ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЧС НА ОБЪЕКТАХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
П.Д. Лещинский, адъюнкт, В.А. Онов, начальник кафедры, к.т.н., доцент, А.П. Корольков, профессор, к.т.н., профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
Одной из основных задач и функции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации. Ниже приведены основные процессы МЧС России, которые исходят из задач Министерства (рис.1).
Рис. 1. Основные процессы МЧС России
Наметившаяся в последние годы неблагоприятная тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера на объектах водного транспорта в Российской Федерации, существенно сказывается как на экологической обстановке в различных регионах страны, так и на уровне безопасности всего государства и его населения.
Активное использование водных акваторий делает актуальной задачу по обеспечению безопасности населения от угроз природного и техногенного характера на объектах водного транспорта, а также ликвидацию аварий с экологическими последствиями.
Водный транспорт никогда не будет абсолютно безопасным, поэтому другая важнейшая задача - минимизировать риски при перевозках людей и опасных
грузов, а также снизить риск возникновения ЧС на объектах транспортной инфраструктуры.
Эти задачи на основе современных информационных технологий призвана решать система информационной поддержки. В настоящее время процедура информационной поддержки решений по прогнозированию рисков и предотвращению ЧС, принимаемых должностными лицами Центра управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России (далее - ЦУКС), не автоматизирована. В тоже время, как показывает анализ, такие системы позволяют повысить обоснованность, оперативность и качество принимаемых решений.
В основу разрабатываемой информационно-управляющей системы для расчета рисков чрезвычайных ситуаций на объектах водного транспорта положена концепция построения систем командного управления С41 состоящую из пяти основных элементов (рис. 2):
Command - управление;
Control - контроль;
Communication - обмен информацией;
Computers - компьютеры;
Intelligence - сведения, данные.
Аналитический элемент
Командный элемент
-_-
Оперативный элемент
Рис. 2. Схема функционального взаимодействия в системе С41
Управление осуществляется путем сбора и анализа внешних данных, полученных за определенный период времени, оперативно поступающих данных, т.е. данных реального времени. На основе полученных данных и сведений осуществляется руководство силами и средствами в ответ на возникающую ситуацию.
Контроль рассматривается как процесс корректировки управленческих действий в ответ на изменение внешних факторов, а также поступающей уточняющей информации
Аналитический элемент несет ответственность за создание и поддержку базы данных, необходимой для анализа возникшей ситуации. Аналитический
элемент получает исходные необработанные данные от оперативного элемента, которые могут быть представлены, например, как данные ЧС, полученные от ЕДДС, находящихся в зоне происшествия, так и данными от внешних систем и датчиков.
Командный элемент (оперативно-дежурная смена, диспетчеры) ответственен за управление силами и средствами оперативного элемента и выдает им приказы. Силы и средства, находящиеся в месте происшествия, взаимодействуют со своим руководством и диспетчерской службой (командный элемент), докладывая им о текущей ситуации и своих действиях. Основываясь на их докладах, а также и о сведениях, полученных из баз данных, командный элемент формирует новые приказы для сил и средств оперативного элемента.
Разрабатываемая система поддержки принятия решений выполняет:
- информационную поддержку принятия решений при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на основе анализа рисков объектов водного транспорта;
- информационную поддержку управленческих решений по снижению рисков чрезвычайных ситуаций на объектах транспортной инфраструктуры;
- ситуационный анализ обстановки и прогнозирование рисков возникновения ЧС на объектах транспортной инфраструктуры;
- планирование проведения предупредительных мероприятий, мероприятий по экстренному реагированию на возникновение на основе анализа поступающих данных;
- планирование проведения мероприятий по смягчению возможных последствий ЧС.
Таким образом, разработка системы поддержки принятия решений должностными лицами ЦУКС по предотвращению ЧС на объектах водного транспорта является актуальной задачей.
Снижение природных и техногенных рисков и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций на основе научно обоснованных мер является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Федеральный закон РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
4. Постановление Правительство РФ от 7 июля 2011 г. № 555 «О федеральной целевой программе Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года».
5. Приказ МЧС России от 09.12.2009 № 700 «Об организации оперативной
дежурной службы в системе МЧС России».
6. Концепцией развития системы МЧС России на долгосрочную перспективу до 2030 года (доклад Министра МЧС России В.А Пучкова 30.10.2012 г.)».
7. Распоряжение правительства РФ от 30.07 2010 № 1285-р «Комплексная программа обеспечение безопасности населения на транспорте».
8. Анфилатов В.С., Емельянов А.А. Системный анализ в управление. Москва, 2002.
9. Геловани В.А., Башлыков А.А. и др. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений в нештатных ситуациях с использованием информации о природной среде. Москва, Эдиториал УРСС, 2001.
10. Аракчеев Д.Б. Программно-инструментальные средства для разработки информационно-аналитических систем. Геоинформатика № 2, 2004.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЖАРА КАК ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
В.А. Малышев, заместитель начальника кафедры, д.т.н., доцент,
Ю.В. Никитенко, преподаватель, к.т.н., ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
Пожар - это комплекс физико-химических явлений, в основе которых лежат неконтролируемые процессы горения, тепло- и массообмена, сопровождающиеся уничтожением материальных ценностей и создающие опасность для жизни людей.
В 1992 Фридман [1] провел обширное исследование, выявив 74 разные модели пожара. В 2003 году Оленик и Карпентер расширили этот список [2]. Явления, связанные с пожаром, такие как горение, турбулентные потоки, излучение и поглощение энергии, непосредственная передача тепла и др., очень тяжело поддаются точному математическому описанию. Основная проблема связана с недостатком вычислительных ресурсов с одной стороны и высокой сложностью моделей с другой.
Для описания пожара применяются три основных группы детерминистических моделей: интегральные, зонные (зональные) и полевые [3].
Выбор конкретной модели следует осуществлять исходя из следующих предпосылок:
Интегральная модель:
- для зданий и сооружений, содержащих развитую систему помещений малого объема простой геометрической конфигурации;
- проведение имитационного моделирования для случаев, когда учет стохастического характера пожара является более важным, чем точное и детальное прогнозирование его характеристик;
- для помещений, где характерный размер очага пожара соизмерим с характерным размером помещения.