УДК 004.8:681.3
А. Г. Соколов, И. Ю. Квятковская, А. Е. Зименкова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ
Введение
Создание привлекательного инвестиционного климата давно является одной из задач управления регионов России. От эффективности инвестиционной политики зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий региональной экономики, возможности ее структурной перестройки, а также решение социальных и экологических проблем инвестиционного климата в регионе,
Инвестиционная привлекательность региона напрямую зависит от частных факториальных признаков — инвестиционного потенциала региона и региональных инвестиционных рисков. Инвестиции являются основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом, поэтому минимизация инвестиционных рисков - одна из важнейших целей при повышении инвестиционной привлекательности региона.
В то же время практика показывает, что оценка инвестиционных рисков характеризуется низкой информативностью. Это связано с отсутствием верифицированной системы сбора данных, агрегирующих риски региональной макросистемы, составляющих ее мезоуровень региональных кластеров, отдельных инвестиционных проектов, которая помогает инвестору в принятии решения о выборе предмета инвестирования. Уровень информационной прозрачности предприятия или сектора экономики особенно важен для инвесторов, стремящихся наиболее эффективно вложить свои средства.
Целью исследований являлась разработка концепции информационной системы мониторинга региональных инвестиционных рисков как средства информационного сопровождения «советующих» принципов поддержки принятия решения инвестором.
Достижение данной цели и дальнейшее изучение проблемы риска связаны с исследованием следующих направлений, каждое из которых требует применения того или иного способа автоматизации:
1. Идентификация рисков в зависимости от вида деятельности.
2. Формализация и измерение риска соответствующего вида.
3. Создание системы мониторинга инвестиционных рисков.
4. Комплексная оценка рисков.
5. Формирование системы мероприятий, в рамках которой осуществляется управление риском.
Определение рискоформирующих факторов инвестиционной деятельности региона позволяет разделить их на группы, имеющие ряд инвариантных свойств и отличающиеся по оперативности воздействия на объект либо субъект инвестиционной активности, — угрозы и опасности. Комплекс угроз и опасностей [1] — системообразующие факторы инвестиционного риска, которые генерируют постоянное негативное воздействие на инвестиционные процессы региона, порождая инвестиционные риски, объединяемые в профиле, наиболее присущем тому или иному региону. Опасности, как правило, действуют в текущий момент времени и требуют оперативного управления; угрозы представляют собой отсроченные (потенциальные) опасности, и управление риском с позиций минимизации угроз носит стратегический характер.
В настоящее время в структуре управления любого региона существуют структурные подразделения, управляющие инвестициями, но стратегия управления, определяемая на уровне руководства региона, должна осуществляться в рамках системы управления инвестиционными рисками, а также должна подчиняться заранее утвержденному стратегическому плану. Управление инвестиционными рисками должно быть ориентировано на решение двух основных задач:
— сохранение существующего уровня инвестиционного потенциала региона и определяющих его показателей;
— создание дополнительных ресурсов для увеличения инвестиционного потенциала и роста инвестиционной привлекательности региона.
Следует отметить, что в настоящее время анализ региональных инвестиционных рисков в большинстве случаев проводится по макропринципу - на основе анализа данных распространенных аналитических источников, в которых эксперты оценивают регион в виде связной системы, обладающей некоторыми свойствами, сравниваемыми по известному принципу со свойствами других регионов, либо с использованием макроэкономических показателей. Недостатком подхода оценивания регионального риска от уровня макросистемы является «запаздывание» реакции экспертов на изменения, происходящие в регионе. Проявления этих изменений на нижележащих уровнях не сразу дают отклик вследствие инерционности макроэкономической системы.
Анализ существующего положения показал, что исчисление регионального инвестиционного риска связано с противоречием в его определении. Это, с одной стороны, риск некоммерческой природы, характеризующий благоприятность инвестиционного климата в регионе, с другой стороны - коммерческий риск, проявляющийся на уровне предпринимательской деятельности. Выходом из создавшегося положения является систематизация существующих инвестиционных рисков на основе вновь созданной информационной системы мониторинга. Предлагается учитывать следующие способы исчисления риска.
1. Исчисление некоммерческого регионального инвестиционного риска как ряда обстоятельств регионального характера, проявляемых по отношению к инвесторам. К ним относятся тенденции в экономическом развитии региона (экономический риск), степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий (финансовый риск), степень загрязнения окружающей среды в результате техногенных и социальных воздействий (экологический риск), а также законодательный, социальный, политический, криминальный риски. Оценку некоммерческого регионального инвестиционного риска возможно получить из различных информационных источников (например, агентства «Эксперт-РА», использующего ранговую шкалу при сравнении регионов).
2. Использование количественных показателей, отражающих состояние макроэкономической системы. Примером подобных количественных оценок риска [2] является средневзвешенная оценка, использующая в качестве критерия валовой региональный продукт (ВРП):
яо=£ V • яг, (1)
і=1
где Я1 — коэффициент региональности, учитывающий соотношение стандартного отклонения ВРП заданного региона и стандартного отклонения среднего по округу показателя; Я2 — соотношение среднего по округу показателя ВРП и ВРП региона; Я3 — соотношение темпов изменения ВРП региона, %, за период и среднего значения по округу; V — удельный вес і-го фактора в общей сумме.
Для детализации факторов Я1, Я2, Я3 введем обозначения:
- ВРПу - показатель ВРП і-й области ву-м периоде;
- ВРП. — средний показатель ВРП і-й области за все периоды;
- ВРПт,у — ВРП т-го округа в среднем ву-м периоде;
- ВРПт — ВРП т-го округа в среднем за все периоды.
Коэффициент региональности Я1 оценивает уровень регионального риска, учитывающий как динамику показателя ВРП, так и его взаимосвязь со среднероссийским показателем.
£ (ВРП. у - ВРПі ) • (ВРПт, у - ВРПт )
Я1 = ^----------------- ---------------------------------------------------------------------------------, (2)
£ (ВРПт,у - ВРПт )2
у=1
Я = ВРПт , (3)
2 ВРПі
< 0, то — ------ ,
ЛВРП / ВРП т
> 0, то
> 0, то
ЛВРПг / ВРПі 0
ЛВРПг / ВРПі 0 ’
ЛВРП/ВРПт
(4)
где ВРП 7 о — значение ВРП 7-го региона в базисном периоде; ДВРП7 — изменение ВРП 7-го региона за период.
3. Сопоставление региональному инвестиционному риску агрегированного значения коммерческого инвестиционного риска группы инвестиционных проектов. Данный вид риска связан с риском неполучения прибыли вследствие ряда специфических факторов: необязательность партнеров, неправильное определение конъюнктуры рынка, необоснованность технологических решений. Коммерческий инвестиционный риск не имеет общепринятых макроэкономической, региональной и отраслевой форм. Оценки риска могут быть получены в двух вариантах:
— как оценка величины финансовых потерь, которые возможны в случае негативного развития ситуации;
— как количественный или качественный параметр, характеризующий уровень риска как степень неопределенности относительно будущих доходов и рисков.
Поскольку некоммерческий региональный инвестиционный риск в одинаковой степени влияет на результаты всех инвестиционных проектов, реализуемых в регионе, будем считать, что существует обратная связь - отклик экономической системы на данный вид риска. Это позволяет отождествить текущее состояние риска данной системы на основе анализа данных, поступающих от субъектов хозяйствования, уровню риска, полученному от макроуровня.
Системный подход к управлению рисками позволит реализовать разнообразные стратегии управления и потребует:
а) количественного увеличения информации;
б) качественного изменения информации, детализации информации по характеристикам;
в) оценки достоверности представленной информации;
г) разработки принципов принятия решения по предъявленным данным.
Процесс управления в этом случае будет носить опосредованный характер, т. к. отсутствует возможность непосредственного управляющего воздействия на инвестиционный риск как на объект, но существует возможность воздействия на экономическую систему в целом либо на подсистему, генерирующую данный риск. Очевидно, что системность в процессе управления инвестиционными рисками будет достигнута путем создания региональной системы мониторинга информации об инвестиционной деятельности региона — информационной системы (ИС) унифицированного информационного обмена в виде открытой системы обработки данных с соответствующими иерархическими уровнями и операциями. Ее работа потребует создания единого информационного пространства, порядок функционирования которого определят регламенты организации сбора, хранения, обработки и агрегирования информации. Основными участниками такой ИС выступали бы поставщики информации, эксперты, лица, ответственные за принятие решений, владельцы проблемы и др. В частности, подразделения органов государственной статистики владеют огромным количеством информации, систематизация которой позволила бы получить достаточное количество как ретроспективной, так и текущей количественной информации, необходимой для принятия решений. В число экспертов возможно было бы включить представителей общественных и академических организаций региона, но измерение инвестиционного риска на основе экспертных методов в данном случае будет являться способом дооценки рисков («как будет»), но не основными их характеристиками («как есть»). Очевидно, что первичная информация может включать сведения об инвестиционных рисках частных проектов, на основании анализа которых эксперты могли бы выполнять заключения об инвестиционных рисках региона, а также неоднородных оценках инвестиционного риска (рис.).
Сбор информации от экспертов
Сбор информации от региональных органов государственной власти
Интерфейсы ввода \_
____i , _ і
і Профессиональ-' і Общественные | і Академические |
1 ные сообщества | і организации j 1 структуры I
Органы
статистики
Интерфейсы ввода
__________i_________
j Министерство j
I экономического |
1 развития
_______і__________
I Центр социально-I экономического і мониторинга
Владельцы
данных
Система сбора информации
Основное звено ИС составят количественные оценки риска, полученные на основе текущей и ретроспективной информации. Для этого выделяют факторы риска, которые обусловливают степень неопределенности экономического показателя, устанавливают связь между доходностью и факторами риска, представленную в виде математической модели, по которой эволюционируют факторы риска (модель выражена в виде функциональной зависимости или системы дифференциальных уравнений). Она может базироваться на изучении статистических данных, касающихся факторов риска, на постулировании того или иного вида функции распределения флуктуаций этих факторов либо, в редких случаях, на выведении стохастических дифференциальных уравнений, определяющих временную эволюцию флуктуаций интересующих нас переменных. Наконец, моделируется будущее поведение показателя с вычислением функции распределения будущих значений доходности.
Например, для определения рыночного риска, выражающего неопределенность будущих изменений рыночных факторов, возможно использовать множество технологий оценки рисков: Value-at-Risk (VaR), бета-анализ теории САРМ, АРТ, Shortfall, Capitalat-Risk, Maximum Loss и ряд других классических методов. Некоторые из них известны достаточно давно, другие только начинают завоевывать популярность в банках, инвестиционных и страховых компаниях, пенсионных фондах. Для оценки финансовых рисков в настоящее время широкое распространение получили VaR-оценки, представляющие собой максимально возможную величину потерь инвестора в течение n дней, которая не будет превышена в течение данного периода с заданной степенью вероятности.
Применение принципов системного подхода, декомпозиция рисков и факторов их возникновения по иерархическим уровням позволят выполнять их оценку как на макро-, так и на микроуровне. К микроуровню будут относиться различные хозяйствующие субъекты, к мезоуровню — региональные или промышленные кластеры, макроуровень будет представлять непосредственно субъект РФ. Декомпозиция системы оценок инвестиционного риска демонстрирует многообразие реально существующих и взаимодействующих друг с другом систем и подсистем. Для каждой из них также существуют риски неблагоприятных воздействий, создаваемых внешней средой. Если совокупность подсистем образует многомерное пространство, то в этом пространстве каждому виду деятельности соответствует свое подпространство риска. Каждому уровню системы также соответствует свое подпространство риска, отличное как для субъекта хозяйствования, так для субъекта Федерации. Систему рисков частных инвестиционных проектов характеризуют как риски микроуровня, связанные с определенным типом деятельности, так и риски макроуровня, связанные с региональными особенностями, стратегиями руководящих лиц, профилем инвестиционных рисков региона.
С позиции пространственно-временного фактора оценка инвестиционного риска может использовать статический и динамический подходы, поскольку жизненный цикл инвестиционного проекта сопровождается появлением и развитием различных рисков либо трансформацией существующих рисков.
В предлагаемом варианте формирование системы оценок инвестиционного риска может проводиться в двух направлениях: либо от отдельного инвестиционного проекта (микроуровня) до экономической подсистемы (мезоуровень), либо до макроуровня - «снизу вверх»; либо от показателей экономического положения региона до точки сопряжения с отдельными инвестиционными проектами с учетом внешней среды - инвестиционного климата, ресурсов и пр. -«сверху вниз». Проектирование итоговой оценки риска по принципам «снизу вверх» и «сверху вниз» в любом случае даст два различных результата. Анализ полученной погрешности позволит доопределить «не-факторы» — неполноту данных, недостоверность, неопределенность, субъективность.
Подпространство рисков для каждого уровня и для каждого вида деятельности нуждается в создании систем классификации рисков и порождающих их факторов. Естественно предполагать, что такая система заменит собой реально существующую сложную систему взаимосвязи рисков на модель, в большинстве случаев упрощающую действительность, допускающую некоторое искажение реальности. Комплексный показатель риска в этом случае может быть субъективным и может обладать различной степенью достоверности.
Функционирование предлагаемой ИС предполагается в границах определенной территории — региона, но путем создания информационных шлюзов возможен межрегиональный обмен информацией на мегауровне для принятия решения по регионам в целом. Информационная система выполнит «диагностические» функции, такие как комплексный логический анализ динамики показателей риска, позволяющий заблаговременно распознать возникновение отклонений в протекании инвестиционного процесса, разработает и отберет варианты инвестирования, компенсирующие эти отклонения, а также ответит на вопросы «Что будет, если ...» или «Как сделать, чтобы ...» [3]. В рамках данной системы возможен анализ финансовых потоков внутри региона как сверху, так и снизу. Отклонения оценок, полученных «сверху» и «снизу», друг от друга, вскроют «серые» схемы деятельности предприятий, определят логистику теневых потоков.
Показатели риска, зафиксированные на мезо- и макроуровнях, могут быть открыты для потенциальных инвесторов. Данные оценки станут альтернативными для существующей системы экспертных оценок, что будет способствовать повышению информационной «прозрачности» региона, повысит уровень оперативности принимаемых решений.
Заключение
Результатом данной работы является группа следующих выводов:
1. Необходимым усложнением системы управления инвестициями региона является интегрируемая в нее система управления региональными инвестиционными рисками.
2. Создание информационной системы мониторинга приведет к тому, что процедура оценки инвестиционного риска будет проводиться регулярно, риск инвестиций станет для пользователя устойчивым, постоянным (а в будущем - и систематическим, предсказуемым), резко повысится уровень оперативности принимаемых решений высшего уровня.
3. Создание единого регионального информационного пространства должно являться одним из направлений развития инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе и позволит обеспечить системное управление рисками на всех уровнях иерархии на основе объединения информационных ресурсов участников рынка инвестиций. Разработка превентивных мер по изменению инвестиционного риска возможна при наличии в регионе адекватной информационной среды, основанной на функционировании информационной системы мониторинга инвестиционных рисков региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тхакушинов Э. К. Организация системы управления инвестиционными рисками в экономике региона. -Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 238 с.
2. Уланова Е. М. Методика оценки регионально-отраслевого риска инвестирования // Вопросы оценки. — 2005. - № 3. - С. 9-14.
3. Чернов В. Г. Модели поддержки принятия решений в инвестиционной деятельности на основе аппарата нечетких множеств. - М.: Горячая линия - Телеком, 2007. - 312 с.
Статья поступила в редакцию 6.12.2010
INFORMATION SYSTEM OF MONITORING OF REGIONAL INVESTMENTS RISKS
A. G. Sokolov, I. Yu. Kvyatkovskaya, A. E. Zimenkova
Regional administration requires the use of information sources in the processes of investment risk assessment. The concept of the regional information system of monitoring of investment risks, generalizing the complex data by the results of the expert analysis is offered. The hierarchical data system promoting generation and aggregation of the current information from micro- to macro level is defined.
Key words: investment risk, region, information system, expert.