Научная статья на тему 'Логистическое проектирование в среде малого бизнеса'

Логистическое проектирование в среде малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арский А.А.

В статье рассматриваются проблемы логистического планирования в среде малого бизнеса и даются рекомендации по применению простейшего математического аппарата при логистическом проектировании. Освещаются современные тенденции в подготовке специалистов логистической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistics planning in small businesses

The article describes the proposal to use a simple mathematical apparatus for the logistics of designing a small business. The article deals with current trends in the education of young professionals logistics

Текст научной работы на тему «Логистическое проектирование в среде малого бизнеса»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СРЕДЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Арский А. А.,

кандидат экономических наук,

Доцент кафедры «Маркетинг и логистика» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», е-шаИ: arskiy@list.ru

Развитие малого бизнеса было и остается одной из приоритетных задач в нашей стране. Малый бизнес призван обеспечить удовлетворение потребительского спроса на рынке товаров и услуг, организуя работу коллектива, численность которого не может превышать 100 человек. Доведение товара или услуги до конечного потребителя осуществляется посредством реализации совокупности логистических процессов, при этом логистические издержки, в соответствии с рыночными принципами, включены в розничную стоимость товара или услуги. С учетом того, что доля логистических издержек в розничной стоимости некоторых товаров достигает 80%, снижение данных издержек иногда играет определяющую роль в судьбе и перспективах товара или услуги на рынке, особенно это относиться к товарам и услугам международной торговли[1]. Снижение логистических издержек в товаре или услуге субъекта малого бизнеса формирует конкурентное ценовое преимущество, которое позволяет субъекту в системе рынка действовать более эффективно среди прочих, по сути, вытесняя их с рынка, при этом особую актуальность приобретает эффективность взаимодействия субъектов рынка в условиях санкционного противостоя-ния[2]. Исходя их данного утверждения, можно сделать вывод о необходимости снижения логистических издержек на всех этапах материального потока товаров или

услуг субъекта экономики конечной точкой которого является потребитель.

Существует множество инструментов снижения логистических издержек, самыми эффективными из которых включают в свои этапы самовывоз товара потребителем и логистический аутсорсинг. Однако, прежде чем «прийти» к тому или иному варианту реализации логистического процесса, необходимо рассчитать его параметры, спланировать логистический процесс как таковой, разработать алгоритм реализации задуманного.

Что может предложить теория логистики практикам малого бизнеса в части логистического планирования? Отметим, что представитель малого бизнеса - директор или акционер предприятия малого бизнеса это не обязательно опытный логист, свободно владеющий математическим моделированием в области логистики. Даже в случае наличия специалиста-логиста на предприятии малого бизнеса, занимающегося логистическим планированием или консалтинговой компании разрабатывающей логистические стратегии для предприятий малого бизнеса руководителю предприятия необходимо разбираться «в сути вещей». В этой связи руководителю необходимо знать и уметь применять простейший математический аппарат для расчета некоторых параметров логистического процесса, необходимых для построения

=■ 5/2015

исследование возможности деформирования литейного сплава

логистическом модели и, соответственно, логистического плана.

Итак, с чего начать? Рассмотрим практический пример расчета экономичного заказа товара формируемого в партию для отправки в магазины розничной торговли. Предприятию малого бизнеса необходимо построить распределительную логистическую сеть, обеспечивающую распределение с наименьшими логистическими издержками. При этом объем распределяемого товара в годовом периоде составляет 10000 шт., годовые затерты на хранение одной единица товара составляют 500 руб., издержки размещения заказа 5000 руб. Для решения поставленной задачи, в том числе, необходимо рассчитать объем оптимального заказа. Воспользуемся формулой Хар-риса-Уилсона (1):

(1)

Где:

протяженность дистанции маршрута;

Где:

издержки размещения заказа;

" - годовые затраты на хранение единицы товара;

- годовое потребление товара рынком.

Результат расчета по формуле Харри-са-Уилсона (1) дает оптимальный объем заказа в размере 447 шт. Логистические издержки на обработку оптимального объема заказа - минимальны. Таким образом, руководитель предприятия обладает достоверными данными о наиболее «эффективном» объеме заказа и может учитывать эти данные при формировании условий торгового контракта с постоянными потребителями.

В области логистики транспорта предлагается использование простейшей авторской формулы расчета объема моторного топлива, необходимого для осуществления рейса автомобильным транспортом (2):

П

п

ТЛГд = с1 X (—) + х 4 Чо<г

(1)

- объем расхода моторного топлива на

100 км.;

V

- объем резерва моторного топлива.

Следуя формуле (2), например, объем

моторного топлива с учетом фиксированного резерва - 5 л., необходимый для осуществления рейса на общую дистанцию 120 км., при расходе топлива 12 л. на 100 км. пробега равен 19,4 л. (14,4 л по норме расхода и 5 л. - резерв.). На более протяженные дистанции рекомендуется производить расчет объема резерва топлива (параметр «х» в формуле (2)), определяя резерв в виде процента от нормативного объема расхода топлива в 10-20%[3]. Так же необходимо обладать навыками сбора и анализа информации для использования полученных данных в логистическом пла-нировании[4].

Проведение простейших расчетов на основе представленного выше математического аппарата, позволяет руководителю предприятия «держать руку на пульсе», оценивая и эффективность функционирования логистической системы предприятия и эффективность работы «логистического» персонала в частности оценить эффективность работы логистических менеджеров.

Эффективность данного подхода подтверждена во время обучающих семинаров «Практическая логистика» и «Интернет-магазин. Маркетинг и логистика» реализованных автором на базе Государственного бюджетного учреждения «Малый бизнес Москвы» (далее - МБМ) осуществляющего меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы. В режиме обратной связи совместно с опытными и начинающими представителями бизнеса автором были сформулированы актуальные проблемы в области логистического планирования и предложены направления их решения (Таблица 1).

5/2015

логистическое проектирование в среде малого бизнеса

Таблица 1. Проблемы логистического планирования и направления их

решения

Проблема Место в логистической системе Решение

Отсутствие навыков логистического планирования у руководителя Система в целом • Освоение простейших методик на базе обучающих программ образовательных учреждений • Освоение простейших методик на базе обучающих семинаров МБМ

Отсутствие достоверных данных о текущем состоянии внешней среды Внешние материальные потоки закупок и сбыта • Сбор и анализ информации на специализированных интернет-сервисах • Ознакомление с актуальными изменениями нормативно-правовой базы на информационно-правовых интернет-сервисах

Высокая стоимость логистического аутсорсинга Складской комплекс, логистика транспорта • Кооперация с прочими малыми предприятиями

Сведенные в Таблицу 1. проблемы и их решения формируют тенденцию, заключающуюся в необходимости снижения логистических издержек посредством использования теоретических подходов в логистическом проектировании, основанных на достоверных результатах анализа внешней среды и кооперации с прочими субъектами малого бизнеса при использовании логистических услуг.

«Пробелы» в профессиональном «логистическом» образовании у руководителей малого предприятия устранимы, однако необходимо помнить и о подготовке молодых специалистов - студентов ВУЗов и колледжей, которые завтра выйдут не только на рынок труда, но и начнут свое дело. Из многих дисциплин логистического профиля, преподаваемых автором в ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», можно выделить дисциплину «Функциональная логистика», учебная программа которой предполагает рассмотрение отдельных функциональных областей логистики. Изучая данную дисциплину, студент четко разделяет для себя «зоны ответственности» логистических специалистов при реализации логистического процесса

5/2015 I =

на предприятии и в то же время изучает организацию их совместного взаимодействия. Данный подход позволяет прийти «от частного к общему», например, проанализировать возможность сокращения неэффективных или дублирующих операций в логистическом процессе[5].

Практики из бизнеса и студенты с одинаковым интересом следят за тенденциями в области логистических систем международной торговли. Данный интерес не случаен. События последних лет показали необходимость диверсификации отечественной экономики с учетом сложившихся реалий. Проекты, реализуемые в формате ЕЭП и БРИКС, требуют учета их результатов в маркетинговой и логистической стратегиях малого предприятия. Совершенствование транспортной инфраструктуры стран-членов ЕЭП придает новый вектор для развития малого бизнеса не только в мегаполисах но и в регионах страны депрессивных с точки зрения развитости малого бизнеса. Отечественный малый бизнес в настоящее время имеет полноценный выход на международные рынки. Этот «выход» достаточно эффективен с точки зрения таможенного контроля и логистики международной перевозки.

анализ и оценка работы«отдела продаж» но «мжф г. абакана»

Логистические аутсорсеры предоставляют широкий спектр логистических услуг по алгоритму мультимодальных перевозок, при этом они берут на себя роль экспортеров и импортеров принимая на себя обязанности по таможенному контролю и транспортировке грузов заказчиков[6]. Однако и здесь руководителю не обойтись без навыков расчета параметров логистического процесса международной торговли, так как он должен знать, какие статьи расходов включены в контрактную стоимость предоставляемой логистической услуги[7].

Поддержка малого бизнеса в регионах приоритетного развития - Республике Крым, Сибири и на Дальнем Востоке имеет формат Федеральных целевых программ, алгоритм которых и реализуемые преференции должны своевременно и в полном объеме изучаться руководителями субъектов малого бизнеса, так как многие из них не информированы об их работе или имеют неверное представление о перспективах применения преференций в отношении их бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арский А.А. Механизм взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транспортно-логистических компаний. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 [Место защиты: Российская таможенная академия]. - М., 2011. -154 С.

2. Арский А.А. Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкций // Стратегии бизнеса. Электронный научно-экономический журнал. Издательский дом «Реальная экономика». - Санкт-Петербург. №1, 2014. -118-119 С.

3. Арский А.А. Особенность формирования стоимости логистической услуги // Экономика. Налоги. Право. - М.: Финансовый университет, №1, 2014. - 134 С., С. 44-47.

4. Арский А.А. Хронометраж линейного логистического процесса // Управленческие науки. Финансовый университет, -М.: № 2, 2014. - 86 С., С. 52-56.

5. Арский А.А. Особенности преподавания логистических дисциплин. Материалы конференции. Международная научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного общества». Общество, право, человек. Часть 2 // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики - М., 2014. - 300 с. С. 21-24/

6. Арский А.А. Механизм управления взаимодействием таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транс-портно-логистических компаний. Монография. - М.: «Дашков и К», 2014, -125 С.

7. Arsky A. Romanenkova O. Analysis of the differentiated value formation of the logistics services in international trade (статья на англ. языке) Applied and Fundamental Studies : Proceedings of the 8th International Academic Conference. April 29-30, 2015, St. Louis, USA. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2015, 330 p., pp. 230-235.

5/2015

МИР современной науки

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.