Раздел 10. Компаративистика и зарубежный опыт
СТУКАНОВ В.Г., STUKANOV V.G.,
кандидат психологических наук, доцент,
[email protected] Научно-педагогический факультет; Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 220005, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Машерова, 6
Candidate of Psychological Sciences, associate professor, [email protected] Scientific and pedagogical faculty; Academy of the Interior Ministry of the Republic of Belarus, Masherova Ave. 6, Minsk, 220005, Republic of Belarus
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОПАГАНДЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОй ПРАКТИКЕ:
ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Реферат. Констатируется одна из задач государственного управления — организация воздействия на общественное сознание в целях формирования ценностно-мировоззренческих установок, соответствующего отношения людей к нормам права и органам государственной власти. Пропаганда является эффективным средством организации подобного влияния. Обосновывается, что пропаганда — это специально организованный процесс предъявления информации, направленный на усвоение общественным сознанием системы нравственно-правовых норм и ценностей, а также социально-политических взглядов, декларируемых государством. Пропаганда выступает средством государственной идеологии, поэтому включает ценностное отношение к историческим, политическим и социально-экономическим процессам, оценку моделей исторического развития, соотношения политических сил, а также отношение к охраняемым законом ценностям, государственным органам и субъектам правоохранительной деятельности, лицам, ведущим преступный образ жизни. Субъектами пропаганды признаны: государство, органы государственной власти и управления; средства массовой информации; субъекты гражданского общества (политические партии, профсоюзные организации, общественные, религиозные объединения и фонды, национальные диаспоры и т.д.), информационная и коммуникативная деятельность которых отвечает официально декларируемым национальным интересам; семья. Предметом пропаганды является общественное сознание, система духовных ценностей, мировоззренческих установок, социально-политических взглядов и отношений, а также историческая память народа. Государство выступает источником пропагандистских взглядов, идей — методологом пропагандистской деятельности, разрабатывающим на основе государственной идеологии концепцию пропаганды и обеспечивающим ее реализацию через исполнительные, распорядительные органы власти, политические, общественные и иные институты. Государство, используя административный, экономический, кадровый и иные ресурсы, создает механизм и соответствующие условия для осуществления пропагандистского воздействия.
Ключевые слова: пропаганда, манипуляция, убеждение, государственное управление, предупреждение преступности.
PROPAGANDA TECHNIQUES IN LAW ENFORCEMENT PRACTICE: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Abstract. One of the objectives of public administration is stated — influencing the public consciousness to form values and world view, attitude of the people towards rules of law and public authorities. Propaganda is an effective means of organizing such influence. It's proved that propaganda is a specially organized process of presenting information aimed at the assimilation of declared by the state system of moral and legal norms and values as well as social and political views by the public consciousness. Propaganda is a means of state ideology, therefore it includes value attitude to the historical, political, social and economic processes; evaluation of historical development models and the balance of political forces; attitude to legally protected values, state authorities and law enforcement agencies, criminal behaviour. The following subjects of propaganda are recognized: state, public authorities, mass media, civil society actors (political parties, trade unions, public and religious associations and foundations, national diasporas, etc.). Their information and communication activities meet the national interests declared officially. The objects of propaganda are public consciousness, the system of spiritual values, worldviews, social and political views and attitudes, as well as the historical memory of the people. The state is the source of propaganda views and ideas. It acts as methodologist of propa-
ganda activities, developing the concept of propaganda on the basis of state ideology, and ensuring its implementation through executive and administrative authorities, political, public and other institutions. The state creates the mechanism and appropriate conditions for propaganda influence, using administrative, economic, personnel and other resources.
Keywords: propaganda, manipulation, persuasion, public administration, crime prevention.
Государство выступает основным регулятором жизнедеятельности общества, по сути, оказывая воздействие на все социально-экономические, политические и духовные процессы. Одной из задач государственного управления является организация воздействия на правовое сознание в целях формирования ценностно-мировоззренческих установок, соответствующего отношения людей к нормам права, государственным органам власти и их представителям. Одним из основных рычагов любого государства в организации подобного влияния выступает пропаганда.
До недавнего времени пропаганду подразделяли на социалистическую и буржуазную [1, с. 42-45]. Их основным отличием выступал критерий осознанности воспринимаемой аудиторией информации. Так, если западные политтехнологи определяли пропаганду в категориях манипулирования взглядами людей, внушения, создания легенд и мифов, то социалистическая пропаганда при формулировке своих положений использовала фактор убеждения. Сущность пропаганды, по мнению западных психологов Г. Лассвела, Л. Фрезера и др., состояла в том, что под ее влиянием каждый индивид ведет себя так, как если бы его поведение вытекало из его собственных решений. Точно так же можно манипулировать поведением группы людей, причем каждый член такой группы будет считать, что поступает по собственному разумению. В связи с этим считалось, что пропаганда воздействует на чувства больше, чем на разум. Соответственно, предметом пропаганды являлась эмоционально-чувственная сфера личности. Социалистическая традиция основным средством пропагандистского воздействия считала убеждение (в различных его проявлениях и формах), соответственно, предметом пропаганды выступала когнитивная (интеллектуальная) сфера личности. Советские методологи определяли пропаганду как целенаправленное распространение сведений, мнений, взглядов, теорий, объясняющих закономерности, характерные черты и явления общественной жизни [2, с. 13].
Таким образом, пропаганда должна была быть направлена на объяснение окружающей действительности. При этом никто не скрывал, что с помощью пропаганды до сознания людей доводились те социально-политические идеи, взгляды, теории, которые могли оказать влияние на формирование желательной направленности поведения человека. Подчеркивалось, что пропаганда - политически мотивированная деятельность, содержание которой определяется идеологией государства, она была призвана содействовать укреплению социально-политического господства существующего строя.
Значительный вклад в изучение психологии пропаганды внесли исследования Ю.А. Алешина, Б.Ц. Бадмаева, В.В. Бойко, Л. Войтасика, А.А. Деркач и Е.В. Селезневой, Г.Т. Журавлева, В.Н. Колбановского и Ю.А. Шерковина, А.А. Леонтьева, Ш.А. На-дирашвили, Т.К. Чмут и других, которые были направлены на исследование механизмов пропагандистского воздействия на идеологическую составляющую сознания людей, на изучение пропаганды как средства регуляции поведения социальных групп. Основываясь на общих методологических позициях, авторы исследовали различные направления пропагандистского воздействия: политическую пропаганду (Л. Войта-сик), идеологическое воздействие (А.А. Де-ркач и Е.В. Селезнева), проблемы правовой пропаганды (Д.А. Керимов, Л.И. Спиридонова), проблемы массовой коммуникации (А.А. Леонтьев, О.Т. Мельникова) и др. Признанным специалистом в области психологии массовых информационных процессов, психологии пропаганды стал Ю.А. Шерко-вин. По результатам научных исследований были разработаны практические рекомендации по эффективному использованию различных средств и форм пропагандистского воздействия (В.В. Бойко, Г. Бардыров, Ю.В. Воронцов, П.С. Гуревич, Е.А. Ножина, Л.В. Шепелев и Ю.А. Шерковин и др.); критерии оценки эффективности пропагандистского воздействия (Б.С. Андреев, П.В. Поздняков, Т.К. Чмут); раскрыт управленческий ресурс пропаганды (Г.Т. Журавлев).
В рамках исследования психологии пропаганды, в первую очередь, критически осмысливая зарубежное пропагандистское воздействие, советскими учеными в 70-80-х годах был сделан обоснованный вывод о возрастающей зависимости индивидуального, группового и массового сознания людей от информационных воздействий манипулятивного характера, которые принимают угрожающие масштабы (Г.А. Арбатова, Б.Н. Бессонов, O.A. Феофанов, А. Лавровский, А.Б. Поклад и Н.И. Юдина).
Результаты исследования пропаганды получили свое развитие уже в постсоветское время, правда, под другим названием. В настоящее время широкую популярность и достаточную разработанность в науке получили такие понятия, как «информационная война» (Н.А. Брусницын, С.П. Расторгуев), «психологическая война», «информационное управление» (В.В. Кульба), «психологические операции» (Г.Г. Почепцов и др.), «информационно-психологическая война» (В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин), «манипуляция» (Е.Л. Доценко, С.Г. Кара-Мурза), «информационно-психологическое воздействие» (С.А. Зелинский, Г. Грачев, И.К. Мельник, В.Г. Стуканов и др.) и многие сходные по смыслу. Авторы, рассматривая общие стороны пропагандистского воздействия, тем не менее изучают разные проблемы: организация влияния на политическую систему зарубежного государства; скрытое влияние на сознание, чувства и потребности человека; сокрытие и предоставление информации как средство влияния; избирательные психотехнологии; организация PR-акций; влияние посредством рекламы, формирование правосознания информационно-психологическими средствами и т.д.
Современное состояние науки достигло высоких результатов в изучении отдельных сторон пропагандистского воздействия. Однако сегодня отсутствует единый подход к изучению пропаганды как средства государственного управления в сфере предупреждения преступности, нет системной модели государственного пропагандистского воздействия, направленной на решение задач нравственно-правового воспитания личности.
Теоретик пропаганды Ф. Тэйлор указывает, что «пропаганда использует ком-
муникацию, чтобы передать сообщение, идею или идеологию, которые исходно предназначены для удовлетворения интересов человека или группы людей, осуществляющих коммуникацию» [3, с. 93]. Можно утверждать, что пропаганда является средством идеологического воздействия в формировании общественного мнения, настроений и убеждений людей, отражающих социально-правовую действительность и детерминирующих социально-правовое поведение. При этом пропаганда выступает одним из мощнейших рычагов государственного управления, реализацией государственной политики как внутри страны, так и на международной арене. Пропаганда в современных условиях способствует распространению важнейшей нравственно-правовой и политической информации, расширению круга убежденных сторонников определенных идей, их защитников. Пропаганда всегда несет в себе идеологическое, политическое содержание, в этом, кстати, ее отличие от PR - Pablic Relations (паблик рилейшнз), которая может и не иметь политически окрашенных целей, идеологической составляющей.
Мы предлагаем следующее определение пропаганды как средства государственного управления в сфере предупреждения преступности. Пропаганда - это специально организованный процесс предъявления информации, направленный на усвоение общественным сознанием системы нравственно-правовых норм и ценностей, а также социально-политических взглядов, декларируемых государством, и детерминирующий субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека. Пропаганда выступает средством государственной идеологии, поэтому включает в себя ценностное отношение к историческим, политическим и социально-экономическим процессам, оценку моделей исторического развития, соотношения политических сил, а также отношение к пра-воохраняемым ценностям, государственным органам и людям, осуществляющим борьбу с преступностью, лицам, ведущим преступный образ жизни, и т.д.
Основными видами пропаганды являются: 1) внутриполитическая пропаганда - осуществляется государством внутри
страны и направлена на отдельного человека, малые группы людей, в том числе семью, социальные группы, субъекты гражданского общества, СМИ и т.д.; 2) внешнеполитическая пропаганда - реализуется на международной арене и направлена на международные и межправительственные организации, а также население, национальные, религиозные и общественные объединения и фонды зарубежных государств; 3) контрпропаганда - осуществляется внутри страны и направлена на нейтрализацию пропагандистского воздействия зарубежных государств, международных организаций и блоков, внутренней оппозиции на общественное сознание людей данной страны.
Субъектом пропаганды, в первую очередь, является государство, органы государственной власти и управления. К специальным субъектам необходимо отнести средства массовой информации, субъекты гражданского общества (политические партии, профсоюзные организации, общественные, религиозные объединения и фонды, национальные диаспоры и т.д.), информационная и коммуникативная деятельность которых отвечает официально декларируемым национальным интересам, а также семью. Специальными мы их называем в связи с тем, что их характеристика носит субъектно-объектный характер, то есть, с одной стороны, СМИ, общественные объединения и партии, семья выступают субъектом пропагандистского воздействия, с другой стороны, они же являются и объектом государственной пропаганды. Помимо этого, СМИ выступают также и средством пропаганды. Предметом пропаганды является общественное сознание, система духовных ценностей, мировоззренческих установок, социально-политических взглядов и отношений, а также историческая память народа.
Государство выступает источником пропагандистских взглядов, идей, то есть методологом данного вида деятельности, разрабатывающим на основе государственной идеологии концепцию пропаганды и обеспечивающим ее реализацию через исполнительные, распорядительные органы власти, политические, общественные и иные институты. Государство, используя административный, экономический, кадровый и иные ресурсы, создает механизм
и соответствующие условия для осуществления пропагандистского воздействия.
В Республике Беларусь пропагандистское воздействие прямо реализуется через институт президентства, Парламент, Совет Министров, судебную систему; органы государственного контроля и надзора; министерства, иные республиканские органы государственного управления, их территориальные подразделения (важное место в организации и содержании государственной пропаганды принадлежит Министерству информации, Министерству образования, Управлению информации Министерства иностранных дел Республики Беларусь); местные Советы депутатов и их аппараты, исполнительные и распорядительные органы и их аппараты.
Средства массовой информации - это вся информационная теле-, радио-, интернет-, коммуникационная инфраструктура общества. Содержание деятельности СМИ как субъекта пропаганды заключается в сборе, обработке и анализе материалов с целью распространения актуальной, социально значимой и согласованной с национальными интересами информации.
Главным «агентом влияния» на информационном поле является государство. Оно не только определяет права и обязанности журналистских коллективов, задает «правила игры», регулирует их деятельность через Министерство информации, но и является собственником многих средств массовой информации (особенно региональных). В связи с этим ведущая роль в пропаганде официально декларируемых национальных интересов, идеологии Белорусского государства принадлежит холдингу «Белтелерадиокомпания» (1-му национальному телеканалу, ОНТ), печатным органам, учредителями которых выступают органы государственной власти и управления, например газета «Советская Беларусь» (Администрация Президента Республики Беларусь). На местном уровне в соответствии с ч. 22 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» органы местного управления, как правило, учреждают местные средства массовой информации. На современном этапе государство оказывает поддержку социально значимым периодическим изданиям. Выделяются финансовые субсидии редакциям детских,
юношеских, молодежных, литературно-художественных, культурологических, образовательных, специализированных и ряда общественно-политических изданий.
К субъектам гражданского общества как субъектам пропаганды в системе средств государственного управления относятся: профсоюзные организации, общественные, религиозные объединения и фонды, политические партии, национальные диаспоры и др., отстаивающие национальные интересы и ценности в соответствии с государственной идеологией, проводимой государством внутренней и внешней политикой. Среди них в Беларуси можно выделить Федерацию профсоюзов Беларуси, Белорусскую Православную Церковь, Римско-католическую церковь в Беларуси, ОО «Белорусское общество "Знание", ОО «Белая Русь», ОО «Белорусский республиканский союз молодежи», Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо», республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь», Белорусскую республиканскую пионерскую организацию, Белорусский союз женщин, Республиканскую ассоциацию многодетных родителей и др.
Как известно, выразителем и защитником интересов конкретных социальных групп и слоев в гражданском обществе выступают политические партии. Они же разрабатывают и внедряют в массовое сознание те или иные идеологические парадигмы, принципы и ценности. Сегодня в Республике Беларусь действуют около 20 партий. Однако результаты мониторинга, полученные путем изучения общественного мнения Институтом социально-политических исследований, свидетельствуют, что большая часть опрошенного населения никак не идентифицирует себя с этими политическими организациями. Почти две трети жителей Республики Беларусь (61,5 %) не поддерживают ни одну из имеющихся в стране политических партий. Лишь Белорусская партия женщин «Надежда» (8,4 %), Коммунистическая партия Беларуси (6,3 %) и Аграрная партия (4,7 %) имеют относительный рейтинговый порог [4, с. 62-65]. Это свидетельствует о том, что в современных условиях политические партии Беларуси не стали в полной мере
значимым субъектом пропаганды, не способны оказывать формирующее воздействие на общественное сознание.
Специальным опосредованным субъектом государственной пропаганды выступает семья. Семья - важнейший инструмент достижения стабильности и благополучия государства, которые напрямую зависят от ее прочности, от состояния нравственного и физического здоровья родителей и детей. Как правило, в семье, в первую очередь, формируются мировоззренческие установки, первичные политические взгляды подрастающего поколения. От идейных воззрений родителей зависит отношение детей к государству, проводимой им внутренней и внешней политике, отношение к органам государственной власти и их представителям. Государство посредством органов власти, проводимой социально-экономической политики, СМИ, профсоюзов, общественных объединений и партий оказывает перманентное интенсивное воздействие на семью (объект пропаганды). Семейные же отношения выступают важнейшим условием интериоризации проповедуемой государственной идеологии (системы взглядов и идей) - субъект воздействия. Семья - это универсальная среда формирования личности, источник ее духовных и физических сил.
Таким образом, пропаганда выступает эффективным средством государственного управления, охватывающим все сферы жизнедеятельности людей, в том числе предупреждение преступности. Главная цель пропаганды - защита государственных интересов и формирование соответствующего отношения населения к тем или иным вопросам, ценностям, фактам и событиям. В Республике Беларусь сформирована достаточно эффективная система политической пропаганды. Вместе с тем отсутствует действующая модель пропаганды правоохраняемых ценностей (человеческой жизни, собственности и т.д.), не налажена систематическая деятельность государства по формированию соответствующего отношения населения к представителям органов государственной власти, в том числе к сотрудникам правоохранительных органов, к лицам, ведущим противоправный и (или) аморальный образ жизни. А ведь важнейшей задачей государства в создании эффективной системы
предупреждения преступности выступает формирование в обществе положительного отношения к установленным социально-правовым правилам и нормам, и убеж-
денность в необходимости их соблюдения, а также устранение таких представлений и притязаний, которые детерминируют противоправное поведение.
Список литературы
1. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. 281 с.
2. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. М.: МГУ, 1968. 102 с.
3. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2002. 528 с.
4. Белорусская модель развития: теория и практика. Мн.: ИСПИ, 2003.
References
1. Voytasik L. Psikhologiyapoliticheskoy propagandy [Psychology of political propaganda]. Moscow, Progress Publ., 1981. 281 p.
2. Prokhorov E.P. Publitsistika vzhizni obshchestva [Journalism in the life of society]. Moscow, Lomonosov Moscow State University, 1968. 102 p.
3. Pocheptsov G.G. Psikhologicheskie voyny [Psychological warfare]. Moscow, Refl-buk Publ.; Kiev, Vakler Publ., 2002. 528 p.
4. Belorusskaya model' razvitiya: teoriya i praktika [Belarusian model of development: theory and practice]. Minsk, 2003.