Научная статья на тему 'Информационная составляющая управления развитием энергоэкономической системы региона'

Информационная составляющая управления развитием энергоэкономической системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная составляющая управления развитием энергоэкономической системы региона»

прибыли в Центральный федеральный округ. По составу мигрантов, основной прирост составляют эмигранты из СНГ (93%). Данное население имеет в основном среднее образование, что негативно сказывается на увеличении темпов экономического развития страны. В последнее десятилетие структура мировой торговли изменила свой вектор направления в сторону высокотехнологичного производства, что стимулирует увеличение конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке. Однако, отток населения с высшим образованием и приток со среднем не позволяет нашей стране динамично развиваться, а, следовательно, является одной из причин замедления экономического роста.

В докладе ООН о развитии человека "Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие" (2009 год) авторы пришли к выводу, что снижение барьеров на пути передвижения людей и улучшение обращения с мигрантами могут принести большую пользу для развития человеческого потенциала. По их мнению, мигранты способствуют росту национального производства принимающей страны при незначительных или нулевых издержках для местного населения. Доклад демонстрирует правительствам целесообразность сокращения ограничений на передвижение людей как внутри стран, так и через их границы, что позволит расширить возможности и свободы человека.

Льготный миграционный режим со странами ближнего зарубежья привел к практически бесконтрольному въезду в Россию миллионов мигрантов из республик Центральной Азии и Южного Кавказа, в связи с отсутствием работы и низкими заработками. Однако, обострившиеся межнациональные конфликты, например, убийство местного жителя Егора Щербакова азербайджанцем Орханом Зейналовым, привело к дестабилизации ситуации и возникновению массовых антиимиграционных выступлений. Данная ситуация показала необходимость корректировки иммиграционной политики и ужесточение правил пребывания гостей, в том числе и увеличение экономических санкций.

Во-первых, ужесточилась ответственность за нарушение правил регистрации и миграционного учета: штраф за фиктивную регистрацию составит от 100 до 500 тыс. руб. либо трехлетний размер дохода.

Во-вторых, В 2014 году установлена допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли. По новым правилам иммигранты допускаются к розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, однако, их количество должно составлять не более

15 % общей численности работников (в 2013 году эта цифра составляла 25%). В розничной торговле фармацевтическими товарами в 2014 году квота равна нулю также, как и для розничной торговли в палатках и на рынках.

В-третьих, в 2014 году в России будет выдано 95 тысяч 880 разрешений на временное проживание для иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 30% меньше 2012 года. Более того, данное решение идет вразрез с политикой правительства по увеличению квот на осуществления иностранцами трудовой деятельности (с 1.2 миллиона в 2013 до 1,6 миллиона в 2014 году). Это может привести к увеличению нелегального проживания в России.

Миграционная политика напрямую влияет на экономику страны. Так, например, при избытке иммигрантов удельный вес российских кадров будет сокращаться, что может привести к нехватке рабочих мест, безработице. С другой стороны, чем больше трудового капитала, тем больше увеличивается уровень потенциального ВВП. Также увеличение предложения на рынке труда способствует увеличению объема инвестирования, что, в свою очередь, дает импульсы для роста реального ВВП.

Список литературы:

1. Введение в демографию // Под ред. Ионцева В.А., Саградова А.А. - М. : Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. - 636, [1]с.

2. Захаров С. ООН представила карту вымирания человечества. Россия в числе первых [ электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://argumentiru.com/ (дата обращения 27.10.2012)

3. Интеграция экономических мигрантов в регионах России. Формальные и неформальные практики / [Е. Белозерова, Т. Гребенщикова, К. Григоричев и др.] ; науч. ред.: Н. П. Рыжова; [М-во образования и науки Рос. Федерации и др.]. - Иркутск : Оттиск, 2009. - 262, [1] с.

4. Калюков Е. С начала года продукты в России подорожали почти на 10% [ электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://top.rbc.ru/economics/ (дата обращения 30.10.2012)

5. Трудовая миграция: мифы и реальность : сб. материалов XIX и XX Моск.-Берлин. семинаров по ак-туал. проблемам миграции [июль и нояб. 2008 г.]. -М. : МАКС Пресс, 2009. - 229 с.

6. Федеральная служба государственной статистики [ электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 20.10.2012)

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Мызникова Марина Николаевна

Канд. эконом. наук, доцент кафедры экономики производств, Институт управлении, экономики и финансов К(П)ФУ,

г. Казань

Проблемы управления энергоэкономическими системами и обеспечение повышения энергоэффективности являются доминирующими в сфере экономических проблем России и регионов. Результаты теоретико- методических исследований показали, что концептуальными основами управления открытыми энергоэкономическими системами являются принципы программно-целевого ме-

тода управления и теоретическая концепция энергетического баланса. Одной из основных проблем формирования долгосрочных прогнозов энергопотребления и индикаторов социально-экономического развития региона является системная информационная взаимосвязь. Масштабность и многомерность информационных внешних и внутриси-

стемных взаимосвязей актуализировали научную проблему исследования свойств и определения закономерностей развития энергоэкономических систем.

Все большее число ученых и специалистов признают необходимость формирования новых механизмов управления энергоэкономическими системами, признавая энергетическую составляющую неотъемлемой частью эффективного развития экономики регионов и основанных на информационной взаимосвязи разных систем энергоснабжения и энергопотребления, учитывая факторы взаимозаменяемости и взаимодополняемости [1, с. 32].

Основным инструментом анализа динамики факторов и причин изменения структуры потребления энергии и энергоемкости ВРП является энергетический баланс, включающий метод декомпозиции энергопотребления и используемый для разработки прогнозных показателей, в увязке с прогнозами развития экономики региона, а также программами энергосбережения. Однако, в настоящее время, разработке энергетического баланса и его информационной составляющей уделяется недостаточно внимания.

Анализ основных социально-экономических показателей и индикаторов энергоэффективности региональной экономики в долгосрочной перспективе показал, что индекс энергоемкости ВРП в республике Татарстан остается достаточно высоким. Фрагментарное применение существующей статистической информации для формирования основных энергоэкономических показателей все больше вызывает сомнений, особенно в обосновании основных ценовых пропорций региональной экономической системы.

Информационную взаимосвязь региональных показателей энергоэкономической эффективности, на наш взгляд, можно определить на основе применения одного из эффективных методов многомерного статистического анализа - метода главных компонент. Метод анализа главных компонент позволяет объективно «сжать» исходную информацию и выделить наиболее значимые взаимосвязи [3, с. 451]. Результаты проведенных исследований позволили определить скрытую информационную взаимосвязь показателей энергоэкономической системы Татарстана и определить меру их согласованности, а также сформулировать доминирующие направления энергосберегающих региональных мероприятий (см.таб.1) [2, с. 164].

Таблица 1.

Информационные связи основных показателей энергоэкономической системы региона Татарстан_

Показатели Главные компоненты Б i (факторные нагрузки А)

Б2

1 Запасы нефти и природных битумов региона -0,5750 -0,445

2 Потребление природного газа 0,480 -0,453

3 Цена на природный газ 0,539 0,330

4 Производство электрической энергии 0,578 -0,373

5 Стоимость добычи 1 т нефти 0,910 -0,988

6 Полезный отпуск тепловой энергии 0,0892 -0,759

7 Потери электрической энергии при передаче и потребление на собственные нужды -0,8548 0,357

8 Доля топливно-энергетических ресурсов в структуре общих затрат на производство товарной продукции -0,4636 0,509

9 Материалоемкость промышленной продукции -0,8738 -0,717

10 Износ основных фондов в промышленности -0,9136 -0,531

11 Индекс изменения тарифов на электрическую энергию промышленных потребителей 0,9806 0,031

12 Индекс изменения тарифов на тепловую энергию промышленных потребителей 0,682 0,810

Оценка доли вклада компоненты Fi в суммарную дисперсию, % 63,5 23,66

Оценка доли дисперсии, соответствующая F х компоненте в суммарную дисперсию с нарастающим итогом,% 63,25 86,91

К числу полученных основных результатов исследования следует отнести следующие.

Внутрирегиональные управленческие решения по повышению эффективности использования ресурсов, характеризующиеся показателями потерь энергии при производстве и передаче энергоносителя и их связь с индикаторами доли ТЭР в структуре затрат на производство товарной продукции, не являются информативными и имеют косвенное влияние на уровень энергоемкости ВРП. Результаты дополнительных исследований показали, что индикаторы потерь энергии и цена на природный газ в перспективе будут оказывать особе влияние на уровень энергоемкости ВРП.

Таким образом, можно выделить «обобщенный» информационный кластер «природный газ-производство электрической энергии - тарифы на тепловую и электри-

ческую энергию», являющийся одним из значимых в энергоэкономической системе региона. Следует отметить, что долгосрочные показатели энергоэкономической эффективности в основном учитывают информацию по регулируемым тарифам, что является, на наш взгляд, существенным информационным недостатком, т.к. для объективности и в соответствии принципом системности, необходима информация и по тарифам промышленных предприятий. В настоящее время данная информация практически отсутствует.

Особого внимания заслуживает информационная взаимосвязь первичных топливных ресурсов региона и природного газа. По данным табл. 1 видно, что на развитие экономики региона существенное влияние оказывает цена и объем потребления природного газа. Результаты исследований показали, что использование природного газа и уровень потерь при передаче энергоносителей в

электроэнергетике, а не в конечном их использовании, оказывают существенное влияние на уровень тарифов. Следовательно, техническую эффективность производства и структурные сдвиги в экономике следует учитывать при формировании и регулировании тарифов, выделяя энергоемкие промышленные предприятия. Подтверждением выше сказанного является слабая информационная связь кластера «природный газ-производство электрической энергии - тарифы на тепловую и электрическую энергию» с показателем полезного отпуска тепловой энергии и сильная обратная связь с показателями производства электрической энергии и потерями при передаче, с доминированием последнего. Таким образом, потери тепловой энергии связаны с потерями электрической энергии - чем больше сила влияния потерь тепловой энергии, тем сильнее проявление потерь электрической энергии. Следовательно, выявляется латентное проявление фактора замещения данных видов энергоносителей. Проявление свойства замещения формирует новые системные закономерности. На наш взгляд, выявленное свойство позволяет обосновать приоритетные направления по повышению энергоэффективности в секторах экономики региона.

Потери электрической энергии при передаче и потребление на собственные нужды, а также доля топливно-энергетических ресурсов в структуре общих затрат на производство товарной продукции, имеют слабую информационную взаимосвязь и требует дополнительного исследования. Следует отметить, что показатели долгосрочных прогнозов энергопотребления имеют слабую взаимосвязь с показателями материалоемкости и износа основных фондов промышленного сектора экономики региона.

Результаты проведенного анализа позволили сформулировать направления по использованию инвестиций, актуализируя обоснованность уровня инвестиционных затрат в секторах строительной промышленности и ЖКХ, доля которых в структуре потребления энергоресурсов составляет всего 4% и соответствующим вкладом 53% в обеспечение общесистемного экономического эффекта.

Необходимы также дополнительного исследования объемы инвестиционных затрат в развитие региональной электроэнергетики, на долю которой приходится 55% общего объема энергопотребления и 27% от объема инвестирования. Стоимость реализации энергосберегающих проектов в данном секторе дороже, чем в других секторах экономики, однако информация по эффективности инвестиционных проектов в определении общесистемного энергоэкономического эффекта практически отсутствует.

Следовательно, исходя из полученных результатов исследования, необходимо сформулировать следующий важный вывод: изменение тарифов на тепловую энергию не влияет на отпуск тепловой энергии; потери при передаче электроэнергии практически не связаны с показателями материалоемкости продукции и износа основных фондов. Не прослеживается информационная взаимосвязь индикаторов, характеризующих мероприятия по эффективности использования энергоресурсов и проявление экономического воздействия тарифов, как основного фактора энергосбережения на уровень топливно-энергетических ресурсов в структуре затрат на производство товарной продукции и показатель материалоемкости.

Список литературы:

1. Бащмаков И.А. Энергетические балансы РФ и субъектов РФ как основа разработки мониторинга программ повышения энергоэффективности // Энергосовет. - 2012. -№4.- С. 30-34.

2. Валитов Ш.М. Мызникова М.Н., Системный анализ индикаторов долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Республике Татарстан // Интеллект. Инновации. Инвестиции, Оренбург.- 2013 г, №4.-С. 160-169.

3. Тихомиров Н.П., Тихомирова Т.М., Ушмаев О.С. Методы эконометрики и статистического анализа / Н.П.Тихомиров, Т.М. Тихомирова, О.С. Ушмаев//-М.: Экономика.-2011 г. -635 с.

СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ

Молитвик Виктория Николаевна

Студентка 4 курса ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь

Алимова Инна Олеговна

Научный руководитель: канд. экон. наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь

Инвестиции являются важной составляющей успешного развития экономики страны. Их приток обеспечивает рост объемов национального производства, повышает инвестиционный климат и формирует инвестиционную привлекательность страны. Для того чтобы обеспечить целесообразность и равномерность осуществления инвестиционных процессов, необходимо регулирование государства.

Для того чтобы обеспечить финансовую стабилизацию экономики России, прежде всего, необходимо, повысить объем инвестиций, направляемых на развитие отраслей и сфер экономики, на развитие отдельных производств.

Развитие экономики России в 2014 году происходило неоднозначно в силу событий, произошедших на Украине. В частности этому способствовали приход новой власти на Украине, присоединение Крыма к России,

напряженная обстановка в восточных и южных областях Украины и как следствие перечисленных событий - введение пакета санкций иностранными государствами в отношении России. Несомненно, данные события не могли не отразиться на отечественной экономике, что сказалось на финансовом, банковском и реальном секторах экономики и на инвестиционном климате в стране в целом.

По статистике в первом полугодии 2014 года было отмечено снижение инвестиций в основной капитал, причиной чего явился рост внешнеполитической неопределенности. Это выразилось в снижении инвестиционных расходов, ухудшении условий привлечения внешних источников финансирования и усилении оттока капитала из страны, который в первом квартале 2014 года был равен оттоку капитала за 2013 год в целом. Так в 2013 году этот показатель составил 63 млрд. долларов, а после введение пакета санкций - более 50 млрд. долларов [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.