ИС и лекарственное обеспечение
гчшш
www.idmz.nu ЦП
По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в системе модернизации здравоохранения
2005, №3
2005»
Управление здравоохранения ежемесячно представляет базу данных «льготников» и врачей, имеющих право выписки льготных рецептов, в аптеки.
Ведение баз данных в разных местах и сливание информации в единую базу данных имеет свои трудности, такие как ведение справочников, наличие «двойников» и др. За последние два года достигнут положительный результат по соответствию данных в бухгалтерии по отпущенным медикаментам и базе данных.
Для работы в новых условиях по программе «Льгота-2005» администрацией города были выделены финансовые средства в размере 5 млн. руб. для приобретения компьютерной техники, сетевого оборудования и монтажа локально-вычислительных сетей в амбу-
латорно-поликлинических учреждениях. Уже в январе выписка и учет льготных рецептов осуществлялись в электронном виде в организованных центрах, в некоторых кабинетах врачей.
Единая информационная система учета и контроля льготного лекарственного обеспечения, которая ведется в Управлении здравоохранения города, позволяет получать полную информацию:
♦ о численности граждан по поликлиникам, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение;
♦ о медикаментах, отпущенных «льготнику»;
♦ о выписанных рецептах врачом;
♦ об обеспечении медикаментами разных категорий граждан и многое другое.
Г.С.ЛЕБЕДЕВ,
Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения А.Г.ЦЫНДЫМЕЕВ,
ФГУ «Информационно-методологический центр по экспертизе, анализу и маркетингу»
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Эффективное внедрение автоматизированной системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании является наиболее актуальной задачей на современном этапе реализации Федерального закона 122-ФЗ. Порядок организации выписки льготных рецептов и правила информационного обмена опре-
© Г.С.Лебедев, А.Г.Цындымеев, 2005 г.
деляются в Приказе Минздравсоцразвития России № 257 от 22.11.2004 г., на основании Информационного письма № 26-МЗ от 25.01.2005 и «Методических рекомендаций по организации информационного взаимодействия между участниками лекарственного обеспечения», утвержденных директором Федерального фонда ОМС.
>
гчшш
ЬЛ1
ИС и лекарственное обеспечение
и информационные
технологии
По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в системе модернизации здравоохранения — 2005»
Информационная модель включает в себя:
♦ Единую систему классификаторов понятий, составляющих основу лекарственного обеспечения (классификаторы медицинских специальностей, медицинских должностей, льготных категорий для статистического учета и льготных категорий федерального регистра льготников, МКБ-10, классификатор наименований документов, классификатор лекарственных средств).
♦ Систему электронных паспортов субъектов, входящих в контур лекарственного обеспечения (лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), страховые медицинские организации (СМО), аптечные учреждения (АУ), территориальный фонд ОМС (ТФОМС), отделение Пенсионного фонда (ОПФР).
♦ Формализованное описание объектов, передаваемых между субъектами (федеральный регистр льготников, регистр медицинских специалистов, регистр пролеченных пациентов, регистр рецептов, регистр выданных лекарственных препаратов).
♦ Описание и направление информационных потоков (информационные потоки передачи федерального регистра льготников, формирования регистра медицинских специалистов, учета выписанных рецептов, учета выданных лекарственных препаратов, отчетности о примененных лекарственных препаратах).
♦ Правила обработки передаваемых данных (прием отчетов на уровне СМО и на уровне ТФОМС).
Программное обеспечение, устанавливаемое на территориях, должно включать в себя программные средства для ЛПУ, СМО, ТФОМС и АУ.
Программное обеспечение ЛПУ должно включать в себя:
♦ Программу учета выписанных рецептов.
♦ Программу обработки рецептов и передачи данных в СМО и (или) ТФОМС.
Программное обеспечение для АУ должно включать в себя:
♦ Программу учета отпущенных лекарственных препаратов.
♦ Программу формирования отчетов и передачи данных в СМО и (или) ТФОМС.
Программное обеспечение для СМО должно включать в себя:
♦ Программу приема данных от ЛПУ и АУ, обработки этих данных.
♦ Программу передачи обобщенных данных в ТФОМС.
Программное обеспечение ТФОМСдолж-но включать в себя:
♦ Программу приема данных от ЛПУ и АУ или от СМО, обработки этих данных.
♦ Программу передачи обобщенных данных в ОПФР.
Для повышения эффективности внедрения автоматизированной системы целесообразно разработать и внедрить для каждого ЛПУ РФ единую программу учета выписанных рецептов, которая будет использовать в качестве исходных данных федеральный регистр льготников и классификатор лекарственных препаратов и формировать выходные файлы выписанных рецептов и пациентов в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации информационного взаимодействия между участниками лекарственного обеспечения». Программа должна настраиваться на любое программное обеспечение, ранее установленное в ЛПУ. Также единую программу целесообразно разработать и внедрить для каждого АУ для учета отпущенных лекарственных препаратов.
Программное обеспечение, традиционно установленное в ЛПУ и других субъектах лекарственного обеспечения, должно быть доработано разработчиками программных изделий регионов.