Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ АТРИБУТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ АТРИБУТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куразова Д.А., Джентамиров М.Х.

В настоящей статье прослеживается проблема внедрения информационных технологий на базе управления предприятием, выделены группы интересов в информационных технологиях и системах, пути решения поставленных проблем. Также в статье представлены данные с официального сайта Территориального органа федеральной службы налоговой статистики по ЧР, вынесен итог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY AS AN ESSENTIAL ATTRIBUTE OF EFFECTIVE ENTERPRISE MANAGEMENT AND ITS IMPACT ON THE BUSINESS PROCESS

In this paper traced the problem of introduction of information technologies based on enterprise management, the groups of interests in information technology and systems solutions to the problems raised. The article also presents data from the official site of the Territorial body of Federal service of tax statistics for the Czech Republic submitted the result.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ АТРИБУТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС»

УДК 331.1

Куразова Д.А. преподаватель кафедры «Статистика и информационные системы в экономике» Институт экономики и финансов Чеченский государственный университет

Россия, г.Грозный Kurazova D.A.

Teacher of the Department «Statistics and Information Systems in

Economics» Джентамиров М.Х. студент 4 курса профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Институт экономики и финансов Чеченский государственный университет

Россия, г.Грозный Dzhentamirov M.H.

4th year student of the specialty "Accounting, analysis and audit" ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ АТРИБУТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС INFORMATION TECHNOLOGY AS AN ESSENTIAL ATTRIBUTE OF EFFECTIVE ENTERPRISE MANAGEMENT AND ITS IMPACT ON THE

BUSINESS PROCESS Аннотация: в настоящей статье прослеживается проблема внедрения информационных технологий на базе управления предприятием, выделены группы интересов в информационных технологиях и системах, пути решения поставленных проблем. Также в статье представлены данные с официального сайта Территориального органа федеральной службы налоговой статистики по ЧР, вынесен итог.

Ключевые слова: предприятие, информационная технология, управление предприятием.

Abstract: In this paper traced the problem of introduction of information technologies based on enterprise management, the groups of interests in information technology and systems solutions to the problems raised. The article also presents data from the official site of the Territorial body of Federal service of tax statistics for the Czech Republic submitted the result.

Keywords: enterprise, information technology, business management.

Неэффективные механические системы способны приносить убытки в пару центов на каждой производимой детали, однако из-за некачественных информационных

процессов можно потерять целую компанию.

(Алан Купер)

Информационные технологии (далее ИТ) имеют колоссальное значение в жизни современного человечества, охватывая практически все стороны всякой деятельности, в том числе и экономику. Под воздействием ИТ возникают сначала методы прогрессивного управления организацией (управление качеством), и после этого реинжиниринг как основа для переосмысление и перепроектирование деловых процессов и др.

Информационные системы и технологии в условиях динамичного развития рыночных отношений служат наиболее значимым инструментом управления предприятия. Организации систематически прибегают к помощи современных информационных систем и технологий в качестве элементов наблюдения за возрастающими внешними и внутренними информационными потоками, применяемая по окончанию сбора для детального анализа, планирования, прогнозирования и принятия решений управленческого характера.

На сегодняшний день в изучаемой сфере наблюдается крайняя неопределенность. Организации вынуждены инвестировать большие средства в связи с динамичным ростом объема предложений технологического характера, следовательно, возрастает зависимость от внешних услуг. Финансовые вложения предприятий на нужды ИТ повышаются существенно быстрее, чем иные затраты организации. При этом, аппарат управления может быть осведомлен не в полной мере касательно общего объема затрат в области информационных технологий.

Еще одной проблемой выступает трансформация информационных систем и технологий от вспомогательных инструментов предприятия в главенствующие в разрезе осуществления внутриорганизационных процессов. ИТ стали составной частью производственных мощностей или продукции. Хозяйственные риски в настоящее время в большей мере обусловлены рисками в области информационных технологий. Это связано с тем, что новейшие организационные проекты с эффективной производительностью реализуются лишь посредством использования всего потенциала информационных технологий.

Для осуществления вопросов контроля над возрастающими расходами в области информационных технологий и достижения наибольшей гибкости проблем информационно-технологического характера, множество организаций идут двумя траекториями:

- предприятие формирует внутриорганизационный информационно-технологический участок;

- предприятие передает часть сотрудников информационно-технологического назначения подведомственным филиалам или партнерам по бизнесу, осуществляющих деятельность в конкретном рыночном сегменте. В головном офисе организации остается лишь малая группа сотрудников, отвечающих за информационный менеджмент.

Выделяют несколько групп, влияющих непосредственно на принятие решений в сфере ИТ:

- главный аппарат управления, использующий ИТ как стратегический потенциал предприятия;

- эксперты, занимающиеся поиском системных решений для усовершенствования некоторых функциональных задач;

- управленцы подразделений, использующие ИТ для удовлетворения потребностей клиентов, решения вопросов производственного характера и т.д.;

- отдел бухгалтерского, финансового, оперативного учета;

- поставщики информационных продуктов, решающие вопросы ИТ неполадок;

- собственное ИТ-подразделение.

Выделенные выше группы зачастую могут не получать должного признания на некоторых предприятиях. В основном это связано с тем, что аппарат управления передает часть своих функций группе №3 - управленцы подразделений, наблюдая за выполнением обозначенных операций. Подобный подход высшего управления к проблемам ведет к реализации некомпетентных решений, определению тяжелых задач, неподвластных менеджерам, с учетом отсутствия надлежащей мотивации. В условиях, когда значимость информационных технологий бьет все рекорды, подобная политика неэффективна. Руководство предприятия должно ответить на следующие вопросы:

1. Какое место занимают информационные технологии на моем предприятии и какой вклад должны внести ИТ в производственный процесс. Данный вопрос может рассматриваться в следующий аспектах:

❖ ИТ в роли осведомительной функции управления хозяйственными операциями или обеспечивающей производственные функции путем внедрения их в текущей деятельности (например, коммуникации и автоматизация);

❖ ИТ в роли единого элемента продукта;

❖ ИТ в роли организационного ресурса в образовании условных форм передачи информации на предприятии.

2. Кто будет отвечать за выполнение вышеперечисленных функций. На перед выходит задача осуществления процесса координации некоторых информационных услуг. Решение данной задачи заключается в разграничении полномочий между перечисленными внутриорганизационными группами и филиалами. Возможно также такое решение: создать стратегические союзы между своим предприятием и внешними компаньонами. Так или иначе, предприятие для эффективной деятельности вынуждено исправлять слабые точки в своей системе и проводить более тщательнее контрольные процессы за счет использования ИТ и ИС.

Изученные требования к подходу рационализации использования ИТ на предприятиях обусловлены эволюционным развитием предприятий из-за изменений рыночной среды. Главными аспектами подобных изменений в развитии предприятий, а также возлагаемая на ИТ ответственность заключаются в следующем.

Курс сближения с клиентурой организации потребовала переход к горизонтальной структуре. В рамках децентрализации процесс принятия решений характеризуется бурным ростом в надобности данных в сфере производственного процесса и выполнении услуг, что влечет за собой необходимость в информационном обеспечении третьей стороны в ознакомлении с текущими делами в обозначенных сферах хозяйствования. В нынешних условиях вопросы информационного обеспечения должны выполняться безукоризненно.

Применение ИТ в обязательном порядке должно уравнивать организационные проблемы. Прежде этот механизм осуществлялся за счет вложений на ЭВМ (электронно-вычислительная машина) и обработку множества файлов. Нынче решение проблем необходимо достигать совершенствованием коммуникационных технологий и т.п.

В настоящее время в организациях обрабатывается информация в различных системах. Снабжение предприятия информационными системами и обеспечения доступа к ним персонала и, в некоторых случаях, бизнес-компаньонов, значительно облегчит процесс принятия эффективного решения, что может повлечь большой успех.

Рассмотрим применение ИКТ в организациях в разрезе за 2010-2015 год по Чеченской Республике.

Использование ИС и ИТ в организациях ЧР

(кроме субъектов МСП)

Всего

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Организации, использовавшие: 212 244 790 793 797 884

персональные компьютеры 212 244 790 793 797 884

ЭВМ других типов 27 42 85 117 196 х

локальные вычислительные сети 140 167 435 526 568 377

электронную почту 113 167 478 529 577 646

глобальные информационные сети 147 192 511 575 665 757

из них сеть:

Интернет 147 192 511 574 665 755

Интранет 10 21 30 37 44 60

Экстранет 6 3 14 25 95 93

Организации, имевшие Web-сайты в сети Интернет 37 27 148 162 208 334

Источник: Чеченстат

На основе данных таблицы можно сделать следующий вывод: с каждым годом за счет возрастания роли информационных систем наблюдается динамичный рост в использовании информационных продуктов. Так, с 2010 года по 2015 год добавилось 672 организации, использовавших ПК, использование ЭВМ других типов возросло на 169 организаций, использование локальных вычислительных сетей увеличилось на 428, использование глобальных информационных сетей внедрено 518 организациями. Все эти показатели свидетельствуют о значении ИТ и ИС в современных условиях рыночной экономики и зависимости от них все большего количества предприятий.

Использование информационных технологий и систем относятся к сугубо контрадикторным проблемам внутри организаций. Аппарат управления часто не берется их решать, ибо не чувствует ответственности и достаточной компетенции. Данными проблемами, как правило, занимаются специалисты отдела информации или привлеченные внешние эксперты. Производственные риски, связанные с ИТ, динамично растут, и непонятно, как долго управляющие предприятиями будут недооценивать столь значимый уже инструмент. Однако, сейчас уже высшее управление начало более пристально относиться к ИТ как к необходимому ключу управления предприятия. Собственно, отсюда и должны вытекать решающие инициативы в производственной сфере для модификации возникающих ситуаций.

Использованные источники:

1.Алпетова Р.М. - Роль ИТ в условиях рыночной экономики: М:. - Путь, 2015г.

2.Ящеркова С.А. - Типичные ошибки современных предприятий. СПб:. -Север изд., 2012г.

УДК 338.2

Куркина Н.Р., доктор экономических наук, доцент профессор кафедры менеджмента и экономики образования Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е. Евсевьева Россия, г. Саранск Кострюкова М. И. студент 4 курса Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева

Россия, г. Саранск СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

И ЕЕ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В данной статье авторами проанализированы процессы управления в институте и его структурными подразделениями, которые показали, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.