Научная статья на тему 'Информационная образовательная среда – путь к повышению эффективности образовательного процесса'

Информационная образовательная среда – путь к повышению эффективности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES. / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васин А. Н.

Рассматриваются вопросы актуальности реформирования современного образования, на базе широкомасштабных федеральных программ создания единой информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях; участие Саратовского государственного технического университета в реализации этих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT – THE WAY TO EDUCATIONAL PROCESS EFFICIENCY INCREASE

The questions of modern education reformation urgency are considered here by the author, on the basis of large-scale federal programs of creation of the uniform information educational environment in educational establishments; participation of Saratov State Technical University in realization of these tasks.

Текст научной работы на тему «Информационная образовательная среда – путь к повышению эффективности образовательного процесса»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378; 378.1

А.Н. Васин

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА -ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рассматриваются вопросы актуальности реформирования современного образования, на базе широкомасштабных федеральных программ создания единой информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях; участие Саратовского государственного технического университета в реализации этих задач.

Образовательная среда, информационные технологии.

A.N. Vasin

INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT -THE WAY TO EDUCATIONAL PROCESS EFFICIENCY INCREASE

The questions of modern education reformation urgency are considered here by the author, on the basis of large-scale federal programs of creation of the uniform information educational environment in educational establishments; participation of Saratov State Technical University in realization of these tasks.

Educational environment, information technologies.

Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий, фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.

Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества.

Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.

Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования.

В нашей стране, в соответствии с поручением Президента РФ от 29.12.2000 г. № Пр-2582 и поручением Правительства РФ от 06.01.2001 г. № МК-П8-00267 была разработана и утверждена Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 г. № 630 и от 23.10.2002 г. № 767 Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (ФЦП РЕОИС) на 2001-2005 годы». В качестве цели было сформулировано: создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:

• единство образовательного пространства на всей территории страны;

• повышение качества образования во всех регионах России;

• сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;

• создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;

• создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

Результатами реализации Программы ожидались:

1) создание основ единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:

- доступ учащихся и преподавателей учебных заведений профессионального образования к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам;

- возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории Российской Федерации;

- методическая поддержка и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней;

- подключение вузов к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам;

- поэтапный переход к новой организации российского образования на основе информационных технологий и др.;

2) достижение отвечающего современным требованиям уровня подготовки российских преподавателей в области информационных технологий;

3) повышение качества обучения в образовательных учреждениях путем организации их доступа к существующим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий;

4) создание сети ресурсных центров, обеспечивающих информационную и научно-методическую поддержку учебного процесса, обслуживание аппаратно-программных средств, оказание консультационных услуг;

5) развитие фундаментальных и прикладных исследований для реализации задачи, формулой которой является «образование через всю жизнь», и др.

Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляют технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной

информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.

Для создания и развития информационно-образовательной среды должен быть полностью задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системой образования. При этом нельзя допустить разрушения сложившейся системы, утраты положительных результатов российского образования. Используя опыт и достоинства сложившейся образовательной системы, имеющей глубокие традиции, необходимо выстроить новую открытую образовательную систему, интегрирующую все доступные информационные технологии, обеспечить переход преподавателей к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме.

Широкое распространение новых информационных технологий сформировало необходимые предпосылки для создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных и методических ресурсов. Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре эти ресурсы становятся все более доступными любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы расширения аудитории обучающихся. В составе электронных библиотек должны быть сформированы тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа к ним через глобальные сети.

В целях обеспечения надлежащего качества средств информационных технологий учебного назначения должны быть выполнены работы по созданию нормативных документов по стандартизации в области образования, информационных технологий, информационной поддержки образования, развития телекоммуникационных сетей, открытых систем, систем передачи, хранения и обработки данных, учитывающие сложившуюся международную практику в этой области. Указанные работы должны осуществляться (и уже реализуются) в рамках Федеральной программы развития образования и Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации ставит перед системой образования такие задачи, как развитие системы подготовки кадров, обучение культуре работы с информацией и многие другие.

В рамках модернизации образования, обновления содержания образования, методов и форм организации учебного процесса должен быть сформирован перечень необходимых электронных средств обучения с учетом интеграции их с учебными средствами на традиционных носителях. Разработка электронных учебных материалов должна основываться на новейших технологиях, дающих возможность решать такие педагогические задачи, которые невозможно решить традиционными методами.

С учетом специфики отдельных вузов и большого числа специальностей значительное количество учебных электронных материалов для обучающихся должно готовиться силами самих высших учебных заведений в соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей должны включать не только обучение работе с компьютером, но и освоение новых методов работы в преподавании учебных дисциплин. Они должны носить практический характер, направленный на использование опыта практического применения информационных и телекоммуникационных технологий.

Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:

• развитие современной системы непрерывного образования;

• повышение качества профессионального образования;

• обеспечение доступности качественного общего образования;

• повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

• формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.

Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (ФЦП РЕОИС) на 2001-2005 годы» создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий. Благодаря мерам, принятым в 2001-2005 годах в рамках реализации Концепции, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии страны:

• приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

• разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

• создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.

Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования стала Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования.

В соответствии с ФЦП РЕОИС и ФЦПРО в СГТУ была разработана и принята на ректорате, протокол № 1-31 от 17.02.09 г., «Программа создания информационно-образовательной среды в СГТУ».

Целью Программы ИОС является повышение качества образования в университете в соответствии с международными стандартами качества, государственными образовательными стандартами, концепцией модернизации российского образования, требованиями аккре-дитационных процедур.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить целый ряд сложных и важных задач. Решение этих задач рассчитано на несколько лет и потребует напряженной работы практически всего преподавательского состава университета и значительной части сотрудников.

Для решения этих задач составлен План мероприятий по разработке и внедрению «Программы создания информационно-образовательной среды в СГТУ». Он включает в себя 8 этапов. Первым, и одним из самых трудоемких этапов, является этап, связанный с формированием электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД). Для реа-

лизации этого этапа было разработано и принято постановлением Ученого совета СГТУ № 5 от 29 мая 2009 г. «Положение об учебно-методическом комплексе», разработаны методические указания по использованию информационно-образовательной среды и издан приказ ректора за № 703-П от 16.06.2009 г., предписывающий до конца 2010 г. завершить подготовку электронных УМКД по всем дисциплинам федерального компонента.

Второй и пятый этапы носят больше технический характер - это подготовка портала университета для получения доступа к информационно-образовательным ресурсам и программно-техническое обеспечение информационно-образовательной среды - определение потребности в технических средствах, их приобретение и оборудование новых мультимедийных аудиторий.

Третий этап связан с уже действующим в настоящее время пилотным проектом, использующим на МФ ПИТ программные средства Microsoft E-Learning Gateway. С 1 сентября 2009 года на этом факультете проводятся занятия с использованием разработанных в рамках пилотного проекта электронных УМК, а по окончании зимней промежуточной аттестации полученные результаты будут проанализированы и принято окончательное решение о возможности использования программных средств Microsoft E-Learning Gateway в рамках всего университета.

Четвертый этап связан с разработкой системы соблюдения авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности сотрудников университета. Этим вопросом занимается наше правовое управление.

Разработкой программы формирования электронной библиотеки на шестом этапе занимается группа, состоящая из сотрудников управления информатизации и телекоммуникаций и научно-технической библиотеки СГТУ.

Очень непростым видится и седьмой этап, планирующий разработку программы создания электронного издательства в нашем университете.

Заканчивается проект Программы восьмым этапом - анализом результатов реализации разработанных мероприятий и разработкой программы дальнейших действий.

Таким образом, реализация мероприятий Программы создания ИОС в нашем университете позволит в полной мере сформировать среду, необходимую для внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс на основе комплексной взаимосвязи с Федеральными программами информатизации образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630 «О Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»»

2. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы» (с изменениями от 5 мая 2007 г., 24 марта 2008 г.)

3. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803) (с изменениями от 5 мая 2007 г., 24 марта 2008 г.)

Васин Алексей Николаевич - Vasin Aleksey Nikolayevich -

доктор технических наук, начальник Doctor of Technical Sciences,

Управления контроля качества образования Head of Department

Саратовского государственного of «Education Quality Control Management»

технического университета of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 16.09.09, принята к опубликованию 14.01.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.