Научная статья на тему 'Информационная поддержка принятия решений по предотвращению ЧС на объектах водного транспорта'

Информационная поддержка принятия решений по предотвращению ЧС на объектах водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
241
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Лещинский П.Д., Онов В.А., Корольков А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка принятия решений по предотвращению ЧС на объектах водного транспорта»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЧС НА ОБЪЕКТАХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

П.Д. Лещинский, адъюнкт, В.А. Онов, начальник кафедры, к.т.н., доцент, А.П. Корольков, профессор, к.т.н., профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Одной из основных задач и функции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации. Ниже приведены основные процессы МЧС России, которые исходят из задач Министерства (рис.1).

Рис. 1. Основные процессы МЧС России

Наметившаяся в последние годы неблагоприятная тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера на объектах водного транспорта в Российской Федерации, существенно сказывается как на экологической обстановке в различных регионах страны, так и на уровне безопасности всего государства и его населения.

Активное использование водных акваторий делает актуальной задачу по обеспечению безопасности населения от угроз природного и техногенного характера на объектах водного транспорта, а также ликвидацию аварий с экологическими последствиями.

Водный транспорт никогда не будет абсолютно безопасным, поэтому другая важнейшая задача - минимизировать риски при перевозках людей и опасных

грузов, а также снизить риск возникновения ЧС на объектах транспортной инфраструктуры.

Эти задачи на основе современных информационных технологий призвана решать система информационной поддержки. В настоящее время процедура информационной поддержки решений по прогнозированию рисков и предотвращению ЧС, принимаемых должностными лицами Центра управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России (далее - ЦУКС), не автоматизирована. В тоже время, как показывает анализ, такие системы позволяют повысить обоснованность, оперативность и качество принимаемых решений.

В основу разрабатываемой информационно-управляющей системы для расчета рисков чрезвычайных ситуаций на объектах водного транспорта положена концепция построения систем командного управления С41 состоящую из пяти основных элементов (рис. 2):

Command - управление;

Control - контроль;

Communication - обмен информацией;

Computers - компьютеры;

Intelligence - сведения, данные.

Аналитический элемент

Командный элемент

-_-

Оперативный элемент

Рис. 2. Схема функционального взаимодействия в системе С41

Управление осуществляется путем сбора и анализа внешних данных, полученных за определенный период времени, оперативно поступающих данных, т.е. данных реального времени. На основе полученных данных и сведений осуществляется руководство силами и средствами в ответ на возникающую ситуацию.

Контроль рассматривается как процесс корректировки управленческих действий в ответ на изменение внешних факторов, а также поступающей уточняющей информации

Аналитический элемент несет ответственность за создание и поддержку базы данных, необходимой для анализа возникшей ситуации. Аналитический

элемент получает исходные необработанные данные от оперативного элемента, которые могут быть представлены, например, как данные ЧС, полученные от ЕДДС, находящихся в зоне происшествия, так и данными от внешних систем и датчиков.

Командный элемент (оперативно-дежурная смена, диспетчеры) ответственен за управление силами и средствами оперативного элемента и выдает им приказы. Силы и средства, находящиеся в месте происшествия, взаимодействуют со своим руководством и диспетчерской службой (командный элемент), докладывая им о текущей ситуации и своих действиях. Основываясь на их докладах, а также и о сведениях, полученных из баз данных, командный элемент формирует новые приказы для сил и средств оперативного элемента.

Разрабатываемая система поддержки принятия решений выполняет:

- информационную поддержку принятия решений при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на основе анализа рисков объектов водного транспорта;

- информационную поддержку управленческих решений по снижению рисков чрезвычайных ситуаций на объектах транспортной инфраструктуры;

- ситуационный анализ обстановки и прогнозирование рисков возникновения ЧС на объектах транспортной инфраструктуры;

- планирование проведения предупредительных мероприятий, мероприятий по экстренному реагированию на возникновение на основе анализа поступающих данных;

- планирование проведения мероприятий по смягчению возможных последствий ЧС.

Таким образом, разработка системы поддержки принятия решений должностными лицами ЦУКС по предотвращению ЧС на объектах водного транспорта является актуальной задачей.

Снижение природных и техногенных рисков и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций на основе научно обоснованных мер является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

4. Постановление Правительство РФ от 7 июля 2011 г. № 555 «О федеральной целевой программе Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года».

5. Приказ МЧС России от 09.12.2009 № 700 «Об организации оперативной

дежурной службы в системе МЧС России».

6. Концепцией развития системы МЧС России на долгосрочную перспективу до 2030 года (доклад Министра МЧС России В.А Пучкова 30.10.2012 г.)».

7. Распоряжение правительства РФ от 30.07 2010 № 1285-р «Комплексная программа обеспечение безопасности населения на транспорте».

8. Анфилатов В.С., Емельянов А.А. Системный анализ в управление. Москва, 2002.

9. Геловани В.А., Башлыков А.А. и др. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений в нештатных ситуациях с использованием информации о природной среде. Москва, Эдиториал УРСС, 2001.

10. Аракчеев Д.Б. Программно-инструментальные средства для разработки информационно-аналитических систем. Геоинформатика № 2, 2004.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЖАРА КАК ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

В.А. Малышев, заместитель начальника кафедры, д.т.н., доцент,

Ю.В. Никитенко, преподаватель, к.т.н., ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Пожар - это комплекс физико-химических явлений, в основе которых лежат неконтролируемые процессы горения, тепло- и массообмена, сопровождающиеся уничтожением материальных ценностей и создающие опасность для жизни людей.

В 1992 Фридман [1] провел обширное исследование, выявив 74 разные модели пожара. В 2003 году Оленик и Карпентер расширили этот список [2]. Явления, связанные с пожаром, такие как горение, турбулентные потоки, излучение и поглощение энергии, непосредственная передача тепла и др., очень тяжело поддаются точному математическому описанию. Основная проблема связана с недостатком вычислительных ресурсов с одной стороны и высокой сложностью моделей с другой.

Для описания пожара применяются три основных группы детерминистических моделей: интегральные, зонные (зональные) и полевые [3].

Выбор конкретной модели следует осуществлять исходя из следующих предпосылок:

Интегральная модель:

- для зданий и сооружений, содержащих развитую систему помещений малого объема простой геометрической конфигурации;

- проведение имитационного моделирования для случаев, когда учет стохастического характера пожара является более важным, чем точное и детальное прогнозирование его характеристик;

- для помещений, где характерный размер очага пожара соизмерим с характерным размером помещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.