Информационные системы
для поддержки муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
www.idmz.ru 2006, №4
W4BB
I Ы.МЯЯ
Л.В.ВИШНЯКОВА,
заместитель генерального директора ООО «Городской медицинский компюьерный центр распределитльных информациенных технологий»
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ» (АИАС ДЛО)
В статье представлено описание системы дополнительного лекарственного обеспечения, разработанной в компании ООО «Городской медицинский компьютерный центр распределительных информационных технологий». Основными целями АИАС являются: обеспечение лекарственными средствами льготных категорий населения (федерального и регионального уровнях), оперативное управление товарно-денежными потоками, обеспечение персонифицированного учета и контроля расходования финансовых и лекарственных средств, эффективное распределение и использование финансовых средств, Оперативный обмен данными между участниками системы, анализ работы ДЛО в регионе и принятие эффективных управленческих решений на региональном уровне. В статье дано описание структуры АИАС и процесса информационного взаимодействия в системе, представлены сведения об используемом программном обеспечении, особенностях анализа данных в системе с использованием хранилища данных, а также возможностях, предоставляемых системой для обеспечения эффективного управления и контроль программой ДЛО.
ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ СИСТЕМЫ
ООО «Гмкцрит» - специализированная организация, занимающаяся разработкой, внедрением, эксплуатацией и развитием информационноаналитических систем и технологий, обеспечивающих реализацию программ льготного лекарственного обеспечения в городах и регионах РФ.
За время работы компанией разработана и внедрена в г. Москве комплексная система сбора, передачи, хранения, многоуровневой статистической и аналитической обработки данных в области ДЛО, включающая ряд программно-технических комплексов, обеспечивающих компьютеризацию всех процессов в сфере ДЛО, начи-
---------------------------------------1“
ная от учета первичных данных и заканчивая полной статистической, финансовой и аналитической отчетностью.
С начала 2005 г. ООО «Гмкцрит» ведет работы по ДЛО в ряде регионов РФ, в том числе в Республике Мордовия, Республике Марий-Эл, Ульяновской области, Еврейской АО, Брянской области, Костромской области.
Основные цели и типовая структура АИАС
1. Обеспечение лекарственными средствами льготных категорий населения (федерального и регионального уровней).
2. Оперативное управление товарно-денежными потоками.
© Л.В.Вишнякова, 2006 г.
117
Информационные системы для поддержки муниципального здравоохранения
F4M
Ы.МЛЛ
I и информационные
технологии
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
3. Обеспечение персонифицированного учета и контроля расходования финансовых и лекарственных средств.
4. Эффективное распределение и использование финансовых средств.
5. Оперативный обмен данными между участниками системы.
6. Анализ работы ДЛО в регионе и принятие эффективных управленческих решений на региональном уровне.
Объекты автоматизации АИАС и их информационное взаимодействие:
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
3. Центр обработки данных (ЦОД).
4. ЛПУ
5. Поставщики ЛС.
6. Аптечные учреждения (АУ).
7. Пенсионный фонд.
На рис. 1 изображена схема взаимодействия участников системы ДЛО. Здесь представлены структурные объекты, средства информационного взаимодействия в рамках системы ДЛО и их связи с указанием направления следования информационных потоков. Объекты взаимодействия связываются информационными потоками.
Рис. 1. Информационное взаимодействие участников системы ДЛО
Информационные системы
для поддержки муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
www.idmz.ru 2006, №4
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
Первый поток — нормативно-справочная информация. В ТФОМС нормативно-справочная информация (НСИ) поступает из Министерства здравоохранения и регистра льготного населения из Пенсионного фонда. Фонд доводит НСИ через центр оперативной обработки до всех участников системы ЛЛО.
Второй поток - выписанные рецепты. Данные о выписанных рецептах собираются для первичной экспертизы со всех ЛПУ в ТФОМС и затем передаются в Центр оперативной обработки для последующего анализа.
Одновременно данные о выписанных рецептах передаются в Аптеки.
Третий поток — данные о рецептах, по которым отпущены медикаменты (реализация). Данные поступают на Склад АУ для учета товара и в Центр оперативной обработки для экспертизы и формирования отчетности.
Четвертый поток — отчеты. В Центре оперативной обработки формируется сводная отчетность для Минздрава, ТФОМС, и других участников системы ДЛО.
Пятый поток - заявка. План-заявка на лекарственное обеспечение (медикаменты) формируется в ЛПУ и суммируется в Центре оперативной обработки, утверждается Минздравом и передается на Склад АУ и УФО для планирования поставки.
Шестой поток — поставка товара. ФО осуществляет поставку медикаментов на ГУП «Фармация» и далее в аптечные пункты региона для отпуска пациентам.
Структура АИАС ДЛО
АИАС структурно состоит из следующих подсистем:
♦ техническое обеспечение;
♦ информационное обеспечение;
♦ программное обеспечение;
♦ технологическое и методологическое обеспечение;
♦ подсистема сопровождения.
Техническое обеспечение
Аппаратная часть АИАС предполагает использование современных компьютеров (это машины на базе процессоров класса Pentium IV) адекватной производительности как в низовых точках, так и на всех других уровнях системы.
Региональный центр обработки данных целесообразно оснастить мощным компьютером для обработки данных. Обработку и долгосрочное хранение данных предлагается осуществлять в двух центрах.
Для осуществления процесса сбора и передачи данных необходимо развернуть СПД, которая будет соединять между собой все объекты автоматизации: ЛПУ, аптеки, другие организации и учреждения, участвующие в работе системы ДЛО.
Состав программного обеспечения
ООО «Гмкцрит» имеет опыт разработки программного обеспечения именно для систем ДЛО. Программное обеспечение разрабатывается таким образом, чтобы оно могло эффективно эксплуатироваться практически на любых машинах, с любым набором устройств, под любой версией ОС Windows. Оно может работать как на сугубо бюджетных конфигурациях аппаратных средств с невысокой производительностью (которые зачастую применяются в ЛПУ), так и на самых современных машинах, включая новейшие модели на базе «Pentium-IV».
Уровень 1
1. ЛУВР. Учет выписки льготных рецептов в ЛПУ.
2. АТОМ. Пункт отпуска медикаментов по льготным рецептам в аптеке.
3. СКЛАД. Товарный учет на складе ФО.
4. АМУР. Регистр льготного населения.
Уровень 2
ЭСКОРТ. Сбор и экспертиза данных ЛПУ и аптек.
Уровень 3
Система анализа данных ЛЛО (OLAP, Data Mining). Oracle DWH Business Objects.
119
Информационные системы для поддержки муниципального здравоохранения
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
СЕРТИФИКАЦИЯ ПО
Разработанное ПО имеет все необходимые сертификаты:
♦ Сертификат соответствия Системы добровольной сертификации ПС в ФФОМС на ПО ЛУВР, АТОМ, Эскорт.
♦ Сертификат соответствия №ГОСТP.RU.CV 02.1.4.0010 зарегистрирован 08.11.1995 (Госстандарт России);
♦ Сертификат программного продукта №203 от 05.07.1996 (Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ);
♦ Экспертное заключение о соответствии общегородским нормам в области фармации №4 от 28.09.1998 (Центр информации Комитета фармации, г.Москва).
♦ Свидетельство Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам об официальной регистрации программ №2005610945 от 19 апреля 2005 г.
ОСОБЕННОСТИ
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЛУВР - выписка льготных рецептов
1. Персонифицированный учет выписанных рецептов (по пациентам и врачам).
2. Контроль выписки (по регистру ПФ, стандартам лечения).
3. Экспертиза выписанных рецептов (1).
4. Печать рецепта с указанием данных пациента, врача, номера рецепта и СНИЛС,медикамен-та на латыни, дозировки, сигнатуры.
5. Вся информация по рецепту заносится в двумерный штрих-код.
6. Печать амбулаторных талонов.
7. Формирование паспорта врачебного участка.
8. Формирование разнообразных отчетов для врачей.
9. Формирование заявки (по обращаемости, диагнозам, стандартам лечения) и контроль ее выполнения.
10. Обмен данными с аптеками.
11. Обновление НСИ.
12. Одновременная работа нескольких пользователей в сети.
АТОМ - пункт отпуска медикаментов по льготным рецептам
1. Персонифицированный учет отпуска медикаментов (по пациентам и врачам).
2. Контроль отпуска, в том числе по регистру ПФ.
3. Экспертиза рецептов (2).
4. Упрощенный ввод данных с рецепта с использованием передовой технологии двумерного штрих-кодирования:
♦ отсутствие технических ошибок при вводе;
♦ нет необходимости вводить рецепт «руками» при отпуске, используется сканер.
5. Товарный учет медикаментов в аптеке (приход, списание, возврат, реализация, остатки) для разных поставщиков.
6. Учет рецептов на обеспечение.
7. Формирование отчетов, счетов и отчетности перед ФО.
8. Формирование заявки на поставку (по реализации) и контроль выполнения заявки.
9. Обмен данными с ЛПУ.
10. Одновременная работа нескольких пользователей в сети.
Особенности системы анализа данных ДЛО
Система анализа данных строится на основе Хранилища данных, которое представляет собой специализированную базу данных, обеспечивающую согласованное и консолидированное хранение рассчитанных показателей в различных разрезах.
Способы хранения и структура информации в хранилище данных обеспечивают:
1. Быстрое выполнение SQL-запросов для формирования отчетности и проведения анализа.
2. Использование терминов предметной области для формулирования запросов к базе.
Информационные системы
для поддержки муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
www.idmz.ru 2006, №4
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
3. Долговременное хранение информации, что позволяет отслеживать динамику показателей деятельности и проводить сравнительный анализ.
4. Создание разнообразных отчетов:
♦ аналитические отчеты за произвольный период, позволяющие представить количественные показатели в различных разрезах;
♦ финансовые документы;
♦ отчеты, характеризующие динамику изменения показателей;
♦ справки по конкретным рецептам, пациентам, лекарствам, поставщикам.
5. Оперативное и перспективное планирование (управление) трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.
6. Оперативное интерактивное отображение информации на разных уровнях детализации с различных точек зрения.
7. Пользователь сможет настроить и получить свои индивидуальные отчеты, работая практически в режиме оп-^.
8. Для доступа к Хранилищу данных пользователей созданы специальные витрины.
Сопровождение АИАС
Опыт показывает, что разработкой исходных версий АИАС его жизненный цикл отнюдь не заканчивается. На протяжении периода эксплуатации АИАС идет непрерывное обновление и совершенствование системы. Это связано с постоянным изменением нормативной базы в здравоохранении и, в частности, в системе ДЛО, а также уточнением требований к ПО, изменением характера решаемых с его помощью задач и другими обстоятельствами. Объем изменений может иметь масштаб от мелких поправок до глубокой переработки отдельных решений или даже подсистем и систем.
Эти работы, традиционно рассматриваемые как сопровождение:
♦ развитие системы (ТС и ПО);
♦ гарантийное обслуживание системы (ТС и ПО);
♦ обучение и переподготовка кадров;
♦ дистанционное обучение;
♦ «Горячая линия».
Что дает АИАС руководству
АИАС должна помочь руководству обеспечивать эффективное управление и контроль программой ДЛО, в том числе осуществлять:
1. Эффективное обеспечение пациентов (федеральных и региональных) лекарственными средствами.
2. Эффективное использование трудовых ресурсов.
3. Эффективное использование финансовых (бюджетных) средств за счет:
♦ сокращения временных затрат на оборот ЛС, выписку рецепта, отпуск ЛС;
♦ исключения выписки рецептов пациентам, не состоящим на учете в Регистре льготников, технических дефектов оформления рецепта;
♦ исключения выписки одному больному большого количества медикаментов, дублирования выписки одних медикаментов разными специалистами.
4. Прозрачность финансирования и расходования бюджетных средств.
5. Контроль использования финансовых (бюджетных) средств:
♦ сравнение планируемых и фактических расходов;
♦ анализ тенденций развития и причин отклонений плановых и фактических показателей.
6. Планирование на следующий период:
♦ финансовых средств с учетом структуры расходов (органы здравоохранения);
♦ закупок медикаментов в натуральном выражении (для ФО).
7. Принятие управленческих решений:
♦ по перераспределению финансовых средств;
♦ по изменению тарифных соглашений;
♦ по изменению стандартов лечения;
♦ по изменению Перечня лекарственных средств (льготного).
8. Оперативное получение отчетности (финансовой, аналитической). is?
121