Научная статья на тему 'Информационная образовательная среда вуза как средство воспитания культуры самообразования студентов'

Информационная образовательная среда вуза как средство воспитания культуры самообразования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / BLACKBOARD / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / COMPETENCY-BASED APPROACH / COMPETENCY / COMPETENCE / GEOMETRIC-GRAPHIC DISCIPLINES / TECHNICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабич Елена Владимировна

В статье рассматриваются возможности информационной образовательной среды вуза как средства воспитания культуры самообразования студентов при изучении дисциплин геометро-графического цикла. Изучена структура информационной образовательной среды, и описан способ использования электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы студентов на примере BlackBoard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабич Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH SCHOOL INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS'' SELF-EDUCATION CULTURE

The article discusses the possibility of using the information educational environment of high school as a means of developing students' self-education culture in the process of their studying the subjects of a geometricgraphic course. The article presents the structure of the information educational environment and describes a method for the use of one of the components of this structure that is electronic educational resources in the organization of independent work of students based on the example of BlackBoard.

Текст научной работы на тему «Информационная образовательная среда вуза как средство воспитания культуры самообразования студентов»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

HIGH SCHOOL INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS' SELF-EDUCATION CULTURE

E.B. Бабич E.V. Babich

Информационная образовательная среда, электронный образовательный ресурс, В1аскВоагс1, номпетентностный подход, компетентность, компетенция, геометро-графические дисциплины, техничес-кое образование. В статье рассматриваются возможности информационной образовательной среды вуза как средства воспитания культуры самообразования студентов при изучении дисциплин геометро-графического цикла. Изучена структура информационной образовательной среды, и описан способ использования электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы студентов на примере В1аскВоагс1.

В современном обществе востребованы грамотные и компетентные специалисты, способные к дальнейшему профессиональному и личностному развитию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. В связи с этим становится насущной задача воспитания самостоятельности личности в образовательной деятельности - формирование культуры самообразования.

Информационное общество требует от выпускников вузов глубоких общенаучных и профессиональных знаний, устойчивых навыков и умений, готовности к творческому, самостоятельному пополнению своих знаний. Таким образом, проблема формирования культуры самообразования становится особенно актуальной в связи с необходимостью овладения будущими специалистами навыками самостоятельного получения соответствующих знаний и поисковыми навыками для постоянного повышения уровня своей профессио-

Information educational environment, electronic educational resource, BlackBoard, competency-based approach, competency, competence, geometric-graphic disciplines, technical education.

The article discusses the possibility of using the information educational environment of high school as a means of developing students' self-education culture in the process of their studying the subjects of a geometric-graphic course. The article presents the structure of the information educational environment and describes a method for the use of one of the components of this structure that is electronic educational resources in the organization of independent work of students based on the example of BlackBoard.

нальной компетентности. Профессиональные требования к уровню образования выпускника вуза достаточно высоки: будущий специалист должен не только иметь определенную сумму знаний, умений, владеть синтезом общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, но и осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

По словам С.И. Ожегова, «самообразование -это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя» [Ожегов, Шведова, 1999]. Студенту работа по самообразо-

<

¡2 УЗ

I ч

с

m

с

В

х

щ

ш m н

о

Рн

<

CJ ^

О о u h

с Р

£ ы

H

S о

Рч

и

0

1

X

i «

«

и и

V

s

ь

U

Pi

и И

«

S X

H

и

ш

PQ

ванию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в процессе изучения заданного материала вопросов и ситуаций.

Формирование самообразовательной компетентности будущих специалистов во многом зависит от качественного применения современных образовательных технологий в организации самостоятельной работы студентов, обеспечивающих их готовность к непрерывному самообразованию, продуктивной, творческой деятельности.

Состояние современного российского общества, процессы, протекающие в политической, экономической и духовной жизни государства, побуждают по-новому взглянуть на проблемы развития интеллектуального и творческого потенциала личности студентов в вузах. Сейчас все более акцентируется внимание на потребности в профессионалах нового типа, способных к функционированию и самореализации в новых социально-экономических условиях, в специалистах, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, профессиональной компетентности. Представляемые обществом требования определяют перспективу развития личности в вузе, требуют реорганизации образования, ставят задачу формирования личности специалиста с высоким уровнем профессиональной культуры.

Сущность изменений, происходящих в педагогической науке, может быть определена как переход от традиционных форм образования к инновационным, которые направлены на обучение будущего специалиста технологиям самообразования, позволяющим ему осуществлять непрерывное профессиональное и личностное развитие.

Педагогическая организация деятельности студентов с целью формирования культуры самообразования предполагает взаимодействие двух сторон образовательного процесса: студента и преподавателя, основная задача которого должна сводиться не к изложению готовых знаний, а к организации активной учебно-познавательной деятельности студентов, к широкому использованию резервов самостоятельной работы, на которую в учебных планах отводится не менее 50 % всего учебного времени.

В качестве дидактической основы организации самообразовательной деятельности студентов возможно рассматривать информационную образовательную среду вуза, включающую в себя образовательные ресурсы, в том числе и электронные, а также ресурсы сети Интернет.

Студенты активно пользуются новейшими информационно-коммуникационными и образовательными технологиями, при этом приобретают навыки активизации познавательной активности, развивая способность осмысливать и трансформировать учебную ситуацию в целях самообразования.

Применение информационных технологий во всех сферах жизни и деятельности человека требует от системы высшего образования идти сона-правленно по пути создания информационных образовательных сред вузов.

Образовательный процесс современного вуза сложно представить без применения широкого спектра информационных ресурсов, без развития умений обработки и представления информации, без знания средств и методов быстрого и качественного поиска полезной информации при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также при написании различного рода контрольных и реферативных работ.

Семантический разбор понятия «информационная образовательная среда» позволяет выделить из его состава две составляющие среды: информационную и образовательную. При этом на стыке данных сред образуется новая интегратив-ная среда, в которой потребность образования и самообразования в информации удовлетворяется за счет ресурсов информационной среды.

Теория средового подхода в образовании разработана в 90-е годы прошлого века доктором педагогических наук Ю.С. Мануйловым. Средовой подход представляет собой организацию осуществляемого через специально формируемую среду управления процессом формирования и развития обучающегося [Мануйлов, 2002]. В теории средового подхода под средой понимается не просто абсолютно все, что окружает человека. Сформированная образовательная среда предоставляет обучающимся возможности что-либо иметь или уметь: например, иметь знания в области инже-

нерной графики и уметь выполнять чертежи с использованием графических редакторов и, как результат, быть человеком, адаптированным к требованиям общества в современном мире цифровых технологий и вычислительной техники.

Как отмечает Д.В. Качалов: «Средовой подход обеспечивает возможности генерировать творческо-поисковые идеи, выстраивание образа системы и процесса формирования профессиональной культуры у студентов вуза, что оказывает существенное влияние на профессиональное развитие будущего специалиста в целом» [Качалов, 2011, с. 78]. Информационная образовательная среда является неотъемлемой частью общей образовательной среды.

По мнению С.А. Назарова, информационная образовательная среда вуза - это «педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций» [Назаров, 2006, с. 6].

Вузы, использующие информационную образовательную среду, соответствующую новейшим образовательным и информационно-коммуникационным технологиям, наиболее успешно реализуют весь комплекс образовательного и воспитательного процесса, включая:

- планирование учебного процесса

- информационное и методическое обеспечение участников образовательного процесса;

- педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов, предусмотренной учебными программами;

- эффективное и оперативное консультирование и методическую помощь со стороны преподавателя;

- контроль выполнения студентами учебных заданий, предусмотренных программами курсов;

- эффективность проверки выполненных студентом заданий, включая компьютеризованные формы контроля;

- обеспечение студентов учебными материалами;

- доступ студентов и преподавателей к актуальной информации об учебных пособиях и научной литературе, имеющейся в библиотеке университета или в какой-либо базе данных;

- доступ к библиотечному каталогу и базам данных, на которые университет имеет подписки;

- возможность использования учебно-методических комплексов, обязательных согласно учебным программам курсов и имеющих как текстовую составляющую, так и электронную составляющую и т.д.

Все эти возможности доступны как непосредственно в аудиториях вуза, так и удаленно посредством глобальной сети Интернет.

Структура информационной образовательной среды не имеет жестких форм и ограничений, каждый вуз формирует ее самостоятельно, в зависимости от своих образовательных и воспитательных целей и задач. В целом можно выделить следующие компоненты информационной образовательной среды вуза.

1. Информационно-образовательные ресурсы:

- библиотечные фонды вуза;

- компьютерные классы с доступом к Интернету;

- кафедральные фонды (учебно-методи-ческие разработки, учебные пособия и др.);

- электронные образовательные ресурсы (Blackboard, Moodle и др.).

2. Компьютерные средства обучения:

- компьютерная техника и ее программное обеспечение (КОМПАС 3D, AutoCAD);

- автоматизированная система контроля знаний (ACT, i-exam).

1. Система управления образовательным процессом:

- учебно-методические комплексы дисциплин;

- разработка и внедрение инновационных технологий обучения;

- организация научно-исследовательской работы студентов,участия их в научно-практических конференциях.

<

са

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш m н

о

Рн

<

CJ ^

О о

с Q

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

Pi

и

в

S X

н

и

W PQ

Представленный список может быть расширен или изменен. Каждый компонент информационной образовательной среды вуза представляет собой микросреду, внутри которой студенты могут осуществлять учебно-познавательную деятельность, направленную на профессионально-личностное саморазвитие [Остроумова, 2011]. Компоненты информационной образовательной среды расширяют возможности преподавателей в части управления процессом обучения и самообучения с использованием, в том числе и дистанционно, учебно-методических ресурсов вуза, обеспечивают успешное продвижение в обучении студентов, в их профессионально-личностном саморазвитии.

Рассмотрим пример использования информационной образовательной среды (в части информационно-образовательных ресурсов) вуза в организации самостоятельной работы студентов на примере цикла «Графика» кафедры «проектирования и эксплуатация автомобилей Уральского государственного университета путей сообщения.

На кафедре созданы все необходимые для успешного изучения дисциплин геометро-графического цикла методические и дидактические материалы. Наглядные пособия, модели и плакаты позволяют визуализировать теоретические положения начертательной геометрии и инженерной графики. С этой же целью используется мультимедийное оборудование в специально оснащенных аудиториях. В компьютерном классе есть выход в глобальную и внутривузовскую сеть и установленное программное обеспечение для работы в графическом редакторе «КОМПАС 3D». Регулярно обновляющиеся методические рекомендации и указания к выполнению лабораторных, практических, контрольных и расчетно-графических работ используются для организации как аудиторной, так и самостоятельной работы студентов.

В организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплин геометро-графического цикла все большую роль играют ресурсы электронного образовательного ресурса Blackboard. По сути, Blackboard объединяет функции учебно-методического комплекса дисциплины, автоматизированной системы контроля зна-

ний (наряду с внутривузовской системой тестирования ACT и порталом интернет-тестирования i-exam), электронной библиотеки, журнала успеваемости и посещаемости, средства общения преподавателей и студентов. Преимущество Blackboard в организации самостоятельной работы студентов состоит в том, что все материалы, размещенные в контенте, доступны студентам в любом месте и в любое удобное для работы время. Интерфейс программы прост и интуитивно понятен. На стартовой странице перечислены все области содержимого: от рабочей программы дисциплины до списка источников (литературы). Содержимое может быть представлено как текстом, так и прикрепленными файлами, таким образом, студенты получают доступ к электронным версиям учебных и методических пособий.

В программе предусмотрена возможность двухсторонней связи: от преподавателя студентам - задания, от студентов преподавателю - выполненные работы на проверку и рецензирование. Общение происходит на форуме группы. Оценки проставляются во вкладке «Центр оценок», где каждый студент видит не только свои баллы за каждую работу, но и сумму баллов на текущий день, что значительно упрощает процедуру подсчета промежуточных и итоговых рейтингов при балльно-рейтинговой системе оценок.

Эффективность использования электронного образовательного ресурса как средства организации самостоятельной работы студентов рассматривается в работе Ж.А. Пьянковой и В.Б. Полуянова. Для оценки эффективности самостоятельного использования электронного образовательного ресурса Blackboard в изучении дисциплины были определены следующие показатели [Пьянкова, Полуянов. 2014]:

- регулярность посещения электронного курса - «да»;

- результативность - «изучает некоторые из представленных материалов в хаотичном порядке» или «изучает полный объем представленных материалов синхронно с изучаемыми темами курса»;

- эффективность - «системная оценка по упражнениям (по отдельности или средняя) не ниже 60 % успеваемости».

В 2013/14 учебном году был проведен эксперимент по применению электронных образовательных ресурсов как инструмента управления самостоятельной работой студентов при изучении начертательной геометрии.

По итогам семестра у экспериментальной группы распределение результатов более равномерное, есть максимальные результаты, у контрольной же основная часть студентов получили результаты ниже среднего и нет максимальных результатов. Кроме того, у экспериментальной группы наблюдается значительная динамика в течение всего периода изучения дисциплины. На основании представленных результатов можно сделать вывод, что применение электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы студентов способствует не только повышению успеваемости студентов, но и сохранению положительной динамики в течение всего периода изучения курса, что, в свою очередь, приводит к более системному и осознанному характеру изучения предмета. Можно также утверждать, что применение электронных образовательных ресурсов обеспечивает переход образования в новое качество: в состояние, соответствующее развитию информационного общества и потребностям информационного общества в специалистах соответствующего уровня квалификации, способных к самообучению и саморазвитию.

Формирование у студентов культуры самообразования обусловлено ее целями и задачами и может быть рассмотрено по компонентам, каждый из которых обеспечивает выполнение одной задачи и способствует более эффективному решению других. Основные функции культуры самообразования могут быть поняты исходя из специфики познавательной деятельности. В качестве функциональных компонентов культуры самообразования могут быть выделены: обучающий, воспитывающий, исследовательский, информационный, самореализационный. Использование электронных образовательных ресурсов направлено в основном на развитие обучающего компонента, но в той или иной мере позволяет реализовать все пе-

речисленные компоненты культуры самообразования. Самообразование является аналогом образования. Самообразование - это процесс непосредственного получения студентом знаний путем собственных устремлений и самим выбранных средств [Матюшкин, 1981]. Одним из таких средств являются электронные образовательные ресурсы как часть информационной образовательной среды вуза.

Библиографический список

1. Качалов Д.В. Педагогический потенциал инновационной образовательной среды в формировании педагогической культуры у студентов вуза - будущих учителей // Наука и школа. 2011. № 2. С. 77-86.

2. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Нижний Новгород, 2002. С. 126.

3. Матюшкин А.М. Психологические основы готовности личности к самообразованию // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР: материалы I Всесоюз. конф. М., 1981. С. 39.

4. Назаров С.А. Педагогические условия проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2006. 17 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. URL: http://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=27746

6. Остроумова E.H. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. 2011. № 4. С. 37-40.

7. Пьянкова Ж.А., Полуянов В.Б. Применение квалиметрического подхода в оценке самостоятельной работы студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2 (28). С. 84-88.

<

аз

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

ш

03

н

о

Рн

<

CJ ^

о о с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

Pi

и И

S

т

н

и

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.