Арский А. А.,
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры «Маркетинг и логистика»
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», е-шаИ: arskiy@list.ru
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На современном этапе развития общества роль информационного обмена является определяющей. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» - данное выражение, известное любому менеджеру-профессионалу, принадлежит клану Ротшильдов, чья предприимчивость вошла в историю мировой экономики.
Каковы критерии оценки информации в наши дни? Можно ли оценить логистическую информацию во внешнеэкономической деятельности?
Дадим определение информационной логистике внешнеэкономической деятельности в контексте данной статьи. Инфор-
мационная логистика это - организация информационных потоков управленческой, коммерческой, финансовой и аналитической информации, сопровождающих материальный поток товаров и услуг при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.
В Таблице 1. представлены критерии эффективности организации информационной логистики, которые могут использоваться при оценке эффективности логистического менеджмента в части организации информационной логистики внешнеэкономической деятельности.
№ п/п Критерии (требования) Показатель эффективности Цель достижения критерия (требования)
1 Истинность, достоверность информации {=1 Отсутствие искажения и неверной интерпретации информации
2 Оперативность передачи информации t ^ 0 Скорость передачи -максимальна
3 Объем информации достаточен для принятия управленческого решения Q > 1 Отсутствие неизвестных величин, факторов
4 Минимальные логистические издержки С ^ 0 Стоимость организации информационного обмена - минимальна
Таблица 1.
Критерии эффективности информационной логистики
Представленные в Таблице 1. качественные и количественные критерии могут быть использованы при проведении факторного анализа качества информационной логистики непосредственно менеджером-разработчиком логистического процесса. Сравнительный анализ, проведенный по
представленным критериям, позволяет выявить уязвимости в организации информационного обмена при рассмотрении двух и более моделей информационной логистики.
Особое внимание критериям эффективности информационной логистики уде-
=■ 3/2015
1
мир современной науки
ляется при ведении внешней торговли. Так, например, в случае нарушения условий документарного оформления груза (товара) его выпуск на территорию или с территории Таможенного союза может быть задержан или запрещен. При этом критерий оперативной передачи информации (t—*0) может быть представлен новым эффективным значением: t = 0. Достижение нового эффективного значения возможно при исключении «посредников» в цепи передачи информации (источник -носитель - пользователь), т.е. в сокращении звеньев в этой цепи и передача этой информации по принципу «источник -пользователь»[1].
Минимизация логистических издержек информационной логистики так же может иметь новое эффективное значение, значение близкое к нулю. В данном случае определяющую роль играют условия внешнеторгового договора (Инкотермс) в котором, например условие DDP (delivered duty paid) предполагает отсутствие информационного обмена в контексте контроля над проведением логистического процесса, так как ответственность по контролю несет поставщик товара, равно как логистический аутсорсер[2].
Информационный обмен наряду с использованием эффективных средств обработки и передачи данных, предполагает наличие высокого уровня квалификации специалистов-разработчиков логистических процессов, готовых в конкретных условиях среды модернизировать процесс информационного обмена в динамической логистической системе[3].
Актуальность совершенствования процессов информационной логистики связана и с текущими задачами, которые стоят перед экономикой страны. Амбициозные проекты, реализуемые в нашей стране в области модернизации отечественной логистической инфраструктуры, направлены на получение конкурентных преимуществ при использовании транзитного географического положения Российской Федерации для организации автомобильных и железнодорожных перевозок между КНР и Европейским союзом. К данным проектам
можно отнести, прежде всего, Транссибирскую магистраль и маршрут, проходящий через территорию Республики Казахстан -«Западная Европа - Западный Китай» общей протяженностью 8445 км. (ввод в эксплуатацию 2019-2020г.). Данные проекты приобретают особую актуальность в свете развития взаимоотношений в формате Единого экономического пространства -приемника ЕврАзЭС.
Последним, но одним из самых важных аспектов построения эффективной информационной логистики является защита информации. В наши дни, дни бурного научно-технического прогресса сохранить что-либо от конкурентов в тайне практически невозможно. Для чего нужно защищать информацию? Как ей могут воспользоваться конкуренты или мошенники? В первую очередь раскрытие информации вредит торгово-распределительной деятельности организации, т.е. конкурент может знать об источниках снабжения вашей организации, ассортименте продукции, которую вы планируете импортировать на территорию Таможенного союза, а так же о структуре логистического процесса, о ваших партнерах-аутсорсерах, выполняющих по вашему поручению транспортирование. Проецируя раскрытие подобной информации на оперативную деятельность своей организации, читатель-бизнесмен без труда найдет уязвимые места по которым конкурент может нанести удар (экономический).
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что процесс совершенствования любой системы - бесконечен. Теория управления информационной логистикой должна «содействовать практике» в решении повседневных задач, только в этом случае отечественные организации могут эффективно конкурировать на международных рынках.
литература
1. Арский А.А. Современные методы анализа логистической деятельности предприятия // Вестник университета (Государственный университет управления). Государственный университет управления. - М.: № 14, 2010. С. 17-21.
2. Арский А.А. Механизм взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транспортно-логистических компаний. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 [Место защиты: Российская таможенная академия]. - М., 2011. -154 С.
3. Арский А.А. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Вестник университета (Государственный университет управления). Государственный университет управления. - М.: № 21, 2011. С. 132-134