Научная статья на тему 'Взаимодействия таможни и бизнеса: вопросы логистики'

Взаимодействия таможни и бизнеса: вопросы логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МАКРОЭКОНОМИКА / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР И БИЗНЕСА / ФТС / LOGISTICS / MACROECONOMICS / PROBLEMS OF MODERN LOGISTICS / COOPERATION OF GOVERNMENT INSTITUTIONS AND BUSINESS / FEDERAL CUSTOMS SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илюхина Светлана Сергеевна

Автор статьи анализирует такую немаловажную составляющую взаимодействия таможни и бизнеса как логистику. Анализ проводится на основе зарубежного опыта. Автор рассматривает как правовые составляющие этого вопроса, так и экономические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF CUSTOMS OFFICE AND BUSINESS: QUESTIONS OF LOGISTICS

The author of the article analyzes such an important constituent of cooperation of customs office and business as logistics. The analysis is carried out on the basis of foreign experience. The author considers legal and economical constituents of the question.

Текст научной работы на тему «Взаимодействия таможни и бизнеса: вопросы логистики»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖНИ И БИЗНЕСА: ВОПРОСЫ ЛОГИСТКИ

Илюхина Светлана Сергеевна

канд. техн. Наук доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридический институт Московского государственного

университета путей сообщения (МИИТ), РФ, г. Москва

E-mail: sana18@list.ru

COOPERATION OF CUSTOMS OFFICE AND BUSINESS: QUESTIONS OF

LOGISTICS

Svetlana Ilyuhina

candidate of Technical Sciences, Associate professor of Customs law and Organization of Customs Procedures Chair, Law Institute Moscow State University

of Railway Engineering, Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

Автор статьи анализирует такую немаловажную составляющую взаимодействия таможни и бизнеса как логистику. Анализ проводится на основе зарубежного опыта. Автор рассматривает как правовые составляющие этого вопроса, так и экономические.

ABSTRACT

The author of the article analyzes such an important constituent of cooperation of customs office and business as logistics. The analysis is carried out on the basis of foreign experience. The author considers legal and economical constituents of the question.

Ключевые слова: логистика; макроэкономика; проблемы современной логистики; взаимодействие государственных структур и бизнеса; ФТС.

Keywords: logistics; macroeconomics; problems of modern logistics; cooperation of government institutions and business; Federal Customs Service.

Таможенная служба Российской Федерации предоставляет государственные услуги, опираясь на мировой опыт в области взаимодействия с бизнес-сообществом. На сегодняшний день в таможенных органах применяется 15 административных регламентов по исполнению

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com

государственных функций (предоставлению государственных услуг).Эффективные и качественные государственные услуги в области таможенного дела содействуют увеличению скорости таможенных процессов, снижают издержки предпринимателей и конечного потребителя товара, позволяют повысить безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности, что способствует развитию бизнеса и торговой деятельности на территории Единого экономического пространства. Продолжается активная работа по совершенствованию таможенных операций и процедур, направленная на минимизацию издержек участников внешнеэкономической деятельности. Ключевым элементом такой работы является взаимодействие таможенной службы Российской Федерации с бизнес-сообществом [9].

В вопросах взаимодействия таможни и бизнеса особую роль играют вопросы логистики. Согласно транспортной Стратегии России на период до 2030 года [10] одной из целей данной Стратегии является формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортно-логистической инфраструктуры. Задачами для реализации указанной цели можно назвать следующие:

• развитие транспортно-логистической инфраструктуры крупных транспортных узлов РФ на основных направлениях перевозок;

• согласование параметров и уровня качества сервиса объектов транспортно-логистической инфраструктуры с международными требованиями и стандартами в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Союзного государства;

• ликвидация диспропорций в уровне развития транспортно -логистической инфраструктуры в регионах и федеральных округах РФ;

• создание интегрированной системы логистических центров в морских портах, транспортных узлах (вдоль международных транспортных коридоров — МТК), в городах-миллионниках и на основных магистралях страны как основы формирования современной транспортно-логистической сети;

• создание единой информационной логистической системы взаимодействия различных видов транспорта, участников транспортного процесса, таможенных и других государственных контрольных органов;

• развитие транспортно-логистической инфраструктуры мегаполисов и др.

В настоящее время механизмы реализации государственной политики в

таможенной сфере России не в полной мере обеспечивают ориентированный на потребителя подход. Имеются излишние временные и финансовые затраты, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, которые вызваны следующими причинами:

• несовершенством работы систем электронного документооборота, в том числе, предварительного информирования, электронного декларирования и пр.;

• отсутствием скоординированной системы взаимодействия таможенной службы и бизнеса в процессе разработки и реализации государственной политики в таможенной сфере и т. д.

Одной из целей вступления России в ВТО является развитие российской экономики, а также конкуренции на внутреннем рынке страны. Более чем 90 % мировой торговли осуществляется между странами — членами ВТО. Документы ГАТТ/ВТО дают государствам ряд преимуществ, в том числе предсказуемость и надежность во внешнеторговых отношениях, открытость рынков, отказ от дискриминационных ограничений. Механизм переговоров, практикуемый в ВТО, позволяет решать торговые споры и гармонизировать внешнеэкономические отношения государств [1]. Снятие торговых барьеров, в том числе, снижение таможенных пошлин, направлены на создание в странах — участницах ВТО благоприятного инвестиционного климата, а также развитие логистических систем. Модернизированный таможенный кодекс ЕС предусматривает различные формы взаимодействия таможенных служб с деловыми кругами, включая информационный обмен между ними при использовании электронных технологий обработки данных. Что касается взаимодействия предпринимателей в таможенной сфере с властными структурами, то в Европе предоставляются благоприятные возможности для

развития институтов уполномоченного экономического оператора и таможенного представителя [8]. Например, таможенное представительство может быть прямым (таможенный представитель действует от имени и по поручению другого лица) и косвенным (таможенный представитель действует от своего имени, но по поручению другого лица). При взаимоотношениях с таможенными органами таможенный представитель должен заявить, что он действует по поручению представляемого лица, и уточнить, является ли это представительство прямым или косвенным. Тоже самое происходит во взаимодействии таможенных структур ЕС с представителями логистических компаний.

В России, как и за рубежом, существует приоритетная задача - повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов. Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг. Аутсорсинг логистических функций и бизнес-процессов состоит в передаче частично или полностью отдельных логистических функций либо комплексных логистических бизнес-процессов внешней организации — аутсорсеру. В качестве аутсорсера выступает специализированная компания — логистический посредник. Среди логистических посредников особое место занимают логистические провайдеры — организации, оказывающие комплекс логистических услуг на основе аутсорсинга. Другое название сферы деятельности логистических провайдеров — контрактная логистика. И еще одна задача российского бизнеса в области логистики - оптимизация затрат на логистику.

Участие Российской Федерации в международных организациях и экономических союзах [7] предполагает организацию таможенной деятельности в соответствии с международным законодательством. Вступление в августе 2012 года России во Всемирную торговую организацию способствует

унификации и открытости внешнеторговых отношений. Опыт таможенного регулирования зарубежных стран, несомненно, должен анализироваться и оцениваться с точки зрения возможности его применения в российской практике. При этом должны учитываться различные исторические аспекты формирования Таможенного союза ЕС, длительный опыт развития рыночной экономики и капиталистических отношений в странах ЕС [3].

7 мая 2012 года Президентом России был издан Указ № 601«0б основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [11], в соответствии с которым к 2018 году Правительство РФ должно обеспечить не менее 90 процентов уровня удовлетворенности граждан России качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. Согласно пункту 2 Указа в приоритетах Правительства РФ находится формирование системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения, в виде единого ресурса в сети Интернет для общественного обсуждения.

Можно сделать вывод о том, что взаимодействие таможни и бизнеса достижимо по многим направлениям, в том числе:

• информационное взаимодействие [4];

• электронное декларирование на всех видах транспорта;

• сокращение теневого оборота товаров на российском рынке [2].

Каждый вид такого взаимодействия затрагивает вопросы почти всех видов

логистики. Кроме того, такое взаимодействие не будет эффективно без подготовки кадров в таможенной и логистической сферах. На сегодняшний день в рамках образовательных моделей подготовки подобного рода специалистов в РФ необходимо решить следующие вопросы:

• изучить оригинальный опыт исследования взаимодействия государственных структур в развитых странах (например, Великобритании и США);

• осуществить сравнительный анализ англо-американского и континентально-европейского опыта взаимодействия таможенных служб с крупными логистическими компаниями;

• разработать образовательные модели подготовки таких специалистов [5];

• подготовить пакет законодательных предложений для органов государственной власти Российской Федерации по совершенствованию подготовки специалистов в области логистики, а также в области активного взаимодействия таможенной службы РФ с бизнесом.

Во взаимодействии таможни и бизнеса возможны международные и региональные аспекты сотрудничества. Такое сотрудничество позволит повысить пополняемость бюджета РФ за счет таможенных платежей и эффективность работы самой таможни. В литературе весьма хорошо описано взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами, например с Федеральным Казначейством и Министерством Финансов [6], а вот вопросы взаимодействия таможни и бизнеса охвачены мало.

Список литературы:

1. Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. Международные экономические организации: учеб. пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — С. 298.

2. Дорощенко Г.И. Экономические и информационные аспекты взаимодействия таможни и бизнеса на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 42. — С. 33— 39.

3. Ионичева В.Н. Клиентоориентированные механизмы в реализации государственной политики в таможенной сфере. Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 2013.

4. Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия «таможенная информация» в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика //«Таможенное дело», 2012, № 1.

5. Коровяковский Д.Г. Подготовка служащих по специальности «Таможенное дело» на постсоветском пространстве: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Литва // Вопросы современной юриспруденции. — 2014. — № 41. — С. 44—53.

6. Коровяковский Д.Г. Правовые вопросы информационного взаимодействия налоговых органов РФ с таможенными органами РФ, финансовыми органами субъектов РФ, МВД РФ и с банками //«Бухгалтер и закон». 2009, № 5.

7. Коровяковский Д.Г., Понаморенко В.Е., Тыртышный А.А. О правовом исследовании интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Вестник Российского нового университета. — 2010. — № 4 — С. 5—6.

8. Романова М.Е. Европейское таможенное право: учеб. пособие / М.Е. Романова, В.А. Абрамович, Т.Ф. Цеханович; под ред. Т. Херрманна, С.А. Балащенко, Т. Борича, В.А. Гошина. — С. 50.

9. «Собрание законодательства РФ», 14.01.2013, № 2, ст. 109. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

10. «Собрание законодательства РФ», 15.12.2008, № 50, ст. 5977, Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации».

11. «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2338, Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.