газеты, как «Московский комсомолец» и «Новая газета». В частности, в «МК» по поводу украинского кризиса часто высказываются такие известные журналисты и публицисты, как М. Ростовский, С. Белковский, А. Минкин, В. Иноземцев, Майкл Бом (американский журналист) и др. Различные, а порой и противоположные взгляды этих журналистов дают возможность читателям этой газеты делать собственный осознанный выбор. Что касается «Новой газеты», отстаивающей либеральные ценности и, как правило, прокиевские позиции, то ее политическая односторонность может вдохновить лишь узкий круг ее единомышленников. Ради справедливости, следует сказать, что и на страницах этой газеты иногда предоставляется слово противоположной стороне. Особенно этим отличаются беседы такого спецкора газеты, как Павел Каныгин. Его интервью с такими руководителями украинских ополченцев, как А. Бо-родай, В. Антюфеев, А. Мозговой, Б. Литвинов и др., дают читателям газеты возможность сформировать у

себя достаточно объективное представление о многих перипетиях гражданской войны на Украине.

Объективность журналистики во многом зависит от мировоззрения журналиста и его гражданской позиции. В свою очередь, эта позиция, на наш взгляд, может появиться у него лишь в результате осмысления и правдивого отражения жизненно важных интересов и проблем развития общества и государства. Здесь также важно видеть проявление и роль патриотизма и ответственности журналиста перед своей родиной. По мнению известного политического обозревателя «МК» Михаила Ростовского, «защита интересов своей страны» должна быть «приоритетом для любого политического журналиста».

«Правда» и «ложь» — понятия взаимосвязанные, между ними иногда лежит тонкая грань. Уметь различать эту грань особенно необходимо в условиях информационной войны. Нельзя забывать, что правда должна быть всегда полной. Можно, конечно, высказывать частичную, или неполную правду, но тогда рано или поздно она с необходимостью обернется ложью.

Нередко можно слышать от политической власти определенные претензии к журналистам, требующие от них показывать в своих статьях и телепередачах только позитивные стороны жизни и не замечать негативные. Однако подобные претензии с неизбежностью ведут к полуправде, которая, как говорится в народе, нередко бывает «хуже лжи». Именно такая полуправда о событиях в стране и мире может политически полностью дезориентировать граждан общества. Нередко ложью может стать и замалчивание СМИ подлинных взглядов представителей оп-

389

ВЕК

позиции, которые часто их меняют в угоду той или иной политической конъюнктуре. Так, украинские СМИ еще недавно публиковавшие все, что говорят российские оппозиционеры, полностью замолчали известные заявления Алексея Навального и Михаила Ходорковского о судьбе Крыма, потому что это не соответствует интересам украинской стороны. В этой связи закономерно возникает вопрос об открытости и честности информации. Профессиональный журналист должен уметь отвечать на подобные вопросы.

Проанализируем еще один пример, говорящий о профессиональной позиции и деятельности журналиста в современной информационной войне. Всем хорошо известны полярные позиции украинских и российских средств массовой информации по вопросу о виновниках пожара в Доме профсоюзов в Одессе, где в мае 2014 г. сгорели десятки ни в чем не повинных людей. В этой связи официозные СМИ и блогеры на Украине, явно обеляя украинских националистов в преднамеренном сожжении одесситов, открыто стали гово-390 рить о том, что, якобы, «многие жертвы пожара сожгли себя сами». Возникает естественный вопрос, как же должен себя вести профессиональный журналист в данной ситуации и в условиях, когда еще не закончено официальное следствие по данному делу? На наш взгляд, в подобной ситуации он просто обязан провести собственное расследование, найдя и придав гласности хотя бы один правдивый документ, дающий ему право сделать в своей публикации

объективное заключение о случившейся трагедии. К примеру, подобным документом в данном случае могла бы стать не так давно появившаяся в социальных сетях стенограмма записи разговора диспетчера одесской службы спасения (101) и жителей Одессы, которые на протяжении нескольких часов тщетно пытались призвать эту службу послать необходимые пожарные машины к Дому профсоюзов.

Можно было бы привести и другие примеры осуществления честной и объективной журналистики, но и сказанного, на наш взгляд, достаточно, чтобы понять, чем могут отличаться правда и ложь в условиях современной информационной войны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Есин, Б.И. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002) [Текст] / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

2. Эренбург, И. Собр. соч.: в 8 т. [Текст] / И. Эренбург. - М., 1996. -Т. 5.

3. Симонов, К. Дни и ночи [Текст] / К. Симонов // Красная звезда. -1942, 24 сентября.

4. Юбилейный альбом - к 95-летию «Московской правды». - М., 2013.

REFERENCES

1. Erenburg I., Sobr. soch.: v 8 t., Moscow, 1996, T. 5.

2. Esin B.I. Kuznetsov I.V., Trista let otechestven-noi zhurnalistiki (1702-2002), Moscow, 2002.

3. Simonov K., Dni i nochi, Krasnaya zvezda, 1942, 24 sentyabrya.

4. Yubileinyi albom - к 95-letiyu "Moskovskoi pravdy", Moscow, 2013.

Славина Валентина Александровна, доктор филологических наук, профессор, кафедра журналистики и медиакоммуникаций, Московский педагогический государственный университет, vslavina@inbox.ru

Slavina V.A., ScD in Philology, Professor, Journalism and Media Communication Department, Moscow State Pedagogical University, vslavina@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.