ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 004.896
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА
В. А. Девицына
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов власти, их прозрачности как одной из основных мер ТорьТы с коррупцией в рамках осуществляемой Российской Федерацией государственной политики и разработки антикоррупционной стратегии.
В Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (с изменениями от 10.01.2000), коррупция отнесена к угрозам национальной безопасности, и это важно для ее правовой оценки в связи с необходимостью разработки национальной антикоррупционной стратегии.
Проблема борьбы с коррупцией является одним из ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности наряду с общими проблемами противодействия организованной преступности и построения информационного общества в России.
В современных условиях глобализации негативное влияние коррупции на развитие экономики и государства в целом очевидно и носит не только национальный, но и международный характер, при этом развивающаяся информационная сфера является для этого благоприятной средой.
При рассмотрении выработанных международным сообществом международных договоров и документов, направленных на противодействие коррупции, и критическом осмыслении реалий применительно к уровню коррупции в мире представляется обоснованным вывод о необходимости формирования антикоррупционной стратегии.
Конвенция ООН против коррупции, равно как и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, ратифицированные Российской Федерацией в 2006 г., содержат рекомендации по разработке национальной антикоррупционной стратегии. Согласно ст. 5 Конвенции ООН «каждое государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает и проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности».
Антикоррупционная политика, проводимая Россией, заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни, в том числе и информационной сфере. К числу позитивных законодательных мер Российской Федерации в последнее время следует отнести разработку и принятие Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 -2008 годы), а также принятие других концептуальных документов.
Антикоррупционная стратегия содержится и в других направлениях реализации административной реформы, в частности повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В целях реализации основных направлений этого важнейшего документа были приняты федеральные законы, направленные на повышение открытости и прозрачности власти, такие, как Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В. А. Девицына
Следует отметить, что в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу внесен законопроект N 287750-4 «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации», направленный также на повышение прозрачности правосудия, что вытекает из международных обязательств России, содержащихся в международно-правовых актах.
Важнейшую основу для государственного управления представляют базовые системы подотчетности применительно к размещению и использованию государственных средств. Бюджет любой страны должен прежде всего отражать все направления деятельности государства, в связи с чем «прозрачность и доступность информации» об управлении государственными расходами является одним из основных факторов обеспечения контроля и надзора за деятельностью государственных органов.
В Российской Федерации обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, закреплена в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 24). Данный конституционный принцип реализован в ряде законодательных актов, в частности в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», направленном на регулирование отношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, распространения и предоставления потребителю документированной информации, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона «граждане (физические лица) и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну) не может быть ограничен.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тай-не»установлен правовой режим секретной информации, который также нуждается в совершенствовании. Порядок отнесения сведений к государственной тайне определен достаточно четко и прозрачно, но проблемы реализации этих правовых норм также существуют, что подтверждается судебной практикой.
В этой связи важно отметить, что зарубежное законодательство о доступе к информации предусматривает две дополнительные гарантии в аналогичных ситуациях. Во-первых, всякий отказ в предоставлении информации должен быть мотивирован со ссылками на законодательство, для того чтобы его можно было оспорить в суде.
Во-вторых, если документ содержит секретные сведения, он предоставляется заинтересованным гражданам в той части, которая секретных сведений не содержит, если же выделить такие фрагменты в тексте невозможно, то информация предоставляется в виде отдельной составленной экспертом записи, характеризующей несекретные сведения этого документа, и только в случае, если и этого сделать невозможно, следует отказ в предоставлении информации.
Вторым видом информации ограниченного доступа была (следует отметить, что в новом Законе такого понятия нет) конфиденциальная информация. С ее правовым режимом связано еще больше неопределенности, чем с режимом секретной информации.
Для того чтобы деятельность государства была более динамичной и скоординированной в этих целях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 129была создана межведомственная рабочая группа (Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2007 г. N 1068 деятельность указанной межведомственной рабочей группы продлена до 1 июля 2008 г.), ведется активная работа по имплементации в россий-
Информационная открытость как один из факторов в борьбе с коррупцией при построении
информационного общества
ское законодательство положений, предусмотренных в подписанных Россией международных правовых актах.
При этом перед Российской Федерацией стоит задача формирования системной антикоррупционной стратегии, приоритетным направлением которой должны стать задачи, направленные на предотвращение коррупционных проявлений во всех сферах жизни, для практической реализации которых необходимо соблюдение принципа верховенства права и реального обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, являющихся одними из ключевых при построении информационного общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2003. 15 февраля.
3. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (в ред. от 22.08.2004) «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.
4. Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 129 (с изм. от 11.08.2007) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 6. Ст. 731.