Научная статья на тему 'Информационная сфера государственного управления: дефиниция, цель, задачи, функции и общеправовые вопросы'

Информационная сфера государственного управления: дефиниция, цель, задачи, функции и общеправовые вопросы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное право / государственное управление / информационная сфера / информационное общество / информационные отношения / задачи государственного управления в информационной сфере / функции государственного управления в информационной сфере / правовые аспекты информационной сферы / правовые аспекты информационных отношений / information law / public administration / information sphere / information society / information relations / tasks of public administration in the information sphere / functions of public administration in the information sphere / legal aspects of the information sphere / legal aspects of information relations

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александр Анатольевич Беженцев, Николай Алексеевич Игошин

Прогресс инновационных информационных технологий в 50-е гг. ХХ в. дал старт информационно-технологической революции, плодом которой обнаруживается постепенное развитие новейшего типа общественной формации — информационного общества, в котором решающим авторитетом обладают не традиционные материальные факторы производства, а нематериальный фактор — информация. Можно с твердостью сказать о том, что информация становится одним из стратегических ресурсов государства и социума, ресурсом общественно-экономического, технологического и культурного наследия России. Авторами изучены дефиниция, цель, общеправовые вопросы, задачи и функции информационной области управления государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information sphere of public administration: definition, purpose, tasks, functions and general legal issues

Progress of innovative information technologies in the 50s of the twentieth century gave rise to the information technology revolution, the fruit of which reveals the gradual development of the newest type of social formation — the information society, in which the decisive authority is not the traditional material factors of production, but the intangible factor — information. We can firmly say that information is becoming one of the strategic resources of the state and society, a resource of the socio-economic, technological and cultural heritage of Russia. The authors studied the definition, purpose, tasks and functions of the information field of state management.

Текст научной работы на тему «Информационная сфера государственного управления: дефиниция, цель, задачи, функции и общеправовые вопросы»

Научная статья УДК 34:366.636

https://doi.org/1 G.24412/2073-0454-2024-2-301-3G6 EDN: https://elibrary.ru/yaeeez NIION: 2003-0059-2/24-039 MOSURED: 77/27-003-2024-02-238

Информационная сфера государственного управления: дефиниция, цель, задачи, функции и общеправовые вопросы

Александр Анатольевич Беженцев1, Николай Алексеевич Игошин2

'■2 Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

1 adovd@mail.ru

2 igoshin-na@ranepa.ru

Аннотация. Прогресс инновационных информационных технологий в 5G-C гг. ХХ в. дал старт информационно-технологической революции, плодом которой обнаруживается постепенное развитие новейшего типа общественной формации — информационного общества, в котором решающим авторитетом обладают не традиционные материальные факторы производства, а нематериальный фактор — информация. Можно с твердостью сказать о том, что информация становится одним из стратегических ресурсов государства и социума, ресурсом общественно-экономического, технологического и культурного наследия России. Авторами изучены дефиниция, цель, общеправовые вопросы, задачи и функции информационной области управления государством.

Ключевые слова: информационное право, государственное управление, информационная сфера, информационное общество, информационные отношения, задачи государственного управления в информационной сфере, функции государственного управления в информационной сфере, правовые аспекты информационной сферы, правовые аспекты информационных отношений

Для цитирования: Беженцев А. А., Игошин Н. А. Информационная сфера государственного управления: дефиниция, цель, задачи, функции и общеправовые вопросы // Вестник Московского университета МВД России. 2G24. № 2. С. 3G1-3G6. https://doi.org/1G.24412/2G73-G454-2G24-2-3G1-3G6. EDN: YAEEEZ.

Original article

Information sphere of public administration: definition, purpose, tasks, functions and general legal issues

Alexander A. Bezhentsev1, Nikolay A. Igoshin2

'■2 Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

1 adovd@mail.ru

2 igoshin-na@ranepa.ru

Abstract. Progress of innovative information technologies in the 5Gs of the twentieth century gave rise to the information technology revolution, the fruit of which reveals the gradual development of the newest type of social formation — the information society, in which the decisive authority is not the traditional material factors of production, but the intangible factor — information. We can firmly say that information is becoming one of the strategic resources of the state and society, a resource of the socio-economic, technological and cultural heritage of Russia. The authors studied the definition, purpose, tasks and functions of the information field of state management.

Keywords: information law, public administration, information sphere, information society, information relations, tasks of public administration in the information sphere, functions of public administration in the information sphere, legal aspects of the information sphere, legal aspects of information relations

For citation: Bezhentsev A. A., Igoshin N. A. Information sphere of public administration: definition, purpose, tasks, functions and general legal issues. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2G24;(2):3G1-3G6. (In Russ.). https://doi.org/1G.24412/2G73-G454-2G24-2-3G1-3G6. EDN: YAEEEZ.

Государственное управление — это очень сложное явление и поэтому оно является элементом анализа многообразных наук. Философы постигают его

© Беженцев А. А., Игошин Н. А., 2024

как один из видов управления социумом, характерное формулирование его свойств. Социологов интересует, преимущественно, общественно-классовая

природа и коллективная функция государственного управления, их подлинное и конкретное отображение в совместной жизнедеятельности. Экономисты истолковывают большей частью роль государства в экономике, в руководстве социальными процессами, а также государственное управление как характерный вид труда.

Вопросами государственного управления занимается и юридическая наука. Достаточно широко организационно-правовые аспекты государственного управления были освещены в научных трудах Б. П. Курашвили [1], Б. М. Лазарева [2], Г. В. Ата-манчука [3]. Вместе с тем, в условиях современных реалий на сегодняшний день, не смотря на наличие исследований [4; 5; 6; 7], не хватает научных изысканий по специфике государственного управления именно в информационной сфере. Это обуславливает необходимость проанализировать общие организационно-правовые аспекты государственного управления в сочетании с его особенностями в информационной сфере и дать на том базисе комплексное определение государственного управления в указанном сегменте.

В обширном значении государственное управление — это совокупность всех обликов деятельности государства (законодательной, исполнительной, судебной), реализовываемых всеми органами государственной власти. Приведем несколько дефиниций, которые соответствуют такому разумению. Так, Г. В. Атаманчук полагает, что государственное управление — это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование многообразных социальных взаимоотношений с помощью деятельности всех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной, их органов, государственных служащих [3, с. 11]. Б. П. Курашвили предполагает, что под этим термином следует уразумевать деятельность комплексного государственного аппарата по урегулированию социальных отношений, по управлению как общественными, так и его непосредственными делами [1, с. 110]. Несмотря на масштабность обширного подхода к дефиниции государственного управления, он получил формирование в произведениях специалистов, которые занимаются вопросами государственного управления в сфере информации.

Отметим, что обширное толкование государственного управления как совокупности всех видов

деятельности государства, т. е. всех форм воплощения в жизнь государственной власти, терпимо на уровне анализа в целом общесоциальной системы управления, который связан с выделением ее сравнительно автономных подсистем.

На более конкретном уровне рассмотрения системы управления государство как интегрированный субъект государственного управления вызывает необходимость уже дифференцированного разбора, т. е. изучения как комплексности государственных органов, между которыми обусловленным образом разделены всевозможные виды деятельности державы. Поэтому именно «узкое» понимание государственного управления должно быть преобладающим в отраслевых государственно-управленческих исследованиях. Учитывая указанное, верным кажется мнение Б. М. Лазарева, что деятельность государства в целом, очевидно, призвана изучать общая теория государства и права и наука государственного (конституционного) права [2, с. 108], а не специализированная административно-правовая наука. Для административного права более характерно узкоетолко-вание государственного управления как подзаконной исполнительно-распорядительной деятельности государства.

Обусловим государственное управление как независимый вид государственной деятельности, носящей подзаконный исполнительно-распорядительный характер, органов (должностных лиц) применительно практическому осуществлению функций и задач государства в процессе урегулирования экономической, общественно-культурной и административно-политической сфер. Подчеркнем, что под государственным управлением надлежит разуметь характерную деятельность государства, обнаруживающуюся в функционировании ряда уполномоченных структур (органов) по материализации исполнительно-распорядительных функций, которые постоянно, планомерно, властно и в рамках нормативных установлений воздействуют на социальную систему с вектором ее оптимизации в корреспонденции с публичными интересами.

Отталкиваясь из этого узкого истолкования, под государственным управлением в информационной сфере предлагаем, в общем, полагать подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность уполномоченных государственных органов, их должностных лиц по претворению функций и задач государ-

JURISPRUDENCE

ства в сегменте социальных информационных и информационно-инфраструктурных взаимоотношений согласно интересам общества. Потребность конкретизации данного уразумения государственного управления в информационной сфере вызывает необходимость анализа его базовых характеристик.

Законодательным органом государства определяются основные принципы государственной политики в информационной сфере путем принятия соответствующих законов, практическая реализация предписаний, содержащихся в этих актах законодательства, обеспечивается деятельностью целого ряда других уполномоченных государством органов. Поэтому государственное управление как вид деятельности государства по практической реализации законов — это, прежде всего, исполнительная деятельность. Материализация настоящей функции неприемлема без принятия четких управленческих решений и контрольных мероприятий над их осуществлением. Вследствие этого органы государственного управления наделяются полномочиями властного характера, т. е. приобретают от государства право исполнять распорядительную деятельность.

Направленность исполнительно-распорядительной деятельности этих органов на обеспечение реализации норм законов обуславливает ее подзаконный характер. Подзаконность означает, что любые действия органов государственного управления, любые их решения, принимаемые во исполнение законов, должны четко соответствовать соответствующим предписаниям этих законов. Следовательно, именно нормы законов в основном формируют правовую основу государственного управления и определяют пределы его исполнительного направления.

Подзаконность и исполнительно-распорядительный характер государственного управления являются признаками универсальными, поэтому они касаются всех сфер государственного управления:

а) экономики;

б) образования;

в) культуры;

г) здравоохранения.

Их осмысление нужно для понимания сущности государственного управления в информационной сфере но, все же, это не позволяет в полной мере проникнуть в его суть из-за того, что не учитывается специфика особенности именно этой сферы. Поэтому,

для того, чтобы составить более точное представление об особенностях государственного управления в информационной сфере, рассмотрим задачи и функции государства в указанной области, ведь они специфичны именно для этого сегмента.

Само определение общей цели, на достижение которой направлено государственное управление, позволяет определить конкретные задачи, которые должны быть решены в ходе государственного управления. Долгосрочной стратегической мишенью государственной информационной политики державы обнаруживается вырабатывание открытого информационного общества на базисе эволюции единого информационного пространства монолитного государства, его интеграция в мировое информационное пространство в контексте национальных особенностей и горизонтов при обеспечении информационной безопасности на внутригосударственном и интернациональном уровнях.

Из этого следует, что общей целью государственного управления в информационной сфере является построение информационного общества. Необходимо учитывать и тесное взаимовлияние и взаимообусловленность различных сфер жизнедеятельности общества: экономической, социальной, информационной в процессе цивилизационного развития общества. Это означает, что становление информационного общества, кроме развития собственно сферы информационных и информационно-инфраструктурных отношений, детерминировано в значительной степени и состоянием развития других сфер жизнедеятельности общества: образования, науки, культуры, промышленности, сельского хозяйства, которые выступают как производителями, так и потребителями значительных массивов информации, а затем стимулируют развитие информационной сферы.

Из приведенного следует, что для обеспечения становления информационного общества государство должно воздействовать не только на информационный сегмент, но и прочие сферы отношений социума. Следственно, формирование информационного общества как качественно новейшего цивили-зационного периода формирования и эволюции всего общества должно интерпретироваться как коллективная перспективная цель работы державы в комплексе, которая заключается в модификации всего масштаба социальных взаимоотношений, с

ударением на целостное развитие информационных и информационно-инфраструктурных отношений.

В контексте достижения этой общей цели к определению цели государственного управления в информационной сфере следует подходить на основе выявления определяющей потребности человека в условиях становления новой общественной формации. Такой потребностью в условиях развития информационного общества является потребность в информации, ведь, как отмечал А. А. Чернов, на сегодняшний день именно информация становится одним из стратегических ресурсов развития государства и общества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития [8, с. 13].

Именно поэтому в условиях информационного общества для обеспечения своих растущих информационных потребностей люди все чаще вступают в информационные отношения, а информационная сфера становится ведущей сферой жизнедеятельности такого общества. Государственное управление как непосредственно организующая и регулирующая деятельность призвано направить эти отношения таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности их участников в информации. Следовательно, целью государственного управления в информационной сфере на современном историческом этапе является обеспечение удовлетворения потребностей личности и общества в целом в информации как стратегическом ресурсе его конструктивной эволюции.

Такая общая цель может быть уточнена путем раскрытия ряда более конкретных задач государственного управления в информационной сфере. Учитывая современное состояние развития информационной сферы в нашей державе, к этим задачам следует отнести:

1) достижение значительного уровня развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на базисе широкомасштабного внедрения информационно телекоммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности социума;

2) дальнейшее развитие отечественных научно-технических и производственных возможностей в данной сфере;

3) эволюцию мощной системы национальных информационных ресурсов как фактора видоизменения державы в социум, прогресс которого основывается на научных познаниях;

4) сотворение рынка информационных продуктов и услуг на ядре равенства всех форм собственности, ручающегося за права умственной собственности на информацию и информационно-телекоммуникационные технологии;

5) гарантирование самостоятельности средств массовой информации и недопущение злоупотребления свободой слова с целью посягательства на моральные и духовные ценности общества, прав и свобод граждан;

6) обеспечение беспрепятственного доступа к информации при содействии высокого уровня информационной безопасности личности, общества, государства;

7) дальнейшая интеграция Российской Федерации в мировое информационное пространство при условии гарантирования ее информационного суверенитета и национальной информационной идентичности.

Основные направления деятельности государства по достижению его целей и задач именуются функциями. Взаимосвязь функций и задач государства состоит в том, что функции государства обусловлены его целью и задачами, стоящими перед ними на том или ином этапе развития, таким образом, функции государства в информационной сфере — это основные направления деятельности государства, направленные на решение и реализацию его задач в этой сфере с целью удовлетворения информационных потребностей личности и общества в условиях становления и прогресса информационного общества.

К основным направлениям деятельности государства, т. е. его функциям в информационной сфере отнесем:

1) обеспечение доступа граждан к информации;

2) создание государственных систем и сетей информации;

3) укрепление материально-технических, финансовых, организационных, правовых и научных основ информационной деятельности;

4) обеспечение эффективного использования информации;

5) содействие постоянному обновлению, обогащению и хранению национальных информационных ресурсов;

6) создание общей системы охраны информации;

7) содействие международному сотрудничеству в области информации и гарантирование информационного суверенитета;

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

8) увеличение разнообразия и количества электронных услуг;

9) развитие научно-технического, инновационного потенциала в области информационно-коммуникационных технологий;

10) использование этих технологий для решения проблем в сферах здравоохранения, науки, культуры, охраны окружающей среды.

Итак, государственное управление в информационной сфере — это деятельность, направленная на достижение общей цели государственного управления в информационной сфере, — построение информационного общества с помощью решения задач и практической реализации функций государства в информационной сфере. Приведенные признаки государственного управления информационной сферой дают основания определить его как урегулированную нормами права целенаправленную, подзаконную деятельность уполномоченных государственных органов, их должностных лиц, отдельных негосударственных образований по осуществлению исполнительно-распорядительных функций, направленных на практическую реализацию государственной политики в сфере информационных и информационно-инфраструктурных отношений.

Список источников

1. Курашвили Б. П. Очерк теории государственного управления / Отв. ред. М. И. Пискотин ; АН СССР, Институт государства и права. М. : Наука, 1987.

2. Лазарев Б. М. Государственное управление на этапе перестройки. М. : Юридическая литература, 1988.

3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: гурс лекций. М. : Юридическая литература, 1997.

4. Лопатин В. Н. Информационное право: учебник. 3-е изд., изм. и доп. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2021.

5. Городов О. А. Информационное право: учебник для бакалавров. 2-е изд. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2020.

6. Волков Д. В., Кеклис А. Ю. Информационное право в схемах и определениях: учеб. наглядное пособие. СПб. : Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2023.

РИМСКОЕ ПРАВО

2-е изд., перераб. и доп. Учебник Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки М. М. Рассолов, М. А. Горбунов

В учебник включен материал по всем темам курса «Римское право», дающий представление о системе, источниках и принципах римского права, а также о формах защиты частных прав, правовом положении лиц и об объектах правоотношений в римском обществе. Изложены основные понятия и элементы семейного, вещного, договорного и наследственного права. Приведена подробная классификация обязательств в римском частном праве.

Для студентов бакалавриата, обучающихся по специальности «Юриспруденция», аспирантов и преподавателей, а также для всех интересующихся римским правом.

7. Смоленский М. Б., Алексеева М. В. Информационное право: учебник. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021.

8. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. Дипломатическая академия МИД России. М. : Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

References

1. Kurashvili B. P. An essay on the theory of public administration / Ed. M. I. Piskotin ; Academy of Sciences of the USSR, Institute of State and Law. M. : Nauka, 1987.

2. Lazarev B. M. Public administration at the stage of perestroika. M. : Legal literature, 1988.

3. Atamanchuk G. V. Theory of public administration: a series of lectures M. : Legal literature, 1997.

4. Lopatin V. N. Information law: textbook. 3rd ed., ed. and add. M. : Limited Liability Company «Prospect», 2021.

5. Gorodov O. A. Information law: a textbook for bachelors. 2nd ed. M. : Limited Liability Company «Prospect», 2020.

6. Volkov D. V., Keklis A. Yu. Information law in schemes and definitions: textbook. visual aid. St. Petersburg : St. Petersburg Institute (branch) VGU (RPA of the Ministry of Justice of Russia), 2023.

7. Smolensky M. B., Alekseeva M. V. Information law: textbook. M. : Limited Liability Company «Kno-Rus Publishing House», 2021.

8. Chernov A. A. The formation of the global information society: problems and prospects. Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. M. : Publishing and Trading Corporation Dashkov & Co., 2003.

Информация об авторах

А. А. Беженцев — доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент;

Н. А. Игошин — доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

A. A. Bezhentsev — Associate Professor of the Department of Law of the Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N. A. Igoshin — Associate Professor of the Department of Law of the Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.11.2023; одобрена после рецензирования 10.01.2024; принята к публикации 22.02.2024.

The article was submitted 28.11.2023; approved after reviewing 10.01.2024; accepted for publication 22.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.