Научная статья на тему 'Информационная среда глобальной компьютерной сети Интернет как новая сфера деятельности финансовых рынков'

Информационная среда глобальной компьютерной сети Интернет как новая сфера деятельности финансовых рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ОНЛАЙНОВЫЙ БИЗНЕС / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ФОРЕКС / ТРЕЙДИНГ / INTERNET-ТЕХНОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная среда глобальной компьютерной сети Интернет как новая сфера деятельности финансовых рынков»

Управляемая инфляция

Вышеизложенное поднимает вопрос о соответствующем таргетировании ожидаемой инфляции. Целью такого таргетирования является понижение реальной процентной ставки, достаточное для того, чтобы вернуть экономику к потенциальному выпуску.

Экспансия денежной базы сегодня должна рассматриваться как обязательство к возрастающему предложению денег в будущем. На практике трудно определить, сколько потребуется базовых денег, чтобы добиться роста инфляционных ожиданий и поднять инфляцию. За некоторым неизвестным порогом, после того как экономика выйдет из ликвидной ловушки, дефляция может быть вполне замещена гиперинфляцией. Поэтому обещание центрального банка вообще не снижать денежную базу в будущем не заслуживает доверия. Но и обязательство снизить ее, сделать меньше чем она есть, является достаточно сложным делом. В большинстве случаев спрос на деньги, вероятно, будет радикально сокращаться, требуя решительного уменьшения денежной базы. В этой ситуации поведение центрального банка определяется долей эмиссии в покрытии дефицита бюджета. Но эта доля неизвестна. Проблема ожиданий и доверия появляется вновь. Денежные власти будут либо сужать созданную ими денежную базу, либо сохранят ее и допустят рост инфляции. В современных условиях предпочтительным вариантом П. Кругман считал сохранение низких процентных ставок до тех пор, пока инфляция не снизится до 3-4% [1, c.5].

Литература

1. Кругман П. Преображение Бена Бернанке //Независимая газета, 16.04.2012, №73, С.5.

2. Скидельски, Р. Кейнс. Возвращение мастера. - М., 2011.

3. Buiter Willem H., Panigirtzoglou. Liquidity Traps: How to Avoid Them and How to Escape Them. NBER Working Paper No. 7245, July 1999, pр.1-74.

4. Krugman Paul R., Dominquez Kathryn M., Rogoff Kenneth. It's Baaack: Japan's and the Return of the Liquidity Traps. Brookings Papers on Economic Activity, Vol. 1998, №2, (1998), pр.137-205.

5. Svensson Lars E.O. Escaping from a Liquidity Trap and Deflation: The Foo^roof Way and Others. NBER Working Paper No.10195, December 2003, pр.1-22.

П.А. Новицкий

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК НОВАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

Ключевые слова: финансовые рынки, рынок ценных бумаг, онлайновый бизнес, финансовые институты, денежный рынок, фондовый рынок, Форекс, трейдинг, Internet-технологии.

Целью данной работы является изучение развития финансовых рынков с помощью Internet-технологий, выявление основных тенденций и перспектив, которые фор-

© Новицкий П.А., 2013

мируются под влиянием внедрения Шете^технологий в финансовые рынки, а также предложение практического инструментария для оценки эффективности внедрения различных моделей для их дальнейшего развития.

Мировой финансовый рынок - это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал. Мировой финансовый рынок по своей экономической сущности представляет собой систему определенных отношений и своеобразный механизм сбора и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов между странами, регионами, отраслями и институциональными единицами [1]. Финансовый рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного.

Рынок ценныхь бумаг, отличаясь от рынка денег (валют, банковских ссуд и депозитов) своим объектом, очень сходен с ним способом образования, и значимостью процесса обращения. Место рынка ценных бумаг можно оценить с двух позиций: с точки зрения объемов привлечения денежных средств из разных источников и с точки зрения вложения свободных денежных средств в какой-либо рынок. Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам относятся амортизационные средства и полученная прибыль. Основными внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг. В обществе в целом преобладают внутренние источники, ибо внешние являются результатом перераспределения первых [2].

Цель финансовых посредников - обеспечить наибольшую привлекательность своих ценных бумаг для инвесторов за счет более удобного срока их функционирования по сравнению с первичными ценными бумагами, диверсификации риска, экспертных и аналитических услуг, экономии на масштабах сделок. В роли финансовых посредников на финансовом рынке выступают финансовые институты, аккумулирующие излишки денежных средств предприятий и населения и финансирующие государство и коммерческие компании. За счет квалифицированного принятия решений и возможности диверсификации риск инвестирования через финансовые институты ниже.

Фондовый рынок создает рыночный механизм свободного, хотя и регулируемого, перелива капиталов в наиболее эффективные отрасли хозяйствования. Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов [3]:

- субъекты рынка;

- биржевой, внебиржевой фондовые рынки;

- органы государственного регулирования и надзора;

- саморегулирующиеся организации;

Инфраструктура рынка:

1) правовая,

2) информационная,

3) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть,

4) регистрационная сеть.

Субъектами рынка ценных бумаг являются [4]:

- эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;

- инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.);

- профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанные профессиональными на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности).

Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников [5]:

1. Небанковская модель (США) - в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам.

2. Банковская модель (Германия) - посредниками выступают банки.

3. Смешанная модель (Япония) - посредниками являются как банки, так и небанковские компании.

Интернет-трейдинг (Internet-trading) - это способ доступа к торгам на валютной, фондовой или товарной бирже с использованием Интернета как средства связи. В последнее время такой способ торговли получил очень широкое распространение. Это вызвано тем, что благодаря повсеместному проникновению Интернета среди частного сектора населения, доступ к торгам на бирже стал вполне доступен многим слоям населения. А с развитием мобильной связи появилась возможность торговать не только со стационарных точек, но и с коммуникаторов, ноутбуков и т.д. Как правило, доступ к торгам предоставляется брокером. Он предоставляет своим клиентам программное обеспечение для связи с биржей для проведения торгов и осуществляет техническую поддержку данной деятельности [6].

В эпоху интернет-трейдинга сервис, предоставляемый брокерскими компаниями, изменился в корне. В настоящее время брокер — это, по сути дела, всего лишь технологическая прокладка между трейдером и биржей, провайдер канала связи между компьютером клиента и торговой системой биржи. Брокерский сервис целиком переместился из сферы финансовых услуг в область IT-технологий. Вместе со стремительным снижением стоимости компьютерной техники и каналов связи, стремительно падает и себестоимость услуг брокера. При этом встает закономерный вопрос: почему тарифы брокеров не снижаются? Дело в том, что большая часть издержек брокеров приходится не на саму услугу, а на усилия по её продаже. Основная часть расходов идет на оплату труда многочисленных менеджеров по продажам, специалистов по рекламе, дизайнеров и корпоративных стилистов, маркетологов, консультантов, пиарщиков.

Онлайновая торговля ценными бумагами обладает такими несомненными преимуществами как более низкие транзакционные издержки, мгновенный доступ к рынку, широкий спектр доступных информационных ресурсов. Интернет-трейдинг - это прямой выход к торгам. Любой клиент может видеть рынок на своем компьютере. Услуги онлайнового брокера включают в себя те же услуги, которые предоставляет и обычный брокер, но только взаимоотношение инвестора и брокера происходит с помощью Интернет. Поэтому, в отличие от обычного брокера, онлайновый брокер может оказывать еще и дополнительную услугу - предоставление необходимой инвестору финансовой информации в реальном времени [7]. Удельные затраты на одного клиента у интернет-брокера несравнимо меньше, чем у традиционных посредников, что и позволяет им держать низкую комиссию. Интернет-трейдинг может удовлетво-

рить запросы частных инвесторов, располагающих небольшими средствами, предоставить им возможности самостоятельной работы на финансовых рынках, обстоятельного консультирования и разработки индивидуальных схем размещения их ресурсов.

Таким образом, сильные стороны Интернет-трейдинга - низкий уровень затрат, высокая тарифная конкурентоспособность, доступность, высокая скорость проведения операций. Недостатки - институциональные риски, а также относительно слабая защищенность от технических сбоев и атак хакеров.

Существует два основных способа предоставления брокерских услуг через Интернет [8]:

1. Браузерные системы. Клиент составляет свой инвестиционный портфель непосредственно на Web-сайте компании-посредника, пользуясь при этом обычным Web-браузером. Частному инвестору не требуется специального программного обеспечения. Инвестор имеет доступ к своему брокеру с любого терминала (ПК, мобильного ПК, КПК, сотового телефона), подключенного к Интернету. Такие браузерные системы являются наиболее популярными на Западе. Недостатком является большой объем информации, передаваемый по каналам Интернета.

2. Инсталляционные системы. Клиент устанавливает на своем компьютере специальное программное обеспечение и с помощью него получает информацию и совершает транзакции на финансовых рынках. Пользователь может настроить интерфейс под себя, в реальном времени строить графики, получать только ту информацию, которая ему нужна и т.д. В России сейчас на рынке господствуют инсталляционные системы.

Онлайн-брокеры оцениваются по следующим критериям: удобство и легкость ввода приказов, навигации, дружественность интерфейса; наличие информационных ресурсов, исследований рынка, средств обработки данных, ведения портфеля; качество сервиса в целом; скорость и точность исполнения сделок, контроль текущего состояния ордера; разнообразие предлагаемых инструментов; цена транзакции; суммарная оценка; основные требования к системе Интернет-трейдинга; удобство интерфейса, возможность его гибкой настройки; низкая плата за пользование системой или ее отсутствие; возможность графического отображения данных; доступ к различным торговым площадкам; хорошая скорость передачи и обработки информации; надежность системы; экспорт данных в системы технического анализа и Excel; возможность получения дополнительных пакетов информации [9].

Литература

1. Арсеньев В. Паевые инвестиционные фонды. «Альпина Паблишер», М. 2008

2. Капитан М.Е. Кто есть кто на рынке коллективных инвестиций // М.: Альпина Паблишер, 2009. - 208 с.

3. Макаров А.В. Инвестируем в инвестиционные фонды. - М: Эксмо, 2009. - 96с. (Юр. конс.)

4. Путеводитель по российскому рынку капитала: Иинвестиционные фонды // М.: Коммерсант XXI, Альпина Паблишер, 2011. - 160 с.

5. Антонец О. Выбор фонда // Директор-Инфо. - N 5 (70). - 2009. С.12-16.

6. Перцев А.П. Инвестирование через паевые фонды: нормы законодательства и особенности налогообложения // Рынок ценных бумаг, N 17, 2009 г. С.82-83.

7. Черкасов Д. Курс молодого инвестора // Компания. - 2011. - N 2 (10 февраля).

8. Интернет-ресурс http://www.brocompany.ru/

9. Интернет-ресурс www.financecenter.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.